Publication text
(PDF):
Read
Download
Президент России определил экономическую безопасность как состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации [1]. Так же верна формулировка, что «экономическая безопасность» - это способность институтов власти защищать национальные интересы, готовность создавать механизмы развития экономики и социальной сферы, способность поддержания социально-политической стабильности общества и сохранения определенных социально-экономических параметров перед лицом неблагоприятных факторов. Разница между экономической угрозой и опасностью определяется степенью вероятности потерь, возможности превращения их из потенциального в реальный фактор [2]. У экономической угрозы степень готовности к причинению ущерба или вреда выше, чем у опасности. Угроза - это стадия перехода противоречия в стадию крайнего обострения, когда экономический агент уже намерен приложить силу. Экономическая угроза конкретна, а опасность носит гипотетический характер и нуждается во времени для насыщения противоречивых условий, когда принятие решения о применении силы вероятна. То есть угроза экономической безопасности: неизбежное явление; результат противоречия в деятельности того или иного сектора экономики; она увеличивается с течением времени и способна породить новые угрозы. Факторы, влияющие на развитие угроз, а также меры по противодействию им отражает рисунок 1. Неизбежность угроз именно российской безопасности отдельные авторы объясняют наличием колоссальных природных, человеческих, территориальных ресурсов [3]. Отдельные ученые предлагают характеризовать экономическую безопасность следующими показателями [4]: уровень ВВП и ВНП; отраслевая структура национальной экономики; структура внешней торговли; расходы государственного бюджета на науку, образование и научные исследования; денежно-кредитное и финансовое обеспечение экономических процессов; уровень благосостояния населения и многое другое, индекс развития человеческого потенциала. Оценим положение России по некоторым приведенным показателям (таблицы 1, 2). Как показывает таблица 2, удельный вес не сырьевых не энергетических товаров составляет33% от всего товарооборота. Товары высокотехнологичные (электроника, автомобили, медицинская техника и лекарственные средства и прочее) в структуре экспорта отсутствуют. Рейтинг России по уровню человеческого развития в 2018 году составил 0,816, что обеспечило ей 49 место и позволило войти в группу стран с очень высоким индексом [9]. Дадим сравнительную характеристику положения России по важнейшим критериям, обеспечивающим экономическую безопасность: демография, уровень безработицы, ВВП на душу населения, индекс человеческого развития. Интегральный показатель экономической безопасности предлагается рассчитать по аналогии с индексом развития человеческого потенциала (методика ООН): http://www.grandars.ru/images/1/review/id/4477/09e3eb24e9.jpg где: I - индекс данного вида; Dф - фактическое значение показателя; Dmin - значение показателя, принятое как минимальное; Dmax - значение показателя, принятое как максимальное. В качестве базы сравнения выбраны два государства, представляющие максимальную геополитическую угрозу для Российской Федерации: Китай и США. К основным геополитическим ресурсам этих стран можно отнести: мощную и эффективную экономику; лидерство в производстве (США) и тиражировании (Китай) технологий; колоссальный военный потенциал, стремление контролировать наиболее экономически развитые регионы; культурный ресурс, престиж и экспорт национальных ценностей; естественный прирост населения, который усилен положительным сальдо внешней миграции (США); миграционный прирост за счет молодых, квалифицированных и амбициозных иммигрантов, что увеличивает научный и инновационный потенциал стран. Отдельные авторы утверждают, что Китай в краткосрочном периоде может стать региональным гегемоном через реализацию политики «мягкой силы», а также через развитие стратегического партнерства с ЕАЭС и АСЕАН. В долгосрочной перспективе, учитывая антагонистические геополитические интересы США и КНР, возможно установление нового биполярного равновесия [10]. Результаты сравнительной оценки положения России по отдельным показателям экономической безопасности Естественный прирост населения Iдемогр. является важнейшим индикатором демографического благополучия страны. Оценим состояние этого показателя в России и в наиболее значимых странах-геополитических оппонентах Российской Федерации [11]. Фактическое значение коэффициента естественного прироста населения для России в 2018 году составило (-0,1); для США 0,3; для Китая 0,5. Минимальное значение показателя Dmin = -0,7 (Болгария), максимальное значение Dmax= 3,8 (Нигер). Тогда коэффициенты демографического благополучия составят: Iдемогр.РОССИЯ= -0,18; Iдемогр.США= 0,22; Iдемогр.КИТАЙ= 0,27. По данным официального сайта Международной организации труда [12] уровень безработицы в России на декабрь 2018 года составил 5,2%; в Китае 4,7%; в США 4,4%. Минимальное значение показателя демонстрирует Катар Dmin = 0,2%, максимальное значение Палестина Dmax= 27,2. Тогда коэффициенты безработицы составят: Iбезраб.РОССИЯ= 0,18; Iбезраб.США= 0,15; I безраб.КИТАЙ= 0,16. По данным официального сайта Международного валютного фонда [13] валовый внутренний продукт на душу населения составил в России 10 608 USD; в Китае 8 683 USD; в США 59 501 USD. Минимальное значение показателя демонстрирует Южный Судан Dmin = 288 USD, максимальное значение Катар Dmax= 124 121 USD. Тогда коэффициенты ВВП на душу населения составят: IВВП.РОССИЯ= 0,09; IВВП.США= 0,48; I ВВП.КИТАЙ= 0,07. Индекс человеческого развития в России в 2018 году составил 0,816; в Китае 0,752; в США 0,924. Минимальное значение показателя демонстрирует Нигер Dmin = 0,354, максимальное значение Норвегия Dmax= 0,953. Тогда коэффициенты индекса человеческого развития составят: IИРЧП.РОССИЯ= 0,77; IИРЧП.США= 0,95; I ИРЧП.КИТАЙ= 0,66. [Human Development Indices and Indicators 2018 Statistical Update. United Nations Development Programme/ [14]. Результат проведенного анализа отражает таблица 3. Ранги по каждому показателю присваивались следующим образом. Индексы, максимальное значение которых отражают благополучие данного социально-экономического аспекта страны - естественный прирост населения, ВВП на душу населения, индекс человеческого развития (знак «↑» в таблице) ранжировались в порядке убывания. То есть наивысшему значению показателя присваивался первый ранг. Индекс безработицы, отражающий неблагополучное состояние национального рынка труда и отрицательно влияющий на темп роста ВВП ранжировался в порядке возрастания. То есть стране с максимальным управном безработицы присваивался третий ранг. Выводы Экономическая безопасность характеризуется способностью власти защищать национальные интересы, создавать механизмы развития экономики и социальной сферы, поддерживать социально-политическую стабильность под воздействием внешних и внутренних неблагоприятных факторов. Разница между экономической угрозой и опасностью определяется степенью вероятности потерь, возможности превращения их из потенциального в реальный фактор. Угрозы российской безопасности объясняются наличием колоссальных природных, человеческих, территориальных ресурсов. Характеризовать экономическую безопасность в следующими показателями уровень ВВП и ВНП; отраслевая структура национальной экономики; структура внешней торговли; расходы государственного бюджета на науку, образование и научные исследования; денежно-кредитное и финансовое обеспечение экономических процессов; уровень благосостояния населения и многое другое, индекс развития человеческого потенциала. Сравнительная характеристика положения России по этим критериям показала, что Российская Федерация отстает по этим показателям от своих важнейших геополитических оппонентов, следовательно, улучшение демографических характеристик населения, народосбережение, повышение уровня занятости, усиление производственного потенциала особенно за счет высоких технологий должны оставаться приоритетными направлениями государственной политики. Основу государственной политики по обеспечению экономической безопасности должны составить [15]: сбалансированная и непротиворечивая нормативно-правовая база (кодификация законов, либо принятие единого Закона «Об обеспечении экономической безопасности Российской Федерации»); координация целей, задач и принципов, закрепление компетенций и ответственности органов государственной власти РФ в сфере обеспечения экономической безопасности; разработка программ социально-экономического развития и финансового оздоровления с учетом рекомендаций МВФ и международных научных учреждений; обязательное конкурсное рассмотрение и утверждение органами представительной власти программ и концепций социально- экономического развития.