THE SENDAI PROGRAMME ON DISASTER RISK REDUCTION: THE EURASIAN ASPECT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article updates the main content and problems of implementation of the Sendai framework program for disaster risk reduction in the Eurasian geopolitical and geo-economic space, the formation of framework platforms in different regions of Eurasia. The legal and economic basis of the Russian platform is revealed on the example of the system of complex security in the Arctic zone of the Russian Federation. The place and role of EMERCOM of Russia in the implementation of the Sendai framework for disaster risk reduction, its contribution to the development of indicators and terminology related to disaster risk reduction are disclosed.

Keywords:
The United Nations, the Sendai programme on disaster risk reduction, the regional platform, Eurasia, Central Fund for emergency response, comprehensive security, geopolitics, geo-Economics, EMERCOM of Russia, Arctic, indicators, indicators
Text
Publication text (PDF): Read Download

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, выступая на пленарном заседании XXII Петербургского международного экономического форума 25 мая 2018 года, отметил, что «Система многостороннего сотрудничества, которая выстраивалась десятилетиями, вместо естественной, необходимой эволюции ломается, причём грубо. Правилом становится нарушение правил... В глобальном масштабе такое поведение целых государств, особенно центров силы, чревато самыми негативными, если не разрушительными последствиям» [1]. Чрезвычайная геополитическая ситуация в глобальном масштабе, прогнозируемая В.В. Путиным в случае отсутствия соответствующей реакции мирового сообщества, может отрицательно сказаться и на реализации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы (далее - Сендайская программа, Рамочная программа), и на евразийском пространстве. Сендайская программа была принята на третьей Всемирной конференции Организации Объединенных Наций по снижению риска бедствий, состоявшейся 14-18 марта 2015 года в Сендае, префектура Мияги, Япония, и одобрена в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН на Шестьдесят девятой сессии 3 июня 2015 года. В Рамочной программе были подведены итоги выполнения «Хиогской программы на 2005-2015 годы: создание потенциала противодействия бедствиям на уровне государств и общин»; изучение опыта, накопленного благодаря региональным и национальным стратегиям и учреждениям; наличие планов по снижению риска бедствий; вынесенные в связи с ними рекомендации; соответствующие региональные соглашения по осуществлению Хиогской рамочной программы действий [2, 3]. Масштабы бедствий и определили основное содержание Сендайской программы, представляющей емкую, целенаправленную, перспективную и ориентированную на практическую реализацию рамочную программу действий по снижению риска бедствий на период после 2015 года. Основанием для оптимизма по ее реализации являются усилия международного сообщества по совместной организации планетарного устойчивого развития и противодействия риску бедствий с использованием глобальных и региональных инструментов, а также государственных институтов, несмотря на возрастание геополитических рисков. В «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» 2017 года определено 40 показателей состояния экономической безопасности - от индекса физического объема валового внутреннего продукта до уровня преступности в сфере экономики. Кроме того, в целях своевременного выявления вызовов и угроз экономической безопасности, оперативного реагирования на них, выработки управленческих решений и рекомендаций должна формироваться система управления рисками. Эта система призвана решить четыре основные задачи: выявление и оценка существующих и потенциальных вызовов и угроз экономической безопасности; оценка имеющихся ресурсов; планирование необходимых мер по локализации или минимизации вызовов и угроз, а также контроль. Она должна включать в себя систему распределенных ситуационных центров, работающих с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации риски и угрозы глобального и, прежде всего, экономического развития, а также перечень инструментов противодействия им сформулированы в ряде документов государственного стратегического планирования, таких как: «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» 2017 года [9], «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» 2015 года [10], «Основы государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года» [11] и «Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года» [12], утвержденные Указами Президента России в 2018 году, Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации в 2017 году (далее - Программа). В Программе отмечено, что развитие цифровой экономики Российской Федерации, является ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет. Эта Программа реализуется в рамках «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», утвержденной Указом Президента России в 2017 году [13]. На евразийском геополитическом пространстве это нашло отражение в «Соглашении о сотрудничестве государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности в области обеспечения информационной безопасности», принятом Советом коллективной безопасности ОДКБ в Минске 30 ноября 2017 года [см.: 14]. В Сендайской программе определены семь основных целей, среди которых - сокращение к 2030 году прямых экономических потерь от бедствий относительно мирового валового внутреннего продукта (далее - ВВП) и значительное уменьшение ущерба, причиняемого бедствиями важнейшим объектам инфраструктуры; 169 задач - большинство из них имеет экономическое содержание; а также четыре приоритетные направления деятельности на глобальном, национальном и местном уровнях. Инвестиции в меры по снижению риска бедствий в целях укрепления потенциала противодействия является одним из таких направлений. Важность этого направления очевидна - без вложения средств в предупреждение и смягчение последствий бедствий невозможно решение задачи снижения риска бедствий, а их снижение, в свою очередь, влияет на эффективность финансовых вложений. Инструментами реализации Рамочной программы являются Бюро ООН по снижению риска бедствий, основные четыре подразделения ООН: Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Всемирная продовольственная программа ООН (ВПП) и Управление по координации гуманитарных вопросов (далее - Управление, УВКБ) - в условиях, выходящих за пределы возможностей или мандата одного учреждения на глобальном уровне. Так, на евразийском геополитическом пространстве в ООН констатировано, что в результате вооруженных действий на востоке Украины 10 тысяч человек погибло, а 200 тысяч получили ранения. в критической ситуации находятся 340 тысяч человек. Свои дома покинули 1,4 миллиона человек (на апрель 2018 года) [15]. А в феврале 2018 года Всемирная организация здравоохранения (далее - ВОЗ) вновь обратилась к донорам с призывом о финансовой помощи. Несмотря на то, что еще в конце 2017 года учреждения системы ООН запустили кампанию «Украина не забыта» (#UkraineNotForgotten) с просьбой поддержать проекты по оказанию гуманитарной помощи, средств катастрофически не хватает, и за всеь 2017 год ВОЗ получила лишь две трети от необходимых объемов. В общей сложности требуется 159 миллионов долларов. Из них 21,1 миллиона необходимы на обеспечение людей питанием и предоставление медицинской помощи [16]. Заметим, что в рамках Сендайской программы силами МЧС России на восток Украины организован уже 74-ый гуманитарный конвой, а ряд западных стран выделяют Киеву большую часть финансовой помощи на военные нужды. Во исполнение Рамочной программы начался процесс создания региональных платформ по Сендайской программе в Азиатско-Тихоокеанском регионе [17], Центральной Азии и Южном Кавказе [18]. В рамках Шанхайской организации сотрудничества в июле 2017 года состоялась уже шестая встреча руководителей территориальных органов ведомств, занимающихся вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Российская Федерация принимала участие в Совещании партнерства по вопросам реализации Международной стратегии уменьшения опасности бедствий, проводившегося в Улан-Баторе 5-7 апреля 2017 года и обмене обновленной информацией, касающейся претворения в жизнь Азиатского регионального плана осуществления Сендайской рамочной программы. На Совещании поднимался вопрос о выстраивании отношений с новыми потенциальными донорами и изучении инновационных возможностей привлечения ресурсов для подкрепления работы Целевого фонда с участием многих доноров [19]. Планируется участие России в Азиатской конференции министров по уменьшению опасности бедствий, которая будет проходить в Улан-Баторе 16-19 июля 2018 года. Важное значение в геоэкономическом и геополитическом аспектах имеет и работа Группы экспертов по статистическим показателям, связанным с бедствиями в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Форум азиатско-тихоокеанских лидеров в области освоения космоса, организуемый Индийской организацией космических исследований, также не остался без внимания России. В 2006 году Генеральной Ассамблеей был учрежден Центральный фонд реагирования на чрезвычайные ситуации (далее - СЕРФ) СЕРФ финансируется за счет добровольных пожертвований. С 2006 по 2014 годы СЕРФ получил почти 3,8 миллиардов долларов США от 125 стран - членов и наблюдателей ООН, региональных и местных властей, а также из других государственных и частных источников [21]. Российская Федерация - среди жертвователей, но не было там Украины, тратящей деньги на приобретение оружия у США и их союзников; а США жертвует меньше, чем Дания. Треть жертвователей СЕРФ получают поддержку от фонда. Вместе с тем, очередные санкции против России могут ограничить наши возможности сотрудничества с СЕРФ. Головным исполнителем в системе МЧС России, ответственным за осуществление мер по реализации приоритетов Сендайской рамочной программы, определен Департамент гражданской защиты МЧС России. В целях повышения эффективности противодействия риску бедствий Министерство выступило с инициативой объединения национальных и региональных кризисных центров в странах мира в единую Глобальную сеть и разработки для них гармонизированных операционных стандартов. Разработан механизм оперативного взаимодействия национальных и региональных кризисных центров. В мае 2017 года в России состоялись учения с участием кризисных центров Управления ООН, Еврокомиссии, Международная организация гражданской обороны (далее - МОГО), программы ООН по применению космических технологий и Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России. В России проводится ежегодный Международный салон «Комплексная безопасность» на базе Ногинского спасательного центра МЧС (далее - Международный салон). В 2017 году в его работе принимали участие представители более 100 стран, более 300 бизнес-организаций - производителей средств спасения и технологий безопасности. Международный салон открылся учениями, во время которых подразделения МЧС России, МВД и других силовых ведомств, экстренные службы сразу на нескольких площадках полигона отработали действия по ликвидации последствий практически всех видов чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера: пожаров, наводнений, авиакатастрофы и железнодорожной аварии, утечки химических веществ, ДТП. В них приняли участие более 1500 человек, свыше 200 единиц техники, включая вертолеты и самолеты, беспилотники, роботов, современную спасательную технику. В учениях приняли участие специалисты из Белоруссии, Армении, Казахстана, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана и Монголии, а также личный состав Иорданского поисково-спасательного отряда [25]. Международный салон «Комплексная безопасность» на базе Ногинского спасательного центра МЧС России в 2018 году проводится с 6 по 9 июня. Масштабы работ и экономических затрат, осуществляемых Российской Федерацией в рамках Сендайской программы, наглядно подтверждаются практически ежегодно. В 2018 году зима была столь снежной, что борьба по предупреждению паводков и ликвидация их последствий велась практически на территории всей огромной нашей страны, став задачей номер один. Так, в апреле в регионах юга Сибири, Поволжья и Центральной части России проходила активная фаза весеннего половодья. Было подтоплено более 400 населённых пунктов, свыше 5 тысяч жилых домов, частные подворья, мосты и объекты социальной инфраструктуры. Пострадало свыше 18 тысяч человек. В режим повышенной готовности была переведена вся система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. На территории страны дополнительно развернули три тысячи гидрологических постов, подготовили пункты временного размещения, приняли меры для обеспечения социальной, медицинской и продовольственной поддержки людей, особенно в отдалённых, отрезанных половодьем населённых пунктах. Была осуществлена предполоводная сработка водохранилищ для создания свободных ёмкостей, укреплялись дамбы, готовились водозаборы, проверялись пруды, осуществлялся целый комплекс других мероприятий. На особом контроле находились зоны возможного затопления сибиреязвенных могильников, хвостохранилищ и биотермических ям. Для проведения противопаводковых мероприятий была развёрнута система оперативного управления и сформирована группировка сил РСЧС общей численностью более 720 тысяч человек, 147 тысяч единиц техники (в том числе авиация) и 13 600 плавсредств. Организовано реагирование 13,5 тысячи спасателей авиадесантных подразделений и более 150 мобильных групп подрывников, которые имели соответствующие навыки работы в сложных условиях, запасы всего необходимого. Взрывные работы проводились на 170 затороопасных участках рек, распилено более 300 километров рек, осуществляются меры по чернению льда и целый комплекс мероприятий по ослаблению ледового покрова и контроля за системой инженерной защиты. Была обеспечена безопасная эксплуатация 375 ледовых переправ и зимников. С начала пожароопасного сезона в первой половине апреля в регионах Дальнего Востока и Сибири было потушено свыше 700 очагов природных и лесных пожаров. Режим чрезвычайной ситуации был введен в лесах Амурской области, в 10 субъектах Российской Федерации, в 253 муниципальных образованиях введены особые противопожарные режимы и выполнялся целый комплекс дополнительных мероприятий. Группировка сил включала пожарно-спасательный гарнизон общей численностью 1,2 миллиона человек с необходимой техникой и соответствующей экипировкой. В рамках деятельности системы антикризисного управления осуществлялись непрерывный космический мониторинг лесопожарной обстановки. Была задействована Международная хартия по космосу и крупномасштабным катастрофам. Это позволило оперативно получать информацию как с российских, так и со спутников зарубежных стран [26]. Как положительный пример создания региональных платформ по Сендайской программе можно рассматривать формирование системы безопасности жизнедеятельности в Арктическом геополитическом регионе - практически постоянной зоне риска бедствий. Инструментами противодействия риску бедствий здесь являются Арктический совет, Совет Баренцева-Евроарктического региона, Арктический форум береговых охран. Так, в дополнение к Соглашению о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике [29], Соглашению о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике [30] в марте 2017 года участники третьего совещания Арктического форума береговых охран приняли «Руководство по проведению совместных операций», которое определяет тактику взаимодействия в первую очередь по таким направлениям, как поиск и спасание в Арктике, реагирование на чрезвычайные ситуации, обеспечение экологической безопасности в регионе Арктики. В Совместном заявлении подтвержден прием «доктрины, тактики, процедур, регламента обмена информацией» для проведения «объединенных операций в Арктике», а также аварийно-спасательных мероприятий на море в этом регионе [31]. В связи с активизацией судоходства в Арктике США и Россия совместно разработали и в январе 2018 года предложили Международной морской организации систему шести двусторонних маршрутов в Беринговом проливе и Беринговом море, а также шести районов повышенной осторожности плавания [32]. Важным элементом этой платформы является Система комплексной безопасности Арктической зоны Российской Федерации, основу которой составляет сеть арктических комплексов аварийно-спасательных центров (далее - АКАСЦ, Центр). Они создаются в целях минимизации рисков бедствий в ходе реализации четырнадцати государственных программ в рамках Арктической стратегии России. Как отмечал Президент Российской Федерации В.В. Путин «Уже запущен целый ряд масштабных индустриальных проектов в Арктике. Они отвечают самым строгим экологическим стандартам. Укрепляем научную, транспортную, навигационную, военную инфраструктуру, что позволит надёжно обеспечить интересы России в этом стратегически важном регионе. Строим современные атомные ледоколы. Наш арктический флот был, остаётся и будет самым мощным в мире» [33]. АКАСЦ предназначен обеспечить проведение поисково-спасательных работ (суша, море) и мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в зоне ответственности и в случае необходимости за ее пределами. Уже функционируют 6 из 10 арктических комплексных аварийно-спасательных центров, риску бедствий круглосуточно противостоят семь тысяч сотрудников Министерства. В 2017 году ликвидировано 257 чрезвычайных ситуаций, которые потребовали работы федеральных и местных оперативных служб; потушено 132 тысяч техногенных пожаров; горноспасательные подразделения ликвидировали 34 аварии и спасли 2300 человек; пиротехники обнаружили и уничтожили 48 тысяч боеприпасов, в том числе 1304 авиационные бомбы времен Великой Отечественной и даже гражданской войны [34]. МЧС России имеет двусторонние соглашения о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с 60 странами, взаимодействует с Шанхайской организацией сотрудничества, БРИКС, АТЭС, соответствующими службами ООН. Сегодня работают российско-сербский гуманитарный центр в Нише и российско-армянский в Ереване. В вузах МЧС России обучаются представители 14 стран. В рамках учения в ряде регионов, там, где была необходимость, практические мероприятия отрабатывались не по учебным вводным, а по реализуемым планам действий и фактической обстановке. КШУ позволили проверить реальность планов, разрабатываемых субъектами Российской Федерации, по организации межведомственного взаимодействия и привлекаемыми силам и средствам. В рамках учения в отдельных регионах были выполнены профилактические мероприятия по защите населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров: расчистка и расширение просек вдоль линий электропередач, создание противопожарных барьеров и минерализованных полос вокруг населенных пунктов и объектов экономики, проведение противопожарных мероприятий вдоль автомобильных дорог местного значения и многое другое. Кроме того, авиация осуществляла доставку сил и средств в зону условной чрезвычайной ситуации, во время которой отрабатывалось десантирование спасателей с вертолетов с помощью спусковых устройств. В регионах отрабатывалась организация жизнеобеспечения населения в пунктах временного размещения, в том числе, мобильных, а также городков жизнеобеспечения [36]. В соответствии с параграфом 50 Сендайской рамочной программы в 2016 году была создана Межправительственная рабочая группа открытого состава из 163 экспертов из 85 стран по показателям и терминологии, касающимся снижения риска бедствий, разработанным UNISDR совместно с агентствами, научными организациями, гражданским сектором и частным сектором (далее - Рабочая группа). Рабочая группа провела связь между индикаторами Сендайской рамочной программы и Целями устойчивого развития, проанализировала показатели по уровню развития методологии и общей доступности данных, предложила сгруппировать их в три категории: составные показатели - показатели для оценки достижения глобальной цели, которые могут быть получены на основе целого ряда конкретных глобальных показателей; глобальные показатели - показатели, которые вносят свой вклад в составные показатели, для которых методология существует или была предложена, и для которых данные уже доступны в значительном числе стран или могут быть получены в рамках национальных самооценок; национальные показатели - показатели, для которых методология существует или была предложена, но данные в настоящее время не легко доступны в значительном числе стран. Эти показатели могут быть применены на национальном уровне в странах, где необходимые данные существуют. Эксперт от Российской Федерации, начальник шестого научно-исследовательского центра «Проблемы управления рисками» ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) Олтян Ирина Юрьевна, представила позицию нашей страны по семи целевым индикаторам Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий, а также по терминологии в этой области. Рекомендованная терминология, связанная со снижением риска бедствий, содержала 38 основных терминов и связанных с ними второстепенных терминов. Все это было включено в документ для Генеральной Ассамблеи ООН под названием «Рекомендации межправительственной рабочей группы экспертов открытого состава по показателям и терминологии, касающимся снижения риска бедствий». Он содержит показатели для эффективной оценки прогресса в достижении семи глобальных задач Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий и, при необходимости, ЦУР, а также соответствующую терминологию по снижению риска бедствий в целях содействия осуществлению Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий и развитию сотрудничества между странами, секторами и заинтересованными сторонами [37]. Реализация Рекомендаций в глобальном масштабе должно внести большую ясность и способствовать консенсусу в понимании основных показателей и соответствующей терминологии Сендайской рамочной программы. Таким образом, современная практика международного противостояния риску бедствий подтверждает гипотезу о возможности цивилизационного взаимодействия. Современное геостратегическое положение Российской Федерации, полная характеристика которого дана президентом Академии геополитических проблем генерал-полковником Л.Г. Ивашовым [38], способствует участию, во всех программах ООН по устойчивому развитию и формированию основы для цивилизационного взаимодействия. Реализация мер по противодействию риску бедствий в Российской Федерации осуществляется в рамках функционирования Российской единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Осуществляя организационно-методическое руководство планированием действий РСЧС, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является важным инструментом взаимодействия на межгосударственном уровне и участвует в процессе формирования предпосылок цивилизационного взаимодействия.
References

1. Vladimir Putin vystupil na plenarnom zasedanii XXII Peterburgskogo mezhdunarodnogo ekonomicheskogo foruma [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57556 (data obrascheniya 26.05.2018)

2. Hiogskaya ramochnaya programma deystviy na 2005 - 2015 gody: sozdanie potenciala protivodeystviya bedstviyam na urovne gosudarstv i obschin [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: www.unisdr.org/we/inform/terminology (data obrascheniya: 18.05.2018)

3. Weterings, R., Bastein, T., Tukker, A., Rademaker, M. and De Ridder, M., 2013. Resources for our Future: Key issues and best practices in Resource Efficiency. The Hague Centre for Strategic Studies

4. Sendayskaya ramochnaya programma po snizheniyu riska bedstviy na 2015-2030 gody. Rezolyuciya, prinyataya General'noy Assambleey OON na Shest'desyat devyatoy sessii 3 iyunya 2015 goda A/RES/69/283 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/ (data obrascheniya: 19.05.2018)

5. Preobrazovanie nashego mira: Povestka dnya v oblasti ustoychivogo razvitiya na period do 2030 goda. Rezolyuciya, prinyataya General'noy Assambleey OON na Semidesyatoy sessii 21 oktyabrya 2015 goda A/RES/70/1. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol (data obrascheniya: 18.05.2018)

6. Klimonova A.N. Osnovnye podhody k issledovaniyu ponyatiy «ekonomicheskaya bezopasnost'» i «ekonomicheskaya bezopasnost' gosudarstva» // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. - 2014. - T. 9. - № 8. - S. 54-60

7. Biglova G.F., Smeshko O.G. Ekonomicheskaya bezopasnost' v kontekste snizheniya tempov ekonomicheskogo rosta v Rossii // Ekonomika i upravlenie. -2016. - № 11. - S. 43-48

8. The Global Competitiveness Report 2015-2016: [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: www3.weforum.org/docs/gcr/2015-2016/Global_Competitiveness_Report_-2016.pdf. (data obrascheniya: 15.05.2018)

9. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 13.05.2017 g. № 208 «O Strategii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41921 (data obrascheniya: 13.05.2017)

10. kaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 31.12.2015 № 683 «O Strategii nacional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/420327289 (data obrascheniya: 15.05.2018)

11. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 01.01.2018 g. № 2 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federacii v oblasti pozharnoy bezopasnosti na period do 2030 goda» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://kremlin.ru/acts/bank/42744 (data obrascheniya: 10.05.2018)

12. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 11.01.2018 g. № 12 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federacii v oblasti zaschity naseleniya i territoriy ot chrezvychaynyh situaciy na period do 2030 goda» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http:// http://kremlin.ru/acts/bank/42753 (data obrascheniya: 10.05.2018)

13. «Cifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federacii» utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 28 iyulya 2017 g. № 1632-r [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://static.government.ru/media/files/9g (data obrascheniya: 19.05.2018)

14. Deklaraciya glav gosudarstv - chlenov ODKBvsvyazi s 25-letiem Dogovora o kollektivnoy bezopasnosti i 15-letiem sozdaniya Organizacii Dogovora o kollektivnoy bezopasnosti. Prinyata Sovetom kollektivnoy bezopasnosti ODKB v Minske 30 noyabrya 2017 goda [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://odkb-csto.org/documents/detail (data obrascheniya: 24.05.2018)

15. Zhitelyam vostoka Ukrainy vse trudnee spravlyat'sya s posledstviyami konflikta: v srochnoy pomoschi nuzhdayutsya 340 tys. chelovek [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://news.un.org/ru/story/2018/04/1328222 (data obrascheniya: 22.05.2018)

16. 200 tysyach zhiteley zony vdol' «linii soprikosnoveniya» na vostoke Ukrainy ne oboydutsya bez vneshney pomoschi [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://news.un.org/ru/story/2018/02/1324141 (data obrascheniya: 22.05.2018)

17. Ukreplenie regional'nogo sotrudnichestva v interesah osuschestvleniya Sendayskoy ramochnoy programmy po snizheniyu riska bedstviy na 2015-2030 gody v Aziatsko-Tihookeanskom regione. Rezolyuciya E/ESCAP/RES/73/7 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.unescap.org/commission/73/ (data obrascheniya: 22.05.2018)

18. Dushanbinskaya deklaraciya po snizheniyu riska bedstviy dlya sozdaniya potenciala ustoychivosti k stihiynym bedstviyam [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.unisdr.org/files/49561_ (data obrascheniya: 22.05.2018)

19. Ukreplenie regional'nogo sotrudnichestva v interesah osuschestvleniya Sendayskoy ramochnoy programmy po snizheniyu riska bedstviy na 2015-2030 gody v Aziatsko-Tihookeanskom regione. Rezolyuciya № 73/7 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.unescap.org/commission/73/ (data obrascheniya: 22.05.2018)

20. Koordinaciya gumanitarnoy deyatel'nosti [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.un.org/ru/humanitarian/assistance/ (data obrascheniya: 21.05.2018)

21. OON. CERF. Obschaya informaciya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.unocha.org/cerf/sites/default/files/CERF/About_CERF_20141215_rus.pdf (data obrascheniya: 22.05.2018)

22. Postanovlenie Soveta Federacii Federal'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federacii ot 26 fevralya 2016 g. № 70 «O sostoyanii zaschity naseleniya i territorii strany ot chrezvychaynyh situaciy» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.council.gov.ru/activity/documents/ (data obrascheniya: 20.05.2018)

23. Edinaya gosudarstvennaya sistema preduprezhdeniya i likvidacii chrezvychaynyh situaciy (RSChS) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.mchs.gov.ru/dop/terms/ (data obrascheniya: 21.05.2018)

24. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 dekabrya 2003 g. № 794 «O edinoy gosudarstvennoy sisteme preduprezhdeniya i likvidacii chrezvychaynyh situaciy» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://ivo.garant.ru/#%2Fdocument%2F186620 (data obrascheniya: 22.05.2018)

25. «Kompleksnaya bezopasnost' - 2017»: uchastniki mezhdunarodnogo kongressa obsudili global'nye i nacional'nye strategii upravleniya riskami katastrof i stihiynyh bedstviy [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.mchs.gov.ru/dop/info/smi/news (data obrascheniya 19.05.2018)

26. Soveschanie s chlenami Pravitel'stva 18.04.2018 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/events/president/news/ (data obrascheniya: 23.05.2018)

27. Nacional'naya stanciya sputnikovoy svyazi sistemy Inmarsat «Marsat-4» sdana v ekspluataciyu [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.marsat.ru/news/2433 (data obrascheniya: 22.05.2018)

28. Federal'naya kosmicheskaya programma Rossii na 2016-2025 gody utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva RF ot 23 marta 2016 g. № 230. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.roscosmos.ru/22347/ (data obrascheniya: 22.05.2018)

29. Agreement on Cooperation on Marine Oil Pollution Preparedness and Response in the Arctic. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/529 (data obrascheniya: 17.05.2018)

30. Agreement on cooperation on aeronautical and maritime search and rescue in the Arctic. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/531 (data obrascheniya: 17.05.2018)

31. Beregovye ohrany stran Arktiki prinyali Rukovodstvo po provedeniyu sovmestnyh operaciy [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://tass.ru/obschestvo/4125460 (data obrascheniya: 22.05.2018)

32. Rossiya i SShA razrabotali marshruty sudov v Arktike iz-za rosta dvizheniya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://ria.ru/world/20180125/1513351656.html (data obrascheniya: 20.05.2018)

33. Poslanie Prezidenta Federal'nomu sobraniyu 1 marta 2018 goda [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://kremlin.ru/events/president/news/56957 (data obrascheniya: 20.05.2018)

34. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.mchs.gov.ru/dop/info/smi/interview/item/33509797/ (data obrascheniya: 20.05.2018)

35. Sankcii ne otrazilis' na nauchnom sotrudnichestve Rossiyskoy Federacii i mirovogo soobschestva v sfere zaschity ot katastrof [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.mchs.gov.ru/dop/info/smi/news/item/5123242 (data obrascheniya 19.05.2018)

36. V MChS Rossii podveli itogi komandno-shtabnogo ucheniya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.mchs.gov.ru/dop/info/smi/news/item/33634046 (data obrascheniya: 19.04.2018)

37. Senday-Rossiya: [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.srpsrb.org/ (data obrascheniya: 19.05.2018)

38. Ivashov L.G. Geopolitika russkoy civilizacii / Otv. red. O.A. Platonov. - M.: Institut russkoy civilizacii, 2015. - S. 756 -759

Login or Create
* Forgot password?