Publication text
(PDF):
Read
Download
Процессы глобализации и социально-экономического развития государства усиливают значимость демографического аспекта, воздействующего на экономическую безопасность в контексте обеспечения национальной безопасности. В современных условиях благополучие государства, а именно - национальная безопасность, определяется, прежде всего, состоянием экономической системы, что заключается в обеспечении динамично развивающегося производства и рынка, а также высокого уровня жизни населения. Так, национальные интересы России в сфере экономики являются приоритетными, которые напрямую зависят от человеческого фактора, качественных трудовых ресурсов, наличия квалифицированного трудоспособного населения. Отсюда, обеспечение демографической безопасности выходит на первый план, так как демографическая составляющая человеческого фактора определяет устойчивость развития страны, её экономики и уровня жизни населения. Актуальность выбранной темы обуславливается наличием в современных реалиях вопросов, связанных с демографической ситуацией в стране, которая характеризуется старением населения, сокращением трудоспособного населения и не высоким уровнем рождаемости. Проблематика исследования заключается в сохранении негативного прогноза демографической ситуации в Российской Федерации к середине XXI в. на фоне мирового увеличения численности населения. Таким образом, целью работы является разработка мер, обеспечивающих стабилизацию и позитивный рост демографических процессов. Для достижения цели реализуются следующие задачи: проанализировать важность демографических процессов для стабильности экономической и национальной безопасности; определить тенденцию демографических процессов в стране и в мире; рассмотреть основные демографические проблемы; разработать меры, направленные на устранение проблем демографической безопасности. Важным фактором, влияющим на экономическую безопасность государства посредством изменения структуры спроса и снижения предложения труда, является демография. Демография требует особого внимания со стороны экономической безопасности, так как является непосредственной составляющей жизни и деятельности государства. Демографическая безопасность - один из видов и факторов национальной безопасности страны. По мнению советского и российского демографа, экономиста, Л. Рыбаковского, «демографическая безопасность» может быть представлена как состояние демографических процессов, которое достаточно для воспроизводства населения без существенного воздействия внешнего фактора и обеспечения людскими ресурсами геополитических интересов государства [1, с.130]. Демографическая безопасность имеет самостоятельное значение и связана с фундаментальной стороной жизнедеятельности населения. Обеспечение демографической безопасности является приоритетной задачей национальной безопасности для поддержания устойчивого развития государства. В послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 г., Президент выделил негативные демографические тенденции, которые смогли устранить: добились снижения смертности, сумели сгладить последствия двух тяжелейших, наложившихся друг на друга, демографических провалов периода Великой Отечественной войны и конца прошлого века. Однако, несмотря на положительные тенденции и увеличение численности населения с 2010 по 2018 годы на 4 млн. или 3%, что составляет 146,8 млн. чел., сложившаяся демографическая ситуация в России свидетельствует о наличии серьёзных угроз, ликвидация которых является одним из важных условий повышения конкурентоспособности экономики и обеспечения национальной безопасности государства [2]. Демографический процесс в России сегодня свидетельствует о том, что в возрастной структуре населения уменьшается количество населения в трудоспособном возрасте (на 5,5 млн. или 6%) и увеличивается в общей численности доли население старшего трудоспособного возраста (на 5 млн. или 15%) за период с 2010 по 2018 годы. Прогноз предполагает развитие негативной тенденции (рис. 1). Кроме того, естественный прирост, составляющий в 2014 году 30 тыс. чел., сменился естественной убылью в 2017 году, которая составила 136 тыс. чел. [3]. Согласно прогнозу Организации Объединенных Наций (ООН), по «пессимистическому» сценарию, население России сократится до 92 млн. чел., по «среднему» сценарию - до 101 млн. чел., по «оптимистичному» сценарию - до 112 млн. чел. Таким образом, по прогнозу ООН население Российской Федерации по сравнению с началом века сократится практически на треть. Прогноз будет сопровождаться сопутствующими негативными тенденциями, естественная убыль будет нарастать до 443 тыс. чел. (30%), количество трудоспособного населения сократится до 75,7 млн. чел. (54,8%), а тех, чей возраст старше трудоспособного возраста, наоборот, возрастет до 41,6 млн. чел. (30,1%) к 2035 году. В то время как, согласно оценке Евростата, за аналогичный период времени увеличится численность населения Европейского союза на 19 млн. чел. (4,5%), населения мира на 1,5 млрд. чел. (16%), [3, 4]. Решение и важность вопроса, связанного с угрозой национальной безопасности, особенно возрастает при сохранении негативного прогноза демографической ситуации в Российской Федерации на фоне мирового увеличения численности населения. Для улучшения демографической ситуации в стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683, в разд. III «Национальные интересы и стратегические национальные приоритеты» одним из важных национальных интересов на долгосрочную перспективу является обеспечение стабильного демографического развития страны. Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., согласно Концепции демографической политики на период до 2025 г. выступают: сокращение уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин; сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов; повышение уровня рождаемости за счёт рождения в семьях второго ребёнка и последующих детей; укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социальноэкономического развития с учётом необходимости их социальной адаптации и интеграции. Поддержать сокращение смертности и достигнуть динамичного роста рождаемости возможно в результате разработки и внедрения специальных мер. Сократить смертность возможно в результате разработки мер, направленных на пропаганду здорового образа жизни, снижение уровня заболеваемости населения, распространения алкоголизма, наркомании и табококурения. Из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, смертность от болезней системы кровообращения составляет 48%, что в 3-4 раза выше, чем в европейских странах, злокачественные образования являются второй основной причиной смертности (15%), следующие причины являются внешними - случайные отравления, самоубийства, убийства, транспортные происшествия. Предметом особого беспокойства является состояние здоровья детей, на что воздействует неэффективность профилактических мероприятий, ориентированных на укрепление и сохранение физического здоровья, формирование процессов адаптации к социо-экономико-экологическим изменениям. Поэтому следует обеспечить снижение материнской и младенческой смертности, увеличить число специализированных центров и обеспечения их высококвалифицированными кадрами, повысить качество медицинских услуг и уровень здравоохранения [5, с. 30]. Согласно проведенному анализу, на сегодняшний день, несмотря на низкую стоимость медицинских услуг, средняя продолжительность жизни в странах Евросоюза выше на 13,5%, затраты на здравоохранение в виде процента от ВВП больше в 2,5 раза. Существующая тенденция демонстрирует гипотезу, базирующуюся на наличии взаимосвязи и воздействии увеличения затрат на здравоохранение на увеличение средней продолжительности жизни населения, что свидетельствует о необходимости увеличения финансирования, направленного на повышение уровня и развитие здравоохранения. Обоснованность увеличения затрат на здравоохранение определяется демографической спецификой, когда ущерб от естественной убыли (смертности) превышает затраты на здравоохранение в 1,5 раза [3, 6]. Решение задач, направленных на повышение уровня рождаемости, должны включать в себя усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, в том числе поддержку семьи в воспитании детей посредством предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей, усиление стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Программы поддержки семей с детьми, реализуемые посредством предоставления материнского капитала, показали положительный эффект в изменении демографической ситуации, их вклад составил 60%. Учитывая тот факт, что свыше 70% детей рождается в браке, а количество браков, согласно Федеральной службе государственной статистики, сократилось на 20% (за 2014-2017 гг.), вследствие низкого уровня социальной защищённости и диспропорции между слоями населения, что также сопровождалось ростом безработицы, возникает необходимость укрепления института семьи в результате обеспечения экономической стабильности, повышения уровня материальных благ граждан. Однако, стимулировать рождаемость исключительно за счет предоставления финансовой помощи - неэффективно, это может привести к росту безработицы и преступной деятельности. Для этого необходимо разработать социально ориентированные программы и условия, предоставляющие возможность молодым гражданам, создавшим семью рассчитывать на стабильный заработок и карьерный рост. Принятые меры должны охватывать, в первую очередь, сектор занятости. Этому может поспособствовать внесение поправок в действующее законодательство, с целью повышения социальной защищенности, предоставления условий и возможностей для создания, а также последующего обеспечения семьи. Поправки, внесенные в Трудовой и Семейный кодексы Российской Федерации, должны быть ориентированы на создание стабильного экономического пространства и долгосрочною максимизацию прибыли для удовлетворения духовных и материальных потребностей населения. Невозможность увольнения сотрудника по статьям 4 (регламентирует возможность увольнения руководителя, его заместителей и главного бухгалтера в результате смены собственника организации) и 178 (регламентирует расторжение трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации) Трудового кодекса Российской Федерации на срок до 2-х лет со дня регистрации брака сможет повысить степень экономической стабильности в период создания семьи и уровень занятости. Также должны быть реализованы комплексные программы и мероприятия, направленные на повышение престижа семьи, брака, увеличение потребности в нескольких детях, положительным аспектом будет являться внедрение механизмов и мер с учетом опыта зарубежных стран (например, осуществить выдачу квартир семьям, родившим третьего ребенка, что широко распространено в Германии). Так, для полноценного функционирования государства необходимы благоприятные демографические условия и показатели. Это позволит укрепить статус Российской Федерации в плане географического и политического положения, сохранить целостность страны и её территории, что обеспечит стабильность национальной и экономической безопасности. Негативная динамика и вопросы, связанные с демографией, свидетельствуют о необходимости оперативного поиска решений для стабилизации, а также динамичного роста демографических процессов. Так как, сложившаяся обстановка сегодня - мировые положительные демографические процессы представляют угрозу как для экономической, так и для национальной безопасности (возможность нарушения конституционного строя, целостности территории). Меры, направленные на увеличение продолжительности жизни, должны охватывать все слои населения, комплексный подход к решению демографических проблем должен быть непрерывно связан с повышением доходов населения, увеличением финансирования отрасли здравоохранения, ориентированностью на создание условий для удовлетворения духовных и материальных потребностей населения, повышением социальной защищенности, расширением системы материнского капитала и появление его новых форм поддержки и повышение престижа института семьи. Только эффективная система обеспечения демографической безопасности государства может служить гарантом стабильного и устойчивого социально-экономического развития, чему, непосредственно, должны поспособствовать предложенные меры и механизм.