Text (PDF):
Read
Download
Сегодня перевод отечественной экономики на инновационный вектор развития является первоочередной задачей высшей государственной власти, которая сопровождается все более активным участием государственного сектора в инновационных процессах путем реализации государственной инновационной политики. Как известно, в теории инструменты реализации государственной инновационной политики принято разделять на прямые и косвенные, каждые из которых имеют первоочередное значение на определенном этапе инновационного процесса. Вместе с этим, как показывает зарубежный опыт построения новой экономики, в ряде стран, определяющее значение в процессе интенсификации инновационных процессов имеют косвенные методы регулирования, которые, как правило, находят применение в форме налоговых и кредитных льгот, что обуславливает актуальность исследования системы государственного налогового стимулирования инновационной деятельности. Стимулирование инновационной деятельности с использованием налоговых инструментов в Российской Федерации стало усиленно развиваться после кризиса 2008 года, в результате чего, на сегодняшний день, сформировалась, довольна полная система налоговых инструментов, направленных на поддержку инноваций и активизацию НИОКР. Первоначальной мерой выступило расширение порядка определения расходов предприятий с 1 января 2008 года, которые учитываются в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль. Так, в составе затрат научных организаций были учтены средства целевого финансирования, получаемые в соответствии с установленным порядком из фондов поддержки научной и инновационной деятельности. Далее было принято решение о сокращении срока принятия к вычету расходов на НИОКР сроком до одного года и об отмене ограничений по списанию расходов на научные разработки. Значимым событием стало так же решение об увеличении норматива расходов на НИОКР, осуществляемого в форме отчислений на создание Российского фонда технологического развития и других фондов отраслевого развития до 1,5% и введение повышающего коэффициента, позволяющего учесть в расходной части по налогу на прибыль в 1,5 раза больше затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, чем прежде, что охватило более 120 направлений научных исследований. Кроме того, был дополнен перечень возможных расходов на НИОКР, учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, который содержится в ст. 262 НК РФ [1]. Одним из новых инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности, явилось введение «амортизационной премии», позволяющей организациям инновационной сферы производить единовременное списание стоимости вновь вводимых основных средств на расходы до 30%. Данная льгота распространяется на все основные средства со сроком использования от 3-х до 20 лет, однако, она не охватывает затраты на НИОКР капитального характера, приводящие к формированию нематериального актива. Кроме того, инновационным предприятиям предоставляется возможность нелинейного метода начисления амортизации, согласно которому, можно отнести к расходной части до 50% первоначальной стоимости основных фондов, в течение первой четверти срока их полезного использования, а так же амортизировать основные средства, используемые исключительно в научно-технической деятельности в ускоренном порядке, т.е. умножать норму амортизации на повышающий коэффициент, размером не более 3 (2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ) [1]. Данная поправка налогового законодательства особенна актуальная для рынка лизинговых услуг, который играет важную, а в некоторых случаях и определяющую роль в развитии инновационной деятельности. Это связано с тем, что в лизинговых компаниях аккумулируются значительный объем основных средств, в связи с чем, основной расход представляется в виде амортизации имущества, а главные возможности облегчения налогового бремени связаны с условиями начисления амортизации. Одним из эффективных, в определенных условиях, косвенным методом государственного регулирования инновационных процессов, является инвестиционный налоговый кредит, основные положения которого регулируются статьей 67 НК РФ. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется субъектам малого предпринимательства и другим налогоплательщикам, прошедшим жесткий отбор, связанный с ведением инновационной деятельности, и перешедшим на специальные налоговые режимы. Порядок предоставления и возврата налогового кредита устанавливается налоговым кодексом РФ. Первоначально, субъект инновационной деятельности заключает договор об инвестиционном налоговом кредите с контролирующим органом, определяя в нем индивидуальный порядок снижения размера налоговых платежей. Затем, организация начисляет налог в сокращенном размере каждый отчетный период, однако, не менее 50% от начисленной к уплате суммы [1]. Далее, по каждому платежу осуществляется уменьшение, пока сумма налога не станет эквивалентной сумме кредита, предусмотренного в договоре. Вместе с этим, осуществляется постепенное погашение налоговых обязательств по кредиту и выплата процентов. Анализируя методы стимулирования инновационных процессов в разрезе налога на доходы физических лиц, можно отметить, что сегодня от налогового бремени освобождены доходы от наиболее распространенных видов долгосрочных инвестиций, не относящимся к инвестициям в ценные бумаги. Кроме того, в налоговом законодательстве РФ предусмотрено освобождение от налогообложения доходов от акций, реализуемых на инновационной секции Московской межбанковской валютной биржи, при условии, что срок владения настоящими акциями больше пяти лет. Данная льгота направлена на стимулирования венчурных инвестиций [1]. На сегодняшний момент существует практика привлечения законодательства по налогу на добавленную стоимость как составляющего элемента механизма налогового стимулирования инновационной деятельности. В целях стимулирования и развития инновационной деятельности с 1 января 2008 года было принято решение об освобождении от НДС субъектов, осуществляющих передачу исключительных прав на изобретения, технические разработки, промышленные образцы, ноу-хау, а так же права на практическое использование результатов интеллектуальной деятельности на основе заключенного лицензионного договора. Вместе с этим, субъектам инновационного предпринимательства предоставляется возможность освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении НИОКР и прочих работ технического характера, направленных на создание новых или усовершенствованных видов продукции и технологических решений [2]. Существенным стимулом для развития инновационной деятельности в России, стало решение об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин ввозимого на территорию страны технологического оборудования, аналогичные модели которого не производятся в России. Сегодня одним из механизмов стимулирования инновационной деятельности, обеспечивающим четкую адресность предоставляемых налоговых льгот, является введение в налоговое законодательство особой категории налогоплательщиков - участники инвестиционного проекта, который реализуется на территории Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, республики Бурятия или Иркутской области. В настоящее время участниками инвестиционного проекта могут быть признаны организации, одновременно отвечающие нескольким требованиям. Участниками становятся достаточно крупные инвесторы, объем капитальных вложений в проект должен быть не менее 150 млн. руб. в случае общего срока проекта три года, либо не менее 500 млн. руб. в том случае, если проект предусмотрен сроком на пять лет. Для участников инвестиционного проекта предусматривается ряд налоговых преференций, главной из которых является установление 0% налоговой ставки на прибыль зачисляемой в федеральный бюджет, вместе с предоставлением права органам власти субъекта снизить налоговую ставку на прибыль до 0% в течение первых пяти лет реализации инвестиционного проекта, и до 10% в течение последующих пяти лет [3, 4]. Еще одним значимым точечным налоговым инструментам стимулирования инновационной активности является предоставление налоговых льгот и преференций резидентам территорий с особым экономическим статусом. Наиболее ярким примером реализации данного механизма выступают налоговые режимы в особых экономических зонах технико-внедренческого типа, а так же в инновационном центре «Сколково». Более детально характеристика налоговых привилегий, предоставляемых инновационным компания в рамках данных институтов развития приведена в таблице 1. Как видно из таблицы резидентам инновационного центра «Сколково» предоставляется более широкий ряд налоговых льгот, нежели компаниям, ведущим свою деятельность в технико-внедренческих особых экономических зонах, в том числе и по таким значимым бюджетообразующим налогам, как налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. Кроме того, стоит отметить, то, что система налоговых преференций в инновационном центре «Сколково» располагает более широким инструментарием, нежели в ОЭЗ ТВТ, отчасти определяется масштабом и капиталоемкостью реализуемых инновационных проектов. Однако дальнейшее развитие комплекса точечных налоговых преференций сегодня остается открытым дискуссионным вопросом, который необходимо решать совместными усилиями федеральных, региональных и муниципальных властей. Анализируя систему налогового стимулирования инновационной деятельности в целом, можно сделать вывод о том, что налоговое законодательство Российской Федерации на сегодняшний день располагает достаточным инструментарием, позволяющим активизировать потенциал субъектов инновационного предпринимательства, однако имеет место проблема практической реализации данных возможностей, которая заключается в отсутствии четкого выделения категории налогоплательщиков, к которым могут применяться налоговые преференции, система налоговых льгот не выделяет преимущественно перспективные, наукоемкие отрасли, наиболее существенные льготы носят точечный локальный характер. Для нейтрализации существующих проблем, необходимо создание комплексной налоговой системы в отношении субъектов инновационного предпринимательства, включающей сильнодействующие экономические механизмы стимулирования, а так же полную нормативно-правовую базу, четко регламентирующую применение разработанных инструментов. Таблица 1 Характеристика налоговых привилегий, предоставляемых резидентам территорий с особым экономическим статусом Вид налога/Институт развития Особые экономические зоны технико-внедренческого типа Инновационный центр «Сколково» Привилегия/Льгота Налог на прибыль организаций Пониженная ставка - Освобождение от обязанностей налогоплательщика - Пониженная ставка - Упрощенный порядок налогового и бухгалтерского учета Налог на имущество организаций Освобождение от обязанностей налогоплательщика Освобождение от обязанностей налогоплательщика Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды Пониженный тариф Пониженный тариф Земельный налог Освобождение от обязанностей налогоплательщика Освобождение от обязанностей налогоплательщика Налог на добавленную стоимость Пониженный тариф Освобождение от обязанностей налогоплательщика Примечание. Таблица составлена автором на основе данных источников [5, 6].