Text (PDF):
Read
Download
На сегодняшний день особая роль в экономическом развитии отводиться технологическим изменениям, так как они предполагают преобразование промышленных технологий и производственных процессов, а также способствуют созданию новой специализации и концентрации труда, обновлению процессов организации труда на различных стадиях воспроизводственного цикла. «Движущей силой социально-экономического развития был и остается научно-технический прогресс, основополагающей целью которого является поиск новых средств удовлетворения общественных потребностей с минимальными издержками по затратам и ресурсам при сохранении экосистем» [1]. При этом автор дает следующее определение научно-технического прогресса «…процесс непрекращающихся инноваций, совершенствования техники и технологий» [1], из которого неоправданно исключает процесс формирования новых (инновационных) методов управления, которые, на ряду с новыми технологиями, способны обеспечить рост производительности труда при прочих равных условиях. Важным является предположение о том, что для обеспечения возможности развития научно-технического прогресса необходима структура экономики, обладающая определенными пропорциями. Для перехода к качественным изменениям в экономической системе необходим определенный импульс, который может быть обеспечен накоплением количественных изменений, в сумме представляющих собой структуру определенного уровня сложности. В современных экономических условиях формой количественных изменений экономической системы является процесс модернизации производства, предполагающий обновление производства на базе уже существующих достижений научно-технического прогресса, заимствованных из вне экономической системы. Важным на наш взгляд является утверждение Й. Шумпетера о том, что развитие определяется внутренними причинами имманентными экономической системе. В теории экономического развития Шумпетер говорит о доминирующем влиянии внутренних причин, определяющих процессы экономической динамики, «под развитием следует понимать лишь такие изменения хозяйственного кругооборота, которые экономика сама порождает, то есть только случайные изменения «предоставленного самому себе», а не приводимого в движение импульсами извне народного хозяйства». Развитие не является случайным процессом, и в большей степени определяется рядом факторов внутреннего и внешнего характера, в том числе внутренней структурой экономики, соотношением пропорций элементов экономической системы, формирующимся в результате общего исторического развития. Можно предположить, что процессы количественных изменений происходят под воздействием внешних факторов и по сути представляют собой перенос уже существующих достижений научно-технического прогресса. Что объясняет процесс модернизации производства как процесс заимствования новых технологий, посредством которого осуществляется накопление количественных изменений необходимых для последующего качественного изменения экономической системы, то есть ее развития. Если исходить из положения о том, что «любой конкретный процесс развития покоится, в конечном счете, на предшествующем развитии» [2], то можно предположить, что перспективная динамика экономического развития определяется сформированной на данный момент времени структурой элементов экономической системы. При этом, что касается развития, то обычный рост экономики, выражающийся в увеличении населения и богатства не может рассматриваться как процесс экономического развития, «поскольку он не порождает новые в качественном отношении явления, а всего-навсего дает толчок процессам их приспособления, подобно тому как это происходит при изменении природных показателей [2].» Таким образом, бесспорным является положение о том, что экономическое развитие представляет собой качественные изменения экономической системы, ее элементов, но при этом для достижения таких качественных изменений должен быть накоплен потенциал количественных изменений для формирования структуры экономики определенного уровня сложности, способной воспринимать новые качественные изменения, как в структуре производства, так и на всех стадиях воспроизводственного цикла. Анализ сложившейся структуры территориально-отраслевых пропорций обеспечивает выявление тех элементов экономической системы, которые формируют импульс развития всего экономического пространства. На примере территорий Южного федерального округа отчетливо наблюдается зависимость между территориями, обеспечивающими производство инновационной продукции и территориями, внедряющими инновационные товары, услуги работы. Квадратами на рисунке обозначены территории с удельным весом произведенных инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, по субъектам Российской Федерации превышающий 1%. Кругами, территории с удельным весом внедренных инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, по субъектам Российской Федерации превышающий 9%. Поведенный факторный анализ в разрезе федеральных округов Российской Федерации по исследованию зависимости изменения используемых передовых производственных технологий от факторов: разработанные передовые производственные технологии и импорт передовых производственных технологий свидетельствует о том, что наибольший вес в изменении результативного показателя имеет «импорт передовых производственных технологий» во всех федеральных округах. Детерминированный анализ был проведен с применением аддитивной модели, которая представляет собой сумму импорта и производства передовых производственных технологий, способом цепных подстановок для периода 2005-2016 гг. При разнонаправленных влияниях факторных показателей изменение результативной переменной обуславливается направлением изменения фактора с большим весом, т.е. импортом технологий. Анализируя данный показатель, можно сказать, что среди периодов наибольшее среднее значение показателя по всем федеральным округам наблюдается в 2005-2006 гг., наибольшее отрицательное среднее значение - в 2010-2011 гг. Также следует отметить, что в 2008-2009, 2014-2016 гг. влияние импорта имеет положительное значение во всех федеральных округах. В 2010-2011 гг. во всех округах, кроме Северо-Западного и Дальневосточного влияние импорта отрицательное, что говорит о его сокращении в доле используемых передовых производственных технологий, в то время как в данный период во всех федеральных округах влияние производства положительное, но не достаточное для формирования роста зависимой переменной. Применительно к текущей практике территориально-отраслевого развития интересным выглядит теория конкурентных преимуществ М.Портера, согласно которой конкурентоспособность отдельной страны зависит от склонности ее промышленности к инновациям и модернизации. В качестве важнейшего элемента территориально-отраслевого развития выступает конкуренция «Как это ни парадоксально, именно сильная внутренняя конкуренция заставляет компании выходить на внешний рынок и добиваться на нем. Конкретные недостатки в факторах производства не будут стимулировать обновление, если конкуренция недостаточно сильна и цели, которые ставит перед собой компания, не подкрепляются существенными инвестициями [3]». Сильная конкуренция будет усиливать стимулы субъектов экономического процесса к совершенствованию производства, внедрению новых технологий и инноваций, модернизации действующих производственных систем. Несмотря на то, что основным фактором конкурентоспособности Портер считает сильную конкуренцию, его отношение к государственному участию в экономических процессах двойственное. По его мнению, «Государство не должно непосредственно вовлекаться в сам процесс, за исключением случаев, когда страна находится на раннем этапе развития. Воздействие правительства скорее косвенное, чем прямое». Далее утверждается, что «Для отдельной отрасли создание конкурентных преимуществ может занять десятилетия. Этот процесс требует длительного совершенствования навыков работников, инвестирования в продукцию. В связи с этим большинство правительств предпочитают политические усилия, ведущие к легкодостижимым краткосрочным выигрышам, таким как субсидии, защита и организованные слияния компаний [4]. А это именно та политика, которая замедляет обновление». В итоге Портер заключает, что «Большинство политических шагов, которые могли бы привести к реальным изменениям, оказываются слишком медленными и требующими слишком большого терпения со стороны политиков. Либо, что еще хуже, им сопутствует некоторая, пусть и непродолжительная, болезненность. Для того чтобы сделать защищенную отрасль нерегулируемой, необходимо вначале пройти через процедуру банкротств, и только впоследствии появятся более сильные, более конкурентоспособные компании. Проведение политики, направленной на статические, краткосрочные преимущества в стоимости, вредящей обновлению и динамичному развитию, представляет собой наиболее распространенную и самую серьезную ошибку экономической политики правительства. В своем стремлении помочь правительства легко встают на путь совместных проектов во избежание «расточительных» исследований и разработок, что нарушает динамизм и соревнование между компаниями». Таким образом, Портер признает важность государственного участия в развитии экономики или отдельных ее производств и отраслей, но с другой стороны признает ее неэффективность, проявляющуюся в нарушении конкуренции как основного элемента развития. Еще одним фундаментальным условием развития экономической системы является кластер. «Территориальный охват кластера может варьироваться от одного города или штата (региона) до страны или даже нескольких соседствующих стран. Кластеры имеют различную форму в зависимости от своей глубины и сложности, но большинство включают в себя: компании «готового продукта» или сервиса; поставщиков специализированных факторов производства, комплектующих изделий, механизмов, сервисных услуг; финансовые институты; фирмы в сопутствующих отраслях [5]. В кластеры часто входят также фирмы, работающие в низовых отраслях (с каналами сбыта или потребителями); производители побочных продуктов; специализированные провайдеры инфраструктуры; правительственные и другие организации, обеспечивающие специальное обучение, образование, поступление информации, проведение исследований и предоставляющие техническую поддержку (такие как университеты, структуры повышения квалификации в свободное время); а также агентства, устанавливающие стандарты.» Именно кластерные образования должны, по мнению Портера, выступать в качестве так называемых точек сверхконцентрации экономического пространства или точек роста, которые обеспечивают развитие не только тех субъектов, которые находятся в границах данного кластера, но и стимулировать развитие территорий прилегающих к границам данного кластера. С этой точки зрения кластер можно сравнить с территориально-производственными комплексами сформированными в советский период развития отечественной экономики. Отличительной особенностью кластера от территориально-отраслевого комплекса может быть его многофункциональность. Если в российской экономике территориально-производственные комплексы были созданы как отдельные звенья единой производственно-технологической цепочки национальной экономики [6, 7], то кластер может функционировать в качестве самостоятельного субъекта экономической деятельность и иметь высокие показатели конкурентоспособности в глобальных масштабах. Именно эта особенность кластеров может быть использована в практике российского территориально-отраслевого развития, в том числе с учетом особенностей, проявляющихся в многоукладности технологического развития. Здесь уместно привести еще один тезис Портера, согласно которому «Рассматривать традиционные различия между отраслями, такие как высокие или низкие технологии, производство или предоставление услуг, ресурсоемкие или наукоемкие отрасли, сами по себе не совсем уместно. Истинная цель состоит в повышении производительности всех отраслей, в повышении благосостояния как непосредственно, так и косвенно, поскольку повышение производительности в одной отрасли приводит к повышению производительности во всех остальных отраслях». Таким образом, ключевые параметры структуры территориально-отраслевого комплекса определяют перспективы развития экономического пространства. Развитие отдельных элементов территориальноотраслевого комплекса способно обеспечить синергетический эффект для всего экономического пространства территории, повышению эффективности функционирования всех субъектов экономического процесса.