Text (PDF):
Read
Download
На современном этапе развития российской экономики государство особое внимание уделяет приоритетам, направленным как на усиление экономической безопасности, так и на укрепление безопасности в целом внутри страны и за ее пределами. Интересы государства сконцентрированы как на обороноспособности страны и сохранении её территориальной целостности, так и на решении вопросов, связанных с устойчивым социально-экономическим развитием, доступностью государственных услуг, инновационной активностью производства, уровнем развития человеческого потенциала, качеством образовательных услуг и медицинского обслуживания, внедрением современных информационных, телекоммуникационных и цифровых технологий. Однако на этапе формирования современного информационного общества подвергаются трансформации не только социальные, культурные и политические системы, но и происходят изменения в области технологии и методологии рационального использования ресурсов на макро, микро и мезо уровнях. Ресурсы представляют собой ценности, блага, реальные и потенциальные средства, резервы, которыми располагает и использует государство для реализации своих управленческих целей и задач [1]. То есть это возможности и активы государства, которые не только сотворены природой, но произведены обществом для удовлетворения государственных и общественных потребностей. Полная, качественная и достоверная информация о государственных активах и источниках их образования позволяет руководству страны принимать своевременные управленческие решения, связанные с перспективой устойчивого экономического развития. Поэтому учет является основой обеспечения экономической безопасности, данные которого позволяют производить анализ и осуществлять контроль за эффективностью и целесообразностью использования государственных ресурсов. С одной стороны, возникает необходимость в осуществлении мониторинга, грамотного планирования, прогнозирования, контроля за активами, а с другой, появляется потребность в предотвращении негативных последствий, которые достигаются путем обдуманных, безошибочных действий и мер, принимаемых руководством страны. Именно ресурсы способствуют удовлетворению духовных и материальных потребностей граждан, являются ведущим фактором эффективного управления. К ресурсам можно отнести: природные ресурсы, такие как земля, вода, воздух, растительный и животный мир и другие; трудовые ресурсы; инвестиционные ресурсы; денежные ресурсы; капитал; духовные ресурсы; интеллектуальный капитал и другие. С одной стороны, они носят ограниченный характер, а с другой, при оптимальном использовании и рациональном взаимодействии могут полностью трансформировать экономику страны. В аспекте поставленной проблемы определим сущность экономической безопасности и рассмотрим роль ресурсов стратегического назначения в её обеспечении. Если под безопасностью понимают состояние защищенности, а также способность к самосохранению и саморазвитию, то под экономической безопасностью понимается самодостаточность и защищенность национальной экономики от внешних и внутренних угроз. Безопасность связана не только с выживанием и развитием в кризисных условиях, но и является инструментом своевременного предупреждения потенциально возможных угроз. Так, внешние угрозы связаны со шпионажем (сбор информации об экономическом потенциале, экономической политике и ресурсах государства), разведкой, манипулированием экономических ситуаций и т.д., а внутренние возникают в процессе принятия решений, которые оказывают свое влияние на конечный результат деятельности государства. Прогнозирование, выявление и предотвращение угроз, наносящих ущерб деятельности государству, неуязвимость и независимость экономических интересов и экономическое развитие, осуществляемое в соответствии с установленными приоритетами, позволяют смотреть вперед на ближайшие, среднесрочные и долгосрочные перспективы, а также эффективно реализовать экономический потенциал государства. Поэтому необходимо сформировать приоритеты, связанные с производством эталонных материальных и духовных ценностей, которые будут способствовать государственному развитию и достойной жизни общества. Жизнедеятельность общества неразрывно связана с безопасностью, со стремлением обеспечения сохранности собственности и способностью защиты имеющихся ресурсов, а укрепление и усиление экономического развития с «системой экономической безопасности страны», которая определяется нами как совокупность защищенных от внутренних и внешних угроз ресурсов, общественных и государственных целей и интересов. Стоит отметить, что экономическая безопасность - это, прежде всего, состояние хозяйствующего субъекта, который наиболее эффективно использует ресурсы и осуществляет устойчивую динамику, в условиях негативного воздействия совокупности факторов внутренних и внешних угроз, добивается поставленных целей [2]. В современной экономике приоритетными целями являются экономический рост, низкая инфляция, полная занятость, рост благосостояния и другие, но главная цель рыночной экономики заключена в извлечении прибыли. Именно поэтому, получение максимально возможных выгод в качестве прибыли и новые для российской экономики принципы рыночной конкуренции, с одной стороны, влияют на экономический рост, а с другой, сказываются на национальной безопасности государства. Прибыль является главной целью деятельности предприятий, благодаря которым создаются и производятся продукты труда, которые не всегда полностью безопасны для конечного потребителя. Ситуация дуалистична, с одной стороны, выпускается продукт труда, а с другой, он не удовлетворяет базовую потребность в обеспечении здоровья человека. Так, в условиях становления информационного общества, проблема нехватки качественного продовольственного обеспечения и малоподвижный образ жизни влияет на рост заболеваний и, как следствие, на раннюю смертность населения. Таким образом, экономическая безопасность связана не только с деятельностью и безопасным результатом творческого труда, но и с бережным отношением к окружающей среде, с культурой и мировоззрением общества. Именно творческая рациональная деятельность, культура и мировоззрение, формирующееся как традициями и историей, так и информацией, с которой «сталкивается» человек, влияют на процессы безопасности, контроль за которой осуществляет государство. Соответственно, удовлетворяя жизненные потребности, необходимо возобновлять используемые природные ресурсы, бережно относиться к ним, укреплять здоровье, осуществлять социально-культурной развитие, ведь с советских времен здоровье и жизнь человека являются наивысшей ценностью, основой национальной безопасности страны. Но так как удовлетворяя одну потребность, растут и другие, то с каждым годом увеличивается спрос на новые виды «конструкций» и комбинаций ресурсов, их взаимозаменяемость и эффективность. Выделим основные стратегические ресурсы: человеческие ресурсы, как созидательная сила, гарантирующая стабильное развитие государства; правовые ресурсы, направленные на совершенствование системы правовых норм и законов, на борьбу с преступностью и коррупцией, защиту конституционных прав граждан; финансовые ресурсы, под которыми понимаются не только денежные и инвестиционные активы, но и государственные резервы; отраслевые ресурсы (промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство, строительство, транспорт, торговля, связь и другие); информационные ресурсы; природные ресурсы; духовные ресурсы; оборонно-технические ресурсы. В соответствии со стратегией национальной безопасности Российской Федерации, к основным стратегическим национальным приоритетам относятся задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований с целью создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства, осуществления устойчивого развития страны [3]. Поэтому законодательно закрепленные стандарты и нормы в области как экономической, так и национальной безопасности должны обеспечить сохранение окружающей среды от негативных воздействий, влияющих не только на здоровье, но и на жизнедеятельность общества. Соответственно, грамотное управление стратегическими ресурсами отражается как на производительности и качестве труда, так и на конкурентоспособности производимой продукции, и в итоге на здоровье общества и его благосостоянии, динамичном и устойчивом экономическом росте. Всесторонний анализ угроз и выявление их источников, к которым можно отнести низкую конкурентоспособность продукции, банкротство или уничтожение предприятий, износ основных средств, нарушение технологии производства, низкие инвестиционные вложения. Эффективные методы и система мер противодействия позволяют защищать жизненно важные интересы государства и реализовать приоритетные направления экономического развития государства. Необходим рациональный путь развития экономики, благоприятные условия, направленные на создание уникальных товаров, конкурентных, безопасных ценностей и благ в материальном и духовном производстве. Так как невозможно без производства собственных безопасных продуктов труда, экологически чистых альтернатив ресурсов, бережных отношений, разумной культуры, здоровье и безопасное существование личности, общества и государства.