Text (PDF):
Read
Download
МЧС России сегодня развивает сотрудниче- ство с гражданским обществом в сфере обеспе- чения безопасности граждан от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и обеспечения безопасности людей на водных объектах. Зачастую молодежь становится жертвами чрезвычайных ситуаций, в первую очередь, из-за неумения правильно действовать при возникно- вении различных ЧС и неумения своевременно и грамотно оказать первую помощь себе и окру- жающим. Фактически, граждане, становящиеся волонтерами должны обладать элементарными зна- ниями в области гражданской безопасности и про- филактики рисков бедствий, чтобы предупредить происшествия заблаговременно. Сегодня вопрос о развитии системы добровольческой и волонтер- ской деятельности остается актуальным и в России и за рубежом. В исследовании институционального регу- лирования деятельности волонтеров уделяется внимание таким проблемам как взаимодействие с неофициальными волонтерами, регистрация волонтеров, разработка программ поддержки групп волонтеров, организационно-координа- ционная работа всех подуровней управления, информационное содействие (обеспечение доступа к информации о наборе волонтеров и о программах волонтерской работы в стране; информационное освещение основных событий, мероприятий, кам- паний и акций). Влияние опасностей природного характера на развитие потенциала институтов и общества в Латинской Америке С о ю з южн о ам ер ика н ских г о с у дар с тв (UNASUR) - это один из самых урбанизирован- ных регионов в мире, более 4 миллионов человек проживают в крупных городах с высокими пока- зателями сейсмической угрозы, а городское насе- ление в нем составляет 80,6 процентов. Самая частая угроза, сопутствующая наводнениям в сезон дождей и преобладанию экстремальной погоды связана с феноменом «Эль Ниньо» - климатиче- скими аномалиями, которые способны вызвать в регионе засуху, водный дефицит, а периодами сильные штормы и ураганы. image В процентном отношении геофизических явлений (оползни, землетрясения - 9,8%) знаimage чительно меньше, чем наводнений. В Перу заре- гистрирована сейсмическая активность 85% от мирового показателя [3]. В Колумбии в период с 1970-го года по 2011- ый год было зарегистрировано 28000 случаев мас- штабных бедствий. За пятнадцать месяцев 2010 и 2011 гг. число катастроф составило одну четверть от числа событий прошлых десятилетий. Число стихийных бедствий возрастает на фоне роста населения и возникновения высоких рисков потерь материальных благ. Часть территорий страны (36%) подвержена высокому уровню сейсмической опас- ности, также высока вероятность наступления наводнений (28% территорий) и крупных смеще- ний подземных масс (8% территорий). Региональная организация Союза Южноаме- риканских Наций (UNASUR) активно работала над проблемой гражданской безопасности и защиты, борьбы с природными бедствиями. Прогресс в области управления рисками отмечен как усилен- ным общественным участием, так и разработкой межгосударственных и региональных протоколов для управления действиями в ЧС и гуманитарной помощью. С целью укрепления координации деятельно- сти ЧС и международного потенциала Федерация Обществ Красного Креста и Красного Полуме- сяца совместно с Андским Комитетом по преду- преждению и ликвидации последствий бедствий (CAPRADE), а также Департаментом гуманитар- ной помощи и гражданской защиты Европейской комиссии DG-ECHO разработали программу. В программе содержится единый стандарт для под- готовки волонтеров в странах андийского региона (Боливия, Эквадор, Колумбия, Перу), способству- ющий слаженной координации и эффективному сотрудничеству национальных структур и участ- ников волонтерского сектора. Вопросы координированного управления и определение волонтерства как деятельности, направленной на защиту населения и ликвидацию ЧС в национальной системе гражданской обороны при чрезвычайных ситуациях image Достаточно активно сегодня обсуждается вопрос о включении волонтерских организаций в официальную систему реагирования на чрез- вычайные ситуации. Во многих развитых стра- нах созданы институциональные механизмы для привлечения, обучения и удержания волонтеров в организациях. В 1965 г. в Колумбии была создана обществен- ная и гуманитарная организация, у нее большой опыт обучения волонтеров, она имеет свою сеть центров и школ профессиональной подготовки. Сегодня в штате работают 103308 волонтеров, основную часть операций выполняют именно они. В центрах обучают детей от 7 до 14 лет. Они проходят курсы и получают сертификат «Юный гражданин». За прошлый год было сертифициро- вано 163 волонтера, им преподавали технические дисциплины в области управления риском, поис- ково-спасательных работ, социальной помощи, менеджмента окружающей среды [4]. Координированное управление обеспечивает безопасность волонтеров в ликвидации ЧС и бед- ствий крупномасштабного характера. Здесь играет роль информационное и организационное сопро- вождение региональных центров подготовки, пожарно-спасательных подразделений и органов безопасности, участия волонтеров в запланиро- ванных мероприятиях. Для обеспечения безопас- ности важны профилактические мероприятия. Жители зон регулярно повторяющихся геофизи- ческих явлений должны быть заранее проинфор- мированы об опасности, обучены и подготовлены к действиям при угрозе и во время наводнения. С получением прогноза наводнения население должно быть оповещено через сеть радио, теле- визионное вещание или интернет. В сообщении об угрозе кроме данных геопортала указываются ожидаемое время наступления и масштаб бедствия по прогнозу территории, порядок действий населе- ния тех или иных населенных пунктов. В большинстве стран Латинской Америки вопросами управления рисками и вопросами оказания технической поддержки волонтерам занимаются инстит у т гражданской обороны и секретариат управления рисками. В 2016 г. Колумбия и Эквадор участвовали в подписании межнационального протокола о сотрудниче- стве национальных систем управления рисками. Предполагалось, что данное соглашение положит начало техническому сотрудничеству в области снижения рисков и борьбы с бедствиями, ока- зания гуманитарной помощи на приграничных территориях. В развитии протокола участвовали image инстит у ты гражданской обороны, пожарные службы, организация Красного Креста, нацио- нальные таможенные управления, миграцион- ные службы, министерство иностранных дел, министерство здравоохранения, Колумбийский институт сельского хозяйства. Директор отделе- ния изучения рисков колумбийского ведомства подчеркивал, что «грамотное освещение рисков, связанных с бедствиями это надежная стратегия, которая будет способствовать развитию потенци- ала добровольческих корпусов, кроме того рабо- тающие волонтеры приобретут более уверенную, гибкую и ускоренную способность действовать в результате наступления чрезвычайного события или бедствия» [5]. В Мексике вопрос об ответственном коорди- нированном управлении волонтеров решается как на национальном, так и на местном уровне. Сотрудники комитета гражданской безопасно- сти пришли к выводу, что помимо плана действий необходимо иметь также координационный план. Он должен стать основным рабочим документом для организации представителей общественного сектора, гражданских корпусов волонтеров и нефор- мальных волонтеров, и также инструментом взаи- модействия в управлении ЧС для национальных и муниципальных органов, отделения Красного Кре- ста, полиции и местных пожарных отделений [6]. В Экв а дор е ко ординационные гру ппы по вопросам гражданской обороны и управления рисками чрезвычайных ситуаций сотрудничают с Управлением по связи и Национальным коор- динационным центром, чтобы совместно решать задачи развития волонтерской деятельности. Задачи состоят в том, чтобы набрать волонтеров и утвердить учебный план для каждого индиви- дуально. Учебно-подготовительная программа включает в себя не только изучение предметов на тематику управления рисками и гражданской обороны чрезвычайных ситуаций, но и посещение курсов, участие в семинарах, на конференциях, форумах, освещающих культуру защиты граждан- ского населения. Курс подготовки волонтера длится 7 дней. Программа также включает в себя матери- алы, раскрывающие специфику работы чрезвычай- ных комиссий, правила вызова экстренной помощи в системе 911, полномочия НКО и министерств в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Доброволец участвует в миссии гражданской обороны, имея бескорыстные, гуманитарные и этические мотивы, участвует во всех работах, осуществляемых силами гражданской обороны под координацией и управлением Секретариата. Инструктор направляет отобранных кандидатов в отряд бригад или рабочих групп. В отряд каждой бригады входят как минимум 5 участников волон- теров [7]. Национальный институт гражданской обороны Перу разработал и внедрил программу подготовки волонтеров в области предупреждения и ликви- дации ЧС. В рамках этой программы 30 молодых участников общественных некоммерческих орга- низаций, осуществляющих поисково-спасательные работы, освоили теоретический курс по направ- лению «Оценка ущерба и анализ потребностей населения при ликвидации ЧС». В центре чрез- вычайных операций проходят совместная трени- ровка с участием рабочих групп по управлению рисками и платформы гражданской обороны, и еще дополнительно учения по ликвидации послед- ствий землетрясения, наводнения, селевых пото- ков. Волонтеры должны знать нормы и основные понятия в области управления рисками, вопросы планирования в чрезвычайных ситуациях и бед- ствиях. В процессе обучения каждый волонтер узнает о нормах безопасности, минимально необ- ходимом снаряжении, его обучают правилам пове- дения, способствующим сохранению психического здоровья участников группы реагирования [8]. Программа учебной дисциплины в области гражданской защиты в Уругвае совмещает встречи в классе и онлайн-обучение с технической под- держкой Министерства Образования и Культуры. С 2016 года Национальное управление системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Министерство социального развития внедряли национальную программу для укрепле- ния волонтерской деятельности, чтобы развивать совместное управление рисками, культуру и про- филактику безопасности в борьбе с бедствиями. В 2018 году местными комитетами было подготов- лено 235 волонтеров [9]. image В Кол у мбии деятельно с ть в олонтер ов по реагированию на ЧС и оказанию гуманитар- ной помощи развивается в двух национальных системах: Национальная система предупреждеimage ния бедствий и реагирования National System for Disaster Prevention and Response in Colombia- SNPAD) и Национальная Система Движения Волонтеров (National System of Volunteerism - SNV). Национальная система движения волонтеров объединение учреждений, организаций, пред- приятий и людей, участвующих в волонтерских работах. Система является структурой взаимодей- ствия разных учреждений и секторов. Такая децен- трализованная национальная система упрощает координацию и оптимизирует ресурсы, как на госу- дарственном, так и на муниципальном уровне управления. С 2009 года работает Национальный совет волонтерского движения, в том числе советы департамента и муниципальные советы [10]. Стоит отметить, что общественные организа- ции в Латинской Америке большое внимание уде- ляют учебной подготовке на базе международного стандарта. Данный стандарт разработан Между- народной Федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Организация занималась проектом развития волонтерской деятельности в рамках Плана действия VI DIPECHO (Департа- мент гуманитарной помощи и гражданской защиты Европейской комиссии DG-ECHO) и сотрудничала с Андским Комитетом по предупреждению и лик- видации последствий бедствий (CAPRADE) для реализации Стратегии Анд в области предупреж- дения бедствий и реагирования (2005-2010 гг.). В основу программы входят учебные модули для волонтеров и общественных организаций. В состав- лении программы участвовали государственные институты и волонтерские организации Боли- вии, Колумбии, Эквадора и Перу. В каждой стране более 20 государственных и волонтерских органи- заций участвовали на национальных семинарах и обменивались международным опытом [10]. image Программа внедрялась в несколько этапов. Организации проводили обзор имеющихся нор- мативных документов, исследовали роль государ- ственных структур, составляли карту волонтерских организаций. При выборе учебной программы с помощью набора голосов, организации сове- щались с представителями Андского Комитета по предупреждению и ликвидации последствий бедствий. После выпуска документа учебная программа внедрялась в систему подготовки волонтеров в каждой стране субрегиона. По этой программе в Боливии обучались волонтеры поис- ково-спасательных организаций и фондов спаса- тельных работ. Их филиалы работают в каждом департаменте под ведомством Воздушных и Мор- ских сил страны [10]. Ведущие организаторы волонтерского дви- жения в Аргентине - это фонды, международные некоммерческие организации (Адра, Общество Красного Креста, Каритас). Комиссия «белых касок» проводит предварительный отбор волон- теров и профилактические мероприятия, про- веряет их уровень подготовки, чтобы отряд был готов реагировать не позднее, чем 72 часа с момента возникновения бедствия. Волонтеры ведут скоординированную работу по материаль- но-техническому снабжению с органами местного управления и национальными учреждениями, например, раздают воду, одежду, одеяла, палатки, медицинские средства (средства для пероральной регидратации), опреснители воды, продуктов питания и инструментов. В России взаимодействие МЧС и гражданского общества представляет собой деятельность, согла- сованную по целям, месту, времени, применению сил и средств для достижения поставленных задач. Осуществляется оно обычно в формах совместной деятельности (прямого сотрудничества) и инфор- мационного обмена. Одной из форм сотрудни- чества государства и общественности является волонтерское движение [11]. На базе учреждения, подчинённого системе МЧС, создаются добровольческие отряды и цен- тры сопровождения программ. Некоммерческие организации занимаются подготовкой волонтеров для квалифицированного содействия специаль- ным службам безопасности; вовлечением моло- дежи в добровольчество. В стране некоммерческий сектор осуществляет следующие основные виды деятельности в области защиты населения и терри- торий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах [12]: участие в подготовке и обучение населе- ния в области защиты от ЧС природного и тех- ногенного характера, гражданской обороны, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; оказание помощи беженцам и вынужден- ным переселенцам, пострадавшим в результате ЧС, image пожаров и несчастных случаев на водных объектах; участие в профилактике и (или) тушении пожаров; участие в проведении аварийно-спасатель- ных работ; проведение конференций и семинаров по проблемам безопасности жизнедеятельности. Российский Союз Спасателей насчитывает на сегодняшний день 85 региональных отделений. В их составе работают спасатели федерального, регионального, муниципального уровней, а также других ведомств и служб. На сегодняшнем этапе работы волонтерских корпусов российские общественные организации и гуманитарные службы (Россоюзспас, Гринпис, Российский союз молодежи, Русская гуманитарная миссия, Лиза Алерт, региональные НКО) выходят на новый уровень подготовки добровольцев. Меж- дународный комитет Красного Креста и ООН дают положительную оценку и программе семинарских занятий и работе по профилактике первых меро- приятий в ЧС. Дальнейшее развитие проектов добровольческого движения должно опираться на регламент, который бы определил порядок вза- имодействия государственных органов и органов управления МЧС с волонтерскими корпусами [13]. В 2018 г. вступил в силу измененный закон о добровольчестве, он обозначил понятие «органи- затор добровольческой деятельности». Следующим шагом было создание единой системы доброволь- цев. Волонтеры теперь могут участвовать в орга- низации социальных мероприятий при поддержке государственных грантов, и это отличные условия для того же партнерства и сотрудничества спаса- тельных некоммерческих организаций с государ- ственными службами. Вопрос об организационных основах деятель- ности неофициальных волонтеров на примере лик- видации последствий землетрясения в Мексике. С одной стороны, существуют государствен- ные программы, они нацелены на привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к решению вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, соз- дания единого пространства для формирования культуры безопасности среди молодежи, форми- рования у подрастающего поколения сознатель- ного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности. С другой стороны, есть факторы, которые формируют у молодежи критическую оценку и глубокое недо- верие к институциональной системе, в отношении финансирования, формальностей и политиза- ции. В данном случае молодые люди могут быть настроены таким образом, чтобы показать себя самостоятельными и независимыми участниками волонтерского сообщества. Национальный Институт Статистики и геогра- фии Мексики (INEGI) выявил долю организован- ной волонтерской активности некоммерческого сектора. За 8 лет количество волонтеров возросло на 59%. На основе сравнительного анализа стати- стики институт определил, что количество добро- вольных работников в НКО в 3,5 раза превышает население Люксембурга. Муниципальное управ- ление Мехико сегодня активно приобщает волон- теров к ликвидации последствий бедствий, при этом ведется общая организация работы в команде с сотрудниками спасательных и пожарных бригад, комплексных групп инженерных обследований. image В сентябре 2017 г. Национальный комитет по чрезвычайным ситуациям организовал 12 собраний в штате Мехико. Лекции читали в поме- щениях Автономного Университета Мексики, их прослушали 4500 студентов. После лекции волонтер, зарегистрировавшись на сайте своего факультета, определялся в группу, как правило, из тридцати человек, и в составе своей группы при- соединялся к специализированной бригаде. Наци- ональный центр по предупреждению бедствий распределял работу волонтеров по определенным зонам. Работа могла включать такие задачи как оказание экстренной психологической помощи, составление карт (данные об ущербе, информа- ция о расположении больниц, пунктов времен- ного размещения, раздачи воды и питания, в том числе и других пунктов социальной поддержки), диагностика зданий. Диагностическую работу в составе профессиональной бригады инженеров и архитекторов проводили 120 студентов волонте- ров. После 2-х часовых учений они выезжали про- водить предварительную диагностику зданий. Их преподаватели, сотрудники службы гражданской обороны, члены национальной комиссии прове- ряли у студентов результаты проведенных испы- таний, составляли протоколы об итогах работы. image В одной из кампаний волонтеры создали онлайн-платформу и предоставляли данные из проверенных источников. Их сеть набрала более 500 участников, среди которых работали нефор- мальные и профессиональные волонтеры. Чтобы восполнить потребности во временном жилье, ресурсах и специалистах, спасатели напрямую сообщали волонтерам перечни недостающих мате- риальных средств, запасов воды и продовольствия. Волонтеры доносили информацию в центры опера- тивного управления и следили за тем, чтобы тре- буемая помощь была доставлена в пункт раздачи средств жизнеобеспечения или временного разме- щения. Спустя десять дней после землетрясения они собрали 20000 данных, составили и унифици- ровали восемь карт (Google Crisis Maps) в реаль- ном времени со сверенными данными о количестве пострадавших в муниципальных районах. Стати- стические данные прикрепляли к соответствующей точке на карте со встроенными фильтрами [14]. На любой из карт под фильтром в правом поле разме- щается колонка информации, которая загружается в реальном времени тогда, когда происходит круп- ное землетрясение (см. рис.1). Этот метод сбора и визуализации данных изве- стен с момента первого использования Ushahidi - программного обеспечения, предложившего опции для создания временного и геопространственного архива событий. Информация на карте помечается «флажками», при необходимости пользователь может отфильтровать информацию, выбрав инте- ресующую его категорию. В Мексике регистрируется высокая сейсмиче- ская активность, быстрая подготовка и активное участие жителей районов имеют решающее значе- ние для успешного осуществления мероприятий. Не только волонтеры, но и городское управление поддержало идею платформы для координации материального обеспечения. На сегодняшний день через портал сайта муниципального управления Мехико волонтеры имеют возможность заполнить формы для регистрации индивидуального гра- фика, вида оказываемой помощи и места действия. На официальном сайте городского совета зареги- стрированным волонтерам доступны контакты диспетчерской службы, службы административ- ного управления и органов управления по делам ЧС, протоколы действий на случай стихийного image Рисунок 1- Образец предоставления информации через Google Crisis Maps image 1. Информация имеет проверенный источник: да/нет, 2. Время получения сообщения, 3. Адрес местонахож- дения объекта, 4. Тип объекта, 5. Назначение объекта, 6. Вид ущерба, 7. Количество человек, находящихся под обломками зданий 8. Количество раненных людей 9. Количество пропавших людей, 10. Количество спасенных людей. image бедствия. Глава муниципального управления предложил план предупреждения и ликвидации ЧС для дальнейшего сотрудничества муниципаль- ных органов, городского управления, обществен- ных объединений, а также вовлечения населения в интересах гражданской обороны. Согласно этому плану интернет-агентство муниципальных услуг разработает систему реагирования в чрезвычай- ных ситуациях. Таким образом, муниципальные органы и органы управления по гражданской обо- роне будут обмениваться информацией, при этом управление, как и определение номенклатуры и объемов припасов будет скоординированное. Кроме того, появятся каналы, благодаря которым граждане смогут предоставлять официальную информацию, им также помогут проверить досто- верность информации [9]. Российский опыт и опыт стран Латинской Америки, показывает, что есть общие подходы в руководстве группами волонтеров. Обществен- ные организации, подразделения гражданской обороны, пожарно-спасательные силы формируют бригады неотложной помощи, куда приглашают работать и волонтеров [16]. Успешные практики подготовки по гражданской обороны включали в себя развитие культуры гражданской безопасно- сти среди будущих волонтеров. Наблюдается тенденция к тому, чтобы работа волонтеров и молодежи осуществлялась при под- держке министерств. Однако до сих пор в странах Андского региона, в Мексике и в России, когда происходила крупная ЧС, волонтеры оперировали либо самостоятельно, либо через некоммерческую организацию. При этом государственные комис- сии по делам гражданской защиты и управления рисками пока играют малую роль в координации их действий. В Латинской Америке основное вни- мание уделяется вопросам стандартизированной подготовки волонтеров, в основу которой поло- жены комплексное изучение проблематики рисков бедствий, а также скоординированный алгоритм действий, учитывающий такие факторы, как осо- бенности природных опасностей, плотность насе- ления, беспрецедентные вызовы, возникающие во время бедствия, тесное сотрудничество гуманитар- ных организаций с государственными и муници- пальными органами. В Мексике волонтеры имели положительный опыт применения информацион- ных технологий «Флажков» и кадастровых карт при проведении мероприятий по жизнеобеспечению населения, пострадавшего в результате землетря- сения 2017 г. Волонтеры смогут воспользоваться данным сервисом в любой момент, если событие такого масштаба повторится снова, т.к. специаль- ная страница всегда остается рабочей. Социальные сети и другие ресурсы Интернета предоставляют дополнительные технические возможности, кото- рые позволяют волонтерам и всем участникам ликвидации ЧС организованно и своевременно выполнять работы.