Publication text
(PDF):
Read
Download
Стратегическое планирование экономического развития государства является главным средством обеспечения сбалансированного и эффективного функционирования как экономики в целом, так и ее отдельных отраслей. С принятием Федерального закона N 172-ФЗ от 28 июня 2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» значительно повысилось качество стратегического планирования. Принятый закон разрешил многие неясные проблемы и поднял процесс стратегического планирования на новый более высокий уровень. Однако вне поля зрения остались вопросы методологии стратегического планирования. Среди принципов стратегического планирования присутствует принцип ресурсного обеспечения, но нет принципа перераспределения ресурсов. Сегодня, в условиях глобальной нестабильности, экономических санкций, риска и неопределенности, стремления минимизировать издержки при осуществлении стратегических планов, целесообразно применять одновременно несколько методов теории принятия решений [2, с. 48]. При разработке стратегического плана, рассматривающего длительный горизонт, имеет смысл применять методы трех направлений теории принятия решений в условиях конфликтов: классический метод, использующий вероятностную оценку возможности реализации случайных событий, при этом базируются на частотной концепции вероятности; познавательный метод, предусматривающий открытие новых альтернатив и культивирующий состояние спокойствия, допускающей частичное незнание будущего в отличие от его вероятностной оценки; радикально-субъективный метод, использующий неклассические способы формирования ситуаций посредством работы с доступной информацией. Методология стратегического планирования базируется на выполнении следующих этапов: формирование множества и структуры целей стратегического плана; определение множества субъектов, участвующих в разработке и реализации плана; разработка множества решений (заданий, мероприятий) всех участников процесса реализации стратегического плана и его структуры; формирование множества ситуаций (сочетаемых, допустимых стратегий, решений, мероприятий); разработка и реализация принципов выбора (предпочтений) на множестве ситуаций; оценка последствий реализации принципов выбора (предпочтений) для каждого из участников с точки зрения достижения заявленных целей. Главная цель стратегического планирования на сегодняшний день - это экономический рост. Одним из основных официальных показателей экономического роста является показатель валового внутреннего продукта (ВВП). По итогам 2017 г. рост ВВП составил 1,5%, прогноз на 2018 г. - 1,8%. При составлении целевого раздела плана необходимо обратить внимание на сопряженные целевые задачи, без решения которых не может быть достигнута в заданной мере главная цель, должна быть проработана иерархическая структура целей и задач плана. Основой стратегического плана является комплекс взаимоувязанных социально-экономических, производственных, организационно-хозяйственных и других согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления стратегий (решений, заданий, мероприятий), обеспечивающих достижение поставленных целей. Например, если не согласовать социально-экономическую стратегию с производственной, то в результате может не хватить трудовых ресурсов для реализации производственной стратегии. Так, численность трудоспособного населения в России в 2016 г. составляла 83,7 млн чел., в 2017 г. уже 82,8 млн чел. В 2018 г. этот показатель составит 81,9 млн чел., а к 2020 г. понизится до 80,6 млн чел. [1]. Нехватка квалифицированных кадров входит в тройку важнейших проблем, мешающих промышленным предприятиям увеличивать выпуск продукции. Недостаток квалифицированных работников превращается в фактор торможения экономического роста [3, с. 227]. Каждый элемент древовидной структуры множества целей должен сопровождаться комплексом стратегий, обеспечивающих достижение поставленных целей, при этом необходимо ограничиться только множеством сочетаемых (допустимых) стратегий, решений, заданий, мероприятий. Именно такое множество стратегий принято называть множеством ситуаций. Из множества ситуаций необходимо выбрать, следуя определенным принципам и правилам, наиболее предпочтительные (ввести отношение порядка). Что касается вопроса перераспределения ресурсов, то тут уместно будет применить принцип эгалитаризма. Принцип эгалитаризма применим для выбора и перераспределения ресурсов с целью ликвидации диспропорций в развитии социально-экономической сферы за счет подъема наиболее отстающих на момент начала реализации стратегических проектов. Этот принцип выбора, применяемый в течение длительного периода времени, приводит к выравниванию значений показателей, т.е. росту отстающих за счет снижения наиболее развитых, продвинутых, рентабельных, прибыльных доходных отраслей. Каждая стратегия исчисляется в пространстве показателей, выраженных значениями в соответствующих единицах измерения (млн руб., долл. США, млн шт., тыс. тонн и др.). Необходимо произвести операции нормирования для приведения значений к безразмерным (сравнимым) величинам. При этом простейшей процедурой нормирования является сравнение текущих (прогнозируемых) значений с эталонными (например, значениями наивысших мировых достижений). Так, номинально ВВП в 2016 г. составил 1326 млрд долл. США (1 место США - 17947 млрд долл. США). Доля России в общемировом ВВП - 3,28% (1 место Китай - 17,98%). По ВВП на душу населения Россия оказалась на 66 месте - 7742 долл. США (1 место Люксембург - 104359 долл. США). По этим данным видно, каких величин необходимо придерживать в стратегическом плане. Для введения отношения порядка на множестве ситуаций необходимо воспользоваться принципом выбора. Применение различных принципов выбора обеспечивает множество вариантов решений поставленной проблемы. Например, прогноз на 2018-2020 года предусматривал три сценария экономического развития: базовый, сценарий низких цен на нефть и умеренно-оптимистичный [1]. Первый сценарий - базовый, или еще его называли консервативный, он являлся наиболее вероятным для будущего развития экономики страны. По этому сценарию в 2018 г. предсказывалась стабилизация цен на нефть на уровне 51 долл. США за баррель и возможный дальнейший рост в 2019-2020 гг. до 55-57 долл. США за баррель. При этом политика государства в бюджетной сфере должна была основываться на минимизации бюджетного дефицита при цене на нефть в 40 долл. США за баррель, при всем том, что цена на нефть намного превышает этот уровень. Это должно было привести к сокращению расходов федерального бюджета. Рост ВВП в базовом сценарии замедляется. Он прогнозировался на уровне до 1,1% в 2018 г., а в 2019-2020 гг. немного повысится, возможно, до 1,8-2,1%. Это будет возможно, если произойдет активизация спроса на инвестиции и вырастут потребительские расходы населения. Второй сценарий - низких цен на нефть. Он предусматривал более низкие цены на нефть при продолжении политики государства на макроэкономическом уровне на тех же принципах, как в базовом сценарии. Прогнозировалось снижение цены на нефть до 44 долл. США за баррель в 2018 г., а в 2019-2020 гг. по этому сценарию она будет находиться на уровне около 42 долл. США за баррель. При таком сценарии экономический рост экономики в 2018 г. составил бы всего 0,9%, а в 2019-2020 гг. он будет немного выше и увеличится до 1,6-1,9%. Третий сценарий - умеренно-оптимистичный. Он предполагал более активную стимулирующую политику государства, путем модификации бюджетного правила и контроля уровня инфляции. Это позволило бы добиться ускорения роста экономики в 2018-2020 гг. до 2,4-3,3% в год, в первую очередь, за счет эффекта политики доходов, а затем за счет роста инвестиций как государственных, так и частных. При увеличении цен на нефть до 55-57 долл. США за баррель, несмотря на высокий уровень бюджетных расходов и несколько более высокую инфляцию, ожидалось, что макроэкономическая стабильность будет достаточно высокой. Данные прогнозы показывают, что вариант выбора сценария зависит от цен на нефть и соответственно, исходя из выбора сценария, будет реализовываться тот стратегический план, который соответствует тому или иному сценарию развития событий. Эффективность стратегического плана определяется на основе сравнения ожидаемых результатов, с одной стороны, и затрат на их достижение, с другой. Сопоставляются уровни фактических и целевых показателей, отдельных стратегий до начала осуществления плана, в процессе его исполнения и по завершению. Соответствующая информация используется для выработки рекомендаций по совершенствованию управления реализацией стратегического плана. Например, планировалось достичь экономического роста в 2016 г., а в результате ВВП сократился на 0,2%. Это может говорить о том, что стратегическое планирование было не эффективным. Эффективность стратегического планирования можно проанализировать и на примере национальных проектов, которые, по сути, представляют собой не что иное, как стратегические планы социально-экономического развития по отдельным направлениям. Другими словами, это конечный результат стратегического планирования. Установлены приоритеты в соответствии, с которыми будут внесены изменения в государственные программы. Сегодня в России поставлены цели на реализацию двенадцати национальных проектов до 2024 г. Однако если проанализировать результаты исполнения этих проектов, то можно заметить, что не все национальные проекты реализуются в полной мере. Дело в том, что поставлены слишком амбициозные задачи, решение которых вызывает некоторое сомнение. Это вызвано тем, что национальные проекты ориентированы лишь на один сценарий - оптимистичный. Получается, что другие сценарии не предусмотрены. Кроме того, предлагается ускорить финансирование национального проекта по цифровизации экономики. Однако такая постановка задачи противоречит принципам планирования и исполнению плановых мероприятий - финансовые ресурсы должны поступать в строгом в соответствии с принятым стратегическим планом, иначе использование финансовых средств будет не эффективным. Таким образом, стратегический план представляет множество решений, принятых в условиях конфликтов, а реализация стратегических планов экономического развития государства является главным средством обеспечения экономического роста. В современных условиях глобальной нестабильности, экономических санкций, риска и неопределенности для обеспечения экономического роста, необходимо при стратегическом планировании применять одновременно несколько методов теории принятия решений. Наиболее целесообразным видится использование таких методов как: классический, познавательный и радикально-субъективный. При сочетании различных методов принятия решений можно достичь наибольшего качества результатов реализации стратегического планирования. Конечным результатом стратегического планирования экономического развития России должен стать стратегический план, который должен включать в себя как минимум три стратегических сценария.