THE SYSTEM OF NATIONAL SECURITY IN THE CURRENT LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the national security system in the form in which it is presented in the current legislation of the Russian Federation. The author attempted to develop a rigorous and universal criteria by which to share national security.

Keywords:
national security, national security system, national security, public security, public safety, security of the person
Text
Publication text (PDF): Read Download

Один из важнейших теоретико-правовых аспектов в общей теории национальной безопасности - система национальной безопасности. Видовое многообразие категории «национальная безопасность» сегодня не только не позволяет комплексно раскрыть систему этих видов, но и простое их перечисление в рамках исчерпывающего перечня представляется весьма сложным. Под системой национальной безопасности предлагаем понимать совокупность видов и подвидов национальной безопасности в их взаимодействии. При этом необходимо различать понятия «система национальной безопасности» и «система обеспечения национальной безопасности». В последнюю, помимо прочего, должна входить система сил и средств обеспечения и иные компоненты. Следует согласиться с Н.И. Костюченко, в том, что система национальной безопасности сегодня почти не исследовалась с точки зрения системного подхода [1, c. 35]. На сегодняшний день отечественная доктрина выедает колоссальное количество видов безопасности, в том числе и весьма специфических, не имеющих отражения в нормативных документах (в частности, «духовная безопасность»). В этой связи представляется целесообразным в исследовании системы национальной безопансости отталкиваться от тех видов безопасности, которые представлены в системе действующего законодательства и стратегического планирования России. То есть речь идет о законодательно закрепленной, реально действующей системе, подкреплённой нормативным механизмом обеспечения по каждому виду. Анализ действующих нормативных правовых актов и документов стратегического планирования позволил нам раскрыть систему видов безопасности следующим образом. В Стратегии национальной безопасности установлено: «национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации» [2]. На наш взгляд, с точки зрения теории национальной безопасности здесь более корректно было бы говорить не об обороне (не смотря на наличие одноименного федерального закона), а о военной безопасности, поскольку оборона - это деятельность по обеспечению военной безопасности. При этом военная безопасность - более широкое понятие и включает в себя помимо обороны страны иные аспекты. Конституция Российской Федерации упоминает такие виды безопасности, как безопасность (обобщающая категория, синоним национальной безопасности), безопасность государства, государственная безопасность, общественная безопасность, экологическая безопасность. Нам представляется, что упоминаемые в Конституции понятия «государственная безопасность» и «безопасность государства» не тождественные, несмотря на их лексическое сходство. В первом случае речь идет о категории «государство», во втором - «страна». Государство определяется как политическая система власти, как особого рода организация, а страна же характеризуется в большей степени историческим и культурными факторами, включающими население, общность территории, язык и т.п. Таким образом, при употреблении термина «безопасность государства» подразумевается безопасность страны, безопасность России, иными словами, - национальная безопасность. Федеральный закон «О безопасности» к основным видам безопасности относит государственную, экологическую, общественную и безопасность личности. Разработчики Стратегии отнесли к видам безопасности, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность и безопасность личности. Существуют виды безопасности, по которым приняты отдельные федеральные законы, регулирующие вопросы их обеспечения. Это, в частности: пожарная безопасность[3], безопасность дорожного движения [4], безопасность критической информационной инфраструктуры [5], безопасность пищевых продуктов [6], безопасность зданий и сооружений [7], радиационная безопасность [8], промышленная безопасность на опасных производственных объектах [9], безопасность гидротехнических сооружений [10], безопасность объектов топливно-энергетического комплекса [11] (при этом последние три родственные вида безопасности логично рассматривать в рамках одного обобщающего - техногенной безопасности). В рамках стратегического планирования отдельных документов удостоены: экономическая безопасность [12], экологическая безопасность [13], информационная безопасность [14], продовольственная безопасность [15] общественная безопасность [16]. Значительное число видов безопасности не имеют специального закона или иного нормативного правового акта, а также документа стратегического планирования. Однако имеется их упоминание в действующем законодательстве, а также определенная система обеспечения. Так, например, Концепция общественной безопасности в Российской Федерации относит к подвидам общественной безопасности пожарную, химическую, биологическую, ядерную, радиационную, гидрометеорологическую, промышленную и транспортную безопасности. При этом все эти виды - не просто результат мыслительной деятельности и отражение в документе идей их его разработчиков - они, как правило, имеют нормативное закрепление. Так, например, понятие гидрометеорологической безопасности приводится в Федеральном законе «О гидрометеорологической службе» [17]. Таким образом, разные виды национальной безопасности по-разному представлены в системе действующего законодательства - от простого упоминания, до комплексного правового регулирования. При, казалось бы, простом вопросе разделения национальной безопасности на виды в зависимости от сфер человеческой деятельности, возникает вопрос более сложного характера. К какому виду безопасности отнести сложные виды, например, «экологическую безопасность на транспорте» или же «информационную безопасность личности». В этой связи и возникает вопрос о критериях разграничения национальной безопасности по видам. Представляется интересным определить общетеоретические критерии разделения безопасности на виды как основу построения системы национальной безопасности. При этом данные критерии в обязательном порядке должны обладать не только логичностью, но и универсальностью и давать ответ на вопрос о природе всех видов и подвидов национальной безопасности. Нам хотелось бы предложить научному сообществу следующие критерии. 1. Деление безопасности на виды по объектам безопасности Не смотря на определенную эволюцию легального определения национальной безопасности, уже более 20 лет к ее объектам бессменно относят «личность, общество и государство». Данная триада в качестве объектов обеспечения безопасности фигурируют в целом ряде законодательных актов, как общих, так и специальных. В частности, в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации», Федеральном законе «О полиции» и др. Практически любой вид национальной безопасности сегодня принято трактовать как защищенность личности, общества и государства. В этой связи в первую очередь к видам безопасности следует отнести государственную безопасность, общественную безопасность и безопасность личности. При этом в рамках личной безопасности в действующем законодательстве выделяются подвиды в зависимости от статуса личности. Например, «безопасность детей» [18], «личная безопасность сотрудника полиции» [19]. Личность, общество и государство предлагаем рассматривать как социальные объекты национальной безопасности. Иными словами - люди и их объединения в виде общества и государства с присущими им жизненно важными интересами. Данные объекты национальной безопасности условно можно именовать первичными. Говоря о глубинной природе общественной безопасности, обратившись к труду А. А. Прохожева «Теория развития и безопасности человека и общества», следует отметить, что само общество как система уже является своеобразным механизмом обеспечения безопасности, поскольку «стремление к безопасности явилось одной из побудительных причин объединения древних людей в общество» [20, с. 12]. Этот же тезис можно смело отнести и к государству. В подтверждение этого, многие современные исследователи развивают обозначенный еще в трактате «Левиафан» тезис Т. Гоббса о том, главной целью государства является обеспечение безопасности [21, с. 116]. В частности, Р.Ф. Идрисов пишет, что по большому счету люди придумали когда-то само государство как форму своей организации с главной целью - обеспечить свою безопасность [22, с. 59]. Бывает весьма сложно разграничить общество и личность как объекты национальной безопасности. Поскольку, угрозы, направленные на безопасность личности, так или иначе угрожают безопасности общественной и напротив, угрозы общественной безопасности - не могут обойти своим фронтом личность как неотъемлемый и главный элемент общества. Для благополучного существования личности, функционирования государства и общества необходимы некоторые системы, обеспечивающие данный процесс - экономическая, экологическая, информационная, транспортная, энергетическая и другие. Безопасность этих систем (сфер человеческой деятельности) - условие безопасности социальных объектов. Это уже вторичные (производные) - несоциальные объекты безопасности. Ввиду многообразия человеческой деятельности, каждый такой вид безопасности может включать в себя подвиды. Так, например, экономическая безопасность включает в себя продовольственную безопасность. Кроме этого, каждый социальный объект (личность, общество или государство) имеет конкретный жизненно важный интерес в несоциальной сфере. Так появляются такие виды безопасности, где есть социальный объект и несоциальный, но в привязке к социальному. Это, например, «экономическая безопасность личности», «информационная безопасность государства», и т.п. (Схема 1) 2. Деление национальной безопасности на виды по источникам угроз. Деление видов национальной безопасности по объекту не может охватить все виды и подвиды национальной безопасности. Предлагается дополнительно в качестве критерия для классификации видов безопасности использовать деление на виды по характеру источника угроз. Классическими примерами таких видов безопасности является пожарная, радиационная, химическая, ядерная и т.п. В данном случае объектом является общество (именно поэтому в Доктрине общественной безопасности России они отнесены к видам общественной безопасности), а виды выделены соответственно источникам угроз (Схема 2). Применительно к данной классификации можно говорить о смешении двух видов безопасности, один из которых будет объектом, а другой - угрозой. Например, экологическая безопасность на транспорте. В данном случае экологическая система будет выступать объектом безопасности, а транспорт - источником угрозы. Иногда одни и те же виды безопасности по объекту могут выступать видами безопасности в зависимости от источников угроз. Например, «безопасность населения на транспорте» [23]. Транспорт здесь (в отличие от транспортной безопасности) также выступает как источник угрозы для населения. Или же «информационная безопасность детей» [24], где информация (в отличие от информационной безопасности) является не объектом, а также источником угрозы. Нам представляется, что выработанные критерии обладают логичностью и универсальностью в той мере, в которой можно говорить о научно обоснованной системе национальной безопасности России с присущими ей внутрисистемными взаимосвязями применительно к каждому виду и подвиду.
References

1. Kostyuchenko N. I. Problemy teorii nacional'noy bezopasnosti, svyazannye s neopredelennost'yu ponyatiya «bezopasnost'» i ego mesta v social'nyh sistemah // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 2.

2. Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 № 683 «O Strategii nacional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus»

3. Federal'nyy zakon ot 21.12.1994 № 69-FZ (red. ot 29.07.2017) «O pozharnoy bezopasnosti» // SPS «Konsul'tantPlyus»

4. Federal'nyy zakon ot 10.12.1995 № 196-FZ (red. ot 26.07.2017) «O bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya» // SPS «Konsul'tantPlyus»

5. Federal'nyy zakon ot 26.07.2017 № 187-FZ «O bezopasnosti kriticheskoy informacionnoy infrastruktury Rossiyskoy Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus»

6. Federal'nyy zakon ot 02.01.2000 № 29-FZ (red. ot 13.07.2015) «O kachestve i bezopasnosti pischevyh produktov» // SPS «Konsul'tantPlyus»

7. Federal'nyy zakon ot 30.12.2009 № 384-FZ (red. ot 02.07.2013) «Tehnicheskiy reglament o bezopasnosti zdaniy i sooruzheniy» // SPS «Konsul'tantPlyus»

8. Federal'nyy zakon ot 09.01.1996 № 3-FZ (red. ot 19.07.2011) «O radiacionnoy bezopasnosti naseleniya» // SPS «Konsul'tantPlyus»

9. Federal'nyy zakon ot 21.07.1997 № 116-FZ (red. ot 07.03.2017) «O promyshlennoy bezopasnosti opasnyh proizvodstvennyh ob'ektov» // SPS «Konsul'tantPlyus»

10. Federal'nyy zakon ot 21.07.1997 № 117-FZ (red. ot 03.07.2016) «O bezopasnosti gidrotehnicheskih sooruzheniy» // SPS «Konsul'tantPlyus»

11. Federal'nyy zakon ot 21.07.2011 № 256-FZ (red. ot 06.07.2016) «O bezopasnosti ob'ektov toplivno-energeticheskogo kompleksa» // SPS «Konsul'tantPlyus»

12. Ukaz Prezidenta RF ot 13.05.2017 № 208 «O Strategii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda» // SPS «Konsul'tantPlyus»

13. Ukaz Prezidenta RF ot 19.04.2017 № 176 «O Strategii ekologicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii na period do 2025 goda» // SPS «Konsul'tantPlyus»

14. «Ukaz Prezidenta RF ot 05.12.2016 № 646 «Ob utverzhdenii Doktriny informacionnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus»

15. Ukaz Prezidenta RF ot 30.01.2010 № 120 «Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus»

16. Koncepciya obschestvennoy bezopasnosti v Rossiyskoy Federacii (utv. Prezidentom RF 14.11.2013 № Pr-2685) // SPS «Konsul'tantPlyus»

17. Federal'nyy zakon ot 19.07.1998 №113-FZ (red. ot 05.04.2016) «O gidrometeorologicheskoy sluzhbe» // SPS «Konsul'tantPlyus»

18. Federal'nyy zakon «O zaschite detey ot informacii, prichinyayuschey vred ih zdorov'yu i razvitiyu» ot 29.12.2010 № 436-FZ // SPS «Konsul'tantPlyus»

19. Federal'nyy zakon ot 07.02.2011 № 3-FZ (red. ot 05.12.2017) «O policii» // SPS «Konsul'tantPlyus»

20. Prohozhev A. A. Teoriya razvitiya i bezopasnosti cheloveka i obschestva. - M. - 2006.

21. Gobbs T. Leviafan, ili materiya, forma i vlast' gosudarstva cerkovnogo i grazhdanskogo. M. - 2001.

22. Idrisov R. F. Teoreticheskie i pravovye problemy obespecheniya nacional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii : dis. … d-ra yurid. nauk. M. - 2002.

23. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 30.07.2010 № 1285-r (red. ot 11.12.2013) «Ob utverzhdenii Kompleksnoy programmy obespecheniya bezopasnosti naseleniya na transporte» // SPS «Konsul'tantPlyus»

24. Federal'nyy zakon ot 29.12.2010 № 436-FZ (red. ot 01.05.2017) «O zaschite detey ot informacii, prichinyayuschey vred ih zdorov'yu i razvitiyu» // SPS «Konsul'tantPlyus»

Login or Create
* Forgot password?