Russian Federation
This paper analyzes the potential threat to the national security of the Rus-sian Federation associated with the use of biological active substances by interna-tional terrorist organizations. The relevance of the work is caused by the fact that at the beginning of the new Millennium, domestic and foreign scientific sources do not stop actively discussing the problems associated with the possible use of biological weapons to commit a terrorist attack. In the course of the research, the author makes an important conclusion that a system that counteracts acts of biological terrorism cannot be an effective mechanism if we do not constantly monitor the strains of dangerous infectious diseases that are circulating on the territory of our country, which are pathogenic biological agents that can be used by terrorists to commit a biological terrorist act. The author also makes a number of conclusions regarding the fact that in the conditions of the 20s. In the twenty-first Millennium, biological terrorism, being a special phenomenon, can not only cause a colossal danger to all living things, but in the case of certain unfavorable conditions for modern society, it can act as a destructive mechanism that provokes global changes in the world, which will eventually lead to changes in the global geo-political balance of forces, reformatting the current social relations and the currently existing parameters and characteristics of social space. The novelty of this work is the analysis of threats to the national security of the Russian Federation, due to the potential use of biological weapons for terrorist purposes. Some other provisions of the work are also new. The practical significance of the scientific article is expressed in the possible use of its results in the activities of law enforcement agencies to counteract acts of bioterrorism.
fight against terrorism, terrorist attack, national security, potential threats, biological weapons, counteraction to bioterrorism, terrorist risks, pathogens, pandemic, biotechnologies, international terrorism, international cooperation prevention measures
Сегодня терроризм обладает международным глобальным характером, превратившись в начале двадцатых годов двадцать первого тысячелетия в универсальный феномен [1, с. 55]. Несмотря на то, что еще в конце прошлого столетия его рассматривали не иначе, как локальное явление. В настоящее время мы можем наблюдать эскалацию терроризма, международных террористических групп и организаций, усложняющих его характер, повышающих изобретательность и жестокость террористических угроз.
Террористическая деятельность в разнообразных своих формах проявления, с каждым годом все больше начинает становиться одной из опаснейших и непредсказуемых общественных политических проблем, с которой человечеству предстоит жить в двадцать первом тысячелетии. Террористические проявления не только продолжают угрожать национальной безопасности большинству мировых держав, но могут повлечь за собой ряд огромных политических, экономических и моральных потерь. А также оказать огромнейшее психологическое давление на население этих государств.
Активное противодействие терроризму, особенно развернувшееся в начале XXI столетия в мировом масштабе, не только обнаруживает и поднимает для нового обсуждения старые проблемные вопросы, связанные с национальной безопасностью многих государств, но и делает возможным обеспечение фундаментального подхода для решения вновь возникающих проблем в сфере борьбы с терроризмом [2, с. 95]. Совершенно очевидно, что противодействие терроризму велось и продолжает осуществляться на протяжении многих десятилетий, однако при этом необходимо отметить, что в условиях нового тысячелетия борьба с терроризмом стала в большей степени представлять из себя принятие не только специальных, но и организационных и технических мероприятий [3, с. 41]. Все больше в специальной литературе, различными специалистами говорится о становлении новой научной дисциплины – террологии. Поскольку все больше начинают актуализироваться проблемы затрагивающие информационные, международно-правовые, геополитические, социально-психологические, морально-политические и другие важные аспекты противодействия терроризму [4, с. 97].
Реальные угрозы совершения биотерроризма обусловлена ростом числа специалистов – биотехнологов и достаточно доступной информацией, которая касается технологии по производству биологических препаратов [5, с. 25].
Проблематика пандемии и различных эпидемий, которые вызваны микроорганизмами противостоять, коим человечеству довольно сложно, в силу низкого либо вовсе отсутствующего исходного иммунитета, активно обсуждается во всем мире после массовой паники, вызванной COVID-19. В этой связи, в средствах массой информации все больше обсуждаются не только проблемы совершенствовании национальных систем здравоохранения, но и вопросы связанные с угрозами благополучия стран, в контексте применения биологического оружия биотеррористами.
Проводя краткий генезис пандемии, Всемирной организацией здравоохранения (далее – ВОЗ) давались характеристики различным пандемия гриппа – так назывной «испанки» вспыхнувшей в 1918 г. и унесшей жизни, по некоторым оценкам от 40-ка, до 50-ти миллионов человек. По причине вспышки «азиатского гриппа» в 1957 г. – погибло свыше 2-х миллионов человек. Из-за «гонконгского гриппа» в 1968 г. было порядка одного миллиона умерших [6]. По оценкам ВОЗ в случае мутации «птичий грипп» способен убить порядка 150 миллионов человек [7].
В настоящее время многие государства обладают мощнейшим научными и производственными возможностями в биотехнологической, микробиологической, генно-инженерной сфере, и в том числе обладают коллекциями всевозможных патогенов и биоагентов. Научные успехи в сферах генетики, вирусологии, биотехнологии могут быть направлены не только для улучшения жизни населения, но и быть использованы в террористических целях для причинения смерти и завершений.
Генная инженерия двойного назначения способна содействовать созданию высокотехнологической методологии для разработки новых видов биологического оружия в том числе при помощи нее возможно создать вирусное, токсинное и генное оружие нового поколения. Причем, в основном большинство производственных мощностей при производстве патогенов и токсинов имеют двойное использование и широко представлены на международном рынке. Поэтому биооружие может быть доступно и для террористических организаций [8, с. 67]. Рассматриваемый в данной научной работе вид оружия массового уничтожения может обладать в высшей степени поражающими эффектами при не довольно скромном финансовом вложении и производственной мощности для его разработки, и в дальнейшем скрытого производства, и применения террористами. Причем в дальнейшем особую опасность могут вызвать не только случаи индивидуального, но и группового биологического терроризма.
Работы в области расшифровки генома человека, положительные достижения в клеточной биологии, а также ряд современных открытий, предстали в качестве широких важностей для разработки современного биооружия. Необходимость совершенствования национальной биологической безопасности, требует исследования воздействия опасных патогенов в целях противодействия их использованию для совершения террористических актов.
Как это не парадоксально, но по мнению большинства исследователей, наилучшую возможность для развития биологического терроризма было бы трудно обеспечить без развивающейся международной экономической интеграции. Однако подготовка террористического акта может происходить в одной стране, а совершаться в другой. Огромные поражающие возможности биологического оружия, способны привести в буквальном смысле к катастрофическим последствиям.
Необходимо отметить, что случаи биотерроризма еще в прошлом столетии стали реальностью. Наиболее нашумевшим фактом применения биологического оружия, стало рассылка в США в 2001 г. почтовых конвертов, зараженных возбудителями сибирской язвы. Информация о возбудителях сибирской язвы рассылаемых при помощи почтовой корреспонденции послужила основанием для беспокойства и тревоги у многих американских граждан [9, p. 5].
Генсек Интерпола Рональд Ноубл отметил, что общество не в достаточной степени неподготовлено к подобной биологической террористической угрозе [10]. Объективная допустимость и вероятность использования биологическими террористами опасных инфекций, является серьезнейшей угрозой в связи с возможностью получения биологических разработок и массовым внедрением технологий генной инженерии. В этой связи изучение проблематики, которая касается противодействию, современной диагностики и лечения возбудителей опасных инфекционных заболеваний, используемых для производства биологического оружия с каждым годом, начинает приобретать особую значимость.
В условиях начала XXI столетия проблематика биологического терроризма начинает признаваться важнейшей из основных угроз национальной безопасности в странах Европейского союза (далее – ЕС), Соединенных Штатов Америки, Канады, а также ряда других стран [11, с. 34]. Одним из главных источников безопасности для человечества представляют микроорганизмы, поскольку они являются самой обширной, разнообразной и меньше всего изученной живой частью мира. Патогенные микробы и бактерии и в том числе ряд продуктов их жизнедеятельности представляют из себя объекты для создания биологического оружия, которые также могут быть использованы при совершении террористических атак и диверсий.
В качестве патогенных биологических агентов в целях совершения террористического акта могут применяться возбудители многих инфекционных заболеваний имеющих вирусную и бактериальную природу [12, с. 12]. В соответствии со способностью возбудителей инфекционных заболеваний передаваться людям и вызова эпидемий, действия средства на основе патогенных биологических агентов бывают контагиозные и неконтагиозные.
Исследователи проблематики биотерроризма отмечают, что благодаря дешевизне и относительной простате использования биоагнетов в качестве массовых поражающих веществ, делает предпочтительным совершение биологического террористического акта. Ими также отмечается, что каждым годом в мире происходит рост числа исследований в биологической сфере, с непонятными целями и задачами [13, с. 45].
Эксперты полагают, что в соответствии с задачами, которые необходимо решить террористическим группам могут использоваться те, либо иные виды возбудителей инфекционных болезней.
Риски, связанные с использованием биологического оружия террористами по мнению ведущих американских политиков очень высоки, и будут только возрастать в дальнейшем. Они в частности уверены в том, что биологические атаки террористов могут привести к более страшным последствиям, нежели применение бом содержащих ядерный материал [14, с. 182]. По этой причине, угрозы, связанные с использованием биологических активных веществ для террористической атаки, стоят на повестках обсуждения безопасности в большинстве ведущих мировых держав.
Как полагает ряд экспертов, в современных условиях тайное использование террористами биологического оружия может применяться для достижения следующих результатов. Во-первых, в целях нанесения крупномасштабных, политических, экономических, военных, либо иных потерь стране, крупным населенным пунктам, промышленности, сельскому хозяйству, вооруженным силам, для того чтобы сорвать решение экономических, военных, либо политических задач страны. Во-вторых, для достижения политических, либо экономических целей террористических организаций, захвата территории, смены руководства, различных систем – экономической, религиозной и др. [15, с. 24].
Многими специалистами, биологический терроризм относится к единственной разновидности преступной деятельности, которую очень сложно расследовать после ее совершения, поскольку причиненный ущерб в следствии биологической террористической атаки будет очень большой [16]. Об этом в частности пишет в своей работе «The Problem of Biological Weapons», которая посвящена проблематике биологического оружия Милтон Лейтенберг – крупнейший специалистов в рассматриваемой проблематике [17, p. 67]. Кроме того, важно отметить о том, что агенты иных видов террористической угрозы апробированы и в отношении них выработаны механизмы противодействия, то в ситуации с борьбой с биологическим терроризмом много проблемных вопросов, поскольку в настоящее время не существует значительного опыта борьбы с данным феноменом, тем более в мировом масштабе.
Нельзя не согласиться с мнением экспертов о том, что противодействовать биологическому терроризму следует применяя совместные усилия всех стран. Все террористы и террористические организации должны в полной мере обладать информацией о том, что использование патогенных биологических агентов неизбежно приведет к вызову цепной реакции эпидемий на территории большинства государств, и соответственно наказание за совершение таких деяний будет неотвратимым [18, с. 65].
По мнению автора настоящего исследования, международное сотрудничество по противодействию угрозам биотерроризма, может содействовать созданию эффективных начал борьбы с разрушительными последствиями биологических террористических атак.
Специальные научные исследования отечественных ученых подтверждают необходимость формирования общенациональных планов противодействия биологическому терроризму, поскольку возможность биологической террористической угрозы становится реально опасной. Современные угрозы, связанные с возможными биотеррористическими атаками, диктуют необходимость более активного обучения населения Российской Федерации основам борьбы с особо опасными инфекциями.
Существующие проблемы в сфере национальной биобезопасности представляют из себя сложную научно-практическую проблему, которая не имеет простого разрешения. Во многом обозначенные сложности обусловлены наличием различных биологических агентов, которые обладают способностью быстрого эволюционирования, вызывая тем самым тяжелые инфекционные заболевания, которые специалисты практической медицины порою не имеют возможности быстро победить при помощи традиционных методов. С каждым годом возрастающее в большинстве экономически развитых государств мира биотехнологическое производство и террористическая активность, в значительной степени увеличивают риски, связанные с биологическими заражениями, распространением новых вирусов с недостаточно изученными высоко патогенными характеристиками и активностью. Полиморфность связанная с индивидуальной прерывистой изменчивостью многих современных биологических агентов, выступающих в качестве потенциального биологического оружия для совершения терактов, их внезапное применение, распространение на огромных территориях в короткие сроки, заражение продуктов питания, воды, сложная идентификация новых патогенов в значительной степени затрудняет выбор механизмов противодействия биотерроризму.
В заключении необходимо отметить, что вопросы сохранения здоровья нации в сложившихся условиях потенциальной опасности активизации биологического терроризма приобретают государственное значение и должны рассматриваться, как основные факторы национальной безопасности страны. Поскольку давно известно, что акты биотерроризма являются сильнейшими механизмами по воздействию на правительства различных стран. В этой связи, одним из важнейших аспектов, связанных с обеспечением национальной безопасности Российской Федерации является совершенствование основ биологической безопасности страны. И в первую очередь обозначенная проблема начинает приобретать актуальность при условии потенциальных террористических угроз. В сложившиеся ситуации становится совершенно очевидным, что создание средств, противодействующих биологическому терроризму, в том числе новейших лечебных и профилактических препаратов, станет важнейшей частью комплексных мероприятий по борьбе с биологическим терроризмом.
1. Kobec P.N. Protivodeystvie terrorizmu v aviacionnoy sfere: po-lozhitel'nyy opyt i problemy // Rossiyskiy sledovatel'. - 2018. - № 9. - S. 53-56.
2. Kobec P.N. Terroristicheskie akty, sovershaemye smertnikami: mezhdunarodnyy opyt bor'by i sovremennye osobennosti protivodeystviya // Nauchnyy portal MVD Rossii. - 2018. - № 4(44). - S. 93-101.
3. Kobec P.N. Sovershenstvovanie antiterroristicheskih mer bezopasnosti na ob'ektah transporta // Nauchnyy portal MVD Rossii. - 2020. - № 1(49). - S. 35-45.
4. Kobec P.N. Opyt i problemy protivodeystviya mezhdunarodnomu terrorizmu na ob'ektah atomnoy energetiki // Nauchnyy portal MVD Ros-sii. 2018. - № 4(44). - S. 93-101.
5. Onischenko G.G., Toporkov A.V., Lipnic¬kiy A.V., Viktorov D.V. Problemy protivo¬deystviya biologicheskomu terrorizmu na so¬vremennom etape // Infekcionnye bolezni. Novosti. Mneniya. Obuchenie. - 2016. - № 1 (14). S. 24-31.
6. Desyat' faktov, kotorye vy dolzhny znat' o pandemicheskom grippe [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.medicusamicus.com/index.php?action=4x1864x1 (data obrascheniya 07.09.2020).
7. "Ptichiy gripp" opasney SPIDa, preduprezhdaet VOZ [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https://www.newsru.com/world/08mar2006/grippd.html (data obrascheniya 07.09.2020).
8. Evstigneev V.I., Ryabihin L.F., Scherbakov G.Ya. Problemy biologicheskoy bezopasnosti i bor'by s bio¬terrorizmom // Diplomaticheskiy ezhegodnik 2003. - M.: Nauchnaya kniga, 2004. - S. 61-71.
9. Martin J. W, Christopher G. W, Eitzen E.M. History of biological weap-ons: from poisoned darts to intentional epidemics // Textbooks of military medi-cine. Medical aspects of biological warfare / Ed. Z.F. Dembek. - Washington, DC: Borden Institute, 2007. - P. 1-20.
10. Bioterroristicheskaya ataka - eto lish' vopros vremeni, predupre-zhdaet Interpol [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https://www.newsru.com/world/22nov2005/bioterror.html (data obrascheniya 07.09.2020).
11. Onischenko G.G. Mery po protivodey¬stviyu biologicheskomu terro-rizmu v Rossiy¬skoy Federacii // Zhurn. mikrobiol. - 2005. - № 4. - S.33-37.
12. Cherkasskiy B.L. Sibirskaya yazva kak biologicheskoe oruzhie. - M.: «InterSEN», 2002. - 40 s.
13. Suranova T.G. Sostoyanie normativnoy pravovoy bazy po klassifikacii biologicheskih ugroz // Medicina katastrof. - 2016. - № 3(9). - S.45-50.
14. Stolyar V.P., Fesenko V.V., Zaharov V.A., Pravilynikova I.V. Issledovaniya po sozdaniyu sistem intellektual'noy podderzhki pri bioteraktah // V sbornike: Sovershenstvovanie grazhdanskoy oborony v Rossiyskoy federacii Materialy V Nauchno-prakticheskoy konferencii, 2008. - S. 182-183.
15. Manchenko K.A., Kobzar' P.E., Savchenko O.A., Razgonov F.I., Ka-menskaya E.V. Obespechenie nacional'noy bezopasnosti pri bioterrorizme // Vesti MANEB v Omskoy oblasti. - 2015. - № 1(6). - S. 23-27.
16. Lion zagovorit o bioterrorizme [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https://www.sb.by/articles/lion-zagovorit-o-bioterrorizme.html (data ob-rascheniya 07.09.2020).
17. Milton Leitenberg, The Problem of Biological Weapons (Stockholm: Swedish National Defense College, 2004), 206 p. ISBN: 91-89683-27-7.
18. Akimkin V.G. Obespechenie sanitarno-epidemiolo¬gicheskogo blagopoluchiya voennosluzhaschih v sovremennyh usloviyah // Gig. i sanit. - 2010. - № 5. - S. 63-66.