Text (PDF):
Read
Download
Геополитическое противостояние глобальных акторов, приобретая особую остроту в Евразии, аккумулируется в Арктическом геополитическом регионе и актуализируют проблему безопасности. Это обусловило пересмотр национальных стратегий безопасности в ряде государств, оформление арктических стратегий, появление новых инструментов построения архитектуры безопасности в Арктике. Отечественные исследователи, среди которых и автор, уделяют изучению проблемы соответствующее внимание [1-7]. Особую актуальность заявленная проблема приобретает для России. Арктическая зона Российской Федерации (далее - АЗРФ) - северная часть геополитического и геоэкономического евразийского пространства. Из 27 миллионов квадратных километров арктической территории (или 21 миллиона квадратных километров, если ограничить ее с юга Северным полярным кругом), около девяти миллионов квадратных километров относится к АЗРФ, а непосредственно арктическая сухопутная российская территория составляет более 2,2 миллионов квадратных километров [8]. Протяженность северной сухопутной границы - 19,7 тысяч километров и примерно столько же - морской. Хотя официально морские границы мы имеем только с США - 49 километров и Японией - 194,3 километра. Российская Федерация граничит на севере-северо-востоке с основным геополитическом соперником - США и Европейским Союзом (далее - ЕС, Евросоюз) - на северо-западе. Но следует учитывать и позиции сателлитов США на Востоке - Японии и Республики Корея, имеющих собственные «арктические стратегии», а также Китая с его стратегической нацеленностью на Арктику. Вряд ли имеет смысл останавливаться подробно на инструментах позитивной безопасности, какими являются, например, Арктический совет (далее - АС) или Совет Баренцева Евроарктического региона (далее - СБЕР). Они существенной роли в укреплении безопасности в Арктическом геополитическом регионе не играют. Арктический совет является форумом, а потому у него отсутствует свой собственный программный бюджет. Все проекты или инициативы финансируются одним или несколькими арктическими государствами, фондами. В составе АС - Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция. Статус наблюдателей в Арктическом совете, состоящем из циркумполярных стран, имеют двенадцать неарктических государств: Франция, Германия, Нидерланды, Польша, Испания, Великобритания, Китай, Италия, Япония, Республика Корея, Сингапур, Индия и одиннадцать неправительственных организаций, но нет никого из постсоветского пространства. Почему здесь нет, например, Республики Беларусь? А в сферу действий СБЕР входит геополитический регион площадью более 1,1 миллиона квадратных километров, большая часть которого расположена за Северным полярным кругом, с населением в 4,4 миллиона человек. Основными элементами системы безопасности в рамках Арктического совета стали: «Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске спасания в Арктике» (2011 год) [9], «Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике» (2013 год) [10], «Соглашение об укреплении международного арктического научного сотрудничества» (2017 год) [11]. В дополнение к ним в рамках Арктического форума береговых охран восьми циркумполярных стран с участием Российской Федерации (создан в 2016 году) разработаны Устав; Стратегическая «дорожная карта» взаимодействия на ближайшие пять лет; «Руководство по проведению совместных операций» (2017 год), которое определяет тактику взаимодействия в первую очередь по таким направлениям, как поиск и спасание в Арктике, реагирование на чрезвычайные ситуации, обеспечение экологической безопасности в регионе Арктики; Заявление о приеме «доктрины, тактики, процедур, регламента обмена информацией» для проведения «объединенных операций в Арктике», а также аварийно-спасательных мероприятий на море в Арктическом геополитическом регионе. В дальнейшем организация форума и совершенствование взаимодействия должны осуществляться на основе анализа рисков и угроз, которые существуют или прогнозируются в Арктическом регионе [12]. В связи с активизацией судоходства в Арктике США и Россия совместно разработали, и в январе 2018 года предложили Международной морской организации систему шести двусторонних маршрутов в Беринговом проливе и Беринговом море, а также шести районов повышенной осторожности плавания [13]. С 2002 года ежегодно проводятся российсконорвежские учения «Баренц» по отработке взаимодействия подразделений береговой охраны при проведении поисково-спасательных операций. Площадку для подготовки командно-штабных учений «Баренц-Рескью» регулярно представляет Санкт- Петербургский университет ГПС МЧС России. В 2016 году наша страна уже участвовала в качестве наблюдателя в поисково-спасательных учениях «Арктик Чинук», проводимых в США. Основными направлениями сотрудничестве в Арктическом геополитическом пространстве являются поисково-спасательные операции и экология. Но с учетом усиления милитаризации Арктики были актуализированы и остальные аспекты безопасности. Так, в 2016 году была принята «Глобальная стратегия Европейского Союза по внешней политике и политике безопасности «Общее видение, единый подход: сильная Европа» (далее - Глобальная стратегия). В ней заявлено, что «в Азии и в Арктике - везде ЕС будет руководствоваться конкретными целями» [14, С. 6], среди которых сосредоточение усилий на «стратегических коммуникациях». Северный морской путь (далее - СМП), очевидно, в их числе. Наличие необходимых средств для защиты «себя» и выполнение обязательств о взаимопомощи и солидарности, закрепленных договорами между европейскими странами видится Евросоюзом главным условием сохранения мира и обеспечения безопасности региона ЕС, в который включены и арктические секторы северных европейских стран. «Теперь мы должны перейти от слов к делу», - как заявлено в Глобальной стратегии. Следует отдать должное Евросоюзу и НАТО: они действуют целенаправленно, планово и эффективно. Так, в июле 2016 года в работе саммита Североатлантического альянса в Варшаве приняли участие около 2,5 тысяч представителей 54 стран мира, руководители которых подписали Заявление по итогам встречи на высшем уровне, состоящей из состоящем из 139 пунктов (далее - Заявление) В Заявлении акцентируется внимание на глобальной и евроатлантической архитектуре безопасности, Российская Федерация объявляется одним из «источников региональной нестабильности». Она, как определяется в данном заявлении, представляет собой «фундаментальный вызов, брошенный Североатлантическому союзу», наносит урон евроатлантической безопасности (п. 9). В перечне «российских угроз» -наращивание военной деятельности, развертывание новых высококлассных сил и средств в разных регионах, включая Северную Атлантику (а этого делать нельзя, поскольку это - «районы стратегически важные» для НАТО и их партнеров (п. 23) [15]. При этом, они «открыты для диалога» (п.11), что подтверждается, согласно их логике, приостановкой всего практического гражданского и военного сотрудничества между НАТО и Россией, санкциями против России. Таким образом, «фундаментальный российский вызов» означает отсутствие перспективы, сотрудничества с Евросоюзом и НАТО по вопросам безопасности в Арктике. В принятом Советом по безопасности и обороне ЕС «Плане действий в сфере европейской обороны» были определены 42 конкретные меры в 7 различных областях, и на заседании министров обороны стран НАТО 29 июня 2017 года в Брюсселе уже обсуждался ход их выполнения [16]. 5 декабря 2017 года Евросоюз принял очередные, четвертые «Выводы по сотрудничеству ЕС - НАТО» (после «Выводов» от 6 декабря 2016 года, 19 июня и 13 ноября 2017 года) - своеобразные формы контроля, реализуемые два раза в год, за выполнением «Плана действий в сфере европейской обороны», а также отчет за 2016 год. Отчет за 2017 год планируется заслушать в июне 2018 года. В документе подчеркнуто, что «Сотрудничество основывается на инклюзивности и обоюдности, без предубеждения в отношении специфики политики безопасности и обороны какого-либо государства-члена», то есть на другие государства евразийского пространства это не распространяется [17]. В «Стратегической концепции Североатлантического союза» (далее - Концепция), принятой государствами-членами НАТО в апреле 1999 года на саммите глав государств НАТО в Вашингтоне, было заявлено о распространении зоны «ответственности НАТО» на все планетарное пространство, включая Арктический регион. В третьей статье Концепции утверждался «собственный подход к безопасности, процедурам и структурам» [18]. Новации Стратегической концепции НАТО «Активное вовлечение, современная защита», принятой в Лиссабоне в 2010 году, подтверждается завершение процесса перехода НАТО из оборонительного с 1949 года в наступательный военный союз. В документе было заявлено, что «НАТО будет активно задействовать соответствующий набор политических и военных инструментов для урегулирования развивающихся кризисных ситуаций, потенциально способных повлиять на безопасность альянса» [19]. Сегодня это звучит особенно тревожно, когда Россия и «фактором риска» евроатлантической безопасности названа, и «источником региональной нестабильности» определена. А в новой американской Стратегии национальной безопасности от 2017 года прямо заявлено: «Сочетание российских амбиций и растущих военных возможностей создает неустойчивую границу в Евразии (надо полагать и в Арктике - авт.), где риск конфликта растет из-за действий России» [20, P. 25-26]. Поэтому общий комплекс мероприятий арктической направленности осуществляется и НАТО. Евроатлантические «миротворцы» ежегодно проводят не одну сотню военных учений, включая арктические. Только в 2015 году они провели 300 учений; «обеспечили полную готовность к работе Штаба многонационального корпуса «Северо-Восток», расположенного в Польше, а это уже направление на Арктику с запада [17, п.п. G, E]. На конференции в Штабе верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО с военными руководителями альянса 29-30 ноября 2017 года было заявлено: «НАТО сосредоточивается на том, как еще больше расширить наши возможности для защиты наших стран и стабильности проекта за пределами наших границ» [19]. Кроме нескольких вновь созданных командований, распределены конкретные обязанности между группами государств. Так, Дания, полярная страна возглавила группу из восьми стран с тем, чтобы решить вопрос с их потребностями в боеприпасах точного наведения «воздух-земля». Очевидна арктическая направленность действий. Часть уже закуплена у США. Под руководством Великобритании создаются Объединенные экспедиционные сил, в состав которых входят обладающие высокой готовностью, гибкие, интегрированные силы семи стран НАТО, ориентированные на северо-восток. Укрепляется многостороннее сотрудничества в области воздушных средств радиоэлектронной борьбы и совершенствование всех видов разведки. Создается новое Объединенное управление разведки и безопасности, которым будет руководить помощник генерального секретаря НАТО по вопросам разведки и безопасности. к 2035 году будет готово новое поколение Сил дальнего радиолокационного обнаружения и управления НАТО (АВАКС), в основе которой Е-3 АВАКС. Успешно реализуется и «План действий по обеспечению готовности» (за пределами границ ЕС-НАТО - авт.), утвержденный на саммите в Уэльсе в 2014 году (далее - План). На конференции в Штабе верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО с военными руководителями альянса 29-30 ноября 2017 года были подведены промежуточные итоги выполнения этого Плана. Они дают представление о масштабах военной деятельности, направленной исключительно против евразийского региона (Западная Европа - теперь без Великобритании, надо полагать, а также часть Восточной Европы - без России и Беларуси относят себя не к евразийскому геополитическому пространству, а к евроатлантическому). Это итоги выполнения только одного пункта 37 Заявления от 09.06.2016. «a. Усилена группировка Сил реагирования НАТО (НРФ): сухопутный элемент - дивизия, военно-воздушный, военно-морской и сил специальных операций компоненты. b. Сформирована новая Объединенная оперативная группа повышенной готовности (VJTF) из семи стран с их постоянной ротацией, способная приступить к развертыванию в течение двух-трех дней. На дежурстве с 2015 года. c. Создано восемь многонациональных подразделений по интеграции сил НАТО на территории стран НАТО, расположенных в восточной части Североатлантического союза. d. Развивается инфраструктура повышенной гибкости при быстрых перебросках (перевозках) сил по территории государств. e. Работает Штаб многонационального корпуса «Северо-Восток», расположенный в Польше. f. Усилены военно-морские силы НАТО (северное направление - авт.). g. Разработана более насыщенная программа учений НАТО. Только в 2015 году, как было отмечено ранее, НАТО и государства-члены провели 300 учений. h. Усилено заблаговременное планирование в целях ускоренного принятия решений как в военном, так и в политическом плане. i. Согласована стратегия борьбы методами гибридной войны. j. Созданы рамки для адаптации НАТО в ответ на растущие вызовы и угрозы с юга. Данные меры по адаптации и впредь будет основным движущим фактором военной адаптации НАТО, декларирована необходимость продолжать их выполнение с течением времени. На этой конференции генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, чьи полномочия в декабре были продлены еще на два последующих года, заявил: «НАТО сосредоточивается на том, как еще больше расширить наши возможности для защиты наших стран и стабильности проекта за пределами наших границ» [21]. Выводы Сотрудничество по вопросам безопасности в Арктике остается актуальной проблемой не только для стран Арктического геополитического региона, но и большей части Евразии. Инструменты позитивной безопасности: Арктический совет, Совет Баренцева Евроарктического региона существенной роли в укреплении безопасности в Арктическом геополитическом регионе не играют. Созданный по инициативе США Арктический форум береговых охран играет все большую роль в формировании арктической архитектуры безопасности, и есть большие сомнения в том, что в ней будет обеспечена безопасность России. В стратегиях ЕС и НАТО Арктика занимает все большее место и идет активное наращивание сил и средств на арктическом направлении. Опыт оперативного реагирования ЕС и НАТО на стратегические геополитические изменения имеет значение, подлежит изучению и использованию. В настоящее время евроатлантическая коалиция активно ведет конкретные военные приготовления для продвижения своих «интересов» в глубь и в ширь Евразии, включая и Арктический регион. Для России - это угроза национальным интересам.