Publication text
(PDF):
Read
Download
В современных условиях риск необрати- мого разрушения природной среды в результате антропогенной деятельности является актуаль- ной проблемой человечества на локальном, реги- ональном, государственном и межнациональном уровнях. Процесс управления любой социально-э- кономической системой рано или поздно вступает в противоречие с необходимостью сохранения окружающей среды для обеспечения комфорт- ных условий жизнедеятельности. Действительно, закономерным итогом непрерывной экстенсифи- кации экономического роста становится исто- щение ресурсной базы и, как следствие, развитие тенденций, ведущих к упадку мировой экономики. Кроме того, ничем не ограниченная эксплуатация природных ресурсов является причиной зачастую необратимых нарушений экосистем и далее, обу- словленной ими, глобального экологического кри- зиса, ведущего к коллапсу существующей системы человек - общество - окружающая среда. image Осознание вышеуказанных негативных аспек- тов экономической деятельности способствовало разработке альтернативных путей общественного развития. Так, в 80-х годах XX века ООН была выдвинута глобальная концепция устойчивого развития (УР), которая лежит в основе большин- ства современных решений в области управления качеством окружающей среды. Наиболее важным аспектом указанной парадигмы, наряду с устойчи- востью глобального экономического роста с учетом сохранения природной среды, объективно при- знается возможность реализации человеческого потенциала. Цели концепции УР носят общеплане- тарный мультинациональный характер. Представ- ляют они интерес и для России как для государства, стремящегося к переходу на более высокий уро- вень общественного развития и процветающей экономике как его основе. На практике переход к УР возможен только при условии всеобщего (на глобальном уровне) участия в этом процессе. При этом на основе глобальной стратегии происходит разработка региональных целей УР, далее с понижением уровня трансфор- мирующиеся в конкретные задачи для каждой локальной территории, промышленного объекта и отдельного индивидуума. Следует отметить, что во многих государствах, в том числе странах ЕС, где идея УР пользуется широкой поддержкой общественного мнения, ведутся активные работы по реализации элементов данной концепции, например, вывод промышлен- ных объектов за пределы крупных городов, запрет на эксплуатацию токсичных для окружающей среды и здоровья человека материалов, ужесточе- ние контроля за захоронением отходов и т.д. [1, 2]. Из вышеизложенного следует, что Концепция устойчивого общественного развития, принятая ООН в 1992 г. на конференции в Рио-де-Жанейро, предполагает объединение усилий международного сообщества, государственных и гражданских струк- тур и бизнеса в целях обеспечения устойчивого роста экономического благосостояния без ущерба для окружающей среды и будущих поколений. Если рассматривать особенности распростра- нения концепций УР в мире, то представляется воз- можным отметить следующие. Страны Северной Европы ориентированы больше на экологический аспект концепции УР. Развитые западные страны ориентированы больше на городские простран- ство и городскую среду, тогда как развивающиеся страны уделяют большое внимание экономиче- скому развитию и применению низкоуглеродной экономики. image Анализ опыта внедрения стратегий УР отдель- ными государствами позволяет рассмотреть наци- ональные особенности применения ее основных принципов. Отметим, что неизменность базовых положений концепции является важным условием результативности ее применения, однако на практике наблюдаются вариации, обусловленные наци- ональной спецификой. В частности, в разных государствах по-разному расставляются акценты при определении основных целей УР. Так, в Японии основное внимание уделяется охране окружающей среды, в Киргизии - борьбе с бедностью и т.д.; дру- гие страны ведут более сбалансированную в этом отношении политику и учитывают важность всех трех основных аспектов УР. Кроме того, каждое государство по-своему решает вопрос о вовлече- нии общественности и международных организа- ций. Различаются также такие детали, как формы координации процесса внедрения, мониторинга успеха, периодичность пересмотра стратегий, цели, методы достижения и др. Выбор модели стратегии УР, обоснованный национальной спецификой и приоритетами, является важной задачей каждого государства. При разработке национальных стра- тегий и для повышения их эффективности уместно анализировать и применять опыт других стран. На западе имеется такое представление, что идею УР реально достичь при соблюдении опреде- ленных условий (некоторые из которых часто под- вергаются критике) [3]: Противостояние с причинами, а не с ре- зультатами негативных действий человека. Основ- ным из направлений данного подхода может быть образование современных способов расчета ущер- ба [4] и схем по его уменьшению. Несогласие с действующей в различных странах программы постоянного расширения про- изводства и потребления, так как это нереально как с экономической точки зрения, так и с экологиче- ской. Изменение тенденции постоянного увели- чения количества населения на Земле, так как при- родные ресурсы уже на исходе и не могут прокор- мить всех нуждающихся. Переход к повсеместному экологически чи- стому производству с минимальным получением отходов и сокращением использования различных ресурсов. Осознание реальной связи между эколо- гией, экономикой и технологией со всеми общими трудностями. Данные методы не дают гарантию пе- рехода к УР, но опираясь на них руководство стран может выработать необходимые схемы для продвижения этой идеи. Для России движение к УР долгое дело, для которого необходимо урегулировать множество экологических, экономических и социальных проблем, а после этого постепенно продвигаться вперед. Главные пункты -это приведение в норму состояния окружающей среды, создание программ и схем по развитию экономики без вмешательства в природу. Также необходимо показать, что программа по переводу к УР вынудит поменять стиль мыш- ления, благодаря которому экологии и сохранению природы уделялось очень мало внимания. Программа направлена на создание благопри- ятных условий существования живущих и еще не рожденных поколений людей с точки зрения эко- логии и поддержания ее в нормальном состоянии на долгое время. Большое значение имеет совмест- ная работа с иностранными коллегами в направле- нии сохранения первозданной природы, озонового слоя, борьба за сохранение климата, предотвраще- ние вырубки лесов, борьба с расширением пустынь, разработка методов по уничтожению различного опасного вооружения. Очень большое значение имеет то, куда будут направлены иностранные инвестиции с экологическим уклоном. image Перевод к УР РФ планируется выполнить в три этапа: - решить острые социально-экономические проблемы; - провести экологически ориентированные структурные преобразования в экономике и соци- альной сфере; - реализовать идею гармонизации общества и природы. Таким образом, были представлены главные стадии перехода нашей страны к УР [5]: Образование базы для перехода, в том числе и улучшение существующего законодательства; Создание программы поощрения хозяй- ственной деятельности и принятие ответ- ственности за полученные экономические результаты, при которых природа и при- родные ископаемые не только материал для производства необходимых продуктов, но и основа всего, без чего невозможна жизнь. Выявление границ возможного влияния на экосистему без значительных последствий для нее; Формирование продуктивной схемы воспи- тания населения на тему бережного отноше- ния к экосистеме. image Кроме прочего, формирование эффективной системы управления для перехода к УР предпола- гает учет следующих аспектов: Проектное управление с индивидуальным подходом к территории. Возможность участия в глобальных и региональных проектах, а также разработка и реализация своих собственных про- ектов с учетом территориальных особенностей при поддержке разных уровней управления. Междисциплинарный подход (объединение специалистов из различных предметных областей) для решения комплексных проблем территории по- зволяет обеспечить развития инструментария для работы в современных экономических условиях (особенности производства и предприниматель- ства, особенности российского менеджмента, про- валы и ограничения рынка и т.д.). Универсальные методы управления, опыт реализации различных проектов и оригинальность новых инструментов, учитывающих особенности территории, дает воз- можность получить широкий возможностей для перехода к УР территории. Кроме освоения и развития инструмента- рия для работы в современной действительности необходимо учитывать основные тенденции как об- щемировые, так и региональные. В этом контексте, одним из элементов эффективного современного образования должно быть освоение компетенций для работы в новых экономических реалиях (бу- дущих условиях). Здесь, продолжая тему междис- циплинарных исследований и компетенций, важно отметить такие направления как: формирование стратегий развития различ- ных объектов управления; экологизация экономики, развитие зеленой экономики; проектный подход при решении комплекс- ных и междисциплинарных задач; инновационное управление, методы приня- тия решений в условиях неопределенности. Программу по охране окружающей среды можно также применять для выполнения мно- гочисленных социальных задач. Создание плана перехода к УР во время постоянной борьбы в раз- личных направлениях подразумевает принятие и понимание всевозможных проблем, которые могут возникнуть в это время, а также их своевремен- ное решение. Продвижение идеи и применение ее на деле требует рассмотрения и устранения вероят- ности образования преимуществ у потенциальных конкурентов [3]. Риски, связанные с использова- нием и продвижением некоторых зарубежных инструментов и подходов, представляют угрозу как для суверенитета страны, так и для системы «мирового порядка» (например, на базе принципа предосторожности и теории парникового эффекта продвигаются инструменты деиндустриализации различных территорий, идея справедливого рас- пределения ресурсов на практике сводится к огра- ничению суверенитетов ресурсообеспеченных государств) [6]. Стратегию реализации концепции необходимо скорректировать для объединения раз- личных заинтересованных сторон, а не наоборот. Поэтому необходимо работать над программами, в основе которых будут лежать реальные эколо- гические знания и характеристики территории, специальные методы по охране окружающей среды с принятием во внимание потребностей жителей данной местности. В связи с опасностью существу- ющего нерационального пути развития, с одной стороны, и рисками нарушения правил некото- рыми участниками международных отношений под лозунгами концепции УР (на практике продвигаю- щих интересы западных государств и различных социальных групп), с другой стороны, необходимо формирование теории, элементов и ограниче- ний системы территориального управления, дей- ствительно позволяющих обеспечить повышение качества жизни и устойчивость системы жизнео- беспечения в долгосрочной перспективе. В то же время опасность «перенапряжения» экономиче- ской системы конкретной территории предполагает необходимость поиска и учета баланса экономиче- ских, экологических и социальных целей в рамках последовательной, согласованной и интегрирован- ной структуры управленческих решений [3]. Проявлениями недобросовестного поведения на территориях выступают институциональные провалы и ловушки, а последствия выражаются в росте трансакционных издержек и экстерналий, которые снижают эффективность всей социаль- но-экономической системы территории. Элемен- тами системы управления, которые отражают и формируют условия для перехода к УР, в том числе являются методология оценки [7, 8] и снижения ущерба от загрязнения окружающей среды [9], image image 54 Научный журнал image целевые ориентиры и критерии оценки качества окружающей среды [10], система информацион- ного обеспечения принятия управленческих реше- ний [3], система формирования, реализации и оценки эффективности управленческих решений [11], механизм распределения ответственности и обязательств [12]. Обобщая сказанное, можно отметить, что эле- ментом, задающим эффективность всей системы управления, является система информационного обеспечения принятия управленческих решений. Она должна включать как сбор исходных данных, так и анализ ситуации на основе методов адекват- ных целевым ориентирам. Если для территории ключевая цель - переход к устойчивому развитию, то необходимо формировать адекватную систему сбора первичных данных (мониторинга и учета) и методологию анализа ситуации в соответствии с целевыми установками. Критерии оценки резуль- татов реализации стратегии кроме задач, отражаю- щих степень достижения цели, должны учитывать экономическую эффективность проектов. В итоге ограничения и пробелы любого из элементов системы информационного обеспечения принятия управленческих решений препятствуют переходу к устойчивому развитию и их преодоление высту- пает важной научно-практической проблемой.