Publication text
(PDF):
Read
Download
В условиях рыночной экономики, в рамках национальной безопасности была выделена экономическая безопасность, предполагающая создание защиты благополучия гражданина, общества и государства от уже сложившихся и появляющихся вновь экономических рисков и угроз. На любом ее уровне, включая региональный, она рассматривается как форма взаимодействия органов власти и общества. Поэтому основным подходом в изучении проблем, возникающих при ее формировании, выступает системность и комплексность. При этом термин «экономическая безопасность» относительно недавно стал объектом научных исследований. В отечественной литературе выделено несколько подходов к его интерпретации [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10]. По нашему мнению экономическая безопасность региона - это необходимость, возможность и готовность экономики региона, опираясь на эффективное управление, обеспечить постоянный и устойчивый экономический рост, удовлетворение запросов социума и защиту экономических интересов населения региона от внутренних угроз и внешних от региона воздействий. Повышение качества работы по обеспечению экономической безопасности ведет к сокращению преступлений в регионе. Динамика преступлений экономической направленности по региону представлена на рисунке 1. Развитие мер по обеспечению экономической безопасности стало особенно востребовано регионами при осуществлении активных экономических реформ, проводимых федеральным центром в условиях санкций, финансового кризиса. Особенно тяжело проходит реформирование сферы ЖКХ, изначально предполагающее перевод содержания жилищного фонда на собственников. В СССР граждане оплачивали только коммунальные услуги, а в РФ - и жилищные и коммунальные, включая содержание общедомового имущества (ОДИ). В начале реформы предполагалось, что государство отремонтирует жилищный фонд, а собственники уже будут о нем заботиться и содержать. Реформа в жилищной сфере в Смоленской области началась с 1997 года, когда согласно Постановлению Администрации Смоленской области от 09.06.1997 г. № 227 «О реформе жилищнокоммунального хозяйства…» был разработан график планомерного наращивания расходов граждан на оплату жилья и коммунальные услуги в структуре их расходов, по следующему графику: 1997 год -16% (максимум 6100 руб.), 1998 год - 18% , 1999 год - 19%, 2000 год -20%, 2001 год - 22%, 2002 год - 23%, 2003 год - 25%, однако фактически на 2005 год - только 10,3%, на 2016г. - 14,5%) и разрушение государственной монопольной собственности на жилищный фонд. Следующий этап ознаменовался ускоренными темпами роста цен на услуги ЖКХ, при передаче оказания услуг частникам и разрушении единой системы государственной поставки коммунальных и жилищных услуг. С 2007 года начался последний этап реформы по созданию системы полной либерализации отношений в сфере ЖКХ, переводу жилищной сферы на свободные рыночные рельсы, платности для населения в полном объеме предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, создание конкурентной среды для управляющих компаний и ТСЖ. Последние МУПы («Горводоканал») как убыточные, передаются в частные руки. Такое положение не позволяет местным органам власти контролировать деятельность частных компаний напрямую, а только косвенно, например, через установление ограничений тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Данный процесс тесно связан и с тем, что в апреле 2007 года Президент в Послании Федеральному собранию дал поручение о создании новой госкорпорации, на основании чего был принят ФЗ№ 185 от 21 июля 2007 года «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», срок окончания действия - 01.01 2019 г. (по отчету Фонда его деятельность осуществляется в 2018 г. в 28 субъектах Российской Федерации, включая Смоленскую область). Задачей Фонда выступало переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Остальные должны решать проблемы состояния своих домов самостоятельно. Однако формирование конкурентной среды на рынке ЖКХ осуществляется только по отдельным секторам: управление ЖКХ и оказание услуг подрядными организациями (обслуживание инженерных коммуникаций, благоустройство и уборка территорий, вывоз ТБО, ремонт). При этом остается монопольная поставка ресурсов, например газа. Создаваемый рынок в сфере ЖКХ предполагает создание стройной системы отношений равноценных участников рынка ЖКУ и их взаимоотношения на рыночных условиях, превращение государства из собственника ЖФ (а, следовательно, плательщика средств за жилищные и коммунальные услуги и капремонт, что обеспечивало ограничение стоимости тарифов на ресурсы РСО и ЖКУ управляющих организаций) в регулятора и контролера рынка ЖКУ, снимая с органов власти необходимость требования по ограничению монопольных цен на ресурсы и ЖКУ в целях сбережения средств региональных (местных) бюджетов, направляемых на эти цели. В 2017 г. чуть было не ввели социальную норму, как поэтапное введение рыночных (точнее бесконтрольных) цен на коммунальные услуги (2 тарифа - для оплаты объёмов потребления коммунального ресурса в пределах соцнормы и свыше установленного объёма по более высокому уровню цены). Однако Губернатор А. Островский принял решение, что в Смоленской области с 01.01.2017 г. такая процедура, как в других регионах, вводиться не будет. В этих условиях формируется два субъекта рынка ЖКУ: продавец: предприятия, работающие на рынке с целью получения прибыли, расширения рынка, обновления основных фондов и модернизации и реконструкции ЖФ, что требует формирования оптимальных себестоимости (экономии затрат) и цены (обеспечивая рентабельность) услуг (жилищные услуги более чем на 95% оказывают УО. Причем в Смоленской области уже в 2018 г. лишь 130 МКД или 3,97% не выбрали УО) и покупатель - население, желающее получать, как раньше, качественные услуги в необходимом количестве как в СССР, при минимально возможной цене, с надежным юридическим обоснованием сделки по передаче в управление ОДИ МКД управляющей организации. Теперь же отношения сторон строятся на договорных отношениях, при некачественном выполнении условий которых, проблема решается в судебном порядке или расторжением этого договора. Контроль за выполнением договорных обязательств осуществляют Прокуратура и Жилищная инспекция. В этих условиях региональные и местные органы власти начинают выступать регулятором, обеспечивающим сбалансированность интересов покупателей и продавцов ЖКУ, социальных и производственных взаимосвязей и развития частных инициатив (при недостатке средств региональных и местных бюджетов и перекредитованности регионов прекращая финансировать сферу ЖКХ). При этом власти региона разработали и утвердили «Дорожную карту» развития ЖКХ, определили порядок отбора проектов модернизации и софинансирования процентной ставки, заключения договоров с РСО или кредитной организацией (Постановление от 31 августа 2017 года N 603). В результате проводимой реформы растут тарифы по жилищно-коммунальным услугам (рисунок 2). Однако резкое недовольство граждан привело к некоторому их снижению в 2017 г. В СССР «никто не может быть выселен или ограничен в праве пользования жилым помещением» (Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 08.06.1984 (ред.22.05.1990) ст.7). С 2018г. выселение жителей возможно, при неплатежах по коммунальным услугам (ст.153, ст. 155 ЖК РФ). Проводит мероприятия по выселению Прокуратура Смоленской области в общем порядке (на базе закона от 02.10.2018 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). При этом необходимо учитывать, что регион находится в зоне умеренно-континентального климата. В результате ситуация в регионе такова. В 2009 г. количество исполнительных производств в отношении плательщиков услуг ЖКХ составило 15481 на сумму 154,5 млн. руб., в 2010 г. - 29314 на сумму 265,5 млн., в 2011 г. - 30642 на сумму 305 млн. руб., то с принятием поправок о выселении по данным 2018г. уже за 9 месяцев возбуждено около 20 тыс. исполнительных производств с общей задолженностью 260 млн. руб., вынесено около 5,5 млн. постановлений об ограничении права выезда за пределы РФ, составлено 3,500 млн. актов ареста имущества. В счет погашения задолженностей перечислено 150 млн. руб., у 3 тыс. чел. производится удержание из зарплаты. Также можно отметить и усиление контроля за деятельностью управляющих компаний. Было выявлено в 2017 г. 2162 нарушения закона в области ЖКХ, что ниже уровня прошлого года на 24,4%. При этом направлено 383 иска в суд, а удовлетворено 359 требований прокурора. Всего внесено 657 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 621 чел., а 11 чел. - к административной ответственности. Было направлено 13 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, на основании чего было возбуждено 12 уголовных дел. В целом можно отметить, что реформирование жилищной сферы привело только к росту стоимости ЖКУ, дальнейшему падению благосостояния граждан, их миграции в соседние регионы (страны) и обострению социальной ситуации в Смоленской области, дальнейшему развалу отрасли, ухудшению государственного регулирования на местах. Отсюда выделим основные направления, по совершенствованию механизма функционирования рынка ЖКХ (рисунок 3). Рисунок ١ - Динамика преступлений экономической направленности по региону Рисунок 2 - Динамика оказания жилищных и коммунальных услуг на душу населения в Смоленской области, руб. Таблица 1 Состояние законности в сфере ЖКХ в регионе Наименование показателя 2016 г. 2017 г.* Темп прироста, ٪ Выявлено нарушений закона 2859 2162 -24,4 Направлено исков, заявлений в суд 358 383 7,0 Удовлетворено исков и прекращено дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора 344 359 4,4 Внесено представлений 697 657 -5,7 К дисциплинарной ответственности привлечено лиц 716 621 -13,3 По постановлению прокурора привлечено лиц к административной ответственности 44 11 -75,0 Направлено материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ 10 13 30,0 Возбуждено уголовных дел 9 12 33,3 *Данных по 2018 г. нет. Рисунок ٣ - Направления реформирования жилищной сферы в регионе