THE CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT AS THE BASIS FORTHE DEVELOPMENT GOALS OF THE TERRITORIES AND THE INFORMATION MANAGEMENT SYSTEM
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the relevance of the search for solutions and the formation of new institutions for the transition to sustainable development of the Territory, justified by its specifics and priorities, some approaches for the transition to sustainable development and the main steps in the Russian Federation. Elements of development of education system and formation of effective management system in modern conditions are considered. Western instruments are shown as directions of unfair competition, risks of the system of formation of management decisions without taking into account the interests of different social groups in the Territory and elements of the mechanism for their reduction, one of which is the system of information support of management decisions.

Keywords:
concept of sustainable development, economic damage, interests, strategy, conditions
Text
Publication text (PDF): Read Download

В современных условиях риск необрати- мого разрушения природной среды в результате антропогенной деятельности является актуаль- ной проблемой человечества на локальном, реги- ональном, государственном и межнациональном уровнях. Процесс управления любой социально-э- кономической системой рано или поздно вступает в противоречие с необходимостью сохранения окружающей среды для обеспечения комфорт- ных условий жизнедеятельности. Действительно, закономерным итогом непрерывной экстенсифи- кации экономического роста становится исто- щение ресурсной базы и, как следствие, развитие тенденций, ведущих к упадку мировой экономики. Кроме того, ничем не ограниченная эксплуатация природных ресурсов является причиной зачастую необратимых нарушений экосистем и далее, обу- словленной ими, глобального экологического кри- зиса, ведущего к коллапсу существующей системы человек - общество - окружающая среда. image Осознание вышеуказанных негативных аспек- тов экономической деятельности способствовало разработке альтернативных путей общественного развития. Так, в 80-х годах XX века ООН была выдвинута глобальная концепция устойчивого развития (УР), которая лежит в основе большин- ства современных решений в области управления качеством окружающей среды. Наиболее важным аспектом указанной парадигмы, наряду с устойчи- востью глобального экономического роста с учетом сохранения природной среды, объективно при- знается возможность реализации человеческого потенциала. Цели концепции УР носят общеплане- тарный мультинациональный характер. Представ- ляют они интерес и для России как для государства, стремящегося к переходу на более высокий уро- вень общественного развития и процветающей экономике как его основе. На практике переход к УР возможен только при условии всеобщего (на глобальном уровне) участия в этом процессе. При этом на основе глобальной стратегии происходит разработка региональных целей УР, далее с понижением уровня трансфор- мирующиеся в конкретные задачи для каждой локальной территории, промышленного объекта и отдельного индивидуума. Следует отметить, что во многих государствах, в том числе странах ЕС, где идея УР пользуется широкой поддержкой общественного мнения, ведутся активные работы по реализации элементов данной концепции, например, вывод промышлен- ных объектов за пределы крупных городов, запрет на эксплуатацию токсичных для окружающей среды и здоровья человека материалов, ужесточе- ние контроля за захоронением отходов и т.д. [1, 2]. Из вышеизложенного следует, что Концепция устойчивого общественного развития, принятая ООН в 1992 г. на конференции в Рио-де-Жанейро, предполагает объединение усилий международного сообщества, государственных и гражданских струк- тур и бизнеса в целях обеспечения устойчивого роста экономического благосостояния без ущерба для окружающей среды и будущих поколений. Если рассматривать особенности распростра- нения концепций УР в мире, то представляется воз- можным отметить следующие. Страны Северной Европы ориентированы больше на экологический аспект концепции УР. Развитые западные страны ориентированы больше на городские простран- ство и городскую среду, тогда как развивающиеся страны уделяют большое внимание экономиче- скому развитию и применению низкоуглеродной экономики. image Анализ опыта внедрения стратегий УР отдель- ными государствами позволяет рассмотреть наци- ональные особенности применения ее основных принципов. Отметим, что неизменность базовых положений концепции является важным условием результативности ее применения, однако на практике наблюдаются вариации, обусловленные наци- ональной спецификой. В частности, в разных государствах по-разному расставляются акценты при определении основных целей УР. Так, в Японии основное внимание уделяется охране окружающей среды, в Киргизии - борьбе с бедностью и т.д.; дру- гие страны ведут более сбалансированную в этом отношении политику и учитывают важность всех трех основных аспектов УР. Кроме того, каждое государство по-своему решает вопрос о вовлече- нии общественности и международных организа- ций. Различаются также такие детали, как формы координации процесса внедрения, мониторинга успеха, периодичность пересмотра стратегий, цели, методы достижения и др. Выбор модели стратегии УР, обоснованный национальной спецификой и приоритетами, является важной задачей каждого государства. При разработке национальных стра- тегий и для повышения их эффективности уместно анализировать и применять опыт других стран. На западе имеется такое представление, что идею УР реально достичь при соблюдении опреде- ленных условий (некоторые из которых часто под- вергаются критике) [3]: Противостояние с причинами, а не с ре- зультатами негативных действий человека. Основ- ным из направлений данного подхода может быть образование современных способов расчета ущер- ба [4] и схем по его уменьшению. Несогласие с действующей в различных странах программы постоянного расширения про- изводства и потребления, так как это нереально как с экономической точки зрения, так и с экологиче- ской. Изменение тенденции постоянного увели- чения количества населения на Земле, так как при- родные ресурсы уже на исходе и не могут прокор- мить всех нуждающихся. Переход к повсеместному экологически чи- стому производству с минимальным получением отходов и сокращением использования различных ресурсов. Осознание реальной связи между эколо- гией, экономикой и технологией со всеми общими трудностями. Данные методы не дают гарантию пе- рехода к УР, но опираясь на них руководство стран может выработать необходимые схемы для продвижения этой идеи. Для России движение к УР долгое дело, для которого необходимо урегулировать множество экологических, экономических и социальных проблем, а после этого постепенно продвигаться вперед. Главные пункты -это приведение в норму состояния окружающей среды, создание программ и схем по развитию экономики без вмешательства в природу. Также необходимо показать, что программа по переводу к УР вынудит поменять стиль мыш- ления, благодаря которому экологии и сохранению природы уделялось очень мало внимания. Программа направлена на создание благопри- ятных условий существования живущих и еще не рожденных поколений людей с точки зрения эко- логии и поддержания ее в нормальном состоянии на долгое время. Большое значение имеет совмест- ная работа с иностранными коллегами в направле- нии сохранения первозданной природы, озонового слоя, борьба за сохранение климата, предотвраще- ние вырубки лесов, борьба с расширением пустынь, разработка методов по уничтожению различного опасного вооружения. Очень большое значение имеет то, куда будут направлены иностранные инвестиции с экологическим уклоном. image Перевод к УР РФ планируется выполнить в три этапа: - решить острые социально-экономические проблемы; - провести экологически ориентированные структурные преобразования в экономике и соци- альной сфере; - реализовать идею гармонизации общества и природы. Таким образом, были представлены главные стадии перехода нашей страны к УР [5]: Образование базы для перехода, в том числе и улучшение существующего законодательства; Создание программы поощрения хозяй- ственной деятельности и принятие ответ- ственности за полученные экономические результаты, при которых природа и при- родные ископаемые не только материал для производства необходимых продуктов, но и основа всего, без чего невозможна жизнь. Выявление границ возможного влияния на экосистему без значительных последствий для нее; Формирование продуктивной схемы воспи- тания населения на тему бережного отноше- ния к экосистеме. image Кроме прочего, формирование эффективной системы управления для перехода к УР предпола- гает учет следующих аспектов: Проектное управление с индивидуальным подходом к территории. Возможность участия в глобальных и региональных проектах, а также разработка и реализация своих собственных про- ектов с учетом территориальных особенностей при поддержке разных уровней управления. Междисциплинарный подход (объединение специалистов из различных предметных областей) для решения комплексных проблем территории по- зволяет обеспечить развития инструментария для работы в современных экономических условиях (особенности производства и предприниматель- ства, особенности российского менеджмента, про- валы и ограничения рынка и т.д.). Универсальные методы управления, опыт реализации различных проектов и оригинальность новых инструментов, учитывающих особенности территории, дает воз- можность получить широкий возможностей для перехода к УР территории. Кроме освоения и развития инструмента- рия для работы в современной действительности необходимо учитывать основные тенденции как об- щемировые, так и региональные. В этом контексте, одним из элементов эффективного современного образования должно быть освоение компетенций для работы в новых экономических реалиях (бу- дущих условиях). Здесь, продолжая тему междис- циплинарных исследований и компетенций, важно отметить такие направления как: формирование стратегий развития различ- ных объектов управления; экологизация экономики, развитие зеленой экономики; проектный подход при решении комплекс- ных и междисциплинарных задач; инновационное управление, методы приня- тия решений в условиях неопределенности. Программу по охране окружающей среды можно также применять для выполнения мно- гочисленных социальных задач. Создание плана перехода к УР во время постоянной борьбы в раз- личных направлениях подразумевает принятие и понимание всевозможных проблем, которые могут возникнуть в это время, а также их своевремен- ное решение. Продвижение идеи и применение ее на деле требует рассмотрения и устранения вероят- ности образования преимуществ у потенциальных конкурентов [3]. Риски, связанные с использова- нием и продвижением некоторых зарубежных инструментов и подходов, представляют угрозу как для суверенитета страны, так и для системы «мирового порядка» (например, на базе принципа предосторожности и теории парникового эффекта продвигаются инструменты деиндустриализации различных территорий, идея справедливого рас- пределения ресурсов на практике сводится к огра- ничению суверенитетов ресурсообеспеченных государств) [6]. Стратегию реализации концепции необходимо скорректировать для объединения раз- личных заинтересованных сторон, а не наоборот. Поэтому необходимо работать над программами, в основе которых будут лежать реальные эколо- гические знания и характеристики территории, специальные методы по охране окружающей среды с принятием во внимание потребностей жителей данной местности. В связи с опасностью существу- ющего нерационального пути развития, с одной стороны, и рисками нарушения правил некото- рыми участниками международных отношений под лозунгами концепции УР (на практике продвигаю- щих интересы западных государств и различных социальных групп), с другой стороны, необходимо формирование теории, элементов и ограниче- ний системы территориального управления, дей- ствительно позволяющих обеспечить повышение качества жизни и устойчивость системы жизнео- беспечения в долгосрочной перспективе. В то же время опасность «перенапряжения» экономиче- ской системы конкретной территории предполагает необходимость поиска и учета баланса экономиче- ских, экологических и социальных целей в рамках последовательной, согласованной и интегрирован- ной структуры управленческих решений [3]. Проявлениями недобросовестного поведения на территориях выступают институциональные провалы и ловушки, а последствия выражаются в росте трансакционных издержек и экстерналий, которые снижают эффективность всей социаль- но-экономической системы территории. Элемен- тами системы управления, которые отражают и формируют условия для перехода к УР, в том числе являются методология оценки [7, 8] и снижения ущерба от загрязнения окружающей среды [9], image image 54 Научный журнал image целевые ориентиры и критерии оценки качества окружающей среды [10], система информацион- ного обеспечения принятия управленческих реше- ний [3], система формирования, реализации и оценки эффективности управленческих решений [11], механизм распределения ответственности и обязательств [12]. Обобщая сказанное, можно отметить, что эле- ментом, задающим эффективность всей системы управления, является система информационного обеспечения принятия управленческих решений. Она должна включать как сбор исходных данных, так и анализ ситуации на основе методов адекват- ных целевым ориентирам. Если для территории ключевая цель - переход к устойчивому развитию, то необходимо формировать адекватную систему сбора первичных данных (мониторинга и учета) и методологию анализа ситуации в соответствии с целевыми установками. Критерии оценки резуль- татов реализации стратегии кроме задач, отражаю- щих степень достижения цели, должны учитывать экономическую эффективность проектов. В итоге ограничения и пробелы любого из элементов системы информационного обеспечения принятия управленческих решений препятствуют переходу к устойчивому развитию и их преодоление высту- пает важной научно-практической проблемой.
References

1. Bol'shakov V.N., Kachak V.V. i dr. Ekologiya: uchebnik. Izd. 2-e, pererab. i dop. / Pod. red. G.V. Tyagunova, Yu.G. Yaroshenko. - M.: Logos, 2005. - 504 s.

2. Endres A. Ekonomika prirodnyh resursov / A. Endres, I. Kverner. - 2-e izd. - SPb.: Piter, 2004. - 256 s.

3. Badalyan, L.H., Kurdyukov V.N. Razvitie metodologii ocenki zagryazneniya atmosfernogo vozduha i snizheniya uscherba ekosisteme goroda. - Rostov-na-Donu: Izd-vo DGTU, 2015. - 163 s.

4. Kurdyukov V.N. O novom podhode k ocenke ekonomicheskogo uscherba ot zagryazneniya okruzhayuschey sredy v ramkah koncepcii ustoychivogo razvitiya / V. N. Kurdyukov // Vestnik DGTU. - 2012. - T. 12. - № 1. - S. 133-140.

5. Mirkin B.M. Ustoychivoe razvitie: vvodnyy kurs: ucheb. posobie / B.M. Mirkin, L.G. Naumova. - M.: Universitetskaya kniga, 2006. - 312 s.

6. Pavlenko V.B. Mify «ustoychivogo razvitiya». «Global'¬noe poteplenie» ili «polzuchiy» global'nyy perevorot? - M.: OGI, 2011. - 944s.

7. Kurdyukov V.N., Badalyan L.H. Teoretiko-metodologicheskie osnovy strategii snizheniya ekonomicheskogo uscherba ot vybrosov zagryaznyayuschih veschestv avtotransportom. Dep. v VINITI RAN 10.12.2008, № 937-V2008 - Rostov n/D, 2008. - 69 s.

8. Badalyan L.H., Kurdyukov V.N. Raschet ekonomicheskogo uscherba ekosisteme goroda // Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti. Ohrana truda i okruzhayuschey sredy mezhvuzovskiy sbornik nauchnyh trudov. - Vyp. 10. - Rostov n/D: Rostovskaya gosudarstvennaya akademiya sel'skohozyaystvennogo mashinostroeniya, 2006.- S. 72-74.

9. Gaponov V.L. Sovremennye metody snizheniya vrednyh vybrosov s otrabotavshimi gazami avtotransporta / V.L. Gaponov, L.H. Badalyan, V.N. Kurdyukov, T.N. Kurenkova // Tehnologii tehnosfernoy bezopasnosti. - 2008. - № 6 (22). - S. 8. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://ipb.mos.ru/ttb/2008-6/2008-6.html.

10. Badalyan L.H., Kurdyukov V.N., Ovcharenko A.M., Gorshkova Yu.V. Analiz dominiruyuschey v Rossiyskoy Federacii metodologii ocenki vliyaniya vrednyh vybrosov na kachestvo atmosfernogo vozduha // Ustoychivoe razvitie gornyh territoriy. - 2018. - T. 10. - № 2 (36). - S. 307-314.

11. Badalyan L.H., Kurdyukov V.N., Ovcharenko A.M., Gazgireev H.D. Model' formirovaniya celevoy programmy snizheniya negativnogo vozdeystviya avtotransporta v usloviyah gornyh territoriy // Ustoychivoe razvitie gornyh territoriy. - 2019. - T.11. - №2 (40). - S. 249 -258.

12. Kurdyukov V.N. Formirovanie ekologo-ekonomicheskoy strategii snizheniya uscherba ot vybrosov zagryaznyayuschih veschestv avtotransportom: teoretiko-analiticheskiy instrumentariy: dis. na soisk. uch. step. kand. ekon. nauk: 08.00.05 / YuFU. Rukop. Rostov n/D, 2009. - 170 s.

Login or Create
* Forgot password?