Russian Federation
Saint Petersburg State University of Economics
Russian Federation
Russian Federation
The article is devoted to the study of the shadow economy of Russia in modern conditions. The volume of the world's largest shadow economies is considered. The main factors determining the scale of the shadow economy in Russia are identified, and statistics on informal employment are analyzed.
shadow economy, unemployment, corruption, employment, tax evasion, shadow financial services, digitalization
Актуальность темы теневой экономики в том, что на сегодняшний день нельзя выделить отдельную страну, не столкнувшуюся с таким явлением, как «серая неофициальная» экономика. Существование практически во всех сферах жизни общества теневой стороны порождает необходимость исследования особенностей данного явления, при этом сложность заключается в достоверной количественной оценке теневого сектора экономики.
По исследованию экспертов The Association of Chartered Certified Accountants Россия занимает 4 место из 28 крупнейших теневых экономик мира, объем которой составляет 33,6 трлн рублей или 39% от ВВП (рис.1). Больший объем теневой экономики лишь у Украины (46%), Азербайджана (67%) и Нигерии (48%). Показатель «теневизации» рынка в нашей стране – один из самых высоких во всем мире.
Рисунок 1– Страны с крупнейшим уровнем теневой экономики за 2017 г., % от ВВП
Представленные данные подчеркивают на сколько остро стоит проблема «серой» экономики для современного российского общества. Характерными чертами теневой экономики в России являются: огромная доля коррупции, уклонение от налогов, вывоз капитала за рубеж, двойная бухгалтерия, скрытая безработица.
Центральный Банк (ЦБ) РФ за период с 2018 по 2020 гг. выявил секторы экономики, за счет которых сформировался спрос на теневые финансовые услуги (операции, направленные на «обналичивание» денежных средств либо вывод их за рубеж по фиктивным основаниям в целях ухода от уплаты налогов, легализации доходов, полученных преступным путем, а также в коррупционных целях).
Таблица 1
Секторы экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги [1, 2]
Первое полугодие 2020 г. |
Первое полугодие 2019 г. |
2018 г. |
|||
Сектор экономики |
% |
Сектор экономики |
% |
Сектор экономики |
% |
Строительство |
8 |
Строительство |
32 |
Строительство |
29 |
Торговля |
5 |
Торговля |
27 |
Услуги (кроме логистики) |
22 |
Услуги |
1 |
Услуги |
26 |
Оптово-розничная торговля товарами промышленного назначения |
16 |
Оптово-розничная торговля товарами народного потребления |
16 |
||||
Производство |
5 |
Производство |
4 |
Производство |
12 |
Логистические услуги |
4 |
||||
Прочее |
1 |
Прочее |
1 |
Прочее |
1 |
Лидирующую позицию «серых» услуг на протяжении трех лет занимает строительная отрасль, на которую приходится от 29 до 38% всех сомнительных операций. Второе место в 2018 году заняла сфера услуг (клининговые компании, охрана, реклама) – 22% сомнительных операций, за период 2019 и 2020 года занимает торговля с 27% и 25% (соответственно). Тройку теневиков в 2018 году замыкает торговля товарами промышленного назначения и народного потребления (порядка 16% на каждую сферу), в 2019-2020 гг. данное место занимает сфера услуг. Это объясняется недоверием бизнеса к государству и желанием предпринимателей получать больше прибыли, уклоняясь при этом от уплаты налогов.
Исследование Центра социально-политического мониторинга РАНХиГС (ЦСПМ РАНХиГС) выявил очередной рост теневого сектора после зафиксированного спада в 2016 г. Более 30 млн. человек в 2017 г. хотя бы раз получали заработную плату в конверте или были трудоустроены неофициально. Так доля людей, неофициально занятых на дополнительной работе, выросла на 5% с 30% до 35% (рис.2).
Рисунок 2 – Доля людей, занятых неофициально на дополнительной работе, %
Одной из причин роста теневой экономики являются низкие доходы граждан, что подталкивает теневой рынок создавать больше рабочих мест. Это обусловлено наличием небольшого количества предложений официальных рабочих мест с достойной заработной платой [3]. В 2017 г. доля лиц, занятых неофициально на основной работе, составила 12%, что на 3% больше, чем в 2006 году (рис. 3).
Рисунок 3 – Доля людей, занятых неофициально на основной работе, %
Растет число сотрудников по данным ЦСПМ РАНХиГС, которым не важно, официальная у них работа или нет. Основным движущим фактором для них является то, «чтобы платили деньги», а наказание за неуплату налогов, гарантии социального обеспечения и прочее – вторичны.
В докладе Всемирного банка отмечалось, что российская экономика слабеет из-за потерь бюджета порядка 1-2,3% ВВП из-за теневой занятости.
Развитие 5G сетей усиленными темпами подталкивают экономики мира к цифровизации. В связи с разразившейся в нынешнем году пандемией во всем мире, введением правительствами различных стран ограничительных мер, предупреждающих распространение болезни и объявлением общемирового «локдауна», так называемой самоизоляцией населения государств произошла некая трансформация не только целом в ведении бизнеса, но и в частности направления развития торговли. Повсеместно идет расширение мероприятий по продаже различных товаров через интернет-магазины. Начавшуюся несколько лет назад цифровизацию экономики в сфере торговли, грянувшая в 2020 году пандемия только еще больше подтолкнула к переустройству принципов торговли во всем мире. Безусловно теневизация присутствует и в интернет-торговле тоже.
По данным различных аналитических организаций за период с 2011 по 2019 г. г. размер рынка онлайн-торговли в России вырос в среднем на 28% [4]. В сравнении с другими странами, Россия входит в десятку государств с наибольшим средним показателем онлайн-торговли на одного гражданина, занимая 9 место при показателе 170 долл. на человека. Для сравнения в США данный показатель превышает в 10 раз российский и составляет 1655 долл./человека.
Рисунок 4 – Объем Интернет-торговли на душу населения в 2019 году, долл. [4]
Статистику по торговле через сеть Интернет в России проводит Ассоциация компаний Интернет-торговли (АКИТ). Согласно аналитическому отчету АКИТ за 2019 год объемы электронной торговли в общем количестве торговли в нашей стране в 6 раз меньше, чем в Китае.
Таблица 2
Доля онлайн-торговли в общем обороте розничной торговли в 2019 году, %
Страна |
% |
Китай |
36,6 |
Великобритания |
22,3 |
США |
16,0 |
Россия |
6,1 |
По исследованию АКИТ размер данного показателя за первое полугодие 2020 года составил 10,9% или 1,6 трлн рублей. В США и Китае в коронавирусное полугодие 2020г. этот показатель снизился по сравнению с годом ранее и составил 13,9% и 29,9% соответственно. Для сравнения, по итогам 2018 года объем российского рынка онлайн-торговли был на уровне 1,66 трлн рублей. [5]
Исследовательское агентство Data Insight спрогнозировало, что рынок электронной торговли в нашей стране будет только наращивать свои обороты в ближайшие несколько лет.
Таблица 3
Прогнозы темпов роста Интернет-торговли в России, %
Показатель |
2020 |
2021-2024 |
Покупки во время самоизоляции |
11 |
2 |
Рост онлайн-торговли |
10 |
39 |
Рост частоты покупок |
7 |
17 |
Увеличение числа покупателей |
6 |
16 |
Переход на удаленную работу |
4 |
11 |
Возникшая ситуация с коронавирусом выделила несколько предпосылок для повышения уровня онлайн-покупок, а именно: удаленная работа, приток онлайн-покупателей, увеличение возможного ассортимента товаров (аптеки, мебельные и продуктовые магазины), пересмотр предпринимателями возможностей «раскручивания» бизнеса путем рекламы в интернете, переориентация предпринимателей на онлайн-продажи [6].
Не стоит забывать, что теневая экономика присутствует также и в интернет-бизнесе. Российская реалия теневизации электронной торговли такова: множество нелегальных продавцов, не уплачивающих налоги, через различные социальные сети и даже собственные сайты в сети Интернет предлагают товары и услуги населению по отличающимся ценам, чем у официально зарегистрированных онлайн-ритейлеров. Оплату такие продавцы принимают либо только наличными, либо банковским переводом на карту физического лица. Покупатели идут на подобные условия, ведь им предлагают идентичный товар, по наименьшей цене на рынке. Для того, чтобы принимать меры по устранению этих явлений и разработке стратегии борьбы с теневой торговлей, примем во внимание опыт в таких зарубежных странах как Финляндия и Китай.
Политика первой страны направлена на сниженную стоимость товаров и услуг для людей при оплате своей покупки картой, нежели для покупателей, использующих наличные денежные средства. В Китае популяризирована повсеместная практика использования различных мобильных приложений, будь то приложение какого-либо супермаркета или салона красоты. Если в мире наиболее популярными магазинами с приложениями являются Apple App Store и Google Play, то в поднебесной их порядка трех с половиной сотен. Благодаря повсеместному введению использования мобильных устройств, пользоваться наличными уже с точки зрения китайских граждан унизительно и стыдно.
Стоит отметить, что об изменениях в торговле через интернет задумались и у нас в стране. Депутатами от партии ЛДПР в начале ноября нынешнего года предложен законопроект, который предполагает освободить от уплаты налога на добавленную стоимость российские интернет-ритейлеры. Причинами, объясняющими необходимость внесения данного закона, является то, что иностранные интернет-магазины, не зарегистрированные в российской юрисдикции, не платят НДС, но при этом имеют возможность получать доход от продажи товаров российским покупателям, ущемляя при этом права российских интернет-продавцов на равную конкурентную среду. Безусловно введение данного закона позволит снизить стоимость на товары при покупках через интернет, что будет даже способствовать выходу «из тени» части незарегистрированных в настоящее время официально интернет-продавцов.
Министерство экономического развития РФ для минимизации теневой экономикой готовит проект о создании специального контроля за расходами физических лиц. Объём «серых» заработных плат в нашей стране за 2018 год составил 13 трлн рублей и оценивается как 12,6% ВВП.
Исходя из содержания Стратегии национальной безопасности, одной из угроз в экономической сфере является сохранение значительной доли теневой экономики и коррупции в нашей стане. В то же время, согласно Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года одной из основных задач в экономике страны является борьба с коррупцией, теневой и криминальной экономикой. Таким образом необходимо выделить основные угрозы теневой экономики, которые негативно влияют на экономическую безопасность России.
Авторы проанализировали статистические данные с сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации о состоянии преступности в нашей стране.
Таблица 4
Состояние преступности в России за январь-сентябрь 2013-2019 [составлено авторами на основе данных сайта МВД РФ,7]
Показатель |
2019 |
2018 |
2017 |
2016 |
2015 |
2014 |
2013 |
Преступления экономической направленности, тыс. |
88,3 |
93,0 |
89,8 |
93,2 |
96,7 |
93,6 |
126,2 |
Удельный вес ЭП в общем числе зарегистрированных преступлений, % |
5,8 |
6,2 |
5,8 |
5,6 |
5,5 |
5,7 |
7,6 |
Материальный ущерб от ЭП, млрд руб. |
359,9 |
317,6 |
196,0 |
305,0 |
169,7 |
155,7 |
163,8 |
Преступления террористического характера, ед. |
1382 |
1341 |
1497 |
1794 |
1144 |
774 |
457 |
Исходя из данных, представленных в таблице, можно сделать следующие выводы: несмотря на снижение общего количества экономических преступлений и их удельного веса в общем числе всех зарегистрированных преступлений, в огромных масштабах растет общий материальный ущерб от данного вида преступлений в нашей стране, а также усиливает свое влияние террористическая деятельность, которая по большей части спонсируется криминальной частью теневой экономики. Таким образом, данные проблемы являются угрозами в целом для нашей страны, поступающими от теневой экономики.
Наибольшее количество операций «обналичивания» денежных средств за весь исследуемый период времени происходит через банковские счета физических лиц. На уровне 40% остаются операции «обналичивания» денег через карты юридических лиц.
Таблица 5
Обналичивание денежных средств [составлено авторами на основе данных ЦБ РФ, 1]
Вид операции |
2018 |
2017 |
2016 |
2015 |
||||
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
|
Выдачи со счетов ФЛ и счетов платежных карт |
100 |
57 |
152 |
47 |
368 |
70 |
384 |
64 |
Выдачи на прочие цели и по платежным картам ЮЛ |
67 |
38 |
135 |
41 |
118 |
23 |
156 |
26 |
Выдачи ИП |
7 |
4 |
15 |
5 |
- |
- |
- |
- |
Центральный банк России также представляет информацию об объемах легализации преступных доходов.
Таблица 6
Противодействие отмыванию денег [1]
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Объемы вывода денежных средств за рубеж в банковском секторе, млрд рублей |
816 |
501 |
183 |
77 |
63 |
Объемы обналичивания денежных средств в банковском секторе, в млрд рублей |
681 |
600 |
522 |
326 |
176 |
Как видно из данных таблицы, объем сомнительных операций за последние годы постоянно уменьшается, как по «обналичиванию», так и по выводу денежных средств за рубеж.
Для оценки теневой экономики на региональном уровне был выбран Красноярский край. Данный субъект является одним из ключевых регионов страны среди субъектов РФ по важнейшим макроэкономическим показателям – валовому региональному продукту (ВРП), промышленному производству, объему строительных работ, инвестициям в основной капитал и их вкладу в общие показатели развития страны (табл.7) [8].
Таблица 7
рейтинг социально-экономического положения регионов за 2018-2019 гг. [9]
№ |
Регион |
Место по итогам 2019 года |
Интегральный рейтинг по итогам 2019 года, баллы |
Место по итогам 2018 года |
Интегральный рейтинг по итогам 2018 года, баллы |
1 |
Москва |
1 |
88,98 |
1 |
88,049 |
2 |
Санкт-Петербург |
2 |
85,549 |
2 |
86,141 |
3 |
Ханты-Мансийский автономный округ (Югра) |
3 |
77,763 |
3 |
78,398 |
4 |
Московская область |
4 |
77,595 |
4 |
75,922 |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
9 |
Ленинградская область |
9 |
64,633 |
10 |
63,472 |
10 |
Тюменская область |
10 |
64,386 |
8 |
64,934 |
11 |
Самарская область |
11 |
62,332 |
12 |
61,083 |
12 |
Красноярский край |
12 |
61,554 |
17 |
57,034 |
Значительную часть формальной экономики в крае занимает промышленный комплекс (рис.5). По данным промышленной политики субъекта промышленность формирует половину вклада в ВРП (около 50%, из которых 31,4% приходится на обрабатывающие производства и 21,3% – на добычу полезных ископаемых) и обеспечивает поступление более 70% налоговых платежей в консолидированный бюджет, т.к. ее доля в структуре обрабатывающей промышленности достигает 50% по данным за 2019 год. [7]
Рисунок 5 – Индекс промышленного производства Красноярского края, СФО, РФ за период с 2015 по 2020, в % к соответствующему месяцу предыдущего года [11]
Одним из проявлений теневой составляющей экономики является незаконная вырубка леса. По данным Федерального агентства лесного хозяйства в I полугодии 2020 году Красноярский край занял 2 место по объему незаконной вырубки лесных насаждений и составил 134 420.9 куб.м. [12].
Основным механизмом неофициального вывоза деревьев на экспорт в Китай является поджог лесных массивов, после чего происходит санитарная рубка, которой подвергаются как сгоревшие, так и здоровые деревья [13].
Для выявления уровня теневой экономики Красноярского края примем за основу представленный Росстатом за 2018 г. показатель РФ в 20% от ВВП [14].
В качестве расчета применим макроэкономический метод по показателю занятости (на основе расхождения между фактическим и официально зарегистрированным уровнем занятости).
SUB = Uфакт – Uофиц , (1)
где SUB – уровень теневой экономики,
Uфакт – фактический зарегистрированный уровень занятости,
Uфакт – официально зарегистрированный уровень занятости.
Уровень теневой экономики (2018) = 95,1% – 65,4% = 29,7 %,
где 95,1 % – фактический уровень занятости;
- 65,4 % – официально зарегистрированный уровень занятости [11].
Таким образом, рассчитанный уровень теневой экономики Красноярского края превышает уровень РФ на 9,7%.
Средняя доля теневого сектора за период с 2009 по 2018 в Красноярском крае зафиксирована на уровне 29,2%, что достаточно высоко. (рис.6)
Рисунок 6 – Уровень теневой экономики Красноярского края за период с 2009 по 2018 гг.
Выявленная тенденция уровня теневой экономики свидетельствует о том, что почти каждая третья организации данного субъекта за период с 2009 по 2018 гг. уходит в тень, применяя нелегальные методы получения дохода.
Для того чтобы выявить будущую тенденцию годовых уровней, построим прогноз на 2 года, расширив при этом временной ряд. (рис.7)
Спрогнозированный уровень теневой экономики к концу 2020 года показал, что тенденция роста теневого сектора снизится на 0,5% от уровня 2018 и составит 29,2%.
На данный момент борьба региональных властей ведется недостаточно эффективно, что обусловлено рядом причин:
- предприниматели малого и среднего бизнеса стараются получить больший доход путем уклонения от уплаты налогов и перехода из официальной экономики в теневой сектор;
- провоцирующие рост повышение налоговой ставки;
- бюрократическая волокита.
Рисунок 7 – Уровень теневой экономики Красноярского края за период с 2008 по 2020 гг.
В целях борьбы с теневой экономикой следует применят не только регрессивные меры, но прогрессивные путем создания привлекательных условий для легального бизнеса [15]. Таким образом, какими бы не были меры государства по устранению теневой составляющей экономики, данное явление все равно будет присутствовать. Задача каждой страны и каждого субъекта заключается в том, чтобы попытаться снизить долю нелегального бизнеса. Грамотная разработка мер борьбы с теневым сектором в сочетании со взаимодействием всех структур хозяйственной деятельности позволит минимизировать долю теневой экономики [16, 17].
1. Oficial'nyy sayt Central'nogo banka Rossii. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.cbr.ru/ (data obrascheniya: 05.12.2020).
2. Informacionnoe agentstvo «RosBiznesKonsalting». [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.rbc.ru/finances/19/03/2019/5c90ac5d9a79471cd13173c5 (data obrascheniya: 20.11.2020).
3. Issledovanie: tenevaya ekonomika Rossii vnov' rastet. [Elektronnyy resurs]. / Oficial'nyy sayt BBC. - Rezhim dostupa: https://www.bbc.com/russian/news-41027214 (data obrascheniya: 20.11.2020).
4. CMS Reyting. Chto i kak pokupayut v internete zhiteli Rossii: analitika i statistika za 2020 god. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://cms-rating.ru/chto-i-kak-pokupayut-v-internete/ (data obrascheniya: 03.12.2020).
5. Associaciya kompaniy internet-torgovli. [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https://akit.ru/ (data obrascheniya: 03.12.2020).
6. Pervoe v Rossii issledovatel'skoe agentstvo, specializiruyuscheesya na rynke elektronnoy kommercii. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.datainsight.ru/ (data obrascheniya: 03.12.2020).
7. Oficial'nyy sayt Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federacii [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://mvd.rf/reports/item/14696015/ (data obrascheniya: 06.11.2020)
8. Oficial'nyy sayt Investicionnogo portala Krasnoyarskogo kraya. [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://krskinvest.ru/pages/kraj-v-cifra (data obrascheniya: 29.11.2020).
9. Reyting social'no-ekonomicheskogo polozheniya regionov - 2020. [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https://riarating.ru/infografika/20200602/630170513.html (data obrascheniya: 30.11.2020).
10. Koncepciya promyshlennoy politiki Krasnoyarskogo kraya do 2030 goda. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.krskstate.ru/dat/bin/art_attach/5948_koncepciy.docx (data obrascheniya: 30.11.2020).
11. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://rosstat.gov.ru/enterprise_industrial?print=1 (data obrascheniya: 30.11.2020).
12. Federal'noe agentstvo lesnogo hozyaystva. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://rosleshoz.gov.ru/rates/illegal_felling (data obrascheniya: 01.12.2020).
13. Nazvana samaya korrupcionnaya i kriminalizirovannaya otrasl' Krasnoyarskogo kraya. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://news.rambler.ru/fire/43312649-nazvana-samaya-korruptsionnaya-i-kriminalizirovannaya-otrasl-krasnoyarskogo-kraya/?updated (data obrascheniya: 01.12.2020).
14. Tenevaya ekonomika po dannym Rosstat. Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https://rosinfostat.ru/tenevaya-ekonomika/ (data obrascheniya: 01.12.2020).
15. Issledovanie: tenevaya ekonomika Rossii vnov' rastet. - [Elektronnyy resurs]. / Oficial'nyy sayt BBC. - Rezhim dostupa: http://www.bbc.com/russian/news-41027214 (data obrascheniya: 20.11.2020).
16. Matveev V.V., Peunova V.P. Ocenka urovnya tenevoy ekonomiki v Rossiyskoy Federacii // V sbornike: Gosudarstvo i biznes. Ekosistema cifrovoy ekonomiki: Materialy XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. - SPb.: Severo-Zapadnyy institut upravleniya RANHiGS pri Prezidente RF, 2019. - S. 206-211.
17. Ivanovas V.R., Matveev V.V. Analiz urovnya tenevoy ekonomiki v RF // V sbornike: Gosudarstvo i biznes. Ekosistema cifrovoy ekonomiki: Materialy XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. - SPb.: Severo-Zapadnyy institut upravleniya RANHiGS pri Prezidente RF, 2019. - S. 225-229.