Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
На протяжении последнего десятилетия университетское образование во всем мире претерпевает ряд системных трансформаций. Эти трансформационные процессы являются следствием усугубления ключевых проблем глобальной системы высшего образования: нарастания оторванности университетского образования от потребностей общества и экономических реалий; чрезмерной дороговизны получения высшего образования; консервативности методов организации образовательного процесса. Поэтому ощущение кризисности в развитии университетского образования во многом связано не только с ростом неопределенности внешней среды, но и, в первую очередь, с несоответствием всей системы высшего образования актуальному социально-экономическому контексту. В российской литературе акцент в изучении проблем функционирования университетов смещен в сторону различных экономических теорий (теории организации, теории государственных финансов, теории рынка). При этом зачастую игнорируются социальные аспекты деятельности вуза, закономерности его функционирования как социальной системы и общественного института. Между тем, в проводимых в развитых странах исследованиях, социальная роль университетов все чаще выводится на первый план, и в качестве дискуссионного ставится вопрос о сочетании различных миссий университета: преподавательской («первая роль» университетов), исследовательской («вторая роль») и социальной - взаимодействия с регионом («третья роль»). Реализация «третьей роли» университетов посредством повышения их вклада в развитие местных сообществ, городов и территорий - одна из ключевых задач развития высшего образования в глобальном контексте - функция социальной ответственности университетов. Под социальной ответственностью высших учебных заведений российские исследователи преимущественно подразумевают деятельность университетов, связанную с содействием социально-экономическому развитию регионов, прежде всего, через подготовку кадров и укрепление потенциала вузовской науки [1]. Иными словами, социальная ответственность университетов заключается в обеспечении региона квалифицированными специалистами. Более широко социальная ответственность университетов трактуется исследователями [2], которые включают в него качество профессиональной подготовки выпускников, обеспечение количественной потребности национального рынка труда в профессиональных кадрах (иными словами оптимизация структуры выпуска специалистов), повышение конкурентоспособности специалистов, обеспечение финансовой самостоятельности вузов. Таким образом, проводится аналогия между социальной ответственностью университетов и корпоративной ответственностью бизнес-сообщества. Аналогичной точки зрения придерживаются и участники проекта «Университет и сообщество», реализованного Фондом «Новая Евразия» [3]. В качестве наиболее широкого понимания социальной ответственности университетов можно привести пример формирования политики в области социальной ответственности в Уральском федеральном университете. Руководством университета была утверждена политика социальной ответственности, которая представляет собой совокупность добровольных обязательств университета, вырабатываемых с участием заинтересованных сторон, выполняемых, в основном, за счет собственных средств Университета, по выполнению социальных программ и проектов, направленных на развитие университета, улучшение взаимодействия с обществом, бизнесом и властью, поддержку развития региона и страны. В свою очередь, под социальной ответственностью высшего учебного заведения подразумевается многогранное явление, рассматриваемое относительно нескольких субъектов: -- сотрудников (развитие социальных программ - «Здоровье», «Доступное жилье», «Наше будущее» и др.); -- бизнес-сообщества (обеспечение необходимыми высококвалифицированными кадрами - оптимизация структура выпуска специалистов, мониторинг качества подготовки выпускаемых специалистов и др.); -- власти (содействие региональному развитию, формирование социально-активной молодежи и молодежной среды, снижение уровня правонарушений), т.е. в данном определении социальная ответственность, по мнению авторов, представлена наиболее полным образом, охватывая внешнюю и внутреннюю среду университета. По большому счету, в России понимание «третьей роли» университетов находиться в зачаточном состоянии, о чем свидетельствуют отсутствие единого подхода к определению социальной ответственности высших учебных заведений, зачастую отсутствие ее упоминания в нормативных документах и слабая реализация в деятельности университетов. Иное отношение к социальной ответственности сформировалось и внедряется еще с начала двухтысячных годов в зарубежных университетах. Например, в Финляндии социальная миссия образовательных учреждений была закреплена на законодательном уровне в Акте об университете в 2004 г. В Швеции социальная ответственность университетов была закреплена в Акте об университетах еще в 1998 г. параллельно с принятием программы регионального развития [4]. В западной традиции социальная функция университетов, во-первых, выражается в закреплении за учебными заведениями статуса интеллектуального и экономического двигателя развития крупного города или региона, во-вторых, университет должен коммерциализировать идеи, оставляя в приоритете развитие интеллектуальной среды. Приведенный концепт социальной функции университетов успешно реализуется в зарубежной практике. Таким образом, социальная ответственность университетов - это ответственность высших учебных заведений перед обществом в целом, и каждым его составляющим в отдельности. Проецируя данное понятие в сферу высших учебных заведений можно отметить, что образовательные учреждения в некотором роде реализуют принцип социально ответственного института, который выражается в их деятельности. В широком смысле социальная ответственность образовательных учреждений реализуется посредством воспроизводства (увеличения) человеческого капитала, формирования рынка труда (оптимизация структуры выпуска, переоценка структуры выпускающих специальностей), в узком - это создание культуры и норм поведения внутри образовательного учреждения (корпоративная культура), рационализация структуры работников университетов. Если рассматривать функции реализации социальной ответственности вузов комплексно, то, по мнению авторов, они должны включать в себя следующие компоненты: -- экономическую ответственность (максимизация усилий, направленных на достижение экономического благополучия общества); -- ответственность в области рынка труда (создание новых рабочих мест, повышение уровня развития человеческого потенциала и т.д.); -- социокультурная ответственность (формирование интеллектуальных и личностных характеристик студентов в процессе обучения). Первоочередным при анализе вопроса о выполнении социальной функции университетов является, по мнению авторов статьи, анализ влияния функционирования высших учебных заведений на социально-экономическое развитие региона. Обозначим составляющие деятельности вуза, которые оказывают влияние на социально-экономическое развитие региона: -- структура выпуска вуза, оказывает влияние на уровень занятости региона, т.е. необходима оптимизация структура выпуска, для того чтобы повысит занять специалистов по полученной специальности; -- отчисляемые налоги вуза формируют доходную базу региона и муниципалитета, это связано со спецификой деятельности, так как высшее образование - зарплатоёмкий процесс. Большую часть отчисляемых налогов составляют региональные налоги - это налог на доходы физических лиц, земельный налог; -- занятость персонала вуза - обеспечивает уровень занятости в регионе; -- валовой добавленный продукт образования. В настоящее время существует проблема оценки участия университетов в социально-экономическом развитии регионов, в том числе и на законодательном уровне. Стоит отметить, что прежде, чем социальная функция зарубежных учебных заведений была закреплена на законодательном уровне, был проведен многократный анализ роли вузов в региональном развитии. Наиболее показательным в этом плане является опыт стран ОЭСР, которые в рамках долгосрочного проекта «Обзор роли вузов в региональном развитии» в рамках Программы «Институциональное управление в высшем образовании» [5] (в кооперации со Всемирным банком) оценили роль вузов и региональном развитии [6]. Целью проекта была разработка рекомендаций для национальных и региональных органов управления образованием по формированию и реализации политических стратегий, направленных на увеличение вклада вузов в социальное, экономическое и культурное развитие регионов. Анализу подвергались следующие направления: процессы взаимодействия вузов с регионами, модели и инструменты сотрудничества; ресурсы, необходимые для сотрудничества; вклад в региональное развитие; потенциал сотрудничества. Исследования высших учебных заведений Великобритании, проведенные ассоциацией «Университеты Великобритании», показал, что отдача на каждый миллион фунтов стерлингов, вложенный Казначейством Великобритании в высшее образование, составляет 1,3 млн фунтов стерлингов в виде инвестиций в другие отрасли экономики Великобритании [7], экономический эффект в секторе высшего образования - весьма значимая величина, она составляет 59 млрд фунтов стерлингов в масштабе экономики страны в целом [8]. Существуют некоторые разработка по решению задачи в российском научном сообществе, одной из них является модель для оценки вклада образования в социально-экономическое развитие Российской Федерации и ее субъектов С. А. Белякова и Т. Л. Клячко [9]. С.А. Беляков и Т.Л. Клячко оценивают потенциальный вклада образования в социально-экономическое развитие региона, обусловленное наращиванием человеческого капитала (в узком его значении), которые предлагается рассчитывать по абсолютному значению (учитываются такие показатели как средняя заработная плата выпускников учебного заведения, численность выпускников, коэффициент выходы на рынок труда выпускников), и по отношению к валовому региональном продукту. Разработанные модели являются узкими для оценивания вклада деятельности высших учебных заведений в социально-экономическое развитие региона. В первом и во втором случае можно говорить лишь о финансовой составляющей в упрощенном варианте. В зарубежной практике задача по оценке влияния университетов на социально-экономическое развитие регионов проработана более тщательно, чем в российской практике, где это задача появилась относительно недавно - с момента создания федеральных университетов. Высшему образованию принадлежит важнейшая роль в процессах, определяющих основные параметры общества: университеты выполняют функцию регуляторов формирования, изменения и поддержания социальных структур. Во-первых, образовательные учреждения ответственны за трансляцию знаний - за передачу знаний, умений, навыков от поколения к поколению, без чего общество очевидным образом не может поддерживать своё существование и развиваться. Во-вторых, в университетах, как в России, так и на Западе, ведется научно-исследовательская деятельность, а, следовательно, во многом определяются основные тенденции развития общества. В-третьих, вузы поставляют обществу профессионалов определенного уровня, без участия которых не может функционировать национальная экономика, культура, обеспечиваться порядок и безопасность. В-четвертых, в вузах готовится элита общества в области политики, экономики, науки, культуры: от того, как и кого готовят в качестве элиты, непосредственно зависит судьба общества. Наконец, в-пятых, вузы в значительной степени способствуют размыванию социальных барьеров в обществе: именно получение высшего образования обычно выступает предпосылкой повышения социального статуса, перемещения по вертикали из одного социального слоя в другой. Следовательно, общество весьма заинтересовано в максимальной доступности высшего образования, в снятии препятствий к получению высшего образования всеми, кто обладает соответствующими способностями, независимо от социальных, экономических и географических факторов. Вузы могут и обязательно должны играть существенную роль в развитии своих регионов.