ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ЧЛЕНАМИ СЕКТ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассмотрены теоретические проблемы виктимологических основ преступлений, совершаемых членами сект. Сформулированы рекомендации, способствующие избежать вербовки членами различных религиозных сект.

Ключевые слова:
виктимность, секта, закрытые культовые организации, вербовка, психологическое воздействие, жертва
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Личность и поведение потерпевшего (жертвы преступления) могут играть достаточно существенную роль в мотивации преступного поведения. Предрасположенность некоторых людей становится жертвой преступления (виктимность) весьма неоднозначная категория в виктимологии и включает в себя разные по содержанию понятийные категории, к которым следует отнести: индивидуальную виктимность, видовую виктимность, групповую виктимность и массовую виктимность [1, с. 50]. Исследуя виктимологические основы преступлений, совершаемых членами различных религиозных сект, мы пришли к выводу, что жертвы преступных посягательств членов сект подвержены групповой виктимности, которая определяется в общей для отдельных категорий людей, обладающими сходными социально-демографическими, психо-физиологическими данными и повышенной «способностью» при определенных обстоятельствах становится жертвой различного рода культовых организаций, в том числе религиозных тоталитарных сект. Учитывая, что одним из главных вопросов современного общества стала проблема жертв религиозных сект, а также широкомасштабность данного весьма неоднозначного явления, виктимность жертв членов религиозных сект определяется также как массовая, которая заключается в том, что существующая объективная реальность способствует лицам, обладающим повышенной «способностью» становится жертвой преступных посягательств различного рода культовых организаций, в огромных количествах. Современные реалии таковы, что практически любой гражданин может стать жертвой секты, а организовать секту и способствовать ее расширению и вовлечению все новых лиц, способна личность, имеющая определенные лидерские, организационные качества, специальные познания в области психологии и корыстный мотив, выражающийся в удовлетворении своих личностно-значимых потребностей. К таким потребностям следует отнести: материальные (жажда наживы), духовные (признание лидерства и авторитета) и физические (удовлетворение сексуальных потребностей). Следует отметить, что общественное мнение о деятельности различных религиозных сект формируется на основе информации, получаемой из средств массовой информации, в том числе Интернет, вследствие чего граждане недостаточно или недостоверно осведомлены о преступных мотивах деятельности сект. Это обусловлено тем, что по сей день, нет действенного правового регулятора деятельности культовых религиозных организаций. Безусловно, виктимологический аспект противодействия преступным намерениям различных тоталитарных сект, это область, создающая множество задач, охватывающая широкий спектр - от этики до права. В этой связи нам представляется своевременным внесение на рассмотрение в Государственную Думу законопроекта, обязывающего религиозные организации, получающие финансирование из- за рубежа, предоставлять отчетность о своей деятельности Министерству юстиции РФ. Предполагается, что такая законодательная инициатива усложнит деятельность религиозных тоталитарных сект на территории Российской Федерации, что, в свою очередь, затруднит процесс вербовки граждан. Кроме данных мер, на наш взгляд, в нормах правового характера должны быть закреплены следующие понятийные категории: «деструктивная религиозная организация»; «тоталитарная религиозная секта»; «ритуальное убийство и иные ритуальные преступные деяния». Не смотря на то, что проблема негативного воздействия членов различных культовых сект не нова, вопрос о последствиях вовлечения граждан в различные тоталитарные религиозные организации и в настоящее время стоит остро. Еще в 30-е годы XIX века антисектантскую работу проводили священнослужители. Так в г. Саратове антисектанской деятельностью занимался святой преподобный Илларион Оптинский, который противостоял деятельности скопцов и молокан, убеждая заблуждающихся словами Священного Писания, а в случае обнаружения уголовно-наказуемых деяний сектантских лидеров - способствовал их пресечению со стороны правоохранительных органов [2]. Граждане, ставшие жертвой сект, превращаются в безвольных и бездушных людей, на которых распространяются различного рода запреты, не имеющие к нормам права никакого отношения. Жизнь в секте очень четко структурирована и регламентирована, кроме того с внешним окружающим миром создается своего рода стена отчуждения, за которую не допускаются иные лица, вследствие чего жизнь членов сект может закончиться: сумасшествием, ритуальным убийством или массовым ритуальным самоубийством, а также вовлечением в экстремистскую и террористическую деятельность. Исследовав теоритические основы существования различного рода тоталитарных религиозных сект, мы выделили их признаки, способствующие распознанию тоталитарных сект: 1) члены тоталитарной секты убеждены и распространяют идеи о том, что все кроме них погибнут, кроме того, данный факт воспринимается с радостью; 2) члены таких сект считают, что только они знают единственно правильный путь познания Божественного, и что Бог поручил именно им распространять эти знания по всему миру; 3) члены деструктивных религиозных сект, по их мнению, обладают тайными знаниями, которые скрываются от иных лиц, непосвященных, кроме того, основные признаки такого знания сообщаются только после обращения в «веру», когда обратного пути, по их мнению, уже нет; 4) по мере посвященности граждан идеям и взглядам конкретной секты, собственно религиозное начало заменяется служением не Богу и спасению от неминуемой гибели, а интересам тоталитарной организации, которое, следует отметить, определяется личностно-значимыми потребностями только ее лидеров. В настоящее время с большой долей вероятности можно утверждать не столько о количественном, сколько о качественном преобразовании характеристик преступлений, которые совершаются по средствам вербовки в секту. Именно поэтому, в первую очередь, необходимо рассмотреть виктимологический аспект преступлений, совершаемых членами сект. В обыденном сознании формируется представление о совершенных преступлениях членами сект как о явлении, далеком от нашей современной действительности. Опасность подобной позиции заключается в том, что граждане могут поддаться вербовке, а став членами религиозной тоталитарной секты, являются непосредственными жертвами преступлений, совершаемых членами сект. Более того, не исключены случаи, когда в результате вербовки жертва сама становится преступником, например, совершая террористические акты. Роль жертвы в совершении преступления представляет собой достаточно существенный фактор. Ее поведение может оказать влияние на развитие конфликта и создать благоприятные условия для совершения преступления. Поведение жертвы, равно как и поведение преступника, сложным образом детерминировано социально и психологически. В сознании жертвы и преступника отражаются одни и те же условия природной и социальной среды. Следовательно, в пределах криминальной ситуации поведение жертвы может быть по-разному классифицировано в зависимости от нормативно-правовой оценки ситуации [3]. Следует отметить, что зачастую жертва сама идет навстречу опасности. Жертвами преступлений, совершенных членами культовых тоталитарных организаций, являются, как правило, одинокие люди, уставшие от бытовой суеты и работы; лица, проявляющие социальное равнодушие; неустроенные и (или) не нашедшие себя в жизни; лица, отчаявшиеся и нуждающиеся в поиске легких путей, при разрешении материальных и иных трудностей. Также следует отметить, что среди жертв различных культовых организаций немало подростков в возрасте 13-16 лет. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в подростковом возрасте человек еще не имеет твердой жизненной позиции и имеет неустоявшуюся психику, вследствие чего больше поддается влиянию со стороны. Известны ситуации, когда после казалось бы мимолетной беседы с вербовщиком (членом секты), жертва становится заинтересованной в продолжении интересной темы разговора, желая узнать «рецепт счастья», а после посещения культовой тоталитарной организации, жертва становится одержимой идеями, учениями и новыми полученными истинами, при этом, человек не в состоянии осознать свою виктимность. Под преступлением, совершаемым членом культовой организации, следует понимать уголовно наказуемое деяние, посягающее на жизнь, здоровье, честь, достоинство, религиозную свободу личности, ее собственность и на иные интересы общества и государства, совершаемые членами названных организаций на религиозной почве, по религиозному мотиву либо под видом исполнения религиозных обрядов. Основными признаками такого преступления являются: организованный характер; присутствие в совершаемых деяниях, как правило, признаков культовых, обрядовых действий; повышенная степень общественной опасности, т.к. они посягают на основные права граждан, на интересы общества и государства; и имеют высокий уровень латентности [4]. Все преступления, совершаемые членами закрытых религиозных организаций, можно классифицировать по объекту посягательства: 1. преступления, нарушающие законодательство о плюрализме религии; 2. преступления против личности, совершаемые по религиозным мотивам либо под видом следования религиозным мотивам; 3. преступления против общественной безопасности; 4. преступления против собственности; 5. преступления против здоровья населения и общественной нравственности. К первой группе в отношении жертвы преступного посягательства, относятся следующие виды преступлений: нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 УК РФ) и нарушение права на свободу совести и вероисповеданий (ст. 148 УК РФ). Во второй группе наиболее распространенными являются: убийство (ст. 105 УК РФ); доведение до самоубийства (ст. 110 УК РФ); умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) и умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ); побои (ст. 116 УК РФ); изнасилование (ст. 131 УК РФ) и др. Самые распространенные в третьей группе преступлений - это террористический акт (ст. 205 УК РФ); содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ) прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3) и иные преступные деяния, связанные с экстремистской и террористической деятельностью. Исследование виктимологических проблем данной группы преступлений особенно актуально в связи с последними событиями, произошедшими в стране и мире, которые свидетельствуют о том, что проблема виктимизации набирает обороты. В частности продолжает осуществляться вербовка граждан в запрещенную в России организацию «Исламское государство Ирака и Леванта», что требует принятия первоочередных мер со стороны общества и государства по виктимологическому предупреждению данных видов преступлений, совершаемых на религиозной почве. К четвертой группе преступлений, совершаемых членами различных религиозных сект, следует отнести: мошенничество (ст. 159 УК РФ); присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ). Преступления пятой группы являются обособленными, так как посягают на личность и права граждан, а субъектом преступлений могут являться лица, не являющиеся членами сект. Таким преступным деянием признается создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан (ст. 239 УК РФ). Кроме того, следует отметить, что за пределами уголовно-правовой сферы охраны общественных отношений, остаются такие деяния религиозных тоталитарных сект, как: -- принуждение к разрыву социальных и семейных связей; -- запрещение получения среднего образования; Необходимо уделять особое внимание ранней виктимологической профилактике такого рода преступлений. Речь идет о психологическом влиянии, выраженном в разных формах, которое при общении оказывают вербовщики. Так широко используется: внушение; использование чувства вины; метод прямых угроз; переключение внимания от частных задач к общим, которые не имеют значения в концепции обсуждаемого вопроса; использование слухов, домыслов, двусмысленных толкований в неясной ситуации, что «выбивает» собеседника из русла разговора; сокращение подачи внимания, ложная незаинтересованность и другие [5]. Анализируя различные подходы к пониманию методов вовлечения в различного рода секты, целесообразнее всего представить рекомендации, которые помогут гражданам не стать жертвой закрытых культовых организаций: -- Вербовка сводится к тому, что для начала у человека узнают, в чем он нуждается, что его тревожит. Затем на основе полученного ответа, вербовщики предлагают решить такую проблему, особым путем, который «действительно поможет». Далее предлагается просто прийти и послушать лекцию, объясняя, что если не понравится, то можно уйти. И с виду никакого принуждения и давления. На самом деле, уйти уже практически невозможно. -- Сектанты очень навязчивы и в данном случае возникает вопрос: «Как поступить?» В таких ситуациях нет необходимости грубить и оскорблять вербовщика, целесообразнее заранее придумать универсальную отговорку. Например, кратко и твердо поясните о вашей принадлежности к другой религии и не продолжайте разговор. Чем больше ведется беседа и зрительный контакт с вербовщиками, тем выигрышнее их позиция. -- Если поняли, что столкнулись с вербовщиком, да еще и профессионалом, не дайте ему подойти ближе, чем на один шаг. Важно сохранять дистанцию, при этом часто меняя позу, темп речи и темп дыхания, чтобы под вас не могли подстроиться. Постарайтесь корректно завершить диалог. -- Не пытайтесь вступать в полемику, если вы недостаточно подготовлены. В том случае, если вы обладаете специальными познаниями в области различных религиозных учений, то можете попробовать пообщаться с сектантом. Недостаточно открыто высказывать расхождение во взглядах, вы должны быть готовы на их аргументы ответить несколькими контраргументами. -- Если в секту попал кто-то из ваших знакомых, то не пытайтесь туда пойти и уговорить их отпустить человека, так как члены различных религиозных сект считают, что их утверждения однозначны и незыблемы, вследствие чего разговор с ними может оказаться не только безрезультатным, но и рискованным. В данной ситуации лучше обратится за помощью к специалистам в области сектоведения и правоохранительные органы. -- Не стоит быть чрезмерно уверенным, что вам ничего не грозит, и вы не поддадитесь вербовке. Виктимологический анализ свидетельствует о том, что членами различных религиозных сект вопреки своей воли становятся не только малообеспеченные, малообразованные, невежественные личности, но и лица, высокообразованные и успешные. -- Не следует доверять решение своих сложных личных, социальных и материальных проблем малознакомым людям. Не стоит безоговорочно верить во все, что вы услышите от членов сект. На наш взгляд, распространение перечисленных методов ухода от вербовки будет содействовать снижению виктимизации населения членами сект. Кроме того, использование виктимологической информации о сектах в розыскной и следственной деятельности способствует разоблачению деятельности различных религиозных сект. В заключении следует отметить, что в настоящее время на территории России и за рубежом функционирует большое количество различного рода тоталитарных религиозных объединений, деятельность которых наносит урон общечеловеческим ценностям: жизни и здоровью человека, семейные ценности, права и свободы несовершеннолетних, собственность граждан. Вместе с тем, заметим, что Конституция РФ высшей ценностью декларирует человека, его права и свободы. Следовательно, государство должно прилагать максимум усилий в деле защиты своих граждан от деятельности тоталитарных религиозных организаций.
Список литературы

1. Полубинский В. И., Ситковский А. Л. Теоретические и практические основы криминальной виктимологии: монография. - М.: ВНИИ МВД России. - 2006. - 291с.

2. Секта и личность: психологические механизмы влияния. // Православная жизнь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravlife.org/content/sekta-i-lichnost-psihologicheskie-mehanizmy-vliyaniya (дата обращения 12.12.2015).

3. Шиханцов Г. Г. Учебное пособие по криминологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ebooks.grsu.by/criminal/index.htm (дата обращения 23.11.2015).

4. Василенко М. М. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=855 (дата обращения 21.11.2015).

5. Зелинский С. А. Технологии психологического воздействия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/zln17.htm (дата обращения 21.11.2015).

Войти или Создать
* Забыли пароль?