Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются основные аспекты политики США в регионе Южного Кавказа (Закавказья), с точки зрения региональной и международной безопасности.

Ключевые слова:
Южный Кавказ, США, НАТО, региональная безопасность, международная безопасность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

После распада СССР в регионе Южного Кавказа начали активно действовать глобальные акторы мировой политики. Это относится и к государствам и к международным межгосударственным и негосударственным организациям. Закавказский регион Советского Союза распался на три независимых государства-членов ООН - Азербайджан, Армения и Грузия, и три непризнанных республик - Абхазия, Нагорный Карабах и Южная Осетия. Неразбериха, царящая в регионе, позволила внешним акторам довольно легко проникнуть в регион. Американцы обратили пристальный взор на Южный Кавказ во второй половине 1990-хх гг. Именно тогда появились энергетические проекты Кавказско-Каспийского региона и США объявили регион Южного Кавказа, да и регион Средней Азии зоной своих жизненно важных экономических и политических интересов [3, с. 169]. Регионы Южный Кавказ и Средняя Азия в американской интерпретации получили название «Евразийские Балканы». Следует уточнить, что к этому региону присоединили также части Ирана, Турции, Афганистана, России, Китая, но ядром является Южный Кавказ и средняя Азия с Казахстаном [2, с. 149-151]. Для США было важно закрепиться в странах, возникших в результате распада СССР. Регион Южного Кавказа приобрел важное значение во внешней политике США, в том числе и из-за того, что регион граничит с Россией и Ираном, а у США есть потенциальные конфликты с этими странами. К тому же регион важен с геополитической точки зрения. Южный Кавказ свяжет США и их союзников со Средней Азией. Американцам важно не допустить реанимацию российской сверхдержавности, а также усиления роли Ирана и Китая в регионе Большого Ближнего Востока. В свою очередь США заинтересованы в использовании ресурсов Кавказско-Каспийского региона и пытаются претворить в жизнь многочисленные энергетические проекты. США в начале 90-х годов ХХ века, с распадом СССР, старались наладить экономические отношения со странами Южного Кавказа. А в военно-политическом плане приоритеты отдавались Турции - члену военно-политического блока НАТО. Однако затем американцы активизировались и в военно-политической сфере. Причем в этой сфере США действовали как самостоятельно, так и со своими европейскими союзниками. Для США важно сохранить и упрочить стабильность на Южном Кавказе. И это положение, а также готовность США принимать активное участие в урегулировании конфликтов в регионе Южного Кавказа нашли свое отражение в Стратегии национальной безопасности США 2010 г. [14] и 2015 г. [15]. Одним из важных и уже реализованных проектов в области экономики являются трубопроводы: Баку - Тбилиси - Джейхан и Баку - Тбилиси - Эрзурум. В 2003 г. согласно «Контракту века» началось строительство нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД). Торжественное открытие всего нефтепровода состоялось 13 июля 2006 г. в Джейхане. Проект БТД изначально пользовался поддержкой США на том основании, что в перспективе этот проект обеспечит Турции роль ключевого игрока в каспийском регионе и станет альтернативным маршрутом транспортировки каспийской нефти в обход России. Этим критериям соответствовал и проект газопровода Баку - Тбилиси - Эрзурум. В марте 2007 г. состоялось открытие газопровода. Проект не только способствовал укреплению отношений между Турцией, Грузией и Азербайджаном и повысил значимость их стратегического партнерства, но и наметил важный альтернативный маршрут транспортировки газа в Европу [6]. Однако следует отметить, что нефтепровод БТД проектировался с учетом нефти Казахстана и Туркменистана. Только азербайджанская нефть не заполняет полностью трубопровод. И в этом смысле борьба за каспийскую нефть продолжается. Таким образом, эти энергетические проекты обеспечили взаимную зависимость стран-участников проекта. Между США, ЕС, Азербайджаном, Грузией и Турцией существует общность интересов относительно обеспечения безопасности трубопровода БТД. С Азербайджаном США установили дипломатические отношения в 1992 г., и с этого времени американцы ежегодно выделяют Азербайджану финансовую помощь. В период 1992-2005 гг. США выделили на различные программы Азербайджану более 500 млн. долларов. Кроме этого также поставлялись военные товары и гуманитарная помощь [3, с. 171]. Благодаря поддержке США и Турции Азербайджан отказался от идеи создания на своей территории российских военных баз. Азербайджан также отказался от предложения России о прокладке единого трубопровода к Черному морю по территории России. Вместо этого был реализован проект трубопроводов через территорию Грузии и Турции к Средиземному морю [2]. Активно развиваются и американо-азербайджанские экономические отношения. США являются одним важнейших внешнеторговых партнеров для Азербайджана. Табл. 1 [18] показывает интересную динамику объема товарооборота между США и Азербайджаном. Как видно из таблицы, объем товарооборота Азербайджана с Россией и США с 2009 г. примерно сопоставимы. Грузия благодаря своему географическому положение играет ключевую роль в политике США в регионе [8, с. 73]. Через территорию Грузии проходят все энергетические и транспортные проекты, связывающие Каспийский регион с Европой и Америкой. США активно сотрудничали с Грузией и в годы правления Э. Шеварднадзе, однако с приходом к власти М. Саакашвили в 2003 г., эти отношения получили новый импульс. Кстати М. Саакашвили и пришел к власти благодаря поддержке США во время т.н. «революции роз» [1, с. 46]. США активно помогали Грузии, выделяя большую финансовую помощь. По оценкам экспертов, за последние 15 лет США предоставили финансовую помощь Грузии, в том числе в военной сфере, в сумме 1,6 млрд. долларов. В 2004 г. совет директоров корпорации «Вызовы тысячелетия» выбрала Грузию для предоставления финансовой помощи и реализации инфраструктурных проектов в стране на 2005 г. [10]. И уже в сентября 2005 г. был подписан договор на 295,3 млн. долл. США на пятилетний срок. Основная часть этих средств было выделено на реабилитацию региональной инфраструктуры. На значительную часть этих средств был реализован проект восстановления и строительства более 220 км дорог в регионе Самцхе-Джавахети. Благодаря этому проекту, население этого региона, а именно преимущественно населенные армянами районы получили короткий путь в столицу. Был восстановлен также участок дороги, соединяющий этот регион с Арменией (дорога Ниноцминда - Бавра). Была отремонтирована газовая инфраструктура Грузии, а в некоторые районы был также проведен газопровод [16]. Были проведены работы и в сфере водного хозяйства. 29 марта 2011 г. в Грузии подвели итоги пятилетней программы на сумму 395 млн долл. США. Однако еще до закрытия программы представители США говорили о желании продолжить работу в данном направлении. Второй этап сотрудничества Грузии и фонда «Вызовы тысячелетия» направлен на образовательную сферу, в том числе на строительство в Батуми международного университета. С приходом к власти М. Саакашвили в 2004 г. еще более активизировалась торговля между США и Грузией. Это видно из табл. 2 [22], которая показывает, что США являются для Грузии еще и одним из главных внешнеторговых партнеров. В сфере военного сотрудничества США выстраивают свои отношения с Грузией как в рамках военно-политического блока НАТО, так и в двустороннем формате. В сфере безопасности военно-политический блок НАТО является важнейшим инструментом влияния в регионе, причем как для США, так и для ЕС. США реализовали ряд проектов для повышения обороноспособности и боеготовности грузинской армии [22]. По программе ««Обучение и оснащение», в 2002-2004 гг., были подготовлены некоторые подразделения грузинской армии. Специалисты и инструкторы Пентагона также помогли грузинской армии создать четыре батальона: 112-й «Коммандос» (ныне 12-й), 116-й Сачхерский горно-стрелковый (ныне 23-й), 111-й Телавский легкой пехоты (ныне 11-й), 113-й Шавнабадский легкой пехоты (ныне 13-й) и смешанную бронетанковую роту. Параллельно этому увеличивался военный бюджет Грузии. В 2007 г. он составил 940 млн. долларов, а в 2008 г. - более 1 млрд. долл. Грузия активно приобретает оружие. Главными поставщиками оружия для грузинской армии являются: США, Украина, Турция, Израиль, союзники США по НАТО. Помощь США заключалась в реформировании вооруженных сил и адаптации к стандартам НАТО. Грузинские вооруженные силы упразднили советские воинские звания, а многие подразделения министерства обороны и МВД Грузии отказались и от советского стрелкового оружия (в первую очередь от автомата Калашникова, ее заменили американской винтовкой М16). Грузия активно участвовала в миротворческих миссиях в Косово, Ираке и Афганистан [13]. Причем по численности воинского контингента грузинская была одним из крупнейших среди стран-участниц международной коалиции в Ираке. Грузия также принимает участие в операции «Решительная поддержка», которая началась в январе 2015 г. Азербайджан, Армения и Нагорно-Карабахская Республика ежегодно получают финансовую военную помощь от США. В период 1992-2005 гг. Армения получила от США в качестве помощи 1,3 млрд. долларов. В 2006 г. в Армении стартовала программа «Вызовы тысячелетия» и должна была работать вплоть до 2011 г. Всего было реализовано различных инфраструктурных проектов на 177 млн. долларов. Деньги были выделены на ремонт и строительство дорог, оросительных систем, насосных систем и т.д. Однако после парламентских выборов в Армении в 2007 г. впервые прозвучали призывы приостановить программу «Вызовы тысячелетия». После президентских выборов 2008 г. в Армении США приостановили финансирование данной программы. Причиной стали проблемы с демократией в Армении и поствыборным развитием событий в Ереване. После оглашения итогов президентских выборов десятки тысяч граждан не согласных с официальными результатами вышли на площадь «Свободы» в Ереване и протестовали на протяжении нескольких дней. 1 марта 2008 г. полиция разогнала протестующих. В итоге 10 человек погибли. Между Арменией и США идет довольно активная и ощутимая для экономики маленькой республики торговля [21]. Основные показатели армяно-американской торговли представлены в табл. 3 [20]. В армяно-американских отношениях большую роль играет армянская диаспора США. По различным оценкам армян в США проживает от полумиллиона до полутора миллионов [19]. Наиболее компактно армяне проживают в штате Калифорния. А в Калифорнии район наиболее компактного проживания армян получил название Маленькая Армения. Армянское лобби в США осуществляет деятельность по признанию геноцида армян в Османской империи, поддержке Армении и непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. Армянские организации США добились признания геноцида армян в более чем 40 штатах [12]. В США работают традиционные армянские партии - Дашнакцутюн и Социал-демократическая партия Гнчакян. Активно работают и другие организации, среди них особо выделяется Армянский национальный комитет Америки (АНКА) [9], со штаб-квартирой в Вашингтоне и офисами в Лос-Анджелесе, Бостоне, Ереване, Гюмри и Степанакерте. Другая армянская организация - Армянская Ассамблея Америки, имеющая более централизованную структуру с головным офисом в Вашингтоне и региональными офисами в Калифорнии и Массачусетсе. Также действует офис в Ереване и представительство организации при ООН [4, с. 154]. Армянским организациям удавалось склонить на свою сторону Конгресс США вопреки мнению администрации Белого дома и Госдепартамента. Свидетельство тому - 907-я поправка к «Акту о защите свободы» от 1992 г. Этот акт предусматривал ограничение помощи Азербайджану. Причем как администрация президента-демократа Б. Клинтона, так администрация президента-республиканца Дж. Буша были против данной поправки. Конгресс США постоянно выделял Армении значительно больше средств, чем Азербайджану. Однако политика США в регионе больше ориентировалась на Азербайджан, и в 2002 г. президент США Дж. Буш-младший временно отменил поправку. Следует также добавить, что армянские организации США ежегодно выделяют финансовую помощь для Армении и Нагорного Карабаха. В сфере безопасности Армения и США также активно сотрудничают, причем как по линии НАТО, так и в двустороннем формате. Однако фактор российско-армянского военного сотрудничества сдерживает развитие армяно-американских взаимоотношений в военной сфере. Азербайджан выделяется из других стран Южного Кавказа тем, что у него есть запасы углеводородов. А американская политика в регионе направлена, в том числе, на реализацию больших энергетических проектов, где для Азербайджана уготована особая роль. Можно выделить и роль Азербайджана как связующего звена стран Средней Азии и союзников США в регионе - Турцию и Грузию. Регион Южный Кавказ является ключевым звеном важнейших энергетических проектов, реализуемых США и их союзниками. В политике США на Ближнем Востоке региону Южного Кавказа отведена важная роль. И эта роль заключается, прежде всего, в возможности становления плацдармом для возможных военных операций по Ирану. Регион Южного Кавказа стала ареной геополитической борьбы между ведущими акторами мировой и региональной политики. Это в первую очередь относится к США и ЕС, России, Ирану и Турции, а также Китаю, Индии. По мнению старшего преподавателя кафедры мировой политики и международных отношений Российско-Армянского (Славянского) университета Н. Геворкян, США получают доступ через Южный Кавказ к природным ресурсам Центральной Азии и Прикаспия [4, с. 34]. А вот политолог Международной ассоциации “Экология, Экономика, Энергетика” М. Халифа-заде регион Южного Кавказа рассматривает сквозь призму отношений треугольника держав - США, России и Китая. Он отмечает, что с распадом СССР для политической и экономической экспансии США открылись Центральная Азия и Южный Кавказ. Данные регионы важны для дальнейшего укрепления США на азиатском континенте, как в контексте сохранения глобального лидерства, так и в плане американской политики в отношении Китая и России. «Практически с момента дезинтеграции Советского Союза Соединенные Штаты последовательно поддерживают независимость, политическую стабильность стран региона и стремятся сформировать их прозападную ориентацию. Введение стран Южного Кавказа и Центральной Азии в орбиту политического и экономического влияния США позволит значительно сузить пространство для экспансии Китая» [7]. Англо-американский политолог Фиона Хилл выделяет географическое положение региона Южного Кавказ, находящегося на границах или поблизости ключевых стран для американской внешней политики: России, Турции, Ирана, Афганистана, Китая, Индии и Пакистана. Учитывая еще и факт энергоносителей каспийского региона США должны быть очень активными в данном регионе [11]. А вот политолог И. Истомин считает, что Южный Кавказ не относится к наиболее приоритетным регионам для США. По его мнению, регион Южного Кавказа можно назвать регионом значимой полупериферии для США [5, с. 134]. Выводы Страны Южного Кавказа активно сотрудничают с США, ЕС и НАТО. Грузия, имея существенные расхождения в вопросах региональной безопасности с Россией, полностью ориентирована на США, ЕС и НАТО. Армения и Азербайджан имеют глубокие связи с евро-атлантическими структурами и странами. Армения, являясь членом ОДКБ, а с 2015 г. и членом ЕАЭС, сотрудничая с ЕС и НАТО, декларирует неприсоединение к этим институтам. Армения заинтересована в углублении отношений со странами ЕС и НАТО в сфере экономики, политики и безопасности. Однако приоритет в этих сферах отдается отношениям с Россией. Азербайджан также заинтересован в углублении отношений со странами ЕС и структурами НАТО. Однако Азербайджан старается иметь хорошие отношения со всеми центрами силы. Азербайджан активно сотрудничает с Россией во всех сферах, но намерений вхождения в евразийские интеграционные проекты не имеет в настоящее время. Не декларирует Азербайджан и стремление к членству в НАТО или ЕС. Азербайджану, имеющего существенные запасы углеводородов выгодна ситуация частичного нейтралитета. Для США страны региона представляют интерес в зависимости от активизации политики США в том или ином направлении. Если США вынуждены будут активизировать свою политику в отношении Ирана, то регион Южного Кавказа будет иметь ключевое значение. Однако регион Южного Кавказа в настоящее время не играет первостепенную роль в политике США. С учетом ситуации сложившейся в Европе, центр политики США в области безопасности переместился туда. В регионе Южного Кавказа США реализовали энергетические проекты, вели активную политику в отношении Грузии, реформируя вооруженные силы Грузии и выделяя ей финансовую помощь. Однако Кавказский кризис 2008 г. приостановил процесс в этом направлении. Теперь Грузия вряд ли станет членом НАТО, имея на своей территории российские военные базы и два частично признанных государства. Грузия будет углублять отношения с ЕС.
Список литературы

1. Арешидзе Г. Государственное строительство и правление в новой Грузии / Под ред. А. Искандаряна // Кавказ-2004. Ежегодник КИСМИ. - Ер.: Кавказский институт СМИ, 2006.

2. Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. / Зб. Бжезинский. - М.: Международные отношения, 2010.

3. Гаджиев К. С. «Большая игра на Кавказе». Вчера, сегодня, завтра. / К. С. Гаджиев. - М.: Международные отношения, 2012. - С. 169. Гаджиев К. С. «Большая игра на Кавказе». Вчера, сегодня, завтра. / К. С. Гаджиев. - М.: Международные отношения, 2012.

4. Геворкян Н. В. Армяно-американские взаимоотношения в контексте внешнеполитических приоритетов США на Южном Кавказе (1991-2001 гг.). / Н. В. Геворкян. - Ереван. Лимуш, 2012.

5. Истомин И. А. Закавказье в глобальной стратегии СЩА / отв. ред. Т. Шаклеина // Ситуационные анализы. Выпуск 2.Учеб. пособие. М., МГИМО. 2012.

6. Михайлов С. А. Роль Армении в политике США в Закавказском регионе [Электронный ресурс] // Проблемы национальной стратегии. - 2013. - № 5 (20). - Режим доступа: http://riss.ru/images/pdf/journal/2013/5/09_.pdf (дата обращения: 11.03.2015г.)

7. Халифа-заде М. Некоторые аспекты внешней политики США на Южном Кавказе и в Центральной Азии в контексте российско-китайских отношений. [Электронный ресурс] // Сайт CA&CC Press® AB (Central Asia & Central Caucasus Press AB). - Режим доступа: http://www.ca-c.org/journal/2000/journal_rus/cac09_2000/11.Halifa.shtml (дата обращения: 02.03.2015г.)

8. Цыганок. А. Военно-политические партнеры США на Кавказе и в Центральной Азии / А. Цыганок, О. Дмитращенко // Обозреватель. - 2013. - № 9.

9. About the ANCA. [Электронный ресурс] // Armenian National Committee of America. - Режим доступа: http://www.anca.org/ancaprofile.php (дата обращения: 28.02.2015г.)

10. Georgia Compact [Электронный ресурс] // The Millennium Challenge Corporation (MCC). - Режим доступа: https://www.mcc.gov/pages/countries/program/georgia-compact (дата обращения: 25.02.2015г.)

11. Hill F. The Caucasus and Central Asia: How the United States and Its Allies Can Stave Off a Crisis [Электронный ресурс] // Brookings Institution Press/ - Режим доступа: http://www.brookings.edu/research/papers/2001/05/asia-hill (дата обращения: 02.03.2015г.)

12. International Affirmation of the Armenian Genocide. [Электронный ресурс] //Armenian National Institute. - Режим доступа: http://www.armenian-genocide.org/current_category.11/affirmation_list.html (дата обращения: 26.04.2013г.)

13. International Security Assistance Force (ISAF): Key Facts and Figures [Электронный ресурс] // Official website NATO. - Режим доступа: http://www.rs.nato.int/images/media/20140603_isaf-placemat-final.pdf (дата обращения: 01.03.2015г.)

14. National Security Strategy. [Электронный ресурс] // The White House. Washington, DC, 2010. - P. - 42. - Режим доступа: http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/rss_viewer/national_security_strategy.pdf (дата обращения: 09.09.2014г.)

15. National Security Strategy. [Электронный ресурс] // The White House. Washington, DC, 2015. - P. - 25. - Режим доступа: https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/2015_national_security_strategy.pdf (дата обращения: 28.09.2015г.)

16. Regional Infrastructure Rehabilitation Project [Электронный ресурс] // The Millennium Challenge Corporation (MCC). - Режим доступа: https://www.mcc.gov/pages/countries/program/georgia-compact (дата обращения: 25.02.2015 г.)

17. Relations betwеen Georgia and the United States of America [Электронный ресурс] // Embassy of Georgia to the United States of America. - Режим доступа: http://usa.mfa.gov.ge/index.php?lang_id=ENG&sec_id=130 (дата обращения: 25.02.2015г.)

18. Trade in Azerbaijan. [Электронный ресурс] // The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan. - Режим доступа: http://www.stat.gov.az/source/trade/indexen.php (дата обращения: 29.04.2013г.)

19. Total ancestry reported. 2011. [Электронный ресурс] // Бюро переписи населения США. - Режим доступа: http://ia601608.us.archive.org/26/items/2011AmericanCommunitySurveyAncestry/2011Acs.pdf (дата обращения: 19.03.2014 г.)

20. Արտաքին տնտեսական գործունեություն. [Электронный ресурс] // ՀՀ Ազգային Վիճակագրական Ծառայություն (Внешнеэкономическая деятельность. Национальная статистическая служба Армении). - Режим доступа: http://www.armstat.am/file/doc/99477378.pdf (дата обращения: 22.08.2013г.)

21. Երկկողմ հարաբերություններ. ԱՄՆ. [Электронный ресурс] // ԱՄՆ-ում ՀՀ Դեսպանություն. (Двусторонние отношения. США. Посольство РА в США). - Режим доступа: http://usa.mfa.am/hy/bilateral-us/ (дата обращения: 28.02.2015г.)

22. საგარეო ვაჭრობა. [Электронный ресурс] // საქართველოს სტატისტიკის ეროვნული სამსახური (Внешняя торговля по странам. Национальная служба статистики Грузии.). - Режим доступа: http://www.geostat.ge/index.php?action=page&p_id=136&lang=geo (дата обращения: 19.09.2013г.)

Войти или Создать
* Забыли пароль?