Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents a comparative analysis of current trends in educational policy in the countries of the Eurasian economic Union - Russia, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan and Armenia after the collapse of the USSR. The main directions of increasing the competitiveness of education in the international arena and its quality at the national level are identified.

Keywords:
Eurasian economic Union, educational policy, Association of universities of the Eurasian Union, student mobility
Text
Publication text (PDF): Read Download

Образование в современном мире не только способствует социализации индивида, является культурным феноменом, социальным институтом, лифтом социальной мобильности, важнейшим фактором формирования нового качества экономики и общества в целом, но и действенным способом воздействия и манипулирования молодежью. Образование представляет собой некое триединство ценностей: государственной, общественной и личностной. Ярким примером регионализации является образовательная политика Европейского Союза, в основе которой лежит Болонская система, направленная на гармонизацию систем высшего образования и содействие академической мобильности преподавателей и студентов в Европе. Но если интеграционные процессы в Евросоюзе продолжаются уже несколько десятилетий, то интеграция на Евразийском континенте - относительно новое явление. Заключением Договора о создании ЕАЭС страныучастницы подтвердили стремление к формированию общего рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов на пространстве объединения, а также к проведению согласованной политики в различных отраслях экономики. Соответственно, образование, являясь услугой, не может рассматриваться отдельно от других сфер интеграции. Проведение совместной образовательной политики необходимо для развития экономики региона, создания общей инфраструктуры, увеличения числа квалифицированных кадров. Страны ЕАЭС признают важность сотрудничества в области высшего образования и осуществляют шаги по созданию его институциональной основы. Уже в 1992 г. страны сформированного после распада СССР Союза Независимых Государств (СНГ) подписали межгосударственное Соглашение о сотрудничестве в области образования в Ташкенте. Этот документ являлся основой для выравнивания образовательной политики в регионе. Государства, подписавшие соглашение, договорились обеспечивать равные права на образование лицам, проживающим на территориях стран СНГ, а также содействовать развитию партнерских связей по академическим вопросам. Следующим шагом в формировании нормативноправовой базы в области образования на постсоветском пространстве стало подписание в 1997 г. Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства СНГ. Также на основании данного соглашения был создан Совет по сотрудничеству в области образования государствучастников СНГ, который и на сегодняшний день осуществляет деятельность по развитию академических связей между государствами Содружества. Кроме того, в 1998 г. между правительствами Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Казахстан и Российской Федерации было подписано соглашение о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и званиях. В этом же году по решению правительств стран был создан Совет при Интеграционном комитете по реализации данного соглашения. Деятельность Совета заключалась в определении критериев взаимного признания документов, рассмотрении вопросов унификации законодательных и нормативных правовых актов стран сообщества. Также обсуждались проблемы введения единых требований к системе аттестации научных кадров высшей квалификации, проводилась разработка модельного классификатора профессий, специальностей и квалификаций, а также подготовка Концепции Единого образовательного пространства государств-членов ЕАЭС [2]. В декабре 2009 г. государства Евразийского экономического сообщества, предшественника ЕАЭС, подписали соглашение о сотрудничестве в области образования, в соответствии с которым стороны «осуществляют согласованные меры по последовательному расширению сотрудничества в области образования, направленного на создание общего образовательного пространства ЕврАзЭС» [6]. Применительно к общему рынку труда страны ЕАЭС договорились о взаимном признании права на получение образования детьми в стране трудоустройства родителей [5]. Более того, уже в рамках ЕАЭС были подписаны документы, направленные на развитие научного сотрудничества. В частности, у стран Союза расширились возможности в развитии НИОКР благодаря подписанию в 2015 г. проекта распоряжения Евразийского межправительственного Совета «О порядке организации и финансирования совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере агропромышленного комплекса государств-членов ЕАЭС». Данный проект утвердил порядок организации НИОКР в области агропромышленного комплекса стран ЕАЭС и был одобрен Коллегией Евразийской экономической комиссии в 2017 г. В документе определены требования к реализации совместных работ, основные функции их исполнителей и участников, финансовые ресурсы и этапы. Приоритетной целью проекта является развитие науки и инноваций в странах ЕАЭС, а также совместных разработок в агропромышленной сфере. По словам министра ЕЭК по промышленности и агропромышленному комплексу, «актуальность разработки данного документа обусловлена необходимостью техникотехнологической модернизации аграрной отрасли стран ЕАЭС на основе использования лучших достижений науки и передового опыта, трансфера технологий и инноваций» [3]. Стороны соглашения подтвердили заинтересованность в создании консультативных советов, структурных подразделений, государственных органов исполнительной власти стран ЕАЭС в сфере высшего образования и науки. Кроме того, особую роль в образовательной интеграции ЕАЭС играют модельные документы, которые были приняты на заседаниях в Межпарламентской Ассамблее государств - участников СНГ. В частности, к ним относится Модельный образовательный кодекс для государств СНГ, который также применим в рамках ЕАЭС. В соответствии с ним общее образовательное пространство характеризуется согласованностью государственной политики стран в академической сфере, а также общностью стандартов, программ обучения и подходов к аттестации научных сотрудников. Кодекс определяет значение образования на пространстве СНГ и его роль в сохранении культурноисторического единства региона. Являясь законодательным актом рекомендательного характера, Кодекс содержит общие для стран Содружества нормы в сфере образования, а также закрепляет законодательную модель, которая сложилась в странах Европы. Кроме того, в нем определены принципы свободы законотворчества при соблюдении норм международного права и исторических культурнообразовательных традиций [2]. Помимо вышеперечисленных соглашений институциональную основу образовательной политики ЕАЭС составляют различные межвузовские объединения, организации, филиалы университетов. Например, в ЕАЭС функционирует Сетевой университет СНГ (СУ СНГ), который был создан на базе Российского университета дружбы народов с целью разработки и внедрения аналога программы европейской образовательной мобильности «Эразмус Мундус» на пространстве СНГ. В соответствии с принципами СУ СНГ студенты получают возможность один год учиться в российском вузе, а другой - в одном из университетов стран СНГ. Также в 2009 г. был сформирован его Координационный совет, состоящий и 28 университетов стран Содружества, осуществляющий контроль развития совместных магистерских программ. Также предпринимаются шаги для развития двусторонних ассоциаций университетов стран Евразийского Союза. Примером сотрудничества является создание российских национальных славянских университетов. Их деятельность направлена на содействие развитию общей образовательной среды на постсоветском пространстве, академической мобильности, совместных программ подготовки будущих специалистов. Также они позволяют гражданам, проживающим на территории стран ЕАЭС, получать образование на русском языке, что способствует сохранению идентичности русскоязычных диаспор стран объединения. Кроме того, обучение в славянских университетах является привлекательным представителей других этнокультурных групп, для которых русский язык не является родным [1, c. 79]. Славянские университеты создавались в период после распада СССР и на сегодняшний день на пространстве ЕАЭС функционируют такие учебные заведения, как РоссийскоАрмянский, КиргизскоРоссийский и РоссийскоБелорусский университеты. Решение об их создании принималось государствами на двусторонней основе с вовлечением двух нормативных и законодательных баз на равных условиях. Их деятельность способствует не только культурному и языковому взаимообмену, но и укреплению научных и экономических связей между странами. В частности, университеты осуществляют взаимодействие с общественными и государственными структурами стран СНГ и ЕАЭС, сотрудничают с различными институтами гражданского общества и с международными организациями [1, c. 83]. Образовательное сотрудничество также укрепляется благодаря деятельности специальных гуманитарных агентств. На сегодняшний день наиболее влиятельной организацией, осуществляющей поддержку развития совместных образовательных проектов стран ЕАЭС, является Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств - Россотрудничество. В рамках деятельности агентства в каждой из стран-участниц ЕАЭС были созданы российские центры науки и культуры. Рассматривая инициативы Росссотрудничества на примере Кыргызстана, стоит отметить деятельность агентства по оказанию помощи киргизским абитуриентам в поступлении в российские вузы. Представительство Россотрудничества в Кыргызстане распространяет информацию об образовательных программах российских вузов, а также поддерживает инициативы образовательных учреждений России, которые заинтересованы в принятии абитуриентов из Киргизии [4]. Тем не менее, не смотря на достигнутые результаты в образовательной интеграции ЕАЭС, на сегодняшний день в регионе существует ряд противоречий, затрудняющих сотрудничество в области образования. Несмотря на то, что страны Союза признают значимость образовательной кооперации, положения, регулирующие действия участников объединения в данной сфере, не были включены в Договор ЕАЭС. Образование также не было представлено в качестве приоритетного сектора услуг при создании единого рынка ЕАЭС. Только применительно к созданию общего рынка труда страны договорились о взаимном признании зачетных единиц без необходимости их дополнительной сертификации (за исключением специальностей в области медицины, права, педагогики и фармацевтики), а также о предоставлении возможности получения образования детям в стране трудоустройства их родителей на территории Евразийского Союза. По Договору ЕАЭС академические степени и дипломы должны проходить процедуру официального признания в других государствах Союза в соответствии с их национальными законодательствами. В действительности признание дипломов осуществляется только между Россией и Республикой Беларусь в рамках Союзного государства. При рассмотрении вопросов взаимодействия стран ЕАЭС со стороны Болонского процесса можно отметить значительные отличия между государствами в области его реализации на практике. Например, в России вместо специалитета были введены лишь два уровня бакалавриата и магистратуры, в то время как в Казахстане уже действуют три, включая докторантуру, и отсутствуют кандидатские и докторские степени. Кроме того, в России магистерская программа «Бизнес-администрирование» относится к дополнительному послевузовскому образованию, а в Казахстане - к профессиональному, и при ее прохождении студент получает степень магистра данного направления. Реализация кредитной системы оценивания в каждой из стран Союза также происходит неравномерно. Более того, Республика Беларусь и Кыргызстан даже не являются членами Болонского процесса в полной степени. Также зачастую страны ЕАЭС не учитывают национальную специфику при проведении образовательных реформ, осуществляя реализацию Болонских принципов на практике. Адаптацию европейских стандартов высшего образования в странах Союза необходимо осуществлять наряду с экспертной оценкой ее последствий и влияния на экономическое развитие стран. Кроме того, в большинстве стран ЕАЭС отсутствует необходимая инфраструктура, обеспечивающая интеграцию образования, а также существует проблема недостаточного финансирования перспективных образовательных проектов. В 2015 г. Институтом статистики ЮНЕСКО был составлен рейтинг стран мира по уровню расходов на НИОКР. В соответствии с ним страны ЕАЭС характеризуются низким уровнем инвестиций в инновации. В частности, в 2015 г. расходы на НИОКР в Республике Беларусь составляли 0,52% от ВВП, в Армении - 0,25%, в Кыргызстане - 0,12%, в Казахстане - 0,17%, а в России - 1,13%. Данные показатели являются относительно низкими по сравнению со странами, занимающими лидирующие позиции в рейтинге. Например, доля инвестирования в НИОКР от ВВП в Израиле составляла 4,27%, в Японии - 3,28%, а в Южной Корее - 4,23% [7]. Также уровень инвестиций в инновационное развитие стран ЕАЭС ниже общемирового, который в 2015 г. составлял 2,23% от ВВП. Кроме того, уровень финансирования в НИОКР в странах ЕАЭС можно оценить на основании таблицы 1, в соответствии с которой он неуклонно снижается, начиная с 2013 г. Это свидетельствует о том, что странам Союза необходимо пересмотреть внутренние затраты на научные исследования, так как они определяют потенциал экономического развития региона. Помимо этого, сохраняется проблема несоответствия направлений подготовки специалистов современным требованиям реального сектора экономик стран ЕАЭС. Недостаточно развиты связи университетов с потенциальными работодателями, в результате чего выпускники вузов становятся невостребованными на рынке труда. Таким образом, образовательная интеграция ЕАЭС является неоднозначным явлением. С одной стороны, страны Союза признают значимость кооперации в данной сфере в силу ряда экономических, политических и культурных причин. Но с другой стороны, внутри объединения существуют серьезные противоречия, препятствующие интеграции. Только выработка совместных эффективных решений позволит странам организации выровнять существующий в регионе дисбаланс. Следовательно, для того, чтобы образовательные процессы в Евразийском регионе проходили сбалансировано и при этом укрепляли национальные системы образования, необходимо определить ключевые направления модернизации. Одним из основных приоритетов развития эффективного взаимодействия в сфере образования является гармонизации образовательных стандартов и их нормативно правового обеспечения. В связи с этим особую значимость приобретают уже существующие договоры и соглашения, которые были заключены после распада СССР союзными республиками. К ним относятся документы, принятые в рамках СНГ, ЕврАзЭс и впоследствии ЕАЭС, определяющие основные направления в области образовательного сотрудничества. Модельные документы, регулирующие образовательные тенденции, принятые на заседаниях Межпарламентской Ассамблеи СНГ, также являются необходимой основой для формирования нормативно-правовой базы Союза. С другой стороны, заключенные в постсоветский период документы об образовательной интеграции региона, зачастую дублируют принятые ранее договоры, что затрудняет правовое регулирование вопросов в данной области. Следовательно, в целях создания сбалансированной нормативно-правовой системы в области образования в первую очередь необходимо осуществить пересмотр принятых ранее документов для их унификации. Следующим направлением развития образования на пространстве ЕАЭС является расширение международных связей как в правовой сфере, так и в области академической мобильности. Для этого нужно адаптировать национальные образовательные стандарты к международным нормам, но при условии сохранения собственных конкурентных преимуществ. Сохранить баланс в имплементации международных стандартов позволит создание формата межрегионального сотрудничества, благодаря которому у ЕАЭС появится возможность открыто заявлять о своих целях в сфере образования и согласовывать их с другими образовательными пространствами мира. Кроме того, данная инициатива позволит регионам действовать согласованно в контексте единой классификационной таблицы уровней и ступеней образования по международной стандартизации и классификации ЮНЕСКО. В частности, важное значение приобретает создание образовательного диалога по линии ЕАЭС-ЕС, включающего в себя не только сотрудничество в области развития академической мобильности в форматах «Эразмус+», «Горизонт-2020» и реформирования национальных систем образования в рамках Болонских принципов, но и стремление двух регионов к созданию новых двусторонних проектов, позволяющих сбалансировать конкурентные преимущества данных экономических пространств. В это же время диалог по линии образования с азиатскими странами также играет важную роль в развитии межрегиональных отношений. Например, сотрудничество ЕАЭС с Региональным центром развития высшего образования организации Министров образования Юго-Восточной Азии позволит не только укрепить академические связи между регионами, но также разделить опыт в создании образовательных пространств. Более того, анализируя современные образовательные тенденции в мире, стоит отметить, что сегодня наблюдается трансформация образовательных подходов из теоретической в практическую плоскость. Страны ЕАЭС не являются исключением и, в связи с этим, они также вынуждены пересматривать образовательные программы в направлении диверсификации предметных областей и проведения их корреляции с рынком труда. Кроме того, образовательные программы следует составлять с учетом социально культурной и экономической специфики региона в целях повышения его конкурентоспособности на международной арене, а также регулирования существующих дисбалансов на рынке труда, услуг и капитала. При этом важно учитывать миграционные процессы в контексте ЕАЭС для определения количества квот для граждан союзных государств и последствий академической мобильности. Данный фактор приобретает особую актуальность в ЕАЭС в связи с существованием выраженного центра образовательной интеграции региона - Российской Федерации. Следующим направлением образовательной политики ЕАЭС может стать выработка подходов к проблемам международного рейтингования и создание собственных региональных агентств, осуществляющих автономную деятельность по созданию рейтингов вузов. В целях обеспечения открытости национальных систем образования необходимо совершить переход к сетевой модели составления рейтингов с привлечением экспертов из каждой страны Союза. Для оценки качества образовательных программ и уровня подготовки специалистов необходимо создать специальную независимую исследовательскую группу ЕАЭС. Дополнительно стоит отметить, что образовательные процессы в ЕАЭС необходимо регулировать в соответствии с потребностями рынка труда в целях ликвидации дисбаланса при перемещении людей между различными видами деятельности. Именно сбалансированная политика на рынке образовательных услуг ЕАЭС в международном направлении и на национальном уровне позволит странам региона укрепить свои конкурентные преимущества в сфере образования. Таким образом, в целях укрепления конкурентных преимуществ образовательных процессов на пространстве ЕАЭС странам Союза необходимо продолжать сотрудничество в области гармонизации нормативно-правовой базы. Для этого особое значение имеет пересмотр существующих соглашений государств в сфере научного и образовательного сотрудничества. Их унификация позволит государствам Союза сформировать более гибкую среду регулирования образовательных процессов в регионе. Кроме того, расширение международного сотрудничества стран ЕАЭС в академической сфере позволит укрепить конкурентные преимущества региона в мире. Совместные образовательные проекты в европейском и азиатском направлении откроют новые возможности для стран ЕАЭС в области экономического сотрудничества с данными регионами, а также будут способствовать выравниванию стандартов образования в соответствии с международными нормами. Также необходимо провести пересмотр образовательной политики стран ЕАЭС с учетом современных потребностей рынка труда и миграционных тенденций в регионе. Поддержка межгосударственных программ оценки качества образования и рейтинга также положительно отразится на развитии образования на пространстве ЕАЭС.
References

1. Marinosyan T. E. Deyatel'nost' slavyanskih universitetov kak faktor ukrepleniya edinogo gumanitarnogo i obrazovatel'nogo prostranstva gosudarstv - uchastnikov SNG // Problemy sovremennogo obrazovaniya. - 2014. - № 1. - S. 79-85

2. Pshenko K. A. Rol' rossiyskih i mezhgosudarstvennyh organizaciy SNGvformirovanii obschego kul'turnogo i obrazovatel'nogo prostranstva: avtoref. dis. d-ra ist. nauk. - SPb., 2003

3. V EEK razrabotan poryadok sovmestnyh nauchnyh issledovaniy v sel'skom hozyaystve // Evraziyskaya Ekonomicheskaya Komissiya [Elektronnyy istochnik]. - Rezhim dostupa: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/2-03-2017-4.aspx (data obrascheniya 12.03.2018)

4. Koncepciya razvitiya obrazovaniya v Kyrgyzskoy Respublike do 2020 goda [Elektronnyy istochnik]. - Rezhim dostupa: https://monitoring.edu.kg/wp-content/uploads/2016/03/str_ru.pdf (data obrascheniya 28.11.2017)

5. Prava trudyaschihsya gosudarstv-chlenov v sfere obrazovaniya // Trudovaya migraciya i social'noe obespechenie trudyaschihsya v Evraziyskom ekonomicheskom Soyuze [Elektronnyy istochnik]. - Rezhim dostupa: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/migration/social_security/Documents/prava_obrazovanie.pdf (data obrascheniya 02.11.2017)

6. Soglashenie o sotrudnichestve gosudarstv-chlenov Evraziyskogo ekonomicheskogo soobschestva v oblasti obrazovaniya [Elektronnyy istochnik] / Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/902312974 (data obrascheniya 28.02.2018)

7. Research and development expenditure (% of GDP) [Elektronnyy istochnik]. - Rezhim dostupa: https://data.worldbank.org/indicator/GB.XPD.RSDV.GD.ZS?locations=ID&name_desc=false (data obrascheniya 12.05.2018)

Login or Create
* Forgot password?