ECONOMIC SECURITY OF THE REGION IN THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the context of the development of market relations and the expansion of economic relations, there is a need to improve the mechanism of regional economic security in the housing sector in order to ensure its sustainability of the socio-economic situation in the housing sector and the creation of the necessary living standards of the population of the region with the growth of tariffs for housing and communal services, directly dependent on the cost of resources supplied by resource-supplying companies, which is most important in the depressed region.

Keywords:
Region, economic security, risks, threats, monopoly, resource organization
Text
Text (PDF): Read Download

В условиях рыночной экономики, в рамках национальной безопасности была выделена экономическая безопасность, предполагающая создание защиты благополучия гражданина, общества и государства от уже сложившихся и появляющихся вновь экономических рисков и угроз. На любом ее уровне, включая региональный, она рассматривается как форма взаимодействия органов власти и общества. Поэтому основным подходом в изучении проблем, возникающих при ее формировании, выступает системность и комплексность. При этом термин «экономическая безопасность» относительно недавно стал объектом научных исследований. В отечественной литературе выделено несколько подходов к его интерпретации [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10]. По нашему мнению экономическая безопасность региона - это необходимость, возможность и готовность экономики региона, опираясь на эффективное управление, обеспечить постоянный и устойчивый экономический рост, удовлетворение запросов социума и защиту экономических интересов населения региона от внутренних угроз и внешних от региона воздействий. Повышение качества работы по обеспечению экономической безопасности ведет к сокращению преступлений в регионе. Динамика преступлений экономической направленности по региону представлена на рисунке 1. Развитие мер по обеспечению экономической безопасности стало особенно востребовано регионами при осуществлении активных экономических реформ, проводимых федеральным центром в условиях санкций, финансового кризиса. Особенно тяжело проходит реформирование сферы ЖКХ, изначально предполагающее перевод содержания жилищного фонда на собственников. В СССР граждане оплачивали только коммунальные услуги, а в РФ - и жилищные и коммунальные, включая содержание общедомового имущества (ОДИ). В начале реформы предполагалось, что государство отремонтирует жилищный фонд, а собственники уже будут о нем заботиться и содержать. Реформа в жилищной сфере в Смоленской области началась с 1997 года, когда согласно Постановлению Администрации Смоленской области от 09.06.1997 г. № 227 «О реформе жилищнокоммунального хозяйства…» был разработан график планомерного наращивания расходов граждан на оплату жилья и коммунальные услуги в структуре их расходов, по следующему графику: 1997 год -16% (максимум 6100 руб.), 1998 год - 18% , 1999 год - 19%, 2000 год -20%, 2001 год - 22%, 2002 год - 23%, 2003 год - 25%, однако фактически на 2005 год - только 10,3%, на 2016г. - 14,5%) и разрушение государственной монопольной собственности на жилищный фонд. Следующий этап ознаменовался ускоренными темпами роста цен на услуги ЖКХ, при передаче оказания услуг частникам и разрушении единой системы государственной поставки коммунальных и жилищных услуг. С 2007 года начался последний этап реформы по созданию системы полной либерализации отношений в сфере ЖКХ, переводу жилищной сферы на свободные рыночные рельсы, платности для населения в полном объеме предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, создание конкурентной среды для управляющих компаний и ТСЖ. Последние МУПы («Горводоканал») как убыточные, передаются в частные руки. Такое положение не позволяет местным органам власти контролировать деятельность частных компаний напрямую, а только косвенно, например, через установление ограничений тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Данный процесс тесно связан и с тем, что в апреле 2007 года Президент в Послании Федеральному собранию дал поручение о создании новой госкорпорации, на основании чего был принят ФЗ№ 185 от 21 июля 2007 года «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», срок окончания действия - 01.01 2019 г. (по отчету Фонда его деятельность осуществляется в 2018 г. в 28 субъектах Российской Федерации, включая Смоленскую область). Задачей Фонда выступало переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Остальные должны решать проблемы состояния своих домов самостоятельно. Однако формирование конкурентной среды на рынке ЖКХ осуществляется только по отдельным секторам: управление ЖКХ и оказание услуг подрядными организациями (обслуживание инженерных коммуникаций, благоустройство и уборка территорий, вывоз ТБО, ремонт). При этом остается монопольная поставка ресурсов, например газа. Создаваемый рынок в сфере ЖКХ предполагает создание стройной системы отношений равноценных участников рынка ЖКУ и их взаимоотношения на рыночных условиях, превращение государства из собственника ЖФ (а, следовательно, плательщика средств за жилищные и коммунальные услуги и капремонт, что обеспечивало ограничение стоимости тарифов на ресурсы РСО и ЖКУ управляющих организаций) в регулятора и контролера рынка ЖКУ, снимая с органов власти необходимость требования по ограничению монопольных цен на ресурсы и ЖКУ в целях сбережения средств региональных (местных) бюджетов, направляемых на эти цели. В 2017 г. чуть было не ввели социальную норму, как поэтапное введение рыночных (точнее бесконтрольных) цен на коммунальные услуги (2 тарифа - для оплаты объёмов потребления коммунального ресурса в пределах соцнормы и свыше установленного объёма по более высокому уровню цены). Однако Губернатор А. Островский принял решение, что в Смоленской области с 01.01.2017 г. такая процедура, как в других регионах, вводиться не будет. В этих условиях формируется два субъекта рынка ЖКУ: продавец: предприятия, работающие на рынке с целью получения прибыли, расширения рынка, обновления основных фондов и модернизации и реконструкции ЖФ, что требует формирования оптимальных себестоимости (экономии затрат) и цены (обеспечивая рентабельность) услуг (жилищные услуги более чем на 95% оказывают УО. Причем в Смоленской области уже в 2018 г. лишь 130 МКД или 3,97% не выбрали УО) и покупатель - население, желающее получать, как раньше, качественные услуги в необходимом количестве как в СССР, при минимально возможной цене, с надежным юридическим обоснованием сделки по передаче в управление ОДИ МКД управляющей организации. Теперь же отношения сторон строятся на договорных отношениях, при некачественном выполнении условий которых, проблема решается в судебном порядке или расторжением этого договора. Контроль за выполнением договорных обязательств осуществляют Прокуратура и Жилищная инспекция. В этих условиях региональные и местные органы власти начинают выступать регулятором, обеспечивающим сбалансированность интересов покупателей и продавцов ЖКУ, социальных и производственных взаимосвязей и развития частных инициатив (при недостатке средств региональных и местных бюджетов и перекредитованности регионов прекращая финансировать сферу ЖКХ). При этом власти региона разработали и утвердили «Дорожную карту» развития ЖКХ, определили порядок отбора проектов модернизации и софинансирования процентной ставки, заключения договоров с РСО или кредитной организацией (Постановление от 31 августа 2017 года N 603). В результате проводимой реформы растут тарифы по жилищно-коммунальным услугам (рисунок 2). Однако резкое недовольство граждан привело к некоторому их снижению в 2017 г. В СССР «никто не может быть выселен или ограничен в праве пользования жилым помещением» (Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 08.06.1984 (ред.22.05.1990) ст.7). С 2018г. выселение жителей возможно, при неплатежах по коммунальным услугам (ст.153, ст. 155 ЖК РФ). Проводит мероприятия по выселению Прокуратура Смоленской области в общем порядке (на базе закона от 02.10.2018 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). При этом необходимо учитывать, что регион находится в зоне умеренно-континентального климата. В результате ситуация в регионе такова. В 2009 г. количество исполнительных производств в отношении плательщиков услуг ЖКХ составило 15481 на сумму 154,5 млн. руб., в 2010 г. - 29314 на сумму 265,5 млн., в 2011 г. - 30642 на сумму 305 млн. руб., то с принятием поправок о выселении по данным 2018г. уже за 9 месяцев возбуждено около 20 тыс. исполнительных производств с общей задолженностью 260 млн. руб., вынесено около 5,5 млн. постановлений об ограничении права выезда за пределы РФ, составлено 3,500 млн. актов ареста имущества. В счет погашения задолженностей перечислено 150 млн. руб., у 3 тыс. чел. производится удержание из зарплаты. Также можно отметить и усиление контроля за деятельностью управляющих компаний. Было выявлено в 2017 г. 2162 нарушения закона в области ЖКХ, что ниже уровня прошлого года на 24,4%. При этом направлено 383 иска в суд, а удовлетворено 359 требований прокурора. Всего внесено 657 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 621 чел., а 11 чел. - к административной ответственности. Было направлено 13 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, на основании чего было возбуждено 12 уголовных дел. В целом можно отметить, что реформирование жилищной сферы привело только к росту стоимости ЖКУ, дальнейшему падению благосостояния граждан, их миграции в соседние регионы (страны) и обострению социальной ситуации в Смоленской области, дальнейшему развалу отрасли, ухудшению государственного регулирования на местах. Отсюда выделим основные направления, по совершенствованию механизма функционирования рынка ЖКХ (рисунок 3). Рисунок ١ - Динамика преступлений экономической направленности по региону Рисунок 2 - Динамика оказания жилищных и коммунальных услуг на душу населения в Смоленской области, руб. Таблица 1 Состояние законности в сфере ЖКХ в регионе Наименование показателя 2016 г. 2017 г.* Темп прироста, ٪ Выявлено нарушений закона 2859 2162 -24,4 Направлено исков, заявлений в суд 358 383 7,0 Удовлетворено исков и прекращено дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора 344 359 4,4 Внесено представлений 697 657 -5,7 К дисциплинарной ответственности привлечено лиц 716 621 -13,3 По постановлению прокурора привлечено лиц к административной ответственности 44 11 -75,0 Направлено материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ 10 13 30,0 Возбуждено уголовных дел 9 12 33,3 *Данных по 2018 г. нет. Рисунок ٣ - Направления реформирования жилищной сферы в регионе
References

1. Bagmet A.M. Deyatel'nost' sledstvennyh organov SK Rossii po raskrytiyu i rassledovaniyu prestupleniy ekonomicheskoy napravlennosti // Rossiyskiy sledovatel'. - 2014. - № 13. - S. 8-10

2. Karanina E.V. Ekonomicheskaya bezopasnost'. Na urovne gosudarstva, regiona, predpriyatiya. - Kirov : FGBOUVO «VyatGU», 2016. - 389 s

3. Kalinina N. M. Ekonomicheskaya bezopasnost' regiona: suschnost', ugrozy i mery obespecheniya // STEZh. - 2015. - №10. - S.12-26

4. Lesina T.V. Ekonomicheskaya bezopasnost' i ekonomicheskaya prestupnost' regionov. Ocenka sovremennogo sostoyaniya i perspektivy // NAUKOVEDENIE. - 2017. - T. 9. - № 6 . - S. 45-64

5. Mackevich I. M. Organizovannaya ekonomicheskaya prestupnost' // Monitoring pravoprimeneniya. - 2016. - №1 (18). - S. 4-10

6. Molchan A.S., Saenko S.V. Ekonomicheskaya bezopasnost' gosudarstva: sovremennoe sostoyanie, ugrozy i porogovye znacheniya // Nauchnye trudy KubGTU. - 2016. - № 2. - S. 54-68

7. Pesockiy A.A. Bezopasnost' ekonomicheskogo prostranstva hozyaystvennogo kompleksa Rossii: metodicheskie osnovy. - SPb. : Izd-vo ANO VPO «MBI», 2015. - 61 s

8. Potokina S.A. Suschnost' i mehanizmy obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti regiona // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. - 2016. - № 3 - S.71-86

9. Rubcov I.V. Analiz dinamiki ekonomicheskoy prestupnosti v Rossiyskoy Federacii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2017. - № 4. - S. 214-217

10. Sigov V. I., Pesockiy A. A. Bezopasnost' ekonomicheskogo prostranstva regiona: konceptual'nye osnovy i sistema pokazateley // Ekonomika regiona. - 2017. - T. 13. - Vyp. 4. - S. 1236-1250

Login or Create
* Forgot password?