Russian Federation
The paper considers models of formation of territorial public self-government bodies in the cities of Western Siberia in the early 2000s. The features of the functioning of local self-government at the initial stage of improving the institutions of democracy are revealed.
local self-government, region, public administration, public authority, committee, commissions, assembly
Несмотря на внешнее однообразие органов территориального общественного самоуправления (ТОС) в городах Западной Сибири в первой половине 2000-х гг. отмечается их определенная дифференциация в рамках нескольких организационных моделей. Основными причинами их формирования стало разнообразие численности и динамики населения, отдаленность от крупнейших центров социально-экономического развития страны, позиция органов государственной и местной власти по отношению к органам ТОС.
Тем более нужно не забывать о сложившейся в те годы социально-экономической ситуации в стране и регионах, стремительное падение уровня жизни населения, закрытие крупных градообразующих предприятий, «дряхлеющая» инфраструктура городов. Все эти и многие другие проблемы накладывали свой отпечаток на формирование низовых институтов местного самоуправления муниципальных образований.
Поэтому организация территориальных органов местного самоуправления в Западной Сибири проходила под воздействием социально-экономических факторов и приобретала особые черты структурного моделирования.
В качестве основных критериев выделения нескольких моделей организационных структур ТОСов выступили: штатная численность и полномочия органов; реализуемые программы; взаимоотношения с органами публичной власти; количественный и качественный состав населения участков.
По данным критериям определялись несколько моделей, во-первых, формально-организационная модель функционирования органов ТОС, основанная на жестких требованиях законодательства, и практически лишенная уникальности. Отличительным свойством данной модели явилась постоянная связь с органами государственной власти, ограничивающая общественную природу органов ТОС. Подобный опыт преимущественно характерен для города Омска.
Начало процессу организации взаимодействия органов ТОС с органами исполнительной власти Омской области было положено изданием указа Губернатора «О мероприятиях по оказанию содействия развитию ТОС на территории Омской области», в котором предусматривались различные направления поддержки по совместной работе с активами КТОС [1].
Кроме того, при Мэре города Омска в
В отличие от подавляющего большинства городов Западной Сибири влияние органов государственной власти и органов местного самоуправления на развитие ТОС в Омске не ограничивалось принятием законов о территориальном общественном самоуправлении. В этих условиях задача органов местного самоуправления состояла в принятии местных нормативно-правовых актов, которые бы создали адекватное правовое поле для развития территориального общественного самоуправления в городе.
Основным отличительным свойством формально-организационной модели ТОС в городе Омске в первой половине 2000-х гг. стало закрепление схемы сотрудничества органов с населением, что придавало их работе исключительно формализованный характер. В качестве одной из наиболее распространенных выступала организация проведения собраний и конференций по месту жительства.
В наиболее распространенных формах организации ТОС – советах и комитетах микрорайонов городских округов Омска организовывались приемы граждан, в закрепленные сроки и часы. Отмечалась весьма существенная закономерность – подавляющая часть обращений органы ТОС была адресована органам местного самоуправления, что свидетельствовало о низкой правовой грамотности населения.
Одной из причин пассивного отношения городского населения к инициативам органов ТОС явилось использование только одного средства воздействия на общественное сознание – средства массовой информации. При этом, как правило, использовались печатные средства, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. По данному показателю происходит сближение города Омска с Новосибирском, Кемерово и Барнаулом [3, с.38].
Динамика направлений работы органов ТОС города Омска также свидетельствует о сохранении традиционных направлений деятельности и на протяжении первой половины 2000-х гг. К ним относились: благоустройство города, социальная поддержка малообеспеченных слоев населения, организация культурно-досуговых мероприятий, трудоустройство молодежи, решение жилищно-коммунальных проблем.
Близка по форме и содержанию омской, модель органов территориального общественного самоуправления, созданная на протяжении 2000-х гг. в Барнауле. В отличие от Омска в Барнауле практически полностью отсутствовала общественная инициатива при формировании данных органов. Основаниями распространения практики создания первых органов ТОС стало издание Положения о территориальном общественном самоуправлении населения города в
Некоторой особенностью реализации формально-организационной модели в городе Барнауле явилось достаточно широкое использование практики организации работы общественных комиссий при Советах (комитетах) ТОС. Преимущественно – это были следующие комиссии: по социальной защите и поддержке населения; по работе с ветеранами; по работе с детьми и подростками; по работе с домовыми комитетами; по работе с уличными комитетами; земельная; общественная административная [5].
Расширение круга проблемных аспектов деятельности органов ТОС в рамках формально-организационной модели в городе Барнауле привело к увеличению численности советов и комитетов, но не позволило кардинально изменить отношение граждан к данной форме непосредственного волеизъявления населения. По данным социологического опроса, проведенного среди жителей Барнаула в
Органы территориального общественного самоуправления города Кемерово получили дополнительную динамику для своего развития только после принятия положения «О территориальном общественном самоуправлении в городе Кемерово» (постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26.02.2006 № 313). На
Отличительной особенностью формально-организационной модели органов ТОС в городах Западной Сибири является использование механизмов и форм, закрепленных в законодательных актах, ограниченность инициативы со стороны местного сообщества, обращение к органам власти и их должностным лицам как необходимому ресурсу развития территориального общественного самоуправления. Основными причинами преобладания данной модели в Омске, Барнауле, Кемерово стало отсутствие общественной инициативы на этапе организации ТОС, ограниченность опыта деятельности органов общественной самодеятельности на рубеже 1980-х – 1990-х гг.
Вторая, комбинированная модель органов ТОС, предполагала использование, как механизмов общественной самоорганизации, так и законодательную активность органов публичной власти. Данная модель достаточно устойчиво сформировалась в Новосибирске на протяжении 1998 – 2003 гг. Ее основу составляли советы (комитеты) микрорайонов, возрождение которых начинается в 1998 – 1999 гг. Инициатива их создания принадлежала на паритетных началах районным администрациям и общественности в лице общественных организаций.
На протяжении первой половины 2000-х гг. органы территориальное общественное самоуправление охватывают все 10 районов города, чему способствует принятие очередного Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Новосибирске, утвержденного решением городского Совета 19.04.2006 № 230 [8].
Основной задачей советов микрорайонов стало создание условий для налаживания процедуры выборов на собраниях (конференциях) граждан старших по подъездам и домам, а также председателей уличных и домовых комитетов.
Особенностью новосибирской модели организационной структуры ТОС являлась деятельность Консультативного совета по ТОС города Новосибирска, созданного в 2004 году. В его задачу входило реализация комплексной муниципальной политики в области организации деятельности ТОС. Являясь координирующим органом, обеспечивающим взаимодействие органов местного самоуправления с органами ТОС в решении вопросов социально-экономического развития территорий города Новосибирска, совет приобрел черты института, способного стимулировать самостоятельную активность населения и общественных организаций в вопросе создания и функционирования органов ТОС. На заседаниях Совета на протяжении 2004 – 2005 гг. рассматривались ключевые вопросы жизнеобеспечения и социально – экономического развития города.
Наряду с Консультативным советом самостоятельное значение имел специализированный отдел по взаимодействию с органами ТОС, созданный при Мэрии города Новосибирска в
В Томской области процесс развития ТОС отличается непоследовательным, но достаточно противоречивым характером. В Томске к
В городском округе с
Таким образом, организационные структуры органов ТОС крупных городов Западной Сибири в первой половине 2000-х гг. характеризовались некоторым разнообразием моделей, обусловленным значительной численностью и динамикой населения, отдаленностью от важнейших центров социально-экономического развития страны, позицией органов государственной и местной власти по отношению к органам ТОС.
Формально-организационная модель функционирования органов ТОС основывалась на жестких требованиях законодательства, и практически была лишенная уникальности. Отличительным свойством данной модели явилась постоянная связь с органами государственной власти, ограничивающая общественную природу органов ТОС (Омск, Кемерово, Барнаул).
Комбинированная модель органов ТОС была более гибкой и предполагала использование, как механизмов общественной самоорганизации, так и законодательную активность органов публичной власти (Новосибирск, Томск).
После формирования органов территориального общественного самоуправления в городах Западной Сибири вначале 2000-х гг. произошел рост общественной активности населения, наметились позитивные сдвиги в качестве жизни, появились новые формы городской самодеятельности, повысился уровень благоустройства, и возникла современная жилищно-коммунальная инфраструктура.
Во многих сегодняшних переменах активную роль сыграли именно органы территориального общественного самоуправления, которые смогли заинтересовать людей участвовать в позитивных изменениях городской среды и формировании нового облика крупных муниципальных образований Западной Сибири.
1. Ukaz Gubernatora Omskoy oblasti «O meropriyatiyah po okazaniyu sodeystviya razvitiyu TOS na territorii Omskoy oblasti» ot 12 dekabrya 2004 g. // Omskaya pravda. - 2004. - № 24.
2. Postanovlenie Mera g. Omska ot 26 iyulya 2005 g. № 353-p «O sozdanii soveta po territorial'nomu obschestvennomu samoupravleniyu pri Mere goroda Omska» // Omskiy vestnik. - 2005. - № 48.
3. Motivirovanie predstaviteley territorial'nogo obschestvennogo samoupravleniya. Analiticheskaya zapiska po rezul'tatam sociologicheskogo oprosa predsedateley sovetov mikrorayonov g. Novosibirska / N.A. Lokteva. - Novosibirsk: Institut nepravitel'stvennogo sektora, 2003. - S. 38.
4. Polozhenie o territorial'nom obschestvennom samoupravlenii v gorode Barnaule. Utv. Resheniem Barnaul'skoy gorodskoy Dumy № 232 ot 25.11.2005 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.duma-barnaul.ru/documents/232.html (data obrascheniya 25.10.2020).
5. TOS mikrorayona «Solnechnogo» pomogaet i slovom i delom // Vecherniy Barnaul. - 2004. - № 52.
6. Special'nyy doklad «O vozmozhnosti realizacii naseleniem Altayskogo kraya prava na osuschestvlenie mestnogo samoupravleniya» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://protmen.ru/content/bibl/spec/spec3.doc (data obrascheniya 10.07.2020).
7. Territorial'noe obschestvennoe samoupravlenie: opyt raboty. Dekabr' 2008. - Kemerovo. - S. 7.
8. Polozhenie o territorial'nom obschestvennom samoupravlenii v gorode Novosibirske. Utv. resheniem gorodskogo Soveta 19.04.2006 № 230 // Novosibirskie novosti. - 2006. - № 18.
9. Oficial'nyy sayt Upravleniya obschestvennyh svyazey Merii goroda Novosibirska [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://uos.novo-sibirsk.ru/#main (data obrascheniya 16.02.2020).
10. Gosudarstvennyy arhiv Tomskoy oblasti F. R-430. Op. 12. D. 7002. L. 37.