Publication text
(PDF):
Read
Download
В настоящее время концепция устойчивого развития является наиболее известной моделью развития мирового сообщества. В докладе «Наше общее будущее» Международной комиссии по окружающей среде и развитию под устойчивым развитием поднимется «такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [1, с. 50]. Деятельность по достижению целей в области устойчивого развития в мире ведется по многим направлениям, к основным из них относятся: изменение и либерализация международной торговли; демографические проблемы; обеспечение более глубокого проникновения экологических технологий во все сферы человеческой деятельности; развития науки как источника создания ресурсосберегающих технологий и идей; стимулирование устойчивого экономического роста. Таким образом, в современных условиях все более возрастает значение развития промышленных предприятий, для эффективного функционирования которых все большое значение приобретает стратегическое планирование их производственно-хозяйственной деятельности. В мировой практике стратегическое планирование - дело не новое, оно применяется в развитых государствах примерно с 50-х годов прошлого столетия. Особенно широкое распространение стратегическое планирование получило в США, Канаде, Германии, Франции, Швеции. В конце прошлого столетия широкое развитие оно получило в России. Стратегическое планирование в общем виде можно представить, как процесс анализа внешней и внутренней среды предприятия, определения (или даже предвидения) будущих целей его развития, формирования, корректировки и реализации стратегии достижения этих целей, который осуществляется с помощью формализованной процедуры. В этом случае стратегию можно рассматривать в качестве основного связующего звена между целями предприятия и линией поведения, выбранной для достижения этих целей. Изменения, происходящие во внешней среде, оказывают значительное влияние на функционирование промышленных предприятий. В этих условиях одним из важных факторов их успешной деятельности является продуманная стратегия развития. А. Идрисов отмечает, что «предприятие без стратегии - это не бизнес, а лишь набор активов, отягощенных обязательствами, в то время как, наличие ясной стратегии и ее качество свидетельствует об уровне квалификации и стратегическом мышлении менеджеров предприятия» [2]. В настоящий период один из наиболее сложных для функционирования мировой экономики, стратегия должна формироваться, прежде всего, на основе преактивных моделей, которые позволяют оказывать влияние на внешнее окружение и использовать возможности, предоставляемые текущей макроэкономической ситуацией. Восстановительного роста промышленных предприятий Беларуси, завершившийся в конце 2000-х годов, не был связан, за редким исключением, с качественными сдвигами, с массированным перевооружением производства на основе высокопроизводительных технологий и рабочих мест. В результате значительная часть промышленных предприятий Беларуси все еще находится в сложном финансовом положении (доля убыточных организаций в промышленности за 2017 г. составила 20,3% [3, с. 392]) и не имеет реальной возможности его преодоления. Как представляется большинство этих предприятий, фактически исчерпали свой потенциал конкурентоспособности [4]. Таким образом, практика доказала неэффективность существующего на предприятиях стратегического планирования. Современный этап развития промышленного комплекса требует от собственников и руководителей изменения стратегии развития предприятий. На первый план должны выйти вопросы повышения результативности их деятельности. Сегодня становится понятным, что основой дальнейшего развития промышленных предприятий Беларуси является успешная реализация ими стратегии развития на основе инноваций [4]. В настоящее время инновации стали важным фактором развития организаций. Так по мнению М. Портер только с помощью инноваций предприятие может добиться конкурентных преимуществ и удержать их в последующем [5]. Вместе с тем анализ деятельности промышленных предприятий Беларуси свидетельствует о недостаточной эффективности инновационной политики, проводимой на них [6, 7]. Так согласно статистическим данным, удельный вес инновационно-активных предприятий промышленности в общем объеме обследованных предприятий промышленности составлял в 2011 г. - 22,7%, в 2013 - 21,7%, в 2014 г. - 20,9%, в 2015 г. - 19,6%, в 2016 г. - 20,4%, в 2017 г. - 21,0%, а доля отгруженной инновационной продукции -14,4; 17,8; 13,9, 13,1; 16,3; 17,4% соответственно [8, с. 33]. На каждом предприятии необходимо решать конкретные вопросы инвестиционной деятельности, определять четкие пути внедрения достижений техники и науки, распределять научно-технический потенциал, материальные и трудовые ресурсы. В каждом периоде необходимо определить, обновлению продукции или обновлению технологических процессов надо уделить больше внимания, какими должны быть темпы развития продукции и технологии, какие организационные и маркетинговые инновации необходимо внедрять. Кроме того, для развития производства перед предприятиями стоит задача поиска оптимального баланса между вложениями в поддержание производственной базы и инвестированием в инновационные проекты. Таким образом, овладеть инновационным процессом в целом на предприятии, дать ему перспективную целевую ориентацию, обеспечить его долгосрочную эффективность без стратегии достаточно сложно [4]. Инновационная стратегия с одной стороны, является ведущей функциональной стратегией и направлена на определение приоритетов перспективного развития предприятия и их достижение, в результате чего обеспечивается новое качество товаров, технологий и управления, а, следовательно, и стратегическое развитие предприятия. А с другой стороны, инновационная стратегия - это одна из базовой конкурентной стратегии. Так Г. Л. Азоев и А. П. Челенков отмечают: «Базовая стратегия конкуренции представляет основу конкурентного поведения компании на рынке. Она описывает схему обеспечения преимуществ над конкурентами и формирует стратегию управления предприятием» [9]. Следовательно, инновационная стратегия является базой общей стратегии предприятия и одновременно - основным условием его конкурентоспособного развития. Она предполагает формирование цельного сбалансированного комплекса мероприятий по продуктовой и процессной модернизации производства, изменению его организационной структуры, применению новейших маркетинговых и управленческих технологий и целенаправленному встраиванию инноваций в сложившуюся культуру организации. Переход к стратегическому планированию деятельности предприятия на базе инновационной стратегии развития, требует, во-первых, осмысления необходимых изменений прежней стратегии и, во-вторых, создания условий для реализации инновационной стратегии развития. Исходя из современного состояния отечественных промышленных предприятий и экономической среды их функционирования, повышения их конкурентоспособности можно сформулировать следующие целевые ориентиры их развития: доведения своей продукции до минимального конкурентоспособного уровня за сокращения технологического разрыва от предприятий развитых стран; снижение издержек; инновационное развитие. Для реализации обозначенных выше целей предприятия должны осуществить ряд существенных изменений текущей концепции стратегического планирования, которые должны исходит из следующих постулатов [10, 11]: рост не равен развитию. Рост - это увеличение массы однородных элементов, развитие - изменение элементного состава той же системы и способов их соединения, то есть нововведения; инновационный потенциал организации рассматривается как главный стратегический ресурс. Способность быстрее других освоить необходимые новшества становится условием конкурентоспособности; инновации ищутся не только в технологии и продуктах, но и в способах организации труда, получении новых идей, мотивации сотрудников и т.п. не реагировать на изменения рынка, а упреждать их, не следовать за спросом, а формировать его; предприятие - это открытая система, ее невозможно представить вне взаимодействия с внешней средой; инновации разрабатываются, используя как внутренние источники информации, так и внешние знания, и идеи. В заключении необходимо отметить, что стратегическое планирование на промышленных предприятиях Беларуси в настоящее время не отвечает реалиям времени и требует кардинального изменения. Поэтому в целях обеспечения устойчивого развития и конкурентоспособности отечественным промышленным предприятиям необходимо пересмотреть стратегии своего развития. Основу этих стратегий должны составить различные виды инновации: в продуктах и процессах, маркетинговой, организационной и иных видах деятельности. При этом при разработке инноваций, используются не только внутренние, но и внешние источники информации, знания и идеи.