Publication text
(PDF):
Read
Download
Интеграция как особый тип межгосударственных отношений, целью которых выступает формирование единого экономического и политического пространства, в ХХI веке превратилась в мощный фактор развития мирового сообщества. Поскольку современный интеграционный процесс требует высокого уровня взаимодействия между странами, сегодня наиболее актуальными являются комплексные интеграционные форматы и, в частности, китайская инициатива «Один пояс - один путь», открывающая широкие перспективы и одновременно гарантирующая его участникам сохранение государственной идетичности и субъектности. В сентябре 2013 года во время визита в Казахстан председатель КНР Си Цзиньпин предложил государствам Евразии принять участие в развитии и реализации проекта «Экономический пояс Шёлкового пути» (ЭПШП). В октябре того же года, выступая в Совете народных представителей Индонезии с речью «Совместно построить сообщество общей судьбы «Китай-АСЕАН»», он обратился к странам АСЕАН с предложением вместе с Китаем развивать проект «Морской Шелковый путь XXI века» (МШП). Позднее эти два проекта были положены в основу программы «Прекрасные перспективы и действия по совместному созданию экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути ХХI века», разработанной Национальной комиссией по развитию и реформам совместно с министерством иностранных дел и министерством коммерции КНР. Этот программный документ содержит важнейшие элементы интеграционной инициативы Китая и отражает не только ее многоуровневую структуру, приоритеты, но и механизмы реализации, которые предполагают сотрудничество в финансовой, научной, гуманитарной и других сферах на межрегиональном и межгосударственном уровнях [1]. К реализации проекта «Один пояс - один путь» могут присоединяться не только те страны, которые входят в регион Древнего Шелкового пути, но и все заинтересованные в его развитии государства, а также международные организации. Вместе с тем, в документе выделены приоритетные для Китая географические регионы, с которыми он будет развивать взаимовыгодное сотрудничество в первую очередь, а именно: Азия, Европа и Африка. Кроме того, официальный Пекин намерен активно использовать потенциал таких организаций, как ШОС, АСЕАН, ССАГПЗ, а также других многосторонних международных институтов, с которыми он имеет партнёрские отношения. Следует отметить, что интеграционная стратегия «Один пояс - один путь» наряду с экономическим и морским, включает также «зеленый», «здоровый», «интеллектуальный», «мирный» Шелковые пути. Так, Зеленый Шелковый путь открывает для стран-участниц проекта новые перспективы в решении экологических проблем. Здоровый Шелковый путь нацелен на расширение взаимовыгодного сотрудничества в сфере медицины и здравоохранения. Интеллектуальный Шелковый путь призван углубить сотрудничество в сфере образования и создать союз профессионального технического сотрудничества в рамках «Одного пояса - одного пути». Наконец, целью Мирного Шелкового пути является реализация азиатской концепции безопасности. В настоящее время планирование, координация и осуществление интеграционной инициативы «Один пояс - один путь» возложены на руководящую рабочую группу, созданную правительством КНР, а также на канцелярию руководящей группы при Государственном комитете по делам развития и реформ. Реализации такой масштабной интеграционной инициативы, как «Один пояс - один путь» не возможна без политического доверия, экономического сотрудничества и культурной толерантности, достижение которых, по мнению Пекина, требует определенных условий и, в частности, создания сообщества с общей ответственностью, сообщества с общими интересами и сообщества единой судьбы. Эта идея, суть которой заключается в формировании системы базовых ценностей, необходимых для развития межгосударственных отношений на качественно новой основе, вызвала заинтересованный отклик у мирового сообщества и, как следствие, выражение «сообщество единой судьбы», в 2017 году вошло в официальные документы ООН. Формирование сообщества единой судьбы - длительный процесс, в рамках которого китайская инициатива «Один пояс - один путь», направленная на создание общей инфраструктуры и налаживание взаимосвязей между странами Евразии, безусловно приобретает особое значение. Однако еще более перспективным является Северный морской путь. Согласно «Концепции сотрудничества на море в рамках инициативы «Один пояс - один путь»», которая была принята КНР в 2017 году, Арктика стала рассматриваться как важнейший стратегический приоритет китайской интеграционной инициативы, вследствие чего Северный морской путь получил статус ключевого транспортного коридора. Важно отметить, что интересы Китая в Арктике связаны не только со строительством экономического коридора между Китаем и Европой через Северный Ледовитый океан, освоением природных ресурсов, развитием туризма, но и с расширением научного сотрудничества [2, с.64]. При этом свое участие в освоении Арктики Китай увязывает с реализацией «Пояса и Пути», и, по сути, уже прорабатывает вопрос о создании в Арктике Полярного Шелкового пути. Таким образом, Китайская интеграционная инициатива «Пояс и Путь» имеет ярко выраженный комплексный характер и нацелена на всестороннее развитие данной глобальной площадки, поэтому механизм её реализации чрезвычайно широк и включает политико-дипломатическую координацию, финансовые и торгово-экономические инструменты, а также гуманитарное сотрудничество [3, с.70]. Официальный Пекин постоянно подчеркивает, что проект «Один пояс - один путь» призван способствовать процветанию каждого государства в отдельности и предполагает такой формат межгосударственных отношений, в котором нет места ущемлению прав отдельных государств, а также ослаблению международной стабильности. При этом КНР гарантирует международное взаимодействие на принципах взаимной выгоды и, как следствие, высокие «дивиденды» всем участникам данной интеграционной инициативы [4, с.268]. Играя ведущую роль в реализации этого интеграционного проекта, китайская сторона взяла на себя ответственность за его финансовое обеспечение, а также заявила о готовности оказывать необходимую помощь всем государствам-участникам. В частности, уже создан целый ряд институтов финансовой поддержки: Фонд Шелкового пути, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Экспортно-импортный банк Китая. Кроме того, КНР, а также 16 стран Центральной и Восточной Европы учредили совместный финансовый холдинг в формате «16+1». Эти новые финансовые структуры успешно дополняют такие традиционные международные финансовые организации как, например, Всемирный банк [5, с.88] и, таким образом, в рамках «Пояса и Пути» формируется многоуровневая структура финансового сотрудничества. В КНР разработка инициативы «Один пояс - один путь» по времени практически совпала с созданием государственной системы аналитических научных организаций. К 2020 году в стране планировалось открыть от 50 до 100 национальных центров, призванных не только оперативно реагировать на все внутренние и внешние вызовы, с которыми сталкивается государство, но и быть готовыми экспортировать выдвигаемые ими идеи [6]. Однако по мнению китайских экспертов уже к концу 2016 года в стране действовало более 200 «мозговых центров» (МЦ) с национальной спецификой [7]. Весной 2015 года был создал китайско-пакистанский институт Research and Development International (RANDI). Его деятельность связана с решением исследовательских задач в рамках реализации двустороннего проекта «Экономический коридор Китай - Пакистан», имеющего огромное значение для инициативы «Один пояс - один путь», поскольку именно этот проект призван объединить морской и сухопутный Шёлковые пути. Данный «мозговой центр» занимается не только стратегическими разработками, но и формирует международное общественное мнение, используя в этих целях публичную дипломатию. В мае 2017 года в Пекине прошел первый международный экономический форум «Один пояс - один путь». Симптоматично, что на этой представительной дискуссионной площадке был поднят вопрос о создании механизма эффективного и долгосрочного сотрудничества аналитических центров в рамках инициативы «Пояса и Пути», в частности, в формате специальной платформы «Сеть мозговых центров для Пояса и Пути». При этом в качестве приоритетных были выделены следующие направления взаимодействия МЦ: создание веб-порталов для обмена информацией и публикации результатов исследований, создание визуализированной и динамичной базы данных «Пояса и Пути» для анализа больших данных, публикация совместных докладов, проведение специальных мероприятий и параллельных дискуссионных сессий по обменам между аналитическими центрами на полях Форумов «Пояса и Пути» [2, с.59]. Уникальность интеграционной инициативы «Пояс и Путь» заключается в ее нацеленности на разрешение целого комплекса проблем, вызванных разобщенностью народов Евразии. Данный тезис наглядно иллюстрируют материалы конференции «мозговых центров» RUC-WUN, посвященной глобальным проблемам экологического развития. Эта конференция, организованная Институтом государственного развития и стратегии Китайского народного университета, а также Всемирной университетской сетью, открылась 24 марта 2018 года и проходила в Пекине. Следует отметить, что ее участники дали очень высокую оценку проекту «Один пояс, один путь». В частности, по мнению главного исполнительного директора Международного союза университетов Джона Хирна китайская инициатива «Один пояс, один путь» не только ускоряет развитие человечества, но и способна сделать его более счастливым [8]. Китай не только декларирует, но и предпринимает конкретные усилия по созданию новой модели международных отношений, гарантирующей всем государствам равные возможности. Вместе с тем, помимо неоспоримых преимуществ китайская внешнеполитическая стратегия «Один пояс - один путь» имеет и очевидные слабые стороны. Так, например, в базовом документе «Перспективы и действия по совместному созданию экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути ХХI века» не указаны этапы и конкретные сроки их реализации. Не может не беспокоить и тот факт, что проекты «Пояса и пути» настолько масштабны, что эффективный контроль над их отдельными элементами может превратиться в трудно решаемую задачу. Кроме того, осуществление проектов требует тесного сотрудничества государств, территориально расположенных вдоль «Пояса и пути», а это в условиях жесткой конкурентной борьбы не всегда возможно [9, с.197]. Поэтому Пекину предстоит продемонстрировать высокое дипломатическое искусство, чтобы согласовать действия, усилия, риски целого ряда суверенных государств, а также раскрыть для них все выгоды данной инициативы. Наконец, неясно, что будет с экономическим ростом Китая и сможет ли он в будущем нести взятую на себя ответственность за финансирование столь масштабных и долгосрочных проектов. Таким образом, «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковый путь XXI века», продвигаемые Китаем как финансово-инвестиционные и логистические проекты, имеют более глубокое стратегическое содержание и направлены на усиление его глобального влияния. В случае их успешной реализации Пекин сможет обеспечить себе надежный тыл в острейшей конкурентной борьбе за контроль морских торговых путей, победа в которой могла бы стать решающим шагом КНР на пути к глобальному лидерству [10, с.34]. Вместе с тем, интеграция на евразийском пространстве в общемировом историческом контексте представляется логичным и закономерным процессом необходимым для будущего стабильного развития всего мирового сообщества. В ХХI веке КНР стремиться позиционировать себя как глобальную ответственную державу, которая играет активную роль в мировом внешнеполитическом процессе. Китай, ориентированный на усиление международной интеграции, предлагает мировому сообществу уникальную модель взаимовыгодного сотрудничества. Стратегия «Один пояс - один путь» является привлекательной для многих государств, и в перспективе на территории Европы и Азии весьма вероятно создание единого интеграционного пространства. В этом случае, объединенная Евразия, вобрав в себя такие базовые ценности, как: мир, сотрудничество, равноправие, справедливость и свобода, сможет стать ядром будущего сообщества с единой судьбой для всего человечества.