Текст (PDF):
Читать
Скачать
Состояние экономической безопасности региона может быть оценено с помощью специальных средств: показателей, индикаторов, критериев оценки, разрабатываемых и используемых в государственной статистике и в различных областях науки. Региональные социально-экономические интересы, угрозы и пороговые значения показателей должны учитывать специфику экономики и социальной сферы данного региона, соответствующие параметры в этой сфере в целом по России. Однако индикаторы экономической безопасности страны и регионов не могут быть одинаковыми. В настоящее время более-менее проработанным является вопрос по определению показателей уровня экономической безопасности страны [1], хотя единой системы показателей пока нет. Наиболее подходящим методом оценки уровня экономической безопасности региона, на мой взгляд, является метод индикаторов экономической безопасности, разработанный И. В. Новиковой и Н. И. Красниковым, за основу которого были взяты значения, предложенные С. Ю. Глазьевым, для определения уровня экономической безопасности на уровне страны: Объем ВВП на душу населения; инвестиции в % к ВВП; расходы на НИОКР; доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума; продолжительность жизни; дифференциация доходов; уровень преступности; уровень безработицы; доля импорта во внутреннем потреблении. Другие являются отражением общегосударственной политики и в зависимости от региона не различаются. Поэтому И. В. Новикова и Н. И. Красников выработали именно региональную систему индикаторов экономической безопасности различных сфер экономики региона: продовольственной, производственной, инфраструктурной, финансовой, социальной, информационно-технической и инновационной. Одним из индикаторов, обобщающих работу всех сфер экономики региона, является размер ВРП на душу населения, от среднего по стране в %. Это очень важный показатель, т.к. он отражает материальные возможности населения региона, а «пониженные материальные возможности населения данной территории могут способствовать поддержке различного рода экстремистских настроений и являют собой угрозу территориальной целостности страны на данном геополитическом направлении» [7, С. 209]. Пороговое значение - 50%. В Свердловской области данный индикатор выше порогового значения за все три исследуемых года, и тенденция идет к его ежегодному увеличению. Важный фактор производственной безопасности - привлечение иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции могут служить катализатором подъема многих отраслей экономики региона, а значит, служить укреплению экономики региона и его экономической безопасности. Для того чтобы иностранные инвестиции стали весомым фактором активизации инвестиционного прогресса и социально-экономического развития, их доля в общем объеме инвестиций в основной капитал должна быть не менее 15-17% [5, С. 105]. В Свердловской области доля иностранных инвестиций за исследуемые три года сократилась с 23,1% в 2011 году до 14,2% в 2013 году. Так, за индикатор безопасности продовольственной сферы взят критерий, такой как - доля импорта продовольствия с пороговой величиной 25%. Это, аргументируется тем, что продовольственная безопасность региона зависит от того, насколько он сам себя может обеспечить необходимым продовольствием в случае прекращения поставок продуктов питания извне, а также тем, что самообеспеченность продовольствием - гарантия полноценного обеспечения питанием населения региона. Безопасность производственной сферы во многом зависит от того, насколько обновляются и рационально используются основные фонды экономики, что особенно актуально в условиях глобализации и нарастающих конкурентных процессов: «Определение оптимального соотношения вложений, направляемых на развитие и обновление основных фондов… на каждом этапе экономического развития является наиболее ответственной и приоритетной проблемой управления социально-экономическим развитием, элементом стратегии формирования конкурентоспособного типа воспроизводства» [7, C. 63]. Одним из индикаторов является степень износа основных фондов промышленных организаций, его пороговым значением, является 60% [5. C. 43]. В Свердловской области данный индикатор за исследуемые три года ниже порогового, но тенденция показывает ежегодное изменение этого показателя в сторону приближения к пороговому значению. Другим индикатором, характеризующим процессы обновления основного капитала, является соотношение коэффициента обновления и выбытия основных фондов: пороговое значение - 3 [3, C. 104]. В Свердловской области данный показатель ниже пороговых значений. Но ситуация такая же как и у предыдущих индикаторов, ежегодное приближение к пороговому значению. Другой индикатор связан с понятием чистого регионального продукта (ЧРП), который представляет собой разницу между валовым региональным продуктом и амортизационными отчислениями. По мнению К. Р. Макконелла и С. Л. Брю, равновесный уровень производства чистого национального продукта достигается тогда, когда он равен объему сбережений населения плюс инвестиции. То есть для равновесного производства необходимо равенство инвестиций и сбережений. Значит, для устойчивой, безопасной экономики должен быть принят такой порог соотношения сбережений и инвестиций, как единица. [4, С. 222]. В Свердловской области отношение сбережений и инвестиций находятся в допустимом пороговом значении. Для оценки инновационной сферы, например, в США используется отношение расходов на НИОКР штата к производимому в нем валовому продукту [3, C. 53]. Здесь принято пороговое значение в 2,0%. В Свердловской области данное отношение находится ближе к значению в 1%, но тенденция идет к увеличению данного значения. Следующий индикатор - соотношение внутренних текущих затрат на фундаментальные исследования (ФИ), прикладные исследования (ПИ) и разработки (Р). Оптимальное соотношение - 1,0:3,0:9,0 [3, С. 169]. В Свердловской области затраты на фундаментальные исследования и разработки находятся в допустимых пороговых значениях, а затраты на прикладные исследования все три исследуемых года равны 1, что в 3 раза меньше порогового значения. Связанный с ним индикатор - соотношение затрат на технологические инновации и затрат на ИР. Это соотношение отражает спрос на результаты НИР со стороны производства. Оптимальная величина - 2,0 [2, C. 110]. В Свердловской области данное значение находится в пределах порогового значения. Для оценки экономической безопасности региона в финансовой сфере предложен показатель, отражающий удельный вес региональных кредитных организаций в общем числе кредитных организаций региона. При сокращении числа региональных банков регион в лице хозяйствующих субъектов и социальных институтов теряет свои финансовые потоки, попадая в зависимость от иногородних структур. «Альтернативой экспансии московских многопрофильных банков в регионы должна стать опора на наиболее устойчивые региональные банки, которые смогут сформировать каркас российской банковской системы в ближайшем будущем» [8, C. 86]. Пороговым значением, должна быть величина в 50%. В Свердловской области за исследуемые три года, данный индикатор сократился вдвое, и если в 2011 году он находился выше порогового значения и составлял 61,4%, то уже в 2013 году он равен 25%. Для оценки экономической безопасности уровня жизни населения региона, взяты следующие показатели: Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, где пороговое значение принято в 7%. В Свердловской области данный показатель выше порогового, но тенденция за исследуемые три года ведет к его приближению. Следующий показатель, это продолжительность жизни, где пороговое значение равно 70 лет. В Свердловской области данный индикатор находится практически в пороговом значении. Еще один индикатор экономической безопасности качества жизни населения региона это дифференциация доходов, который показывает разрыв между доходами самых богатых и самых бедных слоев населения региона. В Свердловской области данный показатель практически в два раза превышает пороговое значение, которое равно 8. Так же важным является индикатор уровня преступности в регионе, которые так же является показателем качества и комфорта проживания граждан в регионе. Пороговое значение данного индикатора равно 5000 преступлений /на 100 тыс. человек. В Свердловской области данный индикатор намного ниже порогового, и составляет в среднем 1700. Для оценки безопасности региона в социальной сфере можно применить целый ряд индикаторов. Первый - доступность жилья - отношение его рыночной цены (средняя цена жилья в регионе за кв.метр, умноженная на площадь жилья равного 88м2, что составляет по 22 квадратных метра на человека (семья из 4 человек, двое из которых иждивенцы)) к среднегодовому доходу семьи (средняя годовая зарплата по региону двух человек). «Этот показатель отвечает на вопрос, сколько лет семье нужно работать, не тратясь ни на что другое, чтобы купить дом или квартиру» [6, C. 167]. Пороговым значением этого индикатора является 12 лет. В Свердловской области данное значение за три исследуемых года колеблется на уровне 6-7 лет, что в два раза меньше порогового значения. В контексте показателей социальной сферы большое значение для экономической безопасности региона имеет психическое и физическое здоровье рабочей силы. Качество человеческого капитала, прежде всего, определяет производительность труда и конкурентоспособность экономики региона в целом. «Между тем серьезным образом усложняются жизненные условия человека. Под воздействием нарастающего ритма и напряженности современного производства повышаются нервно-психические нагрузки» [7, С. 200]. Все это приводит к росту депрессии и различных психоэмоциональных стрессов. От того, насколько хорошо функционирует социальная сфера региона, зависит нейтрализация этих стрессов. Поэтому одним из критериев безопасности функционирования социальной сферы принят уровень суицида. Здесь пороговое значение (предельно критическое) принято 26,5 на 100 тыс. жителей. В Свердловской области данный показатель находится в пределах допустимого значения. Следующий показатель - уровень занятости населения. Показатель занятости тесно связан не только с показателем безработицы, но и с состоянием развития экономики региона. Здесь порог в 60% [7, С. 302]. В Свердловской области уровень занятости населения выше порогового значения. Его значение находится в районе 94%. Об экономической безопасности развития социальной сферы может говорить и такой показатель, как соотношение социальных расходов в консолидированном бюджете региона на душу населения с прожиточным минимумом (ПМ). «Именно по этому показателю три благополучных региона не идут ни в какое сравнение даже с Москвой. Исключение составляют только Эвенкийский, Таймырский и Ненецкий АО, где социальные расходы в среднем на одного жителя сопоставимы с величиной регионального ПМ (90-107%)» [7, C. 305]. Критическим индикатором данного показателя, принята величина в 50%. В Свердловской области данный показатель ниже порогового значения, но тенденция идет к приближению к пороговому значению. Показателями, тесно связанными с экономикой региона, являются темп роста потребительских расходов и темп роста реальных доходов населения региона. Это связано с тем, что «в структуре внутреннего спроса больше половины (56%) составляет потребление населения. Поэтому превращение внутреннего спроса в основной источник экономического роста немыслимо без соответствующего, не ниже 5-6% в год, расширения потребительских расходов и, как минимум, на 5-7% в год увеличения реальных доходов населения и оплаты труда» [7, C. 380]. «Темп роста потребительских расходов» с пороговым значением 5-6% и «темп роста реальных доходов» с пороговым значением 5-7%. Однако при расчете конкретных показателей данные темпы роста необходимо корректировать на среднегодовую величину инфляционного роста. В Свердловской области темп роста потребительских расходов за исследуемые три года снизился с 7,4% в 2011г. до 3,5% в 2012г., а в 2013г. чуть вырос до 3,9%. А вот темпы роста реальных доходов населения заметно ниже пороговых значений, особенно в 2013 году, где он составлял 1%. В ходе сравнения и анализа полученных индикаторов экономической безопасности Свердловской области за 2011-2013гг. с пороговыми значениями, были выявлены угрозы экономической безопасности региона в производственной сфере, инновационной сфере, финансовой сфере, в сфере уровня жизни населения и социальной сфере. Одним из главных факторов производственной безопасности является ВРП, величина которого зависит напрямую от инвестиций, которые должны составлять не менее 25% от ВРП. В Свердловской области мы наблюдаем сокращение инвестиций за три года на 3%. И в 2013 году доля инвестиций от ВРП составляет 22,1%. В свою очередь инвестиции имеют иностранную долю капиталовложений, которая имеет важную роль в развитии промышленности региона. Данный индикатор экономической безопасности в свердловской области, так же как и общий объем инвестиций в ВРП, сократился за три года и равен в 2013 году 14,2%, что меньше порогового значения. Сокращения инвестиций, как мы видим из табл. 1, приводят к сокращению обновления основных фондов, что ведет к увеличению износа этих фондов. В следствии этого возможно в дальнейшем сокращение развития промышленности, что в свою очередь приведет в уменьшению ВРП. Для предотвращения этих процессов, необходимо активное привлечение как иностранных так и внутренних инвестиций в ВРП. В инновационной сфере региона выявлена угроза безопасности в недостаточных расходах на НИОКР, хотя просматривается тенденция в ежегодном увеличении данного показателя, что говорит о наращивании потенциала в этой сфере. Однако при сравнении затрат на прикладное исследование с затратами на фундаментальные исследования и разработки, обнаружено перпендикулярно противоположное распределение денежных средств в эти сферы. Так затраты на прикладное исследование в два раза меньше чем затраты на фундаментальное исследование. Такое соотношение затрат может привести к коллапсу в непосредственном использовании и применении фундаментальных исследований. Для предотвращения такого сценария необходимо выравнивание бюджетов фундаментального и прикладного исследований, а в дальнейшем превосходство затрат в сферу прикладных исследований. Реализация такого плана возможна при наращивании затрат на прикладное исследование по сравнению с фундаментальными исследованиями и разработками, что в свою очередь представляется возможным с ростом ВРП. В финансовой сфере угрозу экономической безопасности региона представляет такой показатель, как удельный вес региональных кредитных организаций в общем числе кредитных организаций региона. В Свердловской области этот индикатор сократился за три исследуемых года более чем в два раза, и составляет на конец 2013 года 25%, что в два раза ниже порогового значения. При сокращении числа региональных банков регион в лице хозяйствующих субъектов и социальных институтов теряет свои финансовые потоки, попадая в зависимость от иногородних структур. Очень большую угрозу экономической безопасности региона в сфере уровня жизни населения представляет индикатор дифференциации доходов населения, который более чем в два раза превышает допустимые значения и составляет 17,8. И ежегодное увеличение этого значения говорит о увеличении итак уже большого разрыва доходов между богатыми и бедными слоями населения. Так же, в этой сфере экономической безопасности присутствует показатель доли в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, который в свердловской области находится ниже порогового значения, но тенденция идет к его уменьшению. Близким к сфере уровня качества жизни населения является индикатор экономической безопасности в социальной сфере. Так, в Свердловской области, показатель соотношения социальных расходов в консолидированном бюджете на душу населения с прожиточным минимумом ниже порогового значения в 50%, и составляет в 2013 году 43,42%. Эти индикаторы говорят о расслоении в обществе, и могут привести к социальным волнениям и нестабильности в регионе. Для предотвращения ухудшения ситуации в регионе, необходимо наращивание социальной поддержки людей с доходами ниже прожиточного минимума. Показателями, тесно связанными с экономикой региона, являются темп роста потребительских расходов и темп роста реальных доходов населения региона. В Свердловской области темпы роста потребительских расходов и темпы роста реальных доходов ниже пороговых значений. А так же темпы роста расходов выше темпов роста реальных доходов. Низкий рост реальных доходов населения уменьшает рост потребительских расходов населения. В свою очередь, недостаточный рост потребительских расходов населения может угрожать экономической безопасности региона тем, что рост спроса на рынке будет недостаточным, что может привести к сокращению производства и спаду экономического роста. Для достижения пороговых значений этих индикаторов экономической безопасности, необходимо увеличение роста реальных доходов населения. Это возможно с ростом зарплат и уменьшением инфляции, что в свою очередь зависит от макроэкономики в стране.