Текст (PDF):
Читать
Скачать
Весной 1945 года миллионы людей во всем мире искренне верили, что после страшной войны впереди их ждут счастливые и спокойные мирные дни. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. 16 апреля 1945 года за день до открытия в Потсдаме мирной конференции стран антигитлеровской коалиции США взорвали Ватутине Аламогордо, первую в мире атомную бомбу. Ее мощность равнялась 20 тысячам тонн обычной взрывчатки. Новый президент США Гарри Трумэн цинично заявил, что теперь «… у него будет управа на этих парней». Он имел ввиду советское политическое руководство. С этого момента мир вступил в новую эпоху своего существования. Потсдамская конференция проходила далеко не в атмосфере единодушия как предшествующие совещания союзников по антигитлеровской коалиции. Центральное место на ней занимал вопрос о послевоенном устройстве Германии. Ее полное разоружение демилитаризация, денацификация и демократизация. Она была разделена на 4 оккупационных зоны, в рамках которых было учреждено четырёхстороннее управление Берлином. Такую систему предполагалось сохранить до тех пор, пока союзники не договорятся о создании единого общегерманского государства и не заключат с ним мирный договор. Первые разногласия возникли по вопросу о возмещении ущерба, причиненного германской агрессией. СССР полагались репарации на сумму10 млрд. долларов, из них 7,5 млрд. из изъятого оборудования восточной зоны оккупации, в то время как основные предприятия находились в западной зоне Германии. Фактически они пытались не допустить СССР к военным и промышленным объектам Германии. Союзники отвергли предложение Сталина о создании советской базы на Босфоре, пересмотре конвенции о режиме черноморских проливов. Большая тройка договорилась об установлении польско-германской границы по линии Одер-Невисе. Был решён вопрос о вступлении СССР в войну с Японией. Великие державы зафиксировали переход Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии, Албании, а также Финляндии, части Германии и Австрии в сферу влияния Советского Союза. В кулуарах конференции Трумэн сообщил Сталину о наличии у США нового оружия большой разрушительной силы. Сталин отреагировал спокойно, он был информирован об этом и уже распорядился ускорить работы над советской атомной бомбой. Атомная монополия США сказалась на советской внешней и внутренней политике послевоенных лет. На международной арене сложилось новое соотношение сил. Особый статус приобрели две сверхдержавы: США и СССР. Их военные союзники были сильно истощены и временно утратили политическое влияние в мире. Меньше всего от войны пострадали США. Их потери в войне составили менее 400 тысяч человек. ВПК США производил военной продукции больше СССР, Германии и Великобритании вместе взятых. В 1945 году США обладали самым мощным в мире флотом и самой сильной бомбардировочной авиацией. За годы войны неизмеримо выросли авторитет и роль СССР на мировой арене. Война с фашизмом снискали ему авторитет и уважение народов всего мира. СССР располагал самой мощной армией в мире. Страна вернулась к границам Российской империи. Это позволило СССР приобрести статус ведущей мировой державы. Однако экономическое положение страны было сильно подорвано. Уровень жизни снизился до критической черты. США превосходили СССР по выпуску промышленной продукции в 5 раз больше. Атомная монополия стала символом американской мощи, а это сыграло решающую роль в переходе США от союзнических отношений к политике противостояния и вражды. Такую политику балансирования на грани войны, гонки вооружений, взаимного неприятия идеологических и культурных ценностей американский журналист Уолте Лиман назвал «Холодной войной». После капитуляции Германии и разгрома Японии противостояние США и СССР получило новый импульс. Каждая страна стремилась добиться своих целей на международной арене путем прямого нажима и силы, не считаясь с интересами другой страны. Различное устройство двух общественных систем в конечном итоге привело к тому, что цели и интересы бывших союзников антигитлеровской коалиции все больше расходились: Сталин рассчитывал установить новый геополитический баланс сил благодаря присутствию Красной армии в Европе. Черчилль предлагал американцам объединиться и противостоять этому. Рассекреченные документы свидетельствуют, что бывшие союзники не собирались церемониться со своими собратьями по оружию. По приказу Черчилля был подготовлен план военных действий под кодовым названием «Операция невероятное». Основанием для этого были данные британской разведки, что Красная армия якобы собирается напасть на Турцию, Грецию и Норвегию. Согласно этому плану 47 британских и американских дивизий должны были нанести превентивный удар и внезапно напасть на СССР; планировалось использовать до 100 тысяч немецких солдат. Сталин не исключал возможности дойти до Парижа, а МИД СССР видел свою задачу в расширении границ. Сталин не стремился к конфронтации с Западом, лишь хотел установить в Восточной Европе свою зону влияния. Факт появления у США атомного оружия не привел к коренному пересмотру советской внешней политики, но сделал ее более жесткой. Активную роль в развязывании «Холодной войны» сыграл президент США Гарри Трумэн. Первый послевоенный год был отмечен нарастающим противоборством США и СССР. Поворотным пунктом в отношениях с США стала речь отставного британского премьера Уинстона Черчилля в американском городе Фултоне в марте 1946 года. Черчилль призвал весь англоязычный мир объединиться показать «русским силу». Сталин расценил речь Черчилля как своеобразный ультиматум, а ядерное оружие мощным средством давления. Бывших союзников раздражало усиление советских позиций в Иране и на Балканах. Весной 1947 года прохладные отношения переросли в открытый конфликт. Опасаясь распространения коммунизма на страны Западной Европы, США вдвигают идею помощи Западной Европе. 12 марта 1947 года Трумэн произнес в Конгрессе США речь, вошедшую в историю как «доктрина Трумэна», в которой он заявил, что США будут поддерживать правительства готовые противостоять советской угрозе. Главным инструментом стал «план Маршалла». Эти условия были неприемлемыми для СССР. Под давлением Сталина Венгрия, Болгария, Албания, Югославия, Румыния, Польша и Финляндия вынуждены были отказаться от американской помощи. США вложили 12,4 млрд. долларов на стабилизацию ситуации в Европе. 8 апреля 1948 года в Вашингтоне был подписан Североатлантический Договор, оформивший военно-политический блок НАТО. В него вошли 12 государств. В ответ на эти действия СССР воссоздал Информационное бюро коммунистических партий. СССР отказался от установления социалистического строя мирным путем и взял курс на форсирование революционного процесса. Просоветские режимы устанавливаются в Польше, Румынии, Венгрии и Чехословакии. В 1949 году победой коммунистов заканчивается борьба за власть в Китае, которому СССР предоставил огромную помощь в 15 млрд. рублей. Так создается экономическая основа социалистического лагеря. В 1949 году создается Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Тогда же начинается чистка и преследование политических лидеров, позиции которых расходились с линией Сталина. В частности, в 1948 году именно на этой почве возникает советско-югославский конфликт. Так шло формирование биполярного мира. В 1948 году мир оказался на грани Третьей мировой войны. Этому предшествовали принятые летом в Лондоне западными странами решения о строительстве сильного западногерманского государства. Для этого они объединяют три оккупационные зоны и образуют «Тризонию». В ответ на введение западногерманской марки в Берлине проводится денежная реформа. Помешать созданию западногерманского государства не удалось. 29 сентября 1949 года было официально объявлено о создании государства ФРГ. В: ответ на это 7 октября 1949 года создается ГДР. Летом 1950 года «Холодная война» снова чуть не переросла в «горячую». На этот раз местом столкновения стал Дальний Восток. После ухода из Кореи японских оккупантов на власть стали претендовать прокоммунистический режим Ким Ир Сена и диктаторский режим Ли Сын Мана, поддерживаемый американцами. Северная Корея получила большую партию советского оружия. Сталин поддержал план вторжения Ким Ир Сена на юг. Южная Корея обратилась за поддержкой в Совет Безопасности ООН. Войска 15 стран высадились в тылу КНДР. На стороне Северной Кореи выступили войска Китая. Американский командующий Дуглас Макартур принял решение напасть на Китай, предварительно подвергнув его атомной бомбардировке. Однако Трумэн не хотел воевать. Эскалации конфликта не получилось. 9 июля было подписано перемирие на основе статус-кво. Корейская война имела тяжелые последствия для СССР и США. Она явилась отправной точкой новой гонки вооружения. США стали размещать свои войска на территории стран Западной Европы. Милитаризация СССР и США доходит до невиданных размеров. Ставка на силу становится главным инструнтентом внешней политики СССР и США. Представление о СССР как могучей военной державе подвинуло сталинское руководство на изменение глобальной стратегии: не поиск союза с Западом, а борьба за мировой господство, стремление похоронить капитализм. В СССР форсируются работы над созданием собственной атомной бомбы, перевооружением армии и флота на новом техническом уровне. В первую очередь внимание было сконцентрировано на создании ядерного и термоядерного оружия, а впоследствии на средствах доставки. Экономика СССР продолжала милитаризироваться. В массовом количестве создавались НИИ, конструкторские бюро, где ученые оказывались на положении заключённых. Главным источником мобилизации рабочей силы стал принудительный труд. Военно-промышленный комплекс становился властной социально-экономической структурой. По подсчетам американских экспертов на создание собственного атомного оружия СССР требовалось от 8 до 10 лет. Однако уже 26 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне успешно прошли испытания отечественного ядерного устройства. В 1950 г. началось серийное производство атомных бомб. Одновременно в эти же годы разрабатываются средства доставки: сначала это была ракета Р-5, а затем баллистическая ракета Р-7. В процессе реализации уранового проекта создается новая отрасль народного хозяйства - Атомная промышленность. Вторая мировая война была тяжелой и кровопролитной. СССР понес большие потери. На фронтах погибло 11,9 млн. человек (у Германии и ее союзников потери составили 6,7 млн человек). Было разрушено 1710 городов и рабочих поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень. Чрезвычайная Государственная Комиссия оценила ущерб СССР в 2569 млрд. довоенных рублей. Наибольший ущерб был нанесен химической, текстильной и пищевой промышленностям. Оставалось немало минных полей. Посевные площади СССР сократились на 36,8 млн. га, т.е. почти на треть. Были разграблены и уничтожены памятники культуры, социальные объекты, больницы, школы‚ картинные галереи, астрономические обсерватории в Пулково и Крыму. Переход к миру потребовал перестройки всей жизни страны, отмены режима военного времени. Прежде всего надо было демобилизовать армию, которая к концу войны составила 11,3 млн. человек. Одновременно началось возвращение на родину людей, угнанных в Германию (5,6 млн. человек), 4,5 млн. человек находилось в плену. Опасаясь репрессий, 451тыс. советских граждан стали невозвращенцами. Возвращение на Родину происходило через проверочно-фильтрационные лагеря. При этом большое число репатриантов подвергалось репрессиям. После войны изменилась структура полномочий Государственных органов власти, форм и методов их работы. Был упразднен Государственный Комитет Обороны, и его функции были переданы Совнаркому СССР. Началась реорганизация Наркоматов. На предприятиях был восстановлен 8 часовой рабочий день и отменены обязательные сверхурочные работы, восстанавливалась сеть библиотек, школ, клубов; совнарком был преобразован в Совет Министров. Его председателем стал И. В. Сталин. Все наиболее важные вопросы Министерства иностранных дел, Министерства внешней торговли, Министерства государственной безопасности обязаны были решаться лишь через согласование в Политбюро ЦК ВКП(б). Победа в войне властью и большинством населения была воспринята как доказательство правильности советского строя. Сталин и его окружение использовали эти настроения для укрепления системы. Именно в это время были отсечены возможные варианты развития страны. «Холодная война» оказала влияние на развитие советской промышленности. Ряд наркоматов сменили свои названия и профиль. Сталин выступал за быстрый перевод экономики на мирные рельсы. Уже к июню 1945 года на выпуск мирной продукции было переведено более 500 промышленных предприятий. Конверсия была бы продолжена‚ но «атомная дипломатия» США заставила CCCP приостановить конверсию и направить львиную долю ресурсов на развитие военных технологий, создание атомного и ракетного вооружения. Восстановление народного хозяйства СССР проходило крайне напряжённо. Не хватало рабочих рук, сырья и оборудования. Основным источником восстановления явилась эксплуатация энтузиазма рабочих масс всего советского народа. Для восстановления промышленности активно использовались репарации. СССР вывозил из Германии передовые технологии и целые производства. Всего было вывезено более 5,5 тыс. «трофейных» промышленных предприятий различного профиля. Специально созданный «Спецкомитет» во главе с Г. М. Маленковым организовал вывоз документации и лабораторного оборудования. В СССР были вывезены тысячи немецких ученых, конструкторов, инженеров и техников, способных воспроизвести технологии производства реактивного вооружения. Важную роль в послевоенном восстановлении сыграла денежная реформа 1947 года. Ее необходимость диктовалась полной разбалансированностью денежной системы в годы войны, поскольку резкий рост расходов требовал выпуска в обращение огромного количества денег, не обеспеченных потребительскими товарами. Денежная масса увеличилась в четыре раза. Покупательная способность денег упала. Старые деньги обменивались по курсу 10:1. Льготному обмену подлежали вклады в сберкассах. Результатом проведения денежной реформы явилось значительное снижение жизненного уровня основной массы населения. В годы войны советская система обрела определенную завершенность, самодостаточность, способность противостоять попыткам изменения. Десятилетия чисток, страха, репрессий, «железный занавес создали в стране атмосферу единомыслия и конформизма. Подавляющая часть населения СССР доверяла сталинскому руководству страны, верила, что оно действует во имя народного блага. Распространение советской модели, обретение статуса сверх державы подтверждали правильность избранного пути. В этих условиях в стране не могло быть реальной организованной оппозиции режиму. После победоносной войны у И. В. Сталина не осталось не только политических соперников, но и оппонентов. Это не позволило Сталину трезво оценить новые глобальные вызовы советской системе и дать ответ. Правящая элита не смогла оценить принципиальные изменения в послевоенном мире, а в самой стране увидеть скрытые симптомы нездоровья советской системы, противоречия во властных структурах и иных сферах общества. Победа в войне породила в политическом руководстве СССР иллюзию о необыкновенной военной и экономической мощи страны. Борьба за мировое господство с опорой на «не западные» страны стала в конечном итоге причиной поражения в «Холодной войне». Ошибочное понимание Сталиным планетарной геополитической обстановки отрицательно сказалось на внутренней политике СССР. Курс на конфронтацию с Западом оказался губительным для советской экономики. Ставка на сильное государство, понимаемое как «совокупность чиновников, руководимых мудрым вождем», оказалась ошибочной. На завершающем этапе Второй мировой войны советские спецслужбы значительно усилили свои позиции в странах-союзниках СССР, а также в ряде нейтральных государств Европы и Америки. Советской разведкой и контрразведкой были восстановлены и вновь созданы легальные и нелегальные резидентуры в Алжире, ЮАР, Уругвае, Канаде, Колумбии, Мексике и Финляндии. После ликвидации специальных подразделение Коминтерна их место заняли созданные в 1943-1944 гг. НИИ-100, НИИ-205, Телеграфное агентство «Супресс», Отдел Международной Информации ЦК ВКП(б). Сбором различного рода политической, научно-технической военной и экономической информации должны были заниматься все советские специалисты независимо от того являлись ли они сотрудниками разведывательных служб или нет. За период Второй мировой войны сотрудниками 1 Разведывательного Управления НКВД было выведено за границу на нелегальную работу 566 человек, завербовано агентов-осведомителей 1240 человек. На советскую разведку работали такие ценные источники как старший помощник президента Рузвельта Локлин Керри, директор по специальным политическим вопросам Государственного департамента США Одер Мисс, служащий министерства финансов Нэтан Грегори Сильвемастер и многие другие. Проектом «Венона» занималась специальная программа, направленная на дешифровку перехваченных шифр-телеграмм и радиограмм, отправленных и полученных дипломатическими представительствами и другими советскими учреждениями, находившимися в период войны в США. Серьезные позиции советских спецслужб были в Великобритании. Здесь помимо нелегальной резидентуры активно работала Советская военная миссия, Комиссия по репатриации советских граждан, Советская группа делегации OOH. B начале 1950-х годов в ней успешно работали советские разведчики и агенты Урсула Кучинская, ее брат Юрген и муж Лен Бертон, Карл Фукс, Алан Мой, Лео Лонг. Результаты деятельности советских спецслужб приобрели особое значение в конце 1940-х годов в связи созданием НАТО, ФРГ и новых германских вооруженных сил - Бундесвера. Советская разведка в эти годы получала достаточный объем необходимой СССР политической, экономической, военной и научно-технической информации. Однако в это время советским спецслужбам пришлось столкнуться с целым рядом проблем. Наиболее серьезной из них стало резко усилившееся противодействие со стороны контрразведки западных стран. Второй по значимости стала проблема безопасности коммуникаций, надежности используемых шифров и кодов. Третья проблема - перебежчики - бывшие офицеры и агенты Первого Управления НКВД и ГРУ, по различным причинам порвавшие со своими службами и предоставившие обширную информацию о направлениях деятельности советских разведок, их агентурных позициях в различных странах, особенностях их сотрудничества с местными коммунистическими партиями. Четвертой проблемой стала серия реорганизаций советских спецслужб в 1947-1952 гг. Наконец, последняя - реорганизация правительственных структур США, которая заключалась в ликвидации ряда агентств военного времени. Значительно были сокращены штаты различных ведомств: Государственного департамента, военного и морского министерств, министерства финансов. В результате множество американцев либо потеряли работу, либо были переведены на новые второстепенные должности. Не менее негативно сказалась ликвидация Советской закупочной комиссии, а также сокращение штатов других советских учреждений, работающих в США.