SERVICES OF MULTIFUNCTIONAL CENTERS IN ORGANIZING MIGRATION ACCOUNTING AND RISKS RELATED TO THIS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers the system of providing public services by applying for migration registration in the system of multifunctional centers for the provision of state and municipal services, describes the algorithm for the provision of these services regulated by regulatory acts of the Russian Federation, identifies the main risks in the field of migration and the risks of transferring this service to multifunctional centers, directions for optimizing the processes of migration accounting and regulation are proposed.

Keywords:
labor migration, migration registration service, risks associated with migration
Text
Publication text (PDF): Read Download

Санкт-Петербург является одним из лидеров по числу принимаемых иностранных граждан среди российских регионов. Прежде всего это обусловлено социально-экономической привле- кательностью, наличием культурного потенциала и толерантностью жителей. В настоящее время в соответствии с федеральным законодательством иностранные граждане прибывают в Российскую Федерацию с использованием визового режима, либо без него, если существуют соответствую- щие договоры между государствами [1; 2]. В то же время, миграционный учет осуществляется в отно- шении всех иностранных граждан, прибывающих на территорию Российской Федерации, независимо от срока и оснований для пребывания. Постановка иностранных граждан на миграционный учет относится к компетенции Главного управления по вопросам миграции ГУ МВД России (МВД). По данным МВД в 2018 г. на миграционный учет в стране было поставлено 17 764,5 тыс. чел. (табл. 1). Для сравнения в 2017 г. на миграционный учет было поставлено 15 710,2 тыс. чел., что на 11,5 % меньше, чем за аналогичный период 2018 г. [18]. Таблица 1 Регионы РФ Численность мигрантов, тыс. чел. Центральный ФО, в том числе: 6 712,0 Москва 3 486,8 Московская область 1 626,0 Численность иностранных граждан в регионах РФ в разрезе Федеральных округов (ФО) с наибольшей численностью мигрантов, 2018 г. [18] image Регионы РФ Численность мигрантов, тыс. чел. Северо-Западный ФО, в том числе: 3 825,0 г. Санкт-Петербург и Ленинградская область 3 300,4 Приволжский ФО 1 623,8 Сибирский ФО 1 563,6 Южный ФО 1 539,4 Уральский ФО 1 142,3 Дальневосточный ФО 1 025,8 Северо-Кавказский ФО 332,6 Сегодня работа с мигрантами является одной из функций Многофункциональных центров пре- доставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). В этой связи важным является рас- смотрение этапов участия МФЦ в предоставлении данной услуги и разработка мероприятий по опти- мизации и совершенствованию бизнес-процессов по ее оказанию, а также оценка и предотвращение рисков и угроз, возможных на различных этапах технологического цикла предоставления услуги. Начало участию МФЦ в предоставлении услуг иностранным гражданам по постановке на мигра- ционный учёт было положено с 01.11.2014 г., после вступления в силу постановления Правительства РФ о «Постановка иностранных граждан и лиц без гражданства на учет по месту пребывания» [5]. Предоставление указанной услуги до этого нахо- дилось сугубо в ведении Федеральной миграцион- ной службы России (ФМС России). В 2014 г. МФЦ в соответствии с соглашением о взаимодействии и административным регламентом предоставления услуги становится одним из участников по приему уведомлений о прибытии иностранного гражда- нина или лица без гражданства в место пребывания наравне с ФМС России и организациями федераль- ной почтовой связи [3]. Следует учитывать, что с момента наделения правом МФЦ участвовать в предоставлении услуги по постановке на миграционный учет происходят значимые изменения в федеральном законодана основании патента (так называемая «трудо- вая миграция»), а также происходит упраздне- ние системы ежегодного квотирования трудовых мигрантов на территории РФ, существовавшая многие годы. Регионы наделяются правом само- стоятельно определять наиболее востребованные специальности для привлечения иностранных работников; организации, которым делегируется право на выдачу патентов в регионе; форму патента и др. вопросы регулирования потока трудовых мигрантов [11]. В рамках работы с мигрантами уточняются и полномочия МФЦ, вносится изменение в название услуги, которое обозначается как: «Осуществле- ние миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (в части приема уведомления о прибытии иностран- ного гражданина или лица без гражданства в место пребывания и проставления отметки о приеме уведомления)» [5]. Дополнительно, с июня 2016 г. упраздняется ФМС России с передачей полномочий в МВД [6]. В результате таких организационных изменений МФЦ становится практически един- ственной структурой, куда уведомления могут быть поданы принимающей стороной на безвозмездной основе. В Санкт-Петербурге, начиная с 2015 г., количество поданных в МФЦ уведомлений посто- янно растёт. Согласно статистическим данным Санкт-Петербургского ГКУ «МФЦ» самый боль- шой прирост обращений происходит с момента упразднения ФМС России, всего с 27.04.2015 г.1 по 30.09.2019 г. в МФЦ было принято 2 845,9 тыс. уведомлений. Суть услуги постановки иностранного граж- данина на миграционный учет состоит в подаче уведомления о его прибытии принимающим юри- дическим или физическим лицом. В уведомлении о прибытии указывается срок, в течение кото- рого иностранный гражданин может легально находиться на территории РФ. Кроме этого, основанием для пребывания иностранного граж- данина в стране является патент или разрешение на работу. Срок нахождения иностранного гражтельстве, регулирующим ее особенности. Из наиболее существенных изменений следует отразить следующие: с 2015 г. иностранные граждане, въе- хавшие на территорию РФ с целью работы, имеют право осуществлять трудовую деятельность только image 1 Дата начала предоставления услуги в структурных подразделениях СПб ГКУ «МФЦ» на основании соглашения о взаимодействии с ФМС России. Реестр соглашений о взаимодействии с органами государственной власти, о р га н и за ц и я м и , у ч ас т ву ю щ и м и в п р е д о с та в л е н ии государственных услуг. URL: https://gu.spb.ru/mfc/about/. image данина, прибывшего на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, ограничен 90 днями или сроком действия патента на работу. Патент выдается на 1 год, а срок его действия зависит от срока, на который иностранным гражданином произведен авансо- вый налоговый платеж (минимум - один месяц). Учитывая, что зачастую патенты оплачиваются иностранными гражданами на минимальный срок и далее продлеваются, принимающая сторона еже- месячно подает уведомление о прибытии в МФЦ. Цена патента на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2019 г. c учетом регио- нального коэффициента-дефлятора составляет 3,8 тыс. руб. [16] (или 45,6 тыс. руб. в год). Допол- нительно следует учитывать стоимость оформ- ления самого патента [8]. Также для получения патента иностранному гражданину требуется пройти медицинское освидетельствование, офор- мить полис добровольного медицинского страхо- вания, сдать экзамен по русскому языку, экзамен по истории России и основам законодательства РФ, пройти процедуру дактилоскопирования и сделать фотографии. В среднем цена всех этих услуг составляет более 25 тыс. руб. для одного гражданина. При этом посреднические услуги могут достигать 45 тыс. руб. и более. В резуль- тате суммарная цена всех услуг для иностран- ного гражданина становится чрезмерно высокой. С учетом того, что достаточно велики риски отсутствия постоянной работы во время действия патента, присутствует риск заболеваний с учетом изменения климатических условий, особенности труда и проживания (например, на стройке) и др., то формируется устойчивое стремление у многих трудовых мигрантов нелегального пребывания на территории России и ухода в теневой сегмент экономики. По оценкам СМИ за 2018 г. в бюджет Санкт-Петербурга поступило около 7,3 млрд руб. от выдачи пантов на работу иностранным граж- данам, но при этом в городской бюджет могло бы поступать до 15 млрд руб. ежегодно, если бы все мигранты регулярно получали патенты и опла- чивали их [14]. Данные оценки являются весьма условными, тем не менее, сумма поступлений могла бы быть гораздо больше при должном регу- лировании миграционных процессов на федераль- ном уровне. В марте 2019 г. в Правила осуществления миграционного учета внесены изменения, в соот- ветствии с которыми расширен перечень случаев, в которых можно обратиться в МФЦ для полу- чения услуги [4]. Так в МФЦ с момента внесения изменений в соглашение о взаимодействии могут быть поданы: уведомление о прибытии иностранных граждан-трудящихся государств-членов ЕАЭС и членов его семей (Беларусь, Арме- ния, Казахстан, Киргизия). Ранее прием документов для постановки на миграцион- ный учет данной категории иностранных граждан осуществлялся только в подразде- лениях МВД; уведомление об убытии иностранного граж- данина из места пребывания; уведомление о постановки на учет по месту пребывания несовершеннолетнего ино- странного гражданина в возрасте до 1 года, родившегося на территории РФ и не выез- жавшего за её пределы; заявление об изменении сведений об ино- странном гражданине [4]. Сложившаяся практика организации предо- ставления услуги связана с вероятностью возник- новения следующих рисков для МФЦ и граждан. Риск непропорционального роста числа об- image ращений в МФЦ для подачи уведомлений о прибы- тии. Как уже было указано выше, начиная с 2015 г. постоянно растёт число таких уведомлений. В ре- зультате растёт время ожидания для подачи и по- лучения документов, превышающее устновленный для МФЦ норматив в 15 минут [7]. В некоторых МФЦ количество подаваемых уведомлений дости- гает 50 % от количества всех обращений за государ- ственными услугами. Тем самым формируются до- полнительные причины для недовольства работой МФЦ со стороны населения. Так, представитель принимающей стороны может принести одновре- менно большое количество уведомлений вместе с необходимыми документами (до 150 уведомле- ний), что зачастую дезорганизует работу МФЦ и затрудняет доступ к получению государственных услуг для других категорий посетителей, которым приходится либо тратить время в ожидании, либо пользоваться услугами других МФЦ и тратить вре- мя на поездку в другие пункты. image Риски, связанные с невозможностью про- верки работниками МФЦ достоверности сведений в уведомлениях о прибытии. При приеме уведомле- ния о прибытии работник МФЦ не имеет возмож- ности проверить достоверность сведений, указан- ных в документе (из-за отсутствия технической возможности доступа в государственную информа- ционную систему миграционного учета (ГИСМУ) и/или из-за отсутствия должных полномочий). В случае если в распоряжении правоохранитель- ных органов, прокуратуры находится информация о правонарушениях в области миграционного за- конодательства в отношении принимающей сто- роны или отдельного иностранного гражданина, сведения, указанные в уведомлениях, считаются ложными и не подлежат внесению в ГИСМУ. Со- ответственно на руках у иностранного гражданина находится отрывная часть уведомления с отмет- кой о постановке на миграционный учет, но фак- тически, на миграционный учет он может быть не поставлен. Часто такая информация публикуется в средствах массовой информации [10; 12]. Однако работник МФЦ не может оперативно проверить достоверность внесённых в уведомление сведений. Если уведомление о прибытии подается в отно- шении иностранного гражданина, получившего патент, то необходимо предоставить и копии пла- тежных документов, подтверждающих оплату патента. Обращаясь в МФЦ, «недобросовестная» принимающая сторона может подделать копии пла- тежных документов, но проверить платеж и отка- зать в приеме уведомлений такой принимающей стороне работник МФЦ не вправе. Это создаёт не только риски искажения информации, но и фор- мирует экономические риски (бюджет города недо- получает доходы от продажи патентов трудовым мигрантам). Причем, сведения о недобросовест- ных юридических лицах, которые могут выступать принимающей стороной, находятся в свободном доступе в сети Интернет [13], и это могло бы стать основанием для привлечения их к ответственности, но такие практики пока не применяются. Риски недостаточной социально-культур- ной адаптации иностранных граждан на терри- тория принимающего региона. Учитывая высокий уровень миграции в Санкт-Петербурге, невоз- можно достичь обеспечения полностью приемле- мого уровня социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и предотвращение нелегальной трудовой мигра- ции, ликвидацию рынка посреднических услуг и др. негативных процессов, связанных с нелегаль- ной миграцией. Теневой рынок экономики в дан- ной сфере по самым скромным подсчетам толь- ко на территории Санкт-Петербурга достигает 6 мдрд руб. ежегодно [15]. Со стороны МВД также осуществляются мероприятия по усилению кон- троля за нелегальной миграцией. На основании ин- формации официального сайта МВД с 10.06.2019 г. в МФЦ Санкт-Петербурга упорядочивается прием уведомлений от юридических лиц и индивидуаль- ных предпринимателей [17]. Данные мероприятия лишь на время способствовали улучшению ситуа- ции, но привели к массовой подачи уведомлений физическими лицами: количество обращений зая- вителей-физических лиц в сентябре 2019 г. выросло в 2,7 раза по сравнению с сентябрём 2018 г. Кроме вышеуказанных рисков можно выделить следующие угрозы от расширения миграционных процессов в регионе: повышение уровня нелегаль- ной миграции, и связанной с ней, преступности; рост теневой экономики; потери бюджета (депор- тация, неуплата налогов, оказание медицинской помощи лицам, не имеющим полиса ОМС, угроза распространения инфекций и др.); рост корруп- ционной составляющей в системе миграционного учета; террористическая угроза, нарастание наци- оналистических настроений, формирование базы для политического и религиозного экстремизма и т.д. [9]. В целях оптимизации процессов миграци- онного регулирования и предоставления соот- ветствующих услуг мы считаем целесообразным предложить следующие решения: обеспечение единого механизма учета при пересечении границы каждым иностран- ным гражданином, прибывающим на терри- торию РФ; создание облачной федеральной информа- ционной системы учета с разграничением и обеспечением доступа к информации по необходимым уровням полномочий каж- дого из участников, принимающих решения; image формирование системы автоматического продления миграционного статуса при оплате иностранным гражданином ежеме- image сячного авансового налогового платежа. Данный механизм по сути уже разработан с использованием QR-кода [13], требуется создание алгоритма его повсеместного вне- дрения; расширение возможности заполнения при- нимающей стороной уведомлений в элек- тронном виде, а при проверке достоверности сведений поступления в адрес принимающей стороны - возможность отметки в электрон- ном виде о постановки на миграционный учет с заверением электронной подписью должностного лица МВД; снижение стоимости оформления разреши- тельных документов документации для ино- странного гражданина, что позволит мини- мизировать случаи использования теневых схем постановки на миграционный учет. В заключении отметим еще раз, что проблема нелегальной трудовой миграции стоит весьма остро не только на территории Санкт-Петербурга, но и в целом в России и во многих странах мира. По нашему мнению, передача услуги миграцион- ного учета в ведение МФЦ создало ряд необосно- ванных сложностей и рисков, которые могут быть нивелированы путём возвращения данной функ- ции специализированным центрам, которые будут обладать всем спектром необходимой информации и полномочий. Понимая, что в современной экономике тру- довая миграция является объектным процессом, сопровождающимся не только рисками, но и без- условными выгодами по заполнению ниш на рынке труда, которые не востребованы местным населе- нием (прежде всего - это сфера обслуживания, строительство, клининг, уход за пожилыми людьми с ограниченными возможностями и прочие соци- ально значимые сферы деятельности), поэтому важно попытаться максимально изменить баланс рисков и выгод от миграции в пользу последних, что должно стать стратегической целью глобальной политики устойчивости.
References

1. Federal'nyy zakon ot 25.07.2002 g. № 115-FZ «O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Rossiyskoy Federacii». [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru

2. Federal'nyy zakon ot 18.07.2006 g. № 109-FZ «O migracionnom uchete inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva v Rossiyskoy Federacii». [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru

3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.01.2007 g. № 10 «Ob ustanovlenii razmera platy za uslugi organizaciy federal'noy pochtovoy svyazi po priemu uvedomleniya o pribytii inostrannogo grazhdanina ili lica bez grazhdanstva v mesto prebyvaniya na territorii Rossiyskoy Federacii». [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://ivo.garant.ru/#/document/190498/paragraph/1:0

4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.01.2007 № 9 «O poryadke osuschestvleniya migracionnogo ucheta inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva v Rossiyskoy Federacii» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/con

5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27.09.2011 g. № 797 «O vzaimodeystvii mezhdu mnogofunkcional'nymi centrami predostavleniya gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug i federal'nymi organami ispolnitel'noy vlasti, organami gosudarstvennyh vnebyudzhetnyh fondov, organami gosudarstvennoy vlasti sub'ektov Rossiyskoy Federacii, organami mestnogo samoupravleniya». [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/55172242/#ixzz64Du1Jzjx

6. Ukaz Prezidenta RF ot 05.04.2016 g. № 156 «O sovershenstvovanii gosudarstvennogo upravleniya v sfere kontrolya za oborotom narkoticheskih sredstv, psihotropnyh veschestv i ih prekursorov i v sfere migracii» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/cons/

7. Ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 07.05.2012 g. № 601 «Ob osnovnyh napravleniyah sovershenstvovaniya sistemy gosudarstvennogo upravleniya». [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/70170942/

8. Postanovlenie Pravitel'stva Sankt-Peterburga ot 10.03.2015 g. № 256 «Ob upolnomochennoy organizacii, uchastvuyuschey v osuschestvlenii polnomochiy po predostavleniyu gosudarstvennoy uslugi po oformleniyu i vydache inostrannym grazhdanam patentov». [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/22923408/

9. Aleksandrova, E.N., Portnova, N.A. Nelegal'naya migracii kak ugroza ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii // Social'no-ekonomicheskie nauki i gumanitarnye issledovaniya. - 2016. - №15. - S. 121-125.

10. V MFC inostranec nelegal'no stavil zemlyakov na migracionnyy uchet v Peterburge. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://78.ru/news/2018-09-10/

11. Edinyy doklad po migracii v Kyrgyzskoy Respublike, Respublike Armeniya, Respublike Tadzhikistan i Rossiyskoy Federacii. Bishkek: OO «RCP», 2017. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://migrussia.ru/images/Edinyj-doklad-final.pdf

12. Za registraciyu desyatkov migrantov peterburzhcu grozit ugolovnoe delo. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://sanktpeterburg.bezformata.com

13. Migranty smogut oplachivat' patenty cherez QR-kody // Rossiyskaya gazeta. 2019. 03 oktyabrya. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2019/10/03/reg-szfo/migranty-v-peterburge-smogut-oplachivat-patenty-cherez-qr-kody.html

14. Nelegal'nyh migrantov v Peterburge hotyat pobedit' bankovskimi terminalami [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.fontanka.ru/2019/06/06/133/ 15. Plan «Perehvat». K komu pereshla chast' biznesa Mihal'chenko po monetizacii «posrednicheskih uslug» migrantam // Delovoy Peterburg. 2019. 25 aprelya. URL: https://www.dp.ru/a/2019/04/24/Plan_Perehvat

15. Portal MIGRANTMEDIA.RU. V 2019 godu summa avansovyh platezhey NDFL po patentu na rabotu izmenitsya. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://migrantmedia.ru/v-2019-godu-summa-avansovykh-platezhey-ndfl-po-patentu-na-rabotu-izmenitsya-skolko-platit-za-patent-2019/

16. Portal GU MVD Rossii po Sankt-Peterburgu i Leningradskoy oblasti. Ob izmenenii rezhima priema uvedomleniy o postanovke na migracionnyy uchet inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://78.mvd.rf/news/voprosy-migracii-/item/17170235/

17. Federaciya migrantov Rossii podgotovila obzor po pokazatelyam migracionnoy situacii v Rossiyskoy Federacii za 2018 god // Migranty segodnya. - 2019. - № 24. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.fmr-online.ru/wp-content/uploads/2019/04/gazeta-migranty-segodnya-24.pdf

Login or Create
* Forgot password?