Abstract and keywords
Abstract (English):
The main aspects of Iran policy in south Caucasian region (Trans-Caucasus) is regarded in the article from the point of view of regional and international security.

Keywords:
The South Caucasus, Iran, regional security, international security
Text
Publication text (PDF): Read Download

Иран активно вовлечен в регион Южного Кавказа наряду с другой региональной державой - Турцией. Отношения между Турцией и Ираном зачастую представляет собой конкуренцию за влияние в регионе, но иногда можно наблюдать и элементы сотрудничества [2, с.43]. С древнейших времен иранские государства как, например, Сасанидская Империя в древности или Сефевидская держава в XVI-ХVIII вв., активно действовали в регионе Южного Кавказа. Иран был известен европейцам, и вошел в мировую историю под названием Персия. Только в 1935 г. шах Ирана Реза Пехлеви поменял название своей страны. Следует отметить, что иранцы еще с древнейших времен называли свою страну Ираном. На протяжении долгих веков древнеиранские государства играли важную роль на политической арене мира. Долгие века существовали иранские империи и на огромных территориях правили иранские династии. К этим территориям относится и Южный Кавказ. Иран долго боролся за преобладание на этих территориях с Турцией, а затем и с Россией [5]. Современная Исламская Республика Иран (ИРИ) - одна из ведущих стран исламского мира, непосредственно примыкает к региону Южного Кавказа и граничит с Арменией, Автономной Республикой Нахичевань, Азербайджаном и Нагорно-Карабахской Республикой. К этому надо добавить, что север Ирана омывается водами Каспийского моря. Иран является довольно влиятельной страной в регионе Ближнего Востока и ориентиром для многочисленного шиитского населения арабских стран. В таких странах, как Ирак, Бахрейн, Ливан и других имеются многочисленные общины шиитов. В некоторых случаях шиитов абсолютное большинство, как например в Бахрейне. Но власть принадлежит суннитам. Применительно к Кавказу следует отметить, что большая часть населения Азербайджана исповедуют шиитский ислам. Иран развивается быстрыми темпами. Экономика Ирана - одна из крупнейших в исламском мире. По макроэкономическим показателям он является одним из лидеров исламского мира. По объему ВВП, подсчитанному с учетом паритета покупательной способности (ППС), Иран уступает в исламском мире лишь Саудовской Аравии, Индонезии и Турции. У Ирана и в общемировой таблице ощутимые показатели - 27-е место по данным Всемирного Банка за 2016 г. У Ирана есть свои конкурентные преимущества, есть и недостатки, вызванные санкциями, действующими с 1979 г. Санкции против Ирана, ограничивают контакты с Ираном и доступ к технологиям для исламской республики. Иран очень богат энергоносителями. Исламская республика входит в первую пятерку стран по запасам и добыче, как нефти, так и газа [7]. Иранская нефть играет очень важную роль во внешней политике страны. Благодаря поступлениям от углеводородов Иран пытается диверсифицировать экономику и это ему удается. Значительны успехи Ирана в горнорудной промышленности и металлургии. Иран один из крупнейших производителей стали на Ближнем Востоке и в Африке. Первое место по производству стали в названном регионе занимает Турция, а вот второе место занимает Иран. Иран долгое время развивает собственное автомобилестроение и есть ощутимые успехи в этой области, в том числе благодаря сотрудничеству с французскими автомобилестроительными компаниями. А производство автомобилей в Иране увеличивается с каждым годом. Производятся автомобили, как под иранскими марками, так и европейскими. За последние годы Иран обогнал в автомобилестроении такие страны, как Великобритания, Италия и Россия. Очевидны успехи Ирана в химической промышленности, сельском хозяйстве и других сферах экономики. Возрождается сфера туризма, серьезно пострадавшая от ирано-иракской войны 1980-1988 гг. Для стран Южного Кавказа большое значение имеет фактор Ирана как большого рынка сбыта своих товаров. Важен и фактор иранской территории в транзите товаров из Китая и стран Персидского залива в страны Южного Кавказа и обратно. Однако из стран Южного Кавказа ориентирована на Иран только Армения, а Грузия и Азербайджан тесно сотрудничают с Турцией. Еще со времен Карабахского конфликта между Арменией и Ираном установился дружественный и стратегический характер отношений. В экономике Армении Иран играет важную роль и является одним из ведущих торговых партнеров Армении. К этому следует добавить, что в условиях блокады Армении (закрыта армяно-турецкая граница, армяно-азербайджанская граница на всем протяжении, включая Нахичеванскую Автономию), Иран является одним из двух выходов Армении во внешний мир, наряду с Грузией. Отсутствие железнодорожной связи между странами оставляет свой отпечаток в товарообороте между странами. Однако Иран открывает путь Армении в арабские страны, Индию и Китай. Исходя из этих соображений уже существует проект строительства железной дороги Армения - Иран. А вот газопровод Иран - Армения уже является реальностью. Переговоры о строительстве газопровода начались в 1995 г. и длились десять лет. Согласно армяно-иранскому договору, Иран обязался в последующие 20 лет поставлять Армении 36 млрд. кубометров газа. Первый этап проекта предусматривал строительство 100 км газопровода по территории Ирана и 41 км по территории Армении (Мегри - Каджаран), что позволило бы Армении получать 1,5 млн. куб. м газа ежедневно. Второй этап предусматривал прокладку трубы вглубь Армении. 19 марта 2007 г. в приграничном армянском городке Агарак прошла церемония открытия газопровода, при участии президентов Армении и Ирана, Р. Кочаряна и М. Ахмадинежада. Газ, поступающий из Ирана, будет перерабатываться на армянских генерирующих мощностях в электроэнергию, которая в свою очередь будет экспортироваться в качестве оплаты за поставленный газ обратно в Иран. Таким образом, газопровод Иран - Армения имеет лишь национальный характер. Для Армении армяно-иранский участок границы имеет огромное значение и прежде всего политическое. Оно дает осознание того, что армяно-грузинская граница не единственное окно в мир. И главное, что и Грузия, и Иран могут связать Армению с ее главным союзником - Россией. Уже были случаи, когда Армении приходилось опробовать путь через Иран, связывающий Армению и Россию. Это автомобильная дорога до иранского порта на Каспийском море Энзели и дальше морем до Астрахани или другого российского порта, к примеру, порт Оля. Для Армении важна роль Ирана и в урегулировании карабахского конфликта. Здесь Иран демонстрирует взвешенный подход. Для Армении вовлечение Ирана в разнообразные процессы, происходящие на Южном Кавказе имеет важное значение, и рассматривается в качестве одного из важных факторов сохранения равновесия и стабильности [8]. Отношения между Ираном и Азербайджаном являются натянутыми, несмотря на религиозную близость. Между Ираном и Азербайджаном существуют разногласия по поводу раздела нефтеносных районов Каспия. Существует напряженность и по поводу подхода Баку к провинциям Ирана населенными этническими азербайджанцами. В сфере экономики Иран является одним из важных торговых партнеров Азербайджана. В январе 2011 г. Иранская национальная компания по экспорту газа (NIGEC) и государственная нефтяная компания Азербайджана (SOCAR) подписали долгосрочный контракт по поставкам природного газа из Азербайджана в Иран. В соответствии с этим контрактом, заключенному на 5 лет, в 2011 г. Азербайджан поставит в исламскую республику 1 млрд. куб. м газа, а в последующие годы объем поставок увеличиться. Ранее Азербайджан и Иран уже подписали два меморандума о расширении сотрудничества в области поставок газа и электроэнергии. Между странами существуют еще ряд проектов, однако решающего значения для региона не имеют, в плане политики и региональной безопасности. Это обусловлено еще и протурецкой и прозападной ориентацией Азербайджана. Иран является связующим звеном между Азербайджаном и ее автономией Нахичеванью. И Иран, и Азербайджан стараются проводить взвешенную политику по отношению друг к другу. Азербайджан заинтересован в хороших отношениях с Ираном [4]. Отношения между Ираном и Грузией также обусловлены дополнительным фактором. Это проамериканская политика Грузии, которая не позволяет углубить отношения между странами. Попытка грузинского руководства заменить российские поставки газа на иранский газ встретило сопротивление в лице США. В итоге американское руководство уговорило Азербайджан для поставок газа в страну. В целом Иран и Грузия сотрудничают в сферах энергетики, сельского хозяйства и транспорта. К вышесказанному следует добавить, что из Ирана ежегодно значительные туристические потоки устремляются во все три традиционные страны Южного Кавказа. Для экономик этих стран это имеет очень большое значение. В вопросах региональной безопасности «ядерная программа» Ирана играет существенную роль. Иран идет на открытую конфронтацию с Израилем. А Израиль - главный союзник США в регионе. Израиль установил тесные связи с Азербайджаном и это вызывает недовольство Ирана. Израиль крайне незаинтересован в усилении Ирана и тем более - в появлении у Ирана ядерного оружия. Это не в интересах и всех сопредельных с Ираном стран. Ни Грузии, ни Азербайджану, ни Армении, ни России, ни Турции не нужен под боком такой радикально настроенный и непредсказуемый сосед, в лице Ирана, обладающего ядерным оружием. Однако постоянное напоминание США о возможном ударе по Ирану играет свою негативную роль в регионе. В случае военного вмешательства США понадобиться плацдарм для удара. Прощупывание таких вариантов с Грузией и Азербайджаном встречает резко негативный отклик Ирана. Недовольство Ираном со стороны Западного сообщества выражается в том, что эта страна, до сих пор не подконтрольная США и их союзникам, владеет значительным объемом богатейших энергетических ресурсов и путями их транспортировки. США стремится установить полный контроль над регионом. А Иран проводит независимую внешнюю политику. Проводимая политика Ирана в Сирии и Ливане идут вразрез с интересами Израиля. Вооруженные силы Ирана боеспособны и многочисленны. По численности в регионе армию Ирана можно сравнить лишь с турецкими и пакистанскими войсками. Однако у Ирана ограничены возможности военно-политического и военно-технического сотрудничества. Главным союзником Ирана в этой области можно назвать Россию, ввиду возможности российского ВПК обеспечить нужды иранской армии [3, с.32]. Россия активно поставляет Ирану военную технику. Иран также самостоятельно разрабатывает собственные виды вооружения. Иран, претендующий на роль лидера исламского мира, старается проводить активную внешнюю политику, в том числе и на Южном Кавказе. Чрезмерного усиления влияния Ирана в регионе не приветствует Турция и США, но это не в интересах и России. Несмотря на, то, что Турция вовлечена в регион больше, чем Иран, Тегеран играет важную роль ввиду своей возможности сбалансировать турецкое влияние в регионе. Ирану необходимо обезопасить себя от возможных американских ударов с севера, с территории Грузии или Азербайджана. Размещение в этих республиках американских баз также не в интересах России. Поэтому в этих вопросах Россия главный союзник Ирана. Активно подключаясь к карабахскому урегулированию, Иран старается удержать свое влияние в данном вопросе и иметь рычаги давления на Азербайджан. Однако в настоящее время карабахским урегулированием занимается Минская группа ОБСЕ. Однако и Иран, и Турция выступают за расширение состава Минской группы. У Ирана складываются близкие добрососедские отношения с Азербайджаном и Арменией. У Ирана и Армении отношения более глубокие, ввиду общности интересов. И Армения, и Иран видят в России одного из факторов сохранения стабильности и безопасности в регионе. Отсутствие общей границы между Ираном и Грузией, а также фактор евро-атлантической ориентации Грузии откладывают свой отпечаток на грузино-иранских отношениях. Россия, Турция и Иран имеют богатую историю взаимоотношений между собой и со странами Южного Кавказа. Территории Южного Кавказа в различные периоды истории входили в состав Российской, Османской и Персидской империй. В истории известны множество войн между Россией, Турцией и Ираном за преобладание на территории Южного Кавказа. Распад СССР реанимировал противоречия этих стран по отношению к Южному Кавказу. Современная ситуация не отличается особой уникальностью в том плане, что в данном регионе пересекаются интересы не только вышеназванных держав, но и США, ЕС и НАТО. Великобритания, Германия и Франция активно интересовались ресурсами Каспийского моря, а после Первой мировой войны, непосредственно были вовлечены в регион Южного Кавказа. Нынешняя ситуация чем-то напоминает действительность периода окончания Первой мировой войны. Именно тогда с распадом Российской империи образовались Грузия, Азербайджан и Армения. В тот период истории страны Южного Кавказа также ориентировались на разных акторов. В условиях отсутствия российского влияния в регионе, страны Южного Кавказа ориентировались на Турцию, Великобританию, США и Германию. Однако возвращение России в регион положило конец конфликтам и войнам как между странами региона, так и стремительному проникновению Турции. Советская Россия подписала Московский и Карские договора с Турцией, определив границы между странами Южного Кавказа и Турцией. Турция ушла из региона, а страны Южного Кавказа образовали Закавказскую федерацию, которая стала одним из четырех учредителей СССР, наряду с Россией, Украиной и Белоруссией. В настоящее время усиление влияния России также приводит к уменьшению влияния внерегиональных акторов. Однако Россия не действует столь активно, чтобы свести влияние внерегиональных акторов к минимуму, имея и другие проблемные участки у своих границ, как например в ситуации с Украиной. Регион Южного Кавказа играет важную роль в политике России по обеспечению национальной безопасности [1, с. 86]. Усиление влияния России в регионе Южного Кавказа уменьшит иранское влияние, также, как и турецкое. Однако, в настоящее время и Иран, и Россия заинтересованы в сдерживании влияния США, стран ЕС и НАТО в регионе Южного Кавказа [6]. Иран не приветствует планы Грузии и Азербайджана по углублению взаимоотношений с НАТО, тем более что Грузия декларирует вхождение в состав НАТО. Для Ирана вопрос присутствия вооруженных сил НАТО на Южном Кавказе чрезвычайно важен. Войска НАТО и США при таком развитии событий фактически окружат Иран со всех сторон. В настоящее время в Персидском заливе размещены военные и военно-морские базы США, НАТО контролирует границу Ирана с Афганистаном, к тому же и Турция является членом НАТО. С учетом союзнических отношений США и Пакистана, границы Ирана и стран Южного Кавказа приобретают стратегическое значение в вопросе обеспечения безопасности Исламской Республики Иран.
References

1. Vilovatyh A. V., Rogovaya A. V. Bezopasnost' Rossii i voenno-politicheskie processy v Kavkazskom regione. / A.V. Vilovatyh, A.V. Rogovaya // Vestnik MGIMO Universiteta. - 2015. - № 3(42). - S. 85-93

2. Druzhilovskiy S. B. Irano-tureckoe sopernichestvo v Zakavkaz'e / S.B. Druzhilovskiy // Obozrevatel'. - 2012. - № 4. - S. 43-49

3. Druzhilovskiy S. B. Transformaciya vneshnepoliticheskogo kursa Irana i ee vliyanie na rossiysko-iranskie otnosheniya. / S.B. Druzhilovskiy // Nauchno-analiticheskiy zhurnal Obozrevatel' - Observer. - 2017. - № 3 (326). - S. 25-35

4. Koncepciya nacional'noy bezopasnosti Azerbaydzhanskoy Respubliki. 23 maya 2007 g. [Elektronnyy resurs] // Sayt Gosudarstvennoy Migracionnoy Sluzhby Azerbaydzhanskoy Respubliki. - Rezhim dostupa: http://migration.gov.az/images/pdf/b5f3b29fd98276567dd7f0fd0ff2a58b.pdf

5. Mamedova N. M. Iran i Turciya - faktory sopernichestva i sotrudnichestva. [Elektronnyy resurs] // Institut Blizhnego Vostoka. - 3.04.2012 g. - Rezhim dostupa: http://www.iimes.ru/?p=14495

6. Hosseynzadeh V. Rossiysko-iranskoe sotrudnichestvo v celyah sderzhivaniya NATO v Central'noy Azii i Yuzhno-Kavkazskom regione [Elektronnyy resurs] // «Obschestvo: politika, ekonomika, pravo» - 2017. - № 5. - Rezhim dostupa: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/pep/2017/5/politics/hosseinzadeh.pdf

7. Sharipov U. Iran na mirovom rynke uglevodorodov. [Elektronnyy resurs] // Obozrevatel'. № 7/2013. - Rezhim dostupa: http://observer.materik.ru/observer/N7_2013/064_072.pdf

8. Հայաստանի Հանրապետության ազգային անվտանգության ռազմավարություն. 26 հունվարի 2007 թ. [Elektronnyy resurs] // Հայաստանի Հանրապետության պաշտպանության նախարարություն (Strategiya nacional'noy bezopasnosti Respubliki Armeniya.). - Rezhim dostupa: http://www.mil.am/media/2015/07/827.pdf

Login or Create
* Forgot password?