Введение Преодолев кризисы 90-х годов и пережив период экономического роста начала 2000-х, наша страна в последние годы находится в весьма противоречивом положении. В 2008 году она со всеми другими странами мирового сообщества пережила всемирный кризис и попала в ситуацию длительной экономической рецессии, которая в значительной мере не преодолена и по настоящее время. К тому же сложность положения России в огромной мере отягощена военно-политическими событиями на Украине и в Сирии. Неординарных действий требует и воссоединение с Россией Крыма. Данные события происходят на фоне существенных изменений политической и экономической ситуации во всем мире. Имеет резкое обострение активность террористических организаций в мусульманских странах. В целом на планете происходит перераспределение центров силы и геополитических отношений. По существу в мире возникает новая военно- политическая и экономическая картина. Осуществление столь масштабных преобразований во все времена сопровождалось весьма масштабными конфликтами, вплоть до мировых войн, которые длились по нескольку лет, принося неимоверные потери, а также многочисленными малыми войнами, растягивавшимися на десятилетия. Данная опасность, которая в настоящее время актуализируется практически для всех стран мирового сообщества ставит перед наукой комплекс вопросов по определению характера происходящего, определения аналогов текущих событий в истории человечества в целях формирования возможностей прогнозирования дальнейшего развития событий, определения путей преодоления возникающих сложностей и обеспечения высокой эффективности реализации всех, предпринимаемых в данных сложных условиях, мероприятий. Практически с нуля следует разработать комплексную теорию современных военно-политических конфликтов и определить в них место решению экономических и гуманитарных задач, позволяющих снизить тяжесть данных конфликтов или, в идеале, даже предотвратить их. Разумеется, что объем научных работ при разработке подобной теории будет большим и разнообразным, с привлечением специалистов разнообразных дисциплин. В связи с этим данную статью следует рассматривать, как одну из первых попыток по разработке данной теории. Диалектика сетевых и тоталитарных конфликтов Всеобщие законы диалектики в военно-политической сфере в значительной мере реализуются в истории человечества в виде периодического изменения их характера с тотально-массового на профессионально-сетевой. То есть, военные конфликты на достаточно длительных исторических периодах, преимущественно ведутся то массовыми армиями, сформированными за счет всеобщего призыва, то - относительно небольшими подразделениями и соединениями, сформированными из профессионалов. Подобные изменения происходили практически на протяжении всей человеческой истории, но для примера достаточно рассмотреть исторический период в последние 400 лет. В качестве эталонной сетевой войны при этом можно рассмотреть 30-летнюю войну в Европе 1618-1648 гг. Так, данная война тогда затронула практически все европейские страны, в том числе и достаточно маленькие, порою имевшие возможность выставить на поле брани лишь несколько сот солдат. В их числе можно отметить Баварию, Саксонию, Пфальц, Гессен-Кассель, Брандербург, Трансилье, Нидерланды, Данию, Швецию, Францию, Англию, Савой, Россию, Испанию, Польшу, Папскую область в Италии. Первоначально война начиналась в виде религиозной, отражавшей противоречия между католицизмом и протестантизмом, но позднее вылилась в войну за продвижение экономических интересов различных стран и особенно социальных групп в них. По существу данная война стала родами новой для того времени общественно-экономической формации - капитализма. Ход данной войны характеризовался весьма развитой сетью политических интриг, многие из которых до конца не поняты и в настоящее время. Заключались и распадались разнообразные союзы между участниками войны, причем часто меняясь на противоположные. Огромную роль во всех отношениях, связанных с войной играли экономические организации, например Ганзействий союз [1], корпорация венецианских купцов и/или корпорация ломбардских банкиров. Сами боевые действия велись относительно небольшими армиями, собранными по наёмному принципу. Считается, что солдаты при этом были весьма профессиональными, но их боеспособность в целом была достаточно низка, поскольку они абсолютно не были мотивированы какими-то идейными соображениями. А деньги не мотивировали их ни на стойкость, ни на дисциплину, ни сна самопожертвование. Весьма пестрым был и национальный состав воинских подразделений, при этом у воинов практически отсутствовало чувство патриотизма. Всё это в совокупности определяло то, что отдельные солдаты-наемники или целые их подразделения часто переходили на сторону противника, особенно если он предлагал соответствующую оплату. Следует отметить, что мирное население стран втянутых в данную войну, активного участие в ней не принимало, предпочитая нести лишь экономические повинности. В целом при этом весьма широко было развито явление, которое позднее будет названо коррупцией. Органы местного управления весьма широко использовали дополнительные поборы с населения с целью давать откуп (взятки) воинским формированиям за снижение ущерба подведомственным территориям. Разумеется, что выплачивались данные суммы командирам воинских формирований, что создавало атмосферу абсолютного приоритета личных интересов данных командиров над общими. В целом в воинских подразделениях наблюдалась резкая сегрегация воинов по уровню благосостояния, а также по тому, что командиры находились в тылу и практически не подвергались опасности, в то время как простые воины подвергались опасности систематически и не несли больших потерь только вследствие того, что были неустойчивы и быстро разбегались когда опасность обострялась. Как правило, в целом потери подобных формирований были относительно низкими и формировались главным образом из числа заболевших инфекционными заболеваниями, то есть были не боевыми. Общий уровень напряженности и ожесточенности боевых действий был низок. Профессионалы воевали с профессионалами за чужие интересы, пытаясь не упустить своей выгоды. Это делало войну занятием весьма привлекательным для аристократии и высших слоев общества. Во главе армий, таким образом, ставились представители самых высоких фамилий, достаточно вспомнить принца Евгения Савойского, принца Конде, графа Р. Монтекукули, маркиза С.П. де Вобана, герцога А. фон Валенштайна, виконта Анри де Ла Тур д’Овернь де Тюренна и других. Кроме того, военные действия сетевого характера носили, как правило, весьма длительный период. Недаром, приводимая в пример война носит наименование «тридцатилетней». И объясняется это двумя причинами. Во-первых, именно эти войны часто затрагивают глубинные пласты социальных изменений, формируя развитие общества на долгие годы вперед и закладывая основы формирования новых производственных отношений, и как уже отмечалось выше, новые общественно-экономические формации. Во-вторых, сами данные войны рассматриваются, как источники получения благ, особенно в отношении командного состава воюющих сторон. Здесь и высокая власть и авторитет, и высокая оплата и возможности получения трофеев и множество других преференций, делающих невыгодным для больших генералов быстрое прекращение подобных войн. Причем отсутствие в данных войнах единой цели и идеологии весьма способствует затягиванию конфликтов. В целом период, когда войны проводились по преимущественно сетевому принципу был достаточно долог, вплоть до конца XVIII века. Они шли и позже, но Великая французская революция выдвинула на авансцену Европы относительно новый вид войны - войны тоталитарной. В строгом смысле слова этот вид войны имел место и раньше - некоторые античные войны, нашествие гуннов по управлением Аттилы , монгольское нашествие, войны арабского халифата и другие, но французские войны наиболее позволяют наиболее ярко выделить характеристики тотальных войн и показать их диалектическое различие с сетевыми. Основным различием тоталитарных войн явилось нарастание идеологической составляющей в их информационном обеспечении. Французы были уверены, что несут феодальной Европе на своих штыках действительно привлекательные идей «равенства и братства». Им сопутствовали яркие победы до тех пор, пока они активно претворяли эти идеи на завоеванных территориях. Особенно до тех пор, пока они проводили раскрепощение крестьян в оккупированных странах. В этой связи, в России, где они раскрепощения проводить не планировали и не стали итог вторжения таким, каким он стал, сразу же стал закономерен и неизбежен. Тоталитарные войны практически всегда велись по национальному принципу. Идеологическая составляющая в совокупности с национальной, а также участие в этих войнах широких народных масс и всех сословий обеспечивали для тоталитарных войн весьма высокую роль патриотизма в армиях воюющих сторон. С организационной точки зрения французские революционные войны велись огромными армиями, сформированными на принципах всеобщей воинской обязанности. Данные армии не имели высокого профессионализма, но были воодушевлены и самоотверженны, что придавало им весьма высокую боеспособность. Впрочем приобретаемый со временем боевой опыт в сочетании с новыми, подсказанными практикой, методами и приемами вооруженной борьбы, делал их гораздо более сильными, чем вышколенные армии построенные с учетом подготовки для сетевых войн. Примером этого может служить победы французской армии по Йеной и Ауэрштедтом в 1806 г., когда она практически без труда разбила пруссаков. Показательно, что в один денно 14 октября 1806 г. в двух несвязанных друг с другом сражениях и с одинаковым итогом, с весьма низкими собственными потерями. Характеристиками тотальных войн является высокая их интенсивность и относительно краткий срок протекания. Войны Франции в республиканский и наполеоновский период, растянувшиеся почти на 30 лет не следует рассматривать как единый комплекс. Здесь следовало бы говорить о целом ряде войн, каждая из которых была относительно короткой. Для них характерно отвлечение от нормальной экономической жизни значительных материальных и человеческих ресурсов, а также огромные потери. Всего в наполеоновских войнах Франция и её союзники потеряли 1,4-1,6 млн. чел., а их враги 1,8-2,0 млн. чел. [6] Тотальные войны наносят весьма существенный вред демографии воюющих стран, выкашивая целые возрастные группы мужчин. В 1813-14 гг. во Франции в армию призывались молодые люди 15-14 летнего возраста, поскольку призывники более старших возрастов были уже убиты в прежних боях. Примечательно, что после взятия Парижа русской армией 19.03.1814 г. не повлекло длительного пребывания русской армии в данном городе. Уже в первых числах мая основные силы русской армии направились обратно в Россию [7]. В качестве одной из причин такой спешки было высокое дезертирство по причине того, что за наших солдат стали активно выходить замуж французские невесты. Умные французские отцы, понимая трудность пристроить своих дочерей замуж в стране, где практически всё мужское население выбито войной, активно предоставляли и приданное и наследство нашим дезертировавшим солдатам, только бы выдать дочерей замуж. По существу после наполеоновских тотальных войн демография Франции так и не восстановилась, тем более, что ей был нанесен второй жесточайший удар в ходе другой тотальной войны - Первой мировой (1914-1918 гг.). Тотальные войны ведутся на основе предварительной идеологической подготовки, и вообще идеологическая составляющая данных конфликтов является весьма существенной. Именно идеология служит одним из основных факторов мобилизации всех сил для достижения победы и готовности нести значительные потери, но она же в огромной мере обусловливает массовый героизм и определяет победу. Примечательно, что идеологический аспект в ходе тоталитарных войн значительно превалирует по своей значимости над экономическим. В ходе них практически во всех случаях экономические интересы жертвуются идеологическим. Высокая роль идеологии в тоталитарных конфликтах позволяет четко определить противостоящие стороны и значительно упрощает всю систему отношений, связанных с конфликтами, в том числе с союзниками и третьими лицами. Здесь в значительной мере работают принципы «враг моего врага - мой друг» и «друг моего врага - мой враг». Тоталитарные войны ведутся массовыми армиями, сформированными на основе всеобщей мобилизации. Исходя из этого, с учетом четко определенной идеологии конфликта, тотальные войны часто приобретают народный характер. Командный состав армии в таких конфликтах, также весьма близок к народным массам. Так, маршал М. Ней - сын бондаря, маршал Л. Бертье - сын ученого-картографа, маршал Л.Даву - сын лейтенанта, маршал И.Мюрат - сын трактирщика, маршал Ж. Серюрье - сын кротолова. И таких примеров много, тоталитарные войны предоставляют социальные лифты и часто формируют целые плеяды выдающихся руководителей, способных справиться с самыми сложными задачами. Применительно к тоталитарным конфликтам обычно легко определить их экономические последствия. Как правило, такие последствия бывают особо тяжелыми для одних участников конфликта и весьма положительными для других, или третьих лиц. Реализуется кардинальное перераспределение богатства. Тоталитарные войны на многие десятилетия вперед определяют экономическое положение стран-участников и мировых рынков в целом. Франция, например, по итогам франко-прусской войны (1870-1871 гг.) потеряла две провинции, обладающих природными ресурсами, необходимыми для проведения индустриализации, а также выплатила контрибуцию Германии в размере 5,0 млрд. франков [9]. После данной войны Франция полностью попала в русло политики Великобритании, потеряла конкурентные позиции на финансовых рынках, так и не вернув их по настоящее время. Кроме того, она также за счет контрибуции в значительной мере профинансировала индустриализацию Германии, превратив её в мощнейшую страну, проведшую потом практически в одиночку две мировые войны практически против всего мира. По итогам тоталитарных конфликтов практически всегда можно однозначно определить зачинщиков и победителей. В случае пересмотра итогов данных конфликтов, что иногда случается спустя определенное время, подобный пересмотр требует значительных усилий, но практически не приносит эффекта. Сетевые конфликты в отличие от тоталитарных практически, как уже отмечалось выше, никаких однозначных характеристик не имеют. По существу не существует даже однозначного наименования подобных конфликтов. Сейчас в науке и публицистике фигурирует одновременно несколько терминов: гибридные конфликты, точечные конфликты, ну и, используемый нами, сетевые конфликты. В данной статье не будем рассматривать их различий, полагая, что это одно и то же, но в целях попытки поиска эффективных механизмов предотвращения или достижения победы в данных конфликтах рассмотрим ряд современных специфических характеристик сетевых конфликтов, а потом попытаемся выработать рекомендации по укреплению устойчивости России в условиях подобных конфликтов. Сетевые структуры и их участие в сетевых конфликтах Одной из наиболее ярких особенностью современного экономического развития в масштабах мировой экономики в целом и экономики России в отдельности является широкое распространение сетевых экономических структур. В обывательском смысле в качестве примера подобных структур, прежде всего, можно привести многочисленные сетевые магазины многочисленных фирм, которые сейчас распространены практически во всех населенных пунктах. Принимая во внимание, что в последние десятилетия в мире наметился переход от преимущественно тоталитарных конфликтов к сетевым, следует особо подчеркнуть, что обеспечение безопасности перед любыми конфликтами, во все времена требовало систематической деятельности и весьма высоких затрат. Только на этой основе можно добиться высокой эффективности действий и, в конечном счете, добиться победы. Причем разработка и осуществление мероприятий требует глубокого анализа существующего состояния дел. Такой анализ позволит выявить тенденции развития негативных процессов и выработать адекватные меры для обеспечения действенных инструментов и механизмов ответа на угрозы. Достаточно вспомнить такие торговые организации как «Магнит», «Радеж», «Ашан», «Мега», «Метрика», «Эльдорадо», «Эссен» и многие другие. Википедия указывает на наличие в России 78 сетевых торговых организаций [3]. Знатоки могут указать, какая из данных фирм, чьей является собственностью и в каком из регионов России была организована. Наверное с практической точки зрения это весьма важно. Но теория относится к явлению сетевых организация, подчеркивая, что значение владельцев и географической приуроченности подобных структур значения практически не имеют. Основная характеристика и сила данных организаций в их обезличенности и массовости привлечения средств. По логике данные организации должны находиться в жестокой конкуренции, но в огромном количестве они принадлежат одним и тем же собственникам, число которых благодаря свободе финансовых рынков весьма велико и может включать в себя представителей многих стран. Начиная с 90-х годов работа сетевых торговых организаций является наиболее рентабельной во всем мире, поэтому и финансовые инвестиции в них являются наиболее активными. На финансовом рынке вложения в сетевые организации приносят наиболее высокие и стабильные дивиденды, поэтому и крупные и мелкие инвесторы с высокой готовностью вкладывают в них свои средства. При всем том, если начинать рассуждать с профессиональных экономических позиций, то в качестве сетевых структур следует рассматривать не столько торговые, сколько финансовые организации, поскольку именно они определяют состояние дел. История создания крупных финансовых организаций весьма длинна и темна. По всей видимости основные из них ведут свою родословную ещё с эпохи шумеров. Они прошли цивилизации античного мира, средневековья и стали основой капиталистического общества и построения рыночного хозяйства. Они же являются основными инициаторами и организаторами современных глобализационных процессов. Одной из особенностей истории развития финансовых структур является то, что они всегда существовали и развивались в условиях весьма острой внутренней конкуренции внутри финансовых кланов, кланов между собой и финансового капитала в целом с существующими государственными структурами. Противоборство с государственными структурами осуществлялось вследствие того, что государства устанавливали границы между собой, защищали свои внутренние рынки и препятствовали свободному переливу капитала. Отсюда именно мировые финансовые структуры были основными субъектами продвижения идеей интернационализма, снижения роли государства и общей либерализации практически всех сторон жизни. Ещё одной особенностью существования мировых финансов в целом их отдельных кланов является то, что они находят свою опору в реальном секторе экономики, а также в торговых и других организациях создавая мощные пирамиды, охватывающие целые отрасли, регионы, группы крупных предприятий и т.п. Основным инструментом функционирования финансов является банковская система. Выпуская ценные бумаги, для продажи на финансовом рынке она позволяет привлекать в банки средства практически всех экономических субъектов мировой экономики от самых крупных, до отдельных граждан. А нивелирование государственных границ в условиях современной глобализации формирует финансовые пирамиды, которые практически не имеют привязанности к отдельным государствам и нациям. Например, в филиалы английских банков, расположенных в Гонконге (Китай) свои операции проводят китайские агенты, держат там свои средства и осуществляют финансирование своих проектов. При этом вопрос о том будут ли граждане Китая ассоциировать свои интересы с Великобританией или нет, превращаются в риторический [5, 68]. При всем том, всемирность финансовой системы заходит ещё дальше. Ещё на заре формирования капитализма в XVIII-XIX вв. стали формироваться мощные финансовые структуры по отношению к которым даже невозможно определить их государственную принадлежность вообще. В экономической литературе при этом родился специальный термин «транснациональные корпорации». Это вообще, как правило, мощнейшие структуры, оперирующие огромнейшими средствами и имеющими высочайшее влияние практически на все происходящие процессы. В качестве наиболее яркого примера транснациональной корпорации можно привести Организацию объединенных наций (ООН). Сама по себе данная организация имеет статус неправительственной и гуманитарной, но при ней имеется Всемирный банк, обеспечивающий её деятельность и являющийся главным субъектом интересов ООН. Именно Всемирный банк является донором мощнейших финансовых структур типа ЮНИСЕФ, МККК (Международный комитет красного креста), УВКБ, УВКООНПЧ;ВПП, всего 130 организаций [8], которые реализуют различные весьма широкие гуманитарные программы, но при этом оказывают весьма действенное влияние на политику тех стран, где они эти программы реализуют. Можно попытаться продолжить раскрытие широты спектра разнообразных организаций, имеющих весьма крупные средства и лоббирующие свои интересы в современном глобальном мире, но при этом легко утонуть в деталях, поскольку данный спектр практически безграничен и охватывает сетью весь земной шар. Достаточно уточнить, что многие данные организации лоббируют свои интересы весьма активно, располагают огромнейшими финансовыми и материальными средствами, оказывают огромнейшее влияние на политические структуры. Более того, они практически всегда также располагают собственными структурами безопасности привлекая к их работе высоко профессиональных специалистов специальных служб. А это уже создает потенциальную возможность для соответствующего участия данных структур в разнообразных конфликтах прямо или косвенно. Косвенное участи при этом может осуществляться путем привлечения за соответствующую плату разнообразных законных и полузаконных формирований. Например, формирований самообороны «Правого сектора» современной Украины. Ещё одной особенностью современных конфликтов является высокая эффективность применения в ходе них, так называемой «мягкой силы». Спецификой современных военных действий является то, что они осуществляются в условиях весьма активной работы разнообразных СМИ. Это требует в обязательном плане представить все силовые акции как учитывающие негативные последствия для мирного населения и сводящие их минимуму. Примечательно, что гуманитарная составляющая всех современных конфликтов весьма велика. Победитель в конфликтах, начиная со второй мировой войны, осуществляет жизнеобеспечение населения восстанавливает хозяйство побежденной стороны. При таком исходе лучше в ходе конфликта разрушения свести к минимуму. При таком раскладе становится желательным вообще военных действий не вести. Общий алгоритм при этом состоит в том, чтобы привлечь на свою сторону элиту противника, предложив ей соответствующие выгоды, обеспечить на противника активное информационное воздействие, и продемонстрировать противнику собственную силу, поставив его перед выбором почетной капитуляции или разгрома. Весь комплекс подобных сил сейчас называют мягким. Сейчас наличие комплекса мягких сил рассматривается, как главный фактор победы в сетевых конфликтах. Ну и, наконец, последней из рассматриваемых в данной статье, особенностей сетевых конфликтов, в настоящее время является создание военных операторов. Под военными операторами при этом следует понимать создание крупными державами специальных мелких, но формально самостоятельных, государственных образований для ведения сетевых войн в интересах данных держав. История создания подобных операторов достаточно стара. Так, сразу же после развала Российской империи странами антанты из её осколков был организован целый ряд военных операторов, чье предназначение было ведение сетевой войны против СССР. Это Польша, Румыния, Прибалтийские страны. На юге в отношении СССР была предпринята попытка организации басмаческого движения непосредственно на территории советских среднеазиатских республик с территорий Афганистана и Ирана. Примечательно, что с развалом СССР история повторилась на новом уровне. Сейчас формируются военные операторы из таких стран как Грузия, Украина, Латвия, Литва, Эстония, Польша, Румыния. В качестве самой яркой страны - оператора можно представить Израиль, который в настоящее время является главным проводником интересов США на территории Ближнего востока. Успехи Израиля, а особенно американские финансовые вливания в данную страну, обуславливают то, что бывшие республики СССР и социалистические страны не просто пытаются стать военными операторами стран запада, но и активно конкурируют между собой по этому поводу. В целом практически все наиболее крупные страны сейчас уже имеют подобных военных операторов. Таким образом, современная политическая и экономическая ситуация в мире характеризуется весьма пестрой картиной организаций и интересов, которая препятствует однозначному пониманию ситуации, определению устремлений различных сторон конфликтов, да и самих подобных сторон. В этих условиях конфликты могут носить только сетевой характер, чье развитие и окончание может приобретать весьма неожиданные формы. Россия в современных международных конфликтах Рассматривая положение России в системе современных конфликтов, следует, прежде всего определиться с понятием современный. В рамках данной статьи под данным термином понимается период с развала СССР по настоящее время. Все эти годы развитие страны проходило в рамках специфической концепции весьма отличной от ранее существовавшей. Имелась соответствующая система ценностей, существовала специфическая социальная группа, чьи интересы являлись господствующими, применялись определенные методы управления, особым образом строились международные отношения и осуществлялось тому подобное, что определило для России её нынешнюю ситуацию. И не только её, но и ближайшее будущее, полагая, что будущее есть лишь более-менее длительное продолжение прошлого. Причем для России с её инертностью - достаточно длительное и объективно обусловленное будущее. Так, современное состояние России в подавляющей мере зависит от тех мероприятий, которые осуществлялись в стране во второй половине 80-х годов и на протяжении всех 90-х годов, обусловивших его высокую противоречивость и сложность. Из наиболее важных характеристик России применительно к обострению сетевых конфликтов можно отметить следующие: -- высокая сложность экономического положения, снижение экономического потенциала страны; -- неопределенность экономического положения, отсутствие адекватной экономической статистики; -- неопределенность субъекта собственности экономических объектов; -- низкая степень концептуальной определенности обеспечения безопасности; -- неопределенность политической обстановки мира, неопределенность союзнических отношений; -- значительное число сетевых конфликтов на территории России, у её границ и вовлечение страны в сетевые конфликты в различных регионах мира. Начало резкой экономической дестабилизация, приведшей Россию на грань экономического коллапса следует относить к 1985 г. Тогда во главе страны, ещё бывшего СССР, встал М.С. Горбачев. Практически с момента занятия руководящего поста он начал разрушать плановую экономику, что сразу же стало негативно сказываться на социально-экономическом развитии. Основным фактором ухудшения в те годы можно представить падение курса национальной валюты. Начались также процессы снижения объемов производства в натуральном выражении, но это сразу же стало вуалироваться за счет указанного падения курса рубля. В статистике народного хозяйства огромный рост экономики в стоимостном выражении стал создавать иллюзию улучшения экономического положения страны, хотя объемы реально выпущенной продукции практически по всем показателям стали сокращаться. Причем данные тенденции год от года нарастали и к моменту крушения Советского Союза в 1991 г. курс рубля с 70 коп за 1 доллар США, упал до 100 руб. за 1 доллар. Причем данное падение осуществлялось настолько быстро, что сейчас даже если попытаться поднять статистику тех лет, то никаким образом нельзя соотнести с современными ценами и объемами производства. Впрочем, самое худшее было ещё впереди. Наиболее тяжелое падение началось после развала СССР. Практически все 90-е годы экономика страны находилась в состоянии крутого пике. Инфляция и падение курса рубля были настолько велики, что в 1994 г. в стране дважды производилась переоценка основных средств: в начале года с коэффициентом 16,4, а в конце года - 22,6. То есть всего с 1985 г. стоимость основных средств официально упала в 370,7 раз. В целом к 1998 г. цена 1 доллара США достигла порядка 6000 руб. Цены даже на самые простые товары народного потребления стали исчисляться в тысячах. В целом это привело к необходимости проведения в 1998 г. такого своеобразного акта, как деноминация. То есть, было принято решение убрать с денежных знаков три нуля, переведя показатель тысячи рублей в рубль [2]. Цена доллара таким образом стала 6 руб., но практически сразу же за осуществлением деноминации разразился валютный кризис, и в один день цена за доллар подскочила более чем до 24 руб. Кроме того, все 90-годы весьма сильно лихорадило бюджет страны. Рос бюджетный дефицит. Страна находилась под угрозой дефолта. Тяжелейшие времена переживала армия страны. Практически не существовало ни одной сферы, где не имелось бы больших сложностей. Ещё более тяжелые последствия развала СССР испытывали его бывшие национальные республики. В следствие разрушения ранее существовавших экономических связей экономика практически всех республика попала в тяжелейшие кризисы. По их территории прокатился ряд гражданских войн или вооруженных конфликтов друг с другом. Сама Российская Федерация провела две войны с Чечней. Все данные конфликты носили ярко выраженный сетевой характер. В них участвовали самые разнообразные формирования под самыми разнообразными лозунгами, сформированные непонятно какими силами, вооруженные и снабжаемые непонятно из каких источников. Причем если бросить панорамный взгляд на всё происходящее сразу, то можно прийти к выводу, что шла одна общая сетевая война, более или менее охватившая территорию бывшего СССР, где Россия была одной из главных участниц. Вследствие сетевого характера конфликтов, даже нельзя однозначно понять, проиграла в этой войне Российская Федерация или выиграла. До настоящего времени остаются непонятными силы, которые стояли за спиной происходящего, неясны их цели. Быть может с позиций этих сил были достигнуты и положительные результаты, но в целом страна приобрела в итоге большой комплекс проблем. Данные проблемы весьма негативно отразились, прежде всего, на экономическом потенциале страны. Были закрыты сотни крупных предприятий. Общий объем производства продукции в стране по сравнению с показателями первой половины 80-х годов составляют порядка только 60%. Потеряны многие рынки, в том числе и рынки бывших республик СССР. Дело стало выправляться только с началом 2000-х годов, когда в стране власти пришла новая команда, начавшая наводить порядок. Впрочем, глубина падения была такова, что и сейчас экономика страны далека от идеала. По данным В.М. Симчеры по состоянию на 2013 г. доля убыточных предприятий в стране составляет 40,0%, степень износа основных российских фондов составляет 75,4%. Имеется множество проблем в налоговой системе страны. Уровень налогообложения доходов составляет 90.0%, подавляя экономическую активность и препятствуя развитию бизнеса, при этом же уровень уклонения от уплаты налогов - 80,0%. Разница в ценах производителей и розничных продавцов 3,2 раза, что указывает на немилосердное накручивание цен за счет существования длинных цепочек посредников, что является основой функционирования коррупционных финансовых схем. Уровень безработицы 10-12% трудоспособного населения. Весьма активно работают механизмы увода экономики в теневой сектор. Всего объем теневого сектора равен объему официальной экономики. Активно работают коррупционные схемы в сфере модернизации экономики, не принося никакого практического эффекта. Здесь сами инвестиции доходят до целевого использования лишь в размере 4-5%. Вместо 750,0 млрд. руб., направленных на техническую модернизацию в последние годы было практически освоено лишь 30,0 млрд. руб. Сложное положение существует и в вопросе проникновения зарубежного капитала в экономику России. Так, иностранным собственникам принадлежит порядка 60% имущества страны. На долю иностранного бизнеса приходится до 70.0% прибылей. Иностранному бизнесу же принадлежит до 90% акций российских предприятий [4]. На практике даже управленческие работники отечественных предприятий часто не знают на кого они работают и куда уходят доходы. В этих условиях во многом остается загадкой, как руководству страны удалось в 2000-х годах, стабилизировать социально-экономическое развитие, и в общем обеспечить рост жизненного уровня населения. По сравнению с 90-ми годами. когда инфляция была непрерывной и галопирующей в десятки раз ежегодно, в 2000-х имело место лишь три более-менее серьезных экономических провала, которые после их реализации отчасти нивелировались. Курс рубля упал приблизительно на 20,0% в 2008 г. вследствие мирового финансового кризиса, а потом дважды падал в 2014 и 2015 гг. в 3-4 раза. Причем в данный момент (октябрь 2016 г.) он постепенно отыгрывает свои позиции, увеличив свою цену после последнего падения почти на 25,0%. Остается лишь догадываться чего это стоит конкретным руководителям страны, которую поставили в положение безальтернативного решения по воссоединению с Крымом, обложили санкциями и втянули в сетевую войну в Сирии. Удивляет эффективность и изощренность их действий на фоне действий их же партнеров и соперников, которые традиционно считаются самыми эффективными в мире. Впрочем, достоин удивления и запас устойчивости российской экономики и её военно-промышленного комплекса, которые обеспечивают победы в современной весьма сложной ситуации, а также демонстрируют потенциал роста на основе внедрения самых передовых достижений научно-технического прогресса. Это ведь на сколько мощен был военно-промышленный и на сколько передовыми были наработки отечественных ученых, что практически после 30-летнего забвения Россия начинает вырываться на самые передовые рубежи в области обороноспособности и политического влияния. Подводя резюме современному положению России в сетевых конфликтах можно отметить яркую противоречивость. С одной стороны Россия в настоящее время имеет целый комплекс проблем преимущественно экономического характера. С другой стороны в последние 2-3 года Российская Федерация восстанавливает свои геополитические позиции. Имеет место противоречие, которое должно быть устранено или хотя бы смягчено. Это требует от страны осуществление комплекса мероприятий, прежде всего, экономического и идеологического характера, которые смогли бы позволить укрепить положительные тенденции. Пути усиления России в конфликтах и вызовах Определение путей совершенствования современных социально-экономических систем в качестве своей основной сложности имеет то, что мировой прогресс находится в точке бифуркации, когда развиваться дальше по старому нельзя, а по новому ещё непонятно как. В то же время, начальным явлением развития событий на долгие годы вперед может стать какое-то даже малое явления, которое в настоящее время не учитывается как достаточно важное. В этой связи следует, прежде всего, разобраться с характером общего исторического периода, который сейчас имеет место быть. Данная характеристика должна понять своё место, а уже отсюда можно будет определить перспективы и мероприятия для того, чтобы в этих перспективах позиционировать страну наилучшим образом. Так, основными характеристиками современного периода можно отметить следующие: -- систематическое развитие глобализационных процессов; -- снижение роли государства в реализуемых процессах; -- возрастание роли транснациональных структур; -- деиндустриализация передовых стран, со- здание в них инновационных кластеров; -- перенос производственных мощностей в страны Индокитая, Китай и Индию. Всё возрастающая интеграция мировой экономики и переход подобной интеграции в новое качество стало осознаваться уже в 70- годы прошлого века. Данное понимание поставило перед мировым сообществом вопрос о том, как данной тенденции придать организованный характер и какой причиной построение нового порядка оправдать. В качестве подобной причины было выбрано возрастающее негативное воздействие всемирной экономики на окружающую природную среду. Эта и в правду серьезная проблема позволила наилучшим образом разработать ряд мер по снижению роли государства и конвергенции капиталистической и социалистической систем для достижения устойчивого развития мирового сообщества. Несколько лет идея устойчивого развития активно пропагандировалась и осознавалась мировым сообществом. Отчасти она стала причиной развала СССР и перехода России к рыночному развитию. Непосредственно главный мировой форум, ознаменовавший начало эпохи устойчивого развития и начала глобализации состоялся сразу же после крушения СССР в 1992 г. Им явилась Международная конференция по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро. В целом идеи устойчивого развития носят весьма высокую привлекательность. Практически всё мировое сообщество активно к нему присоединилось и стало перестраивать свою жизнь в соответствии с данной концепцией. Однако, к настоящему времени стало всё более четко осознаваться, что путь построения глобальной экономики тернист и приводит к целому комплексу разнообразных проблем. Это и свехэксплуатация работников стран, куда было вынесено промышленное производство. Это и неконтролируемое нарастание миграционных процессов, особенно в Европу, да и в сами США со стороны латиноамериканских стран. Это и нарастание напряженности в странах арабского востока и других странах, обладающих запасами нефти. А также усиление Китайской мощи, влекущей собой изменение центров силы в мировом сообществе. Сама наиболее передовая страна мирового сообщества - США, в настоящее время превратилась в кластер транснациональных корпораций, который сохраняется данными корпорациями лишь совершенно прагматических целях защиты интересов данных корпораций вооруженными силами. В этих условиях для того, чтобы определить основные направления стратегии развития России с учетом повышения её успешности ответов на угрозы сетевых конфликтов, следует определить желательные характеристики тех результатов, которые будут получены после реализации данной стратегии: -- обеспечение динамичного экономического роста народного хозяйства страны; -- систематическое повышение жизненного уровня населения России; -- улучшение демографического положения; -- повышение органической интеграции экономики России во всемирный рынок; -- укрепление связей с США, странами Евросюза, Китаем и другими ведущими странами мирового сообщества; -- укрепление обороноспособности России на новом научно-техническом уровне; -- предоставление благоприятных возможностей для национального развития всех наций и народностей, проживающих в России; -- укрепление и повышение эффективности сотрудничества России в Евразийском союзе и УВКБ, куда входят страны бывшего СССР; -- улучшение имиджа России. Достижение данных положительных характеристик в существующих условиях весьма проблематично. Благодаря весьма эффективным действиям России в системе международных отношений, базирующимся на мощнейшем советском военно-промышленном наследии, которое частично ещё сохранилось, в самое последнее время удается возвращать свои позиции. Однако, данные успехи не смогут носить длительного характера и эффективные позиции России с расчетом на длительную перспективу могут быть обеспечены только, если удастся принять комплекс мер по совершенствованию её экономического положения. При этом экономическое репозиционирование России должно начинаться не только непосредственно с экономики, но с вопросов концептуально-идеологических, позволяющих установить систему ценностей и определить идеальные цели, дающие возможность осознать и интегрировать действия самых разнообразных лиц по достижению интересов страны. Таким образом, в составе мероприятий, которые следует осуществить для дальнейшего социально-экономического развития страны можно отметить следующие: -- разработка теории интересов России по значительному комплексу аспектов: территориальных, субъектных, демографических, политических идеологических, информационных и т.п.; -- разработка идеальной цели Российской Федерации и системы задач, по её достижению; -- уточнение концепции социально-экономического развития страны с учетом обеспечения устойчивости данного развития по всему спектру критериев безопасности (продовольственной, энергетической, государственной, общественной и т.п.); -- эффективная реорганизация структуры отечественной экономики, особенно в отраслях военно-промышленного комплекса; -- усиление защиты внутреннего рынка России; -- развитие экономических проектов с учетом сотрудничества со странами бывшего СССР. Вышеприведенные мероприятия методологического характера позволят повысить уровень интеграции всех предпринимаемых действий, а также должны будут в значительной мере мотивировать практически всю страну на активную деятельность. В самом простом объяснении данные мероприятия должны принести ясность кто за кого и в чьих интересах проводятся те или иные действия. При формировании рекомендуемой системы интересов и прочего есть смысл разделить их на идеальные и реальные, а также предложить такие, чтобы они имели высокую привлекательность не только для граждан России, но и всего мира. История показывает, что подобную методологию можно строить на основе библейских ценностей, адаптируя их для современного общества. Действеннее данных ценностей человечество ничего не выработало и наверняка выработать не сможет. Мероприятия экономического характера целесообразно строить на укреплении вертикали власти, в том числе и непосредственно в промышленном секторе экономики. Многое в данном направлении и подобным образом уже делается. Так, созданы ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (2006 г.), АО «Объединенная судостроительная корпорация» (2007 г.), ОАО «ВПК „НПО машиностроения“» (2007 г.). Они сейчас и служит основой возрождения русской мощи, или иначе, создание отечественных объединенных военно-промышленных корпораций привело к возвращению Россией своих международных позиций. Разумеется, что данный курс целесообразно продолжить в целях упрочения российских позиций и обеспечения её устойчивости в современных сетевых конфликтах. В прочем, вопрос создания и работы военно-промышленных корпораций весьма многогранен и в настоящее время малоисследован. Есть смысл посвятить ему отдельную научную работу, тем более что данная тема имеет, по истине, стратегическое значение. Заключение Подводя итог данному исследованию можно подчеркнуть, что современная действительность в качестве одного из своих вызовов выдвигает новый вид конфликтов - конфликтов сетевых. Данные конфликты закономерно вписываются в диалектику истории войн. Они отличаются высокой сложностью и противоречивостью. Укрепление России перед лицом возникновения данных конфликтов должно осуществляться в весьма сложных условиях, когда наша страна имеет большой комплекс проблем и противоречивое положение на мировом рынке, когда невозможно однозначно определить союзников и даже собственные интересы. Традиционно Россия могла создавать весьма эффективные механизмы для ответа на прямые угрозы, но многое теряла в тех случаях, когда ситуация имела высокую неопределенность. В этой связи перед страной стоит большой комплекс задач по обеспечению своей устойчивости и оборонной мощи. В принципе данный комплекс задач хорошо осознается, имеются большие возможности для решения этих задач и уже многое в этом направлении делается. Но было бы полезным внести больше определенности, каково наше партнерство с другими странами и какие общие цели преследует Россия. Это несомненно позволит быть нашей стране и всем её социально-экономическим системам более адекватными в современных вызовах и угрозах.