Publication text
(PDF):
Read
Download
В настоящее время проблема противодействия терроризму приобрела глобальный характер, в силу высокой угрозы интересам граждан, общественной безопасности, стабильности стран и международным отношениям. Обеспечение безопасности и противодействие терроризму является одним из важнейших приоритетов государственной деятельности. Среди восьми утвержденных Президентом Российской Федерации В. В. Путиным приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, направление «Безопасность и противодействие терроризму» поставлено на первое место [1]. Глобальный характер этой проблемы для России приобретает особую остроту, что обусловлено ее геополитическим и экономическим положением. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, терроризм несет угрозу всем сферам государства [2], в том числе информационной сфере. От информационной безопасности в значительной степени зависит уровень экономической, социальной, политической и других видов безопасности. Преобладанием информационных составляющих во всех сферах общественной жизни определяется актуальность к изучению информационных угроз терроризма, а также моделированию возникающих угроз и их противодействию. Научное обоснование государственной политики в области информационного противодействия терроризму невозможно без четкого понимания самой сущности понятия «информационного противодействия терроризму». Содержание данного понятия предлагается рассматривать на базе системно-кибернетического подхода [3, 4], который требует для исследования сущности и содержание данного понятия рассматривать совокупность взаимосвязанных между собой субъектов и объектов, существующих и функционирующих в определенной социальной среде, а также цели, задачи, направления и формы их деятельности. При этом субъектами противодействия терроризму должны осуществляться мероприятия, предполагающие эффективное использование собственных информационных ресурсов в целях устойчивого сохранения качественных характеристик национальной информационно-культурной среды, что в результате дает необходимый эффект в качестве предупреждения острых конфликтов. Возможности для распространения угроз терроризма расширяются параллельно с развитием информационных технологий, в первую очередь, они проявляются в связи с развитием Интернета, массовым переходом банков, финансовых и торговых компаний на компьютерные операции по всему миру. Оперативное внедрение информационных технологий, развитие в мире компьютеризации и информатизации всех сфер общественной жизни неизбежно ведет к созданию единого мирового информационного пространства. В момент развития информационной сферы и распространения глобальной сети проблема приобретает особую важность. Постоянные вспышки террористической активности в сети Интернет и СМИ, активация национальных и религиозных настроений - все это свидетельствует об остроте данной проблемы. Глобализация информационных технологий выдвигает на первый план информационную составляющую борьбы с терроризмом, что определяет актуальность изучения подходов к информационному противодействию угрозам терроризма. В Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, распространение идей терроризма и экстремизма через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и средства массовой информации названо одним из основных внешних факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма в Российской Федерации [5]. Уровень потенциального информационного воздействия терроризма на общество, расширение его возможностей, возрастают по мере получения больших потоков информации. Следует отметить, что компьютерные сети становятся мощным оружием для террористов. Отличительные черты информационного терроризма и экстремизма: дешевизна, сложность обнаружения, анонимность, невидимость, неуязвимость, террориста в Интернете при проведении преступных акций. Современные СМИ и средства массовой коммуникации, социальные сети и блогосфера являются одним из основных каналов сбора, обработки, передачи и широкого распространения информации, становятся эффективным средством информационного управления и играют особо важную роль в расчетах террористов [6]. Происходит целенаправленное вмешательство в подсознание людей с целью формирования необходимых террористам установок в массовом психическом сознании. Это несет колоссальную угрозу, что мы регулярно наблюдаем последние годы в череде «цветных революций», действиях разрушительного характера в Украине, Сирии и т.д. Террористическая деятельность направлена не только на нанесение материального ущерба и создание угрозы жизни и здоровью населения, но и на обеспечение информационно-психологического шока, создавая благоприятную обстановку для достижения соответствующих целей с использованием информационной сферы и информационных ресурсов для: -- агитации и вербовки членов террористических организаций, обучения и руководства ими; -- осуществления информационного или иного пособничества в планировании, подстрекательства к подготовке или реализации террористического или экстремистского акта; -- пропаганды идей терроризма и экстремизма, распространения материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. Это позволяет сделать вывод о том, что сообщения СМИ о совершаемых террористических актах ведут к утрате духовных ценностей, пропаганде «культа насилия» и духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям российского общества [7]. Вследствие всего вышесказанного отметим, что борьба с терроризмом и экстремизмом должна быть комплексной и системной. Она должна быть направлена не просто на выявление лиц и групп террористической направленности, разрушение международных связей террористов, заблаговременное информирование о готовящихся террористических актах, но и включать в себя меры, препятствующие информационному распространению идей и угроз терроризма. В целом такие угрозы будут сохраняться до тех пор, пока существует система воспроизводства инфраструктуры терроризма. Базовыми элементами этой системы являются: идеология терроризма и экстремизма, ее акторы (вдохновители и носители), а также каналы распространения указанной идеологии. Очевидно, что именно данные основные элементы должны быть в центре борьбы государства в социально-информационной среде с организациями, общественными объединениями и бандподпольем, действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства. Таким образом, главной целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических угроз и их проявлений, а основной задачей органов государственной власти является информационное противодействие распространению идеологии терроризма, осуществление активных информационно-пропагандистских мероприятий антитеррористической направленности. С позиции системно-кибернетического подхода информационное противодействие терроризму представляет собой объединенную едиными целями и задачами деятельность субъектов противодействия терроризму по использованию согласованных между собой форм, методов, приемов и средств воздействия на субъекты социально-информационной среды, в целях устранения причин и условий распространения идей терроризма и экстремизма, выявления, предупреждения и пресечения действий лиц и организаций, направленных на использование информационных ресурсов в террористических целях. На настоящий момент не в полной мере реализуются комплексные подходы к исследованию проблемы обеспечения безопасности и противодействия терроризму и экстремизму. Во многом это связано с тем, что терроризм имеет тенденцию к постоянному изменению и совершенствованию своих форм и методов, что ставит перед научным сообществом ряд новых важных исследовательских задач. Методический аппарат информационного противодействия распространению идеям терроризма еще далек от своего завершения. Проблема очень важная, недостаточно изученная и требует постоянного внимания и корректировки [8, 9]. Важную роль в этом процессе может сыграть такой метод исследования как моделирование. Требования управления уже не ограничиваются лишь анализом происходящего: необходимо не только выявить реакцию системы на влияние осуществляемого управления, но и смоделировать возможную реакцию на запланированное влияние. Такая постановка вопроса обусловливает необходимость создания моделей, позволяющих прогнозировать результаты информационного противодействия терроризму. При этом в настоящее время практически отсутствуют научные исследования, где были бы рассмотрены возможности использования высоких технологий, к которым можно отнести математическое моделирование, с целью выявления оптимальных социально-информационных воздействий для снижения существующих угроз терроризма и экстремизма. Необходимость при такой постановке проблемы моделирования процессов информационного противодействия терроризму определяет постановку определенных задач, множественность которых определяется недостаточной целостностью и фрагментарностью знаний в имеющихся исследованиях по данной тематике. Среди единой совокупности задач, направленных на решение данной проблемы, можно выделить следующие: -- разработка теоретико-методологических основ информационного противодействия терроризму и экстремизму; -- обоснование преимущества метода моделирования при исследовании терроризма и экстремизма как социального явления; -- раскрытие факторов и условий возникновения терроризма и экстремизма в социально-информационной среде в интересах формализации параметров модели информационного противодействия; -- анализ методов информационного противодействия терроризму и экстремизму; -- исследование структуры и содержания информационной борьбы, возникающей в рамках террористической и экстремистской активности в социальной среде; -- разработка моделей информационного влияния, управления и противодействия в социальной среде; -- исследование моделей с целью формирования оптимальных управляющих социально-информационных воздействий для снижения существующих угроз терроризма и экстремизма. Решение перечисленных задач позволит в дальнейшем формировать научно обоснованные управленческие решения по информационному противодействию терроризму и экстремизму через сохранение качественных характеристик национальной информационно-культурной среды, а также вырабатывать предложения по совершенствованию политики противодействия терроризму и экстремизму на основе проведенных исследований [10]. Проблема моделирования в данной предметной области осложняется ограниченным характером открытой и доступной информации, сложностью формализации многих составляющих процесса информационного воздействия, а также сложностью одновременного учета многочисленных факторов (в том числе случайных), оказывающих влияние на результаты информационного противодействия терроризму. Глобальные информационные сети становятся универсальной инфраструктурой для формирования новых общественных, социальных структур, которые существенно могут влиять на все три категории - государство, общество, личность. Интернет максимально децентрализует возможности социального проектирования, удешевляет коммуникационные возможности. Поэтому особый интерес представляют социальные сети, которые могут быть своего рода надстройкой над государством и возможно станут сильным информационным механизмом модернизации общества, государства, что собственно уже и происходит в настоящее время. Для нахождения эффективных путей предупреждения различных форм терроризма, а также обеспечения противодействия терроризму и экстремизму, правильному выбору средств и методов борьбы с ним важен комплексный анализ этого социально-политического феномена, его глубокое теоретическое осмысление, изучение законодательного и правоприменительного опыта зарубежных государств. Возможность адекватно оценить угрозы и вычленить необходимые для построения модели и оценки элементы может быть эффективной лишь в том случае, если она опирается на хорошее знание этого феномена, его природы, истоков, движущих сил, механизмов формирования и функционирования террористических структур, мотивации субъектов террористической деятельности, источников социальной, финансовой, материальной, военной, идеологической, агитационно-пропагандистской поддержки, в связи, с чем используется системно-структурный подход к проблеме. Разработка модели информационного противодействия направлена на эффективность планирования и прогнозирования опасностей для принятие мер в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах. На этапе исследования модели можно будет оценивать потенциальную опасность террористических действий, скоординировать усилия на всех уровнях власти и общественной жизни по разработке обоснованных методов противодействия терроризму. Глобализация, как масштабный процесс интеграции России в мировую экономическую систему, требует для обеспечения процветания нашей страны другой, в том числе качественно, уровень развития информационно коммуникационной инфраструктуры. Она должна стать всепроникающей, надежной и безопасной. Необходимо обеспечение безопасности и целостности информационного пространства от доступа извне и утечек информации на различных уровнях, что имеет большую значимость наравне с традиционными задачами защиты территории объектов и производственной базы. Представляется, что с учетом относительной новизны проблематики информационного противодействия терроризму проведенный анализ перспектив использования метода моделирования может быть реализован для дальнейшего научного осмысления и обоснования необходимости осуществления указанной деятельности в рамках реализации государственной политики в области информационного противодействия терроризму. Таким образом, решение еще одной важной задачи, такой как создание общегосударственной системы мер профилактики терроризма, которая в настоящее время, к сожалению, в России не в полной мере реализована, представляется только на базе глубоких научных исследований при использовании системно-кибернетического подхода, наряду с разработкой мер антитеррористического информационного противодействия.