Text (PDF):
Read
Download
На современном этапе евразийское сотрудничество в целом набирает темпы. Так, рост объемов торговли между членами ЕАЭС увеличился с 10% в 2016 г. до более, чем 40% в 2017 г. Это свидетельствует об усиливающемся сближении экономик стран, входящих в Союз. У большинства из них доля ЕАЭС в совокупном объеме внешней торговли равняется или даже превосходит долю Евросоюза или Китая. При этом американские санкции против России, а также политика торговых ограничений Вашингтона с Брюсселем и Пекином лишь ускоряют процессы евразийского сотрудничества [4]. Вместе с тем, турбулентные геополитические процессы в евразийском пространстве порождают ряд геополитических вызовов и угроз евразийскому сотрудничеству. Происходящие сегодня события в Армении представляют угрозу для структуры евразийского геополитического пространства, несмотря на то, что армяне имеют достаточно целостное понимание своей национальной, культурной и территориальной идентичности. Обострившаяся борьба за власть между армянскими кланами политической элиты начинает разрушать эту идентичность, геополитическую архитектуру в регионе и, прежде всего, на геополитическом векторе Анкара - Тегеран. Здесь Азербайджан видит Турцию в роли старшего и более успешного геополитического союзника. Особенности геополитического положения Армении обусловлены и ее близостью к Ближнему Востоку, Персидскому заливу, крупнейшей нефтяной кладовой планеты. Для США Армения представляет интерес в плоскости решения задач установления американского контроля над странами Центральной Азии и выхода к Синьцзян- Уйгурскому автономному округу КНР. А сегодня военное проникновение США возможно только через пакистано-афганский и закавказский коридоры [8]. В настоящее время известный немецкий политолог Александр Рар считает: «В Армении сейчас типичная оранжевая революция, при этом важно, что внешний фактор в данном случае минимален. Революция происходит из-за того, что страна очень бедная, и в ней, что вполне естественно, много недовольных подобным положением дел» [19]. По его мнению, в дальнейшем ситуация, скорее всего, будет только накаляться. Этим событиям предшествовала активная деятельность американских неправительственных организаций (НПО) с политической оппозицией, пытаясь при этом оказывать серьезное давление на Россию, так как Ереван является стратегическим союзником Москвы с момента распада СССР и членом ЕАЭС. Наряду с этим, Армения граничит с недружественными ей Азербайджаном и Турцией. Другими ее соседями являются Иран и Грузия. Известный американский политолог Фредерик Уильям Энгдаль в своем материале для Global Research отмечает, что ситуация в Армении очень напоминает сценарий так называемых цветных революций, организуемых Вашингтоном. Об этом свидетельствуют, по мнению политолога, обращение к правительству страны фонда «Открытое общество», Хельсинской группы Армении, финансируемые Джорджом Соросом, сыгравшем видную роль в подготовке и проведении грузинской «революции роз». В митингах и других манифестациях в Ереване принимали участие и другие неправительственные организации, финансируемые Агентством США по международному развитию и Национальным фондом демократии. Ф. Энгдаль обращает особое внимание на куратора майдана в Армении Уэсса Митчелла, преемника Виктории Нулланд, действующего помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии, который неоднократно лично встречался с Николом Пашиняном и другими представителями армянской оппозиции и взаимодействовал с послом США в стране Ричардом Миллсом (протеже Виктории Нуланд) и обсуждал потенциальную угрозу военного обострения в НКР с министром иностранных дел. У. Митчелл является, по мнению Ф. Энгдаля, основателем и директором Центра анализа европейской политики (CEPA), занимающегося «противодействием российскому влиянию» и финансируемого такими гигантами военной промышленности, как Lockheed Martin, Raytheon, Boeing, BAE Systems и Bell Helicopter [11]. Народ Армении может стать разменной монетой для невидимых геополитических игроков, по планам которых сначала оппозиция под руководством Н. Пашиняна доводит страну до «оранжевой революции», далее на этом фоне вспыхивает Нагорный Карабах, а затем США, поддержав новую прозападную власть, начинают наводить без России порядок в Карабахе. На следующем этапе Вашингтон, быстрее всего, потребует убрать российскую военную базу в Гюмри, далее он начнет рассматривать вопрос поставки газа из Туркменистана через Армению и Турцию в ЕС [16]. Поэтому политические события в Армении вызвали под действием внешних сил появление антироссийских информационных вбросов о предстоящем выходе Армении из ЕАЭС и ОДКБ, закрытии российской военной базы в Гюмри, срочной эвакуации немногочисленного русского населения, моральном и финансовом долге России перед Арменией и т.д. Такие информационные вбросы доказывают, что нынешние события в Республике преследуют далеко идущие цели [13]. События в Армении усиливают западный геополитический вектор местной политической элиты. Так, по мнению обозревателей, еще С. Саргисяном был взят четкий курс на Запад. Нынешний Президент Армении Армен Саркисян за 6 лет проживания на Западе приобрел немало личных и финансовых партнеров. Он был трижды посолом Армении в Великобритании, в королевстве Бельгии, в Ватикане, в Люксембурге, советником в таких компаниях, как British Petrolium, Alcatel, Telefonica, Bank of America и Merrill Lynch, преподавал в Кембриджском университете. В списке прозападных армянских лидеров аналитики называют В. Саркисяна бывшего министра обороны, М. Минасяна посола Армении в Ватикане и Мальте, А. Сагателяна руководителя аппарата Национального собрания, С. Фарманяна замглавы Постоянного парламентского комитета по европейской интеграции, А. Арутюняна первого замглавы Аппарата Президента Армении и других. Политтехнологи считают, что Великобритания и США взяли под контроль политическую элиту страны. Настаивая на размещении современнейших технических средств слежения за карабахской проблемой, США подспудно предполагают изменение схемы безопасности и формата оборонного сотрудничества между Вашингтоном и Ереваном [6]. Посол США в Армении Ричард Миллз подчеркнул, что США намерены предложить свою помощь в решении ряда и других проблем, актуальных для Армении [2]. В этом аспекте воспринимается назначение координатора программы «Отвергни Сержа» Армена Григоряна секретарем Совета безопасности. Как оказалось, в прошлом А. Григорян был экспертом известной американской организации Transparency International, финансируемой фондом миллиардера Джорджа Сороса [2]. Кроме того, следует отметить, что министром обороны назначен Давид Тоноян, с 1998 года занимавший различные должности при командовании операциями НАТО, затем бывший представителем ВС РА в североатлантическом блоке [5]. По некоторым оценкам специалистов, одним из самых вероятных кандидатов на новую «цветную революцию» в Центральной Азии является Казахстан, который с точки зрения ресурсной геополитики является слишком «лакомым куском» для транснациональных кланов. Недра Казахстана хранят более 90 видов полезных ископаемых, включая углеводороды, руды чёрных и цветных металлов, редкоземельные элементы и неметаллические полезные ископаемые. Только разведанные запасы урановых месторождений Казахстана составляют 1,69 млн. тонн, что составляет 21 % от мировых запасов. Поэтому уже сегодня запущен процесс «раскачки» Казахстана под очередную цветную революцию в евразийском пространстве [17]. Одним из проявлений этого процесса стала компания по переводу казахского языка на латиницу. В этом процессе можно усмотреть несомненное влияние теории пантюркизма. Турция всегда лоббировала перевод алфавитов тюркских народов, населяющих бывший Советский Союз, на латиницу. Однако на практике перейти на единый алфавит оказалось довольно сложно. Прежде всего, звуковой строй тюркских языков различен, поэтому создать единый алфавит, язык, который объединил бы их всех, как утверждают специалистыфилологи, просто невозможно. Не случайно переход на латиницу в Азербайджане, Туркменистане и Узбекистане породил серьёзные проблемы, которые не решены до сих пор. Произошёл разрыв между поколениями, когда люди старшего возраста уже не могли освоить другую систему грамотности. А молодёжь, соответственно, лишилась возможности изучать духовное и культурное наследие в библиотеках на кириллическом алфавите, так как в школе она училась на латинском алфавите. Людей сознательно заставили отказаться от наследия, которое объединяло многие народы, населявшие Российскую империю, а затем и Советский Союз, в единое целое. Так искусственно вбиваются клинья между народами. Так происходит их отчуждение от Русского мира и русской культуры, разрывается евразийское культурное пространство [9]. Совместная работа лингвистов и математиков МГУ показала, что структура человеческой речи, книжного текста и структур последовательности ДНК, т.е. хромосом, математически близки. Алфавит - это физиологически природный код, электромагнитная матрица, которая имеет торсионную природу и связана с генетическим аппаратом человека. Русский человек воспринимает 43 буквы (и звука тоже), что в два раза больше, чем европеец, у которого в алфавите 24-27 букв. Поэтому сокращение алфавита есть уменьшение структур ДНК человека и, соответственно, сокращение способности личности более полно видеть, слышать и отражать мир. Сокращение алфавита ведёт к сокращению умственных способностей личности [12]. Таким образом, борьба с алфавитом имеет далеко идущие геополитические цели западных акторов на «великой шахматной доске». В это же плоскости лежит появляющаяся в местных СМИ резкая критика «колониального прошлого» Казахстана в составе Российской империи. Подобные заявления вводят раскол между русским и казахским населением страны, усугубляя их различие во взглядах на историю [7]. Усиливает турбулентность геополитических процессов в евразийском пространстве и ратификация Сенатом Парламента Казахстана протокола, который позволяет использовать порты Курык и Актау на Каспийском море для переброски американских военных грузов в Афганистан. Кроме этого, в соглашении о военном сотрудничестве между Казахстаном и США на 2018-2021 годы, предусматривается и строительство военной базы НАТО в Актау [23]. Эти решения будут содействовать появлению маршрута американского транзита из Грузии и Азербайджана через Каспийское море в Казахстан, далее через Узбекистан в Афганистан. Появление США в Каспийском море может привести к серьезной деформации евразийского геополитического пространства. В таком случае Каспийское море, внутреннее море для России, Азербайджана, Ирана, Казахстана, Туркменистана, будет становиться «внутренним морем», зоной национальных интересов США. Дальнейшей деформации евразийского пространства будет также способствовать и решение Правительства Казахстана о начале строительства железной дороги с шириной колеи 1435 мм от станции Достык, что на границе с Китаем, через Актогай, Джезказган и Бийнеу до порта Актау и далее через Туркмению до границы с Ираном (Горган) [20]. По мнению ряда экспертов еще более тревожным и резонансным является недавнее решение Казахстана, когда последний воздержавшись от голосования в Совете Безопасности ООН, косвенно поддержал агрессию Лондона и Вашингтона против Сирии и дал понять, что вынашивает планы стать союзником США в регионе Центральной Азии. Казахстан по-прежнему поддерживает интенсивные контакты с пантюркистскими международными организациями. Узбекистан продолжает военно-техническое сотрудничество с США в сфере модернизации вооруженных сил. Узбекские военнослужащие будут проходить военную подготовку в военных вузах США. По данным узбекской стороны, объем инвестиций американских компаний в экономику республики составил около 600 миллионов долларов. Более 160 предприятий с участием компаний США осуществляют в Узбекистане свою деятельность. Республика намерена также расширить сотрудничество с ЕС, получить европейские тарифные преференции в рамках Генеральной системы преференций. Таким образом, Ташкент сделал выбор в пользу американского геополитического вектора [1]. Договоренности, которые были достигнуты узбекским президентом Ш. Мирзиёевым с Р. Эрдоганом и Д. Трампом в текущем году, выводят Ташкент на качественно новый уровень взаимодействия [14]. Продолжает выступать фактором нестабильности евразийского пространства Кыргызстан с его глубоко укоренённым родоплеменным и этнорегиональным делением общества. Так, за 26 лет независимости новый Премьер-министр М. Абылгазиев стал уже 30-м (!) главой Правительства. Это говорит о том, что отсутствие устойчивости исполнительной власти стало хроническим, что может ввергнуть республику в такой политический кризис, который не нужен ни самой Кыргызской Республике, ни её партнёрам по ЕАЭС, ОДКБ и ШОС [18]. Углублению нестабильности в Кыргызстане способствует исход из республики русского населения, которое в настоящее время насчитывает около 6%. Русские живут в основном в столице и на севере республики. В связи с этим подрастающее поколение страны в ближайшие годы может безвозвратно утратить навыки русской речи, что угрожает евразийской идентичности кыргызов, так как она подпитывается в немалой степени русским языком. Евразийская идентичность жителей республики стала размываться процессами реисламизации кыргызского общества. В стране за последние десятилетия построено мечетей в десятки раз больше, чем общеобразовательных школ. И эти мечети в пятничные дни оказываются переполненными. Активно развивает свою деятельность радикальный ислам, проповедующий эстремистские взгляды [24, C.344-345]. Не только Кыргызстан, но и другие страны Центральной Азии стали местом для скопления и переформирования террористических группировок. Так, по данным МИД Узбекистана уже порядка пяти тысяч боевиков находятся в сопредельной с Афганистаном области Узбекистана, которые получают через границу оружие и боеприпасы. Но силовые структуры Узбекистана не могут устранить такую угрозу национальной безопасности и вынуждены закрывать глаза на террористическую активность буквально у них под боком ввиду того, что американцы связали им руки в вопросе борьбы с террористическими группировками, прибывающими из Ирака и Сирии. Поэтому сотрудничество между США и Узбекистаном в области безопасности ведет к дестабилизации обстановки в регионе, где, по всем данным, готовится создание очередного халифата с крайне радикальным взглядом на ислам и с широкими возможностями для ведения войны [3]. Из-за политики санкций США против России партнеры Москвы по ЕАЭС и ОДКБ начинают постепенно дистанцироваться от нее. Так, впервые за четверть века лидера России не пригласили на саммит глав пяти стран Центральной Азии в Астану 15 марта с. г. 2018 года. И на этом фоне в центральноазиатском регионе активизируются США и КНР [21]. Внешнеполитическая активность Мирзиёева в Центральной Азии вселили в жителей региона надежду на то, что «великолепная пятерка» может создать модель интеграции по примеру Евросоюза. Стороны достигли договоренности о строительстве Рогунской ГЭС, железной дороги Узбекистан-Кыргызстан-Китай, транзите электроэнергии из Туркменистана в Казахстан и Кыргыстан через энергосистему Узбекистана, создании совместных предприятий, увеличении товарооборота и т.д. Все эти масштабные интеграционные процессы в Центральной Азии будет финансировать Китай. Лидеры КНР и Узбекистана договорились вместе строить «Великий шелковый путь». Экспертами этот проект рассматривается как альтернатива ЕАЭС и другим проектам в рамках СНГ. За этими бурными интеграционными процессами в Центральной Азии пристально следят в США, чтобы отсечь страны Центральной Азии от многопланового сотрудничества с Россией и другими участниками интеграционных процессов на постсоветском пространстве [21]. Поэтому евразийское пространство оказывается под воздействием мощного геополитического наступления США, которое неминуемо приведет к столкновению китайских интересов с американскими. В Штатах помнят слова Маккиндера о Хартленде, необходимости контроля над Евразией. И Афганистан в этом плане занимает ключевое геостратегическое положение. «И именно с этих позиций США воздействуют на Китай, на Центральную Азию, на Индию, на Иран, даже на Россию. Этим американским проектом разрушаются, по сути дела, такие интеграционные проекты, как Евразийский экономический союз и ОДКБ. На Кавказе вышибут Армению из-под нашего влияния и из дружественных отношений, а дальше Центральную Азию и Казахстан тоже выведут из российской сферы и переформатируют во враждебные нам государства», - считает Л. Ивашов [10]. В этих условиях, безусловно, России принадлежит ведущая роль в парировании геополитических вызовов и угроз в деле евразийского сотрудничества и укрепления евразийского геополитического пространства. Поэтому пассивность российской политической элиты в этом направлении недопустима. России надо быстрее и смелее выстраивать четкий геополитический проект по обеспечению необходимого тренда на сотрудничество в евразийском геополитическом пространстве.