Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the problems of interaction between state and municipal governments to provide public services to people with limited mobility on the example of the Dorogomilovsky district of Moscow, offers the possibilities of agile technology in the management of project teams in the sphere of state and municipal government.

Keywords:
state and municipal administration, state authorities and local governments, state, municipal services, mobility groups, multifunctional centers, project management, Agile technology
Text
Publication text (PDF): Read Download

Проблема взаимодействия государственных органов управления и органов местного само- управления актуализирована современным их состоянием. В статье 3 Конституции Российской Федерации отмечается: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы госу- дарственной власти и органы местного самоу- правления» [1]. В качестве одного из критериев классификации системы органов государственного и муниципаль- ного управления возможно определить уровень их образования и функционирования (федеральный, региональный и муниципальный). В компетенции последних находится решение вопросов местного значения, а также им делегируются отдельные госу- дарственные полномочия. В рамках обозначенного критерия особое зна- чение имеет уровень управленческой деятельно- сти, функциональное назначение органов каждого уровня. Первый уровень - функции реализуются феде- ральными органами управления. Второй уровень - функции реализуются феде- ральными и региональными органами управления. Третий уровень - функции реализуются феде- ральными, региональными и местными органами управления. На этом уровне функции подлежат делению на подфункции и реализуются соответ- ствующими органами управления. Разграничение полномочий связано с разграничением предметов ведения. Все государственные и муниципальные органы наделены определенным объемом зако- нодательно закрепленных прав на решение того круга вопросов, которые входят в их компетенцию [2, С. 9-10]. Нормативное регулирование функций государственного управления на феде- ральном уровне закрепляется Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 [3]. Местное самоуправление не является государственной властью, сфера его компетенции выде- лена отдельно. ) и «отдельные государственные полномочия» (здесь отмечается возможность привлечения местного самоуправ- ления к управлению государственными делами), которыми могут наделяться органы местного само- управления. Следовательно, существуют, так называемые, закрепленные и переданные полномочия. Это обстоятельство приводит к некоторым коллизиям. Вопросы местного значения могут быть отнесены к государственным. Например, такие как охрана общественного порядка, жилищное строительство, строительство и обслуживание дорог, транспорт, социальная поддержка населения, содействие заня- тости населения, охрана окружающей среды. Все эти вопросы являются предметами совместного ведения органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоу- правления. «Отдельными актами устанавливается право органов местного самоуправления осуществлять государственные полномочия, которые им не переданы, но участие в осуществлении которых предусмотрено федеральными законами. Эти пол- номочия связаны с мерами социальной помощи и поддержки отдельных категорий граждан, с форми- рованием условий ведения деятельности в области реализации прав местных национально-культур- ных автономий, с оказанием содействия нацио- нально-культурному развитию народов России, с нотариатом, опекой и попечительством и др.» [2, С. 10-11]. Происходит так называемое перекачивание средств от муници- пального образования в бюджеты вышестоящих уровней, а далее - возврат в муниципалитеты в виде межбюджетных трансфертов [4, С.7]. Представленная система управления определя- ется, в том числе самим Правительством Россий- ской Федерации, как неэффективная, чрезмерно централизованная. Совершенствование системы государственного управления становится основной задачей взаимодействия органов государственной и муниципальной служб. Необходимо изменить характер взаимодействия государственных и муни- ципальных служащих, который носит не столько партнёрский характер, сколько характер отноше- ний руководителя и подчиненного. Российская система управления находится в состоянии пер- манентного реформирования. Сегодня очередная, третья по счёту, волна административных реформ поставила цель внедрить проектное управление. Проектное управление призвано значительно расширить самостоятельность в принятии реше- ний органов местного самоуправления. Быстрых результатов на этом пути, по-видимому, ожидать не следует. Чрезмерная поспешность в «отмене» так называемого ручного управления, в передаче значительной части полномочий из центра на места грозит потерей управляемости. В этих условиях на взаимодействие государственной и муниципаль- ной служб ложится не только особая функциональ- ная обязанность, но и огромная ответственность. Управление и принятие решений являются в большой степени понятиями эквивалентными. В сложившейся системе взаимодействия госу- дарственной и муниципальной служб основные решения принимаются на уровнях государства: муниципальные служащие, фактически, становятся исполнителями. Проектное управление, чётко разделяя роли исполнителей проекта, устраняет издержки субординации, определяет зону ответ- ственности каждого участника проекта. Процесс реформ должен носить эволюционный характер с качественным анализом результатов реализован- ных проектов. В этом направлении представляется удачным проведение и публикация результатов конкурсов проектов. Примером может служить публикация базы данных лучших практик кадро- вых технологий на государственной гражданской и муниципальной службе. Каждое муниципальное образование обладает своими специфическими ресурсами, которые могут быть задействованы для решения проблем и прове- дения эффективной социальной политики. Выяв- ление потенциала российских муниципалитетов становится важной, практико-ориентированной задачей. В выборе проектов в сфере оказания услуг населению приоритет, несомненно, должен принад- лежать органам местного самоуправления. С учетом этого, представляет интерес опыт управы района Дорогомилово г. Москвы, как органа исполнительной власти, по взаимодействию с государственными и муниципальными органами управления с целью предоставления государствен- ных услуг маломобильным группам населения. image Существующие при Департаменте труда и социальной защиты image населения города Москвы комплексные центры социального обслуживания (далее - КЦСО) населе- ния оказывают соответствующие услуги (правовые, психологические, социально-бытовые и консульта- тивные) гражданам и их семьям, попавшим в труд- ную жизненную ситуацию. Структура, руководство и подразделения КЦСО согласовывается с местной распорядитель- ной и исполнительной властью. Так, ЦСО Доро- гомилово оказывает социальные услуги пожилым людям, инвалидам, семьям с детьми, в его струк- туру входят отделение социального обслуживания на дому, отделение дневного пребывания. В аспекте исследуемой авторами проблемы деятельности КЦСО, ЦСО, рассматриваем структуры, учрежден- ные региональными органами управления, Прави- тельством г. Москвы, в частности, управа района Дорогомилово с которыми взаимодействует муни- ципальный совет, в решении таких вопросов, как: поздравление ветеранов Великой Отечественной войны или жителей с 90, 95, 100-летием, рассмотре- ние заявлений на оказание адресной социальной помощи, установка пандусов для маломобильных жителей района. Таких точек пересечения деятельности госу- дарственных и муниципальных органов, к сожале- нию, не так много и качество их взаимодействия не всегда соответствует современным требованиям. В этой связи выявление административных барье- ров, препятствующих взаимодействию, позволит повысить эффективность деятельности местной власти по оказания услуг населению. В этом направлении работает государство, проводит федеральные исследования социологи- ческого характера, выявляет барьеры, препятству- ющие взаимодействию, оценивает возможности бюджета, создает новые структуры, определяет их компетенции, которые способствуют «снятию» ограничений в области малой мобильности. image Сегодня на муниципальном уровне существует понимание необходимости проведения работы по адаптации пространства муниципального обра- зования для нужд маломобильных групп населе- ния, но пока еще финансовая база для организации этих преобразований недостаточная. Для разреше- ния проблемы необходимо выявлять потребности маломобильных групп населения в муниципальных образованиях, привлекать инвесторов, создавать структуры по работе с маломобильными группами населения в муниципальных администрациях. Мы проанализировали сайты муниципальных образований г. Москвы, и практически каждый сайт муниципального образования содержит про- грамму развития инфраструктуры для маломо- бильных групп населения, ссылки на электронные ресурсы органов государственной власти. Интерес представляет такой ресурс как «Государственные услуги». В настоящее время в законодательстве опреде- лены основные понятия, регулирующие сферу пре- доставления государственных услуг. Так, в статье 2 Федерального закона «Об организации предостав- ления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ государственная услуга определяются как услуга, предоставляемая феде- ральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполни- тельным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных феде- ральными законами и законами субъектов Россий- ской Федерации - это деятельность по реализации функций соответственно федерального органа image исполнительной власти, государственного внебюд- жетного фонда, исполнительного органа государ- ственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных пол- номочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, кото- рая осуществляется по запросам заявителей в пре- делах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федера- ции полномочий органов, предоставляющих госу- дарственные услуги [5]., если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного само- управления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и зако- нами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реа- лизации таких прав [6]. Четкого различия между указанными понятиями, с нашей точки зрения, как пользователей настоящего нормативного акта, не прослеживается. Проанализировав нормативно-правовые источники нами было выявлено несколько кон- текстов, определяющих государственную услугу. Согласно первому, нормативно-правовому кон- тексту, государственная услуга - это гарантиро- ванная государством помощь в форме услуги, материального блага, денег на основе оплаты (пошлины) или безвозмездно для осуществления прав и свобод, гарантированных законодатель- ством. Второй, экономический контекст опреде- ляет государственную услугу как объем средств, материальных ценностей, вовлеченных в оказание помощи отдельной группе или персоне. В рамках третьего, социального контекста, государствен- ная услуга - это государственная гарантия охраны интересов отдельной персоны или социальной группы, выражаемая в денежной, материальной или иной форме. Полагаем, что в подавляющем большинстве случаев государственная услуга понимается россиянами как социально и куль- турно укорененные, имеющие историко-культур- ный контекст, ожидания граждан от деятельности государства в лице чиновников. Таким образом, практическая реализация государственных услуг на уровне исполнительной власти осуществляется министерствами и ведом- ствами на трех уровнях: федеральном, региональ- ном и муниципальном. Качество оказания государственных и муни- ципальных услуг маломобильным группам населе- ния определяется тем, что на основе оценки работы конкретных чиновников формируется представ- ление об эффективности государственной вла- сти в целом. Основным жанром взаимодействия в административном дискурсе власти и маломо- бильных групп населения являются заявления, заявки граждан или их союзов, некоммерческих образований, фондов о получении помощи в кон- кретных сферах жизнедеятельности, систематиче- ских или однократных событиях. image До недавнего времени ограничения обмена информацией между ведомствами усугубляли проблемы маломобильного населения при получе- нии услуг, которые могли предоставлять несколько учреждений государственной власти. Самым оптимальным вариантом стало получение услуги в режиме «одного окна», когда гражданин обраща- ется только в один орган государственной власти, который согласовывает все необходимые доку- менты в других органах, чтобы быстро оформить все документы. image Анализ работы многофункциональных центров (далее - МФЦ) района Дорогомилово г. Москвы показал, что среднее время ожидания в очереди составляет три минуты. Работает электронная оче- редь. На Портале городских услуг в режиме онлайн доступна информация о загруженности любого центра. По ряду наиболее востребованных услуг Росреестра, Кадастровой палаты, Пенсионного фонда и ФМС России возможна предварительная запись на подачу и получение документов. Работает сервис смс-уведомлений и уведомлений по элек- тронной почте о готовности заказанных докумен- тов. При желании клиент может воспользоваться доступом в Интернет для самостоятельного полу- чения государственных услуг в электронном виде Такое обслуживание граждан и организаций сегодня происходит в многофункциональных цен- трах, номенклатура государственных услуг которых обеспечивается соответствующей нормативно-пра- вовой базой. Создание и деятельность многофункцио- нальных центров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210- ФЗ в редакции от 01.04.2019) постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональ- ных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изменениями и допол- нениями от 5 июня 2019 г.), Государственной программой города Москвы «Открытое Прави- тельство» на 2012-2016 гг., утвержденной поста- новлением Правительства Москвы от 22 февраля 2012 г. № 64-ПП «О внесении изменений в государ- ственные программы города Москвы и об утверж- дении Государственной программы «Открытое Правительство» на 2012-2016 гг.», Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 г. № 144-ПП «О внесении изменений в постановление Прави- тельства Москвы от 22 февраля 2012 г. № 64-ПП», постановлением Правительства Москвы от 23 апреля 2014 г. № 219-ПП (с изм. на 13 августа 2019 года) «Об организации деятельности много- функциональных центров предоставления госу- дарственных услуг на территории города Москвы» [см.: 7-10]. image Многофункциональные центры - это первые институциональные единицы государственного управления, в которых реально действует механизм сокращения сроков предоставления государствен- ных услуг, что, как видим, особенно актуально для маломобильных групп населения. МФЦ значительно облегчили жизнь для полу- чения государственных услуг гражданам-инва- лидам, которые за одно посещение МФЦ могут оформить сразу несколько государственных услуг. Наиболее востребованными услугами социальной сферы для людей с ограниченными возможностями являются: постановка инвалидов на учет по обе- спечению техническими средствами реабилитации (далее - ТСР) и протезно-ортопедическими изде- лиями (далее - ПОИ), компенсация понесенных расходов за самостоятельно приобретенные ТСР и ПОИ, обеспечение инвалидов дополнительными техническими средствами реабилитации, бесплат- ное зубопротезирование, льгота по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, ежемесячная социальная выплата пенсионерам, предоставле- ние при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, предоставление безвозмездных субсидий и единовременных денеж- ных выплат для приобретения или строительства жилых помещений, подтверждение права на соци- альное такси и другие [см.: 11]. Вместе с тем для адаптации муниципальной инфраструктуры для маломобильных граждан необходимо выявлять их потребности, а также административные барьеры: финансовые, техни- ческие, психологические, физические и другие препятствия для получения государственных услуг в силу ограниченных возможностей пере- движения. Изучение характера препятствий и принципов дифференциации маломобильных групп является основой для создания эффективных методов пре- доставления государственных услуг. Реализация этого подхода возможна только на уровне муни- ципалитета, поскольку характер дифференциации маломобильных групп в первую очередь зависит от геополитического положения. Способность «снять» ограничения в области маломобильности связаны со схемой организации передвижения на местности, особенностями функционирования муниципальной системы управления, способно- стью привлечь инвестиции для решения проблемы конкретной социальной группы и т.д. image В государственных и муниципальных струк- турах, где все подчинено четкому регламенту, где сотрудники должны строго подчиняться вышесто- ящему руководству, работать с огромным количе- ством документов, решать вопросы в рамках своих компетенций, инновационные технологии взаимо- действия сложно применимы. Однако в некоторых случаях, на наш взгляд, можно применить Agile технологии. На сегод- няшний день в областях производственной дея- тельности, в государственном и муниципальном управлении реализуется проектный подход, о котором уже шла речь выше. Именно при реа- лизации проектов, завязанных на взаимодей- ствии государственных и муниципальных органов управления важно использовать Agile технологии в качестве современных гибких и постепенных методов в управлении проектами и продуктами. Согласно данному подходу, проект разби- вается не на последовательные фазы, а на под- проекты, которые затем «собираются» в готовый продукт. Уделяется особое внимание формирова- нию команд, проведению работы именно на корот- кую перспективу, а не на длительный период. При использовании данной технологии обеспечивается система обратной связи, благодаря чему можно очень быстро производить корректировки. Это является преимуществом, если мы говорим о цен- ности временного ресурса для государственных и муниципальных служащих [12]. В последние годы государство регулярно заяв- ляло о необходимости выявления нужд мало- мобильных групп населения в муниципальных образованиях, привлечении инвесторов, создания структур по работе с маломобильными группами населения в муниципальных администрациях. В этой связи может представлять интерес проект «Помощь маломобильным группам населения» с целью управления жизненными ситуациями дан- ной категории граждан. Технология «управления жизненными ситуациями» в некоторых регионах страны уже практикуется для «обычных» граждан. Она призвана решать проблемы внедрения систем- ного подхода для работы органов исполнительной власти. Суть технологии состоит в разработке пакет- ного решения для жизненной ситуации. Однако для адаптации муниципальной инфраструктуры для маломобильных граждан необходимо выявлять их потребности, обусловленные геополитическим фактором в конкретных жизненных ситуациях. Предлагаемый проект должен быть хорошо струк- турирован из следующих составляющих: Определение цели проекта (цели управлен- ческого решения). Разработка проекта (управленческого ре- шения). Реализация проекта (принятие и реализа- ция управленческого решения). Контроль выполнения проекта (управлен- ческого решения). Коммуникация внутри исполнителей про- екта, когда государственные и муниципальные слу- жащие становятся членами одной команды, объе- динённые общей задачей. Доверие между членами команды. Обе- спечение успеха реализации жизненных циклов, предъявляет определённые требования к личност- ным качествам служащих. Чёткая обратная связь. Такая организация, по нашему мнению, будет способствовать решению следующих задач: анализ ожиданий в сфере видов и объемов государственной помощи дифференцирован- ных маломобильных групп населения; формирование перечня услуг и условий пре- доставления им государственных услуг; определение ограничений; оценка возможных технологий предоставле- ния государственных услуг;социальная оценка последствий предоставления услуг и формиро- вание перспектив развития. Организация полноценной жизни маломобиль- ного населения России требует дифференциации государственных услуг. image Таким образом, повышение эффективности предоставления государственных услуг следует связать с изучением потребностей дифферен- цированных маломобильных групп населения в контексте динамики социально-экономических преобразований, что также может быть в фокусе внимания взаимодействующей команды специа- листов государственных и муниципальных служб. Для более эффективного решения постав- ленных задач, с нашей точки зрения, необходимо изучать опыт организации работы в странах с разimage витыми институтами помощи маломобильным группам населения, оценивать и внедрять концеп- ции организации этой деятельности.
References

1. Konstituciya Rossiyskoy Federacii. Prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. (s izmeneniyami, vnesennymi Ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 27 marta 2019 g. № 130 i vstupivshimi v silu s 4 aprelya 2019 g.) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://konstitucija.ru (data obrascheniya: 28.09.2019)

2. Vlasenkova E.A. K voprosu ob opredelenii i principah gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie v XXI veke: teoriya, metodologiya, praktika. - 2013. - № 8. - S. 7-11

3. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 9 marta 2004 g. № 314. // [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW (data obrascheniya: 8.10.2019)

4. Avanesova E.G. Sovremennye tehnologii realizacii social'noy politiki: opyt municipalitetov Tomskoy oblasti // Innovacii v gosudarstvennom n municipal'nom upravlenii: opyt resheniya social'nyh i ekonomicheskih problem: sb. dokl. Vseros. nauch.-prakt. konf. (s mezhdunar. uchastiem). - Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta, 2014. - S. 5-11

5. Federal'nyy zakon «Ob organizacii predostavleniya gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug» ot 27.07.2010 № 210-FZ (v red. ot 01.04.2019) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/ (data obrascheniya: 06.10.2019)

6. Federal'nyy zakon ot 6 oktyabrya 2003 goda № 131-FZ (v red. ot 02.08.2019) «Ob obschih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federacii» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (data obrascheniya: 07.10.2019)

7. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 22 dekabrya 2012 g. № 1376 «Ob utverzhdenii Pravil organizacii deyatel'nosti mnogofunkcional'nyh centrov predostavleniya gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug» (s izm. i dop. na 5 iyunya 2019 g.) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://base.garant.ru/70290064/ (data obrascheniya: 10.10.2019)

8. Gosudarstvennaya programma goroda Moskvy «Otkrytoe Pravitel'stvo» na 2012-2016 gg., utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Moskvy ot 22 fevralya 2012 g. № 64-PP «O vnesenii izmeneniy v gosudarstvennye programmy goroda Moskvy i ob utverzhdenii Gosudarstvennoy programmy «Otkrytoe Pravitel'stvo» na 2012-2016 gg.» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.mos.ru/kgu/documents/pravovye-akty-pravitelstva moskvy/view/76612220/ (data obrascheniya: 11.10.2019)

9. Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 28.03.2017 g. № 144-PP «O vnesenii izmeneniy v postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 22 fevralya 2012 g. № 64-PP» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/36385220/ (data obrascheniya: 08.10.2019)

10. Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 23 aprelya 2014 g. № 219-PP (s izmeneniyami na 13 avgusta 2019 goda) «Ob organizacii deyatel'nosti mnogofunkcional'nyh centrov predostavleniya gosudarstvennyh uslug na territorii goroda Moskvy» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://base.garant.ru/70645464 (data obrascheniya: 13.09.2019)

11. Gosudarstvennye uslugi dlya invalidov [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://gu.spb.ru/mfc/news/29839 (data obrascheniya 04.09.2019)

12. Chulanova O.L., Churakova D.S. Primenenie agile-kouchinga v upravlenii proektnymi komandami v gosudarstvennom i municipal'nom upravlenii // Materialy Ivanovskih chteniy. - 2019. - № 1 (23). - S. 39-52

Login or Create
* Forgot password?