Text (PDF):
Read
Download
Наркопреступность, как антиобщественное и сильно распространенное явление, находится в центре внимания всего мирового сообщества. Под угрозой находятся, как сами государства, так и их экономика, а также общество. Наркопреступность воздействует, в первую очередь, на здоровье молодого поколения и представляет собой серьезную угрозу физической, психической, духовной, интеллектуальной, генетической и репродуктивной безопасности человечества [1, с. 149]. В настоящее время, несмотря на имеющиеся положительные результаты взаимодействия в рамках СМВД СНГ в обеспечении правопорядка и борьбе с преступностью, продолжает оставаться ряд нерешенных вопросов и проблем, над которыми необходимо продолжать работу. Общие для странучастниц СНГ проблемы борьбы с преступностью определяют необходимость их всесторонней разработки. В числе такой проблемы наиболее актуальной является борьба с наркопреступностью [2, с. 155]. По данным последних исследований, мировая ситуация с производством и потреблением наркотиков, а также их воздействия на здоровье человека существенно не изменилась. Разнообразие и богатый криминальный опыт организованных преступных группировок, как в прошлом, так и в настоящем, бросают серьезные вызовы правоохранительным органам. Между тем, было зафиксировано увеличение числа лиц, принимающих наркотические средства группы каннабиса и нуждающихся в лечении. Результаты исследований выводят на мысль, что для здоровья человека каннабис является более опасным, чем это было раньше [3, с. 11]. Результатом тесного сотрудничества в рамках Содружества в области проведения согласованной антинаркотической политики стало принятие ряда межгосударственных документов, направленных на борьбу с наркоманией и наркопреступностью. Несмотря на предпринимаемые меры, наркоситуация в странах Содружества, как и в мире, остается сложной. Этому способствуют некоторые причины и условия: невысокая эффективность антинаркотической пропаганды, особенно в сфере профилактической работы с детьми, подростками и молодежью, транснациональная деятельность организованной наркопреступности, регулярно возникающие новые виды наркотических средств и способов совершения преступлений. Стремительному увеличению числа психоактивных веществ способствует их небольшая стоимость. Указанные обстоятельства затрудняют их оперативное выявление и включение в список запрещенных веществ [4, с. 203]. Во Всемирном докладе о наркотиках УНП ООН за 2015 год также отмечено сокращение объемов оборота героина в ключевых странах, через которые проходит «Северный маршрут». Это подтверждается беспрецедентно крупными изъятиями героина в Армении, Грузии, Азербайджане и Иране. Только за последние два года в указанных странах изъято около 4 тонн героина. Эти процессы были подтверждены данными спецслужб Афганистана, которыми внутри страны на данном направлении изымается не более 8% наркотиков опийной группы от общего количества. Подобное положение отмечается и в настоящее время и имеет тенденцию к дальнейшему развитию. Совместная деятельность противодействия наркопреступности предопределила важность принятия мер противодействия глобальным криминальным угрозам, одной из которых является незаконное производство наркотических средств. Наркобизнес влечет за собой целый комплекс проблем, затрагивающих политические, экономические, социальные и культурные интересы любой страны, служит финансовой опорой для многих тяжких преступных проявлений. В этой связи важными целями межгосударственного взаимодействия являются нейтрализация основных каналов поставки наркотиков в СНГ и совершенствование правового регулирования указанной деятельности, чему руководством стран СНГ придается большое значение [5, с. 130]. Результатом тесного взаимодействия в рамках СНГ в области проведения согласованной антинаркотической политики стало принятие ряда межгосударственных документов, направленных на борьбу с наркоманией и наркопреступностью. Тем не менее, несмотря на предпринимаемые меры, наркоситуация в странах Содружества, как и в мире, остается сложной. В виду следующих причин и условий: невысокая эффективность антинаркотической пропаганды, особенно в сфере предупредительной работы с несовершеннолетними и молодежью, транснациональная деятельность организованной наркопреступности, появление новых видов наркотических средств и способов совершения преступлений. На сегодняшний день опасность также продолжает процесс трансформации видовой структуры рынка наркотиков в СНГ. Просматривается тенденция замещения «традиционных» наркотиков растительного происхождения новыми психоактивными веществами (соли, миксы, дизайнерские наркотики, спайсы и т.п.). Стремительному увеличению числа психоактивных веществ способствуют относительная легкость их изготовления и невысокая стоимость. Указанные обстоятельства затрудняют их оперативное выявление и включение в список запрещенных веществ [6, с. 96]. В последнее десятилетие эти вещества все чаще распространяются через сеть Интернет, становясь серьезной угрозой общественной безопасности и здоровью населения. С учетом складывающейся наркоситуации и тенденций наркопреступности перед странами СНГ, как и мировым сообществом в целом, стоит важная проблема по сокращению уровня наркомании, снижению количества наркопотребителей. С учетом складывающейся наркоситуации и тенденций наркопреступности перед странами СНГ стоит непростая задача по сокращению уровня наркомании, снижению количества наркопотребителей. Всего в странах СНГ в 2016 г. зарегистрировано 225 363 преступлений, связанных с наркотиками, что на 16,1% ниже показателя 2015 г. - 261 651 преступление (табл. 1) Статистические показатели приводятся без учета данных Туркменистана и Украины. В 2016 г. в странах СНГ наблюдалось снижение числа зарегистрированных наркопреступлений: в Республике Беларусь - на 12,3%, в Кыргызской Республике - на 6,7%, в Республике Молдова - на 3,2%, в Российской Федерации - на 15,1%, в Республике Узбекистан - на 0,3%. При этом наблюдался небольшой рост в Азербайджанской Республике - на 20,9%, в Республике Армения - на 3,7%, в Республике Казахстан - на 3,9%, в Республике Таджикистан - на 18%. В 2016 г. в государствах СНГ общее число тяжких и особо тяжких преступлений в рассматриваемой сфере снизилось на 20,8% и составило 154 554 факта (в 2015 г. - 186 816), что повторяет общую тенденцию снижения количества преступлений в данной сфере (табл. 2). А их удельный вес в общей массе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, составляет 71,4%. Количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и совершенных в составе организованных групп и преступных сообществ (далее - ОГ и ПС), на территории государств - участников СНГ в 2016 г. снизилось на 12,7% и составило 4 971 факт (табл. 3). В 2016 г., по сравнению с 2015 г., количество зарегистрированных преступлений, связанных с контрабандой наркотиков, уменьшилось на 45,5% и составило 1 218 преступлений (в 2014 г. - 2 870; в 2015 г. - 1 772). В 2016 г. больше всего фактов контрабанды выявлено в Азербайджанской Республике - 162, в Республике Казахстан - 260, в Российской Федерации - 1 036, в Республике Узбекистан - 134 (табл. 4). Количество зарегистрированных преступлений, связанных со сбытом наркотиков, в 2016 г. составило 108 160 (в 2014 г. - 136 238; в 2015 г. - 128 993), что свидетельствует о снижении количества указанных преступлений на 19,3% по сравнению с 2015 г. (табл. 5). В 2016 г. общее количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков (табл. 6) в государствах - участниках СНГ составило 127 982 чел. (в 2014 г. - 139 890 чел. (+1,5%); в 2015 г. 142 424 чел. (-11,1%). Как мы видим из таблицы количество несовершеннолетних, привлеченных в 2016 г. к уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, снизилось во всех государствах - участниках СНГ на 24,7%, за исключением Республики Таджикистан, и составило в целом государствам СНГ 3 043 чел. (в 2014 г. - 3 628 чел., (+4,6%); в 2015 г. - 3 795 чел. (+4,6%). В отношении женщин, привлеченных к уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, единой тенденции не прослеживается. Однако общее количество привлеченных за совершение указанных преступлений женщин на территории стран Содружества в 2016 г. снизилось на 15,36% и составило 10 987 чел. (в 2014 г. - 12 931 чел.; в 2015 г. - 12 675 чел.). Следует отметить значительное снижение в 2016 г. по странам Содружества количества изъятых из незаконного оборота наркотиков, общий объем которых составил 84 533,777 кг. При этом среди изъятых преобладают наркотики каннабисной группы. В целом в государствах СНГ в 2016 г. на учете в связи с немедицинским потреблением наркотиков состояли 62 927 чел. (в 2015 г. - 79 076 чел.; в 2014 г. - 92 746 чел.). Изучение проблематики борьбы с наркопреступность в СНГ в 2016 г., дает возможность охарактеризовать ее следующим образом: на лицо тенденция снижения количества зарегистрированных фактов наркопреступлений; прослеживание общего снижения наркопреступлений, связанных с контрабандой. Взаимодействие МВД (Полиции) государств СНГ в сфере борьбы с наркопреступностью невозможно без научного, информационно-аналитического обеспечения. Невзирая на ряд сложных геополитических процессов, вооруженных конфликтов вблизи границ стран СНГ, активизации различного рода экстремистских формирований, принимаемые органами внутренних дел государств СНГ меры, позволили обеспечить контроль над наркоситуацией. Среди важных мерам борьбы с наркопреступностью в странах СНГ следует отметить: концентрацию усилий по снижению ввоза наркотических средств из Исламской Республики Афганистан; дальнейшее развитие оперативно-профилактических мероприятий, проводимых совместно; реализацию комплекса мер по реабилитации и ресоциализации наркозависимых людей [7, с. 62]. Для улучшения результатов совместной деятельности в противодействии наркопреступности предлагаем следующее: своевременно информировать о готовящихся или совершённых преступлениях, с указанием обстоятельств задержания, количества и вида изъятых наркотиков, источника приобретения наркотиков, соучастников преступления и каналов транспортировки. Продолжить практиковать совместное проведение мероприятий «Контролируемая поставка» в целях выявления наркогруппировок. В целях изучения наркоситуации, обмена опытом и активизации противодействия наркопреступности продолжить работу по обмену делегациями. Продолжить практику проведения совместных мероприятий «Канал» с целью обнаружения и ликвидации каналов незаконной поставки и оборота наркотиков. Организовать предметное обсуждение проблем перевозки наркотиков по «Северному маршруту» с участием всех заинтересованных государств и выработке механизма сотрудничества с учетом новых тенденций и вызовов развитии наркоситуации. В целом изучение наркоситуации и результатов борьбы с наркопреступностью в странах Содружества свидетельствует о необходимости продолжения консолидации усилий и совершенствовании сотрудничества.