Text (PDF):
Read
Download
Важным направлением в решении вопросов обеспечения транспортной безопасности является разработка и совершенствование организационно- правовых мер, направленных на обеспечение безо- пасности транспортной инфраструктуры, а также профилактику и пресечение противоправных деяний, угрожающих безопасной деятельности российского транспортного комплекса и соответ- ственно жизни и здоровью людей [1, С. 52]. Следует отметить, что вопросы обеспечения транспортной безопасности, в том числе, и в рам- ках правового анализа, весьма основательно изу- чены и проанализированы в научных публикациях. При этом основательно указывается на смысловую image image Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 19-011-00658 «Транспортная безопасность: теоретико-правовые основы, административно-правовые и уголовно-правовые средства обеспечения в Российской Федерации». image и формально-юридическую небрежность имею- щихся в позитивном праве России определений. Например, Н.А. Духно обоснованно отмечает: «… настораживает процесс принятия нормативных правовых актов с ошибочным включением положе- ний, где термином «безопасность» называется явле- ние, которое представляет собой опасность. Это касается, прежде всего, тех правовых актов, в кото- рых выражены положения к уровням безопасности. По своей природе безопасность не может иметь ни уровней, ни степеней. Безопасность либо есть, либо ее нет, она - одно целое, без деления на уровни, и безопасность всегда будет, когда нет опасности. Достоверное представление сущности безопасно- сти логично ведет мысль к возможному установ- лению уровней опасности во всех тех местах, где безопасности нет, а есть реальные угрозы. … Под- меняя фактическую опасность, пониманием безо- пасности, преднамеренно прикрываясь уровнями, мы умышленно притупляем бдительность ответ- ственных лиц, обязанных обеспечить безопасность на транспорте, принуждая их представлять опас- ность как некую безопасность» [2, С. 12]. На достаточно распространенные факты под- мены правовых понятий «транспортная безо- пасность», «безопасность на транспорте», «безо- пасность в сфере транспорта», «безопасная дея- тельность транспортного комплекса» и иных однородных юридических терминов и определений, широко используемых в российском законодатель- стве, неоднократно указывали представители пра- вовой науки [3, С. 27-28; 4. С. 19; 6. С. 23; 7. С. 7, 11-12 и далее]. image Сложившаяся ситуация детерминирована, в первую очередь, тем обстоятельством, что пра- воотношения, возникающие по поводу и в про- цессе обеспечения транспортной безопасности, регламентированы многочисленными законо- дательными и подзаконными актами различной отраслевой принадлежности и юридической силы. В числе указанных актов особое место занимают акты административно-правового характера, что вполне естественно, поскольку использова- ние именно административно-правовых средств является непременным условием эффективной реализация нормативных предписаний органи- зационного, технического и технологического характера, широко применяемых в сфере управ- ления транспортом. Поскольку административное право изначально является правом управленче- ским, а административно-процессуальные нормы обеспечивают исполнение регламентов и проце- дур, имеющих крайне широкое распространение на транспорте и особую значимость для обеспече- ния законности и дисциплины участников транс- портных правоотношений, использование норм административного материального и процессу- ального права для регулирования отношений, воз- никающих по поводу обеспечения транспортной сфере, является закономерным[6, С. 57-58]. К имеющим особое, определяющее, значение правовым актам, регулирующим вопросы, являю- щиеся предметом настоящего исследования, сле- дует, в первую очередь, отнести Федеральный закон от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», устанавливающий принципиаль- ные, понятийно-категориальные, правовые и орга- низационные основы соблюдения и обеспечения транспортной безопасности. В ракурсе анализа административно-правовых основ обеспечения транспортной безопасности следует подчеркнуть, что Закон содержит легализованную характери- стику существенных для обеспечения транспорт- ной безопасности процедур. Следует отметить, что Закон использует в инте- ресах правового регулирования исследуемых нами отношений помимо собственно понятия «обеспе- чение транспортной безопасности», также и тер- мин «соблюдение транспортной безопасности». При этом обеспечение транспортной безопас- ности определено как реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспорт- ного комплекса, соответствующих угрозам совер- шения актов незаконного вмешательства, которая, как следует из нормы ст. 4 Закона, осуществля- ется субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, государственными органами исполнительной власти, органами местного само- управления. Правовую основу обеспечения транспортной безопасности определяет Федеральный закон от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспорт- ной безопасности», которым установлены основ- ные цели и задачи обеспечения транспортной безопасности и предусмотрены направления image повышения уровня защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. В частности, целями обеспечения транс- портной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, под кото- рыми понимаются противоправные деяния, в том числе террористические акты, угрожающие без- опасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо соз- давшее угрозу наступления таких последствий. При этом специалистами в сфере транспортного права основательно отмечается недостаточно четкое и однозначное определение транспортной безопасности, указывается на насущную потреб- ность правового закрепления принципиальных и процессуальных вопросов, связанных с обеспе- чением транспортной безопасности [4], оценки уязвимости и обеспечения безопасности транс- портной инфраструктуры [7], обосновывается необходимость оптимизации системы подготовки сил обеспечения транспортной безопасности [5] и др. проблемные вопросы правового и орга- низационного обеспечения транспортной безо- пасности, направления совершенствования зако- нодательства. В связи с имеющимися пробелами законо- дательного обеспечения особо важное место в системе правового регулирования обеспечения транспортной безопасности занимают подзакон- ные акты, устанавливающие подходы к распреде- лению и собственно реализации функций органов исполнительной власти по защите суверенитета и независимости, безопасности и целостности России. К числу таковых относится, в частности, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Рос- сийской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683), Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоря- жением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р), а также Концеп- ция противодействия терроризму в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. Например, особо интересующая нас Транс- портная стратегия предусматривает комплекс мероприятий, реализация которого, по мнению разработчиков, позволит достичь соответствую- щего международными национальным требова- ниям уровня безопасности движения, полетов и судоходства, транспортной инфраструктуры и транспортных средств от противоправных действий, в том числе террористической направ- ленности. Помимо того, Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транс- порте, утвержденной распоряжением Прави- тельства Российской Федерации от 30 июля 2010 года № 1285-р, предусмотрен ряд мероприятий по обеспечению безопасности функционирова- ния, в том числе, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. В частности реализована задача по определению угроз совершения актов незаконного вмешательства. Приказом Минтранса России, ФСБ России и МВД России от 5 марта 2010 г. № 52/112/134 утвержден Перечень потен- циальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транс- портной инфраструктуры и транспортных средств. Приказом Минтранса России от 12 апреля 2010 г. № 87 утвержден Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструк- туры и транспортных средств. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. № 1257 утверж- дены Правила обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транс- портных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транс- портных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, а также Правила проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведе- ний в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транс- портной безопасности, или выполняющих такую работу. image На основании Порядка установления коли- чества категорий и критериев категорирова- ния объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом image Минтранса России от 21 февраля 2011 г. № 62, проводится категорирование соответствующих объектов и средств. Правительством Российской Федерации определены требования и меры по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, а также требования к антитеррористической защи- щенности объектов (территорий), для различных категорий объектов транспортной инфраструк- туры и транспортных средств, с учетом различных критерием, например, расположенных на земель- ных участках, прилегающих к объектам транспорт- ной инфраструктуры. В частности: постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. № 495 утверждены требования по обеспечению транспортной безо- пасности, в том числе требования к антитеррори- стической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструк- туры и транспортных средств железнодорожного транспорта; постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. № 410 утверждены требования по обеспечению транспортной безо- пасности, в том числе требований к антитеррори- стической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов; постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 г. № 924 утверж- дены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитер- рористической защищенности объектов (терри- торий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства; постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. № 678 утверждены требования по обеспечению транспортной безо- пасности, в том числе требования к антитеррори- стической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструк- туры и транспортных средств морского и речного транспорта; image постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2014 г. № 1208 утверж- дены требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфра- структуры или транспортных средствах, по видам транспорта. Наличие многочисленных актов различ- ного уровня, определяющих как направления, формы и методы правового и организационного обеспечения транспортной безопасности, так и процессуальные вопросы деятельности органов государственной власти, сил обеспечения транс- портной безопасности, детерминирует возрастание роли и значения норм административного права в указанной сфере. С другой стороны, эффектив- ное использование потенциала норм материаль- ного и процессуального административного права возможно только при условии их систематизации на основе обеспечения единства подходов и тер- минологии, что в настоящее время является весьма проблемным в силу противоречивости и коллизи- онности правовой основы обеспечения транспорт- ной безопасности. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что работа по научному сопровожде- нию проблем правового обеспечения транспортной безопасности является перспективным направле- нием правовой науки, обеспечивающим должную степень эффективности совершенствования рос- сийского законодательства.