Publication text
(PDF):
Read
Download
Цель исследования - на основе изучения под- ходов к обеспечению энергетической безопасности национальной экономики, предложить направле- ния повышения уровня энергетической безопасно- сти в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необхо- димо решение следующих задач: image изучить критерии оценки энергетической безопасности страны; проанализировать состояние энергетиче- ской безопасности РФ; выявить возможные угрозы энергетической безопасности РФ; предложить пути нейтрализации выявлен- ных угроз энергетической безопасности РФ. Гипотеза работы заключается в том, что одним из важнейших критериев оценки эффективно- сти функционирования государства является его способность обеспечивать национальную безопас- ность. Значительной составляющей национальной безопасностиявляется энергетическая безопасность. Представим фактические значения индикато- ров энергетической энергоэффективности России в таблице 1. По результатам таблицы 1 можно сделать сле- дующие выводы о динамике индикаторов энерге- тической безопасности и энергоэффективности Российской Федерации в 2016-2018 гг.: степень износа основных фондов в энер- гетике снизилась в 2018 году по сравнению с 2016 году на 1,7%, что благоприятно сказы- вается на экономике страны; коэффициент обновления основных фон- дов в энергетике в 2017 и 2018 годах стал image Динамика индикаторов энергетической безопасности и энергоэффективности России в 2016-2018 гг. [3] Таблица 1 Индикаторы 2016 г. 2017 г. 2018 г. 7.Доля электроэнергетического оборудования, выработавшего свой ресурс, % 25,6 29,8 31,5 8.Обеспесенность запасами топливно-энергетическими ресурсами, лет 70 75 78 ниже, чем в 2016 году. В 2017 году показатель снизился на 21,6% по сравнению с преды- дущим годом, а в 2018 году по сравнению с 2017 годом снова увеличился на 17,5%; в среднем цены на продукцию России растут более медленными темпами, чем цены на электроэнергию в стране; доля собственной генерации и использова- ние вторичных энергетических источников растет, что свидетельствует о расширении резервов экономии топлива; наибольший рост доли энергетической составляющей в себестоимости продукции приходится на 2018 год, данный показатель увеличился в 2018 году по сравнению с 2016 на 17,9%; более высокая энергоемкость продукции наблюдается в 2017 году, - данный показа- тель снизился в 2018 году на 8,7% по сравне- нию с предыдущим годом; доля электроэнергетического оборудова- ния, выработавшего свой ресурс в 2018 году составляет 1/3 от общего числа, наблюдается положительная динамика на рассматривае- мый период; обеспеченность ресурсами с каждым годом увеличивается, в 2018 году по сравнению с 2016 годом показатель увеличился на 11,4%. Все приведенные изменения благоприятно влияют на энергетическую безопасность и энер- гоэффективность экономики страны, поскольку наблюдается уменьшение степени износа основных фондов и увеличение коэффициента обновления к 2018 году. РФ обеспечена энергоресурсами на 78 лет вперед, а цены на рынке энергетики становятся более сбалансированными. По результатам анализа данных таблицы 1 определим характер ситуации по каждому индика- тору энергетической безопасности и энергоэффек- тивности России (табл. 2) [3]. Балльные оценки характера ситуации, опреде- лённые методом экспертных оценок, по каждому индикатору энергетической безопасности и энер- гоэффективности, представленному в таблице 2, приведены в таблице 3. Из таблицы 3 видно, что ситуация по характеру энергетической безопасности и энергоэффектив- ности России меняется. Так, в 2018 году средний балл по всем показателям составил 2,75, который относится к нормально-стабильному уровню. Проведя анализ энергоэффективности и энер- гетической безопасности по состоянию на 2018 год, мы наблюдаем, что ситуация по индикаторам явля- ется стабильно-нормальной по многим показате- лям. Проведя оценку энергетической безопасности и энергоэффективности РФ, рассмотрим эффек- тивность государственной энергетической поли- тики. image Высокая степень энергоемкости в России ока- зывает воздействие на окружающую среду как вну- три страны, так и в массовом масштабе. Игнорируя последствия локальных выбросов окислов азота, серы и твердых частиц, вызванных высокой энер- гоемкостью, Россия не только рискует потерять международный авторитет, но приносит в жертву здоровье и благополучие своих граждан. Стратеimage Таблица 2 Характер ситуации по индикаторам энергетической безопасностии энергоэффективности России в 2016-2018 гг. Индикаторы 2016 г. 2017 г. 2018 г. 1 2 3 4 1.Степень износа основных фондов, % Стабильно - нормальный характер Стабильно - нормальный характер Стабильно - нормальный характер 2.Коэффициент обновления основных фондов, % Стабильно - нормальный характер Стабильно - нормальный характер Стабильно - нормальный характер 3.Степень сбалансированности цен на рынке, % Предкризисный характер Предкризисный характер Предкризисный характер 4.Доля собственной генерации и использование вторичных энергетических источников, % Стабильно - нормальный характер Стабильно - нормальный характер Стабильно - нормальный характер 5.Доля энергетической составляющей себестоимости продукции на энергетическую безопасность, % Стабильно - нормальный характер Стабильно - нормальный характер Предкризисный характер 6. Удельная энергоемкость Стабильно - нормальный характер Стабильно - нормальный характер Стабильно - нормальный характер 7.Доля электроэнергетического оборудования, выработавшего свой ресурс, % Стабильно - нормальный характер Стабильно - нормальный характер Предкризисный характер 8.Обеспесенность запасами топливно- энергетическими ресурсами, лет Стабильно - нормальный характер Стабильно - нормальный характер Стабильно - нормальный характер 7.Доля электроэнергетического оборудования, выработавшего свой ресурс, % 3 3 5 8.Обеспесенность запасами топливно-энергетическими ресурсами, лет 0 0 0 Достижение данных показателей возможно только на основе комплекс- ного подхода к решению проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности с использованием программно-целевых методов, разработанных и реализуемых, как на федераль- ном, так и на региональном уровнях [1]. Рассмотрим данные статистики по показателю энергоемкость ВВП на рис.1. За исследуемый период с 2014 по 2018 год мы наблюдаем снижение энергоемкости ВВП на 34%, это говорит о том, что стратегическая задача Страте- гии энергетической безопасности почти выполнена. Однако график, представленный на рисунке 1 непоказателен, поскольку построен исходя из номинального ВВП, размер которого завышен из-за инфляции. Скорректируем данные на индекс потребительских цен и представим скорректиро- ванные данные в соответствии с рисунком 2. image image 58 Научный журнал image image Рисунок 1 - Энергоемкость ВВП России в 2014 - 2018 гг. [3] image Рисунок 2 - Энергоёмкость реального ВВП России в 2014-2018 гг. в ценах 2014 года Ис ходя из скорректированных данных рисунка 2 можно установить, что снижение энер- гоёмкости ВВП России в реальнолмвыражени выглядит значительно скромнее: с 183,3 до 155,6 кг условного топлива на 10 тыс. руб., то есть на 15,1%. Важным фактором обеспечения националь- ной энергобезопасности и энергоэффективности является политика энергосбережения. Значение и польза практики энергосбережения пока не про- никли в сознание большинства людей. Рассмотрим уровень инвестиций в данную отрасль на рис.3 [3]. Рассмотрев инвестиции в основной капитал по данному виду деятельности (рис. 3), мы наблю- даем, что в 2018 году по сравнению с 2014 годом вложения снизились на 184,7 млрд. руб. или на 15,8%, что неблагоприятно сказывае тся на уровне энергетической безопасности и энерго- эффективность РФ. Решение проблемы энергосбережения и повы- шения энергетической эффективности может обеспечиваться только комплексным подходом, включающим: разработка перечня типовых, общедоступ- ных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки [2]. Реализация этих мероприятий будет способ- ствовать устойчивому обеспечению экономики и населения энергоресурсами, сокращению удель- ного потребления энергоресурсов в бюджетных организациях и реального сектора экономики, росту конкурентоспособности и энергетической безопасности. В заключении следует заметить, что государ- ственная энергетическая политика находится на слабом уровне, энергетическая безопасность не обеспечена так, как должна быть. Об этом свидетельствуют уменьшение инвестиций в данную отрасль, увеличение тарифов на электроэнергию, большая степень износа основных фондов и умень- шение транспортировки нефти и газа. Для обеспечения достаточного уровня энер- гетической безопасности России необходимо проведение дальнейших исследований в области систематизации угроз энергетической безопасно- сти России и выявления приоритетных направле- ний обеспечения энергетической безопасности.