THE ADMINISTRATIVE AND LAW ASPECTS OF SUPPORT TRANSPORT SAFETY
Abstract and keywords
Abstract (English):
Based on the application of the formal-dogmatic method, within the framework of the system-law approach, the norms of the modern Russian transport legislation were researched, which made it possible to justify the need to improve the system of administrative and law regulation of relations in the field of ensuring transport safety both in the process of transport operation and the use of transport infrastructure facilities. The results of the researching made it possible to reveal a number of contradictions and gaps in the legislation, to suggest some development of the organizational and law components of the system of ensuring transport security in the face of growing threats to transport security. The scientific results presented in the paper can serve as a starting point for further discussion about the prospects, trends and directions of development of modern domestic legislation in the interests of ensuring transport safety.

Keywords:
transport, administrative and law regulation, transport safety
Text
Text (PDF): Read Download

Важным направлением в решении вопросов обеспечения транспортной безопасности является разработка и совершенствование организационно- правовых мер, направленных на обеспечение безо- пасности транспортной инфраструктуры, а также профилактику и пресечение противоправных деяний, угрожающих безопасной деятельности российского транспортного комплекса и соответ- ственно жизни и здоровью людей [1, С. 52]. Следует отметить, что вопросы обеспечения транспортной безопасности, в том числе, и в рам- ках правового анализа, весьма основательно изу- чены и проанализированы в научных публикациях. При этом основательно указывается на смысловую image image Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 19-011-00658 «Транспортная безопасность: теоретико-правовые основы, административно-правовые и уголовно-правовые средства обеспечения в Российской Федерации». image и формально-юридическую небрежность имею- щихся в позитивном праве России определений. Например, Н.А. Духно обоснованно отмечает: «… настораживает процесс принятия нормативных правовых актов с ошибочным включением положе- ний, где термином «безопасность» называется явле- ние, которое представляет собой опасность. Это касается, прежде всего, тех правовых актов, в кото- рых выражены положения к уровням безопасности. По своей природе безопасность не может иметь ни уровней, ни степеней. Безопасность либо есть, либо ее нет, она - одно целое, без деления на уровни, и безопасность всегда будет, когда нет опасности. Достоверное представление сущности безопасно- сти логично ведет мысль к возможному установ- лению уровней опасности во всех тех местах, где безопасности нет, а есть реальные угрозы. … Под- меняя фактическую опасность, пониманием безо- пасности, преднамеренно прикрываясь уровнями, мы умышленно притупляем бдительность ответ- ственных лиц, обязанных обеспечить безопасность на транспорте, принуждая их представлять опас- ность как некую безопасность» [2, С. 12]. На достаточно распространенные факты под- мены правовых понятий «транспортная безо- пасность», «безопасность на транспорте», «безо- пасность в сфере транспорта», «безопасная дея- тельность транспортного комплекса» и иных однородных юридических терминов и определений, широко используемых в российском законодатель- стве, неоднократно указывали представители пра- вовой науки [3, С. 27-28; 4. С. 19; 6. С. 23; 7. С. 7, 11-12 и далее]. image Сложившаяся ситуация детерминирована, в первую очередь, тем обстоятельством, что пра- воотношения, возникающие по поводу и в про- цессе обеспечения транспортной безопасности, регламентированы многочисленными законо- дательными и подзаконными актами различной отраслевой принадлежности и юридической силы. В числе указанных актов особое место занимают акты административно-правового характера, что вполне естественно, поскольку использова- ние именно административно-правовых средств является непременным условием эффективной реализация нормативных предписаний органи- зационного, технического и технологического характера, широко применяемых в сфере управ- ления транспортом. Поскольку административное право изначально является правом управленче- ским, а административно-процессуальные нормы обеспечивают исполнение регламентов и проце- дур, имеющих крайне широкое распространение на транспорте и особую значимость для обеспече- ния законности и дисциплины участников транс- портных правоотношений, использование норм административного материального и процессу- ального права для регулирования отношений, воз- никающих по поводу обеспечения транспортной сфере, является закономерным[6, С. 57-58]. К имеющим особое, определяющее, значение правовым актам, регулирующим вопросы, являю- щиеся предметом настоящего исследования, сле- дует, в первую очередь, отнести Федеральный закон от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», устанавливающий принципиаль- ные, понятийно-категориальные, правовые и орга- низационные основы соблюдения и обеспечения транспортной безопасности. В ракурсе анализа административно-правовых основ обеспечения транспортной безопасности следует подчеркнуть, что Закон содержит легализованную характери- стику существенных для обеспечения транспорт- ной безопасности процедур. Следует отметить, что Закон использует в инте- ресах правового регулирования исследуемых нами отношений помимо собственно понятия «обеспе- чение транспортной безопасности», также и тер- мин «соблюдение транспортной безопасности». При этом обеспечение транспортной безопас- ности определено как реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспорт- ного комплекса, соответствующих угрозам совер- шения актов незаконного вмешательства, которая, как следует из нормы ст. 4 Закона, осуществля- ется субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, государственными органами исполнительной власти, органами местного само- управления. Правовую основу обеспечения транспортной безопасности определяет Федеральный закон от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспорт- ной безопасности», которым установлены основ- ные цели и задачи обеспечения транспортной безопасности и предусмотрены направления image повышения уровня защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. В частности, целями обеспечения транс- портной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, под кото- рыми понимаются противоправные деяния, в том числе террористические акты, угрожающие без- опасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо соз- давшее угрозу наступления таких последствий. При этом специалистами в сфере транспортного права основательно отмечается недостаточно четкое и однозначное определение транспортной безопасности, указывается на насущную потреб- ность правового закрепления принципиальных и процессуальных вопросов, связанных с обеспе- чением транспортной безопасности [4], оценки уязвимости и обеспечения безопасности транс- портной инфраструктуры [7], обосновывается необходимость оптимизации системы подготовки сил обеспечения транспортной безопасности [5] и др. проблемные вопросы правового и орга- низационного обеспечения транспортной безо- пасности, направления совершенствования зако- нодательства. В связи с имеющимися пробелами законо- дательного обеспечения особо важное место в системе правового регулирования обеспечения транспортной безопасности занимают подзакон- ные акты, устанавливающие подходы к распреде- лению и собственно реализации функций органов исполнительной власти по защите суверенитета и независимости, безопасности и целостности России. К числу таковых относится, в частности, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Рос- сийской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683), Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоря- жением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р), а также Концеп- ция противодействия терроризму в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. Например, особо интересующая нас Транс- портная стратегия предусматривает комплекс мероприятий, реализация которого, по мнению разработчиков, позволит достичь соответствую- щего международными национальным требова- ниям уровня безопасности движения, полетов и судоходства, транспортной инфраструктуры и транспортных средств от противоправных действий, в том числе террористической направ- ленности. Помимо того, Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транс- порте, утвержденной распоряжением Прави- тельства Российской Федерации от 30 июля 2010 года № 1285-р, предусмотрен ряд мероприятий по обеспечению безопасности функционирова- ния, в том числе, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. В частности реализована задача по определению угроз совершения актов незаконного вмешательства. Приказом Минтранса России, ФСБ России и МВД России от 5 марта 2010 г. № 52/112/134 утвержден Перечень потен- циальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транс- портной инфраструктуры и транспортных средств. Приказом Минтранса России от 12 апреля 2010 г. № 87 утвержден Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструк- туры и транспортных средств. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. № 1257 утверж- дены Правила обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транс- портных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транс- портных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, а также Правила проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведе- ний в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транс- портной безопасности, или выполняющих такую работу. image На основании Порядка установления коли- чества категорий и критериев категорирова- ния объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом image Минтранса России от 21 февраля 2011 г. № 62, проводится категорирование соответствующих объектов и средств. Правительством Российской Федерации определены требования и меры по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, а также требования к антитеррористической защи- щенности объектов (территорий), для различных категорий объектов транспортной инфраструк- туры и транспортных средств, с учетом различных критерием, например, расположенных на земель- ных участках, прилегающих к объектам транспорт- ной инфраструктуры. В частности: постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. № 495 утверждены требования по обеспечению транспортной безо- пасности, в том числе требования к антитеррори- стической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструк- туры и транспортных средств железнодорожного транспорта; постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. № 410 утверждены требования по обеспечению транспортной безо- пасности, в том числе требований к антитеррори- стической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов; постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 г. № 924 утверж- дены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитер- рористической защищенности объектов (терри- торий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства; постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. № 678 утверждены требования по обеспечению транспортной безо- пасности, в том числе требования к антитеррори- стической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструк- туры и транспортных средств морского и речного транспорта; image постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2014 г. № 1208 утверж- дены требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфра- структуры или транспортных средствах, по видам транспорта. Наличие многочисленных актов различ- ного уровня, определяющих как направления, формы и методы правового и организационного обеспечения транспортной безопасности, так и процессуальные вопросы деятельности органов государственной власти, сил обеспечения транс- портной безопасности, детерминирует возрастание роли и значения норм административного права в указанной сфере. С другой стороны, эффектив- ное использование потенциала норм материаль- ного и процессуального административного права возможно только при условии их систематизации на основе обеспечения единства подходов и тер- минологии, что в настоящее время является весьма проблемным в силу противоречивости и коллизи- онности правовой основы обеспечения транспорт- ной безопасности. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что работа по научному сопровожде- нию проблем правового обеспечения транспортной безопасности является перспективным направле- нием правовой науки, обеспечивающим должную степень эффективности совершенствования рос- сийского законодательства.
References

1. Zemlin A.I., Pischelko A.V. Aktual'nye voprosy pravovogo obespecheniya transportnoy bezopasnosti / V sbornike: Bor'ba s pravonarusheniyami v sfere ekonomiki: pravovye, processual'nye i kriminalisticheskie aspekty Sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii v ramkah mezhdunarodnogo yuridicheskogo foruma "Pravo i ekonomika: nacional'nyy opyt i strategii razvitiya", 2019. - S. 51-54.

2. Duhno N.A. Bezopasnost' i urovni opasnosti na transporte // Transportnoe pravo i bezopasnost'. - 2018. - № 4(28). - S. 11-18.

3. Koryakin V.M. O sootnoshenii ponyatiya «transportnaya bezopasnost'» so smezhnymi ponyatiyami v oblasti bezopasnosti na transporte // Transportnoe pravo i bezopasnost'. - 2017. - № 11. - S. 26-32.

4. Koryakin V.M. Ponyatie transportnoy bezopasnosti i ee mesto v obschey sisteme nacional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii // Transportnoe pravo i bezopasnost'. - 2016. - № 3. - S. 17-24.

5. Zemlin A.I., Leschov G.Yu., Openyshev O.S., Pavlova V.A., Holikov I.V. Pravovye problemy obespecheniya transportnoy bezopasnosti: monografiya / pod obsch. red. A. I. Zemlina ; predisl. N. A. Duhno. - M.: Yuridicheskiy institut MIIT, 2018.

6. Zemlin A.I. Tehnicheskoe regulirovanie v sisteme administrativno-pravovogo obespecheniya transportnoy bezopasnosti (na primere zheleznodorozhnogo transporta) // Yuridicheskaya nauka. - 2019. - № 6. - S. 57-64.

7. Zemlin A.I., Holikov I.V., Mel'nikova A.A. Aktual'nye problemy pravovogo obespecheniya bezopasnosti transportnoy infrastruktury: monografiya. - M.: YuI MIIT, 2019.

Login or Create
* Forgot password?