Publication text
(PDF):
Read
Download
Сложившаяся в государствах - участниках Содружества независимых Государств (далее - СНГ, Содружества) практика научного обеспечения дея- тельности органов внутренних дел (далее - ОВД) продиктовала необходимость создания координационного органа при Совете министров вну- тренних дел государств - участников СНГ (далее image - СМВД СНГ), который согласовывал бы тематику наиболее актуальных направлений научных иссле- дований, в том числе совместных, и координировал image бы их проведение. Создание Научно-консульта- тивного совета СМВД СНГ должно было помочь СМВД организовать целенаправленное и эффек- тивное использование потенциала ведомственной науки в интересах межгосударственного сотруд- ничества, а также содействовать нормотворческой деятельности (в частности гармонизации законода- тельства стран Содружества) в формате СНГ. Опыт деятельности Научно-консультативных советов при Совете командующих пограничными войсками, Координационном совете генеральных прокуроров стран Содружества и при Антитерро- ристическом центре (АТЦ) СНГ, свидетельствовал об оправданности их создания и положительном влиянии на координацию научного взаимодей- ствия. Поэтому, 8 сентября 2012 года в г. Баку на заседании СМВД СНГ было принято решение о создании Научно-консультативного совета при Совете министров внутренних дел государств - участников СНГ. 10 сентября 2013 г. на саммите в г. Астане СМВД СНГ утвердил Положение об НКС. В октябре 2013 г., принимая во внимание имеющийся научный и кадровый потенциал ФГКУ «ВНИИ МВД России», а также, учитывая значительный опыт организации и проведения научно-исследовательских работ по наиболее акту- альным направлениям противодействия преступ- ности, решением СМВД СНГ, ФГКУ «ВНИИ МВД России» определен головным научным учрежде- нием по координации научно-исследовательской деятельности. В соответствии с Положением об НКС утверж- денным Решением СМВД СНГ, в состав НКС каждое Министерство делегирует своего предста- вителя, а также вправе определить постоянного наблюдателя с правом совещательного голоса. Такие представители образуют Научно-консуль- тативный совет, избирают своего Председателя прямым открытым голосованием сроком на 3 года с правом последующего переизбрания. Таким обра- зом, НКС СМВД стал внештатным коллегиальным органом, возглавляемым Председателем. image В целях организации дальнейшей работы НКС, каждое Министерство определило в состав НКС своего представителя. Сегодня, входящие в его состав представители являются руководите- лями ведущих ведомственных НИИ, НИЦ и вузов, а также специалистами и экспертами высокого профессионального уровня. Сегодня НКС в процессе своей деятельности НКС взаимодействует с Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ (далее - БКБОП), который выполняет функции рабочего аппарата СМВД СНГ. В настоящее время, целью деятельности НКС является - обеспечение условий эффективного взаимодействия научно-исследовательской дея- тельности и научно-представительских меропри- ятий МВД государств - участников СНГ в сфере научного обеспечения оперативно-служебной деятельности ОВД - стран Содружества в борьбе с преступностью. Координацию научно-исследовательской деятельности по борьбе с опасными видами пре- ст уплений на территории Содружества осу- ществляется в следующих формах: подготовка Советом рекомендаций по проведению научных исследований актуальных проблем борьбы с пре- ступностью; анализ использования результатов научно-исследовательской деятельности органами внутренних дел стран - участниц СНГ и подготовка предложений по совершенствованию практиче- ского применения научных разработок. В настоящее время общие для стран - участ- ниц СНГ проблемы борьбы с преступностью обу- словливают необходимость их регулярной научной проработки, поэтому помимо вопросов координа- ции научно-исследовательской деятельности, НКС организует проведение научных исследований по актуальным проблемам МВД (Полиции) госу- дарств - участников СНГ. Также ежегодно гото- вится научная продукция, которая используется в качестве раздаточного материала при подготовке СМВД СНГ. С учетом принимаемых решений СМВД СНГ с каждым годом увеличивается количество научно- исследовательских работ и научно-практических мероприятий, которые проводятся, в рамках НКС. Сегодня помимо вопросов координации научно-исследовательской деятельности, научно-кон- сультативным советом ежегодно готовится научная продукция, которая активно используется право- охранительными органами стран Содружеств. image Научные работы, подготовленные в рамках НКС представляют материалы, включающие эмпири- ческие данные, их анализ и предложения, выра- ботанные как непосредственно министерствами государств - участников Содружества, так и науч- ными, образовательными организациями [1, с.36]. Подготовленная в ходе координации науч- ного обеспечения продукция по вопросам борьбы с преступностью используется сотрудниками МВД (Полиции) государств - участников СНГ в повсед- невной практической деятельности по борьбе с преступностью и для принятия управленческих решений. В рамках Плана НКС в 2017 г. в сфере про- блем миграции было выполнено четыре науч- ных исследования: учебное пособие «Незаконная миграция как средство распространения религи- озного экстремизма: вопросы криминологического предупреждения; учебно-практическое пособие «Организационно-правовые основы борьбы с неза- конной миграцией в странах СНГ»; аналитический обзор «Миграционная ситуация в России и госу- дарствах участниках СНГ»; аналитический обзор «Анализ национального законодательства госу- дарств - участников СНГ в сфере борьбы с неза- конной миграцией. В рамках Плана НКС в 2018 г. в сфере проблем миграции было выполнено два научных исследо- ваний среди которых можно отметить следующие: монография «Миграция населения и преступ- ность»; аналитический обзор с предложениями «Проблемы правового обеспечения противодей- ствия незаконной миграции в государствах - участ- никах СНГ». Планом НКС на 2019 г. запланировано прове- дение три научных исследований в сфере мигра- ции это: аналитически обзор «Проблемы правовой регламентации уголовной ответственности за нару- шения правил миграционного учета в Российской Федерации и Республике Казахстан»; методические рекомендации «Механизм реализации миграци- онного законодательства на объектах транспорта в условиях приграничного региона; учебно-практи- ческое пособие «Преступления, связанные с нару- шением правил учета и регистрации мигрантов: уголовно-правовой и криминологический аспект. В рамках Плана НКС ежегодно проводятся научно-представительстве мероприятия по противодействию миграционной прест упности. Так, например, на протяжении ряда лет Санкт- Петербургский университет МВД России про- водит ежегодную международную научно-прак- тическую конференцию «Актуальные проблемы законодательного регулирования миграционных процессов на территории государств-участников СНГ». В 2017 г. по Плану НКС было проведено одно научно-представительское мероприятие по ми- грационной проблематике В 2018 г. три научно- представительских мероприятий по миграционной проблематике, в 2019 г. по Плану НКС запланиро- вано проведение трех научно-представительских мероприятий по рассматриваемой тематике. В 2004 г. Совет глав государств СНГ одобрил Концепцию сотрудничества рассматриваемых стран по противодействию незаконной мигра- ции. Концепций предусмотрены основные формы сотрудничества в рассматриваемой сфере [2, с. 45]. Привлекательность российской экономики является одним из факторов, способствующих активизации на территории Российской Федера- ции трудовой миграции иностранных граждан и лиц без гражданства [3, с. 45]. Вопросы незаконной миграции взаимосвязаны с миграцией трудовой и в этом вопросе наша страна сохраняет большую привлекательность для большинства категорий мигрантов, так порядка 4 млн. из них пребывают на территории Российской Федерации на нелегаль- ном положении [4, с. 11]. Многочисленные внешние миграционные потоки не только привлекательны для ряда отрас- лей государственного сектора экономики (стро- ительной, жилищно-коммунального хозяйства, аграрной и других сфер) но и несут ряд допол- нительных рисков и угроз, связанных с дестаби- лизацией, как социальной, так и экономической обстановки. Нерегулируемые внешние миграци- онные потоки, в том числе напрямую взаимосвя- заны с ухудшением этнополитической ситуации, нарастанием проявлений экстремизма, ростом пре- ступности иностранных граждан и лиц без граж- данства, в том числе этнической и организованной преступности [5, с. 21]. image И не случайно пункт 41 Стратегии националь- ной безопасности Российской Федерации до 2020 г. причисляет к числу угроз национальной безопасimage ности нашей страны деятельность международных террористических и экстремистских организа- ций по переброске на российскую территорию своих эмиссаров, средств террора и организации диверсий, а также активизацию трансграничных преступных групп по организации незаконной миграции [6]. Проводя заседание Совета Безопасности Российской Федерации в 2017 г. посвящённое вопросам совершенствования государственной миграционной политики в интересах обеспече- ния национальной безопасности Президентом Российской Федерации В.В. Путиным отдель- ное внимание было уделено проблеме миграции. В частности, им было отмечено, что Российская Федерация остается привлекательной для пере- езда. В последние годы был упрощен ряд про- цедур, которые сделали возможным еще легче пребывать в нашу страну иностранным гражда- нам и лица без гражданства и осуществлять здесь трудовую деятельность. При этом Президентом нашей страны была выражена озабоченность в связи с преступностью иностранцев [7]. Таким образом, борьба с прест упностью мигрантов из числа иностранных граждан и лиц без гражданства в условиях конца второго деся- тилетия XXI столетия является важнейшей зада- чей правоохранительных органов Российской Федерации и первую очередь органов внутренних дел Российской Федерации. Обозначенная работа должна проводиться на основе комплексного подхода, который в свою очередь должен быть направлен на выявление и устранение всех при- чин и условий, которые способствуют миграци- онной преступности. image Важнейшие цели и задачи в области миграции продекларированы Концепцией дальнейшего раз- вития СНГ которая была принята Советом глав государств СНГ 5.10.2007 г. и Стратегией экономи- ческого развития СНГ на период до 2020 г. утверж- денной Решением Совета глав правительств СНГ от 14.11.2008 г. В целях совершенствования сотрудничества, улучшения результатов дея- тельности реализуемых совместно мероприятий Совет глав государств СНГ сроком на пять лет утверждает среднесрочные программы сотрудни- чества государств - участников СНГ по противо- действию незаконной миграции [8]. В 2011 г. Правительствами глав государств участников СНГ было подписано соглашение о Единой системе учета граждан третьих госу- дарств и лиц без гражданства, въезжающих на тер- ритории государств-участников СНГ [9]. 25-26 февраля 2016 г. в Минске состоялось заседание рабочей группы экспертов для подготовки пред- ложений о создании общего банка данных недей- ствительных документов граждан государств участников СНГ, а также разработке Положения об указанном банке данных. Противодействуя преступности незаконных мигрантов наша, страна прошла сложный путь [10, с. 15]. Столкнувшись с феноменом - преступно- сти незаконных мигрантов приходилось учиться на ходу, овладевая новыми методиками и приё- мами. Пожалуй, только в конце 1990-х гг., в Рос- сийской Федерации стало очевидно, что в новом тысячелетии не обойтись без более тесного сотруд- ничества МВД России с МВД (Полиции) государств участников СНГ [11, с. 34]. Обозначенные аспекты обуславливают акту- альность проблематики незаконной миграции со стороны государств Содружества и стимулирует их к консолидации проведения совместных исследо- ваний научными и образовательными учреждени- ями МВД (Полиции) государств - участников СНГ по проблемам борьбы с незаконной миграцией. Сегодня общие для СНГ проблемы борьбы с миграционной преступностью обусловливают необходимость их научной проработки. В насто- ящее время, несмотря на имеющиеся положи- тельные результаты взаимодействия в рамках СМВД СНГ в обеспечении правопорядка и борьбе с преступностью, продолжает оставаться ряд нерешенных вопросов и проблем, над которыми необходимо организовать совместную работу. В первую очередь, следует отметить проблемы, связанные с различиями в законодательном регу- лировании противодействия отдельным видам преступлений. Нередки случаи, когда по этой при- чине не реализуются возможности по разоблаче- нию международных преступных группировок, срываются оперативные мероприятия. Поэтому, представляется необходимым унифицировать зако- нодательство и привести его в соответствие с меж- дународными стандартами, активно сотрудничая в этой области в рамках НКС СМВД. image До сих пор исследования в научных и образо- вательных учреждениях, и подразделениях системы МВД стран Содружества проводятся преимуще- ственно в соответствии с собственными планами научно-исследовательской работы. В итоге, основ- ное внимание научных коллективов ведомствен- ных учреждений МВД сосредоточено в основном на исследованиях внутригосударственной пра- воохранительной проблематики. Как правило, исследования проводятся в рамках одной страны, тогда как преступность не придерживается адми- нистративных границ. Методики научного иссле- дования, зачастую, не охватывают многие аспекты конкретного вида преступления или деятельности организованной преступности, имеющей связи в других странах. Практические органы правопо- рядка обеспечиваются научными рекомендациями и методиками, лишь по результатам отечественных исследований. Поэтому в дальнейшей перспективе стоит задача - обеспечить четкую систему обмена между всеми научными, образовательными и учебными учреждениями системы МВД (Поли- ции) результатами наиболее актуальных научных исследований, методиками выявления и раскрытия новых видов, и способов совершения преступле- ний, которые требуют совершенствования, науч- ного обеспечения и сопровождения. Вместе с тем современное состояние координа- ции научного обеспечения органов внутренних дел государств - участников СНГ по противодействию миграционной преступности не является достаточ- ным, требует анализа и научного совершенство- вания. С целью повышения его эффективности необходимо минимизировать организационную составляющую обеспечения и проведения совмест- ных научных исследований. Основой проведения совместных научных исследований в рамках НКС должны быть Реше- ния СМВД СНГ. Поэтому и планировать координа- цию научного обеспечения органов внутренних дел государств-участников СНГ по противодействию преступности следует в соответствии с решениями и планами СМВД СНГ. Необходимо также отметить что в настоящее время существует множество перекрестных науч- ных проблем, требующих своего разрешения. Поэ- тому, необходимо анализировать предложения субъектов научной деятельности НКС и другие поступившие материалы с учетом тем исследова- ний, рекомендованных в сводных перечнях НКС, а также ранее проведенных НИР для исключения их повтора, как минимум в течение 5 лет, по темам исследования и территории, в пределах которой проводятся исследования. Сегодня требует модернизации процесс науч- ной проработки общих, для стран-участников СНГ, проблем борьбы с преступностью. Также необ- ходимо инициировать формирование правовой базы данных национального и международного законодательства в целях укрепления научного и образовательного сотрудничества МВД (Полиции) государств - участников СНГ. Продолжать регу- лярно проводить мониторинг модельного законо- дательства и межгосударственных соглашений СНГ в сфере научно-исследовательской деятельности МВД (Полиции) государств - участников СНГ и выработку рекомендаций по его совершенствова- нию. Осуществлять сравнительный анализ законо- дательства государств - участников СНГ в области научного сотрудничества МВД (Полиции) госу- дарств - участников СНГ и подготовку предло- жений по его реформированию. Не прекращать прорабатывать вопросы заключения договоров с образовательными и научными организациями заинтересованных стран, в целях проведения совместных научных исследований по актуальным проблемам борьбы с миграционной преступностью и формирования правовой базы межгосударствен- ного научного сотрудничества. В дальнейшем в целях совершенствования научного обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Россий- ской Федерации основное внимание будет сосре- доточено на проведении научных исследований по решению задач, поставленных перед органами внутренних дел Президентом Российской Федера- ции В.В. Путиным и Министром внутренних дел Российской Федерации генералом полиции Россий- ской Федерации В.А. Колокольцевым на расширен- ном заседании коллегии МВД России. image В заключении необходимо отметить что пер- спективы развития научного обеспечения орга- нов внутренних дел государств - участников СНГ по противодействию миграционной преступности требуют осуществлять международное сотрудни- чество на плановой основе с учетом поступающих image поручений, акцентируя внимание на консолидации ведомственной науки стран Содружества. Во мно- гом это обусловлено необходимостью адекватного реагирования государств - участников Содруже- ства на происходящие изменения в оперативной обстановке в борьбе с преступностью.