THE CORRUPTION AS AN OBSTACLE TO ECONOMIC GROWTH AND DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Review paper on the reasons for the emergence of corruption in Russia. To resolve the current situation, it is necessary to improve the anti-corruption policy pursued by the state, to form the mindset of the irreconcilability of corrupt actions among the citizens of the Russian Federation. Corruption poses a threat to the country's economic security. Analyzing the main approaches to the problem, they make it possible to form a classification of types of corruption. An anti-corruption policy is developed and improved every year, but the level of corruption in Russia remains quite high. For a long time, the peculiarities of the attitude of citizens to this negative social phenomenon have been manifested in Russia. International effective anti-corruption policies are considered, of which the Asian model and the Scandinavian model can be distinguished. Today, in order to implement an effective anti-corruption policy in the Russian Federation, attention should be paid to automated information technologies, which will not only simplify the activities of state bodies, but also make anti-corruption policies vital for citizens.

Keywords:
corruption, types of corruption, corruption crime, threat to economic security, level of corruption, anti-corruption policy, foreign experience, methods of fighting corruption
Text
Publication text (PDF): Read Download

В течение всего исторического развития коррупция являлась одной из ключевых проблем, стоящих на пути успешного функционирования любого государства. Такая проблема как коррупция известна во всех странах, однако носит индивидуальный характер для каждого государства. Говоря о России, следует отметить, что за последние годы уровень коррупции заметно увеличился, в связи, с чем появился ряд серьезных проблем, требующих скорейшего решения. Одна из этих проблем – угроза экономической безопасности.

Как правило, коррупцию причисляют к противоправным деяниям должностным лицом, занимающимся определенной деятельностью, однако определение понятия «коррупция» гораздо шире. В ФЗ №273 от 25.12.2008 –«О противодействии коррупции», коррупция определена как: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» [5].

Коррупция затрагивает все сферы жизни общества, создает прямую угрозу для безопасности граждан, общества и всего государства в целом. Для разрешения сложившейся ситуации необходимо совершенствовать антикоррупционную политику, проводимую государством, формировать мышление непримиримости коррупционных действий в любом гражданине страны.

Одной из основных причин является социальный кризис, который выражается в пренебрежении к праву, как со стороны граждан, так и со стороны государственных органов.

Коррупция характеризуется чрезмерным использованием должностным лицом своего служебного положения в целях обогащения. Коррупция является серьезной угрозой не только для общества, но и для всего государства в целом. Это явление порождается множеством факторов и может носить политическую, экономическую, правовую, нравственную и иную природу.  

Изучая причины возникновения коррупции, многие специалисты рассматривают данное деяние со стороны социологии: выявляются социальные условия, способствующие ее возникновению и развитию. Объектом такого исследования выступает общество, а предметом социальные отношения. По мнению социологов, коррупция представляет собой нарушение общественных норм и норм социального благополучия.

При изучении такого явления как коррупция, стоит рассматривать экономический и правовой подходы. Согласно экономическому подходу, коррупция возникает вследствие того, что субъекты пытаются найти наиболее оптимальный вариант для осуществления своих интересов, в условиях ограниченности ресурсов. С точки зрения права, коррупция является серьезной преградой на пути функционирования государственных институтов. Таким образом, на основании анализа различных подходов можно сделать вывод о том, что коррупция представляет собой угрозу для экономической безопасности страны.

Анализ различных подходов позволяет сформировать следующую классификацию видов коррупции таблица 1:

Таблица 1

Классификация видов коррупции [6]

Группа

Содержание

В зависимости от субъекта коррупции, злоупотребляющего служебным положением

- государственная коррупция;

- коммерческая коррупция;

- политическая коррупцию.

В зависимости от субъекта коррупции, выступающего инициатором коррупционных отношений

- запрашивание взяток по инициативе должностного лица;

- подкуп по инициативе просителя.

В зависимости от субъекта коррупции, являющегося взяткодателем

- индивидуальная взятка;

- предпринимательская взятка;

- криминальный подкуп.

В зависимости от формы выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции

- денежные взятки;

- обмен услугами.

В зависимости от степени централизации коррупционных отношений

- децентрализованная коррупция

- централизованная коррупция «снизу вверх»;

- централизованная коррупция «сверху вниз».

В зависимости от уровня распространения коррупционных отношений

- низовая коррупция;

- верхушечная коррупция;

- международная коррупция.

В зависимости от степени регулярности коррупционных связей

- эпизодическая коррупция;

- систематическая (институциональная) коррупция;

     

Помимо этой классификации, существуют и другие способы разделения видов коррупции. Так, например, коррупцию можно разделить на две группы – активную и пассивную:

  1. Активная коррупция представляет собой незаконную деятельность, направленную на получение личной выгоды физических или юридических лиц. Отличительной чертой является то, что сотрудники совершают определенные воздействия для получения противозаконного вознаграждения.
  2. Пассивная коррупция заключается в незаконном бездействии сотрудника, то есть в невыполнении его прямых обязанностей с целью получения незаконного вознаграждения [9].

Коррупцию можно рассматривать со стороны направленности коррупционных действий, разделяя ее на горизонтальную, восходящую и нисходящую:

  1. Горизонтальная коррупция характеризуется сговором должностных лиц, не связанных между собой как начальник – подчиненный, для достижения корыстных целей.
  2. Восходящая коррупция заключается в подкупе вышестоящего должностного лица нижестоящим, с целью достижения своих корыстных интересов.
  3. Нисходящая коррупция характеризуется влиянием вышестоящего должностного лица на нижестоящего, с целью удовлетворения своих интересов [7].

          Американский социолог Дж. Хайденхаймер выделил белую, серую и черную коррупцию:

  1. Под белой коррупцией понимаются деяния, которые не воспринимаются обществом как нарушения и считаются естественным явлением.
  2. Под серой коррупцией подразумевается действия, относительно которых нет единого мнения о том, являются они коррупцией или нет.
  3. Черная коррупция представляет собой деяния, относительно которых сформировано единодушное осуждение [13]. 

         Также, коррупцию можно разделить на материальную и нематериальную:

  1. Материальная коррупция, вид коррупции, характеризующийся подкупом или хищением, независимо от формы проявления. К материальной коррупции можно отнести: подкуп, взятки и т.д.
  2. Нематериальна коррупция, вид коррупции, который характеризуется оказанием нематериальных услуг, с целью достижения своих интересов. К нематериальной коррупции можно отнести: фаворитизм, лоббизм и т.д.

         Существует деление коррупции на бытовую, деловую и криминальную:

  1. Бытовая коррупция – один из самых распространенных видов коррупции. Она охватывает здравоохранение, образование и т.п. Данный вид коррупции выражается в виде различных подарков и услуг, с целью удовлетворения своих интересов.
  2. Деловая коррупция, как и бытовая достаточно широко распространена. Она представляет собой сделку между юридическим и должностным лицом, чаще всего она заключается с целью ускорения решения необходимых задач.
  3. Криминальная коррупция представляет собой сделку между должностным лицом и представителем преступной среды с целью получения вознаграждения [10,8].

Отдельное внимание стоит обратить на дифференциацию коррупции на сетевую, клановую и групповую:

  1. Сетевая коррупция создает коррумпированные сети. Они представляют собой связь между различными должностными лицами, которые объединены между собой взаимными обязательствами. Целью является перераспределение большей доли валового национального продукта, что в свою очередь наносит серьезный урон социальной политике государства и национальной безопасности.
  2. Клановая коррупция строится на основе родственных связей, когда отдельные лица продвигают родственников по службе, пренебрегая  более опытными и перспективными кадрами.
  3. Групповая коррупция характеризуется созданием должностным лицом и представителем бизнеса совместных проектов, с целью совершения экономических преступлений [9].

Каждый год разрабатывается и совершенствуется антикоррупционная политика, однако уровень коррупции в России остается достаточно высоким. Для совершенствования мер по борьбе с такой серьезной проблемой как коррупция, сначала нужно выяснить основные причины ее возникновения.

Огромное влияние на развитие коррупции в современной России оказывает теневой сектор экономики, который включает три составные части: скрытую экономику, неформальную экономику и нелегальную экономику.

Скрытая экономика представляет собой законную экономическую деятельность, направленную на сокрытие или уклонение от уплаты налогов, социальных взносов и иных обязательных платежей. Данный вид деятельности имеет широкое распространение во всех отраслях экономики.

Неформальная экономика – законная экономическая деятельность, которая осуществляется, как правило, индивидуальными производителями, домашними хозяйствами, чаще всего, не оформленными в установленном порядке. Данный вид деятельности базируется на неформальных отношениях между участниками производства и зачастую основан на вторичном производстве. В России данный вид деятельности имеет широкое распространение в сельском хозяйстве.

Нелегальная экономика, в отличие от скрытой и неформальной, представляет собой незаконную экономическую деятельность. Она распространяется на запрещенные законодательством товары и услуги. К нелегальной экономике относятся: продажа оружия, продажа наркотиков и др.

Рост теневого сектора экономики ведет к установлению контроля криминальных сил над государством, что в свою очередь неизбежно ведет к увеличению уровня коррупции [11].

Помимо теневой экономики можно выделить экономические, политические, институциональные и социально – культурные причины возникновения коррупции.

К экономическим причинам возникновения коррупции можно отнести следующие факторы:

- размер заработной платы;

- несовершенство рыночной системы;

- проблемы, связанные с налогообложением.

К политическим причинам возникновения коррупции можно отнести:

- отсутствие контроля со стороны институтов гражданского общества за деятельностью чиновничьего аппарата;

- отсутствие четкого распределения обязанностей между государственными структурами;

- несовершенство нормативно – правовой базы в области противодействия коррупции.

Говоря об институциональных причинах возникновения коррупции, следует выделить такие факторы как:

- несовершенство кадровой политики государства;

- недостаточная информированность о работе государственных ведомств;

- продвижение по службе недостаточно квалифицированных кадров.

Социально – культурные причины возникновения коррупции включают в себя такие факторы как:

- незаинтересованность граждан в вопросах борьбы с коррупцией;

- недостаточная информированность граждан.

Помимо перечисленных факторов к причинам возникновения коррупции можно отнести социальное неравенство, которое выражается в неравномерном обеспечении социальными благами различных общественных групп. Следствием этого становится социальная напряженность, которая, в свою очередь, вынуждает граждан решать проблемы незаконным путем.

Многие специалисты полагают, что главной причиной высокого уровня коррупции является несовершенство политических институтов, основная задача которых – обеспечение внутренних и внешних механизмов сдерживания. Помимо этого, сильное влияние оказывает ряд таких факторов как:

- непонимание населением существующих законов, что позволяет должностным лицам беспрепятственно производить бюрократические процедуры;

- отсутствие должного контроля над деятельностью органов исполнительной власти;

- двусмысленные законы;

- профессиональная некомпетентность бюрократии;

- политическое покровительство.

Коррупция в России проявляется в разнообразных формах, они постоянно меняются и к ним прибавляются новые. Влияние коррупции настолько высоко, что она наносит серьезный урон рыночной экономике, разрушает демократические институты, порождает политическое и экономическое неравенство, подрывает доверие граждан к правительству, создает серьезную угрозу для экономической безопасности страны. Все это может при вести к утрате властью контроля над жизнедеятельностью государства, а также к полной утрате доверия со стороны граждан.

Коррупция – проблема, требующая комплексного решения. На сегодняшний день, борьба с коррупционной угрозой является одним из приоритетных направлений политики государства. Этот вопрос активно обсуждается, разрабатываются новые стратегии. Вместе с этим, основными условиями эффективной и системной борьбы с коррупцией является подотчетность и подконтрольность органов власти обществу, справедливость правосудия, понятная и действенная нормативно – правовая база, а также непринятие коррупционных действий гражданами.

Экономическая безопасность представляет собой состояние защищенности национальной экономики от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечивается суверенитет страны единство, ее экономического пространства, усилия и для реализации стратегических и национальных приоритетов.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. «О стратегии экономической безопасности на период до 2030 года» к основным вызовам и угрозам экономической безопасности относятся высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере [5].

Криминализация экономики на каждом этапе исторического развития оказывает существенное воздействие на экономическую безопасность страны. Теневые экономические отношения представляют собой прямую угрозу структурным преобразованиям в стране, выходу из экономического кризиса. Экономическая безопасность представляет собой сложную систему, ее сферы проявления представлены ниже в таблице 2:

Таблица 2

Сферы проявления экономической безопасности [5,18]

Экономическая безопасность РФ

Энергетическая

Продовольственная

Транспортная

Технологическая

Финансовая

Оборонно-промышленная

Информационная

Социальная (демографическая ситуация, здравоохранение, образование, культура и пр.)

Промышленная

Интеллектуальная

Сущность коррупции представляет собой совокупность криминальной и теневой экономики, организованных преступных сообществ, коммерческих структур с органами государственной власти. Основными предпосылками возникновения качественного нового типа преступных сообществ являются:

- уровень заработной платы служащих в органах исполнительной власти;

- малая степень ответственности за совершение преступлений в сфере коррупции;

- низкая профессиональная квалификация государственной бюрократии;

- неэффективный институциональный контроль за коррупцией;

- отсутствие прозрачности в системе формальных правил;

- принятие административной коррупции политического руководства страны [16].

На сегодняшний день коррупции наиболее подвержены следующие сферы деятельности:

  1. Правоохранительные органы. Коррупционные деяния осуществляются при возбуждении, прекращении и фальсификации уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование. Отсутствие наказания за совершенное преступление.
  2. Таможенные службы. Подкуп должностного лица с целью осуществления перевозки запрещенных товаров, а также занижение таможенных пошлин;
  3. Медицинские организации. Закупка медикаментов по завышенным ценам, дача заведомо ложных медицинских заключений, а также приоритетное обслуживание определенного круга лиц;
  4. Автоинспекции. Отсутствие наказания для нарушителей правил дорожного движения, фальсификация сведений о нарушениях в пользу заинтересованных лиц, а также незаконное предоставление лицензий;
  5. Судебные органы. Предвзятое рассмотрение обстоятельств дела, принятие решений в пользу третьих лиц;
  6. Налоговые органы. Умышленная проверка с целью остановки производства продукции фирмой – конкурентом, а также взимание налогов не в полном объеме и возвращение НДС.

Для экономической безопасности России коррупция представляет такие угрозы как:

- трудности достижения стратегических задач;

- подрыв доверия граждан к высшим эшелонам власти;

- заметный рост имущественного неравенства, бедность большей части населения;

- рост теневой экономики;                                  

- рост социальной напряженности, которая в свою очередь, становится причиной ослабления национальной экономики и политической стабильности страны;

- резкое ухудшение инвестиционного климата, в результате чего происходит нарушение конкурентных механизмов рынка;

- рост коррупции в образовательной сфере, выражающийся в лишении общества значительной части интеллектуального потенциала;

- падение престижа страны на международном уровне.

На основании отечественного и зарубежного опыта борьбы с теневой экономикой, как одной из главных причин возникновения коррупции, можно выделить следующие основные элементы решения данной проблемы:

  1. Экономическая независимость. Выражается в возможности контроля государства за национальными ресурсами, обеспечение конкурентоспособности продукции.
  2. Стабильность и устойчивость национальной экономики. Создание необходимых условий для предпринимательской активности, а также борьба с криминальными структурами в экономике.
  3. Способность к саморазвитию и прогрессу. Создание благоприятных условий для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального образовательного уровня работников [23].

Опираясь на исследования возникновения коррупции в РФ можно выделить три важные особенности отношения граждан к этому негативному социальному явлению:

  1. Толерантность к коррупции. Эта особенность заключается в отношении к коррупции как к повсеместному и обычному явлению, неискоренимому и не требующему серьезного осуждения.
  2. Финансовые размеры. Особенность заключается в том, что очевидному общественному осуждению подвергаются не сами по себе акты коррупции, а только огромные размеры взяток.
  3. Наличие двойных стандартов. Особенность заключается в понимании обычных граждан и самих коррупционеров относительно оценки своих действий и действий других людей, поэтому оказывается, что собственные взятки можно морально оправдать, но при этом осудить коррупционные действия других, особенно чиновников, облеченных властными полномочиями [7].

Таким образом, на основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что борьба с коррупцией является одним из важнейших направлений государства по защите экономической безопасности. Учитывая все выявленные угрозы, важно принять меры по снижению уровня коррупции. В каждой сфере следует разработать свой комплекс мероприятий. Необходимо реализовать ряд мер и решений по созданию наиболее благоприятных условий развития экономики, что впоследствии станет стимулом для экономических агентов вести свой бизнес открыто. Так, снизив объем теневого сектора можно рассчитывать на рост реального объема ВВП, что благоприятно повлияет на экономическую безопасность страны, приблизив страну к другим развитым государствам.

Проблемы коррупции существовала всегда, в России первое законодательное ограничение коррупционной деятельности ввел Иван III. Затем Иван Грозный ввел смертную казнь за взяточничество, однако данная меры не принесла желаемого результата. Коррупция приняла настолько широкое распространение, что по Указу Петра I  от 25 августа 1713 года и последующими законами была определена в качестве наказания смертная казнь.

Далее, при Николае I были созданы формы коррупционного поведения, в этот перечень вошли: подарки, обещания услуг, использование знакомств, подкуп родственников, всякого рода прельщения.

Своего пика, в дореволюционной России, коррупция достигла при Николае II. В это время широкое распространение получила практика продажи высших должностей в правительстве. Таким образом, на протяжении всего дореволюционного периода взяточничество было одной из основных статей дохода государственных служащих.

После Октябрьской революции ситуация не изменилась, наоборот, появились новые причины возникновения коррупции, такие как:

- упущения в кадровой работе;

- бюрократизм при рассмотрении жалоб граждан;

- нарушения, связанные с государственной, плановой и финансовой дисциплиной;

- отсутствие какой – либо работы по формированию и анализу общественного мнения.

Указанные причины показывают прямую зависимость между слабым пониманием коррупционных явлений и неэффективной политикой, проводимой тогда советским государством. Помимо этого, следует отметить, что в государственном аппарате с коррупцией боролись представители исключительно этого аппарата, из –за чего те, кто боролись, не могли изменить коренные причины ее возникновения. Также коррупция часто выступала средством внедрения рыночных отношений в плановую экономику.

Еще одна попытка по предупреждению коррупционной угрозы была предпринята в июле 1991 году, когда было принято постановление Секретариата ЦК КПСС "О необходимости усиления борьбы с преступностью в сфере экономики", но данное постановление не принесло ожидаемых результатов, так как в нем не упоминалось ни о взяточничестве, ни о коррупции.

Наиболее широкое распространение коррупция получила в период проведения масштабных государственных реформ, что происходит и в настоящее время. В дореволюционной России неоднократно предпринимались меры по выявлению причин и условий возникновения коррупции, а также осуществлялись попытки принятия нормативно – правовых актов, сдерживающих это явления. Однако, данные меры не давали желаемого результата, все они носили односторонний характер, борьба осуществлялась не с причинами, а со следствием, отсутствовал комплексный подход к решению проблемы.

На сегодняшний день, уровень коррупции в России обусловлен намеченными тенденциями и переходным этапом, который сопровождается ростом коррупции. К числу наиболее значимых факторов, помимо несовершенства политики проводимой государством в области предупреждения коррупционной угрозы, стоит выделить:

- переход от административно-распределительной к новой социально-капиталистической экономической системе;

- существенное ослабление контроля за соблюдением принимаемых нормативных актов.

В качестве примера успешной борьбы с коррупционной угрозой можно рассмотреть Азиатскую модель, а именно антикоррупционную политику Сингапура. Как известно, Сингапур - идеальное место для ведения бизнеса. Это обусловлено: превосходной финансовой инфраструктурой, политической стабильностью и правовой системой мирового уровня. Конечно, Сингапур не всегда был таким, на момент обретения независимости в 1965 году, Сингапур представлял собой беднейшую страну, не имевшую собственных ресурсов. Однако, благодаря грамотной политике и жесткому антикоррупционному законодательству, смогли свести коррупцию к минимуму [13].

Первой попыткой борьбы с коррупцией стал Закон по борьбе с коррупцией 1937 года, но данная мера не дала ожидаемых результатов, так как он не затрагивал многие коррупционные преступления. Помимо этого, закон ограничивал в правах правоохранительные органы, что тоже мешало комплексному воздействию в этой борьбе.

В 1952 году англичанами было основано Бюро по расследованию случаев коррупции (БРСК). Бюро должно было выполнять следующие задачи: борьба с коррупцией в средних и нижних эшелонах полиции; среди инспекторов, контролирующих лоточную торговлю, а также контролирующих землеустройство. Однако и эта мера не дала ожидаемых результатов, это связано с рядом накопленных проблем:

- несовершенство антикоррупционного законодательства;

- отсутствие правовой грамотности населения;

- слабо развитое гражданское общество [17].

Коренным образом, ситуация изменилась с приходом к власти Ли Куан Ю. Целевым направление его политики стало совершенствование антикоррупционного законодательства, а также наделение сотрудников БРСК более обширными полномочиями. Так, в 1960 году в  силу вступил Акт о предотвращении коррупции (АПК). АПК дал обширное и понятное определение всем видам коррупции, «коррупционными вознаграждениями» стали считаться:

- деньги и любые другие подарки, займы, награды, собственность, доля собственности, движимой и недвижимой;

- продвижение по службе;

- погашение долга, в рамках какого – либо займа и прочих задолженностей, полностью или частично;

- освобождение от различных действий и дисциплинарных взысканий, либо снисхождение к выполнению любой обязанности.

Помимо этого, АПК расширил полномочия БРСК, а также ужесточил наказание за взятки. В функции БРСК стало входить:

- принятие и расследование жалоб о возможных случаях возникновения коррупции;

- расследование случаев злоупотребления служебным положением;

- исследование процедур работы государственного сектора, для сведения случаев коррупции к минимуму.

БРСК имеет право: 

- задерживать и обыскивать подозреваемых в коррупционных преступлениях без разрешения суда;

- может вести расследование, не только в отношении подозреваемого, но и его родственников и поручителей;

- проверять банковские, долевые и расчетные счета, а также финансовые записи;

- расследовать любые коррупционные правонарушения, возникающие в ходе расследования дела.

С 1 июня 2011 года в БРСК произошли существенные преобразования, появилось три департамента:

  1. Операционный департамент. Включает в себя разведывательное подразделение, задачей которого являлся  сбор и обработка информации необходимой для БРСК.
  2. Департамент корпоративных дел. Включал в себя четыре подразделения: управления персоналом и развития; финансово – административное; планирования, политики и корпоративных отношений.
  3. Следственный департамент. Занимался пресечением преступлений, предусмотренных Актом о предотвращении коррупции (АПК).

Полномочия сотрудников БРСК отражены в:

- ст. 5 АПК, которая дает определение лица, виновного в совершении коррупционного правонарушения. Оно признается виновным когда: получает незаконное вознаграждение или незаконно подкупает; подстрекает к действию или бездействию;

- ст. 6 АПК, где говорится о том, что коррупционное преступление считается совершенным, когда агент незаконно принимает вознаграждение или действует, либо совершает действие или бездействие в интересах другого лица, а также оказывает покровительство;

Лицо, признанное виновным в совершении коррупционного правонарушения, приговаривается к штрафу в размере 100 000 сингапурских долларов или к лишению свободы на срок до 5 лет.

Помимо вышесказанного, стоит обратить внимание на законодательные меры, которые также являются залогом успешной борьбы с коррупцией. В Сингапуре существует программа качественного улучшения условий государственной службы, а также своя система отбора кандидатов на должность государственных служащих. Первые преобразования произошли еще в 1980 году, когда правительство стало работать над качеством бюрократии. Данные мероприятия и населением, и парламентом были восприняты с недоверием, однако Ли Куан Ю публично обосновал ее целесообразность, и вскоре данная программа дала первые результаты [17].

Итак, говоря о Сингапуре, следует выделить следующие факторы, способствующие проведению успешной антикоррупционной политике:

  1. Политическая воля. Пример Правительства Сингапура стал толчком для повышения морального авторитета движения по борьбе с коррупцией.
  2. Законодательные меры. Национальное развитие государства во многом обязано созданию эффективной антикоррупционной законодательной базы. Также, Сингапур активно использует международные методы борьбы с коррупцией.

3. Административные меры. Для снижения случаев вовлечения должностных лиц в коррупционные действия были разработаны следующие меры:

а) замещение второго полицейского офицера постоянными гражданскими следователями;

б) устранение условий возникновения коррупции  как в действующих нормах, так и в организации работы ведомств;

в) выбор наиболее оптимальных административных процедур;

г) систематизация и упрощение для граждан различных бюрократических процедур;

д) акцентирование внимания государственных поставщиков на том, что дача взятки должностному лицу ведет к разрыву контракта;

е) мониторинг уровня зарплат чиновников с целью их поддержания в актуальном соотношении с уровнем зарплат в частном секторе.

4. Создание специализированного института по борьбе с коррупцией. БРСК, а также законодательные меры являются залогом успешной борьбы с коррупцией.

Конечно, невозможно перенести опыт Сингапура на РФ, на это существует ряд причин. Во – первых, это уникальный набор политических экономических исторических ценностей. Во – вторых, сингапурская система не сможет справиться с поставленной задачей в масштабах России.

На сегодняшний день основной преградой на пути борьбы с коррупцией является проблема построения гражданского общества. Тогда, перенимая опыт Сингапура, начнется сведение коррупционной угрозы к минимуму. Развитое гражданское общество изменит отношение граждан к правоохранительным органам, судебному производству, а также отношения к коррупционным преступлениям.

Говоря об эффективной антикоррупционной политике, стоит выделить и Скандинавскую модель. Благодаря принимаемым мерам по борьбе с коррупционной угрозой, Дания, Норвегия и Швеция ежегодно занимают лидирующие позиции в рейтинге Transparency International. Рассматриваемые страны находятся в Европе, их деятельность опирается на собственную нормативно правовую базу, а также на документы, разработанные в соответствующих структурах Совета Европы.

На сегодняшний день, Дания является лидером в Европе по эффективности борьбы с коррупционными явлениями, этому способствует развитие политики «абсолютной нетерпимости», которая заключается в недопущении коррупции в рамках своей компании или в процессе взаимодействия с внешними партнерами. Осуществление данной политики обеспечивает Датское агентство международного развития. Компании, которые работают в рамках данной ассоциации, применяют в своих контрактах «антикоррупционные положения». Нарушение такого положения приведет к расторжению контракта и прекращению дальнейшего сотрудничества [12].

Торговый совет Дании разработал целую стратегию по предупреждению коррупции, целью которой является помощь датским организациям, столкнувшимся с проблемами в коррупционной сфере в процессе глобализации. Услуги, которые предоставляет Торговый совет Дании, направлены на оптимизацию осуществляемых бизнес операций вне Дании, а также для поддержания позитивной международной репутации национальных фирм.

Также в Дании широко распространены национальные кодексы чести чиновников, этические кодексы, специальные контрольнонадзирающие органы, широкая гражданская инициатива, открытость и гласность на уровне правительства королевства, никаких разговоров по типу российских про Павлика Морозова.

Говоря о Норвегии, стоит обратить внимание на меры, принимаемые Министерством юстиции. Министерство занимается разработкой специального законодательства, совместно с Министерством иностранных дел Норвегии и его Директоратом по оказанию помощи развивающимся странам [12].

Помимо этого, большое влияние на антикоррупционную политику Норвегии оказывает Национальная прокурорская служба по расследованию преступлений в экономической и природоохранной сферах. Также большое значение имеет деятельность Финансового надзора, который осуществляет надзорные функции в сфере финансовых услуг, а также следит за заключением финансовых договоров,  в целом стоит положительно отметить социально – экономическую модель развития Норвегии, которая позволяет предотвратить коррупционные явления.

Большое значение в борьбе с коррупцией имеет международная «сеть охотников за коррупционерами», задачами которой являются обмен информацией и опытом представителей силовых, надзорных и судебных органов.

Отличительной особенностью антикоррупционной политики Швеции является отсутствие специализированных государственных программ или аналогичных государственных органов по антикоррупционной политике. Однако, существует перечень этических стандартов госслужащих, разработанный шведским парламентом.

Стоит отдельно отметить особую роль общественного мнения, как одного из методов противодействия коррупции. Общественное мнение позволило свести проявления коррупции к минимуму, результат от использования данного метода превзошел любые законодательные меры.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что политика, проводимая рассмотренными странами, достаточно эффективна. Такой результат достигается за счет правильно сформированной нормативно правовой базы, развития гражданского общества, а также менталитета в целом.

Говоря о коррупции, стоит отметить один из важнейших показателей коррумпирования, а именно об индексе восприятия коррупции. Он представляет собой ежегодный рейтинг государств мира, который показывает оценку уровня восприятия коррупции аналитиками и предпринимателями по десятибалльной шкале. Рассчитывается данный показатель по методике международной неправительственной организации Transparency International. Методика основана на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса.

Таблица 3

Индекс восприятия коррупции [10, 22]

Страна

Баллы

Отклонение

Рейтинг

Отклонение

2018

2019

2018

2019

Дания

88

87

-1

1

1

0

Новая Зеландия

87

87

0

2

2

0

Финляндия

85

86

1

3

3

0

Сингапур

84

85

1

6

4

-2

Швеция

84

85

1

7

5

-2

Швейцария

85

85

0

5

6

1

Норвегия

85

84

-1

4

7

3

Россия

28

28

0

138

137

-1

Сирия

13

13

0

178

178

0

Южный Судан

11

12

1

176

179

3

Сомали

10

9

-1

180

180

0

В 2019 году, было проведено исследование в 180 странах. Странам были выставлены баллы от 0 до 100, где 0 – самый высокий уровень восприятия коррупции, а 100 – самый низкий.

На основании данных Индекса восприятия коррупции 2019 году первое место заняла Дания, набрав 87 баллов. Наихудшие результаты показали Сирия, которая набрала 13 баллов, Южный Судан – 12 баллов и Сомали – 10 баллов.

Индекс восприятия коррупции базируется на оценках экспертов уровня коррупции в государственном секторе различных стран мира. Количество набранных баллов может увеличиваться, в случаях обеспечения широкого доступа к информационным системам и сведениям о правовых нормах, на которые опираются государственные служащие.

На основании данных, полученных в 2019 году, Россия заняла 137 место из 180 возможных, набрав при этом 28 баллов из 100. Отклонение составило -1 по сравнению с предыдущим годом. На сегодняшний день Россия находится в нижней части списка, что представляет серьезную угрозу для экономического роста и инвестиционной привлекательности страны, а также свидетельствует о неуверенности граждан в эффективности антикоррупционной политики, проводимой государством.

По оценкам экспертов, на сегодняшний день Россия входит в число наиболее коррумпированных стран мира. Объем коррупции достигает размеров федерального бюджета. На основе полученных данных, можно сказать, что коррупция носит системный характер и представляет собой основную преграду экономического развития страны.

Коррупция – явление, затрагивающее все сферы жизни общества. Большое значение в оценки уровня коррупции играет общественное мнение. Так, на основании данных, публикуемых Фондом «Общественное мнение» в 2018 году, респондентам был задан ряд вопросов:

  1. «Какая часть должностных лиц в России подвержена коррупции?»:

Рисунок 1 – Часть должностных лиц, подверженных коррупции [10]

 

В процентном соотношении, опрос показал следующее:

- коррупция среди должностных лиц увеличилась (45%);

- коррупция среди должностных лиц уменьшилась (7%);

- не видят изменений (33%);

- затруднились ответить (15%).

  1. «На какие сферы жизни страны коррупция оказывает наибольшее влияние?»: 

Рисунок 2 – Влияние коррупции на различные сферы жизни [10]

 

По результатам опроса, в соответствии с рисунком 2, ответы распределились следующим образом:

- на политическую жизнь (38%),

- на предпринимательскую деятельность (26%);

- на экономику  (22%);

- на нашу жизнь (12%).

3. «Как изменился уровень коррупции за последние годы в РФ?»:

Рисунок 3 – Мнение населения об уровне коррупции за последние годы [10]

В соответствии с рисунком 3, ответы  показали следующее:

- коррупции стало намного больше (52%);

- все осталось на том же уровне (22%);

- затрудняюсь ответить (16%);

- коррупции стало намного меньше (10%).

Еще одной проблемой представляется то, что граждане РФ плохо осведомлены о Национальном плане противодействии коррупции, поэтому не имеют четкого представления о перспективах программного документа. Поэтому на вопрос: «К чему приведет реализация Национального плана противодействия коррупции?» респонденты ответили следующим образом:

Рисунок 4 – Реализация Национального плана противодействия коррупции [10]

Полученные ответы разделили следующим образом:

- приведет к снижению уровня коррупции (35%);

- не приведет к снижению уровня коррупции (44%);

- затруднились ответить (21%).

На основе проведенного исследования можно прийти к выводу о том, что на сегодняшний день меры, принимаемые для предупреждения коррупционной угрозой не достаточно эффективны, а антикоррупционная политика нуждается в значительных преобразованиях.

В своем труде «Лекции по экономике коррупции» М. И. Левин пишет о том, что одной из основных проблем борьбы с коррупцией является невозможность ее точного измерения, это связано с нелокализуемостью индикаторов во времени. То есть, можно получить утвердительный ответ от респондента, однако ситуация когда опрашиваемому приходилось оказываться в коррупционной ситуации могла произойти вчера или же десять лет назад. По мнению М. И. Левина, существует следующие основные индикаторы коррупции:

  1. Охват коррупции. Данный показатель определяется как доля тех, кто хоть раз оказывался в ситуации, единственным способом разрешения которой являлось дача взятки.
  2. Риск коррупции. Данный показатель определяет вероятность попадания в коррупционную ситуацию при контакте с представителями государства. Также существует понимание этого индикатора как - коррупционное давление, оказываемое на граждан или бизнес.
  3. Готовность давать взятки. Данный показатель отражает условную частоту дачи взятки гражданином, оказавшимся в коррупционной ситуации. Также данный индикатор может трактоваться как спрос на коррупцию.

Индикаторы «Риск коррупции» и «Готовность давать взятки» характеризуют поток коррупционных сделок с двух сторон: продавцов коррупционных услуг и потребителей, оба индикатора носят поведенческий характер [14].

Помимо этих индикаторов, М. И. Левин выделяет такие индикаторы как:

  1. Интенсивность коррупции. Для определения данного индикатора у респондента спрашивается, когда в последний раз ему приходилось попадать в коррупционную ситуацию. После чего, вычисляются четыре значения интенсивности по интервалам: год, полгода, месяц, десять дней. В итоге мы получаем среднее число взяток в год на одного взяткодателя.
  2. Средний размер взятки. Данный показатель рассчитывается с  помощью робастного среднего. Рассчитывается это следующим образом: из выборки полученных от респондентов размеров взяток отбрасывается небольшая доля наименьших и наибольших значений, после чего вычисляется обычное среднее оставшихся значений.
  3. Объем рынка коррупции. Данный индикатор вычисляется перемножением: численности взрослого населения; доли, дающих взятки; интенсивности коррупции и среднего размера взятки.

Отдельное внимание М. И. Левин уделяет международным индексам. Среди них он выделяет следующие:

  1. Право голоса и подотчетность. Данный индекс отражает развитость гражданских свобод.
  2. Политическая стабильность и ненасилие. Данный индекс показывает различные аспекты стабильности или нестабильности.
  3. Эффективность управления. Отражает основные характеристики принятия и реализации решений.
  4. Качество регулирования. Данный индекс используется для того, чтобы охарактеризовать необоснованное вторжение государства в несвойственные для него сферы контроля. Также этот индекс используется в отношении коррупции и банковской системы.
  5. Верховенство права. Используется как показатель соответствия принципам и институтам правового государства экономической деятельности и ее государственного регулирования.  
  6. Способность ограничивать коррупцию. Отражает данные основной массы исследований по оценке уровня коррупции в разных странах [14].

Рассмотренные выше показатели коррупции не дают четкого представления о размере коррупции, каждый имеет свои преимущества и недостатки. Четкое представление о коррупции, ее объеме и динамике может дать только совокупность данных показателей.

На данный момент, вопрос борьбы с коррупцией стоит очень остро. В соответствии с оценками международных экспертов Россия входит в число наиболее коррумпированных стран. Самое ужасное, что Коррупция воспринимается как норма для нашей страны, она затрагивает не только элиту, но и обычных граждан. Несомненно, государство принимает все возможные усилия для сведения коррупционной угрозы к минимуму, однако, на сегодняшний день, существующие меры не приносят должного результата.

Основным документом по борьбе с коррупцией является федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273 – ФЗ, в соответствии с которым правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты [5].

Помимо этого, 29.06.2018 года был подписан Указ Президента РФ № 378 “О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы”. План содержит в себе восемь разделов, в каждом из которых подробно описаны направления, по которым должна быть работа по повышению эффективности противодействия коррупции. Поручения, которые закреплены в Указе Президента РФ даны Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации [4].

Действующее законодательство предусматривает возможность создания в органах власти и органах местного самоуправления специализированных органов, основной задачей которых – координирование деятельности по противодействию коррупции в рамках отельных направлений деятельности.

Для осуществления антикоррупционной политики разрабатываются соответствующие правовые акты: указы, распоряжения, приказы и т.п. Большая часть вопросов, касающихся противодействия коррупции регулируется органами актами федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. Органы по организации деятельности в области противодействия коррупции после получения данных о коррупционном правонарушении, передают их в государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в

установленном законом порядке [18].

Помимо этого, субъектами коррупции в РФ являются негосударственные общественные организации. Следует выделить следующие организации:

  1. «Transparency International». Занимается мониторингом уровня коррупции в России и мире, составляет рейтинги, проводит антикоррупционные исследования.
  2. «Индем». Занимается оценкой уровня коррупции средствами социологии, реализацией проектов в сфере изучения коррупции, а также осуществляют мониторинг состояния преступности в указанной сфере, анализируют, обобщают и распространяют положительный опыт борьбы с рассматриваемой проблемой.

Граждане РФ являются субъектами противодействия коррупции, они участвуют в социальном контроле над деятельностью государственных органов и их должностных лиц. К субъектам противодействия коррупции также относятся представительства различных конфессий, частного бизнеса, негосударственные общественные, благотворительные фонды, организации, деятельность которых напрямую не связана с противодействием коррупции, но может в какой – то степени влиять на нее.

Помимо всего перечисленного, большое внимание противодействию коррупции уделяется международными межправительственными организациями. Коррупция существенно снижает эффективность работы многих социально - экономических  программ, снижает уровень жизни населения, как на международном, так и на национальном уровне. Вследствие чего Организация Объединенных наций, Совет Европы, а также иные международные организации осуществляют борьбу с коррупцией на международном уровне [25].

Для того чтобы лучше понять проблему, стоит обратиться к статистике. Основываясь на полученных данных, можно увидеть, что за последние годы количество преступлений, связанных с коррупцией, снизилось в сравнении с показателями, полученными 5 – 7 лет назад, но все равно цифры остаются достаточно внушительными.

Так, в соответствии со ст. 290 УК РФ «Получение взятки» и со ст. 291 УК РФ «Дача взятки», в период с 2010 г. по 2020 г. было зарегистрировано преступлений:

Рисунок 5 – Зарегистрировано преступлений по ст.290 УК РФ [21]

В соответствии с рисунком 5 можно отметить существенный уровень прироста преступлений по статье дача взятки. Показатель прироста в 2019 г. дал максимальный результат за последние 10 лет, что свидетельствует о необходимости коренных преобразований антикоррупционной политики государства.

Рисунок 6 – Зарегистрировано преступлений по ст.291 УК РФ [22]

Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной эффективности принимаемых мер, неразвитости институтов гражданского общества, а также росте теневой экономики.

Для успешной борьбы с коррупцией можно предложить ряд законодательных мер, которые будут способствовать сведению этого явления к минимуму:

- разработать государственную идеологию и концепцию политики, направленную на изменение правосознания граждан, с помощью создания   атмосферы нетерпимости в отношении коррупции;

- передать функцию по осуществлению контроля за деятельность государственных служащих специальным контролирующим органам;

- создать механизм, который обеспечит прозрачность доходов государственных служащих с помощью контроля со стороны специальной независимой службы;

- создать базу данных, содержащую информацию о лицах, привлеченных к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений, с целью недопущения их в будущем в систему государственного управления;

- строго соблюдать сроки наказаний за коррупционные преступления, лишив коррупционера прав на амнистию;

- в нормативных актах более подробно и четко изложить  функции должностных лиц по выполнению возложенных на них служебных полномочий.

Совершенствуя методы борьбы с коррупцией, стоит обратить внимание на широкое распространение информационных технологий. Развитию данного направления способствует программа «Цифровая экономика», задачей которой является внедрение цифровых данных во все сферы социально - экономических отношений. То есть, возможным решением проблемы возникновения коррупционной угрозы может стать использование современных технологий, как на инструментальном, так и на нормативно – правовом уровне [2].

Как правило, коррупционные действия происходят при личном контакте заинтересованных лиц, поэтому если перевести государственные услуги в электронную форму, это позволит минимизировать контакт должностных лиц с гражданами. Использование такой системы позволит:

- снизить издержки в секторе государственного управления;

- обеспечить прозрачную модель взаимодействия между должностными лицами и потребителями государственных услуг.

Создание сайтов аналогичных порталу ГОСУСЛУГ, а также различные приложения массового использования обеспечивается качественный подход к оказанию услуг населению. Преимущество данной меры заключается в исключении возможности получения каким – либо лицом привилегий за счет подкупа должностных лиц. Данная мера позволяет исключить саму схему коррупционной деятельности, а также упростить контроль на всех этапах государственного управления [8].

         Еще одним методом эффективной борьбы с коррупцией может стать использование технологии блокчейн. Блокчейн – реестр данных, копии которого установлены по всему миру. Каждый пользователь может снести в него запись, подтвердив свои действия электронной подписью. Новые данные появляются в реестре только тогда, когда другие участники системы подтверждают корректность записи. Данная система работает таким образом, что после каждой операции все копии реестра синхронизируются в соответствии с обновлениями на каждом компьютере, в результате чего все пользователи могут получить доступ к данным в любой момент. К преимуществам данной системы, которые делают блокчейн эффективным инструментом борьбы с коррупцией, можно отнести:

- прозрачность;

- отсутствие центрального органа;

- защита от фальсификации.

Система блокчейн может быть использована для создания единой базы для государственных служащих, в которой будет фиксироваться информация о незаконной деятельности. Информация не сможет в дальнейшем быть удалена или изменена, так как попытки любой подмены будут видны всем пользователям распределенного реестра. Для достижения наилучшего результата, доступ может быть открыт для всех, кто хочет ознакомиться с этими данными.

Рисунок 7 – Схема работы системы блокчейн [15]

Продолжая мысль об актуальности использования системы блокчейн, стоит обратить внимание на возможность ее использования в системе госзакупок. Если государственный служащий попытается повысить стоимость договора,  распределенный реестр не позволит осуществить данную оперцию после заключения контракта. Система не даст вписать дополнительные наценки, так как пользователи распределенного реестра сразу заметят изменение исходной информации [15].

Использование цифровой экономики как инструмента борьбы с коррупцией позволяет добиться следующих результатов:

- обеспечить прозрачность деятельности должностных лиц через широкое распространение процесса цифровизации в их деятельность;

- упростить документооборот, сократить управленческие расходы, повысить качество управления и обеспечить прозрачность принимаемых решений;

- привлечь внимание населения к вопросу борьбы с коррупцией за счет широкого распространения государственных порталов.

Информатизация всех видов взаимоотношений может способствовать снижению коррупционной деятельности, при этом исключив межличностные отношения. Помимо этого, данная мера сделает систему деятельности аппарата максимально прозрачной и понятной для граждан, а также будет способствовать открытому взаимоотношению, как между самих структур управления, так между структур и граждан РФ. Вследствие чего, процесс информатизации государственного управления способствует сведению коррупции к минимуму, тем самым повышая уровень доверия граждан к аппарату управления. Однако, если говорить о борьбе с коррупцией именно путем цифровизации, стоит обратить внимание на то, что основным шагом является создание плана Федерального значения, где должна быть прописана структура взаимоотношений и систематизация единого портала, прозрачность деятельности которого будет способствовать как повышению уровня доверия к органам управления со стороны граждан, так и контролю со стороны соответствующих ведомств.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что на сегодняшний день для осуществления эффективной антикоррупционной политики, следует обратить внимание автоматизированные информационные технологии, которые не только упростят деятельность государственных органов, но и сделают ее понятной для граждан. 

References

1. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF «Ob utverzhdenii programmy «Cifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federacii» ot 28.07.2017 № 1632-r

2. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 13 maya 2017 g. «O strategii ekonomicheskoy bezopasnosti na period do 2030 goda»

3. Ukaz Prezidenta RF ot 29 iyunya 2018 g. № 378 “O Nacional'nom plane protivodeystviya korrupcii na 2018 - 2020 gody”

4. Federal'nyy zakon "O protivodeystvii korrupcii" ot 25.12.2008 N 273-FZ

5. Ashin A.A, Nekrasova M.A. Ponyatie i suschnost' korrupcii // Uchen. zap.- 2019. - № 1(29). - S. 106-113.

6. Vorob'ev A. V. Ponyatie predmeta vzyatochnichestva na sovremennom etape // Adm. pravo i process. - 2017. - № 1. - S. 83-86.

7. Golubov D.A. Informatizaciya gosudarstvennogo upravleniya, kak metod antikorrupcionnoy deyatel'nosti // Del'ta nauki. - 2016. - № 1. - S. 95-97.

8. Grishin A. D., Danichev N. V. Korrupciya: ponyatie, vidy, priznaki // Evropeyskaya nauchnaya konferenciya. - 2019. - S. 242-245.

9. Dolganova A.N., Bukatina E. G. Prichiny i problemy korrupcii v Rossii // Vektor ekonomiki. - 2019. - S. 1-11.

10. Egorov V. A., Yakovlev N. A. Sovremennyy vzglyad na korrupciyu i metody bor'by s ee proyavleniem // Uspehi sovremennoy nauki. - 2016. - № 7(12). - S. 119-123.

11. Kazakbaev R. H., Kazakbaeva G. M. Opyt antikorrupcionnoy deyatel'nosti v Danii, Finlyandii, Norvegii i Shvecii // Gosudarstvo, grazhdanskoe obschestvo i korrupciya: yuridicheskie i social'nye issledovaniya. - 2020. - S. 7-15.

12. Kupcova A. A., Ryutov D. Yu. Zarubezhnyy opyt protivodeystviya korrupcii // Interaktivnaya nauka. - 2017. - № 22 (12). - S. 100-102.

13. Levin M. I., Levina E. A., Pokatovich E. V. Izmerenie korrupcii // Lekcii po ekonomike korrupcii. - 2011. - S. 250-272.

14. Matveev V.V., Filatova A.A. Analiz zarubezhnoy zakonodatel'noy bazy po bor'be s korrupciey i praktiki ee primeneniya // V sbornike: Gosudarstvo i biznes. Ekosistema cifrovoy ekonomiki. Materialy XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Severo-Zapadnyy institut upravleniya RANHiGS pri Prezidente RF, 2019. - S. 246-249.

15. Moysievskaya A. K. Realizaciya antikorrupcionnoy politiki v usloviyah cifrovizacii ekonomiki i obschestva // Nauchnye zapiski molodyh issledovateley. - 2018. - № 3. - S. 62-68.

16. Nemerov S.E., Kubrikova A.S. Vidy korrupcii v Rossii // Korrupciya v Rossii i za rubezhom. - 2017. - S. 40-42.

17. Pavlyuchenko G.I., Timkov N.A., Matveev V.V. Ocenka effektivnosti sistemy protivodeystviya otmyvaniyu dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma v RF // Nacional'naya bezopasnost' i strategicheskoe planirovanie. - 2020. - № 2 (30). - S. 99-107.

18. Pobegaylo M.G., Savanovich, S.V. Problemy ekonomicheskoy bezopasnosti: global'nye i regional'nye aspekty: monografiya / pod red. A.V. Karpushkinoy. - Chelyabinsk: Izdatel'skiy centr YuUrGU, 2018. - S. 365.

19. Harchieva M. S. Vblizi i vdali ot Rossii // Singapur: istoriya i opyt bor'by s korrupciey. - 2018. - S. 98-102.

20. Abdurazakov M.V. Osnovnye napravleniya osuschestvleniya antikorrupcionnoy politiki v Rossii // Molodoy uchenyy. - 2018. - № 21. - S. 317-319.

21. V Vserossiyskaya nauchno - prakticheskaya konferenciya s mezhdunarodnym uchastiem «Vzglyad molodyh uchenyh na sovremennost'» // [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.ugrasu.ru/science-and-innovations/science/docs/ (data obrascheniya: 14.11.2020). - S. 72-82.

22. Zaregistrirovano prestupleniy po st. 290 UK RF (poluchenie vzyatki) // Portal pravovoy statistiki [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://crimestat.ru/offenses_chart (data obrascheniya: 23.11.2020).

23. Zaregistrirovano prestupleniy po st. 291 UK RF (dacha vzyatki) // Portal pravovoy statistiki [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://crimestat.ru/offenses_chart (data obrascheniya: 23.11.2020).

24. Indeks Vospriyatiya Korrupcii [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii

25. Koshkina I.A., Chibugaeva S.G., Sarvarova R.R. Vliyanie korrupcii na ekonomicheskuyu bezopasnost' // Molodoy uchenyy. - 2017. - № 1. - S. 387-389.

26. Shamsudinov I. U. Problema korrupcii i metody bor'by s ney v sovremennoy Rossii: blizko li reshenie? // Molodoy uchenyy. - 2017. - №15. - S. 370-373.

Login or Create
* Forgot password?