ISSUES OF INDUSTRIAL SAFETY IN PROFESSIONAL TRAINING OF ATOMIC ENERGY SPECIALISTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The relevance of professional training in the areas of industrial safety of nuclear energy facilities, radiation safety of humans and the environment is justified. A competence approach methodology is proposed as the theoretical basis for the development of professional safety competencies in the light of the provisions of professional standards. Identified components of safety competencies of a universal nature and special, associated with the general labor functions of the type of activity. The branched structure of professional training for the industry is shown.

Keywords:
Industrial Safety, nuclear power, universal competencies, special competencies, professional standards, radiation safety competencies
Text
Text (PDF): Read Download

Атомная энергетика - современная отрасль топливно-энергетического комплекса России, кото- рая занимает прочные позиции лидера на мировом рынке энергетических ресурсов. Вместе с тем «обе- спечение безопасного функционирования ядерных объектов в рамках развития и совершенствования атомной энергетики, представляется одним из ключевых факторов роста отрасли» [1]. Для реали- зации стратегических задач развития энергетики необходимо своевременное обновление системы подготовки, переподготовки и повышения квали- фикации отраслевых специалистов. Одним из актуальных и востребованных направлений подготовки кадров для отрасли являются специальности, связанные с вопросами безопасности объектов атомной энергетики. Мас- штабы влияния антропогенных факторов на окру- жающую среду, угрозы террористических акций ввиду геополитических интересов, аварии в раз- ных странах убеждают в необходимости особого внимания к проблемам промышленной безопасно- сти, безопасности жизнедеятельности человека и мероприятиям по предотвращению чрезвычайных ситуаций на объектах АЭС. Чернобыльская АЭС, image АЭС «Фукусима-1» в Японии, «Кыштымская ава- рия», авария в Уиндскейле (Англия), авария на АЭС Three Mile Island (США), авария на АЭС «Сен-Ло- ран» (Франция) - неполный список аварий высо- кого уровня заражения. На общемировой характер проблемы безопасности справедливо указывают ученые, подчеркивая, что «каждая страна, заин- тересована в обеспечении радиационной безо- пасности и изолировании отработанного топлива от окружающей среды. По подсчетам МАГАТЭ в мире накоплено порядка 320 тыс. т отработанного ядерного топлива и, несмотря на то, что некоторая часть ОЯТ перерабатывается, происходит его нако- пление» [2]. Контроль промышленной безопасности объек- тов атомной энергетики осуществляет Федераль- ная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). В Правитель- ство РФ представлен проект ФЗ «О промышлен- ной безопасности», которым предусматривается, что «в соответствии с новой структурой регулиро- вания будут изданы нормативные правовые акты, которые полностью актуализируют законодатель- ство в области промышленной безопасности» [3]. Коллегией Ростехнадзора отмечен опыт ФБУ «НТЦ ЯРБ» по организации проведения экспертизы без- опасности (экспертизы обоснования безопасно- сти) объектов использования атомной энергии и видов деятельности в области использования атомной энергии. В Управлении по регулирова- нию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно-опасных объектов проведена боль- шая работа по реализации инновационного про- екта создания плавучего энергоблока «Академик Ломоносов». В рамках управления рисками воз- никновения аварий на опасных производственных объектах, их раннего распознавания и прогнозиро- вания предаварийных ситуаций, превентивных мер для предотвращения аварий, разработана система дистанционного контроля (надзора) промышлен- ной безопасности. Это комплекс программных, аппаратных и технических средств непрерывного получения информации в режиме реального вре- мени о технологических процессах, о функцио- нировании опасных производственных объектов, о состоянии систем противоаварийной защиты, о регистрации аварий и инцидентов. Вопросы безопасной эксплуатации АЭС и контроля радиационной безопасности находятся в сфере постоянного внимания ученых и прак- тиков. В настоящее время, по данным А.А.Пун- тус, в стране эксплуатируется 36 энергетических реакторов. Отношение населения к строительству объектов атомной энергетики и хранилищ отходов ядерного топлива неоднозначно, что обусловлено совокупностью воздействия последствий аварий на окружающую среду и человека, ввиду их ком- плексного и долговременного характера, масшта- бов радиоактивного загрязнения территорий и ухудшения условий проживания населения. Надеж- ность и безопасность эксплуатации АЭС «опира- ется на основные этические ценности, лежащие в основе системы радиационной защиты: прине- сти больше пользы, чем вреда, избежать ненужного риска, установить справедливое распределение рисков, относиться к людям с уважением» [4]. Знание, понимание, осознание важности про- фессиональных компетенций промышленной без- опасности необходимо формировать на научной основе, чтобы избежать необоснованных решений и непродуманных действий на производственных объектах атомной энергетики. Переход на про- фессиональные стандарты повышает требова- ния к образовательному процессу. В подготовке специалистов формирование профессиональных компетенций соотносится с общими трудовыми функциями видов деятельности, что обусловли- вает новый импульс применению компетентност- ного подхода в профессиональном образовании. В целом технологические инновации в развитии атомной энергетики, по мнению специалистов отрасли, «ориентируют на периодический пере- смотр необходимых компетенций, совершенство- вание образовательного процесса, адаптацию его к новым экономическим реалиям» [5]. Професси- ональная безопасность как требование к обучен- ности в формулировках компетенций содержится в программах ФГОС высшего образования и рас- сматривается, как способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для дея- тельности на производственных объектах атомной энергетики. image В соответствии с Образовательными стан- дартами НИЯУ МИФИ для всех направлений и специальностей подготовки инженеров-физиков, image технологов и техников установлены требования к результатам освоения программы в виде универ- сальных, общепрофессиональных и профессио- нальных компетенций выпускников. Компетенция «Безопасности жизнедеятельности» (УК-8) группы универсальных компетенций направлена на разви- тие умений и навыков создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций, включена в структуру всех программ. В тоже время по специальности 14.00.00 «Ядерная энергетика и технологии» утверждены стандарты, которые содержат развернутые требования к формирова- нию компетенций профессиональной безопасно- сти в отрасли. Это 14.05.01 «Ядерные реакторы и материалы», 14.05.03 «Технологии разделения изо- топов и ядерное топливо». В тоже время обновле- ние пакетов образовательных стандартов в области промышленной безопасности не завешено, напри- мер, 14.03.07 «Радиационная безопасность человека и окружающей среды», 14.03.09 «Безопасность и нераспространение ядерных материалов». ФГОС ВО 14.05.02 «Атомные станции: проек- тирование, эксплуатация и инжиниринг (уровень специалитета)», утвержденный приказом Мини- стерства образования и науки Российской Феде- рации от 28 февраля 2018 г. № 154, устанавливает широкий перечень профессиональных компетен- ций безопасности. В рамках освоения программы в соответствии с Образовательным стандартом НИЯУ МИФИ формирование компетенций сопря- жено с готовностью к решению задач разных типов профессиональной деятельности по обеспечению безопасности: - научно-исследовательской; - проектной; - производственно-технологической; организационно-управленческой. Так для специ- ализации «Радиационная безопасность атомных станций» содержание компетенций профессио- нальной безопасности раскрывается следующими положениями готовности исполнения функци- ональных обязанностей специалиста согласно общим трудовым функциям: image способен проводить анализ и оценку степени экологической опасности производственной деятельности человека на стадиях исследо- вания, проектирования, производства и экс- плуатации объектов использования атомной энергии (ПК-8) - проектная деятельность; готов участвовать в проектировании основ- ного оборудования, систем контроля и управления ядерных энергетических уста- новок с учетом экологических требований и безопасной работы (ПК 12) - проектная деятельность; способен анализировать нейтронно- физические, технологические процессы и алгоритмы контроля, управления и защиты ЯЭУ с целью обеспечения их эффективной и безопасной работы (ПК-16) - производ- ственно-технологическая деятельность; способен проводить нейтронно-физические расчеты характеристик активных зон и ядер- ного топлива, а также теплогидравлические расчёты ЯЭУ в стационарных и нестацио- нарных режимах работы (ПК-17) - произ- водственно-технологическая деятельность; способен провести оценку ядерной и ради- ационной безопасности при эксплуатации и выводе из эксплуатации ядерных энергети- ческих установок, а также при обращении с ядерным топливом и радиоактивными отходами (ПК-18) - производственно- технологическая деятельность; готов обеспечивать работоспособность средств автоматизированного управления, защиты и контроля технологических про- цессов (ПК-19) - производственно-техноло- гическая деятельность; готов к контролю соблюдения технологиче- ской дисциплины и обслуживанию техноло- гического оборудования (ПК-22) - организа- ционно-управленческая деятельность. Кадры отрасли - ключевой фактор прорывного научно-технологического и социально-экономиче- ского развития, что предусматривает обогащение арсенала педагогических технологий, направлен- ных на формирования профессиональной готовно- сти специалистов атомной энергетики при переходе на профессиональные стандарты. В целом система профессиональной подготовки кадров для атомной отрасли характеризуется ориентацией на отрасле- вой заказ, разветвленностью образовательных про- грамм и иерархией структуры многоступенчатой подготовки, которая включает этапы: предуниверситарий - ранняя профессио- нальная ориентация молодежи (инженерные image классы, классы с углубленной математиче- ской подготовкой); бакалавриат, магистратура, специалитет - подготовка специалистов с высшим профес- сиональным образованием (ведомственные вузы, прежде всего, НИЯУ «МИФИ»); аспирантура - высшая ступень професси- онального образования в подготовке науч- но-исследовательских кадров для отрасли; колледж - среднее инженерно-техническое образование специалистов; дополнительное профессиональное обра- зование (ведомственные учебные центры, например, ТАР - «Техническая Академия Росатома»); сетевые профессиональные программы (ведомственные образовательные учрежде- ния повышения квалификации сотрудни- ков); программы с использованием дистанцион- ных технологий обучения и повышение ква- лификации по месту работы внутри корпо- рации. Решение задач эффективной профессиональ- ной подготовки специалистов атомной энерге- тики в области промышленной безопасности обеспечивается соответствующей организацией содержания образования и содержания обучения. Содержание образования формулируется в требо- ваниях к уровню подготовленности специалиста, которые в свернутом виде представлены в Обра- зовательном стандарте как требования к результа- там освоения программы. Содержание обучения представлено в виде учебных планов, программ- но-методических комплексов, рабочих программ, учебных и методических пособиях, дидактических материалах. Образование в сфере промышленной безо- пасности объектов атомной энергетики - важный фактор снижения рисков чрезвычайных ситуаций, своевременного предупреждения возникновения аварий и уверенной работы персонала АЭС.
References

1. Panteley D.S. Osobennosti mezhdunarodnogo sotrudnichestva v oblasti atomnoy energetiki na sovremennom etape// Modernizaciya. Innovacii. Razvitie. - 2017. - T.8. - №3. - S.370.

2. Puntus A.A. Problemy obrascheniya s otrabotannym yadernym toplivom//Saharovskie chteniya 2018 goda: ekologicheskie problemy XXI veka: materialy 18-y mezhdunarodnoy nauchnoy konferencii, 17-18 maya 2018 g./ pod red. d-ra f.-m. n., prof. S. A. Maskevicha, d-ra s.-h. n., prof. S. S. Poznyaka. - Minsk : IVC Minfina, 2018. - Ch. 2. - S.236

3. Zasedanie Kollegii Rostehnadzora 22.11.2019g. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.gosnadzor.ru/news/64/2925/

4. Zhuravkova I.O., Tushin N.N. Sistema eticheskih cennostey, lezhaschaya v osnove radiologicheskoy zaschity // Saharovskie chteniya 2018 goda: ekologicheskie problemy XXI veka: materialy 18-y mezhdunarodnoy nauchnoy konferencii, 17-18 maya 2018 g. / pod red. d-ra f.-m. n., prof. S. A. Maskevicha, d-ra s.-h. n., prof. S. S. Poznyaka. - Minsk: IVC Minfina, 2018. - Ch. 2. - S.209.

5. Putilov A.V., Il'ina N.A. Innovacionnaya ekonomika, innovacionnoe biznes-obrazovanie i innovacionnye kompetencii // Innovacii. - 2016. - № 1. - S.36

6. Federal'nye gosudarstvennye standarty VO. Federal'nyy portal «Rossiyskoe obrazovanie». [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm

Login or Create
* Forgot password?