ACTUAL MILITARY-TECHNICAL ASPECTS OF IMPROVING THE NATIONAL SECURITY POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The historically developed branch model of the national economy of the Russian Federation predetermines the prevailing role of the defense-industrial complex. The Russian defence-industrial complex has been and remains the locomotive for many civilian sectors and sectors of the economy in recent years. In our time, little has changed in this model. Moreover, in recent years the role of the defense industry has become more significant, and it is this sector that can lead the country’s economy to an innovative development path and raise the level of Russia’s national security. The article proposes and analyze the key military-technical aspects of improving Russia’s state policy in order to improve the level of national defense and national security.

Keywords:
national security, defense, national economy, defense-industrial complex, modernization, innovation
Text
Publication text (PDF): Read Download

Отрезок начала XXI века в мире характеризуется ростом не только открытых вооруженных конфликтов, но и различных локальных войн, а также целым сонмом революций, сопровождающихся нарастанием террористической и военной угроз для нашей страны. Все происходящее свидетельствует о том, что сложившаяся на современном этапе геополитическая ситуация далека от стабильности и характеризуется глобальной трансформацией всей системы международных экономических, финансовых и военно-экономических военно-политических отношений. В сложившихся условиях усиливаются потенциальные возможности применения методов вооруженной борьбы для отстаивания национальных интересов, что находит практическое применение в процессе деятельности «cеверо-атлантического альянса НАТО», прежде всего, в лице его военной и идеологической основы - Соединенных Штатов Америки. С учетом существующих тенденций изменения геополитической ситуации, необходимости развития оборонного потенциала государства и обеспечения национальных интересов России, а также принимая во внимание системные институциональные особенности и структурные диспропорции российской экономики и ситуацию, сформировавшуюся вокруг отечественной военной организации, проблемы развития ресурсного потенциала и его эффективной реализации в последние годы приобретают особое значение для национальной безопасности и обороноспособности страны. Ведущая роль в достижении национальной безопасности и независимости нашего государства несомненно принадлежит оборонно-промышленному комплексу, эффективная деятельность которого напрямую зависит от имеющегося ресурсного потенциала (в точности финансово-материальные, информационные и трудовые резервы), которые используются либо могут быть использованы на всех фазах воспроизводственного процесса оборонной продукции. Актуальность вышеизложенного однозначна и не вызывает никаких сомнений, а также обусловлена рядом объективных обстоятельств, в частности к которым можно отнести: Во-первых, срочностью и необходимостью укрепления, а как правило и реанимирования, подорванного в первые годы становления и трансформации России ресурсного потенциала ОПК как одного из базовых военно-технических аспектов формирования политики национальной безопасности РФ. В наше время реализуется общегосударственная программа, в рамках которой только на модернизацию производственного аппарата предприятий ОПК до 2020 года принято решение инвестировать более 3 трлн. руб. Но тут следует отметить, что необходима реализация эффективного институционального инструментария в области мониторинга и контроля за адресностью инвестирования и устранения административных барьеров для участников реализуемой программы, также активное внедрение последних достижений отечественных науки и техники. Во-вторых, несмотря на ощутимые потери, которые понес потенциал ОПК РФ в 90-е годы XX столетия, он все еще сохраняет большие возможности для развития «двойных» технологий, продукции двойного назначения, следовательно, и для производства не только военной, но и высокотехнологичной гражданской продукции. В сложившейся ситуации значимым представляется анализ и обоснование условий и критериев производства на оборонных предприятиях как высокотехнологичной оборонной, так и инновационной гражданской продукции. Последнее время оборонно-промышленный комплекс РФ активно обновляется и модернизируется, все происходящие мероприятия являются достаточно масштабными. В своем базисе они были направлены на усиление конкурентоспособности ОПК и переход на новый технологический этап развития, на увеличение доли производимой инновационной и высокотехнологичной продукции, что в дальнейшем обязательно приведет к усилению уровня обороноспособности и национальной безопасности страны. Подобные меры были бы невозможны эффективной государственной политики, главной целью которой выступает объединение предприятий ОПК в интегрированные структуры, восстановление разорванных технологических и организационно-управленческих связей между предприятиями. Мы характеризуем государственные меры в этом направлении как консолидацию оборонных предприятий, направленную в конечном итоге на повышение оборонной мощи России. Количество государственных инициатив по созданию интегрированных структур по состоянию на 2015 в ОПК России отражено на рисунке 1. Процессы консолидации, на наш взгляд необходимо продолжать. Так, за последние годы произошло объединение двух крупных российских оборонных предприятий «Ижмаш» и «Ижмех» в Концерн «Калашников». Планируется, что в будущем в «Калашников» войдут НИТИ «Прогресс», Вятско-Полянский завод «Молот», ОАО «КБАЛ им. Л.Н. Кошкина» и, возможно, передовой Тульский оружейный завод, а также другие предприятия стрелковой и боеприпасной отрасли. Активы объединяются для формирования отчетности и дальнейшего выхода на IPO в последующие годы. Несомненно, одной из причин продолжения процесса консолидации предприятий ОПК является необходимость широкой технологической модернизации оборонных отраслей, перевод их на путь инновационного развития. Объединившись в холдинг, компании увеличивают свою конкурентоспособность, слияние позволяет ликвидировать дублирующие производства, оптимизировать расходы, расширить производство гражданской продукции, снизить риски, связанные с возможным сокращением спроса на ВВСТ. В-третьих, определенным российским оборонным предприятиям удалось, по крайней мере, сохранить свой ресурсный потенциал благодаря успешной работе на внешних рынках вооружений и военной техники (ВВТ). Данное обстоятельство позволило России стремительно переместиться по экспорту ВВТ с 4-го места в 1996 г. на 2-е в 2012 г., которое сохранилось и в 2013-2017 гг., поэтапно сокращая разрыв с лидером в этом направлении - США.В этой связи, актуальным представляется анализ условий, при которых будут обеспечены устойчивые поставки каждым предприятием российского ОПК необходимого количества ВВТ, в установленные государственным оборонным заказом (ГОЗ) сроки и по контрактной цене для качественного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) современными образцами ВВТ и своевременного исполнения всех экспортных обязательств, что является надежным плацдармом формирования эффективно. К концу 2015 г. было практически завершено институциональное реформирование российского обороннопромышленного комплекса. В соответствии с приказом Минпромторга России от 23.07.2015 г. № 1828 в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса входят 1353 предприятия. Создана 61 интегрированная структура в составе 771 предприятия. Эти холдинги выпускают более 74% от общего объёма продукции ОПК [2]. В дальнейшем к 2020 -2025 гг. должен быть сформирован конкурентоспособный ОПК нового облика, включающий около 40 крупных высокотехнологичных научно-производственных организаций. В связи со сложившейся сложной внешнеэкономической, экономической и политической обстановкой и в целях концентрации имеющихся в стране технологических и оборонных возможностей, способных обеспечить отражение внешних угроз безопасности страны, Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2015 г. № 167 «О мерах по дальнейшему развитию открытого акционерного общества «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» ОАО «Концерн «Морское подводное оружие - Гидроприбор» включено в состав ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение». Однако несмотря на все меры предпринимаемые руководством страны нерешенными остаются множество как теоретических так и практических вопросов развития оборонно-промышленного комплекса. Причин чему множество. К примеру, одной из них является слабое развитие в рамках оборонно-промышленного комплекса внутрисистемного и межрегионального потенциала рыночной инфраструктуры, что затрудняет проведение четкой политики взаимодействия предприятий ОПК и государственных органов, ограничивает возможности развития военного производства. Одним из перспективных вариантов выхода из сложившейся ситуации является обоснование формирования и развития кластерной концепции в системе оборонного производства, что может выступить мощным толчком в области решения накопившихся проблем как технологического, так и инновационного развития. Сегодня кластерная политика представляет собой сочетание двух факторов: мобилизации высокого экономического потенциала высокотехнологичных отраслевых кластеров и повышения эффективности функционирования их инновационной инфраструктуры. Кластерный подход в России чаще всего используется при разработке региональных аспектов развития, что обусловливает его активное внедрение в экономику отдельных регионов. При этом преобладают технологические и экономические модели формирования кластеров, однако еще недостаточно уделяется внимания формам инкорпорирования в структуру кластеров знаний и интеллектуальных ресурсов. Кластерная политика, основанная на открытой интенсивной конкуренции между компаниями и отраслями, во многом и обусловливает повышение конкурентоспособности. В то же время необходимо учесть, что именно государство должно играть ключевую роль в поддержке конкретных кластерных программ и инициатив для их реализации с наибольшим эффектом. Считаем важным отметить, что концентрация усилий, направленных на создание конкурентоспособных отраслевых кластеров, в том числе в сфере оборонного производства, - это рациональное решение, позволяющее объединить инновационный и оборонно-промышленный потенциалы в целях получения синергетического эффекта инновационно-технологического развития высокотехнологичных отраслей промышленности [3]. Это особенно актуально в силу того, что ОПК - это та отрасль национальной экономики, которая пока остается конкурентоспособной на внешнеэкономических рынках. Она позволяет России занимать на мировом оружейном рынке первые места по объемам поставок вооружения и военной техники. В РФ в современных условиях достаточно большое количество примеров успешного функционирования инновационных кластеров. Так, в настоящее время на базе ОАО «Загорский оптико-механический завод», освобожденного от оборонного заказа, создается технопарк с перспективой формирования кластера по медицинскому приборостроению. Наиболее активная работа по созданию высокотехнологичных инновационных кластеров ведется ОАО «ОПК ОБОРОНПРОМ». В настоящее время реализуется инновационная программа по развитию семи высокотехнологичных инновационных кластеров, работающих в интересах обеспечения обороноспособности государства и национальной безопасности страны. Базисом для создания высокотехнологичных кластеров в оборонно-промышленном комплексе должны стать ударные прогрессивные исследования и наработки, фундаментальные научные исследования и реализация прикладных исследовательских программ в интересах повышения уровня обороноспособности и безопасности государства. Усиливает эти возможности и постоянно растущий экспорт вооружения из России. Средства, получаемые от продажи ВВСТ, целесообразно в первую очередь направлять на науку и высокотехнологичные технологии в сфере перспективных разработок, формируя тем самым инновационный задел для ключевой отрасли страны [4]. Детальный анализ и последующая систематизация опыт оборонных исследований зарубежных стран также является эффективным способом совершенствования военно-технической составляющей национальной безопасности нашей страны. Наиболее ценным при этом представляется опыт США, т.к. платформу национальной системы оборонных исследований составляют организации, осуществляющие поддержку научно-технических исследований в интересах национальной безопасности. Другим государством, где оборонные исследования являются ключевым направлением в военно-экономическом развитии, является Китай. Выделяет государственную политику Китая в этом генеральном направлении особая «модель государственного управления», в рамках которой сочетается четкая централизации власти и большие возможности в целях распространения свободных рыночных отношений. Проанализировать китайскую модель весьма затруднительно, так как страна закрыта с точки зрения получения информации о состоянии обороноспособности государства, поэтому в открытых источниках весьма скудные данные о проблематике оборонных исследований. Интересным представляется также опыт относительно новой страны - Израиля. Отметим, что систематизация и обобщение зарубежного опыта организации и проведения оборонных исследований в интересах реализации кластерной политики могут быть весьма полезны для исследования. Несмотря на то, что в предлагаемых к анализу странах существуют значительные различия в научно-технологическом и исследовательском потенциалах, уровне развития инновационной инфраструктуры, наличии базовых технологий и научно-технического задела оборонных исследований, каждая обладает специфическими особенностями, при всём этом национальная безопасность у этих государств находится на достаточно высоком уровне, и следовательно, мы предлагаем использовать и адаптировать их накопленный опыт применительно к российским условиям. Вызовы, которые диктует текущее время - обострение внешних угроз национальной безопасности России в международной сфере в первую очередь через попытки стран НАТО противодействовать укреплению нашей страны как одного из влиятельных анклавов создаваемой многополярной мировой системы не могут оставаться незамеченным для руководства государства. Кроме этого, сложившаяся геополитическая и военно-политическая обстановка вблизи границ России лишний раз доказывает вероятность возникновения и развития значительных вооруженных конфликтов, напрямую затрагивающих интересы безопасности РФ, или возникновения прямой военной угрозы безопасности государства. В целях сохранения приоритетных национальных интересов России необходимо не только обладать достаточными военно-экономическими ресурсами, но и иметь способность для оперативного реагирования и наращивания выпуска современных средств ведения вооруженной борьбы. В связи с чем актуальными становятся задачи повышения качества управления мобилизационной подготовкой промышленных предприятий. Под мобилизационной подготовкой предприятий и организаций понимается совокупность организационно-технических мероприятий, проводимых на предприятиях в мирное время, направленных на обеспечение выпуска необходимого количества продукции или оказание услуг, предусмотренных мобилизационным заданием и их поставки в установленные сроки и заданном количестве. Мобилизационная подготовка является отражением специфических интересов государства и его оборонно-промышленного комплекса. Вместе с тем мобилизационная подготовка промышленности России в современных условиях нуждается в продуманном поступательном, поэтапном и комплексном развитии. В заключении отметим, что в сложившихся условиях ( санкции стран Запада в отношении РФ, боевые действия в Сирии и на Донбассе, нарастающие террористические угрозы и т.д.) необходимы совокупные огромные усилия органов государственного управления по укреплению и реализации ресурсного потенциала предприятий ОПК РФ, способствующие усилению военно-экономической мощи нашей страны, укреплению боеспособности ВС, обеспечению необходимого уровня национальной безопасности России.
References

1. VPK Rossii. Ispolnenie normativnyh aktov o rasshirenii sostava integrirovannyh struktur. - M.: TS VPK, 2015

2. Osnovnye rezul'taty raboty Ministerstva promyshlennosti i torgovli Rossiyskoy Federacii za 2014 god. // Materialy zasedaniya Pravitel'stva RF 17 marta 2015 g

3. Abdulkadyrov A.S. Osobennosti klasterov potencial'nyh innovaciy: otraslevoy aspekt // Voprosy ekonomicheskih nauk. - 2013. - №3(61). - S.11-17

4. Abdulkadyrov A.S. Osobennosti postroeniya vysokotehnologichnyh klasterov innovacionnogo tipa // Problemy ekonomiki. - 2013. - № 6 (58). - S.9-12

Login or Create
* Forgot password?