HISTORICAL VIEW ON THE MANIFESTATIONS OF CORRUPTION AND MEASURES AIMED AT ITS PREVENTION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the historical aspect of the formation of the concept of “corruption” as a negative social phenomenon, a detailed analysis of normative legal acts adopted to combat corruption.

Keywords:
corruption, crime, corrupt, The code, bribe, bribery, the Criminal code “extortion”, the decree, the criminal law
Text
Publication text (PDF): Read Download

Коррупционная преступность, как и многие другие разновидности преступности, известны уже много веков. Специалисты, характеризуют это преступное явление, как нечто естественное, социальное, присущее многим цивилизациям. Первые письменные упоминания о фактах совершения коррупционных преступлений сделаны в Древнем Египте (не менее 3 тысяч лет), еще одно упоминание встречается в письменных источниках древнего Вавилона, которые относятся к середине 3 тысячелетия до нашей эры [1, с. 94]. Проблема коррупции просматривается и в библейских текстах. В Книге премудрости Иисуса сына Сирахова содержится наставление отца сыну: «Не лицемерь перед устами других и будь внимателен к устам твоим... Да не будет рука твоя распростерта к принятию... Не делай зла, и тебя не постигнет зло; удаляйся от неправды, и она уклонится от тебя...» [2, с.124]. В древности понятие «коррупция» трактовалось по-разному. «Коррумпировать» (от лат. «corrumpere») имело значение подкупа какого-либо лица или всех - народа (применялось не только к должностным лицам) деньгами, щедрыми раздачами. В свою очередь римское право трактовало коррупцию, как «corrumpere» - портить, разламывать, фальсифицировать показания, повреждать, обесчестить девственницу, но одновременно и подкупить (претора) судью. Многие известные мыслители уделяли большое внимание исследованию различных проявлений коррупции. Так, Никколо Макиавелли, сравнивал коррупцию с чахоткой, которая поначалу была трудно распознаваемой…» [3, с.137]. Нормативное правовое регулирование коррупции в древности устанавливало фиксированные размеры натурального и денежного обеспечения общиной государственных чиновников (ст.9, ст.74) [4]. Законодательно запрещение не только брать, но и давать посулы было закреплено в Судебнике 1497 г., соглaсно которому, зaпрещались взятки (статьи 1, 33, 38, 43, 65, 67), однако ответственность зa дaнное преступление не была установлена [5]. Наибольшего результата в борьбе с коррупцией на Руси добились при Иване IV Грозном. В качестве противодействия данному явлению был принят Судебник 1550 г., в котором «смертной казни», подверглись более 8 тысяч чиновников, что составило примерно треть от общего числа государственных служащих того времени [6]. С середины XVII века коррупционный подкуп нередко представлял собой одну из стадий осуществления противоправной экономической деятельности, которая была основана на продажности государственных служащих. К примеру, от корчемников и табачников (незаконно изготавливающих и реализующих спиртные напитки) предоставлялись чиновникам, курирующим их деятельность, «откупы» [7]. Несмотря на крупные преобразования, произошедшие в XVIII веке при Петре I во всех сферах жизнедеятельности государства, получили широкое распространение и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. При данном правителе был введён такой термин, как «лихоимство», которое охватывало собой получение любого вида посулов и незаконных поборов. В тоже время за совершение проступков, была предусмотрена ответственность в виде смертной казни (Указе Петра I от 25 августа 1713 года ) [8, с.127]. Несмотря на принимаемые меры по выведению из государственного аппарата «лихоимства» и «мздоимства» большинство чиновников того времени, было замешано во взяточничестве [9]. Этому свидетельствуют громкие судебные и политические процессы над коррупционерами, в которых были такие управленцы, как московский губернатор К. Нaрышкин, адмирал Aпрaксин, сенатор Дoлгoрукoв [10], сибирский губернaтoр Гaгaрин и сам обер-фискaл Нестерoв. Вскоре взяточничествo, как «лукaвое приoбрeтeние и пoхищeниe гoсудaрствeнных интересoв», было выделено в самостоятельный состав преступлений, при этом субъектами взяточничества объявлялись не только лица, которые непосредственно брали взятки, но и те «которые ему в том служили и чрез кого делано, и кто ведали, а не известили», то есть соучастники и недоносители [11]. Реформа управления продолжилась при Екатерине II, которая заключалась в принятии особого акта, именуемого «Грамотой на права и выгоды городов Российской империи» и выплаты фиксированных сумм чиновникам, находящимся на государственной службе, которые составляли 30 рублей в уездных, 60 рублей в губернских и 100-150 рублей в центральных и высших учреждениях, при этом пуд зерна стоил 10-15 копеек [10]. Однако усиление попыток контроля над коррупционными действиями сверху, всеобщей регламентации достигла апогея при Николае I. Чиновникам было запрещено брать на себя казенные подряды и поставки в тех организациях, где они проходили службу, входить в долговые обязательства с подрядчиками и поставщиками в этих организациях, выступать «по месту службы» в качестве поверенных других лиц. Одной из мер, направленных на борьбу с негативным явлением было создание контролирующих органов, куда входили: «всероссийского отдела кадров» существовало 1-е отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, Инспекторский департамент гражданского ведомства. Государственный финансовый контроль, штаб-офицеры Корпуса жандармов [11]. Основным законом, которым определял круг преступного поведения и устанавливал его наказуемость, было Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, суть которого заключалась в предупреждении преступлений и проступков по службе государственной и общественной». Большой популярностью того времени являлись подарки, подношения, которые подавались служащим в виде благодарности за уже содеянное [12]. Согласно данному закону, ответственность наступала, если было совершено: простое мздоимство (ч. 1), или принятие взятки за уже совершенное служащим действие, которое входит в перечень его служебных обязанностей; квалифицированное мздоимство (ч. 2), то есть принятие взятки, которая была дана заранее для побуждения служащего к осуществлению определенного действия на службе; лихоимство (ч. 3) - принятие взятки, заведомо данной служащему «для побуждения его к учинению в круге его обязанностей преступного деяния или служебного проступка или за учинённые им такие деяния или проступок» [13]. Новизной являлась особая норма, предусматривающая ответственность служащего, который виновен в присвоении предмета взятки, предоставленного ему для передачи или принятого им под предлогом передачи другому лицу, а также за принятие его с целью присвоения под обликом другого служащего (ст. 661) [13]. Система советского контроля над коррупционной преступностью предусматривала наказание не ниже десяти лет тюрьмы и, сверх того, десяти лет принудительных работ» [14, с. 70]. Проект декрета о высоком минимуме наказания за взяточничество и любую прикосновенность к нему был разработан и с поправками принят Совнаркомом [15, с. 467]. Декрет раскрывал общее понятие «должностное лицо», содержал перечень субъектов должностных преступлений, предусматривал ответственность как за дачу, так и за получение взятки, за соучастие во взяточничестве, а также не предусматривал уголовной ответственности в отношении лица, которое дало взятку, в случае добровольного заявления о случившемся». Также декретами Советского государства вводилась ответственность и за иные виды должностных преступлений, такие, как присвоение, растрата и хищение. Уголовное законодательство XIX в. не содержало существенных изменений в области борьбы с коррупционными преступлениями. Однако, предпринимались попытки государства, направленные на совершенствование борьбы с этим негативным явлением органами прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной и пограничной службы и другими правоохранительными органами, в которых учреждаются специализированные подразделения по борьбе с коррупцией. Рассматривая историческую хронологию возникновения коррупции, в качестве негативного явления, автором выделено, ряд условий, способствующих совершенствованию и изменению этого преступного явления: частые административные реформы и историческая нестабильность в политической, экономической, социальной сфере, и как следствие рост активного влияния коррупционной преступности на динамику развития криминогенных процессов, ее массовое проникновение в органы государственной и муниципальной власти и социальную сферу; противоречия в распределении материальных ресурсов, как следствие бесхозяйственность и отсутствие должного контроля; ослабление отдельных нравственных и социальных институтов (снижение социальной роли семьи, изменение взглядов на ценности морального характера, обуславливающих мотивацию отклонений от установленных в обществе норм поведения); недооценка органами правопорядка общественной опасности коррупционной преступности и ее последствий. Подводя итог, следует сказать, что в данной статье рассмотрены исторические этапы проявления коррупции в системе государственной власти, социальных институтах, установлена система мер наказания за данное преступное деяние, и выработаны условия, способствующие совершенствованию и изменению этого преступного явления. По мнению автора, для предупреждения преступлений данного рода необходим системный подход, пересмотр существующих мер предупреждения преступности на современные, которые были бы направлены на долгосрочную перспективу, перестройка структуры органов государственной власти, выделение в самостоятельную функцию комплексной профилактики, реализация, которой возлагалась бы на государственные органы и общественные организации, совершенствование статистической информации.
References

1. Bol'shaya sovetskaya enciklopediya. T.27. - M., 2006. - S.94

2. Gal'biati E. P'yacca A. Trudnye stranicy Biblii. Vethiy Zavet. - S.124

3. Makiavelli N. Sochineniya Milan. - M., 1954. - S. 137

4. Rossiyskoe zakonodatel'stvo X-XX vekov. V 9 tomah. T.1. Zakonodatel'stvo Drevney Rusi / Otv.red. V.L. Yanin. - M., 1984

5. Troickiy S. M. Russkiy absolyutizm i dvoryanstvo v XVIII-XIX vekah. Formirovanie byurokratii. - M., 1974

6. Nepobedimoe zlo? [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://expert.ru/2013/11/12/nepobedimoe-zlo

7. Sobornoe Ulozhenie 1649 goda. Tekst. Kommentarii. L., 1987

8. Brikner A.G. Istoriya Petra Velikogo: V 2 t. T. 2. - M.: TERRA, 1996. - C.216

9. Istoriya gosudarstva i prava SSSR: Ucheb. / Pod red. Yu.P.Titova. - M.: Yurid.lit., 1988

10. Razvitie russkogo prava vtoroy poloviny XVII-XVIII v. / Otv. red. E. A. Skripilev. - M., 1992

11. Chershincev V.S. Kriminologicheskaya harakteristika i preduprezhdenie korrupcii na municipal'nom urovne. Diss. … kand. yurid. nauk. (12.00.08). - M., 2008

12. Neklyudov N.A. Vzyatochnichestvo i lihoimstvo. // Sovetskaya yusticiya. - 1984. - № 6

13. Rossiyskoe zakonodatel'stvo X-XX vekov. V 9 t. -T.4. - M., 1986

14. V.I. Lenin. Polnoe sobranie sochineniy. - T. 50. - str. 70. SU, 1918, № 35, st. 467

Login or Create
* Forgot password?