THE PREVENTION OF EXTREMIST MANIFESTATIONS IN ADOLESCENCE AND YOUTH IS THE MOST IMPORTANT ELEMENT OF IMPROVING THE PUBLIC SAFETY AND HOMELAND SECURITY OF OUR COUNTRY
Abstract and keywords
Abstract (English):
According to the author, for minors, characterized by a tendency to various forms of group behavior. The quantitative composition of the youth groups is primarily determined by the community of interest (motif, purpose of Association), on the basis of which such groups are formed. Accordingly, more significant than for a minor motive and the goal, the greater the number of such groups. The views, ideas, motifs may represent only a potential threat to public safety but do not constitute any offences as long as the motivation does not degenerate into a corresponding wrongful conduct. We are talking about the threat, because the behavior of participants in informal youth groups may seem to be law-abiding, but may be realized in situational misconduct, and in the form of pre-prepared premeditated acts committed by individuals or groups.

Keywords:
public safety, crime among youth, crime prevention, criminal groups, the wrongfulness of the Association with extremist views
Text
Publication text (PDF): Read Download

В настоящее время объединение в неформальные молодежные группы происходит, как правило на основе увлечений. На этой основе образуются формирования «рокеров» («байкеров»), «реперов», «хакеров», поклонников рок-групп, фанатов футбольных клубов и тому подобные объединения. Причем далеко не всякое неформальное объединение несовершеннолетних изначально имеет криминальную направленность. Противоправность их поведения чаще всего зависит от конкретных обстоятельств, ситуаций, на фоне которых внешне правопослушное поведение может перерасти в криминальный конфликт. Например, сосредоточение в одном месте футбольных фанатов соперничающих клубов после победы одних и поражения других на эмоциональной основе иногда перерастает в беспорядки, сопровождающиеся совершением отдельных преступлений (побои, причинения вреда здоровью, уничтожение имущества, хулиганство и др.) [1, с. 15]. Наиболее криминогенные группы, объединяющиеся на основе идеологических или националистических взглядов и идей (например, скинхеды). Для молодежных неформальных групп, как правило, характерны следующие признаки: -- наличие харизматического лидера; -- внутригрупповая дисциплина; -- распределение ролевых функций в группе; относительная сплоченность и постоянство состава ее членов. Нередко вооруженность отдельных участников орудиями и предметами, специально изготовленными или приспособленными для драк и нанесения увечий. Причем применяются такие предметы как в зависимости от складывающейся ситуации, так и независимо от нее. Часто к оружию прибегают в качестве защиты при неравенстве сил. Иногда агрессивные действия обусловлены эмоциональной реакцией молодежи на происходящие события, например, засилье иностранцев на рынках в условиях безработицы местных жителей, на противоправное поведение представителей отдельных этнических групп, пренебрежение нормами морали и традициями, сложившимися в той или иной социальной среде или регионе [2, с. 28]. Практика показывает, что некоторые неформальные молодежные объединения требуют самого пристального внимания к ним со стороны правоохранительных органов, поскольку напряженная обстановка может создаваться преднамеренно, агрессивные действия провоцироваться со стороны в криминальных, политических и иных целях [3, с. 32]. Анализ негативных тенденций социально-политической ситуации в столице и некоторых регионах России показывает рост экстремизма и ксенофобии в молодежной среде. При этом, пожалуй, наибольшую опасность представляет фактор популяризации идеологии неофашизма и левацких идей. В настоящее время действуют следующие объединения экстремистского толка: «Провокаторы». Цель - создание политического капитала при поддержке средств массовой информации и, как результат, проникновение в выборные органы государственной власти. Наиболее опасная категория, так как использует в своей деятельности психологически неустойчивый электорат, а именно представителей молодежи из малообеспеченных семей в возрасте 13-17 лет. «Арийские банды», представляющие криминальные группировки, создающиеся в противовес этническим ОПГ. Цель этих образований - криминальный передел собственности, взятие под контроль экономических объектов. Основной источник живой силы для вовлечения в деятельность «арийских банд» - молодежь в возрасте от 13 до 17 лет. Ведущей организацией в экстремистском националистическом движении на территории РФ является Народная национальная партия (ННП). Цель существования партии состоит исключительно в накоплении политического капитала для последующего проникновения в различные уровни политической власти. Для достижения поставленной цели и решения обусловленных ею задач используются молодежь и сочувствующие из числа людей среднего возраста, как правило, выходцев из пролетарских и сельских слоев населения. Организацию работы с молодежью осуществляет молодежный отдел ННП. Орудием влияния на сознание молодежи, способом вовлечения в противоправную деятельность молодых людей, а также средством их концентрации для последующего психического воздействия со стороны экстремистских организаций являются рок-группы неофашистской ориентации, осуществляющие свои деятельность под патронажем «Корпорации тяжелого рока». Роль музыкальных коллективов в осуществлении целей праворадикальных политических движений широко используется упомянутой ННП, «Партией свободы» и другими подобными политическими течениями и организациями. Пропаганда идей нацизма и превосходства одной нации над другой, сбор с этой целью участников движения скинхедов происходит посредством работы сети фан-клубов, находящихся под эгидой «Корпорации тяжелого рока», вербовки новых членов, организации концертов рок-групп, входящих в КТР, торговых организаций, реализующих аудио-, видеопродукцию нацистского толка. Отдельно стоит отметить существование таких неформальных объединений как группы футбольных фанатов. Это многочисленные молодежные объединения, целью которых является массовое присутствие на спортивных соревнованиях в качестве зрителей для последующих групповых столкновений с фанатами других спортклубов. Однако в отдельных случаях фанаты провоцируются для участия в погромах и нападениях на представителей иных этносов. Перед российским обществом и государством сегодня во всей остроте стоит задача противопоставить надежный заслон угрозе дальнейшего распространения молодежного экстремизма, используя для этого не только репрессивные меры, но и, главным образом, профилактируя рассматриваемое негативное социальное явление [4, с. 42]. Прежде всего, необходимо добиваться последовательной реализации всеми заинтересованными органами исполнительной власти Федерального закона от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». И в противодействии экстремизму уже делается немало. В Москве, например, в соответствии с разработанными методическими рекомендациями такая деятельность осуществляется во взаимодействии органов исполнительной власти в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, а также префектур административных округов и управ районов, общественных организаций. В рамках интернет-видеопроекта «Общество и власть. Открытый диалог» проводятся интернет- видеоконференции для молодежи, посвященные обсуждению проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности, формированием негативного отношения молодежи к терроризму, проявлениям насилия, национализма и экстремизма. Определенную роль в культурном воспитании, развитии дружбы, сотрудничества и взаимопонимания молодежи, межнационального согласия имеет деятельность государственного учреждения «Московский дом национальностей». Сформирован банк данных международных, государственных и общественных организаций, работающих в сфере культуры мира и толерантности. Вошли в практику встречи коллективов образовательных учреждений с сотрудниками право- охранительных органов на темы: «Антиобщественная опасность экстремистских организаций», «Методы и способы использования террористами и экстремистами подростков и молодежи в осуществлении преступных замыслов». Во всех образовательных учреждениях назначены заместители руководителя по безопасности, организована их профессиональная переподготовка на специальных курсах. При Департаменте образования создан банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и подростках группы риска. Проводятся мероприятия, направленные на выявление и предупреждение фактов недисциплинированного поведения школьников, формирование правосознания, законопослушного поведения детей и подростков. Разработаны методические пособия для руководителей образовательных учреждений и преподавателей: по выявлению и учету подростков, входящих в неформальные молодежные объединения, индивидуальной работы с ними; профилактике вовлечения молодежи в неформальные объединения; межнациональным отношениям, соблюдению толерантности, профилактике экстремизма, духовно-историческому и патриотическому воспитанию молодежи; комплекты наглядной агитации и документации по безопасности. В образовательных учреждениях реализуются программы, направленные на повышение общей культуры, обучение безопасному, законопослушному поведению, формирование толерантного сознания, профилактику экстремизма: «Социальное волонтерство», «Право и ответственность» и др. Проведен цикл лекций и бесед об ответственности за участие в неформальных молодежных объединениях и экстремистской деятельности. Проблема информационного противодействия идеологической деятельности экстремистской направленности регулярно рассматривается на заседаниях постоянно действующих круглых столов и освещается средствами массовой информации. В библиотеках города созданы библиографические классификаторы по экстремизму и терроризму. Повышено внимание к оперативной работе сотрудников полиции, в первую очередь подразделений по делам несовершеннолетних, на получение упреждающей информации. Организуется работа по профилактике экстремистских проявлений среди молодежи, выявлению лиц, причисляющих себя к неформальным молодежным объединениям, и проведению воспитательной работы с ними [5, с. 36]. Проблемные вопросы, требующие урегулирования на федеральном и региональном уровнях. Не создана пока общефедеральная система мер профилактики экстремизма [6, с. 51]. Отсутствует единый банк данных об экстремистской деятельности, стандартизированные методики, организационные структуры, взаимодействующие по предупреждению и противодействию экстремизму на всех уровнях государственного управления. Не принимаются адекватные меры для ликвидации питательной среды экстремизма. В средствах массовой информации широко пропагандируется культ насилия, страх, обесценивание человеческой жизни, показывается беспомощность правоохранительных органов и других органов власти. Не налажена целевая профессиональная подготовка специалистов для организации противодействия экстремизму.
References

1. Kobec P. N. O neobhodimosti preduprezhdeniya prestupnosti nesovershennoletnih v uchebnyh zavedeniyah i po mestu zhitel'stva // Aktual'nye problemy bor'by s prestupnost'yu nesovershennoletnih: otechestvennyy i mezhdunarodnyy opyt: materialy mezhdunarodnoy naucheno-prakticheskoy konferencii (Dnepropetrovsk, 27-28 aprelya 2012 goda). - Dnepropetrovsk: Dnepropetrovskiy gosudarstvennyy universitet vnutrennih del, 2012

2. Kobec P. N. Preduprezhdenie semeynogo neblagopoluchiya kak osnovnoy element profilaktiki prestupnosti nesovershennoletnih // Sociosfera. Nauchno-metodicheskiy i teoreticheskiy zhurnal. - 2014. - № 4

3. Kobec P. N. Konceptual'no-teoreticheskiy podhod k opredeleniyu ponyatiya «ekstremizm» // Mezhnacional'noe soglasie - osnova preodoleniya ekstremizma i terrorizma, utverzhdeniya pravogo gosudarstva: metodologicheskiy, ideologicheskiy, konceptual'no-teoreticheskiy, pravovoy, analitiko-prognosticheskiy aspekty. Mezhvedomstvennyy nauchnyy sbornik / Glavnyy redaktor A. I. Komarova. - M., 2011-2012. - Tom 4 (42)

4. Kobec P. N. Problemy i perspektivy obschey profilaktiki - edinoy sistemy mer preduprezhdeniya prestupnosti i zaschity prav nesovershennoletnih // Problemy i perspektivy sovremennogo prava: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii (20 marta 2015 g., g. Ufa). - Ufa: Aeterna, 2015

5. Kobec P. N. O neobhodimosti sovershenstvovaniya suschestvuyuschey sistemy preduprezhdeniya prestupleniy i pravonarusheniy nesovershennoletnih: opyt i problemy // Ugolovnyy zakon Rossiyskoy Federacii: problemy pravoprimeneniya i perspektivy sovershenstvovaniya: materialy Vserossiyskogo kruglogo stola (20 marta 2015 goda): Vyp. 6 (posvyaschen 70-letiyu Pobedy v VOV) / gl. Red. P. A. Kapustyuk, otv. Red. R. A. Zabavko. - Irkutsk: FGKOU VPO VSI MVD Rossii, 2015

6. Kobec P. N. Issledovanie prirody prestupnosti ekstremistkoy napravlennosti - vazhneyshiy element ee posleduyuschego preduprezhdeniya // Voprosy evolyucii pravovoy mysli cheloveka: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii (23 iyunya 2015 g., g. Ufa). - Ufa: RIO MCII OMEGA SAYNS, 2015

Login or Create
* Forgot password?