MIGRATION PROCESSES IN THE MODERN WORLD IN THE CONTEXT OF NATIONAL SECURITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
Based on the analysis of migration processes in the conditions of modern globalization and geopolitical shifts, some provisions of the concept of priority of religious and political motives in migration are revised. The causes of migration processes in the modern world are considered, the main factors of migration that pose challenges and threats to national security are identified.

Keywords:
migration processes, labor migration, state policy, national security, political conflicts
Text
Publication text (PDF): Read Download

Проблема миграции является одной из актуальных проблем мировой цивилизации. Каждое государство в тот или иной мере сталкивается с ней либо в качестве страны-донора, либо страны-реципиента. Социальной движущей силой миграции является борьба личности за собственное самоутверждение в жизни, что гарантируется, защищается и охраняется международным правом. Принципы, обеспечивающие права и свободы мигрантов, определены во Всеобщей декларации прав человека [1], Международном пакте о гражданских и политических правах [2], Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации [3], Нью-Йоркская декларация о беженцах и мигрантах. [4], Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) [5] и др. Факторы, под влиянием которых формируются и которыми обусловлены направления и масштабы миграционных процессов, могут носить комплексный характер, быть взаимозависимы и происходить под воздействием экономических, социальных, демографических, политических, военных, этнических, образовательных, экологических и других процессов. Выделить отдельные компоненты миграционного процесса, без влияния взаимообусловленных факторов не представляется возможным, чем актуализирована тема исследования причин возникновения и закономерностей развития миграционных процессов в современном мире. Несмотря на общие глобализационные тренды и геополитические и региональные проблемы, с которыми сталкивается большинство современных государств, каждое из них стремится выстраивать самостоятельную политику в отношении миграционных процессов, и которая максимально будет отвечать ее национальным интересам. Реализуя право и возможность выбирать для себя место проживания и труда, то есть удовлетворить свои разнообразные потребности материального, профессионально-квалификационного и духовного характера, каждый гражданин принимает решение с учетом как субъективных так и объективных причин. Иногда такое решение принимается в связи с наличием причин (политических конфликтов, военных действий), независящим от человека. Первым и наиболее распространенным аспектом миграционных процессов является трудовая миграция. Эта проблема может быть рассмотрена в двух аспектах. Главной составляющей трудовой миграций в современном мире является переселение вследствие экономических факторов, прежде всего временных перемещений с целью получения больших заработков. В таких миграциях решающую роль играет соотношение качества жизни в странах или регионах происхождения (проживания) и странах (регионах) направления. Этому способствует промышленная революция и связанная с ней цифровизация экономики, развитие транснациональных корпораций, размещения значительной части производств в других странах (регионах), упрощение (отмена) процедур пересечения границ. Другая важная проблема связана с демографическими процессами - стремительным процессом старения населения и отсутствием источников восполнения рабочей силы экономически развитых стран. На мировом рынке труда существует устойчивый спрос на нелегальную рабочую силу как самую дешевую и бесправную. Как правило, определенный сегмент рынка неквалифицированного труда (наиболее дискриминирован, неформальный, теневой) закреплен за мигрантами, в том числе нелегальными. Посредством притока такой рабочей силы заполняется горизонтальная, самая низовая структура на рынке труда. Присоединение к международной миграции населения стран Восточной Европы и СНГ привело к ряду случаев, когда на нелегальную миграцию и нелегальное трудоустройство в другой стране отправляются лица, которые имеют высокий, но не востребованный в своем государстве уровень квалификации. Дестабилизируя национальный рынок труда, нелегальные мигранты наносят финансовый ущерб государству-реципиенту. Массовые нарушения прав мигрантов, неприятие их представителями титульных наций, создают очаги напряженности в местах их концентрации, что негативно влияет на криминогенную обстановку в стране. Проблемы нелегальной миграции содержит такой криминогенный фактор как организация привлечение мигрантов для перемещения контрабандных товаров и торговли людьми, что представляет собой угрозу национальной безопасности. Он предполагает создание организованных преступных сообществ с интернациональными связями, так как требуется создание системы переправки людей, обеспечения охраной, транспортом, подложными документами и используется международными организованными преступными группами как «инструмент» для увеличения масштабов и географии деятельности. Еще одной из причин миграции является избегание из зон различных конфликтов, в стране постоянного проживания. По содержанию конфликты могут иметь территориальный или политический характер. Политические причины вызывают миграции, возникающие в результате изменения политических режимов. Лицо, принадлежащее к оппозиционному лагерю, может быть физически или морально уничтожено. Поэтому политический мигрант может рассчитывать на свое возвращение на родину лишь тогда, когда преобразования, происходящие в государстве, снимут реальные угрозы его физическому существованию и создадут условия для реэмиграции. Международная защита политических мигрантов начинается с обеспечения государствами разрешения на въезд на свою территорию лиц, которые испытывают дискриминационные притеснения или преследования. Еще одной причиной возникновения миграционных процессов являются вооруженные конфликты, которые порождают массовую нелегальную миграцию. Бархатные революции: Грузия - 2003; Украина - 2004; 2014; «Арабская весна» 2011 г., когда в результате массовых беспорядков были свергнуты правящие режимы в Тунисе, Египте, Ливии, Йемене, бомбардировки Югославии, Ливии, Сирии, способствовали массовому появлению беженцев, в том числе в Европу. Убегая от насилия в Ливии, Египте и Тунисе, тысячи жителей этих стран пересекают Средиземное море в поисках безопасного убежища. Протесты в арабском мире имеют негативные последствия как для экономики региона донора, так для региона реципиента. Приют большого количества беженцев потребует дополнительных затрат и как следствие наблюдается проблемы миграционной политики Европейского Союза, несогласие или ее неприятие большинством европейских государств. Что касается форм интеграции переселенцев из других стран в принимающую страну, то в современных условиях все реже встречается ассимиляция [9]. Ассимиляция, как интеграционный процесс подразумевает постепенную адаптацию мигрантов к обычаям, ценностям, жизненным стилям и языку принимающей страны, как добровольно, так и вынужденной - под давлением государственной миграционной политики. Этнополитические конфликты, вызванные формированием крупных иммигрантских общин, культурно чужеродных титульной нации [10] привели к необходимости признания коллективных прав, предоставляемых какой-либо определенной этнической группе, основные из которых: право на использование родного языка, сохранение культурных обычаев и на свободу вероисповедания [11]. Концепция мультикультурализма, предполагающая отход от восприятия мигрантов как временной рабочей силы, привела к появлению новой государственной миграционной политики, в основу которой заложены принципы недопущения любых форм дискриминации по национальному или расовому признакам, принципы сохранения расовой и этнической идентичности. Несмотря на такие законодательно закрепленные принципы в законодательствах многих государств, упрощенные процедуры получения мигрантами гражданства страны пребывания, большинство из них не может и не хочет стать частью общества страны, которую выбрали в качестве нового места проживания [13]. Иммигрантские общины и коренные жители и в повседневной жизни не соприкасаются и ничего не знают друг о друге. Отсутствие коммуникаций даже на бытовом уровне порождает у них взаимный страх. Кроме того, дополнительным фактором в создании напряженности играет участие некоторых иммигрантов в экстремистских группах. Усиливающийся раскол в обществе трудно преодолим. Несмотря на попытки со стороны общин, со стороны политических партий и общественных организаций, наладить диалог между общинами практически не удается. Этому способствуют и массовые беспорядки: погромы, поджоги машин, столкновения иммигрантов с полицией, преступления против местных жителей, зачинщиками которых в ряде городов Англии, Германии, Франции были мигранты. Существует опасность, что критическая масса недовольства может привести к инцидентам, дестабилизирующим гражданское общество. Как указывается в исследовании «точка кипения близка, и котел этнических и конфессиональных противоречий в Европе может взорваться в любую минуту, причем с непредсказуемыми последствиями» [8]. Нестабильность может создать благоприятные условия для формирования террористических группировок, которые используют эмигрантов с целями противоположными целям государственной политики. В последние десятилетия активно стала использоваться древняя как мир концепция «пятой колонны», под которой понимаются политические лидеры или политические группы организованные вокруг религиозной или другой идеи, использующие специальные методы противодействия, целью которых является захват государственной власти или ее существенное ослабление, свержение законного правительства. Что касается России, то наше государство также сталкивается с проблемами, вызванными миграционными процессами. Несмотря на ужесточение борьбы с экстремизмом, расширение политики безвизового въезда или значительного его упрощения, производит к возможности постепенного проникновения радикальных идей. Одним из факторов, способствующих незаконной миграции в России является заключение бывшими республиками Советского Союза, в основном из Средней Азии, соглашений о безвизовом въезде-выезде. Масштаб проблем, с которыми сталкивается Россия можно оценить, принимая во внимание то, что этими государствами в свою очередь принимаются свои законы в отношении миграционных процессов. Так, в Киргизии принят закон о введении безвизового режима для граждан нескольких государств сроком до 60 дней, в соответствие с которым был заключен безвизовый режим Саудовской Аравией, Катаром, Кувейтом. Распространение влияния ислама, идей и целей радикального ислама, ваххабизма, салафизация мусульманской общины значительно упрощает привнесение идеологий исламских фундаменталистских организаций, для которых характерен экстремистский подход, в русское общество посредством трудовых мигрантов - носителей таких идей [7]. Россия остается крупным реципиентом в системе миграционных процессов, являясь центром притяжения для трудовых мигрантов, как из стран СНГ, так и Китая, Республики Корея и КНДР [12]. Это подтверждает то, что окружающей экономической реальностью демонстрирует привлекательные экономические условия: наличие рабочих мест, реальная возможность трудоустройства, благоприятный инвестиционный климат, улучшающаяся экономическая ситуация; развитая социальная инфраструктура, реальная возможность получить профессиональное образование, получить квалифицированную медицинскую помощь, повысить свой социальный статус. Принципы и основные направления деятельности РФ в сфере миграции содержатся в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [6]. На рубеже XX и XXI веков произошла существенная трансформация приоритетов в миграционной политике, коренным образом изменились подходы и методы решения миграционных проблем. Однако, к этому времени заложены лишь базовые основы правового регулирования миграционных процессов, отвечающих требованиям современной социальной практики. Вместе с тем внимание государства к миграционным процессам сегодня является необходимым условием, с одной стороны, укрепления демократии и соблюдения прав человека, интеграции, а с другой стороны - укрепление безопасности страны.
References

1. Vseobschaya deklaraciya prav cheloveka. [Elektronnyy resurs] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (data obrascheniya: 03.03.2019)

2. Mezhdunarodnyy pakt o grazhdanskih i politicheskih pravah. [Elektronnyy resurs] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5531/ (data obrascheniya: 03.03.2019)

3. Mezhdunarodnaya Konvenciya o likvidacii vseh form rasovoy diskriminacii. [Elektronnyy resurs] - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/raceconv.shtml (data obrascheniya: 03.03.2019)

4. N'yu-Yorkskaya deklaraciya o bezhencah i migrantah. [Elektronnyy resurs] - URL: https://undocs.org/ru/A/RES/71/1 (data obrascheniya: 03.03.2019)

5. Konvenciya o zaschite prav cheloveka i osnovnyh svobod. Elektronnyy resurs] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29160/ (data obrascheniya: 03.03.2019)

6. Koncepciya gosudarstvennoy migracionnoy politiki Rossiyskoy Federacii na period do 2025 goda (utv. Prezidentom RF ot 13 iyunya 2012 g.) [Elektronnyy resurs] - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/#ixzz3c1VDTHOl (data obrascheniya: 03.03.2019)

7. Egorov I. Skrytaya ugroza. V Rossii predotvrascheno 16 teraktov. [Elektronnyy resurs] - URL: https://rg.ru/2017/04/11/reg-szfo/v-rossii-predotvrashcheno-16-teraktov.html

8. Mironceva A.V., Makunina I.V. Korrekciya migracionnoy politiki Rossii na osnove evropeyskogo opyta // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. - 2017. - T. 13. - № 9. - S. 1623-1640. https://doi.Org/10.24891/ni.13.9.1623

9. Nizamova L.R. Men'shinstva, assimilyaciya i mul'tikul'turalizm: opyt Rossii i SShA // Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Ser. Gumanitarnye nauki. - 2008. - T. 150. - № 4. - S. 222-233

10. Romanenko S.A. Mezhetnicheskie protivorechiya, regional'noe samosoznanie i politicheskie soyuzy v yuzhnoy chasti sredney Evropy v konce 19 - nachale 20 vekov // Vestnik RGGU. Ser. Politologiya. Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya. Zarubezhnoe regionovedenie. Vostokovedenie. - 2012. - № 7. - S. 39-49

11. Savina P.G., Antonio N.G.A. Mul'tikul'turalizm i migracionnaya politika // Materialy XV nauchnoy konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh «Dialog civilizaciy: Vostok- Zapad». - M.: Izd-vo RUDN, 2015. - S. 386-389

12. Silant'eva V. A. Regulirovanie migracionnyh processov kak osnova nacional'noy bezopasnosti Rossii // Istoricheskaya i social'noobrazovatel'naya mysl'. - 2016. - Tom 8. - № 3. - Chast' 1. - S. 22-27

13. Sudarkina H.V. Kritika i krizis mul'tikul'turalizma (filosofsko-kul'turologicheskie aspekty) // Vestnik Kalmyckogo instituta gumanitarnyh issledovaniy RAN. - 2012. - № 3. - S. 48-51

Login or Create
* Forgot password?