THE ANALYSIS OF METHODS OF VISUALIZATION OF PROTOTYPES IN DESIGN OF WEB INTERFACES OF INFORMATION AND EDUCATION INTERNET RESOURCES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The general statistics of a usability in the context of design of the optimum web interface is analysed. Methods of prototyping of interfaces of information and education Internet resources are considered.

Keywords:
web-design, interactive prototype, prototyping, development of websites, web interface
Text
Publication text (PDF): Read Download

Ускоряющаяся разработка веб-технологий (от англ. web - «паутина», интернет-пространство) и средств компьютерной графики способна демотивировать потенциальных пользователей изучать и использовать усложненные веб-инструменты, что может привести к технологической десинхронизации, которой возможно избежать, следуя так называемому «принципу выравнивания», то есть своевременной и максимальной модернизации обучения и информирования, сообразуясь со скоростью развития веб-инструментов информационно-образовательных интернет-ресурсов. На сегодняшний день существует большое количество разнообразных веб-интерфейсов (от англ. interface - совокупность средств взаимодействия между элементами системы) [1]: интерфейс «машина-машина», служащий для взаимодействия машин с машинами; интерфейс «машина-инфраструктура», служащий для взаимодействия машин с инфраструктурой внешней среды (пример реализации - интеллектуальные транспортные сети); интерфейс «машина-природа», служащий для взаимодействия машин с природой (пример реализации - «умный дом»); интерфейс «человек-я», служащий для взаимодействия человека с самим собой (пример реализации - умные часы, мобильные гаджеты); интерфейс «человек-тело», служащий для взаимодействия человека с собственным телом (пример реализации - удаленный мониторинг и контроль здоровья через интернет); интерфейс человек-человек», служащий для взаимодействия человека с человеком (пример реализации - мобильные гаджеты как средство мгновенного удаленного соединения между людьми, реализация «коллективного разума»); интерфейс «человек-машина», служащий для взаимодействия человека с машинами. Понятие веб-интерфейса, в части, касающейся взаимодействия человека и машины-компьютера, тесно связано с понятием юзабилити (от англ. usability - удобство и простота использования), то есть простотой, удобством, интуитивным пониманием. Проанализировать юзабилити интернет-сайта для общей оценки поведения пользователей и для эффективной разработки/усовершенствования веб-интерфейса можно с помощью сервисов системной веб-аналитики, в России крупнейшим интернет-сервисом в данной области является «Яндекс.Метрика» [2]. В рамках анализа юзабилити рассматривается: статистика посещений пользователей с периодами прироста новых посетителей, целевой аудитории; отказы, непродолжительные просмотры или визиты; время и глубина просмотров веб-страниц, кликабельность активных веб-ссылок и элементов веб-интерфейса. Так называемая термическая карта интернетсайта, карта ссылок и кликов, иллюстрирует ссылки и элементы веб-интерфейса, которые оказываются в зоне наибольшего внимания пользователей. Эти данные помогают понять веб-разработчикам, насколько удобен интернет-сайт для посетителей, и используются для дальнейшего совершенствования веб-интерфейса. К примеру, согласно данным сервиса «Яндекс- Метрика» у посетителей официального интернетсайта Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России 5 приоритетных целей посещения (рис. 1, 2): вход в личный кабинет; просмотр контактов университета; информация о бюджетной форме обучения; чтение новостей университета; информация об обучении на договорной основе. В общем случае проектирование пользовательского веб-интерфейса может быть представлено в виде условного алгоритма (рис. 3). С точки зрения веб-дизайна протипами являются эскизы веб-страниц или документы с HTML/XHTML-разметкой (от англ. HyperText Markup Language - «язык гипертекстовой разметки», стандартизированный язык разметки документов в интернет) интернет-сайта с рядом структурных элементов, к примеру различных форм отправки информации, меню etc. Целесообразность использования как статичного, так и динамичного прототипирования при реализации рабочего проекта определяется на стадии создания предварительного проекта. На этапе структурирования схем веб-страниц применяется статичное прототипирование. На этапе разработки веб-дизайна применяется интерактивное прототипирование, которое позволяет при помощи встраиваемого языка программирования для доступа к объектам веб-приложений JavaScript имитировать работу модели пользовательского интерфейса при отсутствии сохранения данных на веб-сервере (от англ. server - специализированное оборудование для выполнения на нём сервисного программного обеспечения) [3]. В случае наличия в предварительном или рабочем проекте решений по цветовой гамме интернет-сайта, возможно использование не черно-белого, а цветного прототипирования. Стоит отметить, что стадия тестирования юзабилити проходит успешнее на цветных прототипах в силу более толерантного восприятия пользователями-тестерами [4]. В качестве примера успешного гибкого подхода к использованию прототипирования при создании официальных информационных и информационно-образовательных интернет-сайтов можно привести Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, в доменной зоне которого на доменах 3-го уровня функционируют официальные информационные и информационно-образовательные интернет-сайты (рис. 4, 5, 6) [5, 6]. Ряд основных критериев для условного принятия решения об использовании прототипирования при проектировании веб-интерфейсов представлен в таблице 1. Также стоит отметить, что прототипирование используется не только в проектировании вебинтерфейсов интернет-сайтов, но и для отладки интерактивного пользовательского интерфейса реляционных баз данных с точки зрения удобства загрузки взаимосвязанных данных [7]. Представляется целесообразным использовать многообразие веб-технологий и для современного подхода к профессиональной деятельности специалистов Федеральной противопожарной службы, и для эффективного освоения стандартизированного содержания образования, поскольку и знания, и информация являются не только источниками прибыли, но и стратегическим ресурсом нашего государства с точки зрения суверенитета и национальной безопасности. Рисунок 1 - Термическая карта блока в верхней части страницы официального интернет-сайта Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России за период с 3 октября 2017 года по 2 октября 2018 года Рисунок 2 - Термическая карта блока в нижней части страницы официального интернет-сайта Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России за период с 3 октября 2017 года по 2 октября 2018 года Рисунок 4 - Информационно-обучающий портал «Арктика без опасности» Рисунок 3 -Условный алгоритм поэтапного проектирования пользовательского веб-интерфейса Рисунок 5 - Обучающий портал «Основы радиационной безопасности» Рисунок 6 - «Система дистанционной поддержки сотрудников судебно-экспертных учреждений» Таблица 1 Критерии при проектировании веб-интерфейсов Критерий Решение Тестирование будущего проекта на начальных этапах создания проекта Использовать прототип Упрощение формулировки требований и внесения корректировок Снижение стоимости проекта путем устранения ошибок до ввода в эксплуатацию Возможность отрабатывать на серверной части усложненное взаимодействие с пользователем путем имитации Быстрое согласование разрабатываемого проекта или отказ из-за нереализуемости на начальном этапе Демонстрация будущего проекта на начальных этапах создания Упрощение процесса отрисовки макета на стадии веб-дизайна Простой проект, состоящий из нескольких однотипных шаблонов. Не использовать прототип. Проект, создающийся на готовой технологической платформе с ограниченным определенным функционалом. Сложные креативные визуальные решения. Редизайн с сохранение прежнего функционала.
References

1. Nikiforov O.Yu. Interfeysy Interneta veschey // Nauchnyy al'manah. - 2015. № 9(11). - S. 1344-1347

2. O servise - Metrika. Pomosch' [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://yandex.ru/support/metrika/ (data obrascheniya: 20.04.2019)

3. Proektirovanie pol'zovatel'skih interfeysov. Kratkiy obzor processa [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://web.archive.org/web/20080112171847/http://www.jvetrau.com/2007/12/18/proektirovanie-polzovatelskih-interfeysov-kratkiy-obzor-protsessa/ (data obrascheniya: 20.04.2019)

4. Prototipirovanie i ego rol' v razrabotke sayta [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://depix.ru/articles/prototipirovanie_i_ego_rol_v_razrabotke_sayta (data obrascheniya: 20.04.2019)

5. Kuz'mina T.A., Stepanov I.M. Sistema distancionnogo obucheniya dlya podgotovki spasateley k deystviyam v usloviyah Arkticheskoy zony // Podgotovka kadrov v sisteme preduprezhdeniya i likvidacii posledstviy chrezvychaynyh situaciy: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 1 iyunya 2017 goda. Sankt-Peterburgskiy universitet GPS MChS Rossii. - SPb.: SPb un-t GPS MChS Rossii, 2017. - S. 61-63

6. Sharapov S.V., Kuz'mina T.A. Perspektivy ispol'zovaniya ob'ektno-orientirovannoy sistemy podgotovki pozharno-tehnicheskih ekspertov // Nauch.-analit. zhurn. «Vestnik S.-Peterb. un-ta GPS MChS Rossii». - 2017. - № 3. - S. 183-188

7. Bobrov A.I., Chuykov A.M., Kuz'mina T.A. Informatizaciya processov nadzornoy deyatel'nosti v MChS Rossii // Sovremennye tehnologii obespecheniya grazhdanskoy oborony i likvidacii posledstviy chrezvychaynyh situaciy: sb. st. po materialam X Vseros. nauch.-prakt. konf. kursantov, slushateley, studentov i molodyh uchenyh s mezhdunar. uch. 18 aprelya 2019 goda. Voronezhskiy institut - filial FGBOU VO Ivanovskoy pozharnospasatel'noy akademii GPS MChS Rossii. - Voronezh: Voronezhskiy in-t - filial Ivanovskoy pozharno-spasatel'noy akademii GPS MChS Rossii, 2019. - S. 43-45

Login or Create
* Forgot password?