Publication text
(PDF):
Read
Download
Основой российско-индийских отношений является Договор о дружбе и сотрудничестве. Он был подписан еще во времена существования СССР в августе 1971 году, а затем был заключен уже непосредственно Россией. А дипломатические отношения Советский Союз установил с Индией 13 апреля 1947 года. Сразу после обретения страной статуса независимого государства, ее приоритетным направлением стало получение и экономической независимости, посредством приоритетного развития тяжелой промышленности. СССР активно помогал Индии в сфере машиностроения, горного дела, производства энергии и металлургии. Договор о мире и дружбе стал одним из ключевых основ двустороннего сотрудничества двух государств. 1990-е годы оказались довольно тяжелыми для обеих сторон. В начале 1993 года был заключен новый Договор о дружбе и сотрудничестве, уже между Индией и Россией, а в 1994 году подписали Соглашение о двустороннем военно-техническом сотрудничестве. Двусторонние отношения между Россией и Индией за последние десять лет можно охарактеризовать, как союзнические. Были расставлены новые акценты, вследствие перемен, которые произошли, как в России, так и на мировой арене в целом. В Нью-Дели реально оценивают, что многие вопросы нельзя решить без помощи России. Например, отношения Индии с Китаем и Пакистаном, которые в прошлом были в состоянии острого конфликта. Сегодня Индию волнует политика США по отношению к Ирану, так как она заинтересована в свободной от терроризма и экстремизма Центральной Азии. Поэтому Нью-Дели определил для себя курс на «привилегированное сотрудничество» с Российской Федерацией. Механизмы двусторонних отношений включают Межправительственную комиссию по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству и Межправительственную комиссию по военно-техническому сотрудничеству. Регулярные встречи устанавливают приоритеты двустороннего диалога и являются основой для развития сотрудничества. Индия не высказывает критику в отношении политики России на международной арене. Присоединение Крыма к России, участие в урегулировании Сирийского кризиса, все эти действия никаким образом не омрачают индийско-российское сотрудничество. Дружественный нейтралитет Нью-Дели по отношению к России на данный момент имеет большое значение, после введения антироссийских санкций. Исторически сложилось, что внешнеполитический курс Индии характеризуется как «позитивный нейтралитет», и она всегда была против любого рода санкций [1, c. 133]. По заявлениям Нью-Дели понятно, что европейским странам и США не стоит ждать поддержки с ее стороны антироссийских санкций. Не смотря на существующие политические, социально-экономические и культурные различия между Россией и Индией перед ними стоит множество схожих задач. Наши страны являются многонациональными и многоконфессиональными государствами, которые сталкивались и с терроризмом, и с сепаратизмом в Кашмире и Чечне. Наличие среди граждан представителей ислама диктует особые правила в решении таких вопросов, как афганское, иракское и ближневосточное урегулирование. Россия и Индия - государства, являющиеся приверженцами демократии, как во внутренних делах, так и во внешней политике. Все свои силы они направляют на построение равноправного полицентричного порядка на международной арене, и противостоянию возобновления «блоковой» политики. Важное место в индо-российских отношениях занимает БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР). Все эти государства - крупные региональные державы, и их доля на мировом рынке с каждым годом неуклонно увеличивается. Россия позитивно относится к присоединению Индии к таким организациям как Шанхайская организация сотрудничества и форум Азиатско- Тихоокеанского экономического сотрудничества. Для решения ряда проблем наша страна использовала в том числе и индийский опыт. Примерно в одно и то же время Индия и Россия начали либерализацию своей экономики. Валовый внутренний продукт Индии с того времени вырос примерно в два раза, без применения «шоковой терапии» и масштабной приватизации организаций госсектора. Мировой финансовый кризис в 2009 году практически не затронул Индию, по сравнению с США и Западной Европой, так как в 1969 году сохранился государственный контроль над национализированной банковской системой. В период этого кризиса в Индии лишь сократились темпы роста ВВП - с 9% до 6,5% в год. Сохранились правительственные социальные программы по борьбе с бедностью, продолжилось строительство школ в деревнях. Благодаря этому экономические реформы поддерживались всеми слоями общества. За последние более двадцати лет сменилось восемь глав правительств, но экономические реформы остаются неизменными. В 2015 году размер двусторонней торговли между Россией и Индией составил 7,83 млрд. долларов. К 2018 году наблюдается тенденция к увеличению торговых показателей. Но объем двусторонней торговли не раскрывает весь потенциал двух крупных экономик мира, поэтому сегодня поставлена цель на повышение уровня общей торговли товарами и услугами к 2025 году до 30 млрд. долларов [2, с. 12.]. Первая тройка товаров, которая экспортируется из России в Индию, это цветные металлы, полезные ископаемые и химическая продукция. Самый большой импорт из Индии в Россию составляют продукция сельского хозяйства, химической, машиностроительной промышленности. К 2025 году странами поставлена цель увеличения взаимных инвестиций до 15 млрд. долларов. На данный момент эта цель имеет позитивную тенденцию роста. Самой большой российской инвестицией в Индию считается приобретение компанией «Роснефть» индийской компании «Essar» за 13 млрд. долларов. Это еще и самые крупные единовременные прямые иностранные инвестиции в индийское государство [3]. Нефтяные компании Индии в 2016 году приобрели доли в российских компаниях и нефтяных месторождениях на сумму 5,5 млрд. долларов. Основан совместный фонд в 1 млрд. долларов по реализации взаимных инвестиций в развитии инфраструктуры и технологических проектов двух государств. Согласие индийского государства и Евразийского экономического союза начать переговоры по соглашению о свободной торговле, является значительным шагом для слияния экономик России и Индии. ЕврАзЭС и Индия на Санкт- Петербургском международном экономическом форуме-2018, подписали соглашение о начале переговоров по созданию зоны свободной торговли. Об этом сообщил ТАСС председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Т. Саркисян: «Мы здесь, на Петербургском международном форуме, заявляем о начале переговорного процесса по подписанию договора о зоне свободной торговли. И завтра наши два министра - наш министр торговли и министр торговли Индии - подписывают соответствующий документ» [4]. Странами была проделана большая работа по выявлению потенциала торговоэкономического взаимодействия. Как Индия, так и ЕврАзЭС, заинтересованы в подписании такого договора. Несмотря на все трудности, с которыми сталкивается Россия в настоящее время, она является ведущим мировым поставщиком нефти и газа, сохраняет мощный военно-промышленный комплекс, является одной из ядерных держав в мире, занимает лидирующие позиции в освоении космического пространства, энергетическом машиностроении и авиастроении. Индия имеет высокую заинтересованность в сотрудничестве с Россией по всем этим областям. Существуют три сферы международного партнерства за пределами международной политики - военно-техническое сотрудничество, сотрудничество по освоению космоса и энергетика, в том числе и атомная. Индия, в свою очередь, вносит большой инвестиционный вклад в разработку энергетических ресурсов России. Долевое участие индийской государственной нефтегазовой корпорации ONGC в проекте «Сахалин-1» (1,7 млрд долл.) - одно из самых мощных капиталовложений Индии за рубежом. Актуальным является приглашение представителей индийских компаний во все российские проекты, связанные с сжиженным природным газом (СПГ), так как Индия является одним из немногих рынков за пределами Северо-Восточной Азии, где востребован российский СПГ. Атомная энергетика в Индии развивается медленно, и Россия -единственное государство в мире, создающее на ее территории свои атомные электростанции. Несмотря на то, что Индия не входит в Договор о нераспространении ядерного оружия, Россия, опираясь на прочные дружеские связи и доверительное партнерство, приняла важное решение о помощи Индии в данной сфере. Первый блок АЭС «Куданкулам» на сегодняшний день является самым мощным в Индии и соответствует всем современным требованиям безопасности. Тариф на электроэнергию, существующий на «Куданкулам», значительно ниже, чем в проектах, которые предлагали американские партнеры [2, с. 18]. Только Индия получила от нашей страны проект по разработке атомной подводной лодки и разместила на своей территории российскоизраильские самолеты АВАКС. Совместной работой была разработана крылатая ракета «Брамос» и создается боевой истребитель нового, пятого поколения. Только Индии поставляется высокоточный сигнал в целях обороны и безопасности российской глобальной навигационной спутниковой системой ГЛОНАСС. Взаимодействие в этой области подтверждается документом «Стратегическое видение», которое было подписано в 2014 году Президентом В. Путиным и премьер-министром Н. Моди. Военно-промышленное сотрудничество играет немаловажную роль в стратегическом партнерстве государств. Российские поставки военной техники составляют около 70% военного оснащения Индии. Со времен Советского Союза, техника для освоения космоса в Индии создавалась при активной его поддержке, а теперь уже и Россия вносит свой вклад в развитие данной сферы. В 2017 году были проведены две индийско-российские военнопромышленные конференции. В октябре 2017 года во Владивостоке прошли первые российскоиндийские межвидовые учения «Индра-2017». Начало регулярным ежегодным встречам руководителей Индии и РФ положил визит Президента В.В. Путина в Индию в 2000 году. В период президентства Д.А. Медведева, индо-российские отношения стали носить характер особого, привилегированного стратегического партнерства. С начала 2000 года было проведено 18 ежегодных индийско-российских саммитов, результатами которых было установление личных контактов и еще лучшего понимания друг друга лидеров двух стран [6]. Прочные культурные узы подчеркивают дружественность индийско-российских отношений. По словам премьер-министра Индии, каждый ребенок в индийском государстве знает, что Россия - это очень хороший и верный друг для страны. В 2017 году отмечалось 70-летие установления индийско-российских дипломатических отношений. В обеих странах проводились мероприятия, которые свидетельствовали о глубине и многогранности отношений. Были проведены встречи высокого уровня России и Индии: министров иностранных дел, финансов, обороны, а также советников по национальной безопасности. В 2017 году на 18-й ежегодном двустороннем саммите была подписана историческая Санкт-Петербургская декларация «Взгляд в XXI век». Индия является участником всех экономических форумов, проводимых в России: ПМЭФ, Восточного экономического форума, «Иннопром», «Технопром», Форума информационных технологий, Арктического форума и др. Все это указывает на заинтересованность индийской стороны в тесном сотрудничестве с Россией [5]. 2018 год объявлен годом туризма между Россией и Индией. Два государства делают все для упрощения процедур по выдаче виз гражданам своих стран. Данная договоренность достигнута между Президентом РФ В. Путиным и премьер-министром Индии Н. Моди на саммите БРИКС на Гоа в октябре 2016 года. Россия естественным образом нуждается в расширении геоэкономического взаимодействия со странами Азиатского региона. Российскоиндийские отношения базируются на исторических традициях дружбы, сотрудничества и взаимодействия, а также на совпадении коренных национальных интересов и общие взгляды на мировой порядок и международные отношения.