Publication text
(PDF):
Read
Download
Важным фактором обеспечения устойчиво- сти и безопасности экономической системы госу- дарства в целом является эффективная система управления долгом. Государственный долг образу- ется в результате осуществления государственных внешних и внутренних заимствований РФ. При этом государственные заимствования являются одним из важнейших инструментов бюджетного механизма, рычагом стимулирования экономиче- ского роста и средством достижения экономиче- ской и бюджетной стабильности. image В исследованиях часто встречается подход, согласно которому государственный долг рассматривается в исключительно негативном ключе, но в целом практика использования долгового механизма покрытия расходов государствен- ного бюджета принята во многих странах мира. И здесь более уместно говорить скорее о необхо- димости поддержания экономически безопасного уровня государственного долга, чем о недопуще- нии его формирования либо о необходимости погашения. Формирование долгового механизма покры- тия расходов государственного бюджета - прак- тика, принятая во многих странах мира. При этом важно поддержание экономически безопасного image уровня государственного долга, а также преиму- щественное расходование заимствований на цели долгосрочного развития экономики. Объемы государственного долга в Российской Федерации представлены в таблице 1. В работе представлены данные за 2019 г. по оценке испол- нения бюджета, за 2020-2022 гг. - проектируемые и прогнозные данные. В исследуемом периоде отмечается рост объ- ема государственного долга и его элементов. В 2020 - 2022 гг. ожидается рост объема государственного долга РФ. В общем объеме государственного долга РФ преобладает государственный внутренний долг, что обусловлено существенными показателями выпуска государственных ценных бумаг в нацио- нальной валюте. Вместе с тем следует учитывать, что основная часть государственного долга РФ приходится на внутренний государственный долг (в исследуемом периоде она составляла не менее двух третей от общей суммы государственного долга). Поэтому важно контролировать сферу показателей как внутренней, так и внешней госу- дарственной задолженности. Далее в таблице 2 отражены показатели, харак- теризующие долговую нагрузку. Показатели величины государственного долга Российской Федерации (по состоянию на конец соответствующего года), млрд. руб.[4, 5, 6] Таблица 1 Годы ВВП Доходы федерального бюджета Государст-венный долг РФ Государственный внешний долг РФ Государственный внутренний долг РФ млрд. руб. % млрд. руб. % 2011 60282,5 11367,7 5348,7 1158,1 21,6 4190,6 78,4 2012 68163,9 12855,5 6216,5 1238,6 23,4 4977,9 76,6 2013 73133,9 13019,9 7549,7 1827,5 24,5 5722,2 75,5 2014 79058,5 14496,9 10277,7 3036,5 27,2 7241,2 72,8 2015 83094,3 13659,2 10961,5 3653,9 27,1 7307,6 72,9 2016 86014,2 13460,0 11113,6 3110,1 25,3 8003,5 74,5 2017 92101,3 15088,9 11637,1 2947,5 28,0 8689,6 72,0 2018 103876 19454,4 12591,3 3414,9 33,3 9176,4 66,7 2019 108414 20174,9 15566,8 4237,3 29,5 11329,5 70,5 2020 112863 20379,4 17201,9 4220,6 24,2 12981,3 65,8 2021 120364 21246,5 19117,7 4474,1 19,9 14643,7 80,1 2022 128508 22058,3 21204,0 4584,8 21,7 16619,3 78,3 Показатели, характеризующие долговую нагрузку государства, %[2, 4, 5] image Таблица 2 Годы Отношение гос. долга к ВВП Отношение гос. внутреннего долга к ВВП Отношение гос. внешнего долга к ВВП Отношение гос. долга к доходам федерального бюджета Отношение гос. внутреннего долга к доходам федерального бюджета Отношение гос. внешнего долга к доходам федерального бюджета 2011 8,9 7,0 1,9 47,1 36,9 10,2 2012 9,1 7,3 1,8 48,4 38,7 9,7 2013 10,3 7,8 2,5 58,0 43,9 14,1 2014 13,0 9,2 3,8 70,9 49,9 21,0 2015 13,2 8,8 4,5 80,2 53,5 26,7 2016 12,9 9,3 3,6 82,6 59,5 23,1 2017 12,6 9,4 3,2 77,1 57,6 19,5 2018 12,1 8,8 3,3 64,0 47,2 16,8 2019 14,3 10,5 3,8 77,2 56,2 21,0 2020 15,2 11,5 3,7 84,4 63,7 20,7 2021 15,9 12,2 3,7 90,0 68,9 21,1 2022 16,5 12,9 3,6 96,1 75,3 20,8 По внешнему государственному долгу ожи- дается его снижение относительно ВВП в 2020- 2022 гг., а в части его отношения к доходам федерального бюджета в данный период показа- тели разнонаправленные. Следует отметить, что в структуре внешнего государственного долга преобладают внешние облигационные займы, на которые приходится почти три четверти от общей величины долга, а также государственные гарантии, составляющие практически четверть от его величины. Осталь- ные виды задолженности занимают в общем объеме порядка 2 процентных пунктов. В период 2020-2022 гг. доля государственных гарантий в иностранной валюте в составе внешнего госу- дарственного долга будет увеличиваться (37,8% в 2020 г.). Государственный внутренний долг представлен преимущественно задолженностью по займам в форме государственных ценных бумаг, на них в 2018 г. приходится 84,5% от общей величины внутреннего государственного долга. Обязательства по государственным гарантиям в 2018 г. составляют 15,5%. В будущем ожида- ется сокращение доли государственных гарантий и в 2022 г. она может достигнуть своего минимума (11,3%). Динамика показателей долговой нагрузки отчасти обусловлена ограничениями по вложе- ниям в валютные облигации федерального займа в связи санкционными законодательными мерами иностранных государств. В будущем периоде объем государственного долга РФ также сохранится на безопасном уровне (менее 20% ВВП). В целом долговая нагрузка находится на при- емлемом уровне, что прослеживается и в сравне- нии долговой нагрузки России и ряда зарубежных стран. Так, если в России отношение государствен- ного долга к ВВП в 2018 г. составляет 12,0%, то, например, в Финляндии это соотношение состав- ляет 66%, в Австрии 84%, в Канаде 91%, в США 107%, в Италии 132%, в Японии 251% [7]. При уве- личении государственного долга долговая нагрузка image image 72 Научный журнал image государства не выходит за пределы низкорискового уровня, т.е. не превышает 20%. Важным показателем управления государ- ственным долгом является величина и динамика расходов на обслуживание государственного долга (рис. 1). Из рисунка видно, что в исследуемом периоде расходы на обслуживание государственного долга планомерно увеличиваются. Расходные обязатель- ства бюджета по обслуживанию государственного внутреннего долга РФ определяются из условий выпуска и объемов выпуска государственных цен- ных бумаг, выраженных в национальной валюте, а по обслуживанию государственного внешнего долга - из международных договоров и соглаше- ний, графиков платежей иностранным кредиторам в соответствии с двусторонними соглашениями, условий выпуска и объемов выпуска государствен- ных ценных бумаг. При этом в рамках управления государственным долгом необходимо обеспечить потребности в заемном финансировании, полное и своевременное исполнение обязательств, а также минимизацию расходов на обслуживание государ- ственного долга [1]. Относительные показатели по обслуживанию государственного долга Российской Федерации отражены в таблице 3. Доля расходов на обслуживание государствен- ного долга к объему ВВП увеличивается и составит в 2020 г. - 0,7%, в 2021 и 2022 гг. - 0,9%. Отношение расходов на обслуживание государственного долга к доходам федерального бюджета изменяется неравномерно, сократившись в 2018 г. и 2019 г., но с планируемым увеличением в прогнозном периоде до 5,5% (в 2022 г.). Доля расходов на обслуживание государствен- ного долга в общем объеме расходов федерального бюджета также растет, и в 2020 г. по сравнению с 2019 г. (4,3%) увеличится до 4,6%, в 2021 и 2022 гг. составит 5,2% и 5,6% соответственно. Рассматривая проблематику государственного долга, нельзя не упомянуть проблему так называ- емого квазигосударственного внешнего долга, то есть долга корпораций с государственным уча- стием, выделяемого в составе корпоративного внешнего долга и на сегодня составляющего порядка 40% от общей величины государственного внеш- него долга, который, в свою очередь, превалирует image Рисунок 1 - Динамика расходов на обслуживание государственного долга, млрд. руб. [2, 4, 5] image Относительные показатели по обслуживанию государственного долга Российской Федерации, %[2, 4, 5] Таблица 3 Показатели 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 В% к ВВП 0,4 0,5 0,5 0,5 0,6 0,7 0,8 0,8 0,8 0,7 0,9 0,9 В % к доходам федерального бюджета 2,3 2,5 2,8 2,9 3,8 4,6 4,7 4,1 4,0 4,4 4,9 5,5 Доля в расходах федерального бюджета 2,4 2,5 2,7 2,8 3,3 3,8 4,3 4,8 4,3 4,6 5,2 5,6 image в общем объеме внешнего долга государства, вклю- чая (корпоративный и государственный сегмент). Он не учитывается в составе государственного долга, но при этом реализация рисков невыплаты по этому долгу может привести к необходимости государственной поддержки по погашению этих обязательств. В этой связи заемщиками важно обе- спечить эффективность использования заемных средств, а также оценка и принятие посильных рисков при осуществлении заимствований. Важно отметить, что в рамках реализации политики по управлению государственным дол- гом важно проводить постоянный мониторинг и оценку способности страны выполнять свои дол- говые обязательства в полном объеме и своевре- менно, без ущерба для собственной экономики. В отношении управления внешним государствен- ным долгом необходимо учитывать валютные риски, существенно влияющие на величину расхо- дов по обслуживанию этого элемента государствен- ного долга. Кроме того, необходимо поддерживать приемлемый в данных условиях как текущий уро- вень государственных заимствований, так и общий уровень государственного долга.