ABOUT THE ROLE THE SCIENTIFIC ADVISORY COUNCIL UNDER THE COUNCILOF MINISTERS OF INTERNAL AFFAIRS OF THE CIS IN COUNTERACTION OF ILLEGAL MIGRATION AS A CONDITION OF PUBLIC SAFETY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The role of science in modern society is not just high, it occupies a dominant position among other industries and fields of activity, and the focus of its attention are the mechanisms for maintaining a stable life of the country on the basis of scientific knowledge. Great importance in the organization of scientific activities in the Ministry of internal Affairs of Russia is attached to international cooperation. Coordination of joint research activities of the Ministry of internal Affairs (Police) of the States - participants of the Commonwealth of Independent States is carried out in collaboration with the Scientific Advisory Council under the Council of Ministers of internal Affairs of the States - participants of the CIS. At the same time, the current state of coordination of scientific support of the internal Affairs bodies of the CIS member States on combating migration crime is not sufficient, it requires analysis and scientific improvement. In order to increase its efficiency, it is necessary to minimize the organizational component of ensuring and conducting joint research.

Keywords:
Commonwealth of Independent States, Scientific Advisory Council, prevention of migration crime, crime prevention, preventive measures, public security
Text
Publication text (PDF): Read Download

Сложившаяся в государствах - участниках Содружества независимых Государств (далее - СНГ, Содружества) практика научного обеспечения дея- тельности органов внутренних дел (далее - ОВД) продиктовала необходимость создания координационного органа при Совете министров вну- тренних дел государств - участников СНГ (далее image - СМВД СНГ), который согласовывал бы тематику наиболее актуальных направлений научных иссле- дований, в том числе совместных, и координировал image бы их проведение. Создание Научно-консульта- тивного совета СМВД СНГ должно было помочь СМВД организовать целенаправленное и эффек- тивное использование потенциала ведомственной науки в интересах межгосударственного сотруд- ничества, а также содействовать нормотворческой деятельности (в частности гармонизации законода- тельства стран Содружества) в формате СНГ. Опыт деятельности Научно-консультативных советов при Совете командующих пограничными войсками, Координационном совете генеральных прокуроров стран Содружества и при Антитерро- ристическом центре (АТЦ) СНГ, свидетельствовал об оправданности их создания и положительном влиянии на координацию научного взаимодей- ствия. Поэтому, 8 сентября 2012 года в г. Баку на заседании СМВД СНГ было принято решение о создании Научно-консультативного совета при Совете министров внутренних дел государств - участников СНГ. 10 сентября 2013 г. на саммите в г. Астане СМВД СНГ утвердил Положение об НКС. В октябре 2013 г., принимая во внимание имеющийся научный и кадровый потенциал ФГКУ «ВНИИ МВД России», а также, учитывая значительный опыт организации и проведения научно-исследовательских работ по наиболее акту- альным направлениям противодействия преступ- ности, решением СМВД СНГ, ФГКУ «ВНИИ МВД России» определен головным научным учрежде- нием по координации научно-исследовательской деятельности. В соответствии с Положением об НКС утверж- денным Решением СМВД СНГ, в состав НКС каждое Министерство делегирует своего предста- вителя, а также вправе определить постоянного наблюдателя с правом совещательного голоса. Такие представители образуют Научно-консуль- тативный совет, избирают своего Председателя прямым открытым голосованием сроком на 3 года с правом последующего переизбрания. Таким обра- зом, НКС СМВД стал внештатным коллегиальным органом, возглавляемым Председателем. image В целях организации дальнейшей работы НКС, каждое Министерство определило в состав НКС своего представителя. Сегодня, входящие в его состав представители являются руководите- лями ведущих ведомственных НИИ, НИЦ и вузов, а также специалистами и экспертами высокого профессионального уровня. Сегодня НКС в процессе своей деятельности НКС взаимодействует с Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ (далее - БКБОП), который выполняет функции рабочего аппарата СМВД СНГ. В настоящее время, целью деятельности НКС является - обеспечение условий эффективного взаимодействия научно-исследовательской дея- тельности и научно-представительских меропри- ятий МВД государств - участников СНГ в сфере научного обеспечения оперативно-служебной деятельности ОВД - стран Содружества в борьбе с преступностью. Координацию научно-исследовательской деятельности по борьбе с опасными видами пре- ст уплений на территории Содружества осу- ществляется в следующих формах: подготовка Советом рекомендаций по проведению научных исследований актуальных проблем борьбы с пре- ступностью; анализ использования результатов научно-исследовательской деятельности органами внутренних дел стран - участниц СНГ и подготовка предложений по совершенствованию практиче- ского применения научных разработок. В настоящее время общие для стран - участ- ниц СНГ проблемы борьбы с преступностью обу- словливают необходимость их регулярной научной проработки, поэтому помимо вопросов координа- ции научно-исследовательской деятельности, НКС организует проведение научных исследований по актуальным проблемам МВД (Полиции) госу- дарств - участников СНГ. Также ежегодно гото- вится научная продукция, которая используется в качестве раздаточного материала при подготовке СМВД СНГ. С учетом принимаемых решений СМВД СНГ с каждым годом увеличивается количество научно- исследовательских работ и научно-практических мероприятий, которые проводятся, в рамках НКС. Сегодня помимо вопросов координации научно-исследовательской деятельности, научно-кон- сультативным советом ежегодно готовится научная продукция, которая активно используется право- охранительными органами стран Содружеств. image Научные работы, подготовленные в рамках НКС представляют материалы, включающие эмпири- ческие данные, их анализ и предложения, выра- ботанные как непосредственно министерствами государств - участников Содружества, так и науч- ными, образовательными организациями [1, с.36]. Подготовленная в ходе координации науч- ного обеспечения продукция по вопросам борьбы с преступностью используется сотрудниками МВД (Полиции) государств - участников СНГ в повсед- невной практической деятельности по борьбе с преступностью и для принятия управленческих решений. В рамках Плана НКС в 2017 г. в сфере про- блем миграции было выполнено четыре науч- ных исследования: учебное пособие «Незаконная миграция как средство распространения религи- озного экстремизма: вопросы криминологического предупреждения; учебно-практическое пособие «Организационно-правовые основы борьбы с неза- конной миграцией в странах СНГ»; аналитический обзор «Миграционная ситуация в России и госу- дарствах участниках СНГ»; аналитический обзор «Анализ национального законодательства госу- дарств - участников СНГ в сфере борьбы с неза- конной миграцией. В рамках Плана НКС в 2018 г. в сфере проблем миграции было выполнено два научных исследо- ваний среди которых можно отметить следующие: монография «Миграция населения и преступ- ность»; аналитический обзор с предложениями «Проблемы правового обеспечения противодей- ствия незаконной миграции в государствах - участ- никах СНГ». Планом НКС на 2019 г. запланировано прове- дение три научных исследований в сфере мигра- ции это: аналитически обзор «Проблемы правовой регламентации уголовной ответственности за нару- шения правил миграционного учета в Российской Федерации и Республике Казахстан»; методические рекомендации «Механизм реализации миграци- онного законодательства на объектах транспорта в условиях приграничного региона; учебно-практи- ческое пособие «Преступления, связанные с нару- шением правил учета и регистрации мигрантов: уголовно-правовой и криминологический аспект. В рамках Плана НКС ежегодно проводятся научно-представительстве мероприятия по противодействию миграционной прест упности. Так, например, на протяжении ряда лет Санкт- Петербургский университет МВД России про- водит ежегодную международную научно-прак- тическую конференцию «Актуальные проблемы законодательного регулирования миграционных процессов на территории государств-участников СНГ». В 2017 г. по Плану НКС было проведено одно научно-представительское мероприятие по ми- грационной проблематике В 2018 г. три научно- представительских мероприятий по миграционной проблематике, в 2019 г. по Плану НКС запланиро- вано проведение трех научно-представительских мероприятий по рассматриваемой тематике. В 2004 г. Совет глав государств СНГ одобрил Концепцию сотрудничества рассматриваемых стран по противодействию незаконной мигра- ции. Концепций предусмотрены основные формы сотрудничества в рассматриваемой сфере [2, с. 45]. Привлекательность российской экономики является одним из факторов, способствующих активизации на территории Российской Федера- ции трудовой миграции иностранных граждан и лиц без гражданства [3, с. 45]. Вопросы незаконной миграции взаимосвязаны с миграцией трудовой и в этом вопросе наша страна сохраняет большую привлекательность для большинства категорий мигрантов, так порядка 4 млн. из них пребывают на территории Российской Федерации на нелегаль- ном положении [4, с. 11]. Многочисленные внешние миграционные потоки не только привлекательны для ряда отрас- лей государственного сектора экономики (стро- ительной, жилищно-коммунального хозяйства, аграрной и других сфер) но и несут ряд допол- нительных рисков и угроз, связанных с дестаби- лизацией, как социальной, так и экономической обстановки. Нерегулируемые внешние миграци- онные потоки, в том числе напрямую взаимосвя- заны с ухудшением этнополитической ситуации, нарастанием проявлений экстремизма, ростом пре- ступности иностранных граждан и лиц без граж- данства, в том числе этнической и организованной преступности [5, с. 21]. image И не случайно пункт 41 Стратегии националь- ной безопасности Российской Федерации до 2020 г. причисляет к числу угроз национальной безопасimage ности нашей страны деятельность международных террористических и экстремистских организа- ций по переброске на российскую территорию своих эмиссаров, средств террора и организации диверсий, а также активизацию трансграничных преступных групп по организации незаконной миграции [6]. Проводя заседание Совета Безопасности Российской Федерации в 2017 г. посвящённое вопросам совершенствования государственной миграционной политики в интересах обеспече- ния национальной безопасности Президентом Российской Федерации В.В. Путиным отдель- ное внимание было уделено проблеме миграции. В частности, им было отмечено, что Российская Федерация остается привлекательной для пере- езда. В последние годы был упрощен ряд про- цедур, которые сделали возможным еще легче пребывать в нашу страну иностранным гражда- нам и лица без гражданства и осуществлять здесь трудовую деятельность. При этом Президентом нашей страны была выражена озабоченность в связи с преступностью иностранцев [7]. Таким образом, борьба с прест упностью мигрантов из числа иностранных граждан и лиц без гражданства в условиях конца второго деся- тилетия XXI столетия является важнейшей зада- чей правоохранительных органов Российской Федерации и первую очередь органов внутренних дел Российской Федерации. Обозначенная работа должна проводиться на основе комплексного подхода, который в свою очередь должен быть направлен на выявление и устранение всех при- чин и условий, которые способствуют миграци- онной преступности. image Важнейшие цели и задачи в области миграции продекларированы Концепцией дальнейшего раз- вития СНГ которая была принята Советом глав государств СНГ 5.10.2007 г. и Стратегией экономи- ческого развития СНГ на период до 2020 г. утверж- денной Решением Совета глав правительств СНГ от 14.11.2008 г. В целях совершенствования сотрудничества, улучшения результатов дея- тельности реализуемых совместно мероприятий Совет глав государств СНГ сроком на пять лет утверждает среднесрочные программы сотрудни- чества государств - участников СНГ по противо- действию незаконной миграции [8]. В 2011 г. Правительствами глав государств участников СНГ было подписано соглашение о Единой системе учета граждан третьих госу- дарств и лиц без гражданства, въезжающих на тер- ритории государств-участников СНГ [9]. 25-26 февраля 2016 г. в Минске состоялось заседание рабочей группы экспертов для подготовки пред- ложений о создании общего банка данных недей- ствительных документов граждан государств участников СНГ, а также разработке Положения об указанном банке данных. Противодействуя преступности незаконных мигрантов наша, страна прошла сложный путь [10, с. 15]. Столкнувшись с феноменом - преступно- сти незаконных мигрантов приходилось учиться на ходу, овладевая новыми методиками и приё- мами. Пожалуй, только в конце 1990-х гг., в Рос- сийской Федерации стало очевидно, что в новом тысячелетии не обойтись без более тесного сотруд- ничества МВД России с МВД (Полиции) государств участников СНГ [11, с. 34]. Обозначенные аспекты обуславливают акту- альность проблематики незаконной миграции со стороны государств Содружества и стимулирует их к консолидации проведения совместных исследо- ваний научными и образовательными учреждени- ями МВД (Полиции) государств - участников СНГ по проблемам борьбы с незаконной миграцией. Сегодня общие для СНГ проблемы борьбы с миграционной преступностью обусловливают необходимость их научной проработки. В насто- ящее время, несмотря на имеющиеся положи- тельные результаты взаимодействия в рамках СМВД СНГ в обеспечении правопорядка и борьбе с преступностью, продолжает оставаться ряд нерешенных вопросов и проблем, над которыми необходимо организовать совместную работу. В первую очередь, следует отметить проблемы, связанные с различиями в законодательном регу- лировании противодействия отдельным видам преступлений. Нередки случаи, когда по этой при- чине не реализуются возможности по разоблаче- нию международных преступных группировок, срываются оперативные мероприятия. Поэтому, представляется необходимым унифицировать зако- нодательство и привести его в соответствие с меж- дународными стандартами, активно сотрудничая в этой области в рамках НКС СМВД. image До сих пор исследования в научных и образо- вательных учреждениях, и подразделениях системы МВД стран Содружества проводятся преимуще- ственно в соответствии с собственными планами научно-исследовательской работы. В итоге, основ- ное внимание научных коллективов ведомствен- ных учреждений МВД сосредоточено в основном на исследованиях внутригосударственной пра- воохранительной проблематики. Как правило, исследования проводятся в рамках одной страны, тогда как преступность не придерживается адми- нистративных границ. Методики научного иссле- дования, зачастую, не охватывают многие аспекты конкретного вида преступления или деятельности организованной преступности, имеющей связи в других странах. Практические органы правопо- рядка обеспечиваются научными рекомендациями и методиками, лишь по результатам отечественных исследований. Поэтому в дальнейшей перспективе стоит задача - обеспечить четкую систему обмена между всеми научными, образовательными и учебными учреждениями системы МВД (Поли- ции) результатами наиболее актуальных научных исследований, методиками выявления и раскрытия новых видов, и способов совершения преступле- ний, которые требуют совершенствования, науч- ного обеспечения и сопровождения. Вместе с тем современное состояние координа- ции научного обеспечения органов внутренних дел государств - участников СНГ по противодействию миграционной преступности не является достаточ- ным, требует анализа и научного совершенство- вания. С целью повышения его эффективности необходимо минимизировать организационную составляющую обеспечения и проведения совмест- ных научных исследований. Основой проведения совместных научных исследований в рамках НКС должны быть Реше- ния СМВД СНГ. Поэтому и планировать координа- цию научного обеспечения органов внутренних дел государств-участников СНГ по противодействию преступности следует в соответствии с решениями и планами СМВД СНГ. Необходимо также отметить что в настоящее время существует множество перекрестных науч- ных проблем, требующих своего разрешения. Поэ- тому, необходимо анализировать предложения субъектов научной деятельности НКС и другие поступившие материалы с учетом тем исследова- ний, рекомендованных в сводных перечнях НКС, а также ранее проведенных НИР для исключения их повтора, как минимум в течение 5 лет, по темам исследования и территории, в пределах которой проводятся исследования. Сегодня требует модернизации процесс науч- ной проработки общих, для стран-участников СНГ, проблем борьбы с преступностью. Также необ- ходимо инициировать формирование правовой базы данных национального и международного законодательства в целях укрепления научного и образовательного сотрудничества МВД (Полиции) государств - участников СНГ. Продолжать регу- лярно проводить мониторинг модельного законо- дательства и межгосударственных соглашений СНГ в сфере научно-исследовательской деятельности МВД (Полиции) государств - участников СНГ и выработку рекомендаций по его совершенствова- нию. Осуществлять сравнительный анализ законо- дательства государств - участников СНГ в области научного сотрудничества МВД (Полиции) госу- дарств - участников СНГ и подготовку предло- жений по его реформированию. Не прекращать прорабатывать вопросы заключения договоров с образовательными и научными организациями заинтересованных стран, в целях проведения совместных научных исследований по актуальным проблемам борьбы с миграционной преступностью и формирования правовой базы межгосударствен- ного научного сотрудничества. В дальнейшем в целях совершенствования научного обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Россий- ской Федерации основное внимание будет сосре- доточено на проведении научных исследований по решению задач, поставленных перед органами внутренних дел Президентом Российской Федера- ции В.В. Путиным и Министром внутренних дел Российской Федерации генералом полиции Россий- ской Федерации В.А. Колокольцевым на расширен- ном заседании коллегии МВД России. image В заключении необходимо отметить что пер- спективы развития научного обеспечения орга- нов внутренних дел государств - участников СНГ по противодействию миграционной преступности требуют осуществлять международное сотрудни- чество на плановой основе с учетом поступающих image поручений, акцентируя внимание на консолидации ведомственной науки стран Содружества. Во мно- гом это обусловлено необходимостью адекватного реагирования государств - участников Содруже- ства на происходящие изменения в оперативной обстановке в борьбе с преступностью.
References

1. Kobec P.N. Praktika evropeyskih pravoohranitel'nyh organov i organov vnutrennih del (policii) gosudarstv - uchastnikov SNG po obespecheniyu bezopasnosti krupnyh mezhdunarodnyh sportivnyh meropriyatiy // Aktual'nye problemy administrativno-profilakticheskoy deyatel'nosti: sbornik nauchnyh statey po itogam Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii (21 marta 2018 goda) / Otv. Red. E.A. Vyzulina. - Nizhniy Novgorod. DS-Rizograf, 2018. - S. 35-39

2. Kobec P.N., Nikitenko I.V. Analiz genezisa prestupnosti inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva v Rossiyskoy Federacii // Vestnik Dal'nevostochnogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2018. - № 4(45). - S. 43-49

3. Cheh A.O. Kriminologicheskie aspekty prestupnosti migrantov v Rossii v usloviyah globalizacii // Leningradskiy yuridicheskiy zhurnal. - 2016. - № 1 (43). - S. 145-146

4. Antonova E.I. Mezhdunarodno-pravovoe sotrudnichestvo gosudarstv - uchastnikov SNGvoblasti trudovoy migracii // Ekonomicheskie, pravovye, organizacionno-upravlencheskie aspekty razvitiya trudovyh resursov v sovremennyh usloviyah global'nyh riskov: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (10 fevralya 2016 g.): v 2-h ch. - Cheboksary: ChKI RUK, 2016. - Ch. 2. - S. 9-13

5. Kobec P.N. O razvitii migracionnogo zakonodatel'stva i formirovanii migracionnoy politiki Rossiyskoy Federacii // Migracionnoe pravo. - 2009. - № 2. - S. 21-24

6. Ukaz Prezidenta RF ot 12.05.2009 N 537 (red. ot 01.07.2014) «O Strategii nacional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii do 2020 goda» // SPS «Konsul'tant plyus» (data obrascheniya 6.08.2019)

7. Zasedanie Soveta Bezopasnosti Rossiyskoy Federacii, posvyaschennoe voprosam sovershenstvovaniya gosudarstvennoy migracionnoy politiki v interesah obespecheniya nacional'noy bezopasnosti. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51618 (data obrascheniya: 6.08.2019)

8. Kobec P.N. Osnovnye determinanty, obuslovivshie razvitie migracionnyh processov v Rossiyskoy Federacii // Migracionnoe pravo. - 2016. - № 1. - S.26-28

9. Soglashenie o Edinoy sisteme ucheta grazhdan tret'ih gosudarstv i lic bez grazhdanstva, v'ezzhayuschih na territorii gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv (Zaklyucheno v g. Sankt-Peterburge 18.10.2011) // SPS «Konsul'tant plyus» (data obrascheniya 6.08.2019)

10. Kobec P.N. Demograficheskaya ekspansiya i ee temnye storony v dolgosrochnoy probleme rastuschih mirovyh migracionnyh processov // Migracionnoe pravo. - 2018. - № 3. - S. 14-16

11. Kobec P.N. O negativnyh posledstviyah nezakonnoy migracii na territorii Rossiyskoy Federacii i osnovnyh organizacionno-pravovyh merah, napravlennyh na usilenie bor'by s nezakonnoy migraciey // Migracionnoe pravo. - 2017. - № 1. - S. 32-34

Login or Create
* Forgot password?