Текст (PDF):
Читать
Скачать
Геополитические цели, как правило, бывают созвучными с другими компонентами идеологической политики. Идеологическое воздействие превращается в самое влиятельное средство геополитики. Определенные политические силы имеют в виду создание идеологической среды подчинения своим интересам сознания и мышления различных слоев народов мира, особенно молодежи, посредством оказания идеологического воздействия. Для современного глобализирующегося мира характерны идеологические угрозы. Приоритетная цель идеологических войн - это целенаправленное идеологические воздействие и манипулирование общественным сознанием, завоевание и удержание власти, достижение политического, военного и экономического превосходства без учета интересов государств, уступающих в экономической, политической и военной мощи, что может представлять серьезную опасность для межгосударственных отношений. Под духовной угрозой нужно, прежде всего, надо иметь в виду, идеологическую, идейную и информационную агрессию, направленную на любого человека независимости от языка, религии, веры, против его свободы в полном смысле слова, с целью полного нарушения духовного мира [1]. Формирование идеологического иммунитета является основой обеспечения безопасности и стабильности. В одном из своих выступлений Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов сказал: “Идеологический полигон в десятки раз мощнее, чем ядерный полигон и отсутствие идеологического иммунитета приведет к хаосу и разращениям весь мир” [2]. Во всем мире на этом идеологическом полигоне идет борьба. Примером могут служить ситуации в соседних регионах, таких как Афганистан, Ирак, Сирия, Ливия, Йемен, в странах ближнего зарубежья - Украине, Грузии, Молдове. Конфликты возникают из-за сформировавшегося идеологического вакуума в сознаниях людей. В отдельных регионах веками кочевые народы уживались с оседлыми, иранские племена с тюркскими, мусульмане с иудеями и христианами. Изучая историю духовной культуры Узбекистана и Центральной Азии, можно заметить весьма важное явление. В средние века, наряду с быстрым развитием здесь точных наук - географии, математики, астрономии, медицины, появлением целого созвездия имен в этих сферах, в крае жили и творили знаменитые в мусульманском мире теологи, убедительно отстаивавшие гуманистические, морально нравственные черты ислама. Светские науки и религиозные знания не противостояли и не отрицали друг друга. В регионе практически все светские ученые уважительно относились к теологии и многие из них, за редким исключением, были верующими. Они признавали духовные, нравственные аспекты ислама, не выступали против его установлений, рассматривая окружавший мир в свете разума и правды. Процесс демократизации общественно-политической жизни в Узбекистане создал удобные условия для формирования различных партий, движений и организаций, для развития их деятельности. Все они всесторонне поддерживает деятельность руководства Узбекистана, направленную на сохранение и укрепление стабильности в обществе, необратимость экономических и социально-политических преобразований, создание светского государства. Но, как это случается и в других молодых государствах, в Узбекистане тоже могут появиться силы, противостоящие законно избранному правительству. История человечества показала, что фундаментализм очень опасен в любой форме. В настоящее время появляются идеологи, призывающие к отрицанию всех позитивных явлений, к непризнанию никаких социальных норм и правил, которые не одобряются религиозными фанатиками. Различные течения и секты ислама в Узбекистане являлись фундаменталистскими по своему характеру. Всем им было присуще изначально профессиональная конспиративная структура, построенная по единому образцу. Все они ставили перед своими членами жесткие условия, ориентированные на непримиримость и подрывную деятельность, свержение светского государства. Анализ идейных установок, организационных структур различных экстремистских, фундаменталистских, религиозных партий, движений, организаций, даже их названия в Узбекистане свидетельствуют об экспорте идеологии ваххабизма. Все они создавались в Узбекистане по определенному шаблону, в отдельных случаях частично менялось лишь название организации. А такие организации, как «Братья- мусульмане», «Хизбут-тахрир аль-ислами», даже не меняли своего названия [3]. Исламское движение Узбекистана позаимствовала название от иракского и ливанского исламского движения - ИДИ, ИДЛ, акрамия (борцы за веру) - от иранских организаций, воины ислама (ислом лашкарлари) - от «воинства Аллаха» (Сирия, Палестина, 60-е годи.) и т. д. Отношение фундаменталистов к властям: непримиримая оппозиция к официальным властям; свержение их режимов; политико-государственное самоопределение мусульман, включая насилие в качестве джихада, то есть создание теократического исламского государства. Однако реальное положение в стране по отношению к исламу свидетельствует о другом. Сегодня в обществе сохраняется мнение, что ислам способен приобщить людей к высшим духовным, нравственным и культурным ценностям; он остается важным компонентом национального самосознания; активизация религиозного сознания больше всего проявляется в стремлении определенных слоев соблюдать обряды и ритуалы. Радикальные идеологи ислама не могут подавить светское общественное развитие и вытеснить светские взгляды на жизнь, имеющие в Узбекистане давние традиции. Доминирующее положение в жизни общества все же занимает светскость. С другой стороны, вакуум, образовавшийся в Центральной Азии из-за давления бывшей советской идеологии и разрушения религиозной инфраструктуры, создал благоприятные возможности для распространения радикальных исламских течений, основанных на чуждых народам Центральной Азии религиозно-культурных традициях. Предотвращение угроз, связанных с влиянием радикального ислама, зависит, прежде всего, от динамики демократизации общества, решения насущных социально-экономических, экологических, демографических проблем, создания таких социально-политических и экономических условий, которые способствовали бы гармонизации материальной и духовной жизни человека. Мир и спокойствие, гражданское согласие, религиозная терпимость, равноправное участие представителей различных культур в жизни общества - отличительная черта современного Узбекистана, опыт которого представляет ценность в укреплении и поощрении межрелигиозного и межкультурного диалога. Президент Ислам Каримов в своей книге «Наша цель: свободная и процветающая Родина» отметил необходимость повышения религиозной грамотности народа посредством распространения знаний, а также в целях повышения политической и правовой культуры граждан, прежде всего молодого поколения, несущих знания о законодательстве, посвященном деятельности религиозных организаций, правам и обязанностям в этой сфере [4]. В статье 57 Конституции Республики Узбекистан сказано: «Запрещается создание и деятельность политических партий, a равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, выступающих против суверенитета, целостности и безопасности республики, конституционных прав и свобод граждан, пропагандирующих войну, социальную, национальную, расовую и религиозную вражду, посягавших на здоровье и нравственность народа, а также военизированных объединений, политических партий по национальному и религиозному признакам. Запрещается создание тайных обществ и объединений»[5]. Президент Ислам Каримов в ответах на вопросы главного редактора журнала «Тафаккур» в 1998 году сказал: «С идеей можно бороться, спорить только идеей, с мыслью - только мыслью, с невежеством - только просвещением. Сейчас, когда человечество вступило в новое тысячелетие, борьба старых и новых идеологий набирает стремительный темп. Разнообразные, иногда совершенно противоречивые мировоззрения, споры между политическими, национальными, религиозными течениями, сектами порой выходят за рамки дискуссий и становятся причиной кровавых столкновений, массовых убийств, приносят много бедствий людям». Мы должны воспитывать себя в духе добродетельных идей. В идеологической картине современного мира все ярче бросается в глаза деятельность «идеологических полигонов», ведущих борьбу с помощью различных средств, оказывающих влияние на души и сознание человека. Такие идеологические полигоны возникают в результате усиления борьбы за овладение сознанием и душами людей, и эта борьба ведется не с боевым, а прежде всего, с идейным, идеологическим оружием. Мир по территориальному признаку разделен на различения регионы и континенты. Эти территории имеют четкие границы. Однако человечество к концу ХХ века столкнулось с проблемами, не знающими границ. К их числу относятся такие проблемы как конфликты региональные, религиозно-этнические, на основе агрессивного национализма и шовинизма, духовный кризис, наркомания, терроризм и др. К тому же, целый ряд проблем возникает в связи с процессами глобализации, ускорения потока информации. Самое плохое то, что возникают различные силы, пытающиеся расширить сферу своего влияния различными идеологическими средствами, завоевать душу и сознание людей, заставляя, таким образом, целые народы и государства следовать за ними. Основной принцип, определяющий идеологическую картину мира, заключается именно в этом. Термин «полигон» взят из греческого слова, которое означает «многогранность». Обычно под полигоном мы подразумеваем специфическое поле, где испытывается оружие и техника, ведется подготовка войск, проводятся военные тренировки и занятия. Из опыта истории известно, что в целях захвата чужих территорий или защиты своей непрерывно совершенствовалось виды военных вооружений. Все они направлялись на уничтожение живой силы и материальных средств реального или предполагаемого врага. Сейчас идеологическим полигоном стало мировоззрение всего человечества и каждого народа. Ибо народ, у которого завоеваны душа и сознание, будет побежден врагом. Понятие «идеологический полигон» впервые употреблено И. Каримовым в ответах на вопросы главного редактора журнала “Тафаккур”.1 Сегодня человек живет, ощущая постоянное влияние, распространяющееся из близких и дальних идеологических источников различного толка, которые служат лишь интересам определенных государств и политических сил.2 Формирования идеологического иммунитета определяется степенью ее соответствия природе народа, образу его жизни и мышления, а самое главное - как оно отражает национальные интересы и чаяния общества. Только такая идеология выдержит испытания временем и жизнью, ей поверят люди и примут ее в качестве убеждения. Только тогда она приобретет духовно-нравственную силу и станет сильнее самого современного оружия. Достижение наших благородных целей, окончательное освобождение от старых идеологических догм, недопущение идейного вакуума, защита от посягательств чуждых идей, воспитание всесто 1 Ислам Каримов, Т.7, стр. 82-199. 2 Ислам Каримов, Т.7, стр.84. ронне развитых личностей все это требует формирования новой идеологии, соответствующей интересам нашего общества. Ни один народ, четко представляющий свои жизненные цели, заботящийся о своем будущем, никогда не жил и не сможет жить без национальной идеи и идеологии. Без идеи любое государство и общество, не говоря уже о человеке, неизбежно собьются с пути. Очень важно в нынешних условиях преодоления идеологического вакуума сформировать у народа, прежде всего у подрастающего поколения, идеологический иммунитет. Эту работу необходимо осуществлять разумно и осторожно, подобно тому, как опытный садовник-аксакал нежно и заботливо растит молодые саженцы. Нет необходимости разъяснять подробно возросшую роль идеологии в современных условиях, когда в обстановке информационного взрыва, процесса глобализации проявляется стремление определенных сил расширить сферу своего влияния, разделив тем самым мировое пространство на поля противоборства. Должна быть ясна необходимость учета идеологической ситуации, сложившейся на постсоветском пространстве, положение в Центрально - азиатском регионе, важность заполнения вакуума, появившегося в результате отказа от старой идеологии новой - идеологией национальной независимости, чтобы активно противодействовать попыткам проникновения чуждой идеологии и деструктивных идей в Узбекистан. Безопасность того или иного региона зависит не только от внутренних факторов. Саботирующие элементы внутри отдельных государств, например, сепаратизм, межэтнические проблемы или ущемление политических прав граждан умело используют очень крупные геополитические игроки для усиления своего влияния. При этом чисто хозяйственные интересы часто вуалируются политическими лозунгами и продвижением западных ценностей. На сегодняшний день Центрально-Азиатский регион (ЦАР), как единое целое, фактически не подготовлен к современным вызовам и рискам. Подобное положение настораживает, так как, согласно ряду прогнозов, угроза безопасности, как в местном, так и во всемирном разрезе, будет иметь в дальнейшем стойкую тенденцию к усилению, особенно в случае вероятного конфликта вокруг Ирана и дальнейшего сохранения нерешенности иракской и афганской проблем. При этом под давлением комплексов внутренних и внешних угроз саму Центральную Азию могут ожидать серьезные саботирующие последствия [7]. ЦАР еще не готов противостоять этим процессам в полной мере. Пока что речь может идти только о минимизации негативных явлений в регионе. Особенно животрепещущим видится активизация взаимодействия между центрально-азиатскими государствами. В этом могли бы сыграть решающую роль такие местные структуры, как ОДКБ и ШОС. Не секрет, что каждая республика региона определяет свою внутреннюю и внешнюю политику, исходя из своих интересов, географической расположенности, хозяйственного запаса, языковой и культурной близости со странами дальнего и ближнего зарубежья. Так рождаются прямо в наших глазах концепты типа «нейтральный прагматизм» и т. п. С точки зрения национальных интересов в этом ничего зазорного нет, однако с точки зрения местной безопасности вызывает определенную тревогу. Абсурдно, но страны Запада, нуждаясь больше всех в ресурсах ЦАР, как и в начале 1920-х годов, не перестают выдвигать политические требования в современном мире. Хотя опыт Грузии, Киргизии и особенно Украины показал, что «цветные революции» не могут быть ударным механизмом для развития. Они толкают общество в пучину перманентной борьбы политических сил за власть. Одной из самых часто встречающихся форм разрушительных идей и идеологий является религиозный фундаментализм. Его сторонники в определенные периоды господствовали и на Западе, и на Востоке. Он и сейчас возникает в разнообразных формах в различных регионах. Сторонники фундаментализма объединяются вокруг идей терроризма, религиозного экстремизма путем оправдания торговли оружием, наркобизнеса. На самом деле, цель носителей идей фундаментализма и экстремизма, преследуемая от проникновения в Центральную Азию, заключалась не в восстановлении религиозных ценностей. Их цель - создание, посредством использования этих идей, обстановки нестабильности, межрегиональной и межнациональной распрей, а в конечном счете - захват власти. Эти попытки могут привести к непоправимым трагедиям. Они хотят загнать мир, в том числе и нашу страну в пучину кровопролития и братоубийства, как это имеет место в Афганистане, Кашмире, на Ближнем Востоке [8]. В настоящее время не исключена вероятность приведения в регионе террористических акций, со стороны религиозных экстремистов. Президент И. Каримов в своем произведении «Узбекистан на пороге ХХI века: угроза безопасности, условия стабильности и гарантии развития» отмечает: «Многочисленные политики, ученые, журналисты пытались дать свое понимание причин явления конца ХХ века, которое получило самые различные названия - «исламский ренессанс», «реисламизация», «феномен ислама» и т.п. Не вдаваясь в дискуссию о понятиях, хотелось бы заострить внимания на том, что происходящие под флагом возрождения исламских ценностей явления очень разнообразны, порой противоречивы и даже разнополюсны».3 Следует особо отметить, что в последнее время в Центральной Азии активизируется и Пакистан. 3 Ислам Каримов, т.6, стр.48. Если до сих пор единственным препятствием для бурного развития нормальных отношений было присутствие на сопредельных с Афганистаном территориях террористичесих группировок, угрожающих безопасности Центральной Азии, то последние попытки вытеснить их оттуда воспринимаются очень позитивно. Подтверждением тому может служить подписанное Узбекистаном, Казахстаном, Афганистаном и Пакистаном чисто конкретное соглашение о строительстве железной дороги от узбекского Термеза до Пакистанского Пешавара через Кабул. В свою очередь Китай планирует строительство части железной дороги, которая соединит его западные районы с Киргизией и Узбекистаном. Так что богатые ресурсы этого региона настойчиво привлекают не только страны Запада. Здесь уместно сказать об афганском факторе денормализации. Международные силы по обеспечению безопасности в Афганистане (IСАФ) не скрупулезно учитывают местные особенности и теряют шансы на успех. Складывается впечатление, что страны Запада, в первую очередь США, борются не с террористами, а за право сохранения своего присутствия в этом регионе как можно дольше. В результате афганцы, уставшие ждать от них хоть какого-то облегчения и улучшения жизни, постепенно переходят на сторону талибов. Более того, есть предположения, что Запад подталкивает правительство Афганистана на примирение с Талибаном. А с возвращением талибов к власти после ухода оттуда сил коалиции Афганистан может превратиться в еще более масштабный очаг напряженности. И это в первую очередь ощутят на себе подконтрольные республики Центральной Азии. Словом, специалисты не очень оптимистичны в своих прогнозах относительно контролируемости региона. Не следует забывать о том, что архитектура безопасности Центральной Азии находится на стадии формирования. Это очень болезненный процесс в силу ряда причин. Во-первых, он требует взаимного доверия и уступок, а к ним не всегда готовы главы государств. Отсюда осложняется и следующая задача: нормализация национальных интересов всех участвующих сторон. Они подчас противоречат товарищ товарищу. Выработка согласованной политики во многом зависит от сбалансирования интересов внешних игроков, которые на страны региона имеют разную степень влияния. Разрешение тугого узла проблем во многом зависит от активизации местных структурах. Ведь безопасность каждой отдельно взятой страны немыслима без обеспечения ее в центрально-азиатском регионе в целом [2]. Глобализация превратилась в передовой феномен социального быта, политики, экономики и культуры современной эпохи. Нельзя забывать ее положительных сторон во всех мировых государствах. Но начавшаяся во втором десятилетии ХХ века «Арабская весна» в ряде арабских государств, таких, как Египет, Тунис, Ливия, Иордания, Сирия, Йемен могут перейти на другие страны. Популизм - это невыполнение своих обязанностей, что является причиной падения экономики государств Марокко, Йемен, Ливии и привело страны к хаосу, беспорядку, беспокойству. В первые годы независимости под маской исламской религии стали проникать сторонники религиозного фундаментализма, такие как «Хизбут-тахрир ал-ислами», «ваххабиты», «Тавба», «Таиф», «Таблигиты», «Нуровцы». Они действовали с целью завоевать умы и души молодёжи путём обучения якобы основам ислама, чтению священную книгу Коран, в результате же из них готовились лица, противостоящие нынешней конституционной власти. Они старались нанести определённый ущерб с целью преломления социально-политического строя, созданного народом в развитии национальной государственности [7]. Идея единства для создания государства под эгидой халифата, единой империи - вот мечта исламского фундаментализма. Однако идти против прогресса истории и человечества не позволяет сама жизнь и требования времени. И этого не захочет сам народ. Несмотря на это единомышленники этой идеи продолжают борьбу против законности, против Конституции Республики Узбекистан, созданной волей народа. Фундаменталисты подпольно организуют политическую борьбу путём организации нелегальной учёбы. Распространяют клевету, будто «Узбекистан насилует религию». Туда привлекают молодежь как исполнителей своих желаний. Формирование «воинов-зомби» - это один из путей радикальных религиозных группировок. Особенностью в характере экстремистов является то, что они считают правильными только свои личные идеи и движения. Фанатики не соглашаются с иными мыслями, оправдывают только свои взгляды, хоть и сами они не правы [8]. Свидетельством этому является движение фанатиков ваххабитов в Намангане в декабре 1991 года, а также создание противоконституционных религиозных течений «Адолат», «Исломлашкарлари», в отдельных местностях - «Нур», «Тавба», отправка молодежи в Турцию для обучения террору в 1992 году, издание брошюр «Жиход» и руководств по проведению партизанской войны и другой литературы экстремистского толка, обучение молодёжи в религиозных учебных заведениях в Пакистане, Турции, Афганистане, прохождение специальной подготовки в подпольных и религиозных учебных центрах [9]. Президент Ислам Каримов в своих произведениях указывает на появление идеологического вакуума впервые годы независимости. Это послужило не созидательной, а разрушительной силой для пользователей. Это привело к чрезмерному влиянию на верующих в свою религию; нетерпимое отношению к другому вероисповеданию, появление религиозных фанатиков, оказание влияния на несформировавшееся сознание молодёжи. Место Узбекистана в Центральной Азии весьма специфично. В этом регионе Узбекистан является государством с наиболее многочисленным населением (свыше 31,5 млн. человек), имеет огромный экономический и научный потенциал. Ко всему этому, в Узбекистане разработана и успешно реализуется своеобразная модель перехода к рыночной экономике. Узбекистан имеет в Центральной Азии высокий интеллектуальный потенциал, богат наземными и подземными ресурсами, рабочей силой. Он территориально является связывающим звеном между Европой и Азией, ведет миролюбивую политику в регионе, реально обеспечивает политическую стабильность. Как мы знаем из истории, не раз была попытка завоевать этот край. И в наше время таких попыток не мало. Используют различные методы борьбы: насилие, захватничество, терроризм и другие. Они приобщают к себе простых и малограмотных людей особенно молодеж. Более десяти религиозных групп сегодня продолжают подпольную борьбу за завоевание умов части молодёжи. Почему наши идеологические враги привлекают в свои ряды именно молодёжь? Потому, что их обмануть легко. Желание идеологических врагов - это внедрение своих разрушительные идей под маской обучения религии с раннего возраста. Некоторые молодые люди не могут осознать понятие религиозного фундаментализма. Действующие религиозные экстремисты под маской исламской религии с целью захвата управления в свои руки пытаются поймать в свою ловушку ещё несформировавшуюся молодёжь. Пользуясь ими в своих грязных делах, они тем самым оказывают отрицательное влияние на нашу священную религию. Таким образом, формирования идеологического иммунитета определяется степенью ее соответствия природе народа, образу его жизни и мышления, а самое главное - как оно отражает национальные интересы и чаяния общества. Только такая идеология выдержит испытания временем и жизнью, ей поверят люди и примут ее в качестве убеждения. Только тогда она приобретет духовно-нравственную силу и станет сильнее самого современного оружия. Силами широкой общественности, интеллигенции, деятелей науки и культуры, прежде всего работников духовно-просветительной сферы, необходимо поднять на новый уровень деятельность, направленную на совершенствование и утверждение основных принципов идеологии национальной независимости в сознании людей. Особо надо подчеркнуть, что главной целью является превращение национальной идеи и идеологии независимости в основу мировоззрения, духовный стержень каждого живущего в нашей стране человека. На сегодняшний день в распоряжении человечества накопилось столько оружия и боеприпасов, что его достаточно, чтобы несколько раз уничтожить земной шар. Однако самая большая опасность сегодня - непрерывно продолжающаяся идеологическая борьба за души и сознание людей, а особенно молодого поколения. Сегодня решающую роль играют не сражения на ядерных полигонах, а борьба на идеологическом фронте. Никогда не следует забывать эту горькую истину.