ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СССР И ПОСТАВОК ПО ЛЕНД-ЛИЗУ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ СТРАНЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ИСТОРИОГРАФИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Осуществлен историографический и библиографический анализ источников и материалов по проблеме обеспечения экономической безопасности СССР и организации поставок по ленд-лизу таможенными органами страны в годы Второй мировой войны. Обобщен вклад ученых в исследование проблемы, определены перспективные направления, сформулированы задачи по активизации исследований истории таможенного дела в годы Великой Отечественной войны.

Ключевые слова:
Великая Отечественная война, таможенные органы, таможенное дело, экономическая безопасность, ленд-лиз, таможенный кодекс, таможенный тариф
Текст
Исследование истории ленд-лиза осуществляется по трем основным направлениям: история боевых операций военных флотов и соединений; деятельность транспортников, их вклад в победу; история внешней политики и международных экономических отношений в годы Второй мировой войны. Деятельность таможенных учреждений СССР находит в научных исследованиях по этим направлениям лишь фрагментарное отображение. Упоминание о работе советских таможенных служащих можно встретить в исследованиях истории боевых действий военно-морских сил, поскольку таможенные учреждения, например Северо-Запада страны, функционировали фактически в районах боевых действий. После окончания Великой Отечественной войны отдел при Главном военно-морском штабе организовал работу по обобщению опыта войны на море. Результаты этой работы были опубликованы в 1946-1951 годах в многотомной «Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре» [1]. В серии справочников обобщались данные о флотах, сведения об обеспечении безопасности конвоев с грузами по ленд-лизу, прежде всего советскими кораблями и самолетами [2, 3]. Эти издания способствовали появлению в последующие годы ряда научных трудов от научных статей до диссертаций. В 60-е-80-е годы XX века в работах В. И. Ачкасова, Б. А. Вайнера, И. А. Козлова, Н. Ф. Ноги, Н. В. Павловича, В. С. Шломина и других, появляются разделы, посвященные истории арктических караванов и участию в них кораблей Северного флота. Об иностранных флотах почти не упоминается. Возможность исследования этого вопроса обеспечивалась через анализ сведений о работе советских таможенников в воспоминаниях иностранных офицеров [4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12]. Новым этапом в таких исследованиях стали открытие в конце 80-х-начале 90-х годов XX века ряда архивных фондов, рост контактов российских исследователей с зарубежными коллегами и возможность изучения иностранных источников. Но в исследованияхпрактически отсутствуют сведения о деятельности таможенных учреждений СССР [13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20]. Издаются документы и воспоминания участников событий [21, 22, 23, 24, 25, 26], проводится ряд конференций [27, 28, 29, 30, 31]. Развитие зарубежной историографии истории северных конвоев имело много общих черт с советской историографией. Основу изучения проблемы положила работа исторического отдела британского Министерства обороны. Одними из первых опубликовали исследования И. Кэмпбелл (Campbell I.), Д. Поуп (Pope D.), Ж. Блонд (Blond G.) и Р. Стенсен (Steensen R.) [32, 33, 34]. Р. Вудман (Woodman R.) опубликовал неизвестные ранее воспоминания участников конвоев, П. Кемп (Kemp P.) использовал фотоматериалы из Британского Имперского военного музея [35, 36]. Современный этап в развитии историографии этого вопроса мало чем отличается от предыдущего, хотя исследования ведутся с привлечением более широкого круга источников и, прежде всего, материалов из российских архивов. Так, в монографии М. Ю. Мухина «Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны» анализируется вклад трудящихся тыла в обеспечении фронта и тыла самолетами отечественного производства [37]. Отдельные эпизоды деятельности таможенных учреждений страны освещены в исследованиях, посвященных изучению истории транспортного флота [38, 39, 40,]. Ю. А. Борисов, Г. А. Деборин, И. Ф. Ивашин, В. Л. Исраэлян, Л. В. Поздеева, В. Я. Сиполс и другие исследовали общие вопросы союзнических отношений с позиций, обозначенных А. И Микояном, Н. А. Вознесенским, и прежде всего, утверждением о «четырехпроцентной доле поставок союзников от общего промышленного производства СССР в годы войны». Это принижало роль таможенных учреждений в обеспечении экономической безопасности страны, нивелировало огромный объем работы, выпавшей на долю советских таможенников [41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52]. Только в последнее двадцатилетие в России появился ряд исследований, в которых обосновывалась некорректность подобных утверждений на основе подсчетов лишь по 1941-1943 годам при несопоставимости курсов рубля и доллара, как это сделал Н.А. Вознесенский; некорректность положений о низком качестве поставляемой техники - импортируемые товары выбирались из зарубежного арсенала советскими военными специалистами и контролировались в том числе и таможенниками. В их ряду - монографии бывшего Председателя Совета Министров СССР (1985-1990 гг.) Н. И. Рыжкова «Великая Отечественная: битва экономик и оружие Победы» и «Великая Отечественная. Ленд-лиз», изданные в 2011 и 2012 годах [120]. В них обобщается эмпирический материал, массив архивных данных. Это попытка объективной оценки ленд-лизовских поставок для СССР - прецедента консолидации усилий стран с различным общественным строем перед лицом глобальной угрозы. Исследуя причины, позволившие экономике СССР, несмотря на огромные потери в 1941-1942 годах, выдержать противостояние с экономиками гитлеровской Германиии и покоренных ею европейских стран, Н. И. Рыжков в монографии «Премьер. Проект 2017 - миф или реальность?» в качестве главной выделяет исключительную самоотверженность советских людей в тылу и на фронте. В полной мере это относится и к служащим таможенных учреждений страны [53, 54, 55]. В монографию В. Жукова «Человеческий капитал в годы Великой Отечественной войны. Особенности формирования и развития» вошли исследовательские материалы, раскрывающие этот процесс [56]. Об объеме работы таможенников можно судить хотя бы по поставкам продовольствия, занимавшего около четверти всего тоннажа по ленд-лизу [57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69]. По мнению М.Н Супруна в пересчете на калории поставленного в СССР продовольствия хватило бы для полного содержания Красной Армии в течение всей войны [70]. Историография ленд-лиза показывает, что результаты объективных научных исследований помогают изучению роли и места таможенной системы СССР в материально-техническом обеспечении страны, её вклада в дело Великой Победы, а также выявлению явного несоответствия количества исследований, в которых объектом является деятельность таможенных учреждений СССР по обеспечению экономической безопасности и боеспособности действующей армии в годы Великой Отечественной войны, их места и роли. Историография таможенных учреждений СССР в предвоенный и начальный периоды Великой Отечественной войны значительно уступает по объему историографии ленд-лиза. Это вызвано, с одной стороны, малочисленностью таможенных органов в структуре государственных институтов в этот период и, с другой, - закрытостью их деятельности. Основными источниками изучения истории таможенных учреждений СССР являются, прежде всего, нормативные документы, сборники документов и материалов, архивные документы из Российского Государственного архива экономики (РГАЭ), областных архивов страны, а также публикации по истории таможен различных регионов страны. Группу нормативных документов составляют законодательные и нормативные акты, приказы, распоряжения и инструкции Народного Комиссариата внешней торговли СССР (далее - НКВТ) и Главного таможенного управления (далее - ГТУ) предвоенного и военного времени. Управление таможенным делом на всей территории государства было возложено на Народный Комиссариат внешней торговли СССР, созданный в 1922 году, через входящие в состав НКВТ Главное таможенное управление и иные учреждения и Таможенно-тарифный комитет. НКВТ открывал и упразднял таможенные учреждения, определял их месторасположение, присваивал таможням разряды. Изданные НКВТ документы: «Положение о таможенном управлении», «Штаты управления», «Положение о местных таможенных учреждениях, об округах, таможнях и таможенных постах», «Инструкция о правах и обязанностях таможенных сотрудников» и ряд других регламентировали процесс воссоздания действовавшей до 1917 года структуры таможенных учреждений. Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР (далее - Совнарком, СНК) от 23 февраля 1922 года был утвержден Таможенно-тарифный комитет при СНК РСФСР (с 1928 года - в составе НКВТ). Таможенно-тарифный комитет (далее - ТТК) занимался разработкой вопросов о введении новых и изменении действующих ставок таможенных пошлин; составлением новых и изменением старых списков товаров, запрещенных к ввозу и вывозу; решением вопросов по применению таможенного тарифа; рассмотрением жалоб по вопросам применения таможенного тарифа; составлением заключений по всем проектам законов, торговых договоров, конвенций и соглашений по вопросам таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. В пределах своей компетенции ТТК принимал постановления, которые приобретали юридическую силу после утверждения СНК. При рассмотрении споров, имеющих отношение к таможенно-тарифному регулированию, ТТК вносил свои постановления на утверждение НКВТ [71]. Правовой статус Таможенно-тарифного комитета был закреплен в Таможенном уставе СССР 1924 года и Таможенном кодексе СССР 1928-1931 годов. Таможенный устав 1924 года, в основу которого был положен Декрет Совета Народных Комиссаров от 12 ноября 1920 года «О порядке приема, хранения, отпуска импортных и экспортных товаров», стал первым советским кодифицированным актом по таможенному делу. Он законодательно закрепил сформировавшуюся систему таможенного управления. На территории СССР было создано 11 таможенных районов, в которых формировались районные таможенные инспекторские управления, включая Северо-Западное районное таможенное инспекторское управление. Все таможни делились по разрядам. Таможни 1-го разряда создавались при железнодорожных станциях и в портах с большим грузооборотом. Таможни 2-го разряда - на шоссейных дорогах и в небольших речных и озерных портах. Таможни 3-го разряда - на грунтовых дорогах [72, 73]. Приказом НКВТ от 2 марта 1924 года было учреждено Главное таможенное управление при Народном Комиссариате внешней торговли СССР. Таможенный кодекс Союза ССР 1929 - 1931 годов с дополнениями и определял цели деятельности таможенных учреждений. Фактический контроль за выполнением постановлений о государственной монополии внешней торговли определялся в нем как основная, современная и перспективная цель. Исторически традиционной целью таможенной деятельности называлось взимание таможенных сборов. В качестве дополнительной цели ставилось совершенствование других таможенных операций. Кодекс устанавливал структуру таможенных учреждений государства. Согласно Кодексу управление таможенным делом на всей территории СССР осуществлялось Наркоматом внешней торговли через входящее в его состав Главное таможенное управление, права которго значительно расширялись. Детально раскрывались полномочия Таможенно-тарифного комитета при НКВТ при Совнаркоме, СНК союзных республик, компетенция местных таможенных учреждений. В то же время в кодексе уже проявлялась тенденция к постепенному упрощению системы таможенных органов. Таможенный Кодекс регламентировал порядок осуществления таможенных операций, регулировал вопросы ответственности за нарушение таможенных правил, развивал понятие административно наказуемой контрабанды, определял другие аспекты таможенной практики [73]. Он просуществовал не только весь период войны, но и до второй половины 1980-х годов. 21 января 1930 года был принят Свод таможенных тарифов СССР, просуществовавший до 1 октября 1961 года. В нем было резко сокращена товарная номенклатура: по сравнению с таможенным тарифом 1927 года число статей уменьшилось вдвое; закреплялся переход на метод ценовых пошлин, при котором пошлина стала взиматься в виде определенного процента с фиксированной государственной цены товара. 21 мая 1930 года Совнарком СССР утвердил таможенный тариф с привозной торговли. В 1932 году по данному тарифу была введена двухколонная система, установливавшая минимальные и максимальные ставки налогов. В 1937 году в таможенный тариф были внесены изменения - резкое снижение минимальных ставок. Для всех видов сырья и промышленного оборудования пошлина установливалась в размере 1% от их стоимости [74]. Уголовный кодекс РСФСР определял ответственность за преступления в сфере таможенного дела [75]. В Постановлении Совета Народных Комиссаров СССР от 30 сентября 1940 года № 1833 «О транзите иностранных товаров через территорию СССР» определялся порядок транзита, действовавший весь предвоенный и военный период [76]. Таможенные учреждения при его оформлении руководствовались также приказом НКВТ от 18 марта 1941 года № 47 и приказом ГТУ от 29 марта 1941 года № 1 [77, 78]. Так формировалась нормативная база для работы таможенной системы, которая практически не менялась в предвоенные и военный периоды. Таможенные учреждения в своей деятельности по сбору пошлин с товаров ленд-лиза руководствовались «Правилами централизованных расчетов по таможенным пошлинам», утвержденными приказом ГТУ от 22 августа 1932 года [79]; в отношении багажа и грузов, перевозимых на гражданских воздушных судах - «Правилами», утвержденными приказом ГТУ от 29 июня 1938 года № 17/оп [80]; Правила приема, охраны и выгрузки прибывающих из-за границы поездов были утвержденны приказом ГТУ от 1931 года № 112/оп [81]; досмотр и оформление грузов, поступавших по грунтовым дорогам, рекам и озерам, а также досмотр и оформление гужевого транспорта регламентировались «Правилами приема и отпуска транспортов и перевозочных средств, следующих через границу по грунтовым дорогам, а также по рекам и озерам» и «Инструкцией по пропуску за границу лошадей и верблюдов». Исполнение Инструкции по учету завоза, отгрузки и предъявления счетов комитентам по импортным товарам во всесоюзных объединениях (далее - В/О) Наркомвнешторга СССР (В/О «Амторг», В/О «Разноэкспорт», В/О «Экспортлен», В/О «Экспортлес», В/О «Востокинторг», В/О «Совсиньторг», В/О «Совмонголторг» и других) осуществлялось таможенными учреждениями в соответствии с приказами НКВТ №№ 61, 62 от 31 марта 1941 года и приказами ГТУ № 3/оп от 30 мая 1941 года и № 4/оп от 31 марта 1941 года. Их корректировка была осуществлена лишь в ноябре 1944 года [82, 83, 84, 85, 86]. При осуществлении карантинного контроля таможенники руководствовались «Инструкцией о порядке ввоза и проведения карантинного досмотра подкарантинных грузоматериалов, поступающих в адрес иностранных миссий, находящихся в СССР» от 4 апреля 1941 года и приказа ГТУ от 26 апреля 1941 года № 2 «О применении Положения о внешнем карантине растений» [87, 88]. Важнейшей задачей таможенных органов в годы войны оставалось осуществление контрольно-инспекторских функций в соответствии с инструкцией, утвержденной приказом ГТУ еще 15 сентября 1938 года [89]. Обстоятельства военного времени внесли свои коррективы в нормотворчество по таможенным вопросам: для ускорения процедуры таможенного оформления благотворительных грузов в декабре 1942 года отменялись разрешения НКВТ на их ввоз, а в апреле 1943 года начальникам таможен было предоставлено право самостоятельно, без разрешения НКВТ, пропускать данный вид товаров с проведением таможенного оформления и досмотра; в декабре 1942 года были установлены минимальные ставки в отношении грузов, следовавших в адрес советских организаций [90, 91, 92]. Соответствующими решениями регулировались и взаимоотношения между различными ведомствами страны. Так, в мае 1943 года была утверждена совместная Инструкция СЦ-11 Наркоматов Внешней Торговли и Морского флота «О порядке расчетов за получаемые в США капитанами пароходов техснабжение, продовольствии и бункер», а в апреле 1944 года вышел приказ НКВТ и НКМФ «Об утверждении Инструкции о порядке взаимоотношений между организациями НКВТ и НКМВ по перевалке и транспортно-экспедиторской обработке импортных и экспортных грузов в советских портах Севера и Дальнего Востока» [93, 94]. В заключительный период Великой Отечественной войны был издан ряд приказов по линии НКВТ и ГТУ, призванных повысить эффективность деятельности таможенной службы: приказ НКВТ «Об организации инспекции при ГТУ»; в целях лучшего подбора и предварительной подготовки лиц для таможенной службы в июне 1945 года издан приказ об организации резерва ГТУ при Московской и Рижской таможнях; порядок перевозки репарационных грузов определял соответствующий приказ от 9 марта 1945 года; порядок пропуска трофейных грузов регламентировался соответствующей Инструкцией; циркуляром ГТУ НКВТ «О пропуске импортных грузов» определялся порядок их пропуска [95, 96, 97, 98, 99]. В связи со значительным увеличением потока людей и имущества граждан через государственную границу СССР был установлен порядок пропуска людей, их имущества, транспорта и определялся перечень товаров, разрешенных и запрещенных для пропуска [100, 101, 102, 103]. Сборники документов и статистических материалов дают общее представление о внешнеэкономической деятельности СССР в предвоенные и военные годы. Среди них - серия «Внешняя торговля»; Внешняя торговля СССР. Статистический сборник, в котором были собраны документы и мматериалы за период с 1918 по 1966 годы; Единая товарная номенклатура внешней торговли СССР, вышедшая во «Внешторгиздат» в 1936 году; «Народное хозяйство СССР в цифрах», изданное в 1940 году; Журнал Академии наук СССР «Мировое хозяйство и мировая политика», издаваемый с 1925 года и ряд других [104, 105, 106, 107, 108, 109]. Попытки научного исследования таможенного дела предпринимались и после Победы. Выделим «Конспект по статистике внешней торговли» Т. В. Рябушкина и учебное пособие Д. А. Александрова и С. С. Дмитриева «Таможенное дело в СССР. Краткое учебное пособие для работников таможенных учреждений», изданные при содействии Главного Таможенного Управления в 1946 и 1949 годах [110, 111, 112]. Однако в последующие десятилетия в большинстве исследований военный период в деятельности таможенных учреждений либо вовсе отсутствовал, либо занимал незначительное место в контексте изучаемых проблем [113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128]. Е. Алексеев, Ю. Иванов, А. Свешникова, А. Мороз, В. Головин, Д. Чистосердов, О. Беляев, Н. Шамалов к 85-летию со дня образования Мурманской таможни подготовили издание «Таможенное дело на Мурмане», в котором нашел отражение и военный период её деятельности. [129]. Г. П. Брацун, П. В. Дзюбенко, Ю. Г. Кисловский в 1996 году подготовили к выпуску сборник научных трудов о таможенной политике [130]. В 1995 году была опубликована монография Ю.Г. Кисловского «История таможни государства российского 1907-1995», а в 1996 году - «Контрабанда. История и современность». В них появились разделы, посвященные военному периоду таможенного дела. Автор анализировал формы, методы и результаты работы таможенных служащих в военные годы, а также особенности борьбы таможенных служащих с контрабандой и в годы Великой Отечественной войны. «История таможенного дела и таможенной политики России» этого ученого, опубликованная в 2004 году третьим изданием, стала этапом в исследовании вклада таможенной системы советского государства в общую победу [131, 132, 133]. В монографии Н.М. Блинова «Таможенная политика России Х-XX вв.» (1997 г.) военный период лишь обозначен [134]. Государственный Таможенный комитет Российской Федерации совместно с Российской таможенной академией подготовил и издал с 1997 по 2003 годы сборник документов и материалов в четырех томах «Таможенное дело России» [135]. В. В. Пиляевой в «Истории таможенного дела и таможенной политики России», изданной в 2007 году, военный период выделен в отдельную главу «Таможня в годы Великой Отечественной войны». В ней на фактическом материале, с использованием документов НКВТ и ГТУ раскрываются отдельные аспекты деятельности таможенных учреждений страны [136]. С. И. Воронин, Г. М. Луговая, Н. В. Шишкина опубликовали на сайте Центрального музея таможенной службы России научный материал «Военные будни таможни», в котором обобщен имеющийся в архивах музея материал по военной истории таможенного дела [137]. В последние десятилетия появился ряд публикаций по истории таможен различных регионов страны [138, 139, 140]. Особое место занимают публикации по истории таможен Северо-Запада СССР. К. Агамирзянов раскрыл нам неизвестные страницы таможенного дела в Карелии в период с 1917 по 1945 годы [141]. В.В. Головин издал в 2001 году монографию «Таможенная служба на Мурмане. 1941-1945», в которой реализовал все возможности для исследования героической деятельности Мурманской таможни в военнное время [142]. В 2006 году он же в «Истории Мурманской таможни. 1919 - 2005» раздвинул исторические рамки исследования, дополнил фактический материал о деятельности таможни в предвоенный и военный периоды [143]. В. Н. Булатов, Т. С. Минаева, О. В. Петров, Л. И. Санников в «Истории Архангельской таможни XVI-XX вв.», изданной в 2001 году, выделили в отдельную главу материал, посвященный самоотверженной работе таможни в годы войны [144]. Попытку обобщить материал по Северо-Западному региону страны представляют собой результаты исследования коллектива авторов, опубликованные в монографии под редакцией В. И. Вьюнова «Таможенная служба Санкт-Петербурга. 1703-2003» в 2003 году Но и здесь предвоенный и военный периоды занимают лишь несколько страниц [145]. Это в полной мере можно отнести и к изданным в Северо-Западном таможенном управлении в 2010 году и в 2012 году (вторым изданием) коллективным монографиям под редакцией Н. А. Галикеева «Северо-Западное таможенное управление. XX лет. Таможенное дело на Северо- Западе России. Историко-документальное издание». [146, 147]. Историографический и библиографический анализ имеющихся источников и материалов показывают, что за семьдесят лет, прошедших со дня Великой Победы, роль и место таможенных органов СССР в обеспечении экономической безопасности страны, их вклад в дело общей Победы в полной мере не исследованы. Практически отсутствуют исследования по таможням Южного маршрута, по обеспечению поставок вне рамок ленд-лиза, через Международный Красный Крест и другие международные общественные организации, посвященные военному периоду деятельности таможенных учреждений и героизму таможенных служащих в годы Великой Отечественной войны. Это должно привлечь внимание нового поколения исследователей истории Великой Отечественной войны.
Список литературы

1. Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Выпуски 1 - 8. - М. - Л., 1946 - 1951.

2. Справочник потерь военно-морского и торгового флотов Германии и ее союзников, понесенных от ВМФ СССР в Великую Отечественную войну 1941 - 1945 гг. - М., - 1957.

3. Потери боевых кораблей и судов Военноморского флота, транспортных, рыболовных и других судов СССР в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. - М., -1959.

4. Простаков А. Л. Противолодочная оборона торговых судов (по опыту иностранных флотов). - М., - 1960.

5. Андреев В. И. Борьба на океанских и морских коммуникациях. (По опыту двух мировых войн). - М., - 1961.

6. Еремеев Л. М., Шергин А. П. Подводные лодки иностранных флотов во Второй мировой войне. - М., - 1962.

7. Нога Н. Ф. Северный флот в обеспечении внешних коммуникаций // Военно-исторический журнал. - 1971. - № 11. - С.22 - 29.

8. Басов А. В. Флот в Великой Отечественной войне, 1941 - 1945 гг. Опыт оперативно-стратегического применения. - М., - 1980.

9. Пузырев В. П. Беломорская флотилия в Великой Отечественной войне. - М., - 1981.

10. Замчаков А. Н. История военно-морского искусства: Советское военно-морское искусствов Великой Отечественной войне 1941-1945. - Л., - 1987.

11. Щипко Л. М. Защитники Карского моря: Хроника военных событий. - Красноярск, - 1985.

12. Суда министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.: Справочник. - М, - 1989.

13. Великая Отечественная. День за днем: Из хроники боевых действий Военно-морского флота // Морской сборник. - 1991-1995.

14. Боевая летопись Военно-морского флота 1941-1942. - М., 1992.

15. Боевая летопись Военно-морского флота 1943. - М., 1995.

16. Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном театре с 22.06.41 по 31.12.41 гг. Выпуск 1. - СПб.: Галея Принт, 1999.

17. Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном театре с 01.01.42 по 30.06.42 гг. Выпуск 2. - СПб.: Галея Принт, 1999.

18. Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном театре с 01.07.42 по 31.12.42 гг. Выпуск 3. - СПб.: Галея Принт, 2000.

19. Бережной С. С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928-1945: Справочник. - М., 1988.

20. Бережной С. С.Трофеи и репарации ВМФ СССР. - Якутск, 1994.

21. Бережной С. С. Флот СССР. Корабли и суда лендлиза. Справочник. - СПб., 1994.

22. В конвоях и одиночных плаваниях. Сборник. - Архангельск, 1985,

23. Северные конвои: исследования, воспоминания, документы. - Архангельск, 1991.

24. Братство северных конвоев, 1941-1945: Сборник. - Архангельск, 1991.

25. Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы. Вып.2. М., 1994; Конвои: исследования, воспоминания, библиография, документы. - Архангельск, 1995.

26. Северные конвои: исследования воспоминания, документы. Вып.3. - М., 2000.

27. Барашков Ю. А. Арктические конвои в настроении Глена Миллера: Опыт коллективной памяти. - Архангельск, 2000.

28. Внешняя торговля СССР и XVII Съезд ВКП(б). - Л.: Внешторгиздат, 1934.

29. Материалы первой конференции // Вестник архивиста. - 1993. - № 1(13); - № 2(14); - № 3(15).

30. Материалы второй конференции: Отчет о международной конференции: Братства Северных конвоев. - СПб., 2000.

31. Материалы третьей конференции: Война в Арктике: Исследования, воспоминания, документы. - Архангельск, 2001.

32. Сборник статей «Сборник трудов участников городской научной конференции «Дух и культура Ленинграда в тылу Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (май 2010). Электронная книга. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ModernLib.ru/books/sbornik_statey/sbornik_trudov_uchastnikov_gorodskoy_nauchnoy_konferencii_duh_i_kultura_leningrada_v_tilu_sovetskogo_soyuza_v_godi_voiny (дата обращения 20.01.2015).

33. Blond G. Kurs Murmansk. Die Schicksalsfahrten der Alliirten Eismeer Konvois. - Oldenburg, 1957.

34. Blond G. Convois vers l’U.R.S.S. - Paris, 1966.

35. Steensen R. Den Nordlige Sovej. - Kobenhavn,1957.

36. Woodman R. The Arctic Convoys, 1941-1945. - L., 1994.

37. Kemp P. The Russian Convoys (L., 1987). - L., 1994.

38. Мухин М. Ю. Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны. - М.: Вече, 2011. - 368 с.

39. Эдлинский С. Ф. Северный транспортный флот в Великой Отечественной войне Советского Союза, 1941-1945 гг. - М., 1963.

40. Белов М. И. Научное и хозяйственное освоение советского Севера, 1933-1945 гг.// История открытия и освоения Северного морского пути. Т.4 -. Л., 1969.

41. Кучепатов Ю. Н. Огненные мили: Очерки истории транспортного флота северного морского бассейна в годы Великой Отечественной войны. Изд. 3-е доп. и переработ. - Архангельск, 1978.

42. Деборин Г. А. Международные отношения в годы Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг. - М. - Л., 1948.

43. Ивашин И. Ф. Международные отношения и внешняя политика СССР в период Второй мировой войны. - М., 1954.

44. Исраэлян В. Л. Антигитлеровская коалиция: Дипломатическое сотрудничество СССР, США и Англии в годы Второй мировой войны. - М., 1964.

45. Исраэлян В. Л. Дипломатия в годы войны, 1941 - 1945. - М., 1985.

46. Поздеева Л. В. Англо-американские отношения в годы Второй мировой войны, 1941 - 1945 гг. - М., 1969.

47. Морской сборник. - 1976. - № 6. - С. 28; Военно-исторический журнал. - 1978. - № 8. - С.109.

48. История социалистической экономики: в 7 т. / Ред. И. А. Гладков. АН СССР, Ин-т экономики. - М.: Наука, 1976 - 1980. Т.5. - 1978. - С. 545 - 546.

49. Борисов А. Ю. США и СССР. Союзники в годы войны, 1941 - 1945. - М., 1983.

50. Сиполс В. Я. На пути к великой Победе: Советская дипломатия, 1941- 1945 гг. - М., 1985. - 526 с.

51. Вознесенский Н. А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. - М.: Госполитиздат, 1948. - С. 74.

52. Микоян А. И. Так было. Мемуары. - М.: Вагриус, 1999. - 612 с.

53. Петров П. С. Фактическая сторона помощи по ленд-лизу // Военно-исторический журнал. - 1990. - № 6. - С. 34 - 40.

54. Рыжков Н. И. Великая Отечественная: битва экономик и оружие Победы. - М.: ИД «Экономическая газета», 2011. - 440 с.

55. Рыжков Н. И. Великая Отечественная. Ленд-лиз - М.: ИД «Экономическая газета», 2012. - 440 с.

56. Рыжков Н. И. Премьер. Проект 2017 - миф или реальность? - М.: Эксмо, 2011. - 368 с.

57. Жуков В. И. Человеческий капитал в годы Великой Отечественной войны. Особенности формирования и развития - М.: РГСУ, 2011. - 204 с.

58. Орлов А. С., Кожанов В. П. Ленд-лиз: взгляд через полвека// Новая и новейшая история. -1994. - № 3. - С. 188, 190 -191.

59. Краснов В. Н. Ленд-лиз и развитие советского флота // Вопросы истории естествознания и техники. - 1993. - № 1. - С. 69 - 85.

60. Шитиков Е. А., Краснов В. Н., Балабин В. В. Кораблестроение в СССР в годы Великой Отечественной войны. - М., 1995. - С. 251 - 270

61. Котельников В. Р. Авиационный ленд-лиз // Вопросы истории. - 1991. - № 9 -10. - С. 223 - 227.

62. Лебедев И. П. «Кобры» летят к фронту. Авиационный ленд-лиз в годы Великой Отечественной войны. - М., 1992.

63. Небо без границ. Очерки, воспоминания. - Красноярск, 1995.

64. Ильин А. Самолеты союзников по ленд-лизу // Международная жизнь. -1995. - № 7. - С. 95 - 102.

65. Куманев Г. А., Чузавков Л. М. СССР и Англия: военно-экономическое сотрудничество в годы Второй мировой войны // Новая и новейшая история. -1987. - № 2. С. 26 - 40.

66. Басов А. В., Гутенмахер Г. И. Персидский коридор // Военно-исторический журнал. - 1991. - № 1. - С. 25 - 33.

67. Котляров А. Ю. Особое задание // История авиатрассы Аляска-Сибирь.1942-1945 гг.// США: экономика, политика, история. - 1992. - № 9. -С. 28 - 34.

68. Мальков В. Л. Ленд-лиз в контексте большой политики // Российская Федерация. - 1994. - № 2. - С. 57 - 59.

69. Супрун М. Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945 гг.; Ин-т рос. истории Рос. акад. наук, Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М.: Андреев. флаг, 1997. - 364 с., ил., портр.: схемы.

70. Северные конвои. Вып.1-3. - М. - Архангельск, 1991- 2000.

71. Супрун М. Н. Продовольственные поставки в СССР по ленд-лизу в годы Второй мировой войны // Отечественная история. - 1996. - № 3. - 223 с.

72. Постановление Совета Народных Комиссаров от 23 февраля 1922 года о Таможенно-Тарифном Комитете / Собр. Узак., - 1922, - № 19, - ст. 213.

73. Декрет Совета Народных Комиссаров от 12 ноября 1920 года «О порядке приема, хранения, отпуска импортных и экспортных товаров». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_770.htm (дата обращения 28.11.2014).

74. Постановление Центрального Исполительного комитета и Совета Народных Комиссаров СССР «Об утверждении таможенного (так в документе - Исполнители) кодекса Союза ССР / Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза Советских Социалистических Республик, издаваемое Управлением Делами СНК и СТО. 11 января 1929 года, - № 1.

75. Свод таможенных тарифов Союза ССР. Главное Таможенное Управление. - Москва, 1939.

76. Уголовный кодекс РСФСР. - М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1944.

77. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 30 сентября 1940 года № 1833 «О транзите иностранных товаров через территорию СССР».

78. Приказ НКВТ от 18 марта 1941 года № 47.

79. Приказ ГТУ от 29 марта 1941 года № 1.

80. Приказ ГТУ от 22 августа 1932 года «Правила централизованных расчетов по таможенным пошлинам» // Таможенный кодекс Союза ССР. - М.: Международная книга, 1946. - С. 161-164.

81. Приказ ГТУ от 29 июня 1938 года № 17/оп «Правила таможенных операций в отношении багажа и грузов, перевозимых на гражданских воздушных судах».

82. Приказ ГТУ от 1931 года № 112/оп. «Правила приема, охраны и выгрузки прибывающих из-за границы поездов».

83. Приказ НКВТ от 31 марта 1941 года № 61.

84. Приказ НКВТ от 31 марта 1941 года № 62.

85. Приказ ГТУ 5 сентября 1938 года № 29/оп.

86. Приказ ГТУ от 30 мая 1941 года № 3/оп.

87. Приказ по НКВТ от 14 ноября 1944 года № 228 «Инструкция по учету завоза, отгрузки и предъявления счетов комитентам по импортным товарам в объединениях Наркомвнешторга СССР».

88. «Инструкция о порядке ввоза и проведения карантинного досмотра подкарантинных грузоматериалов, поступающих в адрес иностранных миссий, находящихся в СССР» от 4 апреля 1941 года.

89. Приказ ГТУ от 26 апреля 1941 года № 2 «О применении Положения о внешнем карантине растений».

90. Приказ ГТУ 15 сентября 1938 года № 29/оп.

91. Приказ ГТУ от 31 декабря 1942 года № 44 // Таможенный кодекс Союза ССР. - М.: Международная книга, 1946. - С. 159.

92. Приказ ГТУ от 13 апреля 1943 года № 1/оп «О беспошлинном пропуске благотворительных грузов» // Таможенный кодекс Союза ССР. - М.: Международная книга, 1946. - С. 168.

93. Приказ ГТУ № СЦ-45 от 31 декабря 1942 года «О применении минимальных и максимальных ставок таможенных пошлин».

94. Инструкция СЦ-11 от 2 мая 1943 года Наркоматов Внешней Торговли и Морского флота «О порядке расчетов за получаемые в США капитанами пароходов техснабжение, продовольствии и бункер».

95. Приказ НКВТ и НКМФ от 26 апреля 1944 года «Об утверждении Инструкции о порядке взаимоотношений между организациями НКВТ и НКМВ по перевалке и транспортно-экспедиторской обработке импортных и экспортных грузов в советских портах Севера и Дальнего Востока».

96. Приказ НКВТ 21 апреля 1945 года № 056 «Об организации инспекции при ГТУ».

97. Приказ НКВТ № 138 от 4 июня 1945 года «Об организации резерва ГТУ при Московской и Рижской таможнях».

98. Приказ НКВТ от 9 марта 1945 года № 6/93/оп «О порядке перевозки репарационных грузов».

99. Приказ НКВТ от 3 августа 1945 года № 7/оп «Об утверждении Инструкции о порядке пропуска трофейных грузов».

100. Циркуляр ГТУ НКВТ от 16 июля 1945 года № 9 «О пропуске импортных грузов».

101. Приказ от 1 апреля 1945 года № 2/оп «О порядке пропуска через границу имущества граждан СССР и союзных стран, освобожденных из немецкого плена Красной Армией».

102. Телеграмма НКВТ СССР от 26 июня 1945 года № 3547-Н «Об освобождении от таможенного досмотра при переезде границы военнослужащих, уволенных из Красной Армии».

103. Телеграмма НКВТ СССР от 1 июля 1945 года № 2311 «О пропуске без задержки и досмотра воинских эшелонов, следующих через границу».

104. Телеграмма ГТУ НКВТ СССР от 21 июля 1945 года.№ 2665.

105. Внешняя торговля.- М.: Международная книга, 1945. - № 9.

106. Внешняя торговля СССР. Статистический сборник. 1918-1966. - М.: Международные отношения, 1967.

107. «Мировое хозяйство и мировая политика» 1930 - 1949 гг. / Журнал, издаваемый Институтом мирового хозяйства и мировой политики Академии Наук СССР.

108. Внешняя торговля СССР и XVII Съезд ВКП(б). - М. - Л.: Внешторгиздат, 1934.

109. Единая товарная номенклатура внешней торговли СССР. - М. -Л.: Внешторгиздат, 1936.

110. Народное хозяйство СССР в цифрах. - М.: Московский Рабочий, 1940.

111. Внешняя Торговля СССР. Краткое учебное пособие под редакцией проф. Д. Д. Мишустина, 3-е изд.- М.: В/О «Международная Книга», 1941.

112. Рябушкин Т. В. Конспект по статистике внешней торговли. - М.: Главное Таможенное Управление, 1946.

113. Александров Д. А., Дмитриев С. С. «Таможенное дело в СССР. Краткое учебное пособие для работников таможенных учреждений». - М.: В/О «Международная книга», 1949.

114. Vail Motter T. H. The Persian Corridor and Aid to Russia. - Washington DC: U.S. Government Printing Office, 1952.

115. Морисон С. Э. Битва за Атлантику выиграна. - М., 1959. С. 276 - 277.

116. Подвиг северодвинцев. - М., 1963.

117. Романов Б. С. Причалы мужества / Под научн. ред. А.А.Киселева. -Мурманск: Кн. изд-во, 1977.

118. Дальневосточное морское пароходство: 1880-1980. - Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1980. - 590 с.

119. Лукин И. И. Первостроители: Из истории строительства на Крайнем Северо-Востоке СССР, 2-е изд. - Магадан: Кн. изд-во, 1987. - 380 с., ил.

120. Берков Е. А., Галанжин Е. Ф. Таможенное дело (1726 - 1986). - М., -1988.

121. Пузырев В. П. Под флагом России: История зарождения и развития морского флота. - М.: - Согласие, - 1995. -568 с.

122. Сухарев М. И., Николаевич Т. Н., Кусков В. В. История Мурманского морского рыбного порта. - Мурманск, - 1996.

123. Федоров П. В. Мурманская область в послевоенном СССР: 1945 -1990. - Мурманск. 1997.

124. Приморский край: Краткий энциклопедический справочник / Редкол.: Ермакова Э.В. (гл. ред.) и др. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997. - 596 с.

125. Паперно А. Х. Ленд-лиз. Тихий океан. Тайны истории в романах, повестях и документах. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 1998. - 368 с.

126. Микоян А. И. Так было. Мемуары. - М.: Вагриус, 1999. - 612 с.

127. Стеттиниус Э. Ленд-лиз - оружие победы. - М.: Вече, 2000. - 270 с.

128. «Аляска - Сибирь - фронт». История легендарной авиатрассы. Документы. Комментарии. Воспоминания. 1942 - 1945 гг. - М., 2004.

129. Müller, Rolf-Dieter (Hg.): Das Deutsche Reich und der Zweite Weltkrieg. Band 6. Der Zusammenbruch des Deutschen Reiches 1945. Teilband 1: Die militärische Niederwerfung der Wehrmacht. - München: DVA., 2008. - S. 400 - 425.

130. Алексеев Е., Иванов Ю., Свешникова А., Мороз А., Головин В., Чистосердов Д., Беляев О., Шамалов Н. Таможенное дело на Мурмане. - Мурманск: Радица. Полиграфия: МИПП «Север», 2004. - 160 с. 13 ил.

131. Брацун Г. П., Дзюбенко П. В., Кисловский Ю. Г. Об основных понятиях таможенной политики: сб. науч. трудов. - М., 1996.

132. Кисловский Ю. Г. История таможни государства российского 907 - 1995. - М.:Из-во Автор, 1995.

133. Кисловский Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России. - 3-е изд., доп. / Под общ.й ред. А.Е. Жерихова. - М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. - 592 с.+ илл.

134. Кисловский Ю. Г. Контрабанда. История и современность. - М., 1996. - С.130.

135. Блинов Н. М. Таможенная политика России Х - XX вв. - М., 1997.

136. Таможенное дело России. Государственный Таможенный комитет Российской Федерации. Российская таможенная академия: Сб. документов и материалов: в 4 т. - М., 1997 - 2003.

137. Пиляева В. В. История таможенного дела и таможенной политики России. - М.: БалтРус, 2007. - 592 с.+ илл.

138. Воронин С. И., Луговая Г. М., Шишкина Н. В. Обзор деятельности таможенных органов в годы Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://museum.customs.ru (дата обращения 28.10.2014).

139. Гирявый М. Р. Новороссийская таможня в 1941-1945 годах // Таможенный вестник. - 1995. - № 5. - С.15 -19. Беляева Н. А., Бенько А. В., Лаврик Л. А., Печерица В. Ф. Владивостокская таможня 1901 - 2001. - Владивосток: ИПК «Дальпресс», 2001. - С. 58-59.

140. Печерица В. Ф. Очерки истории дальневосточной таможни Ч.1. 1899 -1945. - Владивосток, 2002. - 168 с.

141. Агамирзянов К. Неизвестные страницы таможенного дела в Карелии в период с 1917 по 1945 годы. Историко - правовой очерк. -Костомукша. - 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://customscollection.ru/ (дата обращения 30.01.2015).

142. Головин В. В. Таможенная служба на Мурмане. 1941 - 1945. Историко-правовой очерк. - Мурманск: «МИПП Север», 2001. - 160 с., 13 ил.

143. Головин В. В. История Мурманской таможни. 1919 - 2005 гг.: Монография. - Мурманск: Мурм. таможня, 2006. - 296 с., 80 ил.

144. Булатов В. Н., Минаева Т. С. и др. История Архангельской таможни XVI-XX вв.: Монография. - Архангельск: Поморский государсвенный университет, 2001. - 192 с.

145. Таможенная служба Санкт-Петербурга. 1703 - 2003 / Под общ. ред. В.И. Вьюнова. - СПб.: Санкт-Петербургская таможня, «Сатис», - 2003.

146. Северо-Западное таможенное управление. XX лет. Таможенное дело на Северо-Западе России. Историко-документальное издание. - СПб.: СЗТУ, 2010. - 336 с.

147. Северо-Западное таможенное управление. XX лет. Таможенное дело на Северо-Западе России. Историко-документальное издание. - СПб.: СЗТУ, 2012. - 341 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?