Publication text
(PDF):
Read
Download
Отрезок начала XXI века в мире характеризуется ростом не только открытых вооруженных конфликтов, но и различных локальных войн, а также целым сонмом революций, сопровождающихся нарастанием террористической и военной угроз для нашей страны. Все происходящее свидетельствует о том, что сложившаяся на современном этапе геополитическая ситуация далека от стабильности и характеризуется глобальной трансформацией всей системы международных экономических, финансовых и военно-экономических военно-политических отношений. В сложившихся условиях усиливаются потенциальные возможности применения методов вооруженной борьбы для отстаивания национальных интересов, что находит практическое применение в процессе деятельности «cеверо-атлантического альянса НАТО», прежде всего, в лице его военной и идеологической основы - Соединенных Штатов Америки. С учетом существующих тенденций изменения геополитической ситуации, необходимости развития оборонного потенциала государства и обеспечения национальных интересов России, а также принимая во внимание системные институциональные особенности и структурные диспропорции российской экономики и ситуацию, сформировавшуюся вокруг отечественной военной организации, проблемы развития ресурсного потенциала и его эффективной реализации в последние годы приобретают особое значение для национальной безопасности и обороноспособности страны. Ведущая роль в достижении национальной безопасности и независимости нашего государства несомненно принадлежит оборонно-промышленному комплексу, эффективная деятельность которого напрямую зависит от имеющегося ресурсного потенциала (в точности финансово-материальные, информационные и трудовые резервы), которые используются либо могут быть использованы на всех фазах воспроизводственного процесса оборонной продукции. Актуальность вышеизложенного однозначна и не вызывает никаких сомнений, а также обусловлена рядом объективных обстоятельств, в частности к которым можно отнести: Во-первых, срочностью и необходимостью укрепления, а как правило и реанимирования, подорванного в первые годы становления и трансформации России ресурсного потенциала ОПК как одного из базовых военно-технических аспектов формирования политики национальной безопасности РФ. В наше время реализуется общегосударственная программа, в рамках которой только на модернизацию производственного аппарата предприятий ОПК до 2020 года принято решение инвестировать более 3 трлн. руб. Но тут следует отметить, что необходима реализация эффективного институционального инструментария в области мониторинга и контроля за адресностью инвестирования и устранения административных барьеров для участников реализуемой программы, также активное внедрение последних достижений отечественных науки и техники. Во-вторых, несмотря на ощутимые потери, которые понес потенциал ОПК РФ в 90-е годы XX столетия, он все еще сохраняет большие возможности для развития «двойных» технологий, продукции двойного назначения, следовательно, и для производства не только военной, но и высокотехнологичной гражданской продукции. В сложившейся ситуации значимым представляется анализ и обоснование условий и критериев производства на оборонных предприятиях как высокотехнологичной оборонной, так и инновационной гражданской продукции. Последнее время оборонно-промышленный комплекс РФ активно обновляется и модернизируется, все происходящие мероприятия являются достаточно масштабными. В своем базисе они были направлены на усиление конкурентоспособности ОПК и переход на новый технологический этап развития, на увеличение доли производимой инновационной и высокотехнологичной продукции, что в дальнейшем обязательно приведет к усилению уровня обороноспособности и национальной безопасности страны. Подобные меры были бы невозможны эффективной государственной политики, главной целью которой выступает объединение предприятий ОПК в интегрированные структуры, восстановление разорванных технологических и организационно-управленческих связей между предприятиями. Мы характеризуем государственные меры в этом направлении как консолидацию оборонных предприятий, направленную в конечном итоге на повышение оборонной мощи России. Количество государственных инициатив по созданию интегрированных структур по состоянию на 2015 в ОПК России отражено на рисунке 1. Процессы консолидации, на наш взгляд необходимо продолжать. Так, за последние годы произошло объединение двух крупных российских оборонных предприятий «Ижмаш» и «Ижмех» в Концерн «Калашников». Планируется, что в будущем в «Калашников» войдут НИТИ «Прогресс», Вятско-Полянский завод «Молот», ОАО «КБАЛ им. Л.Н. Кошкина» и, возможно, передовой Тульский оружейный завод, а также другие предприятия стрелковой и боеприпасной отрасли. Активы объединяются для формирования отчетности и дальнейшего выхода на IPO в последующие годы. Несомненно, одной из причин продолжения процесса консолидации предприятий ОПК является необходимость широкой технологической модернизации оборонных отраслей, перевод их на путь инновационного развития. Объединившись в холдинг, компании увеличивают свою конкурентоспособность, слияние позволяет ликвидировать дублирующие производства, оптимизировать расходы, расширить производство гражданской продукции, снизить риски, связанные с возможным сокращением спроса на ВВСТ. В-третьих, определенным российским оборонным предприятиям удалось, по крайней мере, сохранить свой ресурсный потенциал благодаря успешной работе на внешних рынках вооружений и военной техники (ВВТ). Данное обстоятельство позволило России стремительно переместиться по экспорту ВВТ с 4-го места в 1996 г. на 2-е в 2012 г., которое сохранилось и в 2013-2017 гг., поэтапно сокращая разрыв с лидером в этом направлении - США.В этой связи, актуальным представляется анализ условий, при которых будут обеспечены устойчивые поставки каждым предприятием российского ОПК необходимого количества ВВТ, в установленные государственным оборонным заказом (ГОЗ) сроки и по контрактной цене для качественного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) современными образцами ВВТ и своевременного исполнения всех экспортных обязательств, что является надежным плацдармом формирования эффективно. К концу 2015 г. было практически завершено институциональное реформирование российского обороннопромышленного комплекса. В соответствии с приказом Минпромторга России от 23.07.2015 г. № 1828 в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса входят 1353 предприятия. Создана 61 интегрированная структура в составе 771 предприятия. Эти холдинги выпускают более 74% от общего объёма продукции ОПК [2]. В дальнейшем к 2020 -2025 гг. должен быть сформирован конкурентоспособный ОПК нового облика, включающий около 40 крупных высокотехнологичных научно-производственных организаций. В связи со сложившейся сложной внешнеэкономической, экономической и политической обстановкой и в целях концентрации имеющихся в стране технологических и оборонных возможностей, способных обеспечить отражение внешних угроз безопасности страны, Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2015 г. № 167 «О мерах по дальнейшему развитию открытого акционерного общества «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» ОАО «Концерн «Морское подводное оружие - Гидроприбор» включено в состав ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение». Однако несмотря на все меры предпринимаемые руководством страны нерешенными остаются множество как теоретических так и практических вопросов развития оборонно-промышленного комплекса. Причин чему множество. К примеру, одной из них является слабое развитие в рамках оборонно-промышленного комплекса внутрисистемного и межрегионального потенциала рыночной инфраструктуры, что затрудняет проведение четкой политики взаимодействия предприятий ОПК и государственных органов, ограничивает возможности развития военного производства. Одним из перспективных вариантов выхода из сложившейся ситуации является обоснование формирования и развития кластерной концепции в системе оборонного производства, что может выступить мощным толчком в области решения накопившихся проблем как технологического, так и инновационного развития. Сегодня кластерная политика представляет собой сочетание двух факторов: мобилизации высокого экономического потенциала высокотехнологичных отраслевых кластеров и повышения эффективности функционирования их инновационной инфраструктуры. Кластерный подход в России чаще всего используется при разработке региональных аспектов развития, что обусловливает его активное внедрение в экономику отдельных регионов. При этом преобладают технологические и экономические модели формирования кластеров, однако еще недостаточно уделяется внимания формам инкорпорирования в структуру кластеров знаний и интеллектуальных ресурсов. Кластерная политика, основанная на открытой интенсивной конкуренции между компаниями и отраслями, во многом и обусловливает повышение конкурентоспособности. В то же время необходимо учесть, что именно государство должно играть ключевую роль в поддержке конкретных кластерных программ и инициатив для их реализации с наибольшим эффектом. Считаем важным отметить, что концентрация усилий, направленных на создание конкурентоспособных отраслевых кластеров, в том числе в сфере оборонного производства, - это рациональное решение, позволяющее объединить инновационный и оборонно-промышленный потенциалы в целях получения синергетического эффекта инновационно-технологического развития высокотехнологичных отраслей промышленности [3]. Это особенно актуально в силу того, что ОПК - это та отрасль национальной экономики, которая пока остается конкурентоспособной на внешнеэкономических рынках. Она позволяет России занимать на мировом оружейном рынке первые места по объемам поставок вооружения и военной техники. В РФ в современных условиях достаточно большое количество примеров успешного функционирования инновационных кластеров. Так, в настоящее время на базе ОАО «Загорский оптико-механический завод», освобожденного от оборонного заказа, создается технопарк с перспективой формирования кластера по медицинскому приборостроению. Наиболее активная работа по созданию высокотехнологичных инновационных кластеров ведется ОАО «ОПК ОБОРОНПРОМ». В настоящее время реализуется инновационная программа по развитию семи высокотехнологичных инновационных кластеров, работающих в интересах обеспечения обороноспособности государства и национальной безопасности страны. Базисом для создания высокотехнологичных кластеров в оборонно-промышленном комплексе должны стать ударные прогрессивные исследования и наработки, фундаментальные научные исследования и реализация прикладных исследовательских программ в интересах повышения уровня обороноспособности и безопасности государства. Усиливает эти возможности и постоянно растущий экспорт вооружения из России. Средства, получаемые от продажи ВВСТ, целесообразно в первую очередь направлять на науку и высокотехнологичные технологии в сфере перспективных разработок, формируя тем самым инновационный задел для ключевой отрасли страны [4]. Детальный анализ и последующая систематизация опыт оборонных исследований зарубежных стран также является эффективным способом совершенствования военно-технической составляющей национальной безопасности нашей страны. Наиболее ценным при этом представляется опыт США, т.к. платформу национальной системы оборонных исследований составляют организации, осуществляющие поддержку научно-технических исследований в интересах национальной безопасности. Другим государством, где оборонные исследования являются ключевым направлением в военно-экономическом развитии, является Китай. Выделяет государственную политику Китая в этом генеральном направлении особая «модель государственного управления», в рамках которой сочетается четкая централизации власти и большие возможности в целях распространения свободных рыночных отношений. Проанализировать китайскую модель весьма затруднительно, так как страна закрыта с точки зрения получения информации о состоянии обороноспособности государства, поэтому в открытых источниках весьма скудные данные о проблематике оборонных исследований. Интересным представляется также опыт относительно новой страны - Израиля. Отметим, что систематизация и обобщение зарубежного опыта организации и проведения оборонных исследований в интересах реализации кластерной политики могут быть весьма полезны для исследования. Несмотря на то, что в предлагаемых к анализу странах существуют значительные различия в научно-технологическом и исследовательском потенциалах, уровне развития инновационной инфраструктуры, наличии базовых технологий и научно-технического задела оборонных исследований, каждая обладает специфическими особенностями, при всём этом национальная безопасность у этих государств находится на достаточно высоком уровне, и следовательно, мы предлагаем использовать и адаптировать их накопленный опыт применительно к российским условиям. Вызовы, которые диктует текущее время - обострение внешних угроз национальной безопасности России в международной сфере в первую очередь через попытки стран НАТО противодействовать укреплению нашей страны как одного из влиятельных анклавов создаваемой многополярной мировой системы не могут оставаться незамеченным для руководства государства. Кроме этого, сложившаяся геополитическая и военно-политическая обстановка вблизи границ России лишний раз доказывает вероятность возникновения и развития значительных вооруженных конфликтов, напрямую затрагивающих интересы безопасности РФ, или возникновения прямой военной угрозы безопасности государства. В целях сохранения приоритетных национальных интересов России необходимо не только обладать достаточными военно-экономическими ресурсами, но и иметь способность для оперативного реагирования и наращивания выпуска современных средств ведения вооруженной борьбы. В связи с чем актуальными становятся задачи повышения качества управления мобилизационной подготовкой промышленных предприятий. Под мобилизационной подготовкой предприятий и организаций понимается совокупность организационно-технических мероприятий, проводимых на предприятиях в мирное время, направленных на обеспечение выпуска необходимого количества продукции или оказание услуг, предусмотренных мобилизационным заданием и их поставки в установленные сроки и заданном количестве. Мобилизационная подготовка является отражением специфических интересов государства и его оборонно-промышленного комплекса. Вместе с тем мобилизационная подготовка промышленности России в современных условиях нуждается в продуманном поступательном, поэтапном и комплексном развитии. В заключении отметим, что в сложившихся условиях ( санкции стран Запада в отношении РФ, боевые действия в Сирии и на Донбассе, нарастающие террористические угрозы и т.д.) необходимы совокупные огромные усилия органов государственного управления по укреплению и реализации ресурсного потенциала предприятий ОПК РФ, способствующие усилению военно-экономической мощи нашей страны, укреплению боеспособности ВС, обеспечению необходимого уровня национальной безопасности России.