Publication text
(PDF):
Read
Download
Уровень экономической безопасности аграрного сектора экономики реализуется в системе критериев и показателей, где важное значение имеют их пороговые (или критические) значения. По потреблению продуктов питания на душу населения Россия с шестого места опустилась на сорок второе место в мире. Значительными по удельному весу в динамике конечного потребления на сегодняшний день в структуре потребительских расходов домашних хозяйств являются расходы на покупку продуктов питания. Не ставится вопрос о нехватке сельскохозяйственной продукции, но резко ухудшилось качество сельскохозяйственной продукции, обеспечение населения агропродуктами питания поставлено в зависимость от импорта. Таким образом, вопрос об экономической безопасности экономики связан с внутренними и внешними угрозами в экономической безопасности аграрного сектора экономики России. Проанализировав процессы, происходящие в сфере агропромышленного комплекса России, можно обозначить криминализацию аграрных отношений как внутреннюю угрозу экономической безопасности. У россиян при высокой криминализации социально-экономической среды пропадает основной стимул к любой предпринимательской деятельности и к решению задач модернизации национальной экономики. И причиной этого является присвоение или уничтожение результатов, получаемых предпринимателем, или предприятием организованным криминалом. Таким образом, обеспечение экономической безопасности АПК - это условие стабильной и эффективной жизнедеятельности общества. За последние годы, начиная с 2010 г. в отрасли сельского хозяйства было выявлено более 40 тысяч преступлений подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ. Сумма причиненного ущерба составила около 27 миллиардов рублей [1]. Значительное количество фактов злоупотреблений обнаруживается среди руководителей в сферах: выделения кредитов и других материальных ресурсов; целевого использования бюджетных средств, выделяемых на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в сельском хозяйстве, на развитие АПК; землепользования, а также охраны природных ресурсов [2]. Таким образом, главной задачей государства является формирование приемлемых условий функционирования предприятий АПК. При этом сводится к минимуму вероятность наступления опасностей и угроз, а также гарантируется защита всех объектов АПК от криминальных угроз, которые могут привлечь причинение материального ущерба. Органам внутренних дел отводится первостепенное значение в обеспечении экономической безопасности агропромышленного комплекса. На протяжении последнего десятилетия потери государства от экономической преступности в сельском хозяйстве постоянно росли. Если в 2003 году ущерб от одного преступления в целом по России составлял 29 237 руб., то в 2013 году - 616 679 руб., то есть увеличился в 21 раз [3]. Если тенденция к росту экономической преступности в сфере сельского хозяйства в России сохранится, то в 2014-2015 годах можно прогнозировать дальнейшее снижение производства сельскохозяйственной продукции. Таким образом, кризисное состояние продовольственного рынка в значительной мере вызвано внутренними факторами. При рассмотрении же внешних угроз акцент можно сделать на такие угрозы, как открытость экономики и ослабление конкурентоспособности российского продовольственного рынка. К увеличению экономической зависимости по сельхозпродукции, сокращению внутренних рынков для российских товаропроизводителей привело безотлагательное сокращение ограничений по внешнеэкономической деятельности на российском продовольственном рынке. Западные страны только по официальным данным поставляют в Россию сельскохозяйственных продуктов на 20-25 млрд. долл. в год. Демпинговые цены, на сегодняшний день являются основным инструментом захвата российского рынка. На сельскохозяйственную продукцию, импортируемую в Россию, цены в 3-4 раза ниже, чем в странах-импортерах. Естественно, что они не соответствуют реальной стоимости сельскохозяйственного товара, так как в странах-импортерах существует налаженная система экспортных субсидий, периодических распродаж сельскохозяйственной продукции, скидок для оптовиков. Часто низкая цена сельскохозяйственной продукции соответствует низкому качеству продукции. Регулярное возрастание доли импортной сельскохозяйственной продукции в общем объеме потребляемых продуктов питания создает прямую угрозу национальной экономической безопасности. Первый сигнал о нецелесообразности продолжения этой политики в области продовольственного рынка поступил в октябре 1994 г., что спровоцировало рост валютного курса доллара на российском рынке в августе 1998 года («черный вторник»), затем экономический кризис 2008-2009 годов, ну и конечно резкое ослабление курса рубля с августа 2014 года на фоне принятых в отношении России санкций, резкий рост валютного курса доллара и евро в январе 2015 г. В результате государство получает рост внутренних цен, или сокращение импортных сельхозтоваров из-за сильного его удорожания (при возможности быстрого замещения продукцией национального производства). Если же АПК России будет в расчлененном состоянии, то потребителям ничего не остается, как покупать сельхозпродукцию импортного производства по новым ценам, или отложить покупку до лучших времен. В виду того, что сельскохозяйственное продовольствие - это товар, покупка которого происходит ежедневно, вне зависимости от удаленности рынков, от погодных условий, то последствия для страны, полностью зависящей от импортных сельхозтоваров могут быть непредсказуемыми. К сожалению, на сегодняшний день местные сельхозпроизводители не могут обеспечить аграрную независимость. В общем объеме потребления доля отечественной сельхозпродукции составляет: по мясу - 59%, по молочным продуктам - менее 80%, по сахару - 58%, по, по овощам - 85%, по фруктам - 40%, соответственно доля импорта составляет: по мясу - 41%, по молоку - 27%, по фруктам - 60%, а по овощам - 15% [4]. Так как в России очень мало крупных агропредприятий, производящих красное мясо, говядину и свинину, пригодную к дальнейшей обработке на мясокомбинатах, последние предпочитают покупать импортное подготовленное к переработке мясо, с производством мяса в России дело обстоит труднее всего. Более 40% потребляемой в стране продукции животноводства и растениеводства иностранного производства. Так, объем импортной продукции в 2013 г. превысил 1 млрд тонн, а численность отечественного поголовья крупного рогатого скота продолжает сокращаться и прогнозов на улучшение ситуации в стране по данному вопросу в ближайшее время не наблюдается. По сравнению с 2013 г. объем импорта свинины в 2014 г. снизился на 36,4% и составил 169 тыс. тонн, говядины - на 21% до 195 тыс. тонн, птицы - на 11% до 167 тыс. тонн, а потребительские цены в регионах России за первое полугодие 2014 г. выросли на говядину - на 26%, на свинину - до 17%, а на птицу - до11%. В 2013 г. объем экспорта свинины из стран Евросоюза в Россию составил 1,4 миллиарда евро. В конце января 2014 г. из-за угрозы африканской чумы свиней Россия ввела запрет на импорт свинины из всех стран Евросоюза. В свою очередь 8 апреля 2014 г. Евросоюз подал иск в ВТО к России в связи с запретом поставок свинины из стран Евросоюза. Под запрет попало до 25% общего объема экспорта продукции свиноводства из стран Евросоюза. Кроме того, Россельхознадзор ограничил поставки в Россию всех видов мясной и молочной продукции, фруктов из Польши и Литвы. Эти меры привели к большим потерям аграрного сектора стран Евросоюза [5]. Также в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с Федеральными законами от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» и от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» Указом Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года был запрещены либо ограничены внешнеэкономические операции, предусматривающие ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются государства, принявшие решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению [6]. Благодаря правильным действиям Правительства РФ в настоящее время финансовые резервы позволяют обеспечить ликвидную экономику, тем самым поддерживая агропромышленный комплекс РФ. Все высокоразвитые страны (даже с высоким положительным платежным сальдо) защищают свои продовольственные рынки от импорта, во многих из этих стран действует закон о продовольственной безопасности. Например, США не допускают импорта сельхозпродукции свыше 17% [7]. Ситуацию немного изменят санкции принятые в отношении России некоторыми странами мирового сообщества, так как, приняв ответные санкции в отношении сельхозпродукции, произведенной в этих странах, Россия тем самым дала шанс отечественным сельхозтоваропроизводителям занять определенную нишу на внутреннем рынке сельхозпродукции. В 2013 году принята Декларация Всемирного саммита по продовольственной безопасности, которая нацеливает на координацию и наращивание практического взаимодействия в данной сфере, расширение торговли продовольственными товарами, в том числе путем отказа от протекционистских мер. Основным гарантом продовольственной безопасности является эффективное и конкурентоспособное сельскохозяйственное производство, его инвестиционная привлекательность. Учитывая, что против России введены санкции странами Запада, которые находятся под прямым контролем США, они могут замедлить приток инвестиций частных компаний в АПК. Но, несмотря на сложившиеся ныне условия, время требует системных решений проблем АПК. Для этого необходимо кардинально пересмотреть и радикально увеличить инвестиции в инфраструктуру агропромышленного комплекса. При росте безработицы в АПК нужно принять дополнительную программу развития сельских регионов, пользуясь опытом выхода из экономической депрессии и используя необходимые и доступные средства борьбы с безработицей (строительство, модернизация сельских дорог). В европейских странах транспортные затраты составляют 10-12% в себестоимости сельхозпродукции, а в России эти затраты достигают 40%. Государственная политика в сфере обеспечения экономической безопасности АПК должна учесть такие экономические риски и угрозы, которые существенно ослабляют ее (дефицит квалифицированных кадров, ценовые диспропорции, современные системы наблюдений за состоянием российского продовольственного рынка). Риски обеспечения экономической безопасности АПК могут быть: макроэкономические; внешнеэкономические; социальные; природно-климатические. Для обеспечения экономической безопасности АПК страны необходимо обобщение усилий Совета безопасности, Правительства, Федерального Собрания и органов государственной власти субъектов Федерации. Для чего предстоит решить ряд взаимосвязанных задач для того, чтобы приблизиться к уровню развитых стран: - необходимо провести технологическую модернизацию сельского хозяйства и сферы производственного обслуживания агропромышленного комплекса; - формирование кадрового потенциала сельхозотрасли, способного осваивать новые технологии; - проведение работ по восстановлению производства на заброшенных сельхозугодьях. Механизмы обеспечения экономической безопасности АПК устанавливаются в соответствующих нормативно-правовых актах, которые определяют условия функционирования экономики страны и ее отдельных отраслей, обеспечиваются финансовыми ресурсами федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.