CORRUPTION AS A THREAT TO THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyses corruption as a systemic threat to the security not only of the individual and society, but also of the State as a whole. At the current stage of the development of Russian society, the importance of anti-corruption policies in the context of national security is increasing many times as a multilevel system ensuring efficiency, competitiveness, economic independence, stability, sustainable development and progress of domestic society.

Keywords:
corruption, national security, anti-corruption, public administration, anti-corruption policy
Text
Text (PDF): Read Download

В современной России коррупция переросла из проблемы в системную угрозу национальной безопасности страны. Деструктивное влияние на экономический сектор государственной политики препятствует реализации конституционных прав российского гражданина, установлению демократичной рыночной экономики с минимальным вмешательством в неё органов государственной власти. Такие последствия порождают массовое нарушение законодательства и отсутствие стабильности законности и правопорядка, противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Политика в сфере противодействия коррупции, в настоящее время, имеет огромный приоритет по сравнению с другими направлениями государственной деятельности. Президент Российской Федерации Путин В.В. определил противодействие коррупции как основное направление деятельности прокуратуры и других уполномоченных органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [1]. Подобные высказывания главы государства связаны с тем, что, к сожалению, в нашей стране коррупция приобрела исключительно широкий размах, поэтому незамедлительные меры по их предупреждению и пресечению являются настоятельной необходимостью.

Государственная политика Российской Федерации в области противодействия коррупции должна быть направлена на устранение не только последствий, вызываемых коррупционными преступлениями, но и на уничтожение причин, по которым, собственно, чиновники берут взятки и злоупотребляют своими полномочиями на государственной службе. Федеральный Закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепляет эффективные антикоррупционные механизмы, включающие в себя единые административно-правовые меры, направленные на пресечение и предупреждение коррупции.

Перед государством стоит серьезная задача – проведение настойчивой и принципиальной политики борьбы с данным явлением. Актуальность антикоррупционной политики неоспорима и подтверждается, сложившейся в современной России ситуацией, а также высокой научной заинтересованностью данной проблемой. Вопрос о борьбе с коррупцией как социальным недугом систематически поднимается как на официальном уровне, так и в различных слоях российского общества.

За последнее время выросла обсуждаемость таких направлений антикоррупционной политики как: обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности в области государственных и муниципальных закупок; усиление контроля деятельности государственных органов по организации работы с обращениями граждан и юридических лиц; ведение антикоррупционной политики в организациях [2]. Актуальность указанных направлений обуславливается реализацией их на практике, значительностью их результатов, а также степенью распространенности соответствующих коррупционных нарушений.

Современные способы и пути реализация основных направлений антикоррупционной политики России приобрели широкое распространение в обществе. Но они не заполняют ряд пробелов в антикоррупционном законодательстве. Прежде всего, речь идет об отсутствии методик раскрытия преступлений коррупционной направленности и достаточного опыта борьбы. Нерешенные задачи создают основу развития антикоррупционной политики России в будущем. Борьба с коррупцией в органах государственной власти и области государственной службы на сегодня является приоритетным направлением антикоррупционной политики. Внимание общественности привлечено к преступлениям антикоррупционного характера, которые совершают должностные лица при прохождении государственной службы в государственных органах [3].

Как мы видим, направления, указанные выше, акцентируют внимание, в основном, не на ужесточение мер наказания за уже совершенное коррупционное преступление государственными служащими, а на принятие мер по предотвращению данных преступление, пресечение их «на корню» и совершенствование действующих мер, принимаемых в области противодействия коррупции на государственной службе.

Данные направления затрагиваю не только непосредственно государственных служащих Российской Федерации и органы государственной власти, но и СМИ, и граждан, которые несут ощутимые потери от произвола чиновников [4]. Для устранения данных практик, необходимо, что бы граждане Российской Федерации самостоятельно проявляли активную гражданскую позицию в вопросах, касающихся антикоррупционной политики государства, став главным «контролирующим органом» государственной власти, а СМИ необходимо быть полностью независимыми и иметь возможность освещать все факты, касающиеся совершения чиновниками коррупционных правонарушений, при этом самим стать полностью неподкупными.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что органы государственной власти, определяя данные направления делают ставку не только на наказания за преступления, совершенные государственными служащими, но и на изначальное предотвращение и предупреждение коррупционных преступлений в стране. Так же, государство, в выборе тех, кто должен принимать участие в борьбе с коррупцией, не акцентирует внимание, только специально уполномоченных на то органах, а уделяет достаточное внимание и каждому гражданину, гражданским обществам, СМИ, которые должны принимать активное участие в реализации направлений, принятых в Федеральном законе "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273-ФЗ.

Следует помнить, что коррупция на государственной службе явление системное и разработанные механизмы борьбы с ней не могут быть односторонними, они должны объединять воздействие, как со стороны общества, так и финансов, и нормативно-правового регулирования служебной деятельности государственных служащих. Соответственно, меры, которые применяются в антикоррупционной политике, должны воздействовать на данное явление в совокупности.

Все механизмы, действующие на данные момент времени можно разделить на несколько групп, которые отличаются спецификой, а также субъектом воздействия на коррупцию, но, в тоже время, имеют один объект − коррупция на государственной службе.

К основным механизмам противодействия коррупции на государственной службе можно отнести:

  1. Организационно-правовые механизмы противодействия коррупции на государственной службе.
  2. Кадровые механизмы противодействия коррупции на государственной службе;
  3. Общественный контроль, как механизм противодействия коррупции на государственной службе.

Основу организационно-правового механизма борьбы с коррупцией составляет нормативно-правовая база противодействия данному явлению, которая на сегодняшний день в целом обширна и рассматривает коррупцию как с точки зрения этических и моральных норм, так и со стороны международной значимости ее в системе деятельности государств.

Следующая группа механизмов по противодействию коррупции − кадровые механизмы. Несомненно, формирование кадрового состава органов государственной власти − одна из основополагающих составляющих антикоррупционной политики на государственной службе.

От компетентности, степени знания законов, моральности государственного служащего зависит то, насколько успешно будет проходить антикоррупционная политика на государственной службе.

Третья группа антикоррупционных механизмов − общественный контроль − пожалуй, имеет огромный потенциал в сфере борьбы с коррупцией, но, к сожалению, на современном этапе развития действует не так эффективно, как этого хотелось бы, хотя данный механизм может оказывать огромное влияние на положение дел в области борьбы с коррупцией, так как это самая независимая и объективная группа механизмов из всех вышеперечисленных, которая действует исключительно в интересах граждан, то есть направлена на отстаивание своих собственных интересов.

Анализ современной политики противодействия коррупции свидетельствует о наличие ряда недостатков, преодоление которых заключается в следующем:

  1. Важно стремиться к использованию комплексного подхода при планировании перечня антикоррупционных мероприятий с учетом их взаимосвязи с мерами совершенствования государственного управления, повышения эффективности и результативности деятельности гражданских служащих, а также с мерами по внедрению механизмов открытости в деятельности гражданских служащих.
  2. Формируя перечень целевых индикаторов, следует добиться того, чтобы они констатировали о снижении коррупционных рисков, фактов коррупционных проявлений, и в то же время предоставляли возможность получения объективной оценки результатов их достижения со стороны экспертного сообщества и институтов гражданского общества.
  3. В целях повышения эффективности реализации антикоррупционных планов или программ необходимо предусмотреть выделение финансовых средств для обеспечения внедрения таких антикоррупционных мер, которые связаны с необходимостью вовлечения в осуществление антикоррупционной политики экспертного сообщества, институтов гражданского общества, и иных мер, осуществляемых не государственными или региональными, а иными организациями.
  4. Следует разработать и внедрить меры, призванные исключить коррупционные проявления в деятельности не только гражданских служащих, но и членов законодательного органа руководителей и членов избирательных комиссий, мировых судей, а также руководителей государственных и муниципальных учреждений и предприятий, так как, учитывая характер реализуемых ими полномочий, в их деятельности возникают наибольшие коррупционные риски.
  5. Правильно поставленная деятельность кадровой службой на предотвращение коррупционных фактов в различных формах: воспитательная работа с молодым составом, быстрое проведение проверки по фактам коррупционных проявлений и принятие законного решения по ее результатам; широкая огласка результатов проведенной проверки при выявлении коррупционного факта.
  6. В основание мероприятий по противодействию коррупции в органах, обеспечивающих национальную безопасность любого уровня важно заложить компоненты служебного, финансового, морального, общественного воздействия, которые способны значительно изменить в положительную сторону, в первую очередь, мотивацию поведения государственных служащих.

Итак, коррупция на современном этапе развития Российской Федерации является одной из самых опасных угроз национальной безопасности. Рассматриваемое в данной работе явление оказывает резко отрицательное, разрушительное воздействие на эффективность системы государственного управления, уменьшает доверие населения страны и региона к государственным служащим и ко всей системе органов государственной власти.

References

1. Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federacii Federal'nomu Sobraniyu Rossiyskoy Federacii ot 20.02.2019 g. // Rossiyskaya gazeta, 2019, 20 fevralya.

2. Protivodeystvie korrupcii: novye vyzovy: monografiya / S.B. Ivanov, T.Ya. Habrieva, Yu.A. Chihanchin; otv. red. T.Ya. Habrieva. - M.: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossiyskoy Federacii: INFRA-M, 2016.

3. Savateva V.V., Tanskaya V.V. K voprosu o merah protivodeystviya korrupcii // Byulleten' nauki i praktiki. - 2019. - T. 5. - № 12. - S. 348-355.

4. Rossiyskaya korrupciya: uroven', struktura, dinamika: opyt sociologicheskogo analiza / pod red. G.A. Satarova. - M., 2013.

Login or Create
* Forgot password?