Publication text
(PDF):
Read
Download
Современная ситуация в сфере глобальной экономической безопасности актуализирует проблему и, прежде всего, в ее финансовом аспекте. Это обусловлено процессами, схожими с периодом 2005-2007 годов, предшествовавших глобальному экономическому кризису. На это указывают как зарубежные [1], так и отечественные эксперты [2]. Они обращают внимание на то, что долговым финансированием активно занялись корпорации, которые используют заемные средства не на развитие, а, в основном, на выплаты повышенных дивидендов, реализацию программ buyback (выкуп акций с рынка). «Разогревает» финансовый рынок и рост цен на углеводороды, что также похоже на последнюю предкризисную экономическую ситуацию XXI века. В валютно-кредитной и финансовой сферах положение ухудшалось с момента распада Советского Союза. В целях минимизации рисков возможного глобального экономического кризиса в начале XXI века на Международной конференции по финансированию и развитию, состоявшейся в 2002 году в Монтеррее (Мексика), государства - члены ООН согласовали комплекс из шести кардинальных мер, которые должны быть приняты в целях «ликвидации нищеты, обеспечения устойчивого экономического роста и поощрения устойчивого развития» при одновременном «переходе к всеохватывающей и глобальной экономической системе», получивший название «Монтеррейский консенсус». Монтеррейский консенсус включал комплекс мер по следующим направлениям: мобилизация национальных финансовых ресурсов на цели развития; мобилизация международных ресурсов на цели развития: прямые иностранные инвестиции и другие частные ресурсы; поощрение международной торговли и доступа к рынкам как движущей силы развития; активизация международного финансового и технического сотрудничества в целях развития; решение проблем внешней задолженности; решение системных вопросов: повышение связанности и согласованности международной валютной финансовой и торговой систем в интересах развития. Перечисленные меры были призваны содействовать активизации глобального и регионального экономического развития, снижению рисков и угроз экономической безопасности. Конференция призвала Организацию Объединенных Наций, Всемирный банк и Международный валютный фонд совместно со Всемирной торговой организацией рассматривать вопросы согласованности, координации и сотрудничества в рамках последующей деятельности [3]. В формировании институциональной основы международных валютно-кредитных и финансовых отношений, оказывающих существенное влияние на экономическую безопасность государств, участвует ряд международных экономических организаций. Основными из них являются Конференция ООН по развитию (далее - ЮНКТАД), Организация экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР), Всемирная торговая организация (далее - ВТО), «Группа 6», «Группа 20», а также такие мировые финансовые институты, как Международный валютный фонд (далее - МВФ), Группа Всемирного банка (далее - ВБ), Банк международных расчетов (далее - БМР). В плане геоэкономики проблемы в валютно- кредитной и финансовой сферах были вызваны рядом причин. Эксперты ООН, например, отличали посткоммунистические государства Юго-Восточной Европы и Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) от типичных менее развитых стран. Отличия заключались в высоком уровне грамотности населения; значительно большей долей лиц со средним и высшим образованием; наличием в этих государствах значительного числа квалифицированных работников промышленности; накопленном за десятилетия опытом централизованного планирования; развитых системах всеобщего народного просвещения и здравоохранения; высокой доле женщин в экономически активном населении. Но наличие этих положительных факторов не оказало существенного влияние на десятилетнее экономическое развитие таких государств, как Армения, Грузия, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, а долги этих стран выросли с практически нулевой отметки в 1992 году до семи миллиардов долларов США - к 2003 году. Их накопление имело ряд общих черт. Прежде всего, доля государственного и гарантированного государством внешнего долга в совокупном внешнем долге составила в среднем порядка 80 процентов и была сопоставима с долей в странах с низким доходом и высокой задолженностью, а также гораздо выше, чем в других странах с переходной экономикой. По мнению международных экспертов, это свидетельствовало о том, что предприятия частного сектора перечисленных государств имели значительно меньший доступ к международным рынкам капитала, чем в других странах региона: доля задолженности перед частными кредиторами здесь была ниже, в то время как их доля долга по отношению к двусторонним официальным кредиторам выше, чем у сопоставимых стран Восточной Европы и СНГ. Во-вторых, внешние долги имели в основном долгосрочный характер: сроки погашения новых внешних финансовых обязательств превышал 30 лет. В-третьих, была велика и все возрастала доля долга многосторонним учреждениям, прежде всего МВФ и Всемирному банку. В-четвертых, характеристики долга, поначалу аналогичные характеристикам других стран Восточной Европы, с течением времени стали больше соответствовать характеристикам других стран с низким доходом и высокой задолженностью [4]. Международный валютный фонд (International Monetary Fund, IMF; далее - МВФ, Фонд) был создан по инициативе США и Великобритании и стал официально действовать с 1945 года. На июль 2018 года членами МВФ являются 189 государства [5]. Взаимоотношения между МВФ и государствами регулируются на основе «Статей соглашения Международного валютного фонда», принятых второго июля 1944 года в Бреттон- Вудсе, штат Нью-Хэмпшир (США), на валютно- финансовой конференции Организации Объединенных Наций, вступивших в силу 27 декабря 1945 года и действующих в настоящее время с изменениями и дополнениями на 2008 год [6]. На официальном сайте МВФ сформулированы основные задачи Фонда [см: 7]. А в апреле 2017 года по итогам саммита G-20 в Гамбурге (ФРГ) директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард в соответствии с Гамбургским планом действий группы наиболее экономически развитых стран конкретизировала пять приоритетных задач в краткосрочной перспективе: Активизация торговой реформы. Важнейшей частью этой деятельности должно быть снижение барьеров, сокращение субсидий и других мер, которые искажают торговлю. Необходимо укрепить мировую торговую систему, подтвердив приверженность эффективно применяемым правилам, которые содействуют конкуренции и создают равные условия. Об этом же говорил в своем выступлении и президент США Д. Трамп на Гамбургском саммите G-20. Это вызвало естественную реакцию Президента Российской Федерации: о какой конкуренции можно вести речь в условиях экономического и политического диктата групп стран в отношении отдельных государств в рамках мирового торгового рынка [8]. На саммите G-20 в 2018 году (Буэнос-Айрес, Аргентина) обсуждалась проблема криптовалют. Увеличение производительных инвестиций в инфраструктуру. Это будет способствовать созданию рабочих мест и экономическому росту в краткосрочном плане и росту производительности в среднесрочной перспективе. Содействие расширению доступа к финансовым услугам. Расширение доступа к финансированию, особенно для женщин, имеет исключительно важное значение для поддержки устойчивого роста, оно приведет к созданию миллионов рабочих мест. Инвестирование в человеческий капитал. Необходимо, чтобы лучше подготовить население к решению проблем технологических и структурных экономических сдвигов. Это особенно важно с учетом увеличения автоматизации и использования искусственного интеллекта. Ускорение реформ рынков труда. Это включает расширение доступа людей к рынку труда, повышение гибкости и сокращение неформальной занятости. Принципиальное значение имеет сокращение гендерного разрыва в плане участия женщин в рабочей силе, что положительно сказывается на повышении темпов роста, уменьшении неравенства и диверсификации экономики [9]. В 2018 году МВФ в качестве «главной цели» обозначает следующее: содействие международному валютно-финансовому сотрудничеству; содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли; повышение стабильности обмена; содействие в создании многосторонней системы платежей; предоставление ресурсов (при наличии надлежащих гарантий) членам, испытывающим трудности с платежным балансом. Вызывает интерес принцип квотирования голосов государств - членов МВФ, которое одновременно является и основным источником финансовых ресурсов МВФ, поскольку Фонд устроен по образцу акционерного предприятия и его капитал складывается из взносов государств-членов, производимых ими по подписке. Размеры квот определяются на основе: объема внутреннего валового продукта; объема операций по текущим статьям платежного баланса; изменчивости (вариативности) величины текущих внешних поступлений и размеров официального золотовалютного резерва страны. Эти показатели и определяют удельный вес стран в мировой экономике. Размер квоты влияет на сумму подписки на капитал Фонда; возможности использования его ресурсов; сумму СДР (специальные права заимствования), получаемых страной - членом при их очередном распределении; количество голосов, которыми страна сможет иметь в Фонде. Так, к 2017 году российская квота составляла 2,7 процентов, для сравнения: китайская - 3,7, а североамериканская - 17,1. Квота США самая крупная из всех стран - участников МВФ. Несмотря на то, что 17 процентов голосов недостаточно для самостоятельного принятия решения, такое количество позволяет блокировать любое решение Международного валютного фонд. Кроме того, Конгресс США может принять закон, запрещающий Фонду выполнять конкретные действия, например, выделять государствам займы. Регулярное перераспределение квот не изменяет базовые рамки действий и соотношение сил в ней, США обладают правом вето постоянно. Квота в МВФ фиксируется в СДР, которые представляют собой международный резервный актив из пяти валют: доллара США, евро, японской иены, фунта стерлингов и юаня (с первого октября 2016 года) в примерном соотношении 3,8 - 3,2 - 1 - 1 - 1. Этот резерв был создан МВФ в 1969 году, он дополняет официальные резервы его государств - членов и исчисляется в долларах США. Непросто разобраться в размерах финансового резерва МВФ. После вступления в силу Четырнадцатого общего пересмотра квот в 2015 году, направленного, как было заявлено, на «укрепление инструментов для предотвращения кризисов, уменьшение цепной реакции во время системных кризисов, а также адаптацию инструментов с учетом экономических показателей и условий государств-членов», в начале 2016 года лимиты доступа в рамках механизмов не льготного финансирования МВФ были пересмотрены и увеличены. Совокупные ресурсы квот на март 2017 года составляли приблизительно 426 миллиардов СДР (примерно 575 миллиардов долларов США), а на июль 2018 года - уже 477 СДР (692 миллиарда долларов США). В целом, Конверт заемных ресурсов составил 498 миллиардов СДР (723 миллиарда долларов США) на 2018 год (увеличение за 15 месяцев на 148 миллиардов долларов США ). Кроме того, МВФ может прибегать к временному заимствованию для целей дополнения своих квотных ресурсов. Новые соглашения о займах, которые могут обеспечивать Фонду дополнительные ресурсы в размере до 182 миллиардов СДР (примерно 253 миллиардов долларов США), являются главным страховым инструментом на случай недостаточности ресурсов по квотам. В середине 2012 года страны - члены Фонда приняли обязательства увеличивать ресурсы МВФ при помощи двусторонних соглашений о заимствованиях; в настоящее время действуют соглашения примерно на 280 миллиардов СДР (примерно 387 миллиардов долларов США). Крупнейшими заемщиками (предоставленные и непогашенные суммы) на март 2017 года являлись Португалия, Греция, Украина, Ирландия и Пакистан, а на июль 2018 года - Греция, Украина, Пакистан, Египет. Самые крупные превентивные кредиты (суммы, утвержденные на март 2017 года) имели Мексика, Польша, Колумбия и Марокко, а на июль 2018 года - в списке не оказалось Польши [10]. Это все официальные данные Международного валютного фонда. По официальным данным ООН к 2017 году общее количество должников МВФ составило 74 страны, а сумма общего долга - более 28 триллионов долларов США [11]. На настоящий момент эта сумма должна увеличиться, исходя из увеличения размеров Конверта заемных ресурсов. Десятки триллионов долларов тоже астрономическая сумма, сопоставимая с суммой ВВП США и 0,7 ВВП Европейского Союза. В целях смягчения и предотвращения вспышек валютного кризиса Международный валютный фонд предоставляет странам-членам краткосрочные (до одного года) и среднесрочные (от трех до пяти лет) займы из расчета в среднем два - три с половиной процента годовых. Займы предоставляются в форме купли-продажи национальной валюты данной страны на эквивалент национальной валюты других стран - членов. Но МВФ предоставляет кредиты на определенных и жестких требованиях. Как правило, это - обеспечение свободы передвижения капиталов, что создает возможности для вывода капиталов из страны; осуществление приватизации даже в области естественных монополий, например, железнодорожный транспорт и коммунальные услуги; сокращение государственных затрат на социальные программы (образование, здравоохранение, общественный транспорт и тому подобное); сокращение затрат на защиту окружающей среды; сокращение заработных плат; ограничение прав трудящихся; усиление налогового давления на бедных и ослабление его для богатых и тому подобное. Требования стандартизированы и как правило не учитывают особенностей экономического и политического развития страны - заемщика кредитов. Ужесточение финансовой политики может усугубить экономический кризис, привести к дефляции и рецессии, как показывает пример Греции, чей долговой кризис начался в 2010 году. В 2017 году долг Греции составил уже более 200 миллиардов евро. А в это же время греческий кризис принес ФРГ прибыль в размере 1,34 миллиарда евро, из которых Германия получила 393 миллиона евро в виде процентных выплат по кредиту, выданному Греции Банком развития Германии, а доля прибыли по выкупу греческих облигаций по программе Европейского центрального банка с 2015 года составила 952 миллиона евро [12]. ФРГ эффективно использовала против партнера по ЕС инструменты кредитования МВФ. Как утверждают специалисты Фонда, различные кредитные инструменты МВФ адаптированы для удовлетворения различных нужд, связанных с платежным балансом (фактических, ожидаемых или потенциальных, краткосрочных или среднесрочных), а также для реагирования на конкретные ситуации многообразного состава его государств-членов. Страны с низкими доходами (далее - СНД) могут заимствовать средства по льготным процентным ставкам через механизмы в рамках Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (далее - ПРГТ). Следует заметить, что финансовые ресурсы МВФ используются таким образом, что например, в Сомали при квоте в 44,20 миллионов СДР (по данным того же МВФ) внешний долг за 2015-2018 годы не сокращался, оставаясь в объеме 65-66 миллионов долларов США и на 2019-2020 годы прогноза даже не дается [13]. Льготное кредитование Льготные механизмы МВФ для стран с низкими доходами в рамках ПРГТ были реформированы в 2010 году и доработаны в 2013 году как часть более широких усилий с целью придания большей гибкости оказываемой Фондом финансовой поддержки и обеспечения ее большего соответствия различным потребностям стран с низкими доходами. Нормы и лимиты для льготных механизмов были увеличены в 2015 году до 1,8 миллиардов долларов США с целью поддержания их уровней относительно возрастающих объемов производства, торговли и потоков капитала. Процентная ставка должна пересматриваться каждые два года (до конца 2016 года она была равна нулю). Все механизмы предназначены для поддержания собственных программ стран, нацеленных на достижение устойчивой макроэкономической позиции в соответствии с задачей обеспечения прочного и долгосрочного сокращения бедности и экономического роста. Страны с более прочными позициями, соответствующие критериям ПРГТ, могут получить «комбинированную» финансовую поддержку МВФ, сочетающую использование льготных и не льготных ресурсов [14]. Не льготное кредитование Инструментами МВФ для не льготного кредитования являются кредитные транши и механизм расширенного кредитования (СБА, ГКЛ, ЕФФ, ПЛЛ); специальные механизмы (РФИ); механизмы в рамках Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту, предназначенные для государств-членов с низкими доходами (ЕКФ, ССФ, РСФ): а) для краткосрочных и среднесрочных нужд: «Стэнд - бай» (далее - СБА, Договоренность) - договоренности о кредите действуют с 1952 года; ГКЛ - гибкая кредитная линия действует с 2009 года; ПЛЛ - линия превентивной поддержки и ликвидности действует с 2011 года; б) для среднесрочных нужд: ЕФФ - механизм расширенного кредитования действует с 1974 года; в) для экстренной помощи государствам-членам, имеющим острые потребности в урегулировании своих платежных балансов: РФИ - инструмент для ускоренного финансирования действует с 2011 года. Эти механизмы действуют с процентной ставкой МВФ, связанной с рыночной. Она именуется «ставкой сборов», которая увеличивается по крупным займам (свыше определенных лимитов), поскольку взимается дополнительный сбор. Ставка сборов основана на процентной ставке по СДР, которая пересматривается еженедельно для учета изменений в краткосрочных ставках на основных международных денежных рынках. Сумма, которую страна может занять у МВФ - лимит доступа - меняется в зависимости от вида кредита, но обычно она является кратной квоте страны в МВФ. В исключительных обстоятельствах этот лимит может быть превышен. Договоренность о кредите «стэнд - бай», гибкая кредитная линия и механизм расширенного кредитования не имеют заранее установленного верхнего предела доступа. Договоренности о кредите «стэнд - бай» (СБА) Основная часть нельготной помощи МВФ предоставляется через СБА. СБА предназначены для помощи странам в преодолении краткосрочных проблем с платежным балансом. Срок действия СБА составляет обычно от 12 до 24 месяцев, кредит погашается в течение 3¼ - 5 лет с момента фактического предоставления. К середине 2016 года договоренности по линии «стэнд - бай» имели 38 стран и организаций на общую сумму 182,371 миллиарда СДР, из которых у Российской Федерации 4,4 миллиарда СДР, а самый большой кредит у Японии - 33,5 миллиардов [15]. Кредиты СБА могут предоставляться в порядке предосторожности (когда страны предпочитают не использовать утвержденные кредиты, но сохраняют возможность сделать это при ухудшении ситуации). СБА предусматривает гибкость в отношении этапов, в соответствующих случаях с концентрацией предоставляемых средств на начальном этапе. Гибкая кредитная линия (ГКЛ) ГКЛ, как утверждается в МВФ, предназначена для стран с очень хорошими основными экономическими показателями, обоснованной экономической политикой и успешным опытом проведения политики. Решения о ГКЛ принимаются по просьбе соответствующих государств-членов для стран, отвечающих установленным критериям доступа. Срок действия ГКЛ составляет один - два года с промежуточным анализом соответствия критериям после первого года. Доступ определяется с учетом конкретной ситуации, на него не распространяются лимиты доступа, средства могут предоставляться сразу одним платежом, или поэтапно. Фактическое предоставление средств в рамках ГКЛ не обусловлено реализацией конкретных договоренностей относительно экономической политики, как в случае СБА, поскольку страны, отвечающие условиям ГКЛ, продемонстрировали положительные результаты в реализации надлежащих мер макроэкономической политики. Существует возможность использовать кредитную линию в момент ее утверждения или считать ее превентивной. Сроки погашения ГКЛ являются такими же, как и в рамках СБА. Линия превентивной поддержки и ликвидности (ПЛЛ) ПЛЛ предназначена для стран с прочными основными экономическими показателями, обоснованной экономической политикой и успешным опытом проведения такой политики. В них могут присутствовать умеренные факторы уязвимости, эти страны могут не отвечать стандартам соответствия критериям ГКЛ, но они не требуют значительных корректировок в экономической политике, которые обычно связаны с СБА. ПЛЛ сочетает квалификационные критерии (аналогично ГКЛ, но с менее высокими требованиями) и целенаправленные условия, которые призваны уменьшить остающиеся факторы уязвимости. Продолжительность договоренности ПЛЛ составляет от шести месяцев до двух лет. Договоренности ПЛЛ сроком от одного до двух лет предусматривают проведение полугодовых анализов состояния. Доступ по шестимесячным договоренностям ПЛЛ ограничивается 125 процентами квоты в обычный период, но этот лимит может увеличиваться до 250 процентов квоты в исключительных обстоятельствах, когда потребность в финансировании платежного баланса вызвана экзогенными шоками, в том числе усилением стресса на региональном или глобальном уровне. Для договоренностей ПЛЛ сроком от одного до двух лет годовой доступ установлен в 250 процентов квоты, и для всех договоренностей ПЛЛ в общей сложности может достигать 500 процентов квоты. Страна может получить средства по кредитной линии или рассматривать ее в качестве превентивного механизма. Сроки погашения ПЛЛ являются такими же, как и в рамках СБА. Механизм расширенного кредитования (ЕФФ) Этот механизм предназначен для содействия странам в преодолении среднесрочных и более долгосрочных проблем, связанных с платежным балансом, вызванных обширными искажениями, которые требуют фундаментальных экономических реформ. Его использование существенно расширилось в период недавнего кризиса ввиду структурного характера проблем платежного баланса некоторых государств - членов. Как правило, срок договоренностей в рамках ЕФФ больше, чем при СБА, обычно он не превышает трех лет с момента утверждения. Однако допускается также максимальный срок до 4 лет, обусловленный наличием потребности в финансировании платежного баланса, выходящей за рамки трехлетнего периода, продолжительным характером корректировки, необходимой для восстановления макроэкономической стабильности, и наличием достаточных гарантий относительно возможности и желания государства - члена провести глубокие и последовательные структурные реформы. Срок погашения от четырех с половиной лет до десяти со дня фактического предоставления средств. По статистическим данным МФВ на июль 2017 года Украине, например, с 2014 года выделяется 9,2 миллиарда СДР со сроком погашения в марте 2019 года. Эта сумма приблизилась вплотную к размерам греческого кредита - 10,0 миллиардов СДР и максимального португальского - 10,7; составляет 455 процентов от квоты, а больше только у Португалии - 517 процентов. Общая же сумма кредитов МВФ Украины составила 12,348 миллиардов СДР, больше только у Мексики - 62,38 миллиардов СДР [16]. Следует заметить, что к середине 2018 года МВФ снизил сумму кредитов Украине до 7,9 миллиардов СДР, что составило 392 процента от украинской квоты и это наивысший процент МВФ на текущий момент. Если исключить самых крупных заемщиков МВФ: Греция (24 процента), Пакистан (12 процентов) Египет (11 процентов), Португалия (10 процентов) то Украина имеет долгов почти столько же (21 процент), что и остальные заемщики, включая и Россию, вместе взятых (22 процента) [17]. Непонятно почему в отчете МВФ отсутствует Мексика. С момента кредитования МВФ в 2014 году ВВП Украины сократился практически наполовину: со 177,834 миллиардов долларов США в 2013 году до 90,524 - в 2015 [18], а в 2016 году составил 93,812 миллиардов долларов США [19]. Секрет «роста» ВВП Украины в 2016 году раскрыло Украинское информационное агентство. По данным Госстата Украины, хороший урожай показал рост сельскохозяйственного производства на 18,4 процентов; строительство - на 15,6 процентов, но остальной прирост дали рост цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства на 22,2 процента, финансовый сектор - рост на 11 процентов за счет национализации Приватбанка. Для сравнения: украинская перерабатывающая промышленность выросла всего на 2,7 процента за 4 квартал 2016 года по сравнению с четвертым кварталом 2015 года [20]. Секрет роста ВВП Украины в 2017 году на 2,5 процента пока не раскрыт. По данным Минфина Украины номинальный ВВП составил в прошлом году 2982,9 миллиардов гривен [21], - 112,84 миллиардов долларов США [22]. Инструмент для ускоренного финансирования (РФИ) РФИ был введен взамен прежних механизмов экстренной помощи и расширения их сферы действия. РФИ обеспечивает быструю финансовую помощь при ограниченном предъявлении условий для всех государств-членов, столкнувшимися с острыми потребностями в урегулировании платежного баланса. Доступ в рамках РФИ ограничивался на 2016 год годовым лимитом в 37,5 процентов квоты и общим лимитом доступа в 75 процентов квоты [23]. Расширенный кредитный механизм (ЕКФ) ЕКФ является основным инструментом Фонда для среднесрочной поддержки стран с низкими доходами, испытывающих длительные трудности с урегулированием платежного баланса. Финансирование в рамках ЕКФ в настоящее время осуществляется под нулевую процентную ставку, с льготным периодом в пять с половиной лет и полным сроком погашения в 10 лет. Механизм ускоренного кредитования (РКФ) РКФ обеспечивает быструю финансовую помощь при ограниченном предъявлении условий и предназначен для стран с низкими доходами, столкнувшимися со срочными потребностями для урегулирования платежного баланса. Введение РКФ упорядочивает чрезвычайную помощь Фонда СНД, и используется в широком диапазоне обстоятельств. Финансирование в рамках РКФ в настоящее время осуществляется под нулевую процентную ставку, с льготным периодом в пять с половиной лет и полным сроком погашения в 10 лет [24]. Таким образом, в геоэкономике присутствует важный финансовый инструмент, призванный содействовать устойчивому глобальному экономическому росту - Международный валютный фонд. МВФ имеет обширный набор финансовых и валютных инструментов для формирования глобального устойчивого экономического развития. Вместе с тем, МВФ используется группой экономически развитых стран в целях защиты национальных интересов в ущерб менее развитых в экономическом плане странам. Эта группа стран имеет льготные условия кредитования собственных экономик. Отчетность и деятельность МВФ в целом при видимой открытости дает основания для сомнений в объективности и точности, в частности, на примере Мексики, не включенной в состав крупнейших должников в 2018 году; прогнозирование роста ведущих экономик мира и отсутствие анализа причин неэффективного кредитования [см., напр., 25]. Эффективность деятельности МВФ определить непросто, когда наряду с положительным эффектом использования финансовых инструментов есть пример Греции и ряда других стран. МВФ используется не только для укрепления экономик, но и для подрыва экономической и финансовой безопасности ряда стран, например, Иран, Корейская Народно-Демократическая Республика. Явно не соответствует современным реалиям определяющая роль США в принятии решений, касающихся экономических интересов других стран.