Publication text
(PDF):
Read
Download
Атомная энергетика - современная отрасль топливно-энергетического комплекса России, кото- рая занимает прочные позиции лидера на мировом рынке энергетических ресурсов. Вместе с тем «обе- спечение безопасного функционирования ядерных объектов в рамках развития и совершенствования атомной энергетики, представляется одним из ключевых факторов роста отрасли» [1]. Для реали- зации стратегических задач развития энергетики необходимо своевременное обновление системы подготовки, переподготовки и повышения квали- фикации отраслевых специалистов. Одним из актуальных и востребованных направлений подготовки кадров для отрасли являются специальности, связанные с вопросами безопасности объектов атомной энергетики. Мас- штабы влияния антропогенных факторов на окру- жающую среду, угрозы террористических акций ввиду геополитических интересов, аварии в раз- ных странах убеждают в необходимости особого внимания к проблемам промышленной безопасно- сти, безопасности жизнедеятельности человека и мероприятиям по предотвращению чрезвычайных ситуаций на объектах АЭС. Чернобыльская АЭС, image АЭС «Фукусима-1» в Японии, «Кыштымская ава- рия», авария в Уиндскейле (Англия), авария на АЭС Three Mile Island (США), авария на АЭС «Сен-Ло- ран» (Франция) - неполный список аварий высо- кого уровня заражения. На общемировой характер проблемы безопасности справедливо указывают ученые, подчеркивая, что «каждая страна, заин- тересована в обеспечении радиационной безо- пасности и изолировании отработанного топлива от окружающей среды. По подсчетам МАГАТЭ в мире накоплено порядка 320 тыс. т отработанного ядерного топлива и, несмотря на то, что некоторая часть ОЯТ перерабатывается, происходит его нако- пление» [2]. Контроль промышленной безопасности объек- тов атомной энергетики осуществляет Федераль- ная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). В Правитель- ство РФ представлен проект ФЗ «О промышлен- ной безопасности», которым предусматривается, что «в соответствии с новой структурой регулиро- вания будут изданы нормативные правовые акты, которые полностью актуализируют законодатель- ство в области промышленной безопасности» [3]. Коллегией Ростехнадзора отмечен опыт ФБУ «НТЦ ЯРБ» по организации проведения экспертизы без- опасности (экспертизы обоснования безопасно- сти) объектов использования атомной энергии и видов деятельности в области использования атомной энергии. В Управлении по регулирова- нию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно-опасных объектов проведена боль- шая работа по реализации инновационного про- екта создания плавучего энергоблока «Академик Ломоносов». В рамках управления рисками воз- никновения аварий на опасных производственных объектах, их раннего распознавания и прогнозиро- вания предаварийных ситуаций, превентивных мер для предотвращения аварий, разработана система дистанционного контроля (надзора) промышлен- ной безопасности. Это комплекс программных, аппаратных и технических средств непрерывного получения информации в режиме реального вре- мени о технологических процессах, о функцио- нировании опасных производственных объектов, о состоянии систем противоаварийной защиты, о регистрации аварий и инцидентов. Вопросы безопасной эксплуатации АЭС и контроля радиационной безопасности находятся в сфере постоянного внимания ученых и прак- тиков. В настоящее время, по данным А.А.Пун- тус, в стране эксплуатируется 36 энергетических реакторов. Отношение населения к строительству объектов атомной энергетики и хранилищ отходов ядерного топлива неоднозначно, что обусловлено совокупностью воздействия последствий аварий на окружающую среду и человека, ввиду их ком- плексного и долговременного характера, масшта- бов радиоактивного загрязнения территорий и ухудшения условий проживания населения. Надеж- ность и безопасность эксплуатации АЭС «опира- ется на основные этические ценности, лежащие в основе системы радиационной защиты: прине- сти больше пользы, чем вреда, избежать ненужного риска, установить справедливое распределение рисков, относиться к людям с уважением» [4]. Знание, понимание, осознание важности про- фессиональных компетенций промышленной без- опасности необходимо формировать на научной основе, чтобы избежать необоснованных решений и непродуманных действий на производственных объектах атомной энергетики. Переход на про- фессиональные стандарты повышает требова- ния к образовательному процессу. В подготовке специалистов формирование профессиональных компетенций соотносится с общими трудовыми функциями видов деятельности, что обусловли- вает новый импульс применению компетентност- ного подхода в профессиональном образовании. В целом технологические инновации в развитии атомной энергетики, по мнению специалистов отрасли, «ориентируют на периодический пере- смотр необходимых компетенций, совершенство- вание образовательного процесса, адаптацию его к новым экономическим реалиям» [5]. Професси- ональная безопасность как требование к обучен- ности в формулировках компетенций содержится в программах ФГОС высшего образования и рас- сматривается, как способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для дея- тельности на производственных объектах атомной энергетики. image В соответствии с Образовательными стан- дартами НИЯУ МИФИ для всех направлений и специальностей подготовки инженеров-физиков, image технологов и техников установлены требования к результатам освоения программы в виде универ- сальных, общепрофессиональных и профессио- нальных компетенций выпускников. Компетенция «Безопасности жизнедеятельности» (УК-8) группы универсальных компетенций направлена на разви- тие умений и навыков создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций, включена в структуру всех программ. В тоже время по специальности 14.00.00 «Ядерная энергетика и технологии» утверждены стандарты, которые содержат развернутые требования к формирова- нию компетенций профессиональной безопасно- сти в отрасли. Это 14.05.01 «Ядерные реакторы и материалы», 14.05.03 «Технологии разделения изо- топов и ядерное топливо». В тоже время обновле- ние пакетов образовательных стандартов в области промышленной безопасности не завешено, напри- мер, 14.03.07 «Радиационная безопасность человека и окружающей среды», 14.03.09 «Безопасность и нераспространение ядерных материалов». ФГОС ВО 14.05.02 «Атомные станции: проек- тирование, эксплуатация и инжиниринг (уровень специалитета)», утвержденный приказом Мини- стерства образования и науки Российской Феде- рации от 28 февраля 2018 г. № 154, устанавливает широкий перечень профессиональных компетен- ций безопасности. В рамках освоения программы в соответствии с Образовательным стандартом НИЯУ МИФИ формирование компетенций сопря- жено с готовностью к решению задач разных типов профессиональной деятельности по обеспечению безопасности: - научно-исследовательской; - проектной; - производственно-технологической; организационно-управленческой. Так для специ- ализации «Радиационная безопасность атомных станций» содержание компетенций профессио- нальной безопасности раскрывается следующими положениями готовности исполнения функци- ональных обязанностей специалиста согласно общим трудовым функциям: image способен проводить анализ и оценку степени экологической опасности производственной деятельности человека на стадиях исследо- вания, проектирования, производства и экс- плуатации объектов использования атомной энергии (ПК-8) - проектная деятельность; готов участвовать в проектировании основ- ного оборудования, систем контроля и управления ядерных энергетических уста- новок с учетом экологических требований и безопасной работы (ПК 12) - проектная деятельность; способен анализировать нейтронно- физические, технологические процессы и алгоритмы контроля, управления и защиты ЯЭУ с целью обеспечения их эффективной и безопасной работы (ПК-16) - производ- ственно-технологическая деятельность; способен проводить нейтронно-физические расчеты характеристик активных зон и ядер- ного топлива, а также теплогидравлические расчёты ЯЭУ в стационарных и нестацио- нарных режимах работы (ПК-17) - произ- водственно-технологическая деятельность; способен провести оценку ядерной и ради- ационной безопасности при эксплуатации и выводе из эксплуатации ядерных энергети- ческих установок, а также при обращении с ядерным топливом и радиоактивными отходами (ПК-18) - производственно- технологическая деятельность; готов обеспечивать работоспособность средств автоматизированного управления, защиты и контроля технологических про- цессов (ПК-19) - производственно-техноло- гическая деятельность; готов к контролю соблюдения технологиче- ской дисциплины и обслуживанию техноло- гического оборудования (ПК-22) - организа- ционно-управленческая деятельность. Кадры отрасли - ключевой фактор прорывного научно-технологического и социально-экономиче- ского развития, что предусматривает обогащение арсенала педагогических технологий, направлен- ных на формирования профессиональной готовно- сти специалистов атомной энергетики при переходе на профессиональные стандарты. В целом система профессиональной подготовки кадров для атомной отрасли характеризуется ориентацией на отрасле- вой заказ, разветвленностью образовательных про- грамм и иерархией структуры многоступенчатой подготовки, которая включает этапы: предуниверситарий - ранняя профессио- нальная ориентация молодежи (инженерные image классы, классы с углубленной математиче- ской подготовкой); бакалавриат, магистратура, специалитет - подготовка специалистов с высшим профес- сиональным образованием (ведомственные вузы, прежде всего, НИЯУ «МИФИ»); аспирантура - высшая ступень професси- онального образования в подготовке науч- но-исследовательских кадров для отрасли; колледж - среднее инженерно-техническое образование специалистов; дополнительное профессиональное обра- зование (ведомственные учебные центры, например, ТАР - «Техническая Академия Росатома»); сетевые профессиональные программы (ведомственные образовательные учрежде- ния повышения квалификации сотрудни- ков); программы с использованием дистанцион- ных технологий обучения и повышение ква- лификации по месту работы внутри корпо- рации. Решение задач эффективной профессиональ- ной подготовки специалистов атомной энерге- тики в области промышленной безопасности обеспечивается соответствующей организацией содержания образования и содержания обучения. Содержание образования формулируется в требо- ваниях к уровню подготовленности специалиста, которые в свернутом виде представлены в Обра- зовательном стандарте как требования к результа- там освоения программы. Содержание обучения представлено в виде учебных планов, программ- но-методических комплексов, рабочих программ, учебных и методических пособиях, дидактических материалах. Образование в сфере промышленной безо- пасности объектов атомной энергетики - важный фактор снижения рисков чрезвычайных ситуаций, своевременного предупреждения возникновения аварий и уверенной работы персонала АЭС.