Publication text
(PDF):
Read
Download
Введение Настоящее время характеризуется резким обострением международной обстановки, которое происходит во всех областях гуманитарной, социальной экономической, военной. Это обострение носит не только цивилизационный, но и глобальный геополитический характер. США и их союзники из НАТО, а также многие страны Восточной Европы пытаются навязывать всему остальному миру свои морально-ценностные ориентиры, при этом не стесняясь в средствах и методах проведения этой политики. Наша цивилизация подошла к некоторой красной черте, переход которой будет означать переход к следующей фазе - открытого военного столкновения. В этом случае, учитывая огромные ядерные потенциалы противодействующих сторон победителей не будет. И хотя такой вариант слишком пессимистичен хочется надеяться, что в перспективе переход в «горячую фазу» может не состоятся. Но есть и другие способы лишить государство его суверенитета. В частности, внедрение агентов влияния в органы управления, законодательную область, силовые структуры, в культуру, средства массовой информации и т.д. При этом большое значение придается «пятой колонне», роль которой разрушать российскую государственность изнутри. И с этой задачей она в некоторых областях неплохо справляется. Особенно удачно у них это получается в области образования. Отличительной особенностью образовательного процесса в России в настоящее время являются: желание подменить преподавателя IT-технологиями, разорвать связь между учителем и учеником; огромное количество отчетной и текущей документации, что в сущности означает, что форма победила содержание; загруженность документооборотом, отчетностью, проверками привели к тому, что преподаватель почти лишен времени на повышение своего профессионального уровня; критерии оценки работы преподавателя сводятся к наличию у него массы документов, которые должны соответствовать федеральным стандартам, формы и содержание которых непрерывно меняются; резкое увеличение контролирующих органов; образовательным процессом управляют люди, которые, как правило, никогда не преподавали и не являются специалистами в той предметной области по которой проводится проверка; процесс реформирования образования, в условиях некомпетентности управляющих органов и бюрократизации, становится малоуправляемым и не предсказуемым; резко упал престиж профессии преподавателя. Из когда-то элитарной, всеми уважаемой профессии преподаватель превратился в неудачника по жизни. Образовательная компонента играет огромную роль в нашей жизни, ее влияние на воспитание и формирование молодого поколения трудно переоценить. Поэтому, если указанные выше тенденции сохранятся, российская государственность и национальная безопасность окажутся под угрозой. Поэтому тема статьи, посвященная историческому аспекту становления и развития образования в России, является важной и актуальной. Образование в Древней Руси Преобразования в современной России с неизбежностью вызывают интерес к культурному наследию. И это не удивительно. Культурные традиции являются частью формирования нации и должны влиять на становление современного общества. Сегодня очевидно, что сдвиги, происходящие в области культуры в последние годы, отчасти вызваны отказом от государственной регламентации в этой сфере общественной жизни. Отсутствие идеологии и цензуры не только дало возможность творческой реализации, но и привело к массовой коммерциализации, насаждению чуждых ценностей, зачастую враждебных русской культурной традиции. Необходимо отметить, что тезисы «свобода слова», свобода печати», как правило, декларируется в отношении государства и государственных структур. Но при этом все забывают, что все СМИ, так или иначе, имеют хозяина, который определяет политику и идеологию издания. Поэтому, как говорят в народе «кто платит, тот и музыку заказывает». В результате о каких-либо свободных СМИ говорить бессмысленно. Необходимо говорить об идеологической направленности реформ, которая соответствует запросу общества, менталитету народа и историческому наследию. Сегодня налицо дуализм современной культуры для богатых и бедных. Особенно сильно это сказывается на системе образования. А ведь наше образование имеет глубокие исторические традиции и достижения: в XX в. Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру. Именно поэтому одной из стратегических задач государства, которая обеспечивает его безопасность, является качественное образование, которое не является копированием западных образцов. Складывание российской системы образования начинается со школ (училищ) при княжеских дворах Владимира Святославича в Киеве и Ярослава Мудрого в Новгороде, Они стали примером для создания школ при дворах других князей. Школы появляются в столицах княжеств и при монастырях. В программу входило обучение грамоте и иностранным языкам. После крещения Руси в 988 г. наши предки пользовались двумя азбуками - глаголицей и кириллицей. В X-XIII веках они были хорошо известны, но глаголица применялась для тайнописи, кириллицей мы пользуемся до сих пор, хотя она претерпела изменения. В 1086 году в Киеве открылась первая школа для девушек. О степени распространения образования и грамотности населения в Древней Руси свидетельствуют берестяные грамоты и граффити на стенах. Принятие христианства потребовало подготовки своих национальных кадров священнослужителей. Таким учебным заведением, в какой-то степени, можно считать Киево-Печерский монастырь. Там готовили высших церковных иерархов, которые изучали богословие, греческий язык, церковную литературу, красноречие. Некоторое представление об уровне знаний дают нам «Изборники» 1073 и 1076 гг. В них содержатся сведения по философии, грамматике и т.д. Широкое распространение получило чтение книг вслух грамотными людьми. Появилась переводная литература по истории, правоведению и т.д. Распространение получило летописание. В летописях мы находим не только описание различных событий, но и сведения правового характера и полемические трактаты. Следует отметить, что русская средневековая письменность отличалась от западноевропейской, так как в ее основе лежал родной язык, а не латынь. Нашим предкам достаточно было знать родной язык, чтобы приобщиться к культуре, а полякам, немцам и англичанам, чтобы стать грамотными, нужно было учить чуждую им латынь, поскольку государственным, церковным и, в какой-то мере, литературным языком был латинский. Образование в ХVI- ХIХ веках Объединение русских земель в единое государство увеличило потребность в грамотных людях, владевших письменностью. Стоглавый собор 1551 года принял решение об организации училищ и массовом обучении детей грамоте. В середине ХVI века в Москве была открыта первая типография, и это событие оказало сильное влияние на развитие русского просвещения. Но, несмотря на все усилия, большая часть населения оставалась неграмотной. Известно, что, примерно 24% посадских людей Москвы в 1680-х годах были грамотными, а печатавшиеся в столице буквари, стоимостью 1 копейка, пользовались повышенным спросом. Развитие государства требовало все больше образованных людей. В Москве стали появляться частные школы, что вызывало недовольство духовенства и некоторых бояр. В 1632 году возникла Киево-Могилянская школа (с 1701 г. - академия), которая стала крупным общеобразовательным и научно-культурным центром Украины, Белоруссии и России. Частные школы и Киево-Могилянская школа подготовили появление в 1687 году в Москве Славяно-греко-латинской академии - первого высшего учебного заведения во главе в учеными-греками, братьями Иоанникием и Сафронием Лихудами. Академия готовила высшее духовенство и чиновников государственной службы. Восемнадцатый век внес существенные коррективы в развитие науки и образования. Эпоха Просвещения серьезно повлияла на развитие государственной системы образования. Петровские преобразования, активная внешняя политика существенно увеличили потребности страны в образованных и хорошо подготовленных специалистах. В стране вводится светское образование, открываются специальные школы. В условиях Северной войны 1700-1721 гг. правительство было вынуждено открыть доступ в школы для детей не только дворянского, но и податных сословий. Позже эту практику прекратили и правительство создает систему закрытых сословных учебных заведений. Для духовенства повсеместно создавались духовные семинарии и открыты три духовные академии. К концу XVIII века в 66 духовных учебных заведениях обучалось более 20 тысяч человек. Для купечества открывались коммерческие школы. Цифирные школы преобразовывались в солдатские, а затем превращались в сословные школы солдатских детей, которые готовили унтер-офицеров. Сословность образования не покрывала потребности страны в специалистах. Поэтому 1780-х годах начали создавать систему общеобразовательных школ, которых к концу века было создано 288 с 22 тысячами обучающимися. Но широкого распространения в стране эти школы не получили. На нужды образования работали благотворительные училища Ведомства учреждений императрицы Марии и учебные заведения Военного министерства. Были созданы учебные округа во главе с попечителями, систему образования округа возглавлял университет. XIX век стал переломным для высшего образования в Российской империи. Именно тогда появляются такие учебные заведения, как Институт корпуса инженеров путей сообщения (1809), Царскосельский лицей и Лесной институт (1811), Технологический практический институт (1831), Киевский университет (1833), Институт корпуса горных инженеров (1834), Императорское училище правоведения (1835) и многие другие. В естественно-технические вузы допускался прием разночинцев, а не одного только дворянства. К середине XIX века, после окончания Крымской войны (1853-1856), отставание России от передовых капиталистических стран в различных сферах, а именно, в технологиях, организации производства, в образовании, социально-политической жизни и экономике, стало более заметным. Поэтому главной целью внутренней политики правительства было приведение экономической и социально политической системы в соответствие с потребностями времени. Изменения, произошедшие в России в результате реформ 1860-1870-х годов, создали новые условия для развития культуры. Буржуазная модернизация стимулировала научнотехнический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных кадрах - инженерах, профессионально-образованных рабочих, юристах, администраторах и т.д. Значительное влияние на культуру оказало оживление политической жизни и активизация идейной борьбы. Но уровень культуры, достигнутый страной к началу XX века, недостаточно отвечал потребностям модернизации. Перепись 1897 г. показала, что уровень грамотности в России был самым низким в Европе и составил 17,4%. Начальное обучение осуществляли школы Министерства народного просвещения - светские и церковно-приходские. Положения 14 июля 1864 г. и 25 мая 1874 г. пытались создать единую сеть начальных школ, в которую бы входили и церковно-приходские школы, и начальные училища, содержащиеся за счет казны и земств, и частные школы. Во главе губернской сети ставился назначаемый попечителем учебного округа и утверждаемый министром просвещения директор народных училищ и подчиненные ему инспектора, в среднем по одному на уезд. Для общего руководства делом народного образования создавались губернские и уездные училищные советы во главе с предводителем дворянства. В состав советов входили директор и инспектор народных училищ, представители МВД, епархиального ведомства, православной церкви, земских собраний, городских дум. Правительство отпускало на школьное дело ничтожно мало средств, поэтому МНП не могло открывать сколько-нибудь значительного числа школ и большинство их существовало на средства уездных земств, что способствовало некоторому увеличению влияния земств в руководстве школьным делом. Ситуацию в стране изменила гибель Александра II 1 марта 1881 г. Потрясенный убийством отца Александр III изменил общее направление правительственного курса. В 1884 г. новый университетский Устав ликвидировал автономию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за студентами и увеличена плата за обучение. Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора. Высшее женское образование было свернуто. 13 июня 1884 г. было издано положение, выделившее церковно-приходскую школу из общей сети и подчинившее ее непосредственно церковным властям. Положение дало толчок к конкуренции церковно-приходской школы с земской. Правительство поощряло церковно-приходские школы, отпуская на них больше средств, чем на земские школы. Важным фактором, мешавшим развитию народного образования, была разобщенность школ и преимущественное поощрение приходских училищ. В 1887 г. был введен циркуляр о «кухаркиных детях», не допускавший прием в гимназии детей лакеев, прачек, мелких лавочников и т.д. А «Временные правила о печати» 1882 г. покончили с либеральной политикой 1860-х годов в области цензуры. Право закрывать любое издание получило не только МВД, но и обер-прокурор Синода. Образование в ХХ веке К началу ХХ века Россия была страной с одним из самых низких уровней грамотности в Европе, да сама и система образования устарела. Начальное обучение в сельской местности осуществляли начальные народные училища или церковно-приходские школы с 2-3-летним обучением, в городах - начальные городские училища с 5-6-летним обучением. Уровень преподавания в сельских школах был очень низким. Выпускники городских училищ не получали должной подготовки, необходимой для поступления в гимназию. Начальное образование было оторвано от среднего, среднее от высшего. Правом поступления в Университет обладали только выпускники классических гимназий, а вот выпускники реальных или коммерческих училищ и духовных семинарий были лишены такого права. Для дальнейшего развития страны насущной потребностью стало решение вопроса о всеобщем начальном образовании. Революционные события 1905-1907 гг. заставили самодержавие признать это требование. Министр просвещения в правительстве С. Ю. Витте граф И. И. Толстой подготовил записку, в которой предлагалось осуществить ускоренный переход к всеобщему начальному образованию совместными усилиями общества и правительства. В правительственной декларации, обращенной еще к I Государственной думе, отмечалась необходимость и неотложность просвещения народа и провозглашался курс на реформирование средних учебных заведений и высшей школы. Введение всеобщего начального обучения предлагалось осуществлять от центра к окраинам, чтобы, в первую очередь, поднять культурный уровень коренного русского населения. Большое внимание народные школы уделяли «закону божию» и церковному пению, что же касается общеобразовательных предметов, то в программу входили только чтение, письмо, арифметика. Преподавание велось на русском языке, в местностях с нерусским населением родной язык допускался в качестве подсобного только в первый, реже во второй год обучения. Разрешение распространялось не на все языки, а на - немецкий, эстонский, латышский, литовский, ряд языков народов Поволжья. Запрещено было преподавание на польском, грузинском, еврейском языках, языках народов Сибири, Дальнего Востока и т.д. Следует отметить, что этот запрет не распространялся на «закон божий». Управление школьным делом отличалось, с одной стороны чрезмерной бюрократической опекой, а с другой - ведомственной разобщенностью и враждой. Недофинансирование светского образования отрицательно сказывалось на развитии образования. Так, в 1902 г. на школы МНП по бюджету отпустили 5 млн. рублей, а на приходские - 10,3 млн. рублей. К 1911 г. расходы казны на школы МНП возросли, но государственные дотации на 1 ученика министерской школы составляли 1 руб.96 коп., а приходской - 3 руб. 37 коп. Для дальнейшего развития экономики страны стало необходимостью решение вопроса о всеобщем начальном образовании. События 1905-1907 гг. заставили правительство признать это требование. Сотрудники МНП разработали несколько проектов перехода к всеобщему начальному образованию, которые были встречены в Совете Министров без особого энтузиазма. При обсуждении проектов острую дискуссию вызвали финансовая сторона и подготовка учительских кадров. В Государственной думе II и III созывов также неоднократно обсуждались проекты введения всеобщего обучения в России, но прийти к единому мнению депутаты не смогли. Ожесточенные споры вызывали вопросы о языке преподавания, о месте церковно-приходской школы и земской в системе МНП, о финансировании той и другой школы и т.д. Депутаты III Думы решили разработать свой законопроект всеобщего обучения, но не смогли при его обсуждении разрешить все спорные вопросы. Но, несмотря на трудности, законопроект о введении всеобщего обучения все же добрался до Государственного совета, который внес свои изменения. В результате родился еще один вариант законопроекта, но теперь уже в Госсовете. Дело кончилось тем, что оба варианта законопроекта из-за коренных расхождений так и не были утверждены. Разработка проекта школьной реформы вызвала сильные затруднения, вызванные нежеланием правительства финансировать просвещение. Остро стояли вопросы национальный и вероисповедный, не был решен вопрос о реформе местного самоуправления. От организации местного самоуправления зависела и организация руководства начальной школой. Все это привело к тому, что разработка школьной реформы затянулась, проекты были составлены слишком поздно и не прошли обсуждения в Государственном совете. В начале XX века увеличилось число учебных заведений различных типов и количество учащихся в них. В 1908 г. был принят закон о поэтапной школьной реформе, согласно которому в течение 10 лет должны были ввести обязательное бесплатное начальное обучение, но осуществить это в полном объеме не удалось. Основным типом начальных учебных заведений в городах были трехклассные училища с шестилетним курсом обучения. С 1 июля 1912 г. они были преобразованы в высшие начальные училища с четырехгодичным курсом обучения. К концу 1914 г. в России насчитывалось 123 745 начальных учебных заведений, в которых обучалось 30,1% детей в возрасте от 8 до 11 лет. Образование в целом носило сословный характер, причем дворянство, купечество, частично казачество имели привилегии в его получении по сравнению с рабочим классом и крестьянством. Беднейшее население национальных окраин до 1917 г. было лишено возможности получения начального образования и обучения на родном языке. Возможность обучения на родном языке в инородческих школах допускалась только на первом году обучения. Подобный характер образования предопределил специфику развития культуры в России, которая носила преимущественно элитарный характер. В целом по России к 1 января 1914 г. из 8 902 621 учащихся в начальных и низших школах обучалось около 82% всех учащихся, в средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях - около 6%, в специальных средних и низших школах - 3,2%, в частных и религиозно-национальных школах - около 7%. Расходы государства на нужды образования ежегодно увеличивались: в 1901г. - 33 076 тыс. руб.; в 1906 г. - 44 165 тыс. руб.; в 1911г. - 97 575 тыс. руб. Начало XX века продемонстрировало тягу народа к знаниям, литературе, искусству. Стали появляться просветительские организации при земствах и научных обществах, бесплатные воскресные школы и рабочие курсы. В целях развития культурно-просветительной деятельности стали открывать народные дома. В Петербурге наибольшую известность имел народный дом графини Паниной. Книгоиздатели Ф.Ф. Павленков и И.Д. Сытин наладили выпуск дешевых изданий для народа. По всей России стали появляться различные музеи - научные, технические, литературные, краеведческие. Деятельность этих музеев способствовала не только развитию культуры и образования, но и приобщала к ним широкие слои населения. Образование в СССР После Октябрьской революции система образования. Декретом СНК РСФСР от 11 декабря 1917 года все учебные заведения были переданы в ведение Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос) РСФСР. Частные учебные заведения были ликвидированы, образование стало бессословным и общедоступным. 30 сентября 1918 г. декрет ВЦИК определил основы строительства новой школы. Этим же декретом было утверждено Положение о единой трудовой школе РСФСР. Вводилось обязательное бесплатное 9-летнее обучение по двум ступеням: с 8 до 13 лет (5-летний курс) и с 13 до 17 лет (4-летний курс). Но на практике реализовать это не смогли. В 1921 г. школа второй ступени была разделена пополам, и школьный базовый курс в 1920-е годы составил 7 лет (5 лет - первая ступень и 2 года - вторая). В объеме семилетки осуществляли обучение фабрично-заводские училища (ФЗУ) и школы крестьянской молодежи (ШКМ). Декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР» провозглашал, что каждый человек, достигший 16 лет, независимо от гражданства и национальной принадлежности, пола и вероисповедания может быть принят в вузы без экзаменов. Документ о среднем образовании предоставлять не требовалось, преимущественным правом при зачислении обладали рабочие и беднейшее крестьянство. Восстановление народного хозяйства страны требовало квалифицированных кадров. Одной из главных задач в области образования для Советского правительства стала ликвидация массовой неграмотности населения 26 декабря 1919 года был обнародован декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», согласно которому все население в возрасте от 8 до 50 лет было обязано обучаться грамоте. В 1920 г. при Наркомпросе была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Задачей комиссии было создание сети пунктов по всей стране, где осуществлялась эта работа. В 1923 г. было создано общество «Долой неграмотность», под председательством М.И. Калинина. Активно открывались школы для взрослых и пункты ликвидации неграмотности, увеличивалась публикация учебной литературы. В 1923 году постановление ВЦИК и СНК РСФСР вводило плату за обучение в старших классах школы и вузах. Для некоторых категорий граждан было сделано исключение. За обучение не платили- военные, работники образования, крестьяне, инвалиды, безработные, пенсионеры, государственные стипендиаты, Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда. Бесплатные места в вузах лимитировались. Плата за обучение не взималась в коммунистических высших учебных заведениях, рабочих факультетах и педагогических техникумах. Платное обучение сохранялось до середины 1950-х годов. На рубеже 1920-1930 гг. был объявлен «всесоюзный культпоход за грамотностью» для чего провели перепись неграмотного населения и создали культармии из числа добровольцев. В 1926 г. в стране был 51,1% грамотного населения, в 1939 г. - 81,2% (по другим данным 87,4%). К 1933 г. в общеобразовательной школе был завершен переход к обязательному 4-летнему образованию. Городские школы-семилетки были преобразованы в десятилетки. С 1934 г. началась переработка учебных программ, в школы вернули географию и отечественную истории. Великая Отечественная война внесла свои коррективы в образовательный процесс, обучение проходило по ускоренной, сокращенной программе. После Великой Отечественной войны в 1949/1950 учебном году начался переход к обязательному семилетнему обучению. Все большее распространение получало вечернее и заочное обучение без отрыва от производства. В 1958 г. начался новый этап реформы в области образования. Вместо обязательного 7-летнего образования и полного 10-летнего создавалась обязательная 8-летняя политехническая школа. Среднее образование можно было получить либо в школе рабочей (сельской) молодежи без отрыва от производства, либо через техникумы, работавшие на базе 8-летней школы, либо через среднюю 3-годичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением. Для желающих получить высшее образование вводился обязательный производственный стаж. Реформа на короткое время обеспечила приток рабочей силы на производство, но привела к текучести кадров, низкому уровню трудовой и технологической дисциплины молодых сотрудников и т.д. В августе 1964 г. в средней школе восстановили двухлетний срок обучения на базе 8-летки и полная средняя школа вновь стала 10-летней. Развивалась система профтехучилищ, которые с конца 1960-х гг. также стали давать учащимся среднее образование. Конституция 1977 года всем гражданам СССР гарантировала право на получение бесплатного высшего и средне специального образования. Отличникам учебы очных отделений вузов и средних специальных учебных заведениях было гарантировано право на получение стипендии от государства. Существовала государственная система распределения, которая обеспечивала трудоустройство по специальности каждому выпускнику вуза и среднего специального учебного заведения. В 1984 г. начался очередной этап реформы народного образования, было введено 11-летнее обучение в средней школе. С 1988 г. был взят курс на отказ от унификации и профессионализации общеобразовательной школы и создание иной модели образования. Для управления всеми звеньями образования от школы до вуза был образован Государственный комитет по народному образованию. С 1990-х годов в российском образовании проходит очередная реформа., по своей сути направленная на слом советской образовательной системы, которая была одной из лучших в мире. Её смысл сводится к ориентации на развитие частных образовательных учреждений, переходу к платному образованию, отмене системы государственных гарантий трудоустройства выпускников вузов и техникумов, свертыванию системы профессионально-технических училищ, формированию знаний, умений и навыков исходя из компетенций, обозначенных в образовательных программах, переход на многоуровневую систему высшего образования и введение единого государственного экзамена как формы совмещения выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в вузы. В 1992 г. был принят Закон РФ «Об образовании». Появились новые типы учебных заведений, где наряду с государственными школами функционируют гимназии, колледжи, лицеи, частные школы. Но в условиях недофинансирования образования многие школы, особенно в регионах, влачат жалкое существование, а часто их либо просто закрывают, как бесперспективные, так как в них малокомплектные классы, либо объединяют несколько школ в одну. В результате ученики вынуждены посещать школу далеко от дома. В 1990-е годы в стране увеличилась детская беспризорность, некоторые родители не видят необходимости обучать своих детей в школе. С 2000 г. началась новая реформа в сфере образования, которую официально назвали модернизацией системы образования. Рассматривается переход к 12-летнему обучению в средней школе. Эксперимент с результатами ЕГЭ для поступления в вузы не совсем удачен, так как не дает полной картины знаний абитуриента. Таким образом, за годы Советской власти была не только ликвидирована неграмотность, но и создана система среднего, профессионально-технического и высшего образования. В 1990-е годы начались и продолжаются до сих пор преобразования в культурной и образовательной сферах. Итоги этих преобразований неоднозначны и обернулись для культуры, науки и образования существенными потерями. Проведение реформ не может быть до конца реализованным, если общеобразовательный уровень населения находится в определенном противоречии с социально-экономическими и политическими потребностями развития государства. Культурные процессы не исчезают с распадом государств и политических режимов, они продолжают развиваться в новых условиях. Современная Россия органически связана с историей нашей страны и должна извлекать из нее уроки. Отметим, что за период реформ российского образования был осуществлен переход от советской школы, интегрированной в мировое образовательное пространство. Произошла смена основ образовательной политики, сложился рынок образовательных услуг, введена плата за обучение. Платное обучение в вузах отрицательно сказывается на социальной обстановке в стране. Платное обучение, с одной стороны, позволяет получить образование тем, кто по какой-то причине недобрал баллы на ЕГЭ, а с другой - позволяет учиться всем тем, кто может оплатить обучение, вне зависимости от их знаний. Учителя и преподаватели вузов перегружены отчетностью и прочей бумажной работой, что лишает преподавателей заниматься самообразованием и научной работой и сказывается на уровне преподавания. Стремление активно использовать европейский опыт негативно сказывается на нашей системе образования. Выдвижение новых задач, не всегда согласующихся с предшествующими, нарушение преемственности в государственной образовательной политике наносит большой вред стабильности в образовании, не позволяет глубоко осмыслять и анализировать достижения и недостатки реформ. Участие России в Болонской конвенции как способе реформирования отечественной системы образования, ее сближение с европейской, возможно при условии сохранения фундаментальных ценностей и особенностей и конкурентных преимуществ отечественной системы образования. Проведение реформ должно поддерживаться соответствующим финансированием, пакетом социальных программ защиты населения, учетом национальных и конфессиональных особенностей. Законодательные и исполнительные органы государственной власти при проведении реформ должны действовать в едином русле, поскольку любые противоречия вызовут колебания реформаторского курса. Проведение любых реформ не может быть до конца реализованным, если общеобразовательный уровень населения находится в определенном противоречии с социально-экономическими и политическими потребностями государства.