INTERNATIONAL PARTNERSHIP IN TERMS OF OPPOSITE REACTION TO SHADOW ECONOMY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The present period of development world economy needs new way to investigate the problem of shadow economy and formulation new methods to fight with it. In terms of globalization the shadow economy steps outside the national states, the causes of such tendency are the world financial system, the world industrial structure, the transnational economy activity. The most actual cases, according to the author, must be regulatory framework and creation of economic instruments in practice of counteraction to shadow economy via international collaboration.

Keywords:
shadow economy, globalization, financial institutions, offshore, money laundering, corruption, capital flight, international partnership
Text
В июне 2019 года в Орландо состоялось оче- редное пленарное заседание Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег - ФАТФ (Financial Action Task Force). Это заседание стало юбилейным, в этом году исполнилось 30 лет этой международной организации, в юрисдикции которой находится деятельность, направленная на борьбу с теневой экономикой на международном уровне. За три десятилетия актуальность работы подобной структуры не только не была утрачена, а наоборот доказала необходимость и эффективimage ность. Теневая экономическая деятельность прони- зывает хозяйственную деятельность человечества столетиями, но современные процессы глобализа- ции, которые меняют не только бизнес-схемы, но и сознание человека, психологию «человека эконо- мического» переводят теневую экономику в разряд интернациональной, и этому способствует гло- бализация финансовых рынков, международная межбанковская деятельность, система офшорных зон, рост миграционных потоков. Происходящие изменения в мировом хозяйстве на макроуровне, а image также процессы цифровизации требуют выработки экономических и юридических мер для межстрано- вого противодействия преступлениям в экономи- ческом пространстве. Фактор глобализации в теневой экономической деятельности Процессы глобализации, происходящие в последние десятилетия затрагивают все стороны жизни: экономика, политика, культура, информа- ционное поле, технологические процессы, социаль- ные связи. Рассматривать понятие глобализации в контексте одного направления общественной жизни невозможно, именно взаимозависимость и взаимопроникновение различных видов деятельно- сти в разных областях позволяет рассматривать его как всеобщее геоэкономическое, геополитическое и геогуманитарное явление. Создаются предпосылки для функционирования мирового пространства в качестве единого взаимозависимого механизма, где национальные структ уры объединяются в единую зону финансово-информационного, производственного, военно-политического и соци- о-культурного сотрудничества. Именно усиление функционирования межстранового взаимодействия как единого организма создает предпосылки для выхода теневой экономики за пределы географиче- ских границ национальных государств и включения в единое глобальное пространство. Противодей- ствие теневой деятельности экономических агентов уже невозможно только на национальном уровне, в рамках национальных законодательств. Совре- менное функционирование мировой экономической системы требует выработки мер на межправитель- ственном, международном уровне, поскольку сама структура мирохозяйственных связей, сформиро- вавшаяся инфраструктура, технологические возмож- ности и действующие бизнес-схемы создают условия для теневизации экономики на мировом уровне, и вопросы глобализации играют ключевую роль. image Предпосылками для формирования совре- менной глобальной мировой экономической структуры послужили экономические процессы в контексте исторического развития, которые охва- тили следующие этапы: международное разделение труда, международное экономическое сотрудниче- ство, международная экономическая интеграция и глобализация мировой экономики. Структ ура мировой экономики включает международную торговлю товарами, услугами, технологиями, объектами интеллектуальной соб- ственности; международное движение факторов производства (капитал, рабочая сила, информа- ция); международные финансово-кредитные и валютные операции; научно-техническое сотруд- ничество. Формирование единого рынка товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний создает условия для специфической противоправной дея- тельности на международной арене в рамках сло- жившегося хозяйственного уклада. Одним из значительных направлений тене- вой экономики является неучтенная рабочая сила. В Евросоюзе 65% от всего объема теневого сек- тора является труд не декларируемых работников. Необходимо учитывать миграционные процессы, в условиях глобализации географические границы государств для экономической реализации чело- века начинают стираться, фактическое перемещение становится проще, изменяются процедуры полу- чения виз в сторону смягчения требований, в том числе существенным фактором является растущая не законная миграция, в частности, в результате обострения политической ситуации в Северной Африке, что создает дестабилизацию на регио- нальном уровне. Более того необходимо учитывать социальный и психологический аспект процесса глобализации: в сознании людей понимание наци- ональной самоидентификации утрачивается. Граж- данин позиционирует себя в качестве «человека экономического», стремящегося к профессиональ- ной самореализации в более предпочтительных условиях проживания, в более привлекательной социальной, экономической, политической среде, личные интересы не связываются с интересами государства. По сути, весь мир воспринимается как среда для жизни и профессиональной деятельности. Более того, этому способствуют технологические возможности, использование цифровых технологий в определенных областях деятельности позволяют, как говорится «не выходя из дома», получать заказы из любой точки земного шара, также как и работо- датель может размещать заказы среди специалистов в любой стране. Подобные тенденции на рынке труда создают условия для теневой экономики: зани- жать стоимость работ, не декларировать сотрудни- ков, принимать на работу не законных иммигрантов. Одним из условий роста теневой экономики является высокая налоговая нагрузка, в результате формирования финансово-экономических схем, а в некоторых случаях и прямых правонарушений, и юридические и физические лица стремятся снизить налоговое бремя. Нравственно-этический аспект глобализации таков, что мировое экономическое и юридическое поле воспринимается уже как пло- щадка для реализации интересов, будь то личные или корпоративные. В сознании людей происходит отстранение гражданина от государства, вопросы патриотизма и участия в деятельности государства утрачиваются, и реализация такой функции как выплата налогов рассматривается как негативная функция. Именно такое явление, как уклонение от налогов создает предпосылки для другого вида теневой деятельности, как вывоз капитала в его негативной форме и характеризующееся таким понятием, как «бегство капитала». И этому спо- собствует сформировавшаяся финансовая система в условиях глобализации экономики. Междуна- родная банковская деятельность и система офф- шорных зон создают условия для спекулятивных международных сделок и трансграничного пере- мещения капитала. Проблема офшоров в функционировании мировой экономики На сегодняшний момент насчитывается около 70 офшоров в мировой экономике, Россия офи- циально рассматривает 41 территорию в этом качестве. В каждой стране применяется индиви- дуальная методика зачисления в список офшоров и исключения из него. Если первые подобные зоны появляются в 1930-х гг. в Люксембурге, Панаме и на Антильских островах, то уже в 1950-х гг. термин image «офшор» используется для обозначения террито- рии, где правила регистрации предприятия, ведения бухгалтерского учета и правила налогообложения выгодно отличаются. О глобализации финансовых рынков говорит и тот факт, что сложившаяся сеть оффшорных зон имеет географическую принад- лежность к финансовым центрам мира - Лондон, Токио, Нью-Йорк. Использование офшорных схем для сокращения налоговых платежей возможно благодаря Современная структура мирового производ- ства проявляется в том, что в создании конечного продукта участвуют производители разных стран в разных формах и на разных стадиях. Полуфабри- каты и промежуточная продукция составляет всю большую долю в мировой торговле и межкорпо- ративных трансфертах. Включение в бизнес-схему офшор- ной составляющей позволяет транснациональным корпорациям снижать налоговую нагрузку и мак- симизировать прибыль. Финансовый капитал, обладающий большей мобильностью, активный участник офшорной деятельности, прежде всего в области межбанковской деятельности, валют- ных операций и операций с ценными бумагами. На долю офшоров приходится более 60% междуна- родного движения капитала и более 70% мировых валютных операций., либо они иным образом используются в экономической дея- тельности и в результате возвращаются владельцу в ином, воспроизведенном виде для создания види- мости законности полученных доходов, сокрытия лица, инициировавшего данные действия и (или) получившего доходы, а также противозаконности источников этих средств [15]. Существуют следующие каналы легализации незаконных доходов: смурфинг (разбивка крупных сумм денег на более мелкие, которые могут быть использованы как финансовые инструменты, и прозрачны для контролирующих органов), контра- банда наличных средств, деятельность трастовых компаний, в которых законодательство позво- ляет не раскрывать информацию о бенефициарах, раунд-триппинг (вывоз капитала за рубеж и даль- нейший его возврат в виде прямых инвестиций), кредитование с участием подставных лиц или ком- паний, прямое воздействие на деятельность банка или создание «марионеточного» банка и др. Следует отметить, что инструментарий внеш- неэкономической деятельности создает также предпосылки для осуществления теневой экономи- ческой деятельности: перевод средств за границу в результате искажения фактической стоимости товаров и услуг в ходе внешнеэкономической дея- тельности; «толлинговые операции», искажение информации по импортным поставкам и махина- ции со счетами, контрабандный экспорт, взаимо- расчет без заключения формальных контрактов между резидентами и нерезидентами, безвалютные расчеты в режиме товарообмена (бартер, клиринг, приграничные, параллельные и компенсационные сделки). В процессе глобализации особо следует отме- тить деятельность ТНК, именно современная экономическая, финансовая, технологическая и социокультурная среда позволяет максимально эффективно работать в сложившихся условиях. Все мировое экономическое и географическое пространство используется ТНК для функцио- нирования и развития. Активно используются последствия глобализации для реализации своей продукции, особенно товаров массового потре- бления. Создание единого культурного простран- ства, со всеобщей системой ценностей, утрата национальной самоидентификации позволяет ТНК разрабатывать унифицированные каналы продвижения своей продукции и создание про- граммы лояльности к своей деятельности, в част- ности терпимого отношения к низкой оплате труда, загрязнению окружающей среды в ходе производ- ственной деятельности, вытеснению аналогичной продукции с национального рынка и т.д. Глобали- зация рынков труда, сырья, капитала, технологий позволяет вырабатывать схемы и механизмы для максимизации прибыли. В рамках деятельности ТНК рассматривают «офшорный аутсортинг», в результате которого компания приобретает фор- мат не вертикальной интеграции, а представляет собой конгломерат различных компаний, связан- ных технологическим, производственным циклом, но имеющих юридическую и финансовую незави- симость. Целью такой системы менеджмента явля- ется сокращение налоговых платежей. Но при этом, осуществляя экономическую деятельность в разimage ных странах, как в развитых, так и в развива- ющихся и в странах с переходной экономикой, ТНК в некоторых случаях вынуждено, а в неко- торых осознано идут на коррупционные сделки, становясь частью коррупционной системы. В зависимости от региональной принадлежности коррупционный фактор возрастает. По данным ООН ежегодно на взятки в мире расходуется 1 трлн. долл. По информации, предоставленной Всемирным банком, на подкуп чиновников ежегодно тратится около 80 млрд. долл. [16]. Коррупционная составляющая в структуре теневой экономики Вопросами изучения уровня коррупции в мире занимается международная организация Transparency International, проводя исследования в виде опросов во всех странах мира. В результате полученных результатов выводится индекс воспри- ятия коррупции, который ранжируется от 0 до 100: 0 - самый высокий показатель коррупции, 100 - самый низкий. По данным на 2018 год: первое место заняла Дания (88 баллов), второе - Новая Зеландия (87 баллов), а третье разделили Финляндия, Швеция, Швейцария и Сингапур (по 85 баллов). В конце спи- ска - Сомали (10 баллов), Сирия и Южный Судан (13 баллов). Соединенные Штаты Америки получили 71 балл (на 4 балла меньше, чем в прошлом году) и впервые за долгое время не смогли попасть в пер- вую двадцатку лидеров. Россия заняла 138 место из 180 и набрала 28 баллов из 100. Столько же баллов набрали Папуа-Новая Гвинея, Ливан, Иран, Гвинея и Мексика (Таблица 2) [20]. Данные цифры говорят о том, что коррупции подвержены все страны мира, в большей или меньшей степени. Следует рассма- тривать эту проблематику в региональном аспекте: западно-европейская модель предполагает рас- смотрение коррупции как противоправное явле- ние, подлежащее искоренению; 2) азиатская модель включает коррупцию в систему общественных взаимоотношений и не вызывает отторжения как в западном обществе, в этом контексте используется термин «помогающей руки»; 3) африканская модель определяется высокой коррумпированностью госу- дарства и чаще всего говорит об олигархии; 4) лати- ноамериканская модель связана с попустительством государства коррупции и сращиванию государства с криминальным бизнесом, что приводит к значи- тельному росту теневой экономики, а в некоторых странах и преобладанию над законной экономиче- ской деятельностью. Таблица 2. Показатели индекса восприятия коррупции в мире [21] № Страна Индекс восприятия коррупции 1. Дания 88 2. Новая Зеландия 87 3. Швейцария 85 4. Бельгия 76 5. Япония 73 6. США 71 7. Чили 67 8. Катар 62 9. Южная Корея 57 10. Куба 47 11. Беларусь 44 12. Китай 39 13. Бразилия 35 14. Казахстан 31 15. Россия 28 16. Узбекистан 23 17. Венесуэла 18 18. Северная Корея 14 19. Сомали 10 image Определение коррупции, предложенное в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, рас- сматривает коррупцию как действие или бездей- ствие должностного лица в сфере его полномочий, совершенное в интересах стороннего лица за возна- граждение от него в любой форме [22]. Коррупция наносит ущерб как экономике, так и государству в целом. По приблизительным оценкам корруп- ционная составляющая увеличивает стоимость товаров и услуг на 5-15%, ограничивает конкурен- цию на рынке, приводит к структурным перекосам в экономической системе. Более того в обществе появляется правовой нигилизм, что приводит к социальной дестабилизации. По опросам, про- веденным Transparency International во многих странах люди не доверяют учреждениям, которые должны бороться с коррупцией. В 36 странах поли- цию назвали наиболее коррумпированной госу- дарственной структурой. А в 20 странах судебную систему назвали самой коррумпированной, у 30% опрошенных требовали взятку при обращении в суд. Граждане 17 стран «Большой двадцатки», участвующих в опросе, отметили, что их прави- тельства не принимают должных мер в борьбе с коррупцией [20]. image Деятельность международных организаций Анализ современной экономической ситуа- ции в мире говорит о том, что теневая экономика выходит за границы национальных государств и требует выработки мер на международном уровне. Эта проблема признается мировым сообществом и активно решается в рамках деятельности таких организаций как ООН, ЕЭСР, ФАТФ, Всемирный Банк, Совет Европы. image В 1989 году была учреждена Группа разра- ботки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (Financial Action Task Force) - ФАТФ (FATF) по решению стран «Большой восьмерки» в ответы на возросшие вызовы, связанные с незаконным движением капитала и обретение им глобального характера. На данный момент членами ФАТФ являются 37 государств, в том числе и Россия, и 2 региональные организации. Вопросы участия банков в схемах отмыва- ния денег, оттока капитала, уклонения от налогов начали подниматься в 80-х гг. XX века. В 1988 г. под- писывается Базельское соглашение руководителей центробанков «Большой семерки» «О принципах регулирования работы банков, осуществления практического контроля за их деятельностью и предупреждения криминального использования банковских систем для отмывания денег», в после- дующие годы к этому соглашению присоединились и другие страны. В рамках Базельского соглашения банки должны были оказывать поддержку право- охранительным органам при соблюдении конфи- денциальности информации и осуществлять отказ от участия в сомнительных сделках, операциях, связанных с точки зрения банка с отмыванием денежных средств. В 1990 году принимается Конвенция Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельно- сти», которая известна как Страсбургская конвен- ция. И понятие «доходы, полученные преступным путем» включает деньги, движимое и недвижи- мое имущество, ценные бумаги, бумаги о праве на имущество или долю в нем. Таким образом, под отмыванием денег подразумеваются все про- тивоправные доходы, как от незаконной эконо- мической деятельности, так и от криминальной [18]. Ключевым моментом деятельности между- народных организаций стала выработка методо- логических аспектов в борьбе с противоправной экономической деятельностью. К этой конвенции присоединились не только европейские страны, но и другие государства. А также в качестве глав- ного наказания начали рассматриваться конфи- скационные меры: превентивный арест имущества в ходе расследования дел по подозрению в отмы- вании доходов; конфискация имущества (денеж- ных средств или собственности) по решению суда. Значительную роль в борьбе с отмыванием доходов, полученных незаконным путем, внесли Директива ЕЭС «О предотвращении использова- ния финансовой системы для отмывания денег (19 июня 1991 г.), Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (27 января 1999 г.), Конвенция ООН против трансimage национальной организованной преступности (15 ноября 2000 г.). Благо- даря деятельности МАНИВЭЛ, была активизиро- вана деятельность, связанная с профилактикой и пресечением отмывания денег в этих странах: были внесены изменения в национальные законодатель- ства, были устранены пробелы в действующих законах, приняты новые нормативные акты. В XXI веке вопросы «отмывания» денег, оттока капитала, уклонение от налогов, офшоризация мировой экономики и участие мировой финансовой системы в противозаконной экономической деятель- ности становятся ключевыми. В 2005 г. результатом доработки Страсбургской конвенции стала принятая в Варшаве Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельно- сти и о финансировании терроризма (Варшавская конвенция). Мониторинг за выполнением Кон- венции осуществляет МАНИВЭЛ. Варшавская конвенция решала вопрос ответственности юриди- ческих лиц за преступления, связанные с отмыва- нием денег, с финансированием терроризма. Более детально рассматривался вопрос финансирования террористической деятельности, которая осущест- вляется, в том числе и за счет легально полученных доходов. Выделялась общая финансовая состав- ляющая - секретность транзакций, обеспечение быстрого и в большинстве случаев тайного доступа к денежным средствам. Очередным этапом реформы международной банковской системы и налоговой отчетности стала новая программа, принятая министрами финансов и директорами центробанков стран «Большой двадцатки», кото- рая предполагает изменение понятия «банковская тайна», позволяет осуществлять автоматический сбор информации о вкладчиках без запроса, а также обмен данными между налоговыми служ- бами различных государств, ужесточение контроля за транзакциями в офшорные зоны. Говоря о теневой экономической деятельности необходимо отметить коррупционную составляю- щую, которая являясь преступлением, дает также импульс для незаконного движения капитала и финансовых сделок по отмыванию доходов. Меж- дународное сообщество рассматривает деятель- ность по противодействию коррупции важнейшей в своей работе. Борьба с коррупцией возможна в двух направлениях через создание правового поля и оздоровление общественной морали. Эконо- мический эффект от борьбы с коррупцией можно рассматривать в следующих показателях: затрата одной денежной единицы на противодействие коррупции в пределах национального государства приносит в среднем 23 единицы, в случае между- народного сотрудничества - 250 [10]. В рамках деятельности ООН осуществляется международ- но-правовое противодействие коррупции, прини- маются декларации, конвенции, кодексы и другие публичные акты, которые закрепляют единые анти- коррупционные стандарты. Международная практика борьбы с корруп- цией предполагает как карательные, так и профи- лактические меры. Под эгидой ООН действуют организации, призванные проводит исследования по этой проблематике и вырабатывать механизмы противодействия коррупции: Центр по предупреж- дению международной преступности, Институт Объединенных Наций по межрегиональной пре- ступности и исследованию правосудия, Управление по контролю за наркотиками и предупреждению преступности. image Национальная безопасность и стратегическое планирование 53 image ООН участвует в создании правовой базы для борьбы с коррупцией на международном уровне, к таким документам относятся: Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.); Международный кодекс поведения госу- дарственных должностных лиц (1996г.), кото- рый исключает получение личной и финансовой выгоды для государственного служащего в ходе его профессиональной деятельности; Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в меж- дународных коммерческих организациях (1996г.) дает рекомендации по усилению контроля государ- ства за исполнением законодательства в борьбе со взяточничеством в международных коммерческих операциях; Конвенция ООН против транснацио- нальной организованной преступности (2000г.), в которой детально проработано понятие трансна- циональной преступности, включая коррупцию, и методы борьбы с ней; Конвенция ООН против кор- рупции (2003 г.) закрепляет транснациональный характер этого понятия, затрагивает коррупцион- ную составляющую деятельности, как коммерче- ских организаций, так и государственных структур, закрепляет международное сотрудничество в этой области (предупреждение, выявление и возвраще- ние средств странам, полученных в результате кор- рупционной деятельности). С 90-х гг. Всемирный банк также осуществляет разработку мер по противодействию коррупции, им реализуется 600 программ борьбы с коррупцией и инициатив по повышению эффективности управ- ления почти в 100 странах-клиентах. Предлагаются инструкции и рекомендации для органов судебной власти, журналистского сообщества, государствен- ных служащих. Устанавливается более строгий контроль при реализации проектов, финансируе- мых Всемирным банком. image Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) также принимает участие в раз- работке мер по борьбе с коррупцией и преступле- ниями в экономической сфере. Так ОЭСР собирает статистическую информацию по странам, которые не предоставляют информацию о налоговых и финансовых операциях, которые осуществляются зарегистрированными юридическими лицами, и вводит соответствующие фискальные санкции. В 1999 г. вступила в силу Конвенция по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций, которая определяла ответственность за дачу взятки иностранным государственным чиновникам при заключении коммерческих сделок. В 2009 г. Конвенция была дополнена Рекомендаци- ями ОЭСР по дальнейшей борьбе с подкупом ино- странных должностных лиц при осуществлении международных деловых операций. Вопросы противодействия коррупции реша- ются и на уровне Совета Европы. В 1999 г. были приняты Конвенция Совета Европы об уголов- ной ответственности за коррупцию и Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответ- ственности за коррупцию. В этих документах представлен методологический подход к опре- делению коррупции, виды деяний и ответствен- ность. Но в целом для документов ООН, ОЭСР и Совета Европы общим является определение мер по борьбе с коррупцией: соблюдение междуна- родных стандартов и правовых норм, раскрытие информации о доходах чиновников, прозрачность проведения сделок, связанных с государственными расходами, мониторинг ситуации в мире (рейтинг индекса коррупции по странам), сбор статистиче- ской информации. Деятельность международного сообщества в решении данной проблемы должна осуществляться при равнозначных мерах внутри каждого государства в соответствии с националь- ным законодательством. Основными направлени- ями борьбы с коррупцией являются: контроль за реализацией государственных контрактов, про- зрачность доходов государственных служащих, свободный доступ к информации, независимость СМИ, сокращение государственного аппарата, уго- ловная ответственность и конфискация имущества. Современный этап развития мировой эконо- мики связан с глобализацией, современная модель мирового производства, инструментарии внешне- экономической деятельности, единый конгломерат финансовых институтов создает предпосылки для интернационализации теневой экономической дея- тельности. Таким образом, преступления в сфере экономики выходят за географические границы национальных государств. Проведенное иссле- дование в области изучения мировых тенденций в области теневой экономики позволяет говорить, что успешная борьба с этим явлением возможна при межгосударственном сотрудничестве, как при разраimage ботке единых правовых норм, так и создании меха- низмов противодействия коррупции, незаконному движению капитала, отмыванию доходов, уклонения от налогов, а также взаимодействию стран в обмене информацией. Актуальным становится при осущест- влении экономической деятельности такое понятие как transparency, прозрачность, которое позволяет продемонстрировать правомерность заключения контрактов, в том числе с участием государствен- ных средств, и отсутствие «серых» схем в финансо- вых потоках. Международное сообщество признает проблематику теневой экономической деятельно- сти, в динамике разрабатывает методологию борьбы с ней и реализует эти программы на практике.
References

1. Golovko M.V., Nekrasov V.N. Tenevye otnosheniya kak forma razvitiya osnovopolagayuschego protivorechiya upravleniya // Menedzhment v Rossii i za rubezhom. - 2011. - №5. - S.125-132

2. Zaharov A.I. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii v sfere mezhdunarodnyh otnosheniy. - M.: MGIMO, 2005

3. Zolotarev E.V. Sovershenstvovanie sistemy protivodeystviya legalizacii prestupnyh dohodov i mehanizmov kontrolya v kreditnyh organizaciyah: avtoref. kand. ekon. nauk 08.00.05. - M.: Finansovyy universitet pri Pravitel'stve Rossiyskoy Federacii, 2014

4. Kapica L.M. Tenevaya globalizaciya // Vestnik MGIMO Universiteta. - 2014. -3(36). - S.69-81

5. Kondrat E.N. Mezhdunarodnaya finansovaya bezopasnost' v usloviyah globalizacii. Osnovnye napravleniya pravoohranitel'nogo sotrudnichestva gosudarstv: Monografiya. - M.: ID «Forum», 2013

6. Kormishkina O.M., Lizina A.M. Tenevaya ekonomika (institucional'nyy podhod): uchebnoe posobie. - Saransk: Izdatel'stvo Mordovskogo universiteta, 2009

7. Kuznecova E.I. Ekonomicheskaya bezopasnost' i konkurentosposobnost'. Formirovanie ekonomicheskoy strategii gosudarstva. - M.: YunitiDana, 2011

8. Lomakin V.K. Mirovaya ekonomika: uchebnik. - M.: YuNITI-DANA, 2012

9. Movsesyan A., Ognivcev S. Transnacional'nyy kapital i nacional'nye gosudarstva // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. - 2004. - №6. - S.56-57

10. Naumov Yu.G., Latov Yu.V. Ekonomicheskaya bezopasnost' i tenevaya ekonomika: uchebnik. - M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2016

11. Panova G.S., Turuev I.B., Yarygin T.Z. Deofshorizaciya kak faktor razvitiya nacional'noy ekonomiki // Vestnik MGIMO Universiteta. - 2014. - №2(35). - S.102-112

12. Popov Yu.N., Tarasov M.E. Tenevaya ekonomika v sisteme rynochnogo hozyaystva: uchebnik. - M.: Delo, 2005

13. Sirotinina M.A. Klassifikaciya ugroz ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii vo vneshnetorgovoy sfere: avtoref. kand. ekon. nauk 08.00.05. - M.: Moskovskaya akademiya ekonomiki i prava, 2011

14. Tabakov A.V. Globalizaciya vneshneekonomicheskoy prestupnosti: social'no-ekonomicheskaya harakteristika processa // Problemy sovremennoy ekonomiki. - 2011. - №1. - S. 2-7

15. Homickiy E.V. Uklonenie ot uplaty nalogov kak sostavlyayuschaya legalizacii nezakonnyh dohodov // Ekonomicheskiy zhurnal. - 2010. - T. 20. - № 4. - S.53-57

16. Sayt Gruppy razrabotki finansovyh mer bor'by s otmyvaniem deneg (FATF). [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.fatf-gafi.org/

17. Sayt Vsemirnogo banka. [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.worldbank.org

18. Sayt Organizacii OON po promyshlennomu razvitiyu (YuNIDO). [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.unido.org

19. Sayt Evropeyskogo soyuza. [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.europa.eu.int

20. Sayt Organizacii ekonomicheskogo sotrudnichestva i razvitiya (OESR). [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.oecd.org

21. Sayt Transperensi Interneshnl. [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https://www.transparency.org

22. Sayt Mezhdunarodnogo valyutnogo fonda (MVF). [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.imf.org

Login or Create
* Forgot password?