GENESIS AND FURTHER DEVELOPMENT OF SECURITY UNDERSTANDING
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article investigates the evolution of the views of representatives of political and legal thought of different eras on the category of security and the reflection of these views in attempts to formulate a definition of security. The understanding of security progressed along with the degree of a person’s awareness of himself as an individual and as a member of a social collective, of society as a whole.

Keywords:
definition, security, law, state, political and legal teachings, nature of security
Text
Publication text (PDF): Read Download

Потребность в обеспечении собственной без- опасности (самосохранении) изначально заложена природой в любом биологическом организме. В настоящее время, вопросы обеспечения безо- пасности в силу объективных причин поставлены современным обществом в центр международной жизни, и от того, как они будут решаться, в значи- тельной мере зависят перспективы дальнейшего развития цивилизации, её «архитектура безопас- ности» [1, с. 404]. Сказанное подчеркивает, что безопасность превратилась в главнейший объект современных международных отношений и меж- дународного права. В процессе генезиса и последующего развития взглядов на безопасность, поисков эффективных средств её обеспечения менялось и лексическое значение самого термина «безопасность». Следует согласиться с мнением Р.В. Четверткова, полага- ющего, что «безопасность» есть понятие динами- ческое, гибкое, никогда не постоянное, способное к саморазвитию и самореализации [2]. На самых ранних этапах человеческого суще- ствования идея безопасности координировалась с весьма простой нравственной нормой: «не делай другому того, чего не хочешь, чтобы другие делали тебе». Именно в этой простейшей нравственной image * Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 19-011-00658 «Транспортная безопасность: теоретико-правовые основы, административно-правовые и уголовно-правовые средства обеспечения в Российской Федерации» image Национальная безопасность и стратегическое планирование 5 image норме, по мысли С.И. Беглова, была заложена первейшая гарантия личной безопасности [3, с. 44]. В родоплеменном обществе именно род обе- спечивал безопасность индивидууму. Первые постулаты безопасности воспринимались через традиции, обычаи, ритуалы и другие катего- рии древней общественной жизни. Дж. Вайс и Г. Сэмпсон называют их паттерны повторения. Повторяясь из поколения в поколение варианты «безопасного, правильного поведения», позволяли человеку хорошо приспосабливаться к жизни, а затем и самому стремиться воспроизводить их как эмоционально позитивные ситуации. Чем больше подчинялся человек регламентам рода и племени, тем в большей степени безопасности он полагался окружающими соплеменниками [4, с. 56]. Указывая на род и племя как базовые эле- менты, вокруг которых формируется тради- ция безопасности, английский исследователь Дж. Боулби, связывает эти процессы с чувством привязанности. В рамках теории привязан- ности возникновение чувства безопасности у человека объясняется следующими моментами. Во-первых, окружение рода и племени было для человека личностно знакомо. Во-вторых, человек точно был уверен в том, что при первой опасности соплеменники придут на его защиту. Негативным моментом такой привязанности Дж. Боулби спра- ведливо указывает возникающую зависимость конкретного индивида от своего рода или пле- мени, поскольку вне его защиты человек всегда чувствовал себя в опасности. Заслуживает внима- ния здесь мысль Дж. Боулби о том, что отсутствие безопасности (вне защиты соплеменников) могло толкнуть человека и на противоправное пове- дение, как реакцию на «страшную, незнакомую ему действительность» [5, с. 235]. В связи со сказанным любопытным представ- ляется утверждение части криминологов о том, что чем менее социализирован преступник, тем боль- шую опасность он может представлять обществу [6, с. 27-28]. На первый взгляд, благая вроде бы цель оградить общество от лиц, преступивших закон, возводя дополнительные запреты на их полноцен- ную жизнь в рамках общества (различные адми- нистративные запреты для бывших осужденных на передвижение, работу и проч.), ужесточение условий отбывания наказания путем существен- ного сужения рамок общения (взаимодействия) с обществом на деле приводит к ассоциализации личности преступника и порождает в его лице ещё бóльшую опасность для общества. Обычное право племени, как указывал профес- сор университета Глазго У. Маккечни, подготовило прекрасную почву для последующего восприятия права человеком уже как члена государства и юри- дизации прежде существовавших в древних обще- ствах отношений [7, с. 309]. Однако на каком-то этапе развития человеческой цивилизации нормы личной этики, регламентировавшие безопасность, стали все больше расходиться с практикой правя- щих групп и государства. Именно с возникновением государства, верно отмечает Д.Н. Калачев, оно берет на себя функции и полномочия главного гаранта безопасности [8, с. 385], поскольку граждане где добровольно, а где вынужденно, доверяют теперь свою безопасность центральной власти. Как негативный оценивал этот момент в истории человечества Э. Фромм, указав, что компенсацией за организацию без- опасность человека государством, стало для него ощущение личной ничтожности. Дихтомия «свобода - безопасность», конфликт между стрем- лением к свободе и стремлением к безопасности становится, по его мнению, с этого времени боль- шой проблемой человечества [9, с. 140]. Считается, что одно из первых лексических зна- чений термина «безопасность» было дано в 1190 г. в словаре английского ученого-философа Роберта Гроссетеста, который под указанным термином понимал спокойное состояние духа человека, счи- тавшего себя защищенным от любой опасности [10, с. 10]. В данном определении мы видим акцен- тирование безопасности на спокойном состоянии духа. И это далеко не случайно, поскольку наука этого периода представляла из себя «безраздель- ное царство теологии». Отсюда спокойное состо- яние души (духа) человека ставится во главу угла в философии безопасности. image Только на рубеже XVI-XVII вв. в философии Ф. Бэкона и Б. Спинозы термин «безопасность» получает новую трактовку как «состояние, ситу- ация спокойствия, появляющаяся в результате отсутствия реальной опасности, а также матери- альные, политические условия, соответствующие image органы и организации, способствующие созданию данной ситуации». Научный интерес к формально- логической интерпретации понимания безопасно- сти и стремление выработать соответствующую терминологию, адекватно отражающую сущность безопасности, были обусловлены стремительным развитием науки и техники в этот период времени. Теперь незнание грозило опасностью, скрытой угрозой. Так, в частности, преодоление незна- ния (неизвестности) в великих географических открытиях было направлено и в том числе на обе- спечение безопасности мореплавания человече- ства. Географические открытия были невозможны без развития наук (математики, астрономии, кар- тографии). Тем самым безопасность все более вов- лекалась в научную орбиту и требовала выработки своего научного определения. Поэтому далеко не случайно, что одно из первых научных определе- ний безопасности появляется в трудах Ф. Бэкона и Б. Спинозы, стремившихся обосновать важ- ность науки для обеспечения безопасности госу- дарства и общества [11, с. 17-18; 12, с. 254-298]. Однако формирующиеся государства, по выра- жению английского философа XVII в. Т. Гоббса являлись субъектами «еще с неустоявшимися территориями» [13, с. 93]. Поэтому и понимание безопасности изначально приобретает «меж- дународный» характер, как защита интересов своих граждан от притязания других государств [14, с. 250]. Но эту роль государство вынуждено было играть в одиночку, «полагаясь, - как писал Т. Гоббс, - только на свои силы» [13, с. 94]. Отсюда в понимании безопасности появляется националь- ный аспект. Понадобится еще почти 250 лет, прежде чем идея «национальной безопасности», промель- кнувшая в размышлениях Т. Гоббса, приобретет законченное научное оформление в виде док- трины Ганса Моргентау и его школы прагматизма сводящей понимание безопасности как военно-си- лового способа её обеспечения [15, с. 29]. Однако нужно понимать, что «национальная безопас- ность» фигурирует в доктрине Г. Моргентау не как самостоятельная категория, а как основной, дви- жущий элемент собственно категории «безопас- ность» имеющей по-прежнему «международный характер», поскольку «национальные интересы» есть главный фактор реализации внешней политики государства. Не случайно доминантой инте- ресов безопасности по Г. Моргентау выступают, по его терминологии, «постоянные, основопола- гающие интересы» такие как: защита территори- альной целостности, населения, государственных институтов от внешней опасности. Вместе с тем, идеи Г. Моргентау по выделению так называе- мых «преходящих, промежуточных интересов» позволили впервые, с одной стороны, на научном уровне говорить о том, что категория «безопас- ность» не является статичной [16, с. 92], а с другой стороны, поставили под вопрос вообще воз- можность сформулировать устойчивое понятие «безопасности» в условиях постоянно меняю- щихся «преходящих» интересов безопасности. image Последующие критики доктрины прагма- тизма не разглядели в ней указанных двух нова- ций в подходе к определению безопасности, сосредоточив свое внимание на «военно-сило- вой» составляющей этой доктрины. Так, в част- ности, узкое понимание смысла безопасности последователями Г. Моргентау, было подвергнуто критике зародившимся в 60-70-е гг. ХХ в. дви- жением глобалистов, которые стали рассматри- вать безопасность как комплексную категорию, включающую помимо собственно безопасности общества от военных конфликтов, экономических кризисов еще и безопасность окружающей среды, безопасности ресурсов, необходимых для суще- ствования человечества и проч. Но сама теория глобализма в своем понимании безопасности еще далека от совершенства и не избежала внутрен- них противоречий. С одной стороны, вслед за Джеймсом Розенау низвергнув государство с пье- дестала единственного гаранта безопасности в ряд «автономных властных акторов» [17, с. 13], выступающего «лишь в качестве одного из игро- ков» по обеспечению безопасности, с другой сто- роны, например, Йель Х. Фергюссон и Ричард У. Мансбах указывая на то, что любой феномен, в том числе и безопасность, можно рассматри- вать с разных точек зрения и такой подход дает множество частично правильных интерпретаций, пишут одновременно о «главенстве восприятия» этого термина, характерного «для лиц, принима- ющих решения» (имея в виду здесь государствен- ных служащих, а в их лице - снова государство). Одновременно с этим указанные авторы пытаются image отвергать «стойкий государствоцентризм» в оцен- ках безопасности концепции Александра Вендта [18, с. 18-26]. Новый вектор в дискуссии о понимании безопасности обозначился в 80-е гг. ХХ в., когда профессор Принстонского университета Ричард Ульман и англо-канадский ученый Барри Бузан заговорили о безопасности самого человека, у тверждая при этом, что государство, ранее позиционируемое как основной гарант безопас- ности, само является источником опасности для личности [19, с. 133; 20]. Однако вряд ли эти взгляды можно назвать абсолютно новым словом в науке о безопасности. По своей сути названные авторы реанимировали весьма старую дискуссию известную еще с эпохи Просвещения о том: явля- ется государство добром или злом для человека, дополнив её проблематикой понимания безопас- ности. Государство, в концепциях либеральных гуманистов с самого начала своего существо- вания эксплуатировало «циничную тему веч- ного состояния небезопасности» возведя в ранг государственной мудрости и доктрины такие, например, постулаты: «человек человеку волк», «чем больше оружия - тем больше безопасности», а сама безопасность олицетворялась «частоколом охранительных мер вокруг всего и вся… став- кой на запугивание» [3, с. 44]. Естественно, что человеческая личность в этих условиях, её права и интересы могли попираться государством в любой момент, как только создавалась явная или мнимая угроза безопасности, в том её понимании государственного практицизма и эгоизма. image Таким образом, генезис безопасности показы- вает нам путь перехода от биологической реакции, направленной на сохранение собственной жизни от всеохватывающей опасности окружавшего древнего человека мира до выработки научной категории «безопасности». Переходу осмысле- ния безопасности из обыденности и практицизма в научную плоскость способствовало стремитель- ное развитие науки и техники, повлекшее за собой необходимость формально-логически интерпре- тировать понимание безопасности и выработать соответствующую терминологию, адекватно отра- жающую сущность безопасности. Однако смена вектора в понимании безопасности после Вто- рой мировой войны, когда на смену государствоцентричной модели приходит «нетрадиционная» модель - «человекоцентричного» понимания безо- пасности, вновь дала пищу для научного дискурса на эту тему.
References

1. Elyes Ben Hamida, Hassan Noura, Wassim Znaidi. Security of Cooperative Intelligent Transport Systems: Standards, Threats Analysis and Cryptographic Countermeasures // Electronics. - 2015. - № 4 (3). - P. 380 - 423

2. Chetvertkov R.V. Razvitie predstavleniy o bezopasnosti Rossii (XI-XVII vv.) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://old.ihst.ru/~biosphere/Mag_1/Save.htm (data obrascheniya: 10.10.2019)

3. Beglov S.I. Bezopasnost' svoya, bezopasnost' chuzhaya // Mezhdunarodnaya zhizn'. - 1988. - № 4 (aprel'). - S. 37 - 45

4. Gassner S., Sampson H., Weiss J. & Brumer S. The emergence of warded-off contents // Psychoanalysis and Contemporary Thought. - 1982. - № 5 (1). - R. 55 - 75

5. Bowlbu J. Attachment and loss volume l Attachment. Second Edition. -NY: Basic Books; 2nd edition, 1983. - 436 p

6. Sundurov F.R. Lishenie svobody i social'no-psihologicheskie predposylki ego effektivnosti. - Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 1980. - 216 s

7. Mac Kechnie W. The state and the individual, an introduction to Political Science, with special reference to Socialistic and Individualistic Theories. Glasgow: J. MacLehose and sons, 1896. - 530 p

8. Kalachev D.N. Bezopasnost': evolyuciya ponyatiya // Trendy i upravlenie. - 2014. - № 4(8). - S. 385-391

9. Fromm E. Begstvo ot svobody. Chelovek dlya sebya / per. s angl. - M.: AST: AST Moskva, 2006. - 571 s

10. Ekonomicheskaya bezopasnost': uchebnik dlya vuzov / pod obsch. red. L.P. Goncharenko. ٢-e izd., dop. i perab. - M.: Yurayt, 2018. - 340 s

11. Bekon F. Sochineniya: v 2 t. 2-e ispr. i dop. izd. T. ١. - M.: AN SSSR, Mysl', 1977. - 567 s

12. Spinoza B. Sochineniya: v 2 t. T. 2. - SPb.: Nauka, 1999. - 630 s

13. Gobbs T. Sochineniya: v 2 t. T. 1. - M., 1989. - 583 s

14. Bezopasnost' lichnosti, obschestva, gosudarstva: Monografiya: v 2 t. / Pod obsch. red. akad. O.A. Kolobova. T. 1. - Nizhniy Novgorod: FMO/ISI NNGU; Izd-vo AGPI im. A.P. Gaydara, 2008. - 356 s

15. Morgenthau Hans J. Politics Among Nations. The Struggle for Power and Peace. 2nd ed., rev. and enl. - New York: Alfred A. Knopf, 1955. - 600 p

16. Morgenthau H. In Defence of the National Interest: A Critical Examination of American Foreign Policy. - New York, 1952. - 283 p

17. Rosenau N. James. Governance Without Government: System of Rule in World Politics. - Los Angeles: Institute for Transnational Studies, University of Southern California, 1987. - 324 p

18. Ferguson Yale H., Mansbach Richard W. Remapping global politics. History’s revenge and future shock. - Cambridge: Cambridge univ. press, 2004. - 366 p

19. Ullman, R. Redefining Security // International Security. - 1983. -Volume 8. - № 1. - P. 129 - 153

20. Buzan B. People, States and Fear: The National Security Problem in International Relations. Second Edition. - Copenhagen Peace Research Institute (COPRI); Chapel Hill, NC: Univ. Of North Carolina Press, 1983. - 262 p

Login or Create
* Forgot password?